Ковалёва Зоя : другие произведения.

Так кто первым заставил работать Пар

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ТАК КТО ЖЕ ПЕРВЫМ ЗАСТАВИЛ РАБОТАТЬ ВОДЯНОЙ ПАР?
   Рассказ - сказка для детей среднего возраста.
   Давным - давно, лет этак 500 - 600 назад, в славном городе Любеке, что и сейчас ещё живёт и радуется где -то в благополучной Германии, проживало богатое купеческое семейство. А надо вам сказать, что в те времена город Любек был не просто маленький средневековый городишко со своей островерхой кирхой и окружённым рвом господским замком на холме, вокруг которого бродили стада коров со своими пастушками и пастушками, а это был , начиная со средины 12 и до средины 17- ого веков, СТОЛИЦА ГАНЗЫ! Ганза , в переводе с фламандского, означает сообщество, союз. Так вот , эта ГАНЗА и была союзом торговых городов северо- западной Европы. В неё, в Ганзу, входили от 130 городов , таких как Любек, Бремен, Рига, Мюнстер, Дортмунд, Новгород, Смоленск и так до 160 городов и трёх тысяч населённых пунктов (более ста городов были портовыми). Этот союз торговых людей в течении четырёхсот лет был таким мощным содружеством, что даже имел право назначать королей в такие страны как Норвегия, Швеция, Дания и Финляндия.
   Как известно, во все времена и во многих странах к людям торговой профессии население относилось без большого почтения, а то и вообще с большой долей презрения. Так, например, во времена Ганзы, норманны, варяги и викинги предпочитали жить разбоем и грабежами, а население Англии, Франции , Польши считали торговлю для себя делом недостойным.
   А если хорошенько подумать, почитать историю развития человечества, то разве не возникнет вопрос: "Зачем же купеческие корабли , не страшась бурь, ураганов, неведомых глубин и неизведанных путей, бороздили моря , океаны, а их караваны пересекали знойные пустыни и заснеженные и промёрзшие до неизведанных глубин материки?" Только ли за тем , чтобы накормить свой родной город картошкой, о которой до Колумба в Европе и не слышали , а питались одной репой ? Только ли для того, чтобы напоить богатеев шоколадом и кофе? Одеть в прекрасные шелка красивых женщин? Конечно же , нет! А может - страсть к наживе? Но зачем тебе нажива, если погибнешь в пути? Очевидно, было ( есть и сейчас) ещё что - то такое в человеческой природе , что толкало купцов рисковать, ничего, никого и даже самой смерти не бояться. И это " что - то", я думаю, была страсть к познанию, страсть узнать окружающий мир и самого себя! А что там впереди? Что видится тебе за горизонтом? За полосой бурь и штормов? Какой ты? Трус или храбрец? Сильный или слабый? Добрый или злой? Вот и проходили купеческие караваны по неизведанным краям и весям , заодно прокладывая новые пути идущим следом, открывая новые континенты, страны, народы и отдавая дары свои родному городу.
   Но не только природа грозила опасностями отважным храбрецам. Вся история Ганзейского союза - это ещё и история войн Ганзы с пиратами, которые подстерегали купеческие караваны на всех путях их следования. Мы уже упомянули, что северные соседи Ганзы - викинги, варяги, норманны, да и некоторые представители Европы, предпочитали не работать, не торговать, а грабить и разбойничать. Они тоже, как и Ганза, организовали свой союз под названием "Друзья Бога и враги мира", центр которого находился на острове Гогланд . Называя себя "Братья Витальеры", они только тем и занимались, что преследовали купеческие караваны, нападали на них, отнимая то, что с таким трудом и преодолевая страшные опасности, добывали купцы для своего города и народа.
   Ганза не оставалась в долгу у Братьев Витальеров. Вскоре после её создания купечество закупило несколько военных кораблей, которые сопровождали караваны и защищали их от пиратов. Военные корабли Ганзы были 3 -х мачтовые парусники на которых было от 15 - до 20 пушек и команда приблизительно из 250 человек. Такие корабли назывались "Когги" , они обладали большой маневренностью и поэтому пиратам приходилось не сладко при встрече с таким кораблём. Уже в нашем столетии был найден трёхмачтовик времён Ганзы, размеры которого просто поражают, длина до 100 метров, ширина - 30 метров, водоизмещение 800 тонн. Для своего обслуживания такой Когги требовал команду до 1000 человек. Так что, пиратам было кого и чего бояться. Однако пиратский союз продолжал существовать вплоть 1401 года, пока в битве при Гельголанде Ганза не разбила Братьев Витальеров . Но ещё вплоть до 1432 года купеческим кораблям Ганзы приходилось быть на стороже, опасаясь нападения отдельных пиратских кораблей.
   Все действия членов Ганзейского союза чётко и сурово определялись Большим Ганзейским Статутом. Все решения этого Статута начинались словами:" Ганза и Любек постановляют...."
   Так вот в этой самой Ганзе, в этом самом городе Любек и проживало богатое купеческое семейство, со всеми традициями Ганзы, которое не зря могло гордиться своими предками - первопроходцами. Трудиться в этом семействе, впрочем, как и в любом другом, начинали рано, лет в 15 - 16 уже заводили собственное дело, а до того с малолетства крутились в лавке, познавая все тонкости купеческого дела. В соответствии с " Большим Ганзейским Статутом, "все сделки по купле - продаже скреплялись рукопожатием и " Честным Купеческим Словом". Ничего не было твёрже этого "Честного Купеческого Слова" , нарушение его грозило жестокими карами, разорением, исключением из союза и даже вплоть до смертной казни. Так что, если какой -то купец вынужден был занять у кого - то какую -то сумму денег, то он, хоть убейся, должен был вернуть её именно в тот день, именно в тот час, в который обещал.
   Но, в жизни всегда встречаются какие - то исключения. Вот и в этом почтенном купеческом семействе из славного города Любека вырос сынок, по прозвищу "Попрыгунчик", который никакой твёрдостью слова не отличался. Был он ещё молод, красив, весел, умён, но ни одно дело терпеливо и до конца довести не мог. Идей в голове у него было, хоть пруд пруди, и все хотелось осуществить. За одно возьмётся , не закончит, есть интереснее... Возьмётся за другое - и тут что - то не так.. Денег ему вечно не хватало, вот он то у отца выпросит, то у братьев...а то и у друзей... Отдавать -то отдавал, но не всегда, и не всем, и не всегда вовремя. Ладно пока был маленький, это ему прощалось, но вот пришло время самому обзавестись собственным делом. Отец благословил, выделил определённую сумму денег , ещё раз (в 1001-ый) напомнил о Честном Купеческом Слове и принялся ждать, когда же у сына наполнятся золотом сундуки и кладовые.
   Начал сын одно купеческое дело с куплей - продажей, серьёзно так начал, про Честное Слово не забывая, каждый день про него вспоминая, и даже невесту себе приглядел. Да вот беда - со всех сторон посыпались разные интересные, одно интереснее другого, предложения: то шелка из далёкой Индии привезти, то пряности с "Острова пряностей" к королевскому столу доставить нужно, а то вот - картошки в городе не осталось, в Америку плыть надо... И все предложения такие заманчивые, такие интересные, и везде нужно , и везде успеть хочется. Понараздавал наш Попрыгунчик всем обещаний, вложил всюду денежки да и ....остался на бобах - туда не успел, там денег не хватило , надо у кого - то опять занимать... Что делать? К отцу с братьями не пойдёшь, всё равно денег не дадут , воспитывают... Пошёл к друзьям, а у тех теперь тоже свои дела, каждая копейка на счету, да и знают они своего друга : нельзя ему верить, хоть и Честным Купеческим Словом клянётся.
   В общем, не повезло Попрыгунчику , не нашёл денег. А тут, как назло, пришёл срок вернуть долг одному давнишнему заимодавцу- выручателю , который слыл самым ярым сторонником Большого Ганзейского Статута. Этот купец и сам никогда не нарушал ни малейшего из правил Ганзейского союза, но и никому другому не позволял этого по отношению к себе. Нарушителю, даже самому мелкому, спуску не давал, немало молодых начинающих купцов по его милости лишались своего имущества, своих прав и были изгнаны из союза. Так вот и в случае с нашим Попрыгунчиком дело кончилось плохо, хоть и вовремя явился он к "выручателю" со своими извинениями, однако ж изгнали молодого купца из гильдии, лишили имущества и запретили заниматься торговлей. Да к тому же и невесту "Выручатель" себе забрал.
   Пришлось нашему Попрыгунчику наняться на корабль, который сопровождал купеческий караван , отправляющийся в Индию. Взбираться по вантам он не умел, крепко стоять на палубе во время шторма ещё тоже не научился, вот и отправили его на камбуз, авось за скобу при качке удержится да и кастрюлям упасть не даст. Обосновался новый кок на камбузе, понемногу держаться на ногах при качке научился, а что касается готовки пищи, то тут проблемы никакой, в те времена команду только сухарями с водой, да солониной кормили, так что нужно было только исхитриться и сварить что - нибудь вкусненькое для капитана, да боцмана. Говорят, у каждого кока в те времена на камбузе была небольшая печка, которую топили углем. Правда, история этого вроде не подтверждает, но мы всё же поверим, иначе, как же можно было бы узнать, что пар может выполнять работу?
   Конечно, не легка, матросская служба, но всё же с голоду и от морской болезни наш Попрыгунчик не умер, крыша над головой была, да и капитан за вкусную еду похваливал, так что живи и радуйся! А тут ещё и называть его стали уважительно:" Томас, да Томас", никаких "Попрыгунчиков"... Хороша Жизнь !
   Вот как - то, стоит кок Томас возле плиты , а на ней кастрюля чугунная, с тяжёлой -претяжёлой крышкой. Содержимое кастрюли кипит, пар вырывается, а крышка - прыг, да прыг, прыг , да прыг! " Какая же это сила есть у пара, если он такую тяжеленную крышку поднимает?!", - вдруг подумалось Томасу, - а, нельзя ли заставить ПАР делать ещё что - то?" Эта мысль так крепко засела в голове Томаса, что он только и думал о том, как бы заставить пар работать. На любом парусном судне всегда была большая проблема, во время шторма вода заливает трюм и матросам приходится вычерпывать её оттуда, иначе судно пойдёт ко дну. Была такая проблема, конечно, и на судне, где служил Томас, вот он и подумал, что неплохо бы заставить пар выкачивать воду из трюма. Голова у Томаса всегда хорошо работала, и уже здесь, на судне , он придумал, как сделать так, чтобы во время шторма кастрюли не сваливались с плиты и варево не пропадало. Вот и теперь пришлось ему хорошенько помозговать, но зато и придумал он... "Что бы вы думали?" А придумал он - помпу для откачки воды из трюма корабля. Конечно, она не была такой совершенной эта помпа, но всё - таки матросам она очень облегчила работу. И когда корабль с Томасом благополучно вернулся в свой родной город, то Томас открыл мастерскую по изготовлении таких помп, которые пригодились и для откачки воды из затопляемых шахт. Эти помпы стали называть "Друг горняка", а Томаса - не иначе как "ГЕРР ТОМАС - ЧЕСТНОЕ СЛОВО", потому, что с тех пор он никогда и ни у кого денег не занимал , и твёрже его Честного Слова ничего не было!
   Через 20 лет после этих событий сэр Джеймс Уатт усовершенствовал помпу " Друг горняка" и превратил её в первый паровой двигатель, с которого началась промышленная революция сначала в Англии, а затем и во всём остальном мире. "Слава Томасу и сэру Джеймсу Уатту!!!"
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"