Котов Алексей Михайлович : другие произведения.

Попаданцы к индейцам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поскольку мне (да и предположу, что не только мне) интересна тема про попаданцев к индейцам - решил составить небольшой обзорчик того, что имеется на эту тему в российской литературе. Надеюсь, что интересен он будет не только мне. Заодно, может быть, в комментариях кто сообщит о книжках, про которые я не знаю и потому в список не внес...

   Поскольку последние годы меня заинтересовала тема индейцев и, в частности, попаданцев к ним (все же сам пишу 'Сына Солнца' - попаданца к инкам - и потому интересно, как смотрят на подобные попадания к индейцам другие авторы), то стараюсь отслеживать, что в интернете на эту тему появляется. Ну и решил, поскольку к настоящему моменту уже накопилось достаточно много литературы про таких попаданцев, попробовать написать небольшой обзорчик на эту тему - как для себя, так и для других, кто интересуется темой.
  
   Замечу от себя, что тема отнюдь не новая, однако не особо популярная, что вполне понятно. Прочитав огромное количество 'попаданческой' литературы, я пришел к выводу, что куда бы авторы произведений не забрасывали своих героев - на деле в большинстве случаев они хотят изменить историю вполне конкретных 19 и 20 веков в России, что легко понять. Слишком уж это было сложное и неоднозначное время. И слишком огромные потери понесли на этом пути наша страна и наш народ. Другое дело - что каждый видит свой 'единственно верный' вариант того, как оно было бы для всех лучше. В результате наиболее популярна именно тема 'попаданцев' в Россию - особенно в 20 век.
  
   Тема индейцев же имеет слишком мало отношения к истории России. Поэтому она оказывается интересной лишь очень немногим авторам. Но есть ведь и те, кто хотел бы 'переписать' и их историю?
  
  1. 'Вестерн по-русски'
  
   Наверное, это было первой попыткой написать что-то на тему попаданцев к индейцам. Впервые попалась мне в те годы, когда я только начинал интересоваться 'альтернативной историей'. Собственно говоря, это единственное, что можно здесь отметить.
  
   А вот сюжет... Такое чувство, что единственным источником, на основе которых автор писал эту книжку, - детские книжки про индейцев и несколько откровенно дилетантских статеек из Интернета. Однако если ничего не знать про историю индейцев - читается легко и без явного отвращения. Собственно говоря, первый раз так и прочитал. Хоть некоторые моменты и казались сомнительными, но особо не обращал на то внимания.
  
   Обращать внимание на крайне вольное обращение автора с историческими фактами начал уже позже - как начал подбор материалов для 'Сына Солнца'. Тогда-то, вспоминая информацию из 'Вестерна по-русски', стал понимать, что написана там полнейшая чушь.
  
   Перво-наперво начну с нестыковок по датам - тому, что в обычной Виткипедии в два счета находится. ГГ по сюжету попадает во времена незадолго до основания первых английских колоний. Это 1584 и 1587 годы. Но при этом в тексте откуда-то присутствует 'император инков'. Это как такое возможно??? Если последний условный 'император инков' Тупак Амару был казнен еще в 1572 году? Впрочем, это не конец. Это только начало!
  
   Конкиста нового света, проводилась испанцами в идеальных условиях. Аборигены встречали их как посланцев своего верховного, ушедшего сотни лет назад Бога. Боялись огнестрельного оружия и лошадей. Испанцы беспрепятственно передвигались по территории целых империй, нигде не встречая сопротивления.
   Даже творимые зверства, индейцы сносили безропотно.
  
   'Нифига себе!' - сказал внутренний голос. Где это 'испанцы передвигались по территории целых империй, не встречая сопротивления'? Автор явно не знает ни при 'ночь печали', ни про штурм Теночтитлана, ни про несколько неудачных экспедиций к майя, ни про китонский поход и восстания Манко у инков! Нигде не встречали сопротивления! Точка! Дальше автор там пишет, как ГГ (с восточного побережья Северной Америки!) присылает им послания, что, дескать, испанцы - не посланники бога, а приспешники дьявола - и все тотчас устраивают всеобщее восстание!
  
   Но эта идиллия была грубо нарушена. С того не сего, индейцы, словно обезумели.
   Отряды, прежде совершенно спокойно путешествующие по стране в поисках золота, стали исчезать. А потом индейцы осмелились нападать на поселения. Безжалостно вырезая их поголовно. С ними попытались бороться по старинке. Устраивая карательные рейды, убивая сотни за каждого убитого испанца. Но дело стало только хуже.
   Источник продовольствия и проводников, мирные индейцы, собирались целыми поселениями и уходили. Пойманные беглецы что-то мямлили, про призыв своего далекого Бога. Что, мол, он открыл им глаза, и что подданные христианского короля, солдаты вовсе не с именем Бога на устах. А самые что ни на есть посланцы дьявола! Сатаны! Да будет проклято его имя!
  
   В очередной раз громко ржу. Потому, что просто откровенно смешно десятки раз перечитывать про то, как европейцев якобы считали за богов или их 'посланников'. Такое было лишь в двух местах - у ацтеков (точнее, так посчитал конкретно Монтесума, но не его приближенные и, тем более, не правители подвластных ацтекам племен) и чибча-муисков, да и у тех эти заблуждения быстро прошли. Во время 'Ночи печали' или штурма Теночтитлана ацтеки убивали испанцев без всякого зазрения совести - считая всего лишь проклятыми захватчиками. То же самое и с чибча-муисками.
  
   Как видим, даже там, где испанцев первоначально посчитали за богов или их посланников, продлилось это очень недолго. Очень быстро те продемонстрировали свою истинную сущность - безжалостных захватчиков и поработителей. И народ без всяких моральных терзаний поднялся на борьбу с ними.
  
   Да народ ушел. И унес с собой все золото. Все, что было в храмах. Много золота.
  
   И дальше по тексту:
  
   Император и правители других народов, наотрез отказались селиться, где-либо еще. Они совершили подвиг, приведя свои народы к своему Богу. И их место подле него. Но и от них была кое-какая польза.
   Они привезли не только просто фантастическое количество золота, но картошку, какао и еще кое-что по мелочи, что при грамотном использовании потом могло принести не малую пользу.
  
  
   Золото в храмах? Серьезно? Откуда? Если его ободрали еще полвека назад - когда отрывали золотые пластину-облицовку с Кориканчи, главного храма Солнца, на выкуп Атауальпы, а все оставшееся золото и серебро конкистадоры выгребли тогда, когда заняли Куско? Не было и не могло быть в конце 16 - 17 веках никакого золота в храмах инков! Как не было и самих храмов - часть из них была в католические перестроена, но большая часть - просто разграблена и заброшена.
  
   А уж многолетний пеший переход всего населения Анд к восточному побережью северной Америки... Это вообще достойно первого места по степени абсурдности! На это я даже при первом прочтении внимание обратил. Но оставим 'исторические сведения' (если их можно так назвать) в покое. Посмотрим дальше.
  
  
   Новое государство, новые проблемы. Донести приказ от одного края до другого и то проблема. Кого послать. Как его содержать. Пришлось создать службу герольдов. Каждый герольд получил золотую, круглую табличку на грудь. Ее выдавали, если герольд выполнял поручение вождя. Каждый народ, племя или род, обязывались герольда при исполнении, кормить и поить. Оказывать иное содействие.
   Герольды это хорошо, но медленно. Как ускорить процесс? Алексей не знал ответ на этот вопрос. Голубиная почта? Как ее организовать? Навыков нет, да и хищных птиц тут водилось по лесам немало. Телеграф? Идея не плохая, но требует персонал, технологии, не говоря о простой грамотности.
  
   Про часки автор явно не в курсе. Поскольку хоть ГГ его наверняка про них и не знает, но уж якобы добежавшие до него инки про них не могли не рассказать!
  
   А поскольку дело в Северной Америке, где преимущественно равнины, то усовершенствовать систему, введя конных часки, ничего не стоит! Но автор про это просто не знает. Поскольку знает про инков на уровне школьного учебника.
  
  
   Стук повторился. Алексей потер переносицу.
   - Войдите.
   Дверь отворилась, в комнату, с поклоном, вошел индеец. Сразу видно, что с юга. Северные спину не гнули. Алексей вздохнул. Ничего, спустя время эти научатся не гнуть спину, а северные хотя бы склонять голову. И будет нормально.
  
   Ну-ну... Что 'южане' не одно и тоже, только с разным вождем, а СОВЕРШЕННО различные культуры - автор не в курсе! И если с мексиканскими племенами и майя такое могло быть, то с инками - никогда! В общении с правителем они должны были лишь опустить взгляд в пол - смотреть в лицо правителя разрешалось лишь его приближенным и высшим военачальникам чиновникам - и снять сандалии, повесив их на плечо. Причем, как полагаю, первое делалось из прагматических соображений - чтобы человек не мог увидеть эмоции правителя. Второе, возможно, тоже, хотя тут утверждать не могу. Могло быть и данью традиции.
  
   И это я уж не говорю про экономику - где получается, что это самое индейское государство ГГ - фактически сырьевой придаток Европы. Сами практически ничего не производят, большая часть как вооружения, так и товаров массового потребления, - импортные.
  
   В целом, по данной книжке могу сделать такой вывод: развлекательное чтиво для непритязательных читателей. На уровне тех самых детских книжонок, какими, видимо, и вдохновлялся автор. У человека, мало-мальски знающего реальную историю индейцев, вызывает лишь дикий ржач.
  
   Если оценивать по 5-бальной шкале, то выставил бы 2.
  
  2. 'Цикл 'Индеец''
  
   Студент-геолог с перепою попадает к индейцам запада Северной Америки - в племя 'Больших Енотов', в 1856 год - в тело местного индейца.
  
   Что могу сказать? Оценить историческую достоверность я, к сожалению, не имею возможности, поскольку этими временами не интересовался. Да и вообще Северная Америка - не та тема, которой я сильно поинтересовался. Потому обращу основное внимание на другую особенность данного цикла - огромное количество мистики! Просто дикая. Мистика начинается буквально с самого начала и продолжается до самого конца, как минимум, до середины 1 части. Дальше просто не читал - потому, что, как материалист, на дух не переношу всякую мистику. Хотя кому-то нравится - на вкус и цвет, как говорится...
  
   Мистика эта начинается буквально в самом начале - в виде 'общения с духами предков' и 'переселения душ':
  
   - Предки говорили со мной. Они сказали мне о том, что ты пришел и где тебя нужно найти. Тот, чьими глазами ты смотришь на меня, был мне хорошо знаком. Удачливый охотник и хороший друг. Вичитаака Серый Енот, - говоривший человек на минуту умолк и склонил голову. - В этот раз ему не повезло, враги смогли обманом заманить его в ловушку. Он смог вырваться, но полученные в бою раны оказались слишком тяжелы. Скрывшись от врагов, мой друг покинул наши края, уйдя тропой Предков. Предки сказали мне, что с ним произошло.
   Всеволод услышал, как шаман коротко вздохнул.
   - Из темного тумана, окружающего тропу Предков, к Серому Еноту вышел ты. Тот, кто попал в темный туман, не имеет возможности сам его покинуть. Серый Енот ступил на Тропу Предков и тоже не мог вернуться назад. Однако в его силах было помочь тебе занять его место. Предки помогли ему в этом. Теперь его телом владеешь ты.
   - Я помню, как остановился у ручья... После этого очнулся уже здесь. Что со мной тогда случилось?
   - Тело моего друга пока не привыкло к тебе, оно еще не слилось с твоей сущностью.
   Шаман снова замолчал, о чем-то задумавшись.
   - Предки сказали мне, что Серый Енот просил тебя найти и помочь. Наши охотники, которых я направил в показанное мне место, нашли тело и привезли сюда.
  
   Но это только начало. Чем дальше - теми больше мистики! Через некоторое время ГГ встречается с, как понимаю, 'духом носителя' в животном обличье:
  
   Внимание студента привлекло замеченное краем глаза движение в самом конце этой улицы. Повернув голову в ту сторону, он увидел животное, вышедшее из кустов на открытое место. Зверь сел на задние лапы и посмотрел прямо на человека. С некоторым удивлением Сева опознал в существе очень крупного енота. Шкура животного отличалась необычным серым оттенком.
   - Серый Енот... - с трудом проталкивая слова, сказал вслух Всеволод. От внезапного волнения в горле у него пересохло, и голос почти пропал.
   Енот, продолжая смотреть на человека, неожиданно кивнул головой. Как будто зверь услышал и понял слова человека.
   - Серый Енот приветствует Всеволода Тимофеевича, гостя племени Больших Енотов, - глухой мужской голос, произнесший эти слова, отчетливо звучал со стороны все еще продолжающего сидеть на задних лапах зверя. Не смотря на расстояние в два десятка метров студенту было отчетливо видно, что рот животного оставался плотно закрыт и явно не мог служить источником звука.
   Целый вихрь мыслей мгновенно пронесся в голове у Всеволода, вызывая у него полную растерянность:
   "Откуда он знает мое настоящее имя, никому же ведь не говорил. Почему енот кивнул? Местные жители не кивают, а хлопают руками по телу, выражая свое согласие. Стоит спросить о возвращении домой. Можно ли будет вернуться? Стоит спрашивать о том, что случилось с моим телом дома? Обязательно расспросить, куда же я попал? В свой мир или совсем чужой..."
  
   Вскоре этот 'дух 'носителя' в животном обличье' находит ему фальшивых серебряных монет, которые потом подкинут собравшимся для сделки бандитам - и те перережут друг друга. Потом оказывается, что ГГГ еще и 'пуленепробиваемый'!
  
   Сквозь дым было видно, что на лестнице, ведущей к площадке на крыше здания, спускался человек. Он явно намеревался открыть стрельбу из находившегося в его руках револьвера. Увидев, что его заметили, чужак успел выстрелить первым. Студент почувствовал сильный толчок от попавшей в живот пули и упал на бок, не сумев удержаться на ногах. Выстрелить еще один раз противник не смог, так как согнулся от сотрясающего его кашля.
   Хотя Всеволод испытал приступ сильной боли от ранения, но через пару секунд она внезапно прошла. Свой револьвер при падении студент не выронил. Практически не целясь, он выстрелил четыре раза подряд. Результат оказался очень хорошим - две пули попали в цель, причем последняя пуля попала противнику в голову. ...
  ... Зарядив свое оружие, Всеволод подобрал упавший факел и попытался встать. В этот момент он заметил, как что-то упало с его одежды на пол. Упавшим предметом оказалась свинцовая пуля. При виде ее студент вспомнил о полученном ранении и стал осматривать свое тело в поисках раны. Место ранения он обнаружил довольно быстро по следам крови и отверстию в одежде. Однако на самом теле кроме потеков крови никаких следов раны не оказалось.
   - Так вот как выглядит обещанное исцеление... Практически мгновенное, - произнес вслух Всеволод. - Однако было довольно больно. Вдобавок одежду мне попортили. Постараюсь в следующий раз под пули не подставляться.
  
   Но, думаете, на этом все заканчивается? Как бы нет! Продолжение следует:
   - Совсем недавно ты умудрился словить пулю. Хотя вполне мог действовать более аккуратно и избежать весьма неприятных ощущений. Впрочем, я думаю, что тебе этот опыт пойдет только на пользу.
   - Еще тот опыт, - довольно мрачно отозвался студент.
   - Так вот, чтобы научиться не попадать в такие ситуации, тебе сейчас необходимо развивать свои особые способности.
   - Не могу понять, о чем ты говоришь? - спросил Всеволод.
   - Тебе предстоит овладеть весьма полезным умением. С помощью внутреннего взора научиться осматривать ближайшие окрестности, - пояснил нежданный гость.
  
   На этом я и бросил чтение. Поскольку мистику на дух не переношу.
  
   Еще что могу отметить - я так и не понял ни цели ГГ, ни вообще идеи книжки. До того места, куда я дочитал, весь сюжет - 'экспроприация экспроприаторов': бандитов, американской фактории... Цели ГГ (как и средства, которыми он намерен добиваться их осуществления) так и остались для меня непонятными. Может быть, если бы прочитал дальше - понял бы. Но я просто не смог заставить себя читать дальше всю эту мистику...
  
   Хотя если кто прочитал и может дать ответы на эти вопросы - с радостью внесу в описание. Пока же могу сделать вывод: основа сюжета - 'грабь награбленное' с применением мистических способностей.
  
   3 балла по 5-балльной шкале.
  
  3. 'Цикл 'Перекресток времен''
  
   Еще одна из книжек про попаданцев, которая мне попалась под руку при поиске информации по инкам - цикл 'Перекресток времен'. Если две предыдущие книжек были про одиночных попаданцев, то здесь мы имеем дело уже с массовым попаданством - несколько человек из нашего времени, отряд окруженцев РККА и казаки-беляки с гражданской. Все они оказываются в Тауантинсуйу 1528 года.
  
   Как однозначное достоинство могу отметить то, что читается (кроме вступительных частей) легко и быстро - как какая-нибудь приключенческая книжка. Тем не менее, и воспринимать ее можно лишь в таком ключе - как приключенческую книжку. Со всякими 'потомками атлантов', 'сверхтехнологиями предков' и т.д. Если не акцентировать на этом внимание, то читается легко, но если ты 'технарь'... Тогда будешь 'спотыкаться' на каждом шагу. Тем не менее, за почти год я этот цикл все же осилил.
  
   Главной особенностью данной книжки могу отметить то, что тут буквально 'рассвет Новой Хронологии' - которую я, как и мистику, на дух не переношу. Возникают всевозможные построенные по невероятным технологиям сооружения:
  
   Несколько раз они переходили из одного уровня в другой. Сверху вниз и снизу вверх. При этом переходы находились в совершенно пустых квадратных или прямоугольных комнатах, скорее напоминавших своими размерами небольшие концертные залы. Именно в комнатах, а не в пещерах! Аккуратно вырезанных в скальной породе без малейшего намека на каменный топор или оборудование рубежа двадцатого - двадцать первого века нашей эры. В некоторых стояли столы из неизвестного материала. На ощупь столы были не каменные, а выглядели как пластмасса, но на поверку были тяжелые и твердые. На стенах тоннелей они обнаружили характерные прямоугольные выемки, которые в их мире служили для прокладки кабеля. Нечипоренко даже в сердцах воскликнул: 'Словно лазером прошлись, даже края не оплавили, строители хреновы!'...
  ... - Вы сами вспомните, что мы с вами видели, и сопоставьте факты. Это - взлетно-посадочная полоса. Служит для взлета и посадки аэропланов, самолетов и других летательных аппаратов. Длину ее пока трудно определить, но уже сейчас видно, что она не меньше сотни метров и шириной не меньше... Зал, где мы до этого были, - ангар для летающих объектов. А через этот тоннель они попадают со взлетной полосы в ангар. Там их и обслуживают. А разные ярусы, переходы и другие залы являются служебными помещениями, складами и так далее. Что касается линий и рисунков на гранитном полу, я думаю, что это 'дорожные знаки' системы позиционирования для автоматического определения координат в тоннелях системами управления транспортных средств передвижения и перевозки грузов.
  - А чему вы радуетесь?
  - Выполнить такой объем работ и построить весь этот комплекс могли только в наше время или даже в будущем. До двадцатого века таких технологий и оборудования просто не существовало. Все эти сооружения в скале являются подземным аэропортом или даже космопортом! Так что мы с вами скоро найдем высокоразвитую цивилизацию!
  
   Всему этому позднее попаданцы начинают искать объяснения:
  
   - Так. А какой же идиот это все построил? - не унимался Дулевич. Чем дольше шел разговор на эту тему, тем больше у него появлялось вопросов, и каждый новый был злее, чем предыдущий. - Зачем же так издеваться над нами: берут кого попало и где попало, затем собирают всех до кучи и кидают куда попало? Что это за извращенцы такие и с чем их едят?
  - Ну с чем едят, я не знаю, не пробовал. А версия у меня такая, что построили это все представители или третьей расы - лемурийцы, или четвертой расы - атланты. Это вполне им по силам, так как они обладали очень высокими технологиями, - пояснил Левковский.
  
   Кстати, самих попданцев позднее воспринимают как 'посланцев богов', ассоциировав с якобы прежде бывавшими у них антлантами. Причем, тут оказываются целых два племени 'белых индейцев' - потомков этих самых атлантов:
  
   'Среди них есть не только молодые воины, но и старики, а также женщины и дети. Это не просто посланцы богов, это целый народ. Но их намного меньше, чем нас', - сделал про себя выводы Иллайюк.
  Подойдя к храму Виракоча на площади, жрецы потеряли дар речи и на мгновение замерли. На ступенях храма стоял сам бог Виракоча. Таким было первое впечатление от увиденного. Оба жреца пали ниц. Нет, эти люди - боги! Они увидели живого бога Виракоча!..
  ...После встречи с жрецами и выяснения с помощью Лены причины такого их поведения отцу Михаилу 'досталось'. Заглянув в храм и посмотрев на золотую статую, люди говорили: 'А действительно похож! Та же ряса, борода и крест на груди! Наш отец Михаил - Святой Виракоча!'
  
   Во второй части уже попаданцам показывают 'пещеру Атлантов', где они смотрят своего рода 'видеохронику' гибели Атлантиды и отлета летательных аппаратов атлантов, видят и обломки такого летательного аппарата - но приводить цитаты больше не вижу смысла. Общий смысл понятен.
  
   Откровенно неприятное впечатление вызывают и некоторые из героев. Вот как пример:
  
   - Что?! Снова советы и большевики?! - нервно воскликнул Новицкий. Ротмистр заметно напрягся и сжал эфес своей шашки так, что даже пальцы побелели.
  Заметив это, Уваров постарался его успокоить:
  - Не волнуйтесь, Михаил Николаевич! Того, из-за чего была Гражданская война в России, мы вместе с вами не допустим.
  - Тогда что вы предлагаете? Если снова уничтожать благородных людей, чтобы быдло оказалось у власти, то увольте! Я и мои люди уйдем от вас. Не обессудьте, но в этом нам с вами не по пути, - ответил Новицкий.
  
   Нет, ну понятно, что это типичная господская психология тех времен. Для кого простой народ - 'быдло'. Вот только чтобы попаданцы из нашего века и бойцы РККА спокойно смотрели на таких вот уродов, кто их за людей не считает? Не верю! Психологически недостоверно.
  
   Но есть еще и другое. История гражданской войны у инков - которая здесь описана неточно. К сожалению, точно выяснить год смерти Уайна Капака мне не удалось - разные источники указывают где 1525, где 1527 год, но в любом случае известно, что гражданская война у инков начиналась далеко не сразу после его смерти, а лишь в 1529 году - спустя 2 или 4 года после его смерти. Здесь же:
  
   - Ну насколько я помню историю Перу, - начала девушка, - Великий Инка Уайна Капак умер примерно в одна тысяча пятьсот двадцать седьмом году. Судя по тому, что рассказал мне жрец Иллайюк, сейчас уже второй год идет война между его сыновьями - Уаскаром и Атауальпой. Так что сейчас приблизительно одна тысяча пятьсот двадцать девятый или тридцатый год...
  
   Т.е. у попаданцев на деле получается 1531-1532 год! Уже конец гражданской войны и канун прихода испанцев! Сам ход гражданской войны там я несколько не понял, но, похоже, он там заключается в попытке Уаскара нанести превентивный удар, которая закончилась разгромом - после чего началось наступление китонцев. Но подробно про это не говорится ничего - потому не могу ничего утверждать. За то очень удивило отсутствие такого имени, как Уанка Ауку. А ведь именно он командовал армией Уаскара после поражения Атока! Здесь же главным назван Майта Юпанки, который и в самом деле принимал участие в гражданской войне, и небезуспешно - но при этом был чиновником из Куско, а не наместником провинции. Также не нашел я там и имени Титу Атаучи - хотя про него попаданцы не могли не знать. Но вместо него наместником ('губернатором') Куско названо совершенно иное лицо - Роки Юпанки.
  
   За то Уаскар тут изображен прямо 'классически' - алкашом, бещдарем и т.д.
  
   В отличие от других братьев Уаскар постоянно находился в Хосхо и не принимал участия в походах родителя. Он был властолюбивым и эгоистичным. После внезапной смерти отца и старшего брата-наследника, Уаскар не стал выжидать, а сразу же объявил себя новым Сапа Инка. Он принялся раздавать богатые подарки знати Хосхо. Уаскар хотел купить их золотом, драгоценными камнями и красивыми женщинами. Одновременно он попытался вывести из игры тех, кто представлял собой опасность для занятого им трона - родных братьев. Их он приказал безжалостно убивать.
  
   Такое описание в литературе и в самом деле присутствует. Вот только написано оно со слов сестры Атауальпы - можно ли считать подобный источник достоверным? Я в него откровенно не верю. За то есть объективные данные, что Уаскар продержался у власти достаточно длительное время - и, хотя перевороты в 'Клане Инки' были ничуть не редкостью, но никаких сколь-либо серьезных попыток его 'скинуть' не было. Даже на фоне гражданской войны.
  
   Да и в других источниках читал несколько иную характеристику Уаскара - суть которой в том, что не был он каким-то особым дегенератом и отморозком. Хотя правителем был, откровенно говоря, слабым и нерешительным. С тем же Атауальпой, который отказывался явиться в Куско для дачи присяги в качестве наместника провинции Кито, он 'церемонился' почти два года - и не случись его захвата в плен наместником Томебамбы Уалтопой - это 'двоевластие' продлилось бы и того дальше.
  
   Кстати, не исключаю варианта, что Уаскар даже был не против отдать Атауальпе провинцию Кито - но против этого резко выступала верховная знать. Да и братьев своих Уаскар хоть и отправил 'в ссылку' на юг страны, но истреблять их не стремился. В отличие от Атауальпы - который готов был истребить весь 'Клан Инки' чтобы расчистить себе дорогу к власти.
  
   Ну и еще немного исторических неточностей:
  
   Поскольку церемонию коронации нового правителя мог осуществить, по законам империи, лишь Верховный жрец солнечного культа (но тот находился возле своего усопшего господина Уайна Капака в Кито), Уаскар из своих сторонников назначил нового Верховного жреца, который и водрузил на его голову корону страны четырех частей света.
  
   Так ведь это как раз и был официальный порядок! Новый Сапа Инка назначал верховного жреца Солнца из своих братьев, а предыдущий должен был покончить с собой сразу после похорон предыдущего Сапа Инки! Другое дело - что верховный жрец Уайна Капака умирать не захотел - и для этого поддержал Атауальпу.
  
   Вопреки воле матери, Уаскар обманом заставил ее дать согласие на свадьбу со своей сестрой - красавицей Чуки Уипа.
  
   Ну вообще-то Чукуй Вира (как правильно звучало ее имя) была вовсе не койей, 'женой-сестрой' Сапа Инки, а обычной 'Девой Солнца', которую Уаскар взял в жены задолго до прихода к власти - и она была его старшей женой до прихода к власти. И, вроде бы, даже любимой. И у Чукуй Виры даже была, как минимум, дочь Майтанчи - которая ко времени гражданской войны была уже 'Девой Солнца'.
  
   А вот 'женой-сестрой' Уаскара на самом деле была Койя Мира... У нее было и двое маленьких детей, но все они были убиты китонцами. Как, впрочем, и Чукуй Вира.
  
   Да, еще отдельно стоит отметить то, что автор в повествовании не делает разницы между 'кураками' и 'камайоками'. У него заправляют всем кураки! Хотя на деле их полномочия были урезаны до минимума, а реально всем управляли камайоки разных уровней, которые никак не были связаны со старой племенной знатью.
  
   Политическая и экономическая модель общества представлялась в виде пирамиды, в основе которой лежал десятичный принцип. В основании пирамиды находился пурик - трудоспособный мужчина - работник. Десятью работниками управлял десятник - канча-камайок. Над десятью десятниками стоял бригадир - пачака-курака. В свою очередь, над десятью бригадирами был управляющий, которым в идеале являлся глава деревни. И таким образом иерархия доходила до вождя племени - оно-курака, стоявшего над десятью тысячами работников. Выше его был губернатор провинции. Далее шел правитель одной четверти империи инков, и, наконец, на вершине пирамиды находился сам император, Сапа Инка.
  
   В то время, как реально была целая иерархия камайоков:
  Пурех - глава семьи (хозяйства)
  Пикча камайок - начальник 5 хозяйств
  Чанка камайок - 10 хозяйств
  Пикча чанка камайок - 50 хозяйств
  Пачака камайок - 100 хозяйств
  Пикча пачака камайок - 500 хозяйств
  Варанга камайок - 1000 хозяйств.
  Пикча варанга камайок - 5000 хозяйств.
  Уну камайок - 10000 хозяйств (он же - 'наместник' провинции)
  P.s. Число 'хозяйств' определялось по числу взрослых мужик в возрасте 20-60 лет. Старики, дети, женщины в это число не включались, потому реально 1 хозяйство - около 10 человек. Но далеко не всегда численность население провинции ограничивалась 100 тысячами. Население одного только Куско составляло около 400 тысяч - около 40 тысяч хозяйств, без учета более мелких городов и деревень провинции. Тем не менее, 'наместник' провинции всегда считался 'десятитысячником'.
  
  
   Список исторических нестыковок можно продолжать и дальше - но в этом я просто не вижу смысла. Тем более, что многого уже и не помню. Потому могу перейти к выводу. Для простого читателя, кого не перекашивает при технических несуразностях и элементах 'Новой Хронологии' и кто не изучал в мелких подробностях историю Тауантинсуйу - нормальная приключенческая книжка. Хотя многим ли интересны все тонкости истории инков?
  
   Если бы не всякие 'атланты' и 'Новая Хронология' - оценил бы в 5/5. Но так, увы, только 4/5.
  
  
  ***
  
   P.s. Это пока еще не все - продолжение следует. Следующие на очереди - 'Гайавата' и 'Науа-Ацтек'. Сразу могу скахать, что это, на мой взгляд, наилучшие книжки про попаданцев к индейцам.
  
  
   Однако подробности попозже. Скорее всего, к концу недели - т.к. некоторые эпизоды придется найти и перечитать.
  
   Если же кто знает еще какие книжки про попаданцев к индейцам - пишите. И сам прочитаю, и в список внесу... По сути, в этом и одна из главных целей написания данного обзора.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"