Кожин Юрий Алексеевич : другие произведения.

О Цели И Смысли Жизни С Улыбкой

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


О ЦЕЛИ И СМЫСЛИ ЖИЗНИ С УЛЫБКОЙ.

  
   Зачем мы живем? В чем смысл жизни? С тех пор, как появились люди, на подобные вопросы пытались ответить многие, но и сегодня убедительных ответов нет, каждый думает по-своему. Наверное, не для каждого народа эти вопросы актуальны, но для нас, живущих в России, без цели и смысла никак нельзя.
   Похоже, мы переживаем период бесцелья, страна погружена в негатив. В центральной прессе и на телеэкране не смолкает бурная дискуссия - как жить, куда идти? Будучи сознательным пенсионером, я просто не могу остаться безучастным. И тут кто-то вмешивается - ну при чем здесь пенсионеры? - Их путь ясен... и они не отличаются глубиной мышления... - Зато нас много и размышляем много... и, несомненно, пенсионеры самые писучие по сравнению с непенсионерами - возражаю я.
   Размышлять на названную тему мы начнем с собак. В науке такое модно. Эксперименты начинают на животных, а потом переключаются на людей. Метод повсеместно оправдал себя.
   И опять чей-то голос - как можно сравнивать жизнь человека и собаки? Ведь за ее плечами нет древних цивилизаций, научно-технического прогресса.. да и вообще...
   Выпады против собак не могу оставить без внимания - не забывайте, что и мы жили когда-то стаями. Кстати, с утверждением марксистов, что труд создал человека, согласиться нельзя. И не только потому, что оно не согласуется с религией, но еще и несправедливо. А как же другие? Собаки, например. Что же они все это время, пока человек становился человеком, бездельничали? Нет же, тоже трудились. Но труд не привел их в цивилизацию. Зато они сохранили на более высоком уровне нравственность. Среди собак нет казнокрадов, взяточников, олигархов, нет, наконец, эксплуатации собаки собакой. А взаимоотношения полов?! Мужская половина просто джентльмены по отношению к женской - ни одного случая насилия!
   Когда-то в детстве довелось слышать от мамы - человек, да и все живое, живет для потомства. Запомнилось. Наверное, по отношению к собаке, такое определение приемлемо. Вернее, было бы приемлемо, но человек дал собаке другое предназначение - служить ему, человеку. И собака с охотой и благодарностью согласилась. Появились цель и смысл жизни.
   Небольшое отступление. Некоторые приверженцы свободы считают, что собака в отличие от волка променяла волю и свободу на труд ради куска хлеба и потому заслуживает презрения, и, вообще, труд - удел животных второго сорта.
   Свобода и труд - тема почти философская. Но не будем беспокоить мыслителей или искать исторические аналогии, попробуем разобраться на житейском уровне. В нашем представлении свобода - это девственная природа, солнце, бодрящий ветерок и необозримые просторы. Вы на коне и хорошо вооружены. За вами никто не гонится, напротив, вы сами посматриваете - за кем бы погнаться. (Сюжет можно и современный).
   Труд. С этим словом обычно соседствуют прилагательные, их много, выбор большой. В том числе такие, как - рабский, подневольный, унизительный, гибельный. Чтобы справедливо оценить выбор, сделанный собакой, наверное, следует прибегнуть к опыту человечества.
   Свобода - Это слово как знамя, как девиз... Трудно подобрать слово более звучное и значимое. Но ведь без труда может превратиться в скучное и пустое безделье, за которым следует деградация или бесперспективная борьба за выживание.
   Слову труд сопутствуют и другие прилагательные - труд нужный, желанный, созидательный, вдохновенный, героический... О роли труда в жизни человека и общества поговорим еще раз ниже.
   А теперь телеэкран - север, каюр снаряжает упряжку. Каждую собаку подводит к ее месту, и она сама вставляет голову в упряжь. Обратите внимание на ее морду, загляните в глаза. Взгляд осмысленный, полон достоинства и собственной значимости. Про нее не скажешь, что она живет только для того чтобы жить. Она служит и служит не абы как, а добросовестно, даже порой самоотверженно и это позволяет ей уважать саму себя. Собака пастух, собака охранник и защитник, собака охотник...и чем труднее и ответственнее ее роль, тем комфортней она себя чувствует, тем ярче проявляются черты ее характера и способности, тем с большим почтением относится к своему делу.
   Собака трудяга - с какой жадностью и удовольствием она ест и пьет, как бурно и с каким восторгом выражает свои эмоции, как рада жизни и общению. В глазах собаки легко угадываются ее мысли, желания, настроение и даже, если хотите, ее интеллект. Некоторые собаки заслуживают не только уважение, но и восхищение. Известны случаи альтруизма. О собаках написано много интересных книг, установлены памятники.
   Из-за нашей неосведомленности все животные одного роду-племени нам кажутся одинаковыми. К примеру, все медведи одинаковы и все волки. О собаках так не скажешь. Собаки, как и люди, очень разные и не только по внешнему виду, но и по характеру. Чтобы разобраться с ними (при этом не претендуя на строго научный подход, но и не избегая научных методик) нужно разделить собак на три группы; собак трудяг, собак маргиналов и собак бомжей.
   О собаках трудягах уже кое-что сказано, теперь о собаках маргиналах. К ним я отношу, в основном, комнатных собачек. На них мы изливаем нашу нерастраченную любовь и нежность. И тут меня снова перебивают - почему вы относите комнатных собачек к маргиналам? Ведь они не являются завсегдатаями злачных мест и различных тусовок. Не самоутверждаются там с помощью громких фраз, не являются персонажами романов, где в героях бездельники... Ах, как они любят себя и презирают труд! - Да, согласен, различия имеются, но ведь и общего много и это общее более весомо, по моему.
   Сошлюсь всего на один, но характерный пример. В нашей семье жила собачка породы японский тойтерьер. Ах, как она любила красоваться, восхищать гостей своей внешностью и как была мила и добра при этом. А еще ей нравилось ездить в лес, но природа ее быстро утомляла и она просилась на руки. Казалось бы это и все ее радости. Но нет, в ее жизни были и цель, и заботы, и удовлетворение достигнутым. Обладая красотой, перед которой не могли устоять женщины, она с завидным упорством стремилась подчинить жизнь семьи своим прихотям. И добилась многого. Дошло до того, что Клара кормила ее как ребенка - клала ложкой пищу в рот. Кстати еда не доставляла ей удовольствия, какой бы вкусной ни была. Вот такое счастье.
   Годами раньше бомжи люди и бомжи собаки значительно больше отличались от нас, имеющих прописку. Они были худые, грязные, голодные с недобрым и пугливым взглядом. Собаки ловили брошенный кусок хлеба налету, а если попадалась колбаса - глотали, не разжевывая, даже самых дешевых сортов. О том, что бомжи собаки и бомжи люди имеют несомненное сходство, думаю, никто возражать не станет. Есть и различие - собаки не пьют разную дрянь, чтобы опьянеть. Но вернемся к смыслу жизни. Есть такое изречение - человек создан для счастья, как птица для полета. От себя добавлю - и не только человек. Выходит между счастьем и смыслом жизни есть некая смысловая идентичность. Подробней позже.
   Мне, спешащему на работу или по каким-либо делам, иногда попадался на глаза пьяный бомж, спящий на садовой скамейке. Я ему завидовал - Боже, какая беззаботность, какая беспредельная свобода! Однако в трезвом виде он не выглядел счастливым. Нужны были водка, еда... В наши дни некоторые проблемы бомжей решены. Они не худые и грязные. Их даже трудно отличить от нас, имеющих прописку, разве что по глазам.
   "Кто не работает - тот не ест". Теперь, когда демократия победила, а гуманные и либеральные идеи обрели силу - этот лозунг не актуален. Теперь бездельники защищены, их опекает государство. Сыты и собаки - бомжи. Но счастливы ли они??? Их глаза и хвост красноречиво говорят что нет. Каждая собака хочет иметь хозяина или на худой конец свой двор, даже если двор при многоквартирном доме. Хочет стать полезной кому-то: вилять хвостом и улыбаться, а на кого-то лаять.
   Итак, о собаках сказано немало, пора переключиться на людей. - Как же так, а где же выводы?! - Выводы пусть каждый сделает сам для себя, а я возвращаюсь к людям. И тут с ужасом обнаруживаю, что мой юмор на собаках иссяк. А без юмора плохо. Возможна ли взаимная симпатия с читающим? Не знаю, но буду стараться.
   Но сначала небольшое отступление.
  
   Листаю книгу истории в обратном порядке. Мелькают эпохи, цивилизации, расцветы и спады экономики и культуры. И каких только шедевров архитектуры и грандиозных сооружений религиозного и технического назначения не было создано. И все это требовало ума, опыта и умелых рук. А где же хвала строителям, где теплые слова труду и труженику? Они не встречаются. Продолжаю листать и упираюсь в самое начало, в Адама. Бог наказал его за грехи. Наказал трудом в поте лица. Использовал труд для наказания. Бог лишил его и рая, где души праведников блаженствовали в безделье. Сомнительное удовольствие, ведь безделье быстро надоедает. Так вот откуда берет начало прохладное отношение к труду и снисходительное к безделью. Вместо того, чтобы благословить созидательный труд и осудить безделье...И тут вижу: множество верующих готовы закидать меня камнями. - Погодите - кричу - не бросайте, я осознал, каюсь... Конечно же, Бог не мог ошибаться. Просто ситуация была совсем другой.
   Время идет, меняется ситуация, меняются взгляды и оценки. Очень медленно и не без помощи церкви и общественности все становится на свои места. И труд в головах людей занял свое достойное место, а безделье осуждено. "Делайте свое дело хорошо" - звучит и с трибун и в обиходе. Но это там на Западе. У нас же наша родная церковь и правящая элита по-прежнему не хотят признать труд своим союзником в борьбе со злом, в борьбе за нравственность. Читая центральную прессу и глядя в телеэкран создается впечатление, что труд в нашей стране вообще отсутствует.
  
   Если оставить без внимания кучу слов, оканчивающихся на ИЗМЫ (капитализм, социализм, либерализм) и спросить себя - чего же мы хотим от жизни, то ответ будет прост - счастья. Как уже говорилось слова счастье и смысл жизни - близнецы-братья. Перефразируя поэта можно сказать: мы говорим смысл жизни - подразумеваем счастье и наоборот. Но слово счастье не простое, ведь оно у каждого свое. Толкований много, но мы ограничимся толкованием В.Даля. Если Даля сократить и упростить, то получится, что счастье - это когда удовлетворяются твои желания или по научному твои потребности. Наверное, в первую очередь люди отличаются друг от друга своими потребностями. Их много, они разнообразны - от истинных, положительных до ложных, отрицательных, к числу последних принято относить такие, как - жажда славы, роскоши, амбициозность, зависть, безделье... Из сказанного следует, что счастливыми могут быть не только люди со светлыми и добрыми желаниями. Вот какие разные счастья.
  
   Здесь я хочу поговорить о счастье, связанном с потребностью трудиться, о роли и значимости труда в нашей жизни. И опираться буду не на науку, а на личный жизненный опыт и опыт друзей ветеранов.
   Труд - какое емкое слово. Труд необходим не только для создания материальных благ и прогресса, он основа всех наших деяний, в том числе в науке, культуре, искусстве. За тысячелетия эволюции труд стал потребностью на генетическом уровне. Еще в раннем детстве, едва осознав себя, ребенок пытается что-то делать - копает, строит... без всякого побуждения сверху.
   Моя трудовая жизнь принадлежит бурению. Бурил глубокие разведочные скважины на нефть и газ. Работа напряженная и ответственная, требует опыта и знаний. Ей постоянно сопутствовала новизна. Она приходила как извне, так и из собственной головы. Да и сама скважина полна новизны. Временами приходилось трудно, но на судьбу не жаловался и не возникало желания сменить профессию. Пожалуй, под этими строками охотно подпишется любой из моих друзей - ветеранов.
   Мы не всегда, особенно в молодости, сознаем значимость работы для самих себя. Ведь кроме работы есть еще много тоже значимого и важного - любовь, семья, природа с ее изумительными красотами, искусство, общение. Но все блекнет, меркнет, если с работой нелады, тем более, если ее теряешь. Ничто не радует. Даже застолье с друзьями превращается в заурядную пьянку, а отдых в скучное безделье. И наоборот: успешная работа радует, вдохновляет, мир вокруг становится ярким, желанным, добрым.
   В молодости часто работаем, потому что надо. Работе предпочитаем отдых и развлечение. С возрастом осознаем общественную значимость работы, и это влияет благотворно. Ветеран труда относится к себе с уважением. Он не прочь и еще пожить, но предстоящей смерти не боится, ибо считает свое предназначение выполненным.
   А тем, кто свою жизнь промотал по мелочам - бездельничал или имитировал работу, предстоящая смерть страшна. Он хнычет, жалуется, стонет. Все ему кажется, что он свое не дожил и Всевышний что-то ему должен.
   Работа хороша, когда По-душе. Добавлю - труд должен быть свободным, хорошо организован, эффективен, справедливо оплачиваться, близок к творчеству. Перечень можно продолжен, ведь есть еще коллектив, начальство и пр.
   Сделать труд привлекательным, желанным и обеспечить всех рабочими местами - первостепенная задача государства и общественности.
  
   Труд и нравственность. Существует ли между ними взаимозависимость? Центральная пресса такой зависимости не усматривает. Верней усматривает, но отрицательную. Наши властители дум в лице М.Веллера и других (как я понял с подачи Н.Бердяева) считают, что усердный труд ведет к возрождению самодовольного и реакционного мещанства, к мышиному благополучию. Для нас такое неприемлемо. Деньги - зло, причина порочных увлечений молодежи. У меня другие мнения, но вначале небольшое отступление.
   В армии служил семь лет (два из них воевал), бывало разное. Еще тогда заметил - крепко загруженный солдат ни о чем не думает - только сиюминутные желания: согреться, поесть, заснуть. Выглядит при этом утомленным, но в общем неплохо. Если режим службы щадящий - солдата тянет к водке, женщинам, воле. Забытый начальством солдат - бездельник (бывает и такое, например, при охране никому не нужного удаленного объекта) становится раздражительным, безбожно ругает (проклинает) начальство, порядки, свою судьбу, пользуется малейшей возможностью напиться, страстно желает перемен, способен на дезертирство и преступления. Безделье пагубно для человека и общества. Древние это понимали, возможно, отсюда Вавилонские башни, пирамиды и пр.
   Работа ради работы - разве такое возможно? Впрочем, возможно - соглашаются знатоки человеческих душ, но для людей ограниченных, тупых, лишенных способностей и дарований. Привычка работать - в ней что-то подневольное, унизительное, скотское... привыкает же скотина к работе и стойлу.
   Я согласен с теми, кто считает, что целью жизни может быть труд во имя прогресса и собственного благополучия, во имя самоутверждения, совершенствования себя и всего вокруг, во имя карьеры и т.п.
   Материальное благополучие способствует освобождению от многих угнетающих факторов. Появляются другие более смелые и интересные мысли и желания, меняется и настроение. Материальное благополучие - первый шаг к познанию и уважению самого себя, к рождению общенациональных идей.
   Деньги - они, как оружие, могут быть и добром и злом, смотря в чьих руках. Деньги добро, если дружат с честностью и справедливостью. Тогда они мера труда, поощряют труд. Деньги зло в руках негодяев.
   Как уже говорилось, со страниц центральной прессы и телеэкрана на наши головы низвергается мощный мутный поток критики. Критикуется наше житие-бытие, особенно достается нравственности. Нам бы такой патриотизм как в США... и трудолюбие как у китайцев - сетуют газеты. И ни слова о возможных путях выхода из дерьмовой ямы, в которой сидим. И получается, что во всем виноват народ. Не тот народ, что надо.
   Но вернемся снова к вопросу о связи труда и нравственности. Существует ли она? - Да, безусловно - отвечаю я. Труд благотворно влияет на все стороны жизни и на нравственность в том числе. В труде раскрываются и обретают силу лучшие черты характера и способности человека. Труду обычно сопутствует - общение, взаимопонимание, товарищество и дружба. Жизнь становится интересней, желанней. Работа по душе, тем более в коллективе, способна противостоять пагубным влечениям. Такое благородное чувство, как патриотизм, прямо зависит от количества и качества труда, отданного семье, стране, народу. Ну разве перечисленное ни союзники нравственности? Возможны и возражения: ведь труд и люди разные. Ну тогда взглянем на мир сверху. Нравственность и благополучие сопутствуют тем народам, которые охотно и много работают. Можно сказать, что они свою нравственность и благополучие заработали. Надеюсь, все согласны.
  
   И опять чей-то голос: ну что вы так усердно проповедуете труд?! Работать-то негде! - Действительно, Краснодар без малого мильенный город, Раньше в нем было больше десятка крупных заводов и комбинатов, на каждом из которых работало по несколько тысяч человек. Заводов и фабрик со штатом около тысячи - кратно больше. Все они приказали долго жить вместе с ведомственными НИИ и конструкторскими бюро. Где же работать? В сфере обслуживания и охранных фирмах? Но и там штаты заполнены, особенно штаты управленцев. Повсеместно управленческий аппарат разбух до небывалых размеров. Знаменитый сатирик Паркинсон писал ("Закон Паркинсона") - Чем слабее руководитель, тем больше у него управленческий аппарат. Этот аппарат может так разбухнуть, что превратится в самодостаточный, вполне обходящийся без управляемой им производственной сферы... Производственная сфера ему только мешает, верней они мешают друг другу. По моим представлениям сам наш город превратился в самодостаточный. Он ничего не производит - только потребляет. В невиданных ранее шикарных магазинах чего только нет! И все зарубежное. Кажется, весь свет работает на нас. Работает охотно, с удовольствием. Мы только потребляем. Расплачиваемся сырьем.
   И опять чей-то голос - Ох уж эти ветераны-фантазеры, Ну никак им не угодишь! Чего бурчать?! Ведь живем хорошо: пьем, едим и одеваемся почти как в Европе. У каждого, кто хочет, свое авто, в квартирах полно замечательной бытовой техники. Город много строит жилья, хорошеет! Краснодар - центр сельскохозяйственного региона и со своим предназначением справляется неплохо. Санаторно-курортная зона рядом. Опять же заботы-хлопоты. Ну зачем Краснодару заводы, да еще большие?!
   С одной стороны так, но с другой... В Краснодаре много обучающейся молодежи - наши дети. Когда учеба заканчивается куда их?
   Теперь большие надежды связаны с малым и средним бизнесом. Что это такое мы пока толком не знаем, не прочувствовали и некому нам растолковать. Не трудно заметить, что названый бизнес процветает и приносит в казну львиную долю налоговых поступлений как раз в тех странах, где хорошо развита промышленность, в таких как США и Германия.
   В свое время знаменитый писатель и публицист Д.Писарев писал примерно следующее - продавать сырой продукт за пределы региона не выгодно, целесообразней его перерабатывать на месте. Больше того - в основном, и потреблять на месте. За пределы региона должна уходить трудоемкая и наукоемкая продукция. Мне кажется, что и сегодня эти взгляды актуальны. Значит сельское хозяйство и промышленность должны соседствовать.
  
   - Вы пытаетесь рассуждать о счастье. Как по-вашему, счастлив ли обладатели богатств, нажитых бесчестно? - Если по В.Далю, то выходит да. Но это не то большое и светлое счастье, которое может подарить Бог или судьба труженику-патриоту, труженику-созидателю. Или по другому - человеку, который своими деяниями заслужил уважение и признание тех, кто его знает или, в зависимости от масштаба - признание и любовь своих сограждан, своего народа.
  
   Немного о литературе и центральных СМИ. Совершенно очевидно, что безвестный автор, взявшийся рассуждать на столь обширную и значимую тему, заслуживает от корифеев самых язвительных замечаний и оценок или презрительного молчания. Оставим все это без внимания.
   Я (говорю от лица таких, как я) недоволен, верней возмущен тем, что меня нет в литературе и прессе. Или если где-то промелькну, то в искаженном, а то и карикатурном изображении Подобный персонаж или герой не вызывает симпатий, тем более желания ему подражать. Почему такое? Да потому что авторы не современны. Они остались в прошлом. Писать обо мне нельзя без моего дела, без досконального знания моей профессии, со всеми ее особенностями, тонкостями, спецификой. Без понимания мира труда. И в результате мы не знаем жизни вокруг - жизни людей различных профессий. Как тут ни вспомнить В.Шаламова. Это он предсказывал, что от литературы будущего потребуется бескомпромиссная правда и исчерпывающее знание того, о чем пишешь.
   Несмотря на казалось бы невиданное обилие злободневной информации, мы не знаем чем и как живет страна. Наша информация - это как бы взгляд вскользь, взгляд в иллюминатор летящего самолета или взгляд близорукого человека, забывшего дома очки.
   Между писателем и созидательным трудом дистанция космическая. Ну тогда обратим внимание хотя бы на тех, кто постоянно мелькает в прессе: олигархов, например, или успешных предпринимателей, которые только на пути к ним. И о их деяниях мы ничего не знаем - ни положительного ни отрицательного...
  
   Итак, заканчиваю. Но не потому, что больше нечего сказать. Просто получается слишком длинно. - Но вами ничего не сказано о нашей замечательной молодежи.
   - Действительно, она замечательна, хотя в прессе и литературе представлена как порочная. Интересуясь жизнью внуков своих друзей и своего собственного, вижу, что большинство из них обладают удивительно сильным, ранее невиданным стремлением к знаниям, к познанию жизни и своей профессии. Молодежь смела, свободолюбива и не станет терпеть унижения и несправедливость. Надеюсь, в скором времени она перестанет уезжать за рубеж в поисках интересной работы и денег. Возобладает желание построить свою собственную страну. Страну, где восторжествует свобода, справедливость, наука, культура и труд.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"