Кожин Юрий Алексеевич : другие произведения.

Письмо в Аиф, оставшееся без ответа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Письмо в АиФ, оставшееся без ответа.
  
   В ответ на призыв к сотрудничеству читателя с газетой хочу высказать некоторые мысли и взгляды. Но сначала несколько слов о достоинствах газеты, без этого нельзя, все равно, что прийти в гости и не поздороваться
   Начну с первой страницы. Это чудо-страница. Она содержательна и привлекательна, оригинальные придумки, а сколько юмора и иронии! Такой замечательной первой страницы нет ни у одной нашей газеты, думаю, и ни у одной газеты мира. Следом читаю последнюю страницу, всю до последней строки. А потом...многие публикации остры и злободневны. Профессионализм журналистов высок, тематика разнообразна. Но первый среди равных В.Костиков, который поражает меня умом, наблюдательностью, работоспособностью...Подозреваю, что он превзошел бы популярностью таких корифеев журналистики как И.Эринбург и К.Симонов, живи он в те героические времена.
   Казалось бы - ну что можно пожелать Вашей газете кроме как - так держать! И я Вам этого желаю. Однако, оказывается ,что еще есть такие зануды, которым все чего-то не хватает. Вот и мне...мне не хватает публикаций об интересных людях, о людях труда в деле, с их профессиональной спецификой с их проблемами, с сопутствующими обстоятельствами... Ведь жизнь вокруг нам не ведома. И это еще не все. Иногда конфликтую с Вашей третьей страницей. - Где конфликтую? - На кухне естественно, а не на страницах газет, ведь я пенсионер. Но все по порядку.
   Передо мною статья известного режиссера Н.Лунгина (АиФ N16). Тон статьи казалось бы бодрый, и читается с интересом, но сколько пессимизма и безысходности по поводу нашего сегодня и завтра. О труде вскользь и с пренебрежением. Мне показалось, что статья как бы перекликается с публикацией М.Веллера (АиФ N41 за 07г). Статью М.Веллера поместили на самых престижных страницах почти все центральные газеты. М.Веллер тоже с пренебрежением оценивает роль труда и фактически не видит выхода из сегодняшнего тупика, разве что туманно рассуждает об инновациях. Они, конечно же нужны, но где они и когда будут? И что же, ожидать их сложа руки? И какие изменения ждут нас с приходом инноваций?
   Жизнь сытую и комфортную автор сравнивает с мышиным благополучием. Такая жизнь не может быть общенациональной целью. Ну а что же должно быть целью? И откуда эти взгляды? Взгляды, похоже, от Н.Бердяева (Философия неравенства). Обстоятельно обсуждать эту книгу здесь нет возможности, но обозначить некоторые положения придется, ибо Н.Бердяев сегодня (как я понял) негласный идеолог нашей руководящей и направляющей элиты.
   По Н.Бердяеву все эти ИЗМЫ (от демократии и либерализма до самого коммунизма) ни к чему хорошему привести не могут, ибо люди живут во зле. Где же выход? Как победить зло? Только на пути к Царству Божьему!
   Свобода это не "что хочу, то и ворочу", свобода необходима для становления и самоутверждения личности, развития способностей, таланта... Нравственное общество должно состоять из личностей.
   В отрыве от своего исторического прошлого и Бога народ не может быть нравственным.
   И далее: демократия - диктатура большинства. Нет строя более деспотичного по отношению к личности. Личность просто не нужна. Демократия снижает нравственный и культурный уровень народа, ведет к деградации к полузвериному прошлому, ибо народ в силу ряда причин (бедность, бесправие, унижения) завистлив, злобен, подвержен случайным веяниям, не способен мыслить здраво, исторически. Демократия безответственна.
   Государство от Бога, продолжает философ, и независимо от строя должно быть иерархическим. Во главе - аристократы. Аристократы тоже от Бога, они благородны, щедры, не ведают зависти и обид, с развитым чувством ответственности за судьбы народа. Нравственность и культура нисходят к народу от аристократии.
   В поле зрения философа отсутствует труд и его роль в развитии общества. Труд и уровень благосостояния народа его не интересует. Больше того считает, что усердный труд ведет к мещанству. Мещанство - зло. Кто такие мещане он не поясняет. В моем представлении из литературы мещане - самодовольные ограниченные люди. Чем занимаются - не ясно. Сытая жизнь, домик с палисадником, герань на подоконниках и пр. их вполне устраивают, больше ничего не надо. Новое только раздражает. Но ведь теперь таких нет! Оказывается, есть, только вместо герани престижные авто и различные тусовки...а психология та же - убогая, застойная. Как тут не вспомнить М. Веллера.
   Странное дело - философию Н.Бердяева никто не пропагандировал и не заставлял учить, она была как бы в подполье. Но сопоставляя эту философию с нашей постперестроечной жизнью видим ее несомненное влияние.
   Хочу поделиться своими впечатлениями о сказанном.
   Религия имела колоссальное значение в нашем прошлом. И теперь мы охотно возвращаемся к Богу. Но не надо забывать, что на пути к Царству Божьему человечество уже не первое тысячелетие, а зла не меньше, особенно у нас.
   Со времен нападок Н.Бердяева на демократию (1917-1923 годы), жизнь реабилитировала ее. Альтернатива демократии не просматривается. Однако сомнения в ее пользе и необходимости остались в некоторых головах. В наши дни и у нас демократию усердно урезают.
   Отношение нашего государства к трудовому люду было всегда уничижительным, особенно последние 15-20 лет, ну просто бердяевское. Трудяг просто не замечали ни правительство, ни центральная пресса. Поэтому и по ряду других причин заводов и рабочих не стало, почти не стало. Огромный ущерб нанесен и сельскому хозяйству.
   В начале перестройки аристократов, тех что от Бога и, следовательно, непогрешимых, у нас не оказалось. А по Бердяеву должны быть. Где же их взять? И выход был найден - сгодились олигархи и разного рода авторитеты из криминально-бюрократического чиновничества. Кстати, этот руководящий симбиоз получился вместо среднего класса. А учителя, врачи, служащие.. как были, так и остались, если ни нищими, то бедными.
   Как уже говорилось, сторонники Бердяева усматривают возможность возрождения мещанства в наши дни. (Вот к чему приводит усердный труд). Кивают на Запад. Не могу представить себе мещан в США. Но, видимо, такая опасность все же есть. Поэтому, да и по другим причинам... Из публикаций в научно-популярных журналах узнаем, что в ведущих странах Запада (США, Германия) из бюджета ассигнуются огромные миллиарды на науку и исследования. Кроме того, там же щедрые спонсоры. Многие фирмы содержат свою науку и исследовательские центры. Сотни тысяч молодых ученых или просто талантливой молодежи со всего мира едут в США, чтобы реализовать себя. Разве это ни ответ на вызов времени!? Кстати, США не впервой преодолевать кризисные ситуации. Это у них получается.
   Если пропустить через сито философию Н.Бердяева, то что же получим в остатке, что проповедуют его апостолы, которым такой почет и внимание? Если без словесной шелухи, то полусонную жизнь вдали от мирового прогресса, жизнь без динамично развивающейся экономики, жизнь сосредоточенную на молитвах.
  
   Но вернемся к М.Веллеру. Хочу ему возразить. (Странно...приходится защищать то, что всегда было очевидным - первостепенную роль труда в жизни человека и человечества).
   Я согласен с теми, кто считает, что целью жизни может быть труд во имя прогресса и собственного благополучия, во имя самоутверждения, карьеры и мало ли еще чего. Реализовать себя в труде, искусстве, науке, спорте... Материальное благополучие способствует освобождению от многих угнетающих факторов. Появляются другие более смелые и интересные мысли и желания, меняется и настроение. Материальное благополучие первый шаг к познанию самого себя и рождению общенациональных идей. Прав президент, объявив главной целью руководства и общества - повышение жизненного уровня сограждан. Жаль, что это всего лишь лозунг к тому же не осознанный и не поддержанный чиновничеством и СМИ.
   Труд - что значит это слово? Может быть, кто-то имеет в виду только труд простейший? Я же подразумеваю труд всякий: от простого до интеллектуального и творческого. Кстати, о производительном труде: чем выше профессионализм исполнителя, тем ближе труд к творчеству.
   Труд создал человека. Знаю, знаю - некоторые с этим утверждением не согласны. Но в любом случае человечество трудилось тысячелетиями, труд, оставаясь необходимостью (чтобы прокормиться) стал еще и потребностью. Правда, эта потребность не всем досталась поровну. Градация большая: от трудоголиков до бездельников, лишенных потребности трудиться. У большинства же эта потребность с рождения. Еще в раннем детстве, едва осознав себя, ребенок пытается что-то делать, строить...без всякого понуждения сверху.
   Сам себя отношу к трудоголикам. Их много среди творческих профессий, но не мало и среди тех, кто создает материальные блага. Я всю жизнь работал в бурении, работал с душой, иначе не мог.
   Труд. О трудовых деяниях и значении труда столько написано и сказано! И положительного и отрицательного. Здесь же, на бытовом уровне хочу поделиться некоторыми своими взглядами и впечатлениями.
   Мы не всегда осознаем значимость своей работы для самих себя. Ведь кроме работы есть еще многое, тоже значимое и важное: любовь, семья, природа с ее неповторимыми красотами, искусство, общение... Но все бледнеет, меркнет, если с работой нелады, тем более, если потерял ее. Ничто не радует, даже застолье с друзьями превращается в заурядную пьянку, а отдых - в скучное безделье. И наоборот - успешная работа радует, вдохновляет, мир вокруг становится ярким, желанным, добрым.
   В молодости мы работаем, потому что надо. Работе предпочитаем отдых и развлечения. С возрастом осознаем общественную значимость работы, и это влияет благотворно. Ветеран-трудяга относится к себе с уважением, к будущему спокойно, предстоящей смерти не боится, ибо считает свое предназначение выполненным.
   Работа хороша, когда по душе. Если расшифровать сказанное, то труд должен быть свободным, хорошо организован, эффективен, справедливо оплачен, близок к творческому... Перечень можно продолжен, ведь есть еще коллектив, начальство, среда и пр. Но как этого всего добиться? Об этом немало размышляли влиятельные и компетентные люди во всем мире. У одних получалось лучше, к примеру у американцев, у других хуже. Но теперь для достижения названной цели появились совсем другие возможности - малый и средний бизнес. Перечисленные проблемы берут на себя сами работающие. Ну не совсем так. Конечно же, бизнес нуждается в поддержке и помощи государства, особенно на первых порах.
   Бизнес, бизнес, бизнес слышим повсеместно. Но что это такое? В моем представлении малый бизнес - это торговые точки, ну и выращивание овощей на продажу. И пресса не пытается переубедить меня. С удивлением читаю и слышу, что во многих странах, в том числе США, львиная доля ВВП и налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса. А что же корпорации, производящие все - от автомашин и компьютеров до морских и воздушных лайнеров. Очевидно, эти корпорации широко используют малый и средний бизнес для изготовления комплектующих деталей и механизмов. Хорошо бы служителям СМИ разобраться в сущности бизнеса и его возможностях и рассказать нам..
   В публикациях на тему - как выбраться из ямы, в которую мы угодили, авторы вздыхают: нам бы патриотизма как у китайцев или американцев, нравственности, трудолюбия... И опять примеры из-за бугра. Наконец, у нас нет цели, без которой мы не можем. Но как же все это преодолеть? Об этом ни слова.
   Патриотизм зависит от многих факторов. Один из них труд. - Построить дом, вырастить сад, воспитать сына, защитить или возродить отечество... Чем больше души и труда вложено в эти деяния, тем они нам дороже. Успех порождает энтузиазм
   Н.Бердяев связывает возрождение нравственности только с Богом. Мы не против Бога. Но ведь у нравственности возможны и другие взаимоотношения, например с трудом. Кто больше грешит трудяга или бездельник? Ответ однозначен.
   Деньги - это зло, считают бердяевцы. Но почему же? Одна из функций денег - мера труда. И если эта функция работает в обнимку со справедливостью - жизнь комфортна, деньги - добро.
   Наверное, большую роль в преодолении перечисленных трудностей могли бы сыграть литература и СМИ. Но они только критикуют нас грешных.
   О цели. Ну разве возродить страну для комфортной и интересной жизни не является благородной целью!? Кстати, озвученной президентом. Вот и надо, засучив рукава, строить новую жизнь! Труд - панацея от всех бед!
   С этим призывом я обращаюсь в первую очередь к нашей замечательной молодежи. (Кстати, о том, что наша молодежь порочна можно прочитать в любой газете, а о том, что замечательная - нет, не прочтете, Но она действительно замечательная. Я убеждаюсь в этом наблюдая деяния своего внука и его товарищей. Но это уже другая тема.).
  
   Кожин Ю.А. 25.04.08
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"