Ковалевская Александра Викентьевна: другие произведения.

О прелестях глагольных рифм

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О том, что нас ничто не остановит...

   "...шить сарафаны и лёгкие платья из ситца.
   Вы полагаете, всё это будет носиться?
   Я полагаю, что всё это следует шить!"
  
   Итак, не растекаясь мыслию по древу, сразу возьмём быка за рога и поставим вопрос ребром: что есть стихосложение и для чего люди пишут стихи?
   Ответ прост: "аз" - они пишут, потому что когда-то Марья Ивановна научила их выводить буквы и затем слова. Молодец была эта Марья Ивановна! А Нина Сергеевна поощряла любые потуги в сочинительстве, щедро расточая похвалы и ставя пятёрки и, изредка, четвёрки - исключительно в педагогических целях.
   Дальше: почему пишут стихи, а не прозу, не картины, не формулы, в конце концов? Не лозунги на транспарантах? Почему стихи?
   "Буки" - им кажется, что стихи писать легче. А уж это из области личных пристрастий и логическому осмыслению не подлежит. Им, поэтам, мнится, что рифмованные строчки нисходят на них, что это - Дар, это - Муза, это - Вдохновение, следовательно, требует непременного изложения, иначе, отвергая божественные дары, они совершат святотатство.
   Бедные поэты, и иже с ними стихоплёты и рифмачи! Если бы они только знали, что находятся в плену могучего суеверия, да-да, иначе и не назовёшь, суеверия не самого древнего на этой планете, но необыкновенно устойчивого, подкреплённого безусловным авторитетом древнегреческой культуры, воспевавшей божественную деятельность рапсодов!
  Подумать только, как изменился бы мир, если бы древние цивилизации возвели в ранг высокого творчества для избранных, например, вязание на спицах! Кстати, занятие отнюдь не простое и вовсе не механическое, особенно если речь идёт о вывязывании цветистых узоров! (Автор этого сообщения уверяет - слагать стихи гораздо проще, чем забацать хоть какую средненькую трёх, - да что уж там! - двухцветную кофточку). Улыбнись же, читатель, и представь на мгновение, как выглядели бы редакции издательств, простите, редакции хитросплетений, заваленные мягким цветным барахлом. Причём одни авторы отсылали исключительно свои пинетки и носочки, или даже помпончики, зато другие удивляли размерами огромных просторных свитеров, - таких больших, что кутать в них озябшие ноги могла бы вся редакция, причём одновременно. И великое множество этих вещей отбраковывалось по причине несоответствия сезону, моде, идейному направлению, из соображений практичности... да просто могло не подойти по размеру!
   Поэтому, логично предположить, что в мире поэзии вершится нечто подобное. И тогда тот, кто принимает грудами словесное плетение, - цветистое, ажурное, прочное, как рыболовная снасть, или мягкое и пушистое, - должен изобрести какой-то универсальный критерий, который поможет ему, не слишком щупая, меряя и взвешивая, отбрасывать в сторону часть этих прелестных для их творцов вещичек. И тем самым облегчить бремя Великого Сортировщика.
   Я бы на месте этого несчастного, сначала прицепилась бы к швам.
  - Неправильный шов! - говоришь вязальщику, и человек или пятится в благоговейном почтении к авторитету, ЗНАЮЩЕМУ, как должен выглядеть правильный шов, или требует:
  - А покажите!
   Ну, можно показать: у вас на такой случай лежит пара коробочек с Идеальными Образцами - хорошо разутюженными, присаженными и, несомненно, превосходными. Надпись на коробочках: "Читаем классические стихи". "Сколько лет этим вещам?" - думает про себя пытливый вязальщик.
  - Я был уверен, что мода несколько изменилась с тех пор! - осмеливается заявить этот олух вам вслух.
   Не уступайте! Вы и так потратили на него достаточно времени! Если все начнут запросто приносить Вам всякое, связанное кое-как, Вы задохнётесь под кучей этого добра! Вас накроет трикотажная волна! Смотрите самозванцу прямо в глаза и будьте непреклонны:
  - Распустите шов, может быть, даже всё изделие, затем весело, с энтузиазмом, про-ра-ботайте: сплетите заново. Да, и подумайте о размере!
   Оп! Человек ушёл, жакетик унёс. Дай бог, больше не вернётся, а если и вернётся: тогда, возможно, мы подумаем и решим - стоит ли иметь с ним дело?
   Поверьте - сработает! Половину вязальщиков вы больше не увидите...
   Кстати, годами копаясь в ремесленных поделках, вы заметите, что перестали дорожить этими, по сути, никчёмными тряпками. Вас ничем не удивишь. Эксклюзивность, оригинальность - кто знает, как к ним относиться? И можно ли это надеть? А если надеть, не выставишь ли себя на посмешище? Не-ет! Вон - в левом углу лежит очередная Вещь известного вязальщика Крючкотворова. Его изделия носят, узнают, и поэтому Крючкотворов - верняк. А все прочие экзерсисы пусть разгребает кто-то другой. Да, и задвигать Крючкотворова нет никакой причины, а ещё - Спицын, Узелкович, Мохеров, Выплетайло. Есть с кем работать, было бы здоровье!
  
   Но мы несколько отклонились от темы. (По секрету: автор не великий спец в стихотворчестве, поэтому ему и поручили сделать сообщение - здесь работает принцип: "Меньше знаешь, лучше спишь, легче мыслями соришь").
   Итак, поэта к славе или, на худой конец, к обыкновенному человеческому признанию, ведёт множество дорог. Но они крайне запутаны, и редко кому удавалось обойти тот участок пути, на котором угнездился критик-Прокруст.
   В первую ночь Прокруст приглашает гостя на кровать Глагольных Рифм.
   У хозяина есть и другие ложа, но об этом тебе, начинающий поэт, лучше не знать...
   Пока... Возляжь на первое, а там увидим, что тебе отрежут: может быть, жонглирование рифмами станет для тебя физически невозможным.
  - Итак, любезный: что у вас торчит выше изголовья? "Ушла - цвела?" Просто смешно! Отрезать! А в ногах что спустилось с кровати до самого пола: "Напряглось -встало, повяло - упало?" Отрезать, голубчик! Ну разве так можно? Вы вообще о чём? Ах, пейзажные мотивы, времена года, а я то, грешным делом... Ну да бог с ним... Вот, лучше слушайте, бессмертное: "Владимир-солнце пировал, меньшую дочь он отдавал..." Простите, хм, хм, это Пушкин. Он у меня ночевал, да, на этом самом ложе, да, ножки были чуть длинны, голова не вмещалась, но мы это обосновали, это же - ПУШКИН!!!
   А вот ещё: "За что нас только бабы балуют, и губы, падая, дают, и провожают до вокзала и от вагонов отстают..." М-м да, это Евтушенко, если мне память не изменяет, сложный случай, но я его тоже отпустил - имя, понимаете, имя. Московский Прокруст пропустил, питерский - пропустил, а я, представьте, вдруг начну резать... нехорошо!
   Кажется, вспомнил - очень удачный пример, как раз для вас:
   Тили-бом, тили-бом!
   Загорелся кошкин дом (Ах, как замечательно: образно, певуче!)
   Кошка выскочила,
   Глаза выпучила...
   (Скотина!) Забудьте, это неудачный пример.
  
   И Прокруст ходит, ходит туда-сюда перед гостем, скорбно восседающим на ложе Глагольных Рифм, ходит, ходит, и находит - Редьярд Киплинг!
   Этих глаз не любил ты и лжёшь
   Что любишь теперь, и что снова
   Ты в разлёте бровей узнаёшь
   Все восторги и муки былого!
   Ты и голоса не любил
   Что ж пугают тебя эти звуки?
   Разве ты до конца не убил
   Чар его в роковой разлуке?
  - Но, позвольте! - вскакивает возмущённый неизвестный поэт, - я принёс Вам такие же рифмы: любил-убил, лжёшь-узнаёшь!
  - О, ну что вы принесли, скудоумный? Кое-как срифмованные глагольные окончания? А это - Киплинг, это - эпоха, это стиль! А вы - любил-убил... фу, фу, как нехорошо с вашей стороны!
  - А Саша Чёрный вам нравится? - закидывает удочку гость, которому что бы ни говорить, лишь бы потянуть время до обрезания.
   Критик-Прокруст напрягается:
  - Ну?
  - Цитирую - гнёт своё зарвавшийся стихоплёт, - "Давайте спать и хныкать и пальцем в небо тыкать...."
  - Вот именно, голубчик! - накидывается в ярости на поэта Прокруст, - Давайте уже спать!!! - и валит бедолагу на своё ложе, и ну хоть что-нибудь, ну хоть самую малость, но отрежет от тела или от души - бабочки поэтиного сердца.
  
   А в это самое время где-то, наверное, на другой счастливой дороге, другие поэты "едут, и смеются, пряники жуют!"
   Вам обидно?
   А мне нет.
   Когда их пытались догнать Прокрусты и кричали вслед: "А не то, гляди, поймаю - пополам переломаю, будешь ты, невежа, знать - наше солнце (в смысле солнце русской поэзии) воровать...", они просто не оглядывались, продолжали ехать, и петь, и жевать свои пряники, потому что разрешили себе делать то, что сердцу мило. И в конце концов Страна Поэзия "и приняла, и обласкала, и обняла, и в вешних далях им качала колокола..." - прелестно и очень, очень мелодично.
   В общем, всё сложилось удачно.
   К Прокрусту всё равно заходят, и его хирургическое вмешательство со временем стало даже приносить обществу немалую пользу. А те, кто с пряниками в руках, изучают потихоньку дактилоскопические рифмы и пишут в своё удовольствие.
   И, возможно, когда-нибудь, хоть по забывчивости, Прокруст процитирует их...
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"