Ковалевская Александра Викентьевна: другие произведения.

Шанс Мимопроходил. Вся первая группа - отчёт

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор поступивших в конкурс "Последний шанс-2018" рассказов

   Шанс Мимопроходил
  
   Упустив шанс, не думай, что он последний. Будут ещё и другие шансы, которые ты упустишь.
   Стас Янковский
  
  
   Если верить этому разумному утверждению, ничего не бывает в последний раз.
   Следовательно, что бы ни прозвучало в адрес наших рассказов из уст критика, мы допустим те же ошибки ещё и ещё.
  
   Не стонать, не слезоточить, не искать злой умысел: пройдусь по текстам твёрдо и прямо, лицом повернувшись на восток, туда, где должно взойти солнце современной русской словесности. Вы этого хотели. Не ёрничайте.
   Если бы не хотели, то записались бы к другому консультанту.
  
   Кстати, всё сказанное никаким боком не будет касаться вашей личности, вашего остального творчества, вашей успешности, внешности, интеллекта и образа жизни - выскажусь исключительно и только о тексте, да ещё об авторских ушах, из него торчащих, если таковые будут. Если ничего не торчит, то и поводов для длинных бла-бла-бла не будет.
  
  
   Розовский Исаак Яковлевич
   Королева
  
   http://samlib.ru/editors/r/rozowskij_i_j/monologi-korolewa-red2doc.shtml
  
   Повезло мне с рассказом: сама бы искать такое не стала. Не имею ни малейшего желания копать тему психологических тупиков, присущих маргиналам, и подводить базис под различия между дельфинами и русалками, неграми преклонных годов и поручиками Киже, дочкой пьяного дебила и среднестатистической женщиной.
   Видимо, по какой-то таинственной причине автору захотелось рассказать о санитарно запущенных уродах. Об этом и рассказ "Королева".
   Что касается злободневности. По нулям. Сюжет опоздал лет на двадцать и больше. Сейчас другое время, другие возможности у лиц с повышенным секслибидо, да и социальная педагогика в целом со своими задачами справляется и работает на предупреждение ситуации. За этой семьёй слежка будет уже с детского сада, это я вполне ответственно заявляю.
   Теперь о тексте.
   Чисто технически читается легко. Сюжет односложный, незатейливый, финал предсказуемый. Думается, не стоило давать подсказку читателю, в чём именно заключался для Королевы последний шанс -читатель сам разберётся, не дурак. Спорно появление студента в жизни Королевы. Шут с ним, студенты разные бывают. Но слишком нереальный шанс для ГГ с такой-то биографией... Женщине почудилось, что шанс был. А по-моему, не было его, автор передёргивает в угоду теме конкурса.
   Недостатки.
   Автор вступил не на свою территорию (имеет право!), но не справился, выбрав рассказ от первого лица, да ещё от имени женщины.
  Сюжет "Королевы", кстати, позволяет поступать с текстом как с трансформером: будь он написан от лица уголовника, он был бы страшен до дрожи. Напиши его от лица папашки-кретина - и омерзение читателю будет обеспечено.
  Но у вас, Исаак Яковлевич, получилось что-то между рассказом студента и женщины, и даже больше студента. Вы недостаточно "опустившийся", недостаточно развязный и испорченный, чтобы справиться с выбранным сюжетом. Тут нужна смелость, вживание, и (важно!) полное абстрагирование от читателя, который талантливому автору, рискнувшему пахать эту тему, по барабану с его рефлексиями и предпочтениями. Вплоть до смены словаря, а не вталкивания в литературный текст обсценной лексики.
   Псевдоисповедь в делах, за которые ни участковый, ни венеролог по головке не погладят, написана со всеми подсознательными ужимками, которые способен изобрести интеллигентный любитель словесности, когда хочет вжиться в чужую шкуру, но и не помышлял ради этого рискнуть и подхватить триппер на грязном матрасе. Псевдознание реалий реалисту с рук не сходит. Фантасту сходит, фэнтезийщику тоже, юмористу сходит. У них задачи несколько иные. Но реалист пишет о том, что знает. Ну, или ему помогают очень обострённое чутьё, эмпатия...
   Если бы по-настоящему сработали этот рассказ, вас бы не пнул только ленивый, и никто бы за натурализм спасибо не сказал, наоборот. Так что тему вы выбрали сложнейшую, требующую незаурядного чувства меры и равновесия, сродни акробатическому.
  Но этого нет.
   И получилось то, что получилось - рядовой рассказ без грамматических и пунктуационных ошибок.
  
  
   Адашов Юрий
   Служители
  
   http://samlib.ru/editors/a/adashow_j_g/slug.shtml
  
   Фантастика. Реально удачный приём: в самом начале каждому герою отводится отдельный абзац, и за такую форму автору особый респект. Экспозиция удалась, иначе можно было запутаться в экзотичных именах.
   Первое впечатление: вторичность сюжета и тяжеловесность словесных конструкций.
   С вторичностью сюжета готова попятиться назад, потому что это моя и только моя проблема - мало ли кто чего перечитал похожего, да ещё додумал...
   Но от тяжеловесности не спасают даже включения просторечий и бытовой лексики, уместные через раз и не слишком опрятные: "кровоточащий" как сука во время течки".
   Хотя без них было бы сухо.
  
   Я бы посоветовала автору отстраниться от рассказа, потом перечитать его свежим взглядом и тогда станут заметны перегруженные смыслами сложносочинённые предложения типа "Адарик Орг, капитан Свободной Хартии, в бессильной ярости взирал на клубок переплетённых корней, уютно расположившийся на переборке в реакторный отсек". Зачем это спорное "уютно расположившийся"? Уютно растению или нет - никто не может знать наверняка. Ах, автор так балагурит? И не нашёл ничего лучше, чем украситься грузным деепричастием? Хуже может быть только когда автор сверзается в канцелярит.
   Перечитайте "Сказ" Леонида Филатова - вот где великолепный язык балагура: гласный, певучий, без -вшийся-ющийся.
   Снова спорный фрагмент с длиннотой: "Утешало одно - патрулю элементарно не хватит мощности корабельных сканеров перешерстить (?) всю систему, захламленную астероидным поясом и другим (?) космическим мусором". У меня претензии едва ли не к каждому слову в этом предложении. Но пройдусь по верхам. Это нео-мир, как я поняла. Вы уверены, что капитан знает, что такое шерсть и смысл глагола "перешерстить"? По-моему, даже современному молодому человеку не придёт в голову такой анахронизм.
   Определительное местоимение "другой" ничего не добавило, а вот мысль может увести в сторону. Если попробовать убрать это "другим" из предложения - предложение не изменится.
  
   Ну, ладно. Вчитываюсь, погружаюсь в сюжет.
   Второе впечатление: а ведь хорошо написано! И смысл во всём этом есть.
   Но почему хочется придраться?
   А потому что автор со всеми этими тёплыми и такими человеческими шуточками одновременно теплохладен к собственным героям. И в результате мне абсолютно индифферентны судьбы ГГ и судьбы их мира.
   Поэтому считаю, что большая литературная задача не выполнена.
   Жаль - сколько букв было потрачено...
  
   Что же делать? Что вышло бы, если?..
   Я подозреваю, секрет в тонком балансе между постебушкой о людЯх в космосе и судьбами ЛЮДЕЙ в космосе. Балансе, осознанным, прежде всего, самим автором.
   Или-или.
   Если отношение к тому, что натворят ГГ, лёгкое - что ж, годится. Но если хотелось написать запоминающийся рассказ, то нельзя покидать тело. Даже если оно не ваше, а ваших воображаемых героев. Как только вы напишете рассказ, по очереди задерживаясь в теле капитана, первоуправа, первотехника, девушки - он получится. Подозреваю, что это будет немного другой рассказ, потому что он потребует от автора эмоционально внятного отношения, и трудно сказать, останется ли автор на прежней позиции отстранённого наблюдателя. Но что рассказ будет качественнее - это наверняка. Главное, не переборщить, не потерять темп, не позволить натурализму победить с его армией отрыжек-родинок-волосатостей-хворостей-несовершенств-красивостей и проч. телесности. Но читатель должен полюбить или посочувствовать живым героям, пожалеть их или вознегодовать.
  
  
   Чваков Димыч
   Груз особого назначения
  
   http://samlib.ru/i/iwanow_dmitrij_aleksandrowich/gruzosobogo.shtml
  
   Хорошо. Димыч верен себе и избранному пути: любит вещность, подробность, жизненность. Сюжет не гонит, смакует, но при этом как рассказчик он кристально честен, в смене альтер-эго не замечен, характер суровый нордический.
   Мир его героев - мир мужских профессий и брутальных отношений. Ему бы, с его жизненным багажом, ещё искру - ту особенную, что разжигает в инертной душе читателя страстность, неуспокоенность, волнение. После которой читатель ходит туда-сюда по комнате и удивляется: ну надо же! "Ай да Чваков, ай да сукин сын!"
   Словите мысль, Димыч, - автор должен быть немножко сукиным сыном, он должен написать так, как не написал бы его читатель, даже если бы взялся за это со всевозможным старанием.
   Но и то, что есть, всегда радует.
   Рекомендую.
   Из житейских рассказов Димыча Чвакова не разочарует ни один, и можно многое узнать о Севере.
  
  
   Продолжение следует и почти написано
  
  
   Гаан Лилия Николаевна
   Король и печать вечности
  
  http://samlib.ru/editors/g/gaan_l_n/korolipechatvechnosti.shtml
  
   Цитата:
  '- Зря мы оставили портшез, монсеньор, - вполголоса бормотал один из них, опасливо косясь на верхние этажи домов,- здесь не ломают голову, куда опорожнить ночной горшок.
   - Ты что же, куманёк, дерьма испугался? Так натяни пониже шляпу'.
  
  Рассказ начинается великолепно: с плотного, умелого и, самое ценное - не лобового, окольного описания отношений между двумя людьми. Угадывается и место действия: это тесные улочки города. Портшез и факт выливания ночных горшков на голову прохожих наводит на мысли о соответствующей эпохе. То, что я прочла, в высшей степени литературно.
  Лилия Николаевна, я ничего не перепутала - именно этим диалогом начинается ваш рассказ. А вот два абзаца выше - это авторский выхлоп, нацеленный, понятное дело, в читательский мозг, это цитаты из учебника, куски лекции - что угодно, но не художественный текст.
  Дальше. Увы, интересный рассказ портят многочисленные семантические ошибки. У вас они не грубые, но их много. Значит, неравнодушной обзорщице пора за вас, автора, побороться с этой армией неточно выбранных или чужеродных, неуместных в контексте рассказа слов.
  Думаю, если вы проследите за моей мыслью, то и одного примера хватит:
   'Однако неторопливо ПЕРЕДВИГАЮЩИМСЯ по НАПРАВЛЕНИЮ к площади Сен-Жан-ан-Грев двум путникам сумрак и уличная слякоть не ОСОБО мешали'.
  
  Они неторопливо шли, клянусь всеми святыми, Лилия Николаевна!
  Возможно, они неторопливо прогуливались (делали вид, что прогуливаются).
  У глагола 'передвигались' оттенок навязанного действия. Передвигается колонна солдат, послушная воле командира, и проч.
   'По направлению к площади' опять семантическая ошибка - чай, не корабли, получившие приказ двигаться строго заданным курсом. "Шли в сторону площади". Или просто к площади.
  Мужчины шли к площади. Они не спешили.
  Всё просто.
  В качестве упражнения поставьте рядом 'куманёк' и 'передвигался по направлению' и почувствуете некоторую натянутость словосочетания, свойственную приёму гротеска, но у вас-то серьёзный атмосферный рассказ.
  
  Не 'особо мешала уличная слякоть' - это к чему? Даже нам она жить не мешает, хоть стандарты чистоты ушли ого-го как далеко. А у вас средневековье, люди не обращают внимания на грязь, если она марает только сапоги. Далась вам эта грязь, которая, к тому же 'не особо'. Не впадайте в авторскую избыточность. Грязь нужна для сюжета или для объёма? Если для атмосферности, то пусть грязь перестанет быть только упоминанием в тексте и начнёт взаимодействовать с героями, их одеждой, сапогами, штанами. Не сама, конечно. Вот сумрак для поздних прохожих - помеха посерьёзнее, но оказывается, ГГ хорошо ориентируются в сумеречном свете. Ну так и обыграйте это литературно.
  Черной, угрюмой и неприглядной МАССОЙ шевелилась она - см. выше.
   'ОСТРОВОК СВОБОДЫ В ДОВОЛЬНО СЛОЖНОМ ИЕРАРХИЧЕСКОМ МИРЕ
  сие есть публицистический стиль
  "О том, что именно он прибудет на встречу, тщательно скрывалось"
  казённо.
  
  Но хватит критики, так как рассказ в целом мне был интересен. Критика же нацелена на неуспокоенных авторов, согласных работать с текстами дальше.
  
  
  
   Сороковик Александр Борисович
   Война и макароны
  
   http://samlib.ru/editors/s/sorokowik_a_b/makarony.shtml
  
  Добротно написанный рассказ о войне.
   Солдатские будни, даже когда не слышно грохота артиллерии, полны опасности - ведь враг ещё рядом.
  Читаем историю ветерана, когда-то не упустившего свой последний шанс. Вот уж где точное попадание в тему конкурса!
  Александр Борисович, не удивлюсь, если ваш рассказ выйдет в финал. Всего хорошего!
  
  
   Продолжение обзора. Вся подсудная группа и рассказ по выбору.
  
  
   Шалабаева Любовь Александровна
   Больше всех на свете
  
  Тёплый и трагический рассказ. Язык, слог - всё безупречно. Высокий балл
  
   Виноградов Павел Некоей девице на Охту бежати
  
  Мастерский рассказ. Увы, я не поклонница рефреном повторяющейся темы 'мужиков на всех не хватает, хороших мужиков - тем более'. Но женской аудитории должно понравиться.
  
   Вебер Алексей
   Жертва
  Читать было интересно, финал безударный и вообще-то запутал внятный и атмосферный рассказ.
  
   Антонов Виталий Александрович Заслон
  
  Писательское мастерство состоит из мелочей. Успех обеспечивает, кроме всего прочего, правильный выбор жанра. Здесь имеем мемуары и художественную прозу, сшитые друг с другом крайне небрежно. Такова задумка автора. Неправильная, на мой взгляд, задумка. Сказалось на оценке.
   Lesta Omela
   Осколки
  
  Рассказ - безусловный лидер. Особый авторский стиль, покоряющая свобода, изящество и лёгкость пера - о, какая это редкость! Рассказ стопроцентно в тему, сюжет укладывается в формат анекдота. Какой шикарный финал! Не ожидала! Осталась под впечатлением. Нам всем полезно где-то в закоулочке сознания держать тот факт, что рассказ силён именно финалом. Удачная концовка обеспечивает восемьдесят процентов успеха. А самый лучший рассказ - тот, который легко читался, запомнился и, при случае, будет рассказан слушателям. Lesta Omela, спасибо, доставили удовольствие! Увы, провести в финал два рассказа я не могла....
  
   Безбах Любовь Сергеевна
   Побочный эффект
  
  Ещё один лидер. Отличный рассказ. Здравый, проблемный, человечный. Написан с пониманием читательской аудитории. Любови Безбах спасибо за чёткость нравственной позиции - уважаю. И за неизменное писательское мастерство.
  
   Борисовна Инесса
   Кризис одиночества
  
  Женская хорошо написанная проза, название выбрано безукоризненно и отражает суть истории. Мстя, на мой взгляд, получилась по-детски неумелая, но в жизни всякое бывает. Моё равнодушие к подобным историям сказалось на оценке.
  
   Беляева Светлана Михайловна
   Семейка Пупкиных и некромант
  
  Сказочность, простота формы, на мой взгляд, должны уравновешиваться глубоким смыслом (как вариант - авторской меткостью, афористичностью). Увы, форма осталась пустой - содержание сказки для взрослых банально и к финалу становится всё более бессмысленным.
   Зырянов Алексей Викторович
   Взаймы у Бога
  
  Рассказу не помешала бы вычитка. По содержанию - вторично. У меня возникла мысль: не младонаписательство ли это? Это когда автор только начинает творить, не определившись, о чём ему хочется сказать. Если автор серьёзный и ответственный и не ищет лёгких путей, то начинает - чего уж размениваться по мелочам? - о вечном.
  Алексей, поверьте, всё лучшее для вас, как писателя, - впереди. Пока что я наблюдала как вы бодали тему, пытаясь раскрыть её. Не нужно этих сверх усилий. Важно найти свою тему, в которой сможете раскрыться как человек и как личность вы сами.
  
   Лялина Надежда
   Начальник Знамён
  
  Слог уверенный. Художественная переработка действительности - очень приветствую, потому как редко встречается. Темп - как я люблю: нечасто встретишь бодрое динамичное описание трудовых будней. С удовольствием я двинулась по сюжету, мысленно видя рассказ в лидерах. Увы, очень скоро я поняла, что меня бодро увлекли подсматривать в щёлку за интимной жизнью двоих. Всего-то? К финалу всё окончательно сверзлось в нездоровую лавстори. И это всё? Автор, с вашим потенциалом - зачем вы его туда? Оно того стоит?
  
   Шауров Эдуард Валерьевич
   Доказательство бытия https://contest11@author.today/
  
  О! Шауров - это моя вкусовщинка. Я иду на фамилию, я знаю, будет что почитать. Это здорово, и к этому стремятся в конечном итоге все пишущие: чтобы их открывали, доверяя - автор не подведёт. Вот и в этот раз не подвёл. Рассказ хороший.
  Почему просто хороший, спросите вы?
   Потому что сравнение идёт внутри планетарной системы 'Писатель Шауров' и к конкурсу не имеет никакого отношения. У Шаурова читала всё, есть мои любимые рассказы и романы, они превосходны, и этот рассказ - удачное прибавление в авторскую копилку.
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"