"Гостья уже хотела было приступить к делу и сообщить новость. Но восклицание, которое издала в это время дама приятная во всех отношениях, вдруг дало другое направление разговору.
- Какой веселенький ситец! - воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.
- Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые. Сестре ее прислали материйку: это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки... Словом, бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего еще не было подобного на свете".
Н.В. Гоголь. "Мёртвые души"
Узор - всё равно на чём - на одежде, посуде, обоях, постельном белье - на самом деле также имеет идеологизированный характер. Все "женские" узоры - цветочки, завитушки, вообще закруглённые формы - символизируют безудержное женское стремление к неограниченному ничем удовольствию и счастью, без обязательств и осознания последствий. Женская потребность в удовольствии и счастье - это естественная потребность ребёнка, который жаждет получить удовольствие здесь и сейчас, и который не только собирается ничем за него платить, но не имеет даже склонности размышлять об этом. Это счастье "вынь, да положь", "потому что хочется". Цветочный узор более всего отражает женский гедонизм.
Правильные геометрические узоры - квадраты, углы, треугольники, линии, пересекающиеся под прямым углом - символизируют мужское начало - умение и необходимость смирять себя, загонять себя в определенные рамки. Подчиняющие пространство строгие фигуры отражают идею обязательства, служения и исполнения своего долга.
Мелкие узоры означают мелкое мещанское счастье (почему над ними и смеётся Гоголь). Мелкий цветочек свидетельствует о мелкотравчатости души.
Множество цветов в одежде означает, что человек разбрасывается. Не случайно, по правилам хорошего тона, принятым до 1917 года, в одежде должно быть два, максимум три цвета; причём обувь должна быть обязательно одного цвета с чулками (ещё и сейчас можно встретить это на совсем пожилых женщинах в метро). Минимум цветов означает цельность натуры.
Одежда только одного цвета (без каких-либо узоров) означает, что человек подчинён одной цели, признаваемой им высшей, чем его индивидуальное стремление к счастью и наслаждению. Не случайно форма военных одного цвета (и не случайно, демократические армии ввели защитный узор - он олицетворяет собою служение ради денег, а не идеи). Убеждённые националисты также любят одежду одного цвета - коричневого или чёрного. Белое братство. Гоголь иронизирует над Чичиковым, когда заставляет его мечтать о костюме "голубом с искрой" - в ту эпоху служилые люди носили или форму своего ведомства (департамента), или чёрный фрак...
По моим наблюдениям, зрелые люди вообще предпочитают однообразные цвета - не только в одежде, но например, и в раскраске своего мотоцикла. Неоднократно замечал на Воробьёвых Горах - чем интереснее собеседник, тем выше вероятность, что его одежда, байк и шлем на раскрашены, как оперение у попугая. Отсутствие узора - признак зрелости; зрелость - это осознание ответственности.
Только сейчас сообразил, что, видимо, не случайно я купил себе двухцветный "Nolan". Видимо, не дорос ещё до полной зрелости:)