Коваль-Сухорукова Лариса : другие произведения.

Попрошайки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  Действующие лица:
  
  Андрей, молодой человек, с немного не русской внешностью. Одет прилично, но тощий, часто сглатывает слюну, потому что голодный. Лет 30 или 32.
  Лидия Александровна, женщина 60 лет, приехала из Перми (или Твери, или др.) на `заработки` в Ленинград, одета в старенькое вытертое пальто, со старой хозяйственной сумкой на молнии.
  Алиса, торговка пирожками, 50 лет, дородная, румяная.
  Степаныч, калека, нет половины ноги, одет в широченные длинные грубые штаны, из одной штанины выглядывает палка-протез. Когда никто не видит, снимает штаны и остается в джинсах, снимает палку буквой `Т`, перевернутую боком и прилепленную лейкопластырем ко вполне здоровой ноге, стоящей на перекладине. Со второй ноги снимает высокую, сантиметров 10 или больше колодку. Возраст: с накладными бородой, усами и лысиной можно дать лет 70-80, когда их снимает, становится ясно, что ему где-то между 30 и 40.
  Мент, лет 45, толстый, с пузом, с лоснящимся лицом.
  Татьяна Дмитриевна, красивая стройная женщина лет 38, одета с иголочки, модно, дорого, но не броско.
  
  Антураж. Сцена поделена на две части: слева - проход в метро типа Канал Грибоедова или Маяковского, там на ящиках сидят ближе к краю сцены - Лидия Дмитриевна, дальше от края сцены - Степаныч. Первоначально эта часть тёмная. Справа - вид станции метро, улица перед входом в метро. На улице стоит Алиса с лотком-прилавком на колёсиках. Алиса продает горячие пирожки. Справа позади Алисы виден забор, на котором прикноплены объявления. Эта часть освещена. Либо, если сцена крутится, можно эти части менять местами.
  
  Из-за боковой кулисы справа выходит Андрей, подходит к Алисе.
  
  Андрей (сглатывая слюну). Скажите, пожалуйста, сколько один пирожок стоит?
  Алиса (с готовностью открывает крышку лотка). Тебе с чем? С мясом или потрохами?
  Андрей. А сколько стоит тот и сколько другой?
  Алиса (весело улыбаясь). Одинаково. Так какой?
  Андрей (грустно). Спасибо, не надо... (отходит)
  Алиса. А ты чего, без денег, что ли?!
  Андрей (сглатывая). Ага. (Подходит обратно.) Беженец я. Из Южной Осетии. У меня там дом разбомбили. А потом совсем война началась. Я в чем с работы тогда пришёл, в том и уехал. Хорошо, паспорт с собой был, и как раз получку я в тот день получил. Уговорил проводника впустить меня. Конечно, дал ему на лапу. Того, что было в кармане, как раз хватило и ещё немного осталось.
  Алиса (с пониманием). Надо же... И давно ты в Питере?
  Андрей (прикидывает). Да недели две уже. А здесь без прописки на работу не берут, даже дворников или уборщиком, и на биржу труда не берут. Я уже все деньги потратил, не знаю, что делать.
  Алиса (с пониманием). Понятно. А ночуешь-то где, в гостинице?
  Андрей. Ниии. На гостиницу мне и на один день не хватило бы. Я две ночи на вокзале спал, пока менты не погнали, потом в каких-то подъездах, оттуда тоже гнали, сами жильцы, когда утром на работу шли, потом на другой вокзал перебрался, несколько раз там ночевал, сегодня хочу в метро попробовать: тепло, сухо. На вокзалах было хорошо: люди часто спешили и оставляли недоеденное, почти целое. Где откусывали, отрывал, остальное съедал. Может, здесь тоже кто-нибудь что-то недоеденное оставит.
  Алиса (сочувственно). Ты иди с местными попрошайками поговори, может, чего дельное подскажут.
  Андрей (заинтересованно). Кто такие?
  Алиса (с готовностью). Да такие же как ты - приезжие, попрошайством промышляют. У них тут и крыша есть.
  Андрей (недоуменно). Крыша?
  Алиса. Ну - покровитель. Точнее покровительница. Я каждый день тут стою, так мне с этого места ихнее размещение хорошо видно: давно заметила, что они не сами по себе. И привозят их, и отвозят - вполне организованно. Дамочка у них в начальстве. Ничего себе такая, фифочка. Так что иди, поговори с ними. И на тебе пирожок один, с меня перед хозяином не убудет, скажу - сама съела, он это позволяет.
  
  Андрей идет по недвижимой части сцены, параллельно зрительским рядам, справа налево, и кушает пирожок. Ему навстречу движется часть сцены с проходом в метро, останавливается. Андрей проходит через дверь и сразу натыкается на Степаныча. Степаныч сидит на ящике, прислонившись спиной к стене, выставив вперед ногу с культей. Перед ним лежит старая шапка ушанка с вылезшим мехом. В шапке пара бумажных купюр, остальное - мелочь.
  
  Степаныч (грозно). Ты что, не видишь- старый больной человек сидит?!
  Андрей. Простите, я не хотел.
  Степаныч. Ну вот, ты не хотел, а получилось, так хоть подай на посошок!
  Андрей. Не могу, папаша, денег нет.
  Степоаныч (грубо). Я тебе не папаша! А коли денег нет - чего тогда здесь пасешься?
  Андрей (с досадой). Не, я правда не хотел, скажите пожалуйста, я не здешний, ничего здесь не зна...
  Степаныч (перебивает). А не здешний, так проваливай отсюда, тем более - денег нет.
  Андрей (грустно). Ладно. Я пошёл.
  
  Отходит, оглядывается: к Степанычу приближается мент. Андрей испуганно вжимает голову в плечи и прячется за колонну.
  
  Мент (грозно). Что за шум, гражданин?
  Степнаныч (извиняющимся, заискивающим тоном). Да вот, товарищ начальник, неместные подходили, спросить что-то хотели.
  Мент. И где они?
  Степаныч (прикидывается дурачком). Кто?
  Мент (грозно). Неместные!
  Степаныч (поворачивается в ту сторону, куда пошёл Андрей и показывает туда пальцем). Да вон... (осекается, т.к. Андрея не видит, продолжает) а нет их уже, гражданин начальник, ушли.
  Мент (грозно). Они-то ушли, а ты что здесь забыл?
  Степаныч ( лебезящим тоном). Так я... это... А что - я?... Я ж... это.. Ну.. оно самое...
  Мент(назидательно). Вот то-то, что оно самое. Иди-ка ты отсюда подальше, и ящик свой прихвати, а то он мне... этот... как его... натюрморт портит.
  Степаныч: (подавляя смех). Уже ушёл, гражданин начальник.
  
  Неловко поднимается, подхватывает рукой ящик, идет к выходу, постукивая палкой от протеза.
  Мент провожает его взгядом, усмехается и проходит дальше.
  Степаныч выходит на улицу и идёт справа налево вдоль рядов зрителей, сцена движется ему навстречу частью, где Алиса продает пирожки, останавливается. Степаныч подходит к Алисе, оглядывается по сторонам, достает мелкую монету из кармана и подает торговке.
  
  Степаныч (улыбаясь). Привет, Алиса, дай с мясом.
  Алиса (достает пирожок). Что, прогнал тебя Василич?
  Степаныч (берет пирожок, улыбается). Ага, на ужин погнал.. Заодно погуляю чуток на свежем воздухе.(отходит к забору и начинает есть пирожок.)
  
  Сцена передвигается к зрителям частью, показывающей проход в метро.
  
  Из глубины прохода в метро выходит Лидия Александровна, тоже с ящиком в руках, ставит его напротив того места, где сидел Степаныч, садится.
  
  Из-за колонны выходит Андрей, подходит к ней. Лидия Александровна протягивает руку, думая, что Андрей хочет ей что-то подать.
  
  Андрей (очень вежливо). Бабушка, а вас как зовут?
  Лидия Александровна (удивленно). Лидия Александровна, а зачем тебе, милок?
  Андрей (так же вежливо). А мне продавщица пирожков посоветовала с вами поговорить.
  Лидия Александровна (опускает руку, ещё более удивлённо). Это о чём таком поговорить?!
  Андрей (грустно). Понимаете, у меня дом разбомбили недавно.
  Лидия Александровна (сочувственно). Ох, батюшки-светы...(хитро) А чем докажешь?
  Андрей (оглядывается с опаской, нет ли ментов, вытаскивает паспорт). Вот, видите написано - Республика Южная Осетия. Я учителем русского языка был. В школе. Как раз получку получил, домой пришёл, а дома нет. Только паспорт и получка остались. Сбережения дома были, сгорели. Не на что хоронить было. Да и некого...
  Лидия Александровна (с жалостью). Эх, бедолага, хорошо хоть сам жив остался. А родственники-то где ж?
  Андрей (глухо, глядя в одну точку). Так они ж в доме все были... мама, папа, Света, Машенька с Антошей. Они близнецы, в первом классе учились, как раз по времени обедать должны были. А Света кружок художественного слова вела, она в тот день не работала. (листает паспорт.) вот, женат на Светлане Михайловне Кореньевой, а вот здесь - дети...
  
  Андрей подает паспорт Лидии Александровне, садится на пол около неё, ноги сгибает в коленях, опирается на них локтями и закрывает лицо руками. Лидия Александровна листает паспорт.
  
  Лидия Александровна (тяжело вздыхает). Да... Дела...
  
  Андрей (открывает лицо, глухо). Война кончилась, а возвращаться не к кому и некуда. Да и не на что.
  
  Появляется Мент.
  
  Мент (грозно-ласково, с ехидством). Ну что, Лидия Александровна, опять сидим? Да ещё с молодым человеком флиртуем?
  Лидия Александровна (делая вид, что очень испугана). Уходим уже, уходим, не сердись, Василич, уходим. (Андрею.) Пошли, сынок, погуляем на свежем воздухе.
  
  Андрей встает. Протягивает руку Лидии Александровне, помогает ей встать. Мент внимательно смотрит на Андрея, смотрит как Андрей берёт ящик и идёт с ним рядом с Лидией Александровной. Когда они выходят, мент выходит вслед за ними и уходит в другую сторону от забора, влево. Лидия Александровна оборачивается и смотрит, как мент уходит: тот скрывается в боковых кулисах. Лидия Александровна отдает Андрею паспорт. Темнеет. Из-за боковых кулис справа появляется Степаныч со своим ящиком, молча проходит мимо Лидии Александровны и Андрея в метро, садится на ящик на том же месте, где сидел раньше. Лидия Александровна и Андрей идут по стационарной части сцены вдоль зрительских рядов слева направо, им навстречу движется часть сцены, где стоит Алиса со своим лотком. Сейчас Алиса толкает лоток против движения сцены. Сцена останавливается, Алиса с лотком скрываются за кулисами слева.
  
  Лидия Александровна. Ну, я уже на то место больше не пойду. А Степаныч пусть погреется.
  Андрей (кивает в сторону входа в метро). Степаныч, это который без ноги?
  Лидия Александровна (улыбаясь). Ага, он самый и есть.
  Андрей: А вы куда - домой?
  Лидия Александровна. Ну как сказать... Сперва хозяйка приедет и заберет нас.
  Андрей. Что за хозяйка?
  Лидия Александровна. Так ведь работаю я здесь.
  Андрей (с недоумением). Попрошайкой?!
  Лидия Александровна. Ну да, ею и работаю. Думаешь, я смогла бы прожить на ту пенсию, что получила в Перми за 40 лет работы? Да ни за что. Тоже сидела и голодала, как и ты, кипяток пила с заваркой из трёх чаинок, сахар не всегда могла купить. Квартиру в Перми продала, сюда приехала, думала, город большой, где-нибудь подработать да возьмут, да и не нашла никакой работы. Молодых никуда не берут, а я старая. Только деньги все на гостиницу и потратила. Спасибо Татьяне Дмитриевне - заметила меня как-то да приютила. Сейчас у меня уже и прописка, и комнатка в коммуналке, и домик старенький в прошлом году прикупила около леса, уже и урожай помидорок-огурок там собрала, и грибов насушила, Бог даст - и на отдельную квартиру заработаю. Мне всего шестьдесят, ещё жить и жить в своё удовольствие.
  Андрей (восхищённо). Здорово... А Степаныч, значит, тоже у неё работает?
  Лидия Александровна (спокойно). Конечно, и Степаныч у неё. И другие. (смотрит на Андрея внимательно). А ты тоже попросись - она и тебя возьмет.
  Андрей (изумлённо). Меня?! Попрошайкой?! Да мне только тридцать лет! Молодой, здоровый - какой из меня попрошайка?!
  Лидия Александровна (примирительно). А ты не горячись: всё лучше, чем объедками питаться да ждать неизвестно чего. Степаныч тоже не старый, инженером на заводе работал.
  Андрей ( с интересом). Ну, и?
  Лидия Александровна: (спокойно, с некоторым вызовом). Что - и?
  Андрей: Почему сейчас не работает?
  Лидия Александровна: Так завод у них в Иваново закрыли, денег не было зарплату платить. Биржа труда переполнена была, на неё очередь на месяцы вперед, чтобы встать. Он, как и я, сюда на заработки подался, а прописки нет. Такой же голодный ходил, как и ты, пока с хозяйкой не познакомился. Она и прописку, и жилье, - все тебе устроит. А ты будешь ей за это со своего заработка отстёгивает.
  Андрей (уже по инерции). Сколько?
  Лидия Александровна (спокойно). Половину. Тебе оставшегося за глаза хватит, ещё и отложишь, если захочешь.
  Андрей (неопределённо). Мдаа... Как её зовут-то?
  Лидия Александровна. Так ведь говорила же, Татьяна Дмитриевна. (слышна запись, как подъехала и остановилась машина.) А вот и она, легка на помине. Ну - пока. Как надумаешь, так сюда и приходи. В это же время.
  
  Сцена движется слева направо, к зрителям той частью, где проход в метро. Теперь перед метро стоит макет микроавтобуса. (можно настоящую машину). Из перехода спускается Степаныч. Из микроавтобуса спереди со стороны пассажира выходит Татьяна Дмитриевна. Закрывает дверь. Лидия Александровна подходит к ней и отдает сумку. Степаныч подходит и отдает Татьяне Дмитриевн бумажник.
  
  Татьяна Дмитриевна. Ну что, каков улов?
  Степаныч. Нормально.
  Лидия Александровна. И я как всегда.
  Татьяна Дмитриевна. Вот и хорошо, дома посчитаем.
  
  Степаныч стаскивает с себя верхние штаны и остаётся в молодёжных джинсах. Андрей, стоя немного в стороне, вытягивает голову от удивления, чтобы получше рассмотреть. Степаныч отстегивает палку и колодку, снимает бороду и накладную лысину. Поворачивается к Андрею и неожиданно ободряюще, с улыбкой подмигивает ему. Степаныч и Лидия Александровна залезают в машину. Татьяна Дмитриевна открывает дверь машины.
  
  Андрей (быстро подходит к ней). Здравствуйте, Татьяна Дмитриевна.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"