Рысь : другие произведения.

Древняя Русь (5) и Русское море

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Арабские источники точно подмечают обычаи южных русов, столь типичные для кочевников: "Они грязнейшие из тварей Аллаха - (они) не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы"[i], в похожих выражениях он описывает и омовение южных русов, которые плюют и сморкаются в чашу с водой для умывания (NB: об обычае омывать всё тело, характерном для славян, не говорится ни слова; скорее всего, южные русы, как и большинство кочевников, умывали только лица); текст Гардизи про "остров Русов", наоборот, гласит, что они "носят чистые одежды"[ii], он же упоминает как личную собственность "кувшин для омовения". Русские названия порогов, по М.Ю. Брайчевскому[iii] не только замечательно переводятся с аланского, но и являются точной калькой записанных Константином Багрянородным славянских названий и его личных переводов. Само имя "рос" они переняли от Роксолан[1] - "Белых, светлых алан"[2], но, в отличие от высокой цивилизации алан, взимавших дань с Рима, росы были обычным воинственным кочевым европеоидным народом[3], подобным, например, половцам.
  "От тех же Сарматских и Славянороссийских осад той же народ Росский изыде, от него же неции нарицахуся Россы, а иныи Аланы, а потом прозвашася Роксоланы, аки бы Росси и Аланы ..."[iv] - так гласят средневековые русские и польские хроники XVI-XVIIвв. Перечисление крупнейших племен Сарматии у Птолемея показывает, что это разные, далеко не родственные народы: венеды, бастарны (дулебы)[4], певкины, языги (ясы), роксоланы, скифы и другие[v]. Собственно, сарматы - это сверхэтнос как, например, скифы, венеды или вепсы; аланы и роксоланы этнически сарматами не являлись: первые принадлежат к длинноголовому (долихокранному), сарматы же - к круглоголовому (брахикранному) типу[5]. О событиях IVв. Пишет римский историк Иордан: "Германарих, король готов, хотя... и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов. Вероломном уже племени росомонов, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из выше названного племени (росомонов), по имени Сунильду, за изменнический уход (от) её мужа, король (Германарих), движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом"[vi]. Росомоны переводится как "росы-мужи" (от осетин. Moine - муж, человек); имена же Сар (Sar) и Аммий (Ama) также замечательно переводятся с сармато-анланского наречия как "Глава" и "Могучий". Единственное имя - Сунильда - германское ("Лебедь"), но вполне логично, что, попадая в род мужа-германца, женщина называлась по-германски. При этом этнонимы Rugim Rogi Иордан с росомонами не смешивает, употребляя отдельно.
  У ат-Табари есть такое сообщение: "Жители этих стран, все неверные, из хазар, русов и алан. Они смешались с тюрками и взаимно соединились с ними посредством бракосочетаний"[vii]. Русов, как народ родственный аланам, упоминает и Низами Гянджеви в "Искандер-наме": "Рус, жадный к битвам, явился к нам ночью из стран аланов и арков и ударил на нас, словно град. <...> пробудил в этой стране ненависть, которая издревле разделяла наши две народности ... Он не оставил ничего, что было собрано в Абхазии..."[viii], предводитель же русов носит у Низами иранское имя Кинтал. Абхазы и русы питают друг к другу давнюю ненависть, которая возможна лишь только среди соперничающих соседей; войско русов состояло из хазар, буртасов и алан.
  
  Таким образом, причин для отождествления (или даже представления более-менее близкого родства) руси северной (ругов) с русью южной (росов) совершенно нет. Конечно, росы являлись в некоторой степени родственниками славян (о чём говорит тот факт, что арабы, хоть и упоминают вскользь о том, что руссы - это "вид славян", всегда описывают их отдельно), но в степени отдалённой достаточно, чтобы говорить о том, что совсем не от них "прозвалась Русская земля". Более того, южная русь практически не повлияла на славян культурно: от росов остались лишь несколько слов (например, восход, закат, топор, хорошо) да характерная причёска-оселедец (и то - далеко не факт, что она пришла именно от них), вот и всё. Та русь, от которой мы сейчас имеем своё наименование, жила не в душной грязи юга, а в холодных снегах посреди свинцовых вод Варяжского Моря.
  
  [1] Не та ли это Русколань "Влесовой Книги", что "близ Голуни" (Гелона) и "на Суроже"?
  [2] Русские летописи XII-XIVвв знают их под именем ясы.
  [3] Это совсем не противоречит арабским сообщениям о больших богатых городах русов (здесь: южной руси): например, культурный слой в городах кочевых скифов достигает 25-30см (Галкина Е.С., "Тайны русского каганата". Москва, Вече, 2002г.).
  [4] О преемственности славяне-дулебы-бастарны см. Мачинский Д.А., "К вопросу о территории обитания славян в I-VIвв" // сб. "Исследования по археологии и древней истории Восточной Европы" / ред. Пиотровского Б.Б. Л., Аврора, 1976г.
  [5] Несмотря на это, роксолан упорно пытаются причислить к сарматам (напр., до сих пор это мнение пропагандируется "Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона"). Да, роксоланы культурно могли напоминать сарматов, но этнически - по крови, а, следовательно, по духу, - не могли принадлежать к ним.
  
  [i] Ковалевский А.П., "Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922гг". Харьков, 1957г.
  [ii] Новосельцев А.П., "Восточные источники...".
  [iii] Брайчевский М.Ю., "Русские" названия порогов у Константина Багрянородного".
  [iv] Гиляров Ф., "Предания русской начальной летописи". М., 1878г.
  [v] Удальцов А.Д., "Племена Европейской Сарматии IIв н.э." // "Советская этнография", вып.II. М., 1946г.
  [vi] "Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica)". СПб., 1997г.
  [vii] Дорн Б., "Каспий. О походах древних русских в Табаристан с дополнительными сведениями о других набегах на прибрежья Каспийского моря". СПб., 1874г. [viii] Алиев Р., "Низами. Стихотворения и поэмы". Л., 1981г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"