Ковалевская Александра Викентьевна : другие произведения.

Реальность будущего в романе Э. Шаурова "Трасса до небес"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О романе Э. Шаурова "Трасса до небес"

   Эдуард Шауров
  
   "Трасса до небес"
  
   http://samlib.ru/s/shaurow_e_w/trassa.shtml
  
  
  Миры Шаурова вещные, убедительные, и вступают в контакт сразу со всеми органами чувств читателя. Вы начинаете видеть цвет и окружение, чувствовать фактуру и (реже) запахи; вы верите логике реальности, созданной автором, вы легко достраиваете недостающие детали. Вы обнаруживаете, что знаете даже предысторию мира, в котором живут герои. При этом автор ненавязчив и умерен в описаниях... Нет, не так. Он щедр на описания, но очень точно знает, когда и сколько именно "впрыснуть". И чувство меры ни разу не подводило Эдуарда Шаурова. Потому и читается его проза легко и с большим интересом.
   "Всё к этому идёт", - убеждает его фантастика, а сюжеты долго не выходят из головы.
  Я знаю, как детально он строит каркас своего мира, как внимателен к мелочам, как продуманно называет героев, как искушён в характеристиках НФ машинерии. И всё это ради частной истории человеческих отношений. Но любая личная история у Шаурова, как линза, фокусирует большой мир: общественно-политический расклад сил, нравы общества, культуру - всё. Мне такая НФ ближе и притягательнее.
  Роман "Трасса до небес" начинается обилием рефлексий главного героя, попавшего в странную ситуацию: огромное наследство приносит ему одну проблему за другой, к тому же, герой вынужден приноравливаться к жизни в чужом и чуждом ему мире. Я застаю главного героя в самый смутный и запутанный период его жизни, этаким потенциальным лузером в окружении незнакомцев. А картины Земли и её будущего уже проступили за строками сюжета, и я чувствую, к чему ведёт автор, и что ждёт его героя, и это "чувствую" синонимично "написанному - верю".
   Но не так прост Шауров.
  У него не следует увлекаться просчитыванием сюжетной линии, скорее всего, проницательный автор приготовил нечто более изощрённое.
  
  Меня Шауров покорил не только мастерской проработкой материального пласта, он покоряет человечностью. Его герои помечены родинками, на их лицах есть мимические складки, они скучают, устают, испытывают эмоциональную растерянность, терпят (в том числе, и чувство голода - это при наследстве колоссального размера!), они выжидают, они служат, они заблуждаются, они же проявляют снисходительность, участвуют в чужой судьбе. Они совсем не производят впечатление супергероев, именно поэтому за них хочется переживать.
  
   А теперь конкретно о романе 'Трасса до небес'
  
   Роман вычитала в два захода. Понравилось, увекло, захватило, и поэтому комментирую с удовольствием.
  Отвечая промелькнувшему было мнению об этом романе, мол, 'прочитать и забыть', скажу: фантастика вообще редко выдаёт такие образцы жанра, к которым обращаешься ещё и ещё. У неё другое назначение: удивлять, преломлять реальность в фантастическом зеркале, показывая мир совершенно иным. При этом фантастика делает выпуклыми некие тенденции современной жизни, и если это именно так, значит, автор хорошо поработал.
  
  Эд Шауров описывает мир, сделавший движение смыслом и целью существования. Жизнь - непрерывный путь, всё поставлено на колёса и катит по бесконечным многоуровневым трассам, через петли развязок и карманы автостоянок. Грандиозен размах автомобильной индустрии, сложна и запутана практика вождения, и всё, что связано с существованием в пути, обставлено своими ритуалами, негласными запретами, и даже религия в обществе будущего претерпела изменения. 'Мобильный Иисус!' - восклицают обыватели, свято уверовавшие в то, что Христос всю жизнь путешествовал, и этим указал им правильный образ жизни. Густая сеть транспортных путей оплетает погибшую планету, на поверхность которой уже никто не опускается. Для дорог будущего нет ни гор, ни океанов: есть только верхние и нижние уровни; первые недосягаемо привлекательные и престижные, последние - для неудачников, не выдержавших гонку длиною в жизнь. Автомастерские на колёсах, приюты-автомобили, супермаркеты-автомобили, мобильная полиция и муниципалитет - всё непрерывно катит по дорогам, строго следуя густой сети разметок и не позволяя себе останавливаться больше, чем на несколько минут. Ведь остановка - это моветон, нарушение устоев добропорядочной жизни. Тем самым цивилизация Земли резко и болезненно контрастирует с боле молодыми населёнными мирами, и читатель вместе с главным героем Арвидасом чувствует это с первых страниц романа. Вообще, я бы назвала этот роман не просто приключенческим, но романом-притчей, печальной иллюстрацией, до чего может докатиться мир индивидуалистов, сделавших автомобиль культовым предметом, своим домом, своей крепостью.
  
  Язык Шаурова хорош, этот автор неизменно прост и доступен. Научно-фантастическая составляющая на высоте. Характеры героев выпуклые, яркие. Великолепно проработан сленг, продиктованный особенностями жизни на колёсах. Интрига закручивается по нарастающей, и настолько сильна, что примерно к восемнадцатой главе от книги просто невозможно оторваться.
  
  Как существенный недостаток отмечу оборванный финал. Сложилось впечатление, что роман не завершён. Но и в таком виде он интересен для читателя и, как вся шауровская проза, отличается особой мягкостью, человечностью и особым авторским посылом к добру и справедливости.
  
   ; Роман 'Трасса до небес' в цитатах
  
   Фургон с комнатами, душевой и тренажерным залом летел по многополосной автостраде, еле слышно гудя своим бензиновым двигателем. Похоже, здесь испытывают непонятный пиетет к водительским правам и синтетическому бензину. Эти клоуны сплошь поборники рулей и фанаты углеводородов, а Арвидасу беспрестанно кажется, будто он ощущает слабый запах бензина, хотя Нэш божился, в машине ничем не пахнет. Проклятая мнительность.
  
   *
   Нэш Поверфул удобно устроившись на водительском сиденьи, небрежно придерживал руль, положив кисть правой руки на его нижний обод. При появлении Арви водитель оглянулся.
   - Не спится? - спросил он с нотками сочувствия и тут же хлопнул себя пальцами по залысому лбу. - Я совсем забыл, что вы голодный!
   - Ничего, - сказал Арви, опускаясь в соседнее кресло. - Уже приловчился, потерплю до утра. Ничего, если я здесь посижу?
   - Конечно, сэр. Располагайтесь, - Нэш смотрел на Арвидаса с сомнением. - Точно потерпите?
   - Потерплю. - Арви внимательно поглядел в окно.
   Машина шла по одной из средних полос дороги. Отсюда сквозь бликующее светом ограждение, мегаразвязка просматривалась плохо, но Арвидасу казалось, что ее рисунок стал еще насыщеннее.
   - Мы подбираемся к чему-то вроде центра? - спросил он как бы между прочим.
   - Если так можно выразиться, - отозвался Нэш. - Двенадцатая вообще достаточно размазанная. К северу от того места, где мы сейчас едем, когда-то был город Амстердам.
   - Да, я слышал название.
   Несколько минут спутники молчали, Арви внимательно вглядывался в боковое стекло.
   - Слушайте, Нэш, - сказал он наконец. - Дороги просто заполнены машинами. Но если нет конечной точки пути, то куда все они едут?
   - Просто едут, сэр, - отозвался Нэш. - В движении жизнь, а застой ведет к смерти. Даже Иисус Христос всю свою жизнь переезжал с места на место.
   - Думаете, это уместная ассоциация? - в изумлении спросил Арви.
   - Считается, что да.- Нэш пожал плечами.
   - А если мне вдруг захочется остановиться?
   - Можно и постоять, - рассудительно сказал водитель. - Вдоль любой трассы всегда есть парковки. Только за стоянку нужно платить. Если много стоять, то быстро кончатся деньги.
   - А если остановиться не на парковке?
   - Тогда придется оплачивать штрафы.
   Арви покрутил головой.
   - Да вы не тушуйтесь, - ободряюще сказал Нэш. - Привыкнете. Не так уж наш шарик отличается от вашего. Или у вас там совсем дорог нету?
   - Отчего нету? - смутившись, проговорил Арвидас.
  
   *
   - Простите за любопытство. - Арви поставил кружку в выдвинувшуюся из-под руки подставку. - Но зачем вести самому, если машина укомплектована автоматом?
   Нэш поставил кружку и почесал свободной рукой голову, дескать: "Ну и вопросы у вас, сэр".
   - Так-то оно, конечно так, - сказал он рассудительно. - В праздничную неделю, конечно послабления и льготные тарифы, никто бонусов за автоуправление снимать не будет, так ведь и начислять за здорово живешь не станет. А тем, кто сегодня рулит самостоятельно, бонусы идут в тройном размере, а потом на дорогих скоростных трассах они нам во как пригодится, и скидки будут хорошие, и стаж опять же... Ради такого дела мне за рулем посидеть не в тягость.
  
   *
  
   Окружное управление дорожной безопасности поражало воображение. Огромный трехполсный платформер, влекомый шестью тягачами, мало походил на сухопутную машину, уж скорее на океанский лайнер, странным капризом судьбы выброшенный на сушу. Легкие композитные рамы под строгими изгибами черно-белой суперпластовой обшивки опирались на составленные двойными пятерками широкие колеса. И вся эта жуткая махина, беспрестанно мигающая бело-сине-красными огнями, с надрывным гудением перла по четырнадцатому горизонту двадцать пятой кольцевой, пыхтела, задыхаясь, стравливала синтетический дым органами выхлопных труб. От ее вида делалось страшно, хотелось немедленно рвануть куда подальше, пока механический зауропод не продавил покрытие трассы и не рухнул вниз, круша дорожные горизонты. Но невозмутимый Нэш ловко обошел чудовище с необъятного тыла и погнал по соседней полосе, высматривая порт для парковки частного транспорта. Арвидас, как зачарованный, провожал глазами трехэтажные ряды окон, перемежавшиеся то ли трубами, то ли архитектурными элементами. Здесь была даже посадочная площадка с маленькими двуместными коптерами, украшенными аббревиатурой PL.
   *
   Далеко впереди изгибались широким цилиндром уровни кольцевой трассы, и отсюда, снизу, Арви казалось, что он малюсенький муравей на дне гигантской высокотехнологичной кастрюли. И еще создавалось впечатление, что насчет невозможности передвижения по нулевому уровню Нэш был не совсем прав. Прямо под эстакадой первого уровня был проложен асфальт. Старый, местами растрескавшийся, местами вздыбленный или изрытый ямами, но настоящий, с двойной окантовкой из низеньких, частично вывороченных бордюров, реальный древний асфальтобетон, по которому катались допотопные предки. Прямо за древней дорогой можно было различить следы, оставшиеся от каких-то исчезнувших строений, то ли осыпавшиеся фундаменты, то ли закопанные ямы от фундаментов, разделенные полунамеченными останками полос все того же асфальтобетона. За все время Арви спускался так низко всего два раза: однажды на русском гигвэе, для встречи с гипниками, теперь здесь.
   *
  
   - Сэр, - проговорил он напряженно. - Об этом я с вами хотел поговорить, давайте-ка пройдем в салон.
   - Зачем? - сказал Арви, ощущая на себе пристальные взгляды Мерседес и Турбо. - Говорите здесь, Нэш. Что я там сделал не по правилам?
   Поверфул кашлянул.
   - Так нельзя, сэр! - сказал он, не глядя на Арви.
   - Вы о чем? - лицо Арвидаса вытянулось.
   - Даже странно такое объяснять... - пробормотал Нэш. - С полипами, видите ли, не говорят. - Он развел руками.
   - Как не говорят?
   - Так не говорят. Вы обязаны только отвечать на заданные вопросы, но пускаться в разговоры... Как бы это сказать?..
   - Западло, - подсказал Турбо. - Никто уважать не станет... Сам прослывешь полипом.
   Арви оглянулся на Мерс. Та виновато кивнула.
   - Приличные люди не болтают с дорожниками, - решительно сказал Нэш. - Никогда! "Да", "нет", "господин офицер". И все! Остальное табу. С ними нельзя болтать. Нельзя трогать их руками.
   - Почему? - у Арви даже рот приоткрылся.
   - По многим причинам.
   - Допустим?
   - У них права без категории.
   - Ерунда какая-то, - пробормотал Арви.
   - Ничего не ерунда, - сказал Нэш. - И Господние заповеди они нарушают, и живут не по понятиям...
   - Все равно я не понимаю.
   - А и не надо. - Нэш приложил пухлую ладошку к пухлой груди. - Просто поверьте на слово, сэр, и делайте, как говорю, иначе вляпаетесь в историю.
   Турбо кивнул с кривой улыбкой.
   - Сговорились все, - пробормотал Арви.
   Он обвел глазами всю компанию и сказал:
   - Ладно. В ваш монастырь я со своим уставом не ходок, но, видит бог, я ни черта не понимаю...
   - Вот и ладно, сэр, - вкрадчиво сказал Нэш. - Главное не понимать, а ехать в потоке и смотреть по сторонам.
   *
  
   - Ну что я там еще нарушил? - сердито проговорил Арви. - Опять, попрал какие-то неприложные правила? Неужели и с этими вашими механиками тоже нельзя разговаривать?
   - Что вы, сэр? Конечно, можно. - Поверфул, прижал пухлые ладони к груди. - А вот трогать их не стоит...
   - Нельзя трогать? Они что заразные? - Нет сэр... Не то чтобы заразные, упаси бог, и не то чтобы нельзя. Никаких таких законов нет, - понижая голос почти до шепота, путанно принялся объяснять Нэш, - С ними все в порядке, но тендер-техников никто, никогда руками не лапает. Только такие же тены, как они. Так уж принято... Понимаете?
   *
   Как к этому относиться и что с этим делать, один Мобильный Иисус знает.
   8
  
   - Может у вас там и "мало ли", - Турбо указал пальцем на небо, - а у нас кроме полипа, летать некому.
   - Почему?
   Человек в форме дорожной полиции пролетел метрах в двухстах от стоянки и начал удаляться.
   - Потому, что летать, западло, - сказал Турбо. - Большой грех.
   Настала очередь Арви выпучивать глаза.
   - Какой еще грех? - проговорил он, чувствуя внимательный взгляд Мерседес.
   *
   - Понимаю форсмажерность ситуации, - продолжал монгол, - но остановка здесь считается правонарушением. Через восемь километров есть аварийная стоянка. Вызывайте шерифа, тендер-техников и ждите их там. В противном случае буду вынужден наложить на вас штраф.
   - Погодите, - постепенно накаляясь, сказал Арви. - Но нас чуть не поубивали, и у машины пробито три колеса.
   - Четыре, - тихо поправил Нэш.
   - Четыре! О каких таких штрафах вы толкуете?
   - За остановку в неположенном месте, - равнодушно сказал монгол. - Ваша машина на ходу, сэр. Воспользуйтесь пластырем для временного ремонта шин, доедьте до аварийной парковки и ждите эвакуатор.
   - Спасибо, офицер, - быстро сказал Нэш.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"