Костяновская Вера Григорьевна : другие произведения.

Где живет Время

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Где живет Время? Трудно ответить на этот вопрос. Вероятно, ушедшее Bремя живет в часах, причем не в современных, очень умных и много-функциональных. Современные часы умеют делать все, не заменят разве что холодильник и стиральную машину. Но они слишком юны и надменны, чтобы хранить время. Зато старые часы, напольные или настенные, из натурального дерева, с тяжелым маятником и мелодичным боем служат хранилищем ушедшего Времени. Они помнят старые интерьеры и атмосферу давно минувших дней. Они полны трогательных, а порой и забавных воспоминаний о времени, давно прошедшем.
  
  Невероятным стечением обстоятельств, после трагедий войн и эвакуаций, после перемены мест жительства и многочисленных ремонтов, в доме Марининой прабабушки сохранились старинные часы. Марина сама уже приближалась к возрасту прабабушек, но помнила из своего далекого детства, это помпезное устройство, их корпус изготовленный из черной ольхи, украшенный витиеватой резьбой и покрытый лаком. Маятник, движущийся без остановок, казалось, символиизирует движение времени. А музыкальный механизм, играющий ангельское приветствие - Аве Мария, превращал часы в необыкновенное словно бы живое существо - Хранителя Времени. Марина помнила дедушку, который потерял на фронте зрение, нервически ласкающего ладонями дерево старых часов. Он что-то шептал, припав лбом к стеклу циферблата, а зачарованная Марина, боялась дышать, стоя недалеко от него и ничего не понимая в этой удивительной мизансцене. Дедушка Марины был когда-то часовым мастером. Потеря зрения лишила его не только привычных красок и очертаний, которыми обладают зрячие, но и возможности выполнять любимую им работу. Когда дедушки не стало, ее мама почти повторила этот молчаливый диалог с часами, а по сути - диалог со Временем. Марине в ту пору было уже 16 лет, она стояла рядом с мамой и внимала движению ее рук по корпусу старых часов и, казалось, слышала ее беззвучный разговор. Старые часы служили для Марины реальным хранилищем Времени, напоминанием о прошлом и удивительным вместилищем воспоминаний. Сейчас подходя к ним, сохранившимся ценой колоссальных ее усилий и не сданным в музей старинного быта, она понимала, что они отсчитывают оставшееся время и для нее, но это ничуть ее не огорчало. Ведь для всего есть свое время, для юности, зрелости и мудрости, так же как и время разбрасывать камни и время их собирать. И это Время, живущее в старых часах, она могла видеть и осязать.
  
  Другим хранилищем ушедшего времени служат старые фотографии. С момента изобретения фотографии почти 200 лет тому назад, с начала существования диковинной камеры обскура и до наших дней с цифрофыми камерами, вмонтированными в наши телефоны, фотографическое изображение выполняет функции запечатления времени. Так же как и новомодные часы, цифровые фотографии удивительно точны и ярки, но настоящим вместилищем Времени все же служат не они, а старые, пожелтевшие и поблекшие, часто покореженные тем же самым Временем снимки давно ушедших дней.
  
  В своем провинциальном городке Шурик считался одним из самых известных фотографов. Его не интересовали фотовыставки, которые изредка появлялись во дворце культуры или же в местном изобразительном музее. Он любил работать с людьми, не важно при этом было, запечатлевал ли он отдельные лица или же группу людей - семьи, классы, и другие человеческие собрания. Почти невероятно представить, но Шурик помнил большинство тех, кого увековечивал его стрый верный "Киев". Но не только Шурик запоминал лица и жизненные ситуации своих заказчиков, но и многие из его клиентов хорошо знали Шурика, по-человечески ему симпатизировали, считали большим мастером и возвращались в его маленькое ателье неоднократно, чтобы обновить свои изменившиеся со временем фото-физиономии. Благодаря своей местной полулярности и веселому нраву, Шурик и в свои 65 лет все еще оставался Шуриком, так и не став Александром Теодоровичем. Правда, неумолимое движение прогресса свело количество его заказчиков к очень незначительному количеству, а фотопечать в его маленькой лаборатории была исключительно трудоемкой и в сотни раз уступала по качеству творению цифрофых принтеров. Здоровье тоже иногда пошаливало, поэтому Шурик, не выдерживающий конкурнции прогресса, решил уйти от дел. Рано овдовев в 60 лет, не уехав вслед за семьей сына в столицу, он остался один в своей старой квартирке. А тепeрь, будучи не у дел, никуда не надо было спешить, зато надо было разбирать колоссальные нагромождения старых фотографий. Причем тут были и его родные лица - давно ушедшие родители и старший брат, жена Тамара, сын Мишка, внуки. Но вместе с ними в его фото лаборатории, одновременно служившей и складом его работ, в коробках, альбомах и конвертах лежало невероятное количество фото-изображений. Большое количество людей, на них изображенных, он знал лично и помнил. Вот где оно живет, ушедшее Время, наше прошлое, наша память.
  А потом случилось так, что Мишка решил перевезти отца в Москву. Шурик долго и упорно его решению сопротивлялся, но в конце концов согласился. Вот только что делать с его огромным архивом ушедшего Времени?
  
  Еще одним вместилищем Времени служит наша память. Рассуждая о памяти, люди немолодые часто снисходительно улыбаются - какая уж там память в мои годы. Улыбайся - не улыбайся, а вопрос этот очень серьезный и нерадующий. Лично я катастрофически забываю слова, равно русские и английские, простые и часто употребимые или уникальные термины. Спасает меня интернет, который по моей подсказке-намеку находит забытое слово. Хочется так же верить, что отгадывание кроссвордов, как утверждают, тренирует остатки слабеющей памяти. Ну и главное, от ощущения плавного погружения в глубины Альцгеймера спасает то, что мы осознаем свои проблемы с памятью, а это означает, Альцгеймер нас пока что не коснулся. Так вот, слабеющая память, конечно, вещь прискорбная, но механизм ее ослабевания очень странен и своеобразен. Я, например, слова забываю, но помню, как будто это было вчера, события, людей и соответственные эмоции, помню ушедшее Время. Себя помню лет примерно с 5-6 лет, особенно эпизоды детства, взволновавшие меня по какой-либо причине. Юность и весь сопутствующий антураж помнится так колоритно, как будто все запечатлено на пленке памяти. Радостное и печальное, в деталях и красках, живет в хранилище воспоминаний, в банке прожитого Времени. Особенно отчетливы в памяти все события, связанные с рождением и ростом детей, а сейчас уже и внуков. События, порой вызывающие улыбку, а иногда и грусть. Сентиментальная хроника Времени нашей жизни.
  
  Постскриптум от Автора.
  Прочитала я все, мной написанное, и осознала, что вышедшеее из под моего пера описание довольно грустное - уходящее Время, уходящие люди. Я не хочу, чтобы такое же ощущение возникло у моего читателя да и меня саму повергло в минорные эмоции. Поэтому хочу закончить на оптимистичной ноте: да, Время уходит и вместе со временем уходим и мы, но мне лично верится, что мы останемся в хранилищах Времени наших семей, в их сердцах и памяти. А это настоящее счастье.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"