Аннотация: Нашёл в загажнике на компьютере.Вещь писалась как порыв графоманства ещё в школе.Пусть пока полежит здесь. Когда-нибудь я до неё доберусь и перепишу.
Искры.
Пролог.
Солнечный свет особенной золотой игрой доступной только осенью в прохладном вымытом дождём воздухе пронзал своими призрачной остроты иглами неповоротливо огромные, словно наваленные кучами облака, синеющие перед скорым закатом. Светоносные веера выбиваются в каждую маленькую прореху этого одеяла, коим господь Ванир заботливо укутал небесную свою любовницу перед холодами дьяволицы зимы.
И листья каждого древа раскинувшего свои ветви под этим небом впитывали это золото, и сами наливались его желтизной и светом, а иные, вбирая в себя больше других, словно солнце чем ближе оно к закату, тем больше пурпура в его сиянии, так и листья древ то оранжевые, слегка рыжелые, то червлёно красные, то темно малиновые, как прут железа на древесных углях. И всё это есть почти осязаемая магия, божественная сила которой дышит каждая роща дремучего Урвийского леса, каждое дерево, каждая кружевная тень, своею чернотой оттеняющая сияние света на чёрной пыльной земле. Сам воздух прозрачный и чистый, сам ветер прохладный и сильный, и даже насекомые есть ни что иное, как маленькие магические твари, которых вы видим каждый день и не замечаем их. А меж тем они не замечают нас.
Муравей быстро полз вверх тормашками по корявой ветке дикой вишни. Он деловито озирался на великана, гнувшего ветку к себе, и высматривал себе путь к отступлению. Рука гиганта прочно ухватилась за пучок листьев, а другая потянулась за ярко красными рубиновыми плодами светящимися изнутри от блеска клонящегося к горизонту светила. И поскольку первая рука оставалась неподвижной несколько секунд, муравей решил, что так будет и впредь, не очень долго размышляя о последствиях, он бросился по этой руке вниз, надеясь достичь земли быстрее. И быстрее получилось, правда, не совсем так, как он на это рассчитывал.
Забыв на мгновение, что это почти единственная его опора, паренёк сидевший на дереве решил почесаться одной рукой в том месте, где по нему пробежал недальновидный муравьишка. Уже в следующую секунду мальчишка понял, что теряет равновесие, а за его спиной только воздух. И легкость, не известная прежде, наполнила его члены. Ещё он успел подумать: как хорошо! Какая лёгкость! Даже не осознавая толком происходящего, ровно три секунды он наслаждался новым неведомым ощущением. Однако платой за эту лёгкость сильфа была тяжесть удара о землю. Что-то хрустнуло и надломилось внутри его ноги, нестерпимая боль разжала ему рот, и он завопил что было мочи.
Уже в следующую минуту он услышал звук знакомых шагов и уже ставшие привычными слова:
- Твою мать! Если бы я не дал обещания твоей матери, то бросил бы прямо здесь! - Сильные руки подняли его с земли и перенесли на край повозки. Седеющий мужчина склонился над неестественно выгнутой коленкой мальчика и аккуратно пальцем попробовал кость. Он сделал вид, что хочет посмотреть получше, а для того взялся за бедро и голень руками. Тут же без предупреждения рванул, вправляя сустав. Мальчик услышал хруст собственной кости и скорее от этого, нежели от боли, закричал и потерял сознание.
Что же до муравья, он остался цел. Позже он преспокойно выполз из-за шиворота бесчувственного паренька и по полозьям повозки быстро достиг земли. Правда, стоило ему это сделать, как он тут же понял, что очутился в совсем незнакомом месте, гораздо дальше от муравейника, чем он предполагал раньше. Созерцание окрестностей настолько поглотило его внимание, что он не заметил большой черной тени, надвигавшейся сзади. Не заметил он и того, как погиб в большом черном клюве досужего грача.
А меж тем караван торговцев, не обращая взоров на такие мелкие и незначительные трагедии, продолжал продираться по нехоженой тропе, среди кривых деревьев отыскивая дорогу и постоянно вновь теряя её. Проводник выбился из сил и попросил отдохнуть. Он в отличие от торговцев и сопровождавших их наемников из обедневших князей и их челядинцев, мерно и спокойно тащившихся по найденным им тропам, беспрестанно блуждал далеко впереди, то и дело, возвращаясь из тупиков и дебрей, чтобы забраться в новые и найти таки место, где может проехать груженая телега.
Проводник подошел к телеге, на которой лежал мальчик и лёг рядом на рогожу. Паренёк пришел в себя. Он посмотрел на опухшее колено и попытался встать на вправленную ногу, но тут же вскрикнул от боли.
- Зато хоть немного на месте посидишь, - усмехнулся купец, - не бойся, меня этому местные лесные бабы научили, поболит и пройдёт. Хорошо бы ещё снега приложить, но да где его найдёшь осенью?
Проводник, услышав это, оживился:
- Так вы здесь не в первый раз? И что часто приходилось водиться с этими ведьмами?
- Да не так уж и часто. У меня, знаете ли, жены нет, а дело молодое. И бабы эти до такого охочи. Хе!
- Ну да! В наших деревнях раньше парня, коему стукнуло семнадцать, привязывали к дереву в лесу на ночь, если тот хотел себя испытать, а чаще без его согласия. Ночью, когда всходит луна, ведьмы набрасывались на него всем скопом.
- Чёрт возьми! Это не плохой обычай становиться мужчиной! Может, мы и тебя как-нибудь привяжем? А, пацан?
- Не стоит. Это грех всё-таки. Так церковь учит. Да к тому же и не всякий это выдерживает, часто бывало, что парни становились увечными или вовсе помирали. А в последнее время совсем это перестали делать, потому, как стали находить в лесу мёртвых младенцев мужского пола. Верно, если от такой связи рождается девочка, они её растят. А если мальчик...
- Господи прости нас грешных! - набожно прошептал купец.
- А, зачем вы взяли мальчишку? Вы его продавать везёте? Так мы ведь в Журган едем, там рабов не продают, там их как раз покупают. То где видано в Журган со своими рабами.
- Да не. То моей племянницы сын. Взялся на свою голову отвезти его в обучение.
- И куда же везёшь?
- Ольховая обитель. Там какой-то старец с учениками...
- А Ольхольнарин! Да хорошее место, только уж очень далеко в глуши, но мы туда заглянем, как никак последнее поселение на родной земле. Вы хоть деньги взяли? Отшельник берёт за учеников много. Можете и зря съездить.
- Если денег племянницы не хватит, я с радостью своих добавлю, лишь бы сбросить этого спиногрыза со своей шеи!
Проводник усмехнулся и посмотрел на хнычущего паренька. Затем он вздохнул, откинулся на спину и тут же захрапел. Странники и пилигримы стали располагаться для отдыха. Торговцы в длиннополых бурых кафтанах из грубой прочной материи распаковывали походные пожитки, пакеты и свёртки с едой. Некоторые, вооружившись медными и бронзовыми ножами и топориками, углубились в чащу в поисках сухого топлива для костров. Иные, навесив на себя кувшины, котлы и мехи, разбрелись в разные стороны, слушая шумы леса и пытаясь различить звуки журчащей воды. Другие же чинили свои одежды, обувь, распрягали оленьи упряжки, отвязывали свиней бежавших за возами на привязи и, прихватив бичи и увесистые ореховые посохи, повели скотину пастись. Князья и челядинцы, оборонявшие караван, слезли со спин своих оленей. Они скинули пропотевшие жаркие доспехи их кож, мехов, дерева и кости, остались обнаженными по пояс и так отдыхали, не смотря на холодный ветер, хвастаясь зарубцевавшимися шрамами, вспоминая минувшие годы и славные старинные набеги в степи, на морские острова, уделы неуёмных кровавых владык.
Опухшее колено почти перестало болеть, но было по-прежнему красным и отёкшим. Паренёк аккуратно спустил обе ноги на землю и медленно встал, перенеся тяжесть тела на здоровую ногу. Затем он сделал шаг. Казалось уснувшая, боль вновь резанула, но за первым шагом он сделал второй, третий. На десятом шагу он перестал воспринимать её, но продолжал ходить хромая меж телег и странников, разглядывая лица, незнакомые виды, интересные предметы. Но, даже замечая что-то интересное, он не останавливался. Что бы посмотреть, а продолжал ходить, потому что ему вдруг взбрело в голову, что если разработать колено оно быстрее исцелится.
Но вдруг он увидел что-то, что заставило его остановиться. Это была женщина и довольно красивая. И хотя паренёк еще не вступил в тот возраст, когда все мысли мужчины направлены к этим созданиям, он остановился как вкопанный, будучи заворожён её видом. Она сидела на ветвях высокого дерева, сокрытая яркой листвой от взоров странников. Никто её не замечал, кроме него. Медные яркие волосы острижены ножом в короткие лохмы, белое тело почти обнажено и намеренно выпачкано в голубой глине, ноги босы. Талия стянута тряпичным поясом, и перекинутая через него меж бёдер полоса ткани скрывала её наготу. Груди плотно примотаны такой же полоской серого льна или конопли, так что остаются, совершенно, неподвижны и не мешают движениям.
Она посмотрела на мальчика своими карими глазами, густо подведенными углём и киноварью, приложила палец к накрашенным охрой губам, призывая к молчанию. Затем она грациозно и плавно извлекла из-за пояса полую тростинку и плюнула через неё кода-то поверх головы мальчика. Раздался громкий крик, паренёк обернулся и увидел проводника вскочившего с повозки и выдирающего шип акации из своей груди. Но только он это сделал, как упал на землю, ибо ноги не слушались его.
Женщина обхватила ногами более тонкую ветку, и та прогнулась под её весом, явив её всем странникам, свисающую вниз головой, подобно летучей мыши. Она дождалась, когда все посмотрят на неё, и заговорила:
- Эта земля принадлежит богине Кин. Она священна для ведьм пустошей, а вы оскверняете её своей жаждой стяжательства. Я отравила вашего проводника и если не дать ему зелья в течение дня он навсегда будет парализован. Вы останетесь навечно в этих дебрях. Но я могу дать вам зелье если вы докажете чистоту своих помыслов.
Странники ошалели. Они начали галдеть и переругиваться, пытаясь осознать, что произошло и понять, что им теперь делать. Но всю их брань прервал опекун мальчика. Купец выпрямился во весь свой богатырский рост, и для уверенности держа в руке плеть, заговорил с женщиной:
- Чёртова ведьма! Чего ты хочешь?
- Доказательства! А что может быть лучшим доказательством того, что вы не порабощены грехом жадности, как ни отказ от богатств? Поднесите дар нашей богине.
- Ты хочешь выкуп? Возьми все, что тебе понравится в наших поклажах.
- Ваши грязные тряпки и прогорклое вино мне не нужно.
- Тебе? Так ты просто проклятая шлюха и грабительница! Сучья дочь, тебе не стыдно прикрывать именем господнем свою погань?
- Так или иначе, от меня зависят ваши жизни, - она томно потянулась, показывая всем свою гибкость и прелесть своего тела, - я могу быть кровожадной соблазнительницей, а могу и вашим духом хранителем.
- Чего ты хочешь? Я спрашиваю ещё раз.
- Красивое серебро мне по душе. Дайте мне серьги, ожерелья, браслеты, кольца, монеты...
- У нас нет с собой серебра. Зато мы везём много красивой меди и бронзы, посмотри какая посуда, какая утварь! - Он поднял над головой узорчатый блестящий кубок и сверкающий резной кувшин.
- Они не плохи, но этого мало. Отдайте мне мальчика.
- Зачем он тебе?
- Затем же зачем и тебе, я сделаю его своим рабом. Он будет у меня в услужении, а когда подрастет, станет моим любовником.
- Он не раб, стерва. Он сын моей племянницы.
- Я всё равно хочу его себе. Он справный мальчишка, дорого стоит.
Купец хотел чего-то возразить, но тут его заслонил бронированной грудью один из князей. Он вышел вперёд и оказался прямо под ведьмой, глядя из-под круглой бронзовой каски вертикально вверх, сжимая в опущенных руках короткое копьё и круглый щит.
- Я благородный человек, тварь, и дал слово защищать этих людей. Если ты хочешь увести кого-либо из них в плен, тебе придётся сразиться со мной.
- Так и быть я буду с тобой биться. И со всеми кто захочет призвать меня на суд божий.
- Для тебя нет закона и божьего суда, ведьма! Всякий кто сжимает древко копья, обязан тебя раздавить! - с этими словами он стремительно и высоко подпрыгнул, не взирая на тяжесть своего оружия, но широкий наконечник копья пронзил лишь воздух. Ветка молниеносно выпрямилась и ударила князя по лицу, расцарапав кожу и сорвав с головы шлем.
Женщина же легко приземлилась на согнутые ноги и гордо выпрямилась, сжимая в левой руке костяной нож и даже не пытаясь прикрыться от новых ударов противника. Князь быстро оправился и, выставив вперёд шит, уже бежал с занесённым копьем. Но в тот самый момент, когда он убрал щит чтобы нанести удар, она плюнула ему в лицо. Князь закричал и выронил оружие, он упал на колени и схватился руками за лицо. Из его щеки под левым глазом торчал отравленный шип акации.
Другой князь выбежал на помощь своему раненому другу. Он оттащил его прочь, и ведьма позволила ему это сделать. Тогда вытащив шип из раны, он попытался высосать яд, но он уже проник в его кровь. Тогда молодой воин обернулся к ведьме:
- Дерись честно!
- Он сам сказал, я вне закона чести. Для меня нет божьего суда.
- Хорошо! Я признаю тебя равной и вызываю тебя на суд господа! Если я проиграю, ты возьмёшь мальчишку и всю нашу медь, если ты проиграешь, ты дашь нам зелье против твоего яда.
- Я согласна... Иди ко мне.
Князь достал из-за пояса небольшой бронзовый топор на длинной рукояти и ринулся в бой. Они действительно сражались честно и яростно. Но князь, не смотря на свою силу, уступал скорости и гибкости женщины.
- Не бойся, если он проиграет я погону оленей, и мы сбежим, - шепнул на ухо мальчику опекун. Он незаметно посадил его на телегу и намотал вожжи на руки. Хотя всё происходящее касалось непосредственно его, паренёк не сильно испугался, ему было всё интересно, и от части он даже не понимал, почему бы ему и не пойти с этой пусть неряшливой, но красивой женщиной, зачем мужчины пытаются её избить? Но вдруг его мысли были прерваны болезненным образом, что-то с силой ударило его по голове и упало в телегу. Он нашёл этот предмет и взял его в руки. Это был прочный деревянный клинышек, но откуда он взялся?
В это самое время уже весь покрытый порезами князь решился нанести последний удар и проститься с жизнью. Он занес свой топор и из последних сил обрушил его на голову ведьмы. Но та легко и быстро блокировала удар своим ножом, однако произошло то, чего она не ожидала. Лемех топора от удара слетел с древка и ударил её тупой стороной по лбу. Кровь брызнула из рассеченной брови, и ведьма потеряла сознание.
Мужчины тут же бросились связывать её, а, связав, приводить в чувство. Наконец она открыла глаза. Израненный князь навис над ней:
- Зелье, ты обещала.
- Ты первый мужчина, признавший меня равным. Для тебя я сдержу своё слово. Зелье на моих губах. - Она улыбнулась, - иначе как бы я могла держать яд во рту.
- Тогда поцелуй тех, кого ты отравила.
- А ты обещаешь мне жизнь?
- Да, до тех пор, пока мы не прибудем в Ольхольнарин. Там я отдам тебя на суд старцу.
Князь отошёл от неё и посмотрел на рукоять топора, которую он всё ещё сжимал в руке. Клинышек, удерживавший лемех вылетел из расщепа рукояти. Он усмехнулся:
- Воистину на всё воля божья!
Однако пришедший в себя раненый князь омрачил радость победы, не сдержав своей гордыни:
- Приравняв её с собой, ты не возвысил её, ты пал, как и она. Такая же шлюха, нацепившая одежды князя.
Никто не встал на сторону молодого князя, но никто и не поддержал раненого. Все просто молча отошли от бывших друзей. Молодой князь не захотел возвращаться к кучке других воинов. Он прикрыл лицо окованной деревянной маской и последовал за повозкой, на которой ехали мальчик с опекуном и связанная ведьма.
Караван зализал свои раны и ещё до заката вновь двинулся в путь. Вскоре они вышли на просеку по обеим сторонам от неё были воткнуты в землю шесты на концы, которых были насаженны собачьи черепа. Это были дорожные знаки. Караван вышел на тракт, и теперь проводник мог спокойно отдыхать, пока странники не доберутся до перекрёстка или развилки. Однако здесь не было ни перекрестков, ни развилок. Путь был один на многие вёрсты вперёд. Если раньше несколько лет назад ещё оставались хоженые тропы, то ныне они забыты и покрыты буйной густой порослью. В пустоши больше никто не ходит. Поклонники старых языческих верований более не желали общаться с правоверными урвийцами. Урвийцы же отходили от своих обычаев кровавых набегов и беспощадной резни крестовых походов.
Проповеди священников истинной веры более не могли выявить в толпах благородных прихожан святых паладинов господа. Князья земли предпочитали держаться за свою землю, а купцы и мещане быстрее и покойнее обогащались мирной торговлей, оставив мародёрства и воровские набеги безземельным ублюдкам и их ленивым крестьянам. Правда, последние также предпочитали резать князей и ленников, проезжающих через их хутора, или ночующих в их домах, не пускаясь в опасные странствия.
Дороги пустошей зарастали травой. И лишь торговый тракт, ведущий к Жургану, оставался плотно утоптанным. Купцы шли долго. Этот путь отнял у них ещё три дня жизни. Но на заре четвёртого за поворотом тропы показались высокие ворота. Путники подошли к ним, и один из воинов несколько раз ударил в плотно подогнанные брёвна краем щита. Через некоторое время над воротами показался паренёк в небеленой льняной рубахе. Он окинул взглядом невзрачные бурые одежды купцов, крашенные орехом доспехи князей, силясь понять, стоит ли впускать внутрь засеки этих лихого вида людей. Не удовлетворившись осмотром, он спрыгнул вниз с трехметровой высоты наземь прямо перед долбившим в ворота ратником.
Люди стоявшие рядом попятились. Мальчик привстал на повозке, чтобы лучше видеть, что там твориться. Опекун резко дёрнул его назад, чтобы не высовывался под горячую руку. Мальцу же было удивительно, как это тот парень проделал без царапин и увечий то от чего чуть не хрустнули все его кости. Тем временем странники, не видя никого более, осмелели, хотя ещё помнили, сколько вреда может принести и один неугомонный человек. Они плотно обступили паренька, лишая его простора для маневра и прижимая к воротам.
- Скажи хлопец, что это за засека? Застава, или что? Далеко ли Ольхольнарин? Мы его не проехали?
- Ну да, проехали, - равнодушно отвечал паренёк, - здесь наша деревенька. А вы кто будете? Кудыть идете?
- Мы странники из Уголя. Идем в Журган и дикие страны что далее, торговать и поклониться святыням.
- И повоевать, конечно? - добавил парень, оглядывая добротные прошитые проволокой кафтаны и зипуны, клёпаные кожанки странников.
- А как же, - откликнулся откуда-то сзади один из всадников, - сходить к дикарям и вернуться без подвигов. На то он и обоз, чтобы забить его данью. А то, что скажут мои братья, когда я вернусь из похода. Не уж то ходил на черномазых девок глядеть, да под юбки им лазить? Не сидеть же нам подле жидов!
Паренёк хмакнул, утёр нос рукой и несколько раз хлопнул ладонью по воротам, из замаскированных щелей тут же высунулись копья и кончики стрел.
- Бросайте всё оружие в канаву, и можете зайти к огню. Я его подберу. А когда будете уходить отдам. На другой стороне ворот оно вам будет не с руки, - он закончил и как-то гадко улыбнулся.
- Так не годиться, молокосос. А ежели вы нас ночью резать начнёте?
- А ежели вы нас? Так ведь это не я в чужой дом ломлюсь...
Купцы, не долго думая, свалили всё свое не хитрое оружие на землю. В воротах открылась калитка настолько широкая, что могла как раз в притык пропустить самую широкую телегу. Странники по очереди стали вползать внутрь. Князья же и челядинцы толпились поодаль. Они не спешили расставаться с дорогими и добротными вещами. Один из князей, тот самый что кричал, вдруг дёрнул своего оленя за рог. Зверь в один прыжок перескочил со всадником через гружёный воз, перед ним только и оставалось что проём калитки. Князь прикрыл себя и зверя щитом от стрел, отпустил рога и пригладил животное нагайкой. На всем скаку олень пролетел сквозь ворота и, затормозив копытами, подняв тучи пыли, остановился посреди пустого пространства, гордо выпрямился и сам удивился своей лёгкости. Желая проверить - на месте ли седок, он запрокинул голову, но не увидел ничего, и рога коснулись воздуха.
На воротах же мерно раскачивалось тело. Острие копья вошло благородному князю в рот и вышло точно из затылка.
Опекун обернулся и помянул господа. Благо малец не видел того ужаса, а как только попытался обернуться, дядька загородил всё собой и хлестнул покруче упряжку. Он остановился только у большого дома с высокой крутой крышей под резными торцами. Крыша эта стрелой возносилась в небо и концами упиралась в землю. Раньше странникам не приходилось видеть таких странных домов. На его пороге сидел старец и читал берестяной свиток один из многих, пришитых крупной ниткой к деревянному корешку. Увидев грамотного старика, купец решил спросить:
- Отец, долёко ли Ольхольнарин?
- На кой он тебе, гость?
- Я везу мальчонку в обучение.
- Так зачем его везти? Ты хочешь, чтобы мог сказать: Мой мальчик учился в славном Ольхольнарине! Или же хочешь, что бы он научился чему?
- Мне одно. Я обещал его матери, моей племяннице, довести его в целости.
Старец посмотрел на мальчика. Его любознательные глаза понравились старику, но больше того ему понравилось то что, мальчику надоело сидеть на месте и своим кривлянием и вознёй он сильно измотал опекуна и тем привёл его в бешенство. Старик захохотал, а когда купец попытался дать мальчику оплеуху остановил его руку.
- Не нужно сдерживать его, этим ты только насилуешь его природу, ребёнок должен быть ребёнком. В Ольхольнарин ему ещё рано, пусть остается здесь. Я обучу его всему что нужно и возьму гораздо дешевле.
Вскоре они сговорились о цене. Мальчик наконец-то мог свободно бегать по земле, где ему хотелось, наверное, именно по этому он остановился на месте подле своего нового учителя и спокойно стоял. Ему не было жаль расставаться с опекуном, хотя и было страшновато в окружении новых незнакомых людей. Купец был только рад, что избавился от обузы, он оставил ребёнка совершенно незнакомому человеку, и даже не убедившись в том, кто он, после чего без зазрения совести с чувством выполненного долга продолжил свой путь.
Мальчик внимательно осматривал своего нового опекуна, его причудливую одежду украшенную рунами и шитыми узорами, седые волосы, схваченные медным обручем, сухую пергаментную кожу.
- Дедушка, а вы книжник? - спросил он.
- Пожалуй, что так. Книги я читаю, переписываю и пишу сам, а кому нужно и продаю. Только не такой уж я и дедушка.
- А кто же?
- Хм! А сколько мне, по-твоему, лет?
- Сто?
- Неужели я так плохо выгляжу? - усмехнулся учитель.
- Для ста совсем не плохо, - попытался исправиться мальчик. А учитель загоготал во весь голос. Затем, утерев слёзы, он хлопнул парня посохом по заднице для порядка и сказал скорее самому себе:
- Славного ученика я надыбал на старости лет, - затем он поднялся с порога и повёл паренька в дом, откуда уже пахло жареным мясом. Дом оказался воскобойней, а старик как и все порядочные воскобойники колдуном и книжником, ведь всем известно что воск потребен для ворожбы и писания. Помимо хозяина в доме обитали его сестра с мужем, пятеро подмастерьев и семеро детишек нажитых четой. Вся эта орава шумно вертелась около стола накрываемого к обеду. Старик стукнул посохом в дощатый пол и все на секунду замолчали.
- У нас пополнение, - объявил он и подтолкнул паренька к столу. А через минуту новый ученик уже наравне с другими детьми бегал под столом и таскал с блюда куски оленины.
- Ты его в ученики взял? - спросил воскобойника свояк.
- Да, а что?
- Ничего. Главное чтобы старец наш был не против.
- Этот чопорный фарисей? Лучше не говори мне о нём за столом... - так продолжался их разговор, и вскоре перетёк в другие русла. Обед шел весело. Когда мясо и каша кончились, хозяйка принесла блюдо с мёлом в сотах. И всё бы ничего, но вдруг посреди трапезы в дверь настойчиво постучали. Воскобойник сам пошел отворять, а новый ученик увязался за ним. На пороге стоял тот самый паренёк, что пропускал караван через ворота.
- Старец зовёт всех учителей на суд, вы тоже идите.
И втроем они пошли на площадь. Там посреди круга из камней, служивших сиденьями для тридцати белобородых стариков, был вкопан в землю столб, а к столбу привязана та самая женщина, что встретилась каравану в лесу. Один князь, тот, что был ранен, свидетельствовал против неё перед стариками. Он рассказал о делах её и спросил старцев, достойны ли они смерти. Старцы ответили, что достойны. Тогда заговорил князь, что дрался с ней на божьем суде. Он заявил, что после его победы жизнь её принадлежит ему, и просил оставить ей жизнь.
- Ты дрался с ней на божьем суде? - спросил староста в одеянии священника.
- Это так!
- Значит, ты равен с ней. Тебе с ней и одна дорога.
Князь удивился до невозможного. Его глаза округлились, и он невольно отступил на середину круга к позорному столбу. Ведьма усмехнулась и шепнула ему:
- Вот она твоя справедливость. Лучше бы ты убил меня или отпустил сразу. Тогда и тебе было бы легче.
- Не легче, - усмехнулся в ответ князь, - это не я притащил нас обоих на суд, а он, - князь кивнул в сторону бывшего друга, - Заботится о княжеской чести и чести моей семьи, ублюдок.
Старики начали голосовать, и лишь семеро из тридцати, и воскобойник в их числе, просили пощады для этих двоих. Но и этого было достаточно для помилования. Тогда старик в одеянии священника начал свою речь. Он призывал к заветам отцов, к законам и правде народа, к святым писаниям церкви. Ко всему, что было свято, и законно, и обычно. Потом он повёл речь о грехах, цитируя святые книги через каждое слово, и закончил это тем, что для этих двух нет закона. Они подобны зверям - говорил он, и нет греха в том, что охотник убивает зверя, ибо это не запретно, а должно быть сделано.
- Браконьерство это как раз грех! За то и были изгнаны люди из рая, что брали не по потребностям и без меры, ибо жадность ести смертный грех, - вдруг перебил старосту воскобойник. А святой Форий говорил, что рас уж и ми и звери твари божьи то и убийство зверя равно убийству человека. Кто легко отнимает жизнь у одного, может отнять её и у другого.
- Этого нет в святых писаниях!
- Потому что Форий не умел писать, однако все знают его проповеди.
- То, что не записано в книгах можно забыть и исказить, я сам знаю несколько вариантов проповедей Фория.
- Однако смысл от этого не меняется.
- Смысл меняется от каждого слова! А в писании четко без уверток сказано именно так...
Воскобойник более не слушал. Он покрыл свою голову краем накидки и сидел молча, но, заметив ученика, шепнул ему:
- Вот тебе мой первый урок, будь худшим учеником и, может быть, ты станешь лучше своих учителей...
А меж тем старцы снова голосовали, и теперь лишь воскобойник просил милости. Но этого было уже не достаточно. Ученики стоявшие за спинами старцев достали пращи и вложили в них камни. Через мгновение благородный князь и ведьма были побиты до смерти этими каменьями, и божья справедливость воцарилась над лесной обителью Ольхольнарина.
Песнь первая.
I. Червь.
...Отшельник вывел всех старших воспитанников на поляну священной рощи. Сегодня был день последнего испытания. Все кто провели шесть лет в обители и достиг хоть каких-либо высот в искусствах или науках должны были доказать волхву своё право называться учеником Старца из Ольхольнарина. В этом году их было тринадцать. Они уже демонстрировали свои познания в мистике и философии, даже в искусстве приручения животных и боя на мечах и без оружия. Больше всех волновались двое: один - способный, но ленивый ученик, второй сам старец. Уже несколько лет подряд никто не мог пройти последнего испытания, он боялся, что не сможет передать своё искусство в последний раз.
Десять провалились, остались трое. Двое лучших учеников и тот самый недоделанный подмастерье. Он с честью прошёл испытания в философии, сносно во владении клинком, провалил состязания в математике и астрономии, но смог приручить красного оленя. Каллиграфия, декламация, софистика, богословие... все, что должно было знать ученому книжнику, он знал достойно, но этого было не достаточно, чтобы получить сан или патент. Единственно это испытание было для него решающим, хотя на самом деле оно было чисто символическим. Предмет, владение которым должно было быть выявлено состязанием, был уже сто двадцать лет запрещён к изучению. Экзамен был просто данью традиции.
Сейчас книжник боялся как никогда в жизни. Двое других были спокойны и уверенны в себе. Они, как и было положено, читали отрывки из писания вместо заклинаний, никто не ожидал чего-то не обычного, только один не мог ничего. Страх полностью завладел им, все иные чувства и мысли растворились в нём, вскоре не было даже мыслей, ничего кроме страха.
Отведённое время быстро кончилось, и двое учеников признали традиционное поражение. Но вдруг и они прекратили свои занятия. Чёрный едкий, зловонный дым волной нахлынул с крон деревьев. Ученики падали наземь, их тошнило от удушья. Моментально потемнело, и гнетущее распространилось по округе.
Старец усмехнулся. Он смотрел вверх, где, застыв в воздухе, ведьмак изрыгал дым из носа, рта, глаз и даже кончиков пальцев.
***
- Кто? Кто та сука, научившая мальца этой гадости? - просипел сквозь зубы настоятель, - кто, спустя полтора века нарушил священный запрет на общение с нечистым?
- Это не совсем так, - попытался, было вставить слово воскобойник
- Молчать! Да как ты? Как он вообще узнал об этом? Кто рассказал ему?
- Никто ему не рассказывал. Он просто оказался очень способным...
- Способным? К чему? Торговать своей душой с дьяволами? Он осквернил нашу обитель ересью, колдовством! Он ведьмак! Преступник! Его нужно осудить и сжечь!
- Это будет не суд.
- Что? Что ты там шепчешь себе под нос, старый дурак?
- Я говорю, если вы с первого раза не расслышали, что это будет не суд, а судилище. Впрочем, вам должно быть уже привычна эта процедура.
- Ты смеешь называть благородный гнев греховодным? Может, ты хочешь поощрить еретиков и ведьм по всей провинции? Или ты уже забыл, как мы охотились в молодости за разбавителями кумиров?
- Я помню это слишком хорошо. А ещё я помню, как один из разбавителей предал всех своих соратников, и смотрел, на их казнь, а теперь этот человек один из высшего клира, великий инквизитор.
- И что же плохого в том, что заблудшей овце, вернувшейся в лоно церкви, было воздано должное?
- За предательство, на чьё бы благо оно ни было, нельзя так воздавать. Закончим об этом. Я хочу знать, где мой ученик.
- Да где же ему быть? Сидит в яме. Я велел надеть на него оковы из освященного железа. Если даже они не сломают его черные чары, то руки и ноги перекалечат, как пить дать. А что ты на меня так смотришь? На костре они ему не понадобятся.
Воскобойник отвернулся и пошёл к выходу. Обычно в таких ситуациях он просто накрывал голову краем своего пледа, пряча взоры. Но сейчас он не мог спрятаться, что-то мешало ему. Книжник вышел на воздух.
Близилась весна. Снега уже почти растаяли, обнажая раскисшую искрящуюся в звездном свете землю. Это не земля, это каша. С трудом переставляя ноги в этом месиве, он направился между домов и часовен монастыря к самому глухому закоулку лесной крепости. Там около бреши ведшей в глухой лес находилась помойная яма. К ней вели промытые сточные канавы и следы из расплескавшихся фекалий. Ещё не доходя и ста шагов, к воскобойнику из темноты вышли трое послушников, опиравшихся на толстые клюки, но, узнав в нем одного из учителей, они пропустили его, напомнив, между прочим, что с еретиком не следует говорить слишком долго.
Вода в яме поднялась высоко. Из холодной жижи торчала даже не голова, а часть лица. Выше не позволяла подняться деревянная решетка, придавленная несколькими увесистыми камнями.
- Господи! Как ты здесь не утонул? - книжник опустился на четвереньки рядом с ямой, но пленник ничего ему не ответил, вода залила ему уши, а глаза были плотно зажмурены.
- Эй! Он же умрёт так! Немедленно вытащите пленника, он должен дожить хотя бы до суда!
Послушники переглянулись. Этот приказ прямо противоречил приказу настоятеля, правда настоятеля сейчас здесь нет, а воскобойник прямо тут, и он тоже не последний монах в обители. Нехотя они повиновались. С трудом оттащили с решетки камни и вытянули из дурно пахнущей ямы окоченевшего низкорослого человечка.
***
- Мне противно слышать от вас лишь один ответ: Я знаю! Тем более произнесённый с такой самодовольной уверенность. Как будто Вы, можете что-то знать о том, что превыше всего на свете! Потому я повторяю вновь, фраза - "Я знаю!" - на богословии не допустима!
Довольно представить океан, со всеми его огромными массами, глубинами, а вы лишь сидите на берегу, и разглядываете, песчинки выброшенные волнами, ракушки собираете и называете себя при этом исследователями океана!
И всё что я вижу, глядя на таких вот "Знающих" - деградация, полная деградация и ересь! Именно такие становятся большими сановниками и сеют вокруг глупость и ересь, а потом ко мне приходите вы! И, скорее всего, то я что я вам говорю, лично вам уже не поможет, но возможно вашим детям...
И так он говорил ещё долго, воспевая собственные ещё не свершенные заслуги перед миром смертных, и всячески заставляя нас поверить в то, что мы в принципе не способны понять замыслы божьи, а значит, лично нам этим и заниматься даже не стоит. В прочем никто из великовозрастных школяров не был против этих излияний. Слушать про манарды и триединство определяемого, определяющего и определённого... Пытаться выскрести из щелей мозга правильный случайно завалившийся туда ответ. Куда как лучше отключиться от внешнего мира и с внимательными не мигающими глазами, следящими за учителем, и вежливой обожающей улыбкой, провалиться внутрь себя самого.
Там можно просто по спать ближайшие четверть часа, иди дочитать спрятанную в мыслях книгу. Как говорил Воскобойник, книга, прочитанная глазами, после дочитывается умом, а там и душой, если умеешь читать. Это мне и нравилось в моём кураторе. По должности ему отвели самую низшую ступень - учитель чтения, даже не грамоты и каллиграфии, а просто чтения. Но на его занятиях можно было узнать гораздо больше, чем на всех остальных за целый день. Хотя, наверное, это касалось только меня, так как только я не выбрал направления и остался со своим учителем. Я был единственным школяром у этого куратора. Все остальные послушники зубрили требники, терзали пергаменты и счетные таблицы, учились совершать те ошибки, которые были им выгодны в споре и называли это наукой доказывать свою правоту.
Учителя розгами и палками вбивали в их бестолковые ленивые головы горы знаний, а я тем временем просто читал книги. Благо книг в моём распоряжении было огромное множество. И мой куратор, отмучившись с весёлой малышней, возвращался ко мне и учил читать эти книги.
- Ну, все, пожалуй, можете идти - наконец закончил настоятель. Слава богу! Соблюдая вежливость, школяры медленно расходились из рощи. Зима шла к концу, но дни ещё кончались рано. И сумерки расползались липкими тенями по рощам и лугам обители. Стоящие отдельно островерхие срубы прятались в эту сень, и казалось, что пространство становится больше. Это время, когда смятая ткань мира распрямляет складки, обнажая то, что прежде было сокрыто.
Я спешил в пергаментный зал, пока его не заперли. С наступлением темноты читать запрещалось, даже при свете лучин и свечей, впрочем, этот указ защищал не столько глаза учеников или горючее дерево срубов, сколько святость обители от произнесения заговоров во тьму. Так же запрещалось читать, если на небе находилась луна - солнце мёртвых, или шел дождь. Обилие запретов быстро отбивало у школяров охоту к чтению. Однако я был подчиненным воскобойника. Как всякий послушник я был обязан батрачить на монастырь в целом и на своего куратора в частности. И книжник часто давал мне работу в этом зале. Сторожа не особо горели желанием торчать в дальнем медвежьем углу монастыря, поговаривали даже, что в окружающей зал роще водится всякая мерзость, призванная из тени нерадивыми монахами, читавшими заклятья в не урочный час. Потому, я часто оставался тут один, и, выполнив работу, нарушал от двух до пяти монастырских уставов за ночь.
Однажды я наткнулся на одну книгу без названия. Она была не очень толстой, в ней содержались рассказы об истории войны ваниров. Множество сказок и былин, не отличимых друг от друга. Сказания о войне, в которой одни боги и ведомые ими народы сражались с другими богами. Я любил такие сказки, признаться и сейчас люблю и с удовольствием слушаю. Но речь не о том. В этой книге я нашел отрывочный рассказ о человеке, чья сила и власть были настолько велики, что он мог сражаться наравне с богами, и побеждал их.
Он был самым слабым ребёнком, и немощь свою пронёс через всю жизнь, но, превозмогая ее, стал настолько силён, что требовал себе божественный престол и бился с другими богами за право восседать на нём. Впрочем, он пал в одной из битв с ванирами, и Ванир стал господом над всеми духами и всякой плотью.
Мне показалась эта легенда странной, тем более что я никогда не слышал подобного. Сказание это даже местами противоречило догме нашей веры, ибо нет существа одновременно живого и мертвого, из праха и самой крови, из огня и воды, кроме как господа нашего и отца всего живого и мертвого Ванира Святого, князя духов и бога людей. В тот день, я решил, что это лишь фантазия неизвестного хрониста. Подобных небылиц много в наших летописях.
Я выписал эту сказку на пергамент, а позже, я нашел ещё похожие рассказы в различных хрониках, различных хронистов, различных эпох. Пол года спустя мои пергаменты и гравюры были сшиты в книгу, а на чистых листах я продолжал писать, пытаясь понять, кем были эти люди, называемые то святыми, то воплощениями самого дьявола Орнулу. Но одних легенд было не достаточно, и моя книга была по-прежнему не полна. Мне нужны были слова самого человека, одного из них. Тогда я даже слова не мог подобрать, чтобы называть их. Имена были тщательно срезаны там, где нельзя было выкинуть упоминаний о них. В прочих же текстах просто не хватало кусков, эти книги были переписаны с более ранних, а оригиналы были либо утеряны, или чёрт их знает, что могло случиться.
***
Шли дни и месяцы. Оставалось три года до окончания моего обучения в обители. Мои ровесники и я вошли в возраст, когда мы могли работать наравне с взрослыми, и как ни странно, время, уделяемое нам учителями, значительно сократилось, зато время барщины выросло непомерно.
Послушников гоняли в лес за темно, словно скот на пастбище. Святые отцы швыряли нам старые медные орудия, но не для работы, а лишь для того, чтобы мы сделали орудия себе и не портили за зря имущества монастыря. И мы делали себе каменные топоры и секачи, заостряли деревянные копья и обжигали их на кострах, делали из костей оленей и зайцев серпы, секачи, ножи, рыболовные снасти. Плели из стеблей трав верёвки и нитки. Посвященные послушники, жившие на искусе и готовившиеся принять постриг охраняли нас словно цепные псы, вышагивая с тяжёлыми крепкими посохами на плечах.
Пока не начался месяц сева, нам предстояло вычистить балку, поросшую мелкой густой порослью каких-то непонятных деревьев и кустов. Старые пашни оскудились, их решили на время бросить или устроить там борти. Мы же, вооружившись самоделками, вгрызлись в плоть деревьев. Тут почти не было строевого леса, и всё что мы выкорчевывали с корнями сваливалось в огромные кучи и поджигалось. Огонь этих костров, казалось, достигал самих небес, мы же продолжали при их свете работать и по ночам, отдыхая по нескольку часов, а потом искусники снова гнали нас посохами работать.
Довольно быстро мы расправились с мелкими буйными деревцами. Теперь предстояло вырвать семь больших лип. Трое учеников забрались на ветви одного из деревьев и стали привязывать к ним прочные петли, те, кто были внизу, пока только подкидывали им верёвки. Когда эта работа была завершена, началось настоящее дело. Десять человек, вооружившись копьями и заступами, принялись подкапывать корни, а остальные полтора десятка впряглись в лямки, и начали тянуть, что есть мочи, и разом дружно дёргать, и я впрягся в лямку со всеми. Один из искусников стал мерно стучать по стволу соседнего дерева, выбывая ритм.
- И рас! И рас! И рас...
- Да пора бы уже - два!
- Заткни пасть дурак!
- И рас, и рас, и рас...
Дерево понемногу начало гнуться, затрещали корни, но падать оно не желало. Те, кто подкапывали корни, притащили два толстых деревца поменьше. Они просунули одно в дыру, образовавшуюся между основанием корней и землёй, другое подложили под него, получив рычаг. Они скопом насели на рычаг, мы на лямки - корни оглушительно затрещали, дерево покосилось, но падать не желало.
- Может просто обрубить их? Они слишком глубоко засели.
- Ага! А распахивать потом нам же, и как ты будешь тут ковыряться с ними? Сразу надо рвать.
- Да видишь же, что не получается! Мы его гнём, а оно потом распрямляется.
Послушники временно побросали работу. Они обступили дерево вокруг, обсуждая, как ещё можно с ним расправиться. Я пробовал ещё немного прокопать под корнями. Один из знакомых учеников тоже ковырял землю палкой, но скорее просто для развлечения. Он говорил, как-то сам с собой, что ли, нежели со мной, не прекращая своего занятия:
- Не получится из нас священников. А, зачем им нас учить? Они будут учить тех, кто щедро платит, детей своих, а нас им, зачем учить? Плодить себе конкурентов? Не, вот лесорубами мы будем отличными, крестьянами будем, как деды и отцы.
- А что в том плохого? - спросил я.
- А хорошего? Я зря здесь теряю время, лучше бы я работал на своего отца, чем на них.
- Это тоже наука.
- Какая ещё?
- Какая? Это как книга, её нужно уметь читать, сначала глазами, потом разумом...
- Чушь собачья. Лучше бы я пошел в терем к своему князю, научился бы воевать, сражался бы в битвах и на турнирах. Вот это наука. Сразу бы и награды и уважение...
- Сразу? А что же все не идут тогда сражаться?
- Трусы.
- Это тоже война, а это сражение.
- Чего?
- Дерево. Это твой противник. Мы на войне с лесом.
- Не, не то. Это не бой, не равный, по крайней мере, даже не охота. Вот если бы дерево защищалось...
- Если бы дерево защищалось, вот тогда бы это был бы не равный бой, - усмехнулся я, - пока ты его не завалишь, я с тобой не разговариваю.
- Ну и пошел к черту! - заявил он и ушел сам.
Меж тем моя палка наткнулась на что-то. Сначала я решил, что это очередной корень, но нет. Это было что-то плоское и твёрдое. В ход пошли мои ногти, и вскоре из рыхлой сырой земли выскочил с комьями грязи плоский полусгнивший ящик. Решив, что там, в нутрии может быть, что-то дорогое, золото или что-то ещё, я тихо отполз прочь. В тени одного из деревьев ящик был сломан. В нутрии оказался лишь сверток, а сверток пуст.
- Что, ничего? - вдруг раздалось за моей спиной. Искусник вышел из-за ствола, где прятался раньше. Он пошебушил посохом старые кожи, но ничего не нашел.
- Ладно, малец, твой клад, забирай. Может, сапоги себе сошьешь.
Я намотал кожу вокруг бедер и вернулся к работе. Народ решил сложить костер под корнями и сжечь корни прямо в земле. И мы ломали валежник и выбирали угли из догорающих костров. Сырые дрова плохо занимались, приходилось сушить их на уже разгоревшихся кострах.
Несмотря на множество подобных проблем, вскоре костер загорелся под деревом. Теперь нам оставалось только поддерживать его и смотреть, чтобы пламя не распространилось на лес и не перешло в большой пожар.
Я остановился передохнуть и присел поближе к огню. Мы устали, но были довольны, наступила странная тишина. И в этой тишине, словно только её и дожидаясь, раздался оглушительный треск - дерево рухнуло. Мы с радостными криками бросились к нему и, взобравшись на ствол, окружённый кострами, принялись орать военные песни и танцевать, словно победитель на трупе убитого врага.
Угли обжигали нам ноги, но это только заставляло нас плясать яростнее, в устрашение оставшимся стоять деревьям, и кричать в их сторону оскорбления и боевые кличи. Когда мы, наконец, устали и слезли на землю, то повалились и многие тут же уснули. Я же размотал с бёдер кожу, чтобы постелить её, и тут увидел, что от жара на ней проявились письмена. Я расстелил шкуру, лег на неё, словно отходя ко сну, и принялся читать, пока хватало света костра.
***
Записано воителем Медвещьим Свародом... Со слов своего учителя и от себя.
Кончился месяц листопада, и грязь взялась морозом. Воины бурого медведя окружали медную гору, призывая новых и новых союзников из лесов Древеня и степей Уголя. Благородные и свирепые мужи в доспехах из медвежьих и оленьих кож и мехов, потрясали тяжёлыми бронзовыми копьями и били оземь массивными дубовыми дубинами.
Великий князь Боровур предводительствовал ими вместе со своими семью сыновьями. Он и его сыновья были великими витязями. Они не гнулись под тяжестью сияющих медных пластинчатых лат. Их оружие было сделано из кости, серебра и золота. Копья были остры и легки, булавы прочны и тверды. Но они не спешили идти на приступ Медной Горы, хотя её защищали лишь несколько сотен воинов Белого медведя, считая женщин, а остальные ее жители не могли держать оружия.
На вершине горы находился тот, кого боялись все мужи родов Древеня и Урвия. В белых мехах снежного зверя, в серебряной кольчуге. Неся высоко голову с серебряными волосами, опираясь на резной рунами посох из белой акации. Это был Снежный Барс Князь-демон, чародей и заклинатель теней, снежный князь Белого медведя.
Он призывал град на головы врагов, морозил их ветрами, но эти же ветра вымораживали его самого, стоящего на вершине горы и не защищенного ничем. Но он был тверд, и то, что приносило смерть другим, лишь ранило его самого.
Град сыпался из огромной черной тучи, выдуваемый из нее ледяным ветром. Градины были огромны, и их удар был подобен камню, брошенному из пращи. Те мужи, что пытались приблизиться к горе и поразить снежного князя пали один за другим с пробитыми головами и поломанными костями. Тогда воины укрылись в рощах опоясывавших подножье медной горы, они соорудили навесы из щитов и укрепили их на ветвях и так спасались от града.
Боровур не знал что делать, он лишь скрипел зубами и посылал проклятья в сторону колдуна. Бывали случаи, когда один воин останавливал десятерых, бывали случаи, когда один воин останавливал сотню, но никогда один человек не останавливал семь тысяч. И армия стояла. Воины истребляли дичь для пропитания и деревья для огня. Леса Гаэры редели, и вскоре стали больше похожи на шкуру паршивой овцы.
Но в один из дней, когда сыновья Боровура охотились, они подняли странного оленя. Он был велик и ловок, стрелы летели мимо, и ни одна не достигала его, в его гриве и хвосте были вплетены медные и золотые цепочки, на рога нанизаны драгоценные кольца, на спину накинут словно полог.
Пока охотники гнались за ним, они не могли его настичь, когда же сыновья Боровура выбились из сил, олень сам предстал перед ними, и это оказался человек. Охотники были поражены, они упали на колени и просили прощения, ибо решили, что перед ними сам Ванир. Но это был не Бог и даже не демон. Оборотень оказался охотником, а охотник обязан понимать, как чувствует себя жертва, как она думает, потому то он и принимает образ своей жертвы, потому то и не требует прощения у его преследователей и благодарит за прекрасную охоту.
И тогда братья, переглянувшись, поняли - этот необычный человек может совладать с другим не обычным человеком, тем стоит на их пути. И они просили Охотника следовать за ними к их отцу.
Боровур был удивлен видом странного воина. Он спросил:
- Чьего ты рода? И почему не явился на мой зов, когда трубил военный рог? Или же ты воин Белого медведя?
- Я не сражаюсь в ваших воинах, - отвечал ему охотник.
- Ты что же не боишься меня и моих воинов?
- У тебя и твоих воинов нет ничего, кроме их копий и стрел, а они мне не страшны. Твои сыновья поведают тебе о том.
- И это правда, Отец, - молвили сыновья.
- Так кто ты таков, что над тобою нет хозяина? Человек ли ты?
- Человеком я рожден, женщиной от любви мужчины. И есть для меня лишь один хозяин - я. И мне нужны лишь мои трофеи.
- Тогда добудь шкуру Снежного Барса.
- Сначала я предупрежу этого зверя об охоте, и если он не пожелает приручиться и выйдет на тропинку, тогда я добуду его шкуру. Но тебе она будет принадлежать за выкуп.
- Так назначь его.
- Сначала нужно оценить дичь.
Град как раз прекратился, и на какое-то время можно было выйти из-под навесов. Охотник оставил свое копьё и нож под деревом и безоружный пошёл к горе. Словно горный козёл, он по отвесной скале достиг вершины и предстал перед Снежным Барсом. Князь Белого медведя поднял на него свой посох, и ветер от взмаха посоха и белых одежд окутал льдом и инеем Охотника, но тот не дрогнул.
- Кто ты, оборотень?
- А кто ты, буран?
- Я, князь Белого медведя, я хозяин ветров, я сражаюсь за свой народ, а кто ты? Тот, кто сражается за плату?
- Возможно. Но скажи, что будет, если я оберну копье против твоих врагов, заставлю их уйти в свои леса и степи, принуждены они будут торговать с твоим народом себе в убыток, вам в достаток? Отпустишь ли ты ветра на волю? Вернёшь ли свободу свободно рожденному? Откажешься ли от своей власти над живыми душами?
Снежный князь молчал.
- Значит, ты сражаешься не за свой народ, а за свою славу. И ценой твоей славы будут две шкуры кабана, и пять вязанок хвороста.
Снежный Барс рассвирепел, он ткнул Охотника посохом с такой силой и скоростью, что тот не успел увернуться, и упал с горы вниз. Когда Охотник скатился к подножью, воины бурого медведя увидели лишь множество синяков и царапин на коже охотника, его кости и мышцы были целы. И вновь он предстал перед Боровуром и назначил цену:
- две шкуры кабана и пять вязанок хвороста за шкуру Снежного барса, и триста душ пленников за работу.
Боровур согласился. Тогда Охотник начал странный танец, наступив на огонь пылающего костра. Он крутился как бешенный и извивался как змея, он продолжал свой Танец в Огне, даже выйдя из костра, и так танцуя, пошел к Медной горе.
Град, сыпавшийся с небес, не достигал его тела, ветра не успевали его коснуться, пока он танцевал. И вновь достигнув вершины, он прокричал Снежному князю шутку:
- Ванир сказал - проси что хочешь, но соседу сделаю в двойне, - и я просил - О, Боже, выколи мне глаз!