|
|
||
Речь идет о Толстом, которого в России практически не знают. Это писатель, который неугоден любой власти. |
ЧЕЛОВЕК ПО ИМЕНИ ЛЕВ
(пьеса для мыслящих)
2001 г.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
П Р О Л О Г
Действие первое.
(Занавес. Темнота. В глубине сцены свечи, освещающие портрет
Александра II в траурном оформлении. Под ним молящийся
Александр III (36 лет) в домашнем одеянии. Звучит тихо музыка - хор. Постепенно, сквозь это пение, возникает тревожная музыка и голос.)
(Музыка - крещендо, царь в это время стоит неподвижно на коленях и
шепчет молитву; через паузу тишины снова тихое пение; на авансцене появляется Лев Толстой (53 года), освещенный так, что его тень ложится
на Александра III)
(В это время царь уже не молится, а с гордо и решительно поднятой
головой делает ею жест согласия)
(При этих словах между царем и Толстым появляется толпа людей
спиной к залу, которая чего-то ждет. И вот над толпой быстро вырастает эшафот, который заслоняет царя. Эшафот очень высокий - 3 сажени над землей; на нем три позорных столба; палач в красной рубахе, который сначала проверяет петли, затем поочередно возводит на эшафот пятерых приговоренных, в наручниках и цепях, которыми их привязывают к позорным столбам, на каждом черная табличка с белой надписью "Цареубийца". Сначала гул толпы, потом мертвая тишина. Эшафот возводится под барабанную дробь, которая становится все громче)
(На эшафоте появляются пять священников в траурных ризах, с крестами
в руках; каждый подходит к своему приговоренному; Перовская отказывается, Желябов, улыбаясь, говорит что-то священнику на ухо, смеется, но крест целует, больше для толпы, чем по вере; Рысаков еле
стоит на ногах, его поддерживают помощники палача)
(На эшафоте действие идет своим чередом)
(Приговоренные прощаются друг с другом. Желябов целует Софью Перовскую и других)
(При словах: "включает их идеал" барабанная дробь максимально
громко, палач выбивает подставку из-под ног приговоренных. Тишина.
Всё уходит почти в полную темноту. Пять слегка покачивающихся трупов
при полной тишине. Сквозь темноту медленно проступает картина Ге "Распятие", которое становится фоном повешенных. Сцена поворачивается, увозя эшафот. Много света. На сцене выставка. Посередине картина Ге; на двух других перегородках всякая всячина: натюрморты, портреты и т.п. Ходит публика, смотрит, реагирует; вот какой-то царедворец с сановниками, в числе которых богато одетые дамы, подходят к Распятию. Смотрят. Брезгливая, осуждающая реакция. Быстро уходят. От авансцены, слева, медленно появляется 66-летний Лев Толстой. Идет к центру. Смотрит на картину Ге, а все посетители выставки смотрят на него. Толстой поворачивается лицом к залу.)
(Снова смотрит на картины, небольшой проход)
(Рядом с Распятием, слева, проявляется картина Ге "Что есть истина?")
(Одна из перегородок поднимается и за ней открывается внутреннее
помещение храма, где идет церковная служба; свечи, иконы, прихожане, священник; слабое пение)
(Посетители выставки пугливо переглядываются и поспешно удаляются, постепенно оставляя Толстого в одиночестве)
(В храме появляются прихожане с детьми. Толстой смотрит
на происходящее)
(На сцене священнослужитель)
(смотрит на картину "Распятие")
(Музыка)
(Музыка)
(Музыка, садится в кресло)
(Входит Софья Андреевна)
(Софья Андреевна, которая это время омертвело сидела у ног
Льва Николаевича, вдруг резко вскакивает и хочет уйти)
(Луч света остаётся на Софье Андреевне)
(Музыка)
(Пауза, подходит совсем к краю сцены, говорит в зал)
(Софья Андреевна уходит)
(Лев Толстой и журналисты)