...Душераздирающий вой сирены раздался в конце рабочего дня. Сотрудники института, привыкшие за столько лет к тихой, спокойной, размеренной жизни, были не на шутку встревожены. Что случилось? Куда бежать, что делать? Многоэтажное здание с бесконечным числом лабораторий, оснащенных по последнему слову техники, шумело, как растревоженный муравейник. Люди в белых халатах метались по зданию. Натыкаясь друг на друга, они задавали один и тот же - Что случилось?
Никто, ничего не знал.
Вой прекратился внезапно. По селекторной связи раздался спокойный голос директора института:
- Всем оставаться на рабочих местах. Соблюдайте спокойствие. Начальников лабораторий прошу явиться ко мне.
В просторном кабинете собралась вся элита института, лучшие из лучших специалистов, практически всех направлений науки.
- М-р Крис, доложите, что произошло в Вашей лаборатории?
- Как Вам известно, сегодня была завершающая стадия создания комплекса "нанокомпьютер-наноманипулятор". С его помощью мы рассчитывали создать первый в мире наноробот под кодом "Nano-ВОY1" - мобильное кибернетическое устройство кро-о-охотных размеров. Его создание подходило к концу, но в последний момент произошел резкий отбор энергии и синтезатор остановился. Из-за падения напряжения, включилась сирена.
Крис виновато опустил глаза, как будто сам был в этом виноват.
- Так Вы его создали или нет? - резко спросил директор.
Все взоры были устремлены на Криса. Еще бы! Столько лет напряженного труда и все коту под хвост.
Крис молчал.
Не ожидая ответа, босс разразился назидательной бурной речью, как будто перед ним была аудитория студентов:
- Если нам удалось создать его, то он сможет без труда произвести свою копию! Вы только подумайте! Наноробот сможет как угодно стыковать атомы друг с другом, передвигаясь при этом по различным поверхностям и в различных средах. Одним из преимуществ наноробототехники является создание роботов, которые могут воспроизводить сами себя, как это делают бактерии и компьютерные вирусы. Без контроля они наводнят всю планету! Подумайте об этом. Наш "Нано-ВОY1" настолько мал, что может пройти сквозь любую преграду. Где его теперь искать? Да и как его найти, если он невидимый?
Кстати, какую программу Вы в нем установили?
- Самообучающуюся. Последнюю разработку, - скороговоркой ответил начальник лаборатории искусственного интеллекта.
- М-р Крис. Немедленно создайте комиссию и выясните все обстоятельства дела. Сделайте выводы и выдайте рекомендации. Через неделю жду Вас с докладом. Совещание закончено. Все свободны.....
Красные следы.
Удивительную, загадочную историю рассказал отец. Научный мир стоял на пороге открытия нового направления в науке - нанотехнологии, как вдруг, в лаборатории произошел несчастный случай и результаты многолетней работы пропали. От чего это случилось, никто не знал. Мальчик сидел за столом, писал и вспоминал вчерашний разговор. Розовый фломастер скрипел по бумаге и выводил несколько раз одно и тоже слово - "Нано", то есть маленький.
Неожиданно, рядом с его словом появилось тоже слово - "Нано", как будто кто-то оставил после себя красный след.
- Кто это написал? - мальчик стал озираться по сторонам.
Никого.
Он еще раз написал слово "Нано".
И опять, как и в прошлый раз на бумаге быстро-быстро кто-то тоже вывел красными чернилами слово "Нано".
- А может это пишет наноробот, который исчез из папиной лаборатории? Нужно проверить, и он тут же написал на бумаге:
- Ты кто?
- Я - Нано, а тебя как зовут? - ответил невидимый незнакомец.
- Меня - Илюша, а почему ты не разговариваешь, а пишешь?
- Я еще не научился. Ведь мне только пять дней.
- Ты один, или Вас много?
- Один, но я умею клонировать самого себя. Они точно такие, как и я! - четко написал невидимка.
- А ты покажи, - старательно вывел Илюша на бумаге.
Вдруг, бумага зашевелилась, и на ней появились крохотные человечки.
Мальчик от удивления замер. Вот это да! Здорово! Точно, как игрушки в киндер-сюрпризе.
В коридоре раздались мамины шаги.
Илюша быстро достал из ящика пустой спичечный коробок и написал на бумаге:
- Скорее спрячьтесь в коробочку!
Собратья в мгновение очутились в ней. Илюша закрыл коробок.
Войдя в комнату, мама подошла к столу и заметила на столе листик бумаги, а на нем разноцветные надписи.
- Как красиво ты научился писать. Да ты писатель! Такой рассказ придумал!
Сын наклонил голову и ничего маме не сказал. Он не мог поверить, что Наночеловечки настоящие.
- Илюшенька, убери у себя на столе и подмети в комнате, а я немного отдохну, - сказала мама.
Только мама вышла, Илюша открыл коробок и заглянул во внутрь. К счастью, Нанороботы были на месте.
- Какие вы хорошенькие, - мальчик протянул палец, чтобы погладить их.
Только он прикоснулся к человечку, как ощутил легкий укол.
- Ой! - Илюша резко одернул руку.
- Что, больно? - послышалось в его голове.
Мальчик от удивления встал. Глаза его расширились, он стал оглядываться по сторонам.
- Кто это у меня в голове разговаривает? - подумал Илюша.
- Это я, Нано. Через палец я проник в тебя, и теперь мы можем разговаривать друг с другом. Я читаю твои мысли, а ты мои.
- Только этого мне не хватало - ходить с наночеловечком в голове, - подумал Илюша.
- Почему ты так думаешь? Я ведь хочу тебе помочь, - ответил Нано.
- Ты же игрушка! Что ты можешь? Маршировать?
- Я все могу! Давай поиграем и ты увидишь.
- Некогда мне играть, нужно успеть до школы убрать со стола, подмести пол, протереть пыль...
Илюша тут же начал аккуратно складывать тетрадки и книжки.
- Нет, нет! Ты неправильно понял. Ты лучше садись, закрой глаза и мысленно представь, что ты убираешь, а мы все сделаем сами, - остановил его Наноробот.
- Ты что, волшебник? Я про такое уже читал в сказках.
- Нет, я не волшебник, но давай попробуем. Ну, хоть на минутку закрой глаза и представь, что ты убираешь в комнате, пожалуйста.
Илюша сел на диван и закрыл глаза. Он представил, как складывает учебники, как вытирает пыль, как подметает пол. В комнате стояла тишина.
- Ой! Забыл. А где лежит совок? Нужно собрать мусор, - мальчик открыл глаза, чтобы посмотреть, где он лежит.
То, что он увидел, показалось ему невероятным. Вокруг была чистота и порядок!
- Это ты все сделал? - не поверил Илюша.
- Нет. Это сделали нанороботы. Я сделал одного, а потом он клонировал другого, тот следующего. Они сами сделали много-много таких же, как и они братьев. Ровно столько, сколько нужно, чтобы выполнить эту работу.
- А как они узнали, что нужно делать?
- Очень просто. Ты мысленно убирал, а я читал твои мысли и на расстоянии руководил их работой. Теперь ты веришь, что мы умеем работать?
- Здорово! Как в сказке. А куда делся мусор? Ведь я его не успел собрать и выбросить в мусорное ведро.
- А зачем выбрасывать мусор? Мы его использовали и сделали букет цветов и вазу. Точно такую, как в комнате твоей мамы. Мы умеем делать не только свои копии, но и копии любых материалов. Вот бы мне еще подучиться, я и не такое бы сделал! Я сейчас так мало знаю.
- Ты что, тоже в школе учишься?
- Нет. Я учусь на компьютере - проникаю на диск и считываю всю информацию. А у тебя есть компьютер?
- Нет, но у Петьки есть, - машинально ответил Илюша.
- Тогда пошли к Петьке.
Мальчик был как завороженный. Он никак не мог привыкнуть, что в его голове слышен внутренний голос и они понимают друг друга без слов.
- Стой! Никуда мы не пойдем. Я опаздываю в школу. Жаль, нет у меня велосипеда. Вот если бы был он - тогда другое дело.
- А какой велосипед?
- Такой как у Петьки.
- Илюша, если ты хочешь успеть на уроки, пошли к Петьке. Мы там сделаем тебе велосипед, а я поучусь на компьютере, - ласково уговаривал Нано.
Заманчивая перспектива иметь велосипед, вынудила мальчика согласиться. Но он еще не знал, какие невероятные события его ожидают.....
Велосипедный памятник.
По пути к Пете, Илюша предупредил:
- Только чур, чтобы Вас никто не видел! Сидите в коробке и не высовывайтесь!
Друга дома не оказалось - он уже ушел в школу, но его велосипед стоял во дворе. Увидев слетевшую велосипедную цепь, Илья все понял:
- Так вот почему Петька так рано ушел. Чтобы не опоздать в школу.
- Ты не волнуйся. Мы вмиг соберем новый велосипед и цепочка будет на месте. Пошли к компьютеру, - умолял Нано.
- Без разрешения нельзя. Это Петин комп, а его нет. Лучше попробуйте собрать велосипед. Ты ведь обещал.
Илюша открыл коробок и выпустил наночеловечков.
- Вперед. За работу.
И вдруг, прямо перед ним, как на дрожжах, стал расти новый велосипед. Вначале появились шины велосипеда, потом колеса, рама, руль, седло. Мальчик не успел ничего сказать. Велосипед был готов! Он, как две капли воды, был похож на Петькин. И цепочка на месте!
Как завороженный смотрел Илюша на это чудо, потом несмело подошел к нему и взялся за руль.
Но почему он не едет? Присмотревшись, мальчик сильно огорчился.
- Что ты сделал? У настоящего велосипеда куча отдельных деталей, собранных вместе. Посмотри, у Петькиного велосипеда все крутится и сам велосипед едет. А твой? Он же цельный! Как он может ехать? Это не велосипед, а памятник!
Илюша почувствовал, как в его голове что-то загудело, защелкало. Это гость бегал по мозгам и считывал всю информацию. Илюша закрыл глаза.
Через несколько секунд шум прекратился и Илюша открыл глаза.
Нового велосипеда уже не было, а Петин велосипед лежал разобранный на части.
- Что ты наделал? Ты сломал его! - возмущенно воскликнул мальчик.
Но тут произошло чудо. Снова, как и в прошлый раз, на его глазах появилась новая рама, потом колеса, руль, педали, цепочка и другие детали. Они тут же устанавливались на место, прикручивались, привинчивались...
Делалось это с огромной скоростью - просто в глазах рябило. Илюша опять на мгновение закрыл глаза, а когда открыл, оба велосипеда, как два близнеца, стояли перед ним. У него не было слов. Он был поражен. Но тут вновь раздался голос в его голове:
- Тебе пора в школу. Осталось пять минут. Поехали.
Как заколдованный, Илюша сел на новый велосипед и нажал на педали. Наночеловечки тоже набросились на педали, на колеса и стали помогать их крутить.
Только они подъехали к школе, как прозвенел звонок.
- Полезайте в коробочку и сидите тихо, пока я буду учиться, - сказал Илюша и спрятал коробок в карман.
Уже поднимаясь по ступенькам, он вспомнил:
- Нано, а нельзя ли что-то сделать, чтобы велосипед не украли?
- Не беспокойся, мы застопорим колеса и он с места не сдвинется. Иди, учись.
Все уроки мальчик молчал. Он плохо слушал и думал только о том, что было во дворе у Пети. Как нанороботы смогли собрать новый велосипед, откуда они берут материалы, где они берут силы?
Нано притаился и не мешал Илюше думать. Он уже все узнал о нем и был спокоен, - мальчик умный, разберется сам.
На перемене к нему подошел друг.
- Ты почему такой чмурной? Тебя не слышно на уроках.
- Все нормально. Поговорим после уроков.
Но, после уроков Илюша уехал домой, не ожидая друга. Он хотел сам во всем разобраться. Мама заметила задумчивость сына, но не стала допытываться почему.
Быстро пообедав, сын сел за уроки.
Открыв дневник, Илюша вспомнил, что забыл записать задание на дом.
- Сейчас пойду к Петру и узнаю.
- Не нужно никуда ходить. Я внимательно слушал и все запомнил. Записывай, - прозвучал четкий голос Нано.
- Вот спасибо!
Мальчик записал задания под диктовку робота. Но робот не остановился. Он повторил слово в слово все, что говорили учителя. Илюша все понял и без труда сделал уроки.
Сложив учебники и тетради на завтрашний день, ученик без помощи нанороботов убрал у себя на столе и уселся на диван.
Обхватив голову руками, он стал думать.
Ведь все происходит на самом деле. Это не сказка. В чем секрет?
Думать становилось труднее и труднее. Глаза закрылись и он уснул....
Тайна друзей.
Илюша проснулся оттого, что его тряс за плечо друг Петька.
- Иль, проснись!
Мальчик открыл глаза.
- Ты случайно не заболел?
Все еще находясь в сонном состоянии, Илюша удивленно смотрел на друга.
В его памяти всплыли происшествия дня. Он больше не мог держать их в себе и решил поделиться с товарищем.
Мальчик огляделся по сторонам и загадочно прошептал.
- Поклянись, что никому не расскажешь!
Пораженный Петр, тихо ответил:
- Клянусь!
Илюша вытащил из кармана коробок.
- Смотри!
- Кто это? - Удивился Петя, разглядывая в открытой коробочке Наночеловечков.
- Нанороботы!
- Кто, кто? - Недоверчиво переспросил Петр.
- Это очень, очень маленькие роботы.
- Откуда они у тебя?
- Понимаешь, у папы из лаборатории сбежал один робот. Зовут его Нано. Я его нашел на своем столе. Оказалось, что он может размножаться как вирус, в точности копируя себя. Я его попросил сделать столько роботов, чтобы я мог их увидеть. Вот он и сделал Наночеловечков.
Петя внимательно смотрел на человечков. Ему, как и Илюше, захотелось их погладить и он протянул палец.
- Стой! Не трогай! - Закричал Илюша.
Но было поздно. Один их Нанороботов сделал дырочку в пальце мальчика и проник к нему вовнутрь.
- Что ты наделал? Теперь и у тебя в мозгах будет жить Нано.
- Так у тебя в голове живет робот? - Со страхом спросил друг.
- Да. Только ты не бойся. Нанороботы хорошие. Они мне помогли убрать в квартире, сделали велосипед, крутили педали вместо меня. А мой Нано помог сделать уроки.
- Какой велосипед?
- Пошли, покажу.
Во дворе Петя увидел велосипед.
- Ты что, меня разыгрываешь? Это мой велосипед. Смотри, вот даже царапина есть! Зачем ты его взял?
- Нет, это его копия, которую сделали Нанороботы! Если не веришь, пошли, посмотрим на твой. Кстати, Нано просил поучиться у тебя на компе.
Вдруг в голове у Пети раздался внутренний голос.
- Я тоже хочу поучиться.
Мальчик схватился за голову.
- Кто это?
- Это я, твой Нано, - услышал он в ответ.
Как-то необычно чувствовал себя Петр.
- Иль, ущипни меня! Все что происходит это не сон? Вирусы в голове, новый велосипед, чей-то голос... Может я сошел с ума?
- Все нормально. Теперь ты понимаешь, что мы не должны никому рассказывать про наших Нано, не то нас будут считать сумасшедшими. Еще чего, посадят в психушку. Пусть остается втайне.
Друзья в растерянности стояли около велосипеда и не знали что делать....
Они не заметили, как вернулся с работы Илюшин папа.
- Добрый вечер. Почему Вы стоите во дворе? Пошли в дом, уже поздно, - поздоровался он.
- Да мы уже поговорили обо всем и я иду домой. До свидания дядя Олег, - и Петя, кивнув другу, ушел.
Отец выглядел уставшим и сильно расстроенным.
За ужином, он был немногословен. Создать еще одного Нано им не удалось. Лабораторию закрыли, посчитав ее работы бесперспективными. Рабочих и инженеров уволили. У всех взяли расписку, что они не будут разглашать тайну. Больше о сбежавшем Нанороботе никто не вспоминал. Все грандиозные планы их применения в народном хозяйстве, разработки новых нанотехнологий... рухнули, как карточный домик.
Как жить дальше? Ведь благодаря лаборатории существовал городок и люди имели работу.
Что будет дальше, никто не знал...
Сообщение отца о том, что он дал расписку о "неразглашении тайны" заставило Илюшу задуматься о своей тайне.
- Нет. Никому и ничего я не буду рассказывать. И Петька будет молчать, ведь он дал клятву!
- Правильно! - раздался внутренний голос.
- А я у тебя и не спрашиваю совета. Ты лучше скажи, что делает Петька.
- Не знаю, потому что Нано-2 сейчас не у него в голове, а в компьютере, в Интернете. Он обучается.
- Ладно, пошли спать. Голова трещит от сегодняшних событий. Утро вечера мудренее.
Спал Илюша тревожно, ворочаясь с боку на бок, вздрагивая и тяжело дыша.
Ему снились Нанороботы строящие города, собирающие гигантские краны, создающие прекрасные материалы всех цветов и оттенков, собирающие современные компьютеры и многое другое...
Секреты Нанороботов.
Вчера вечером, вернувшись от друга, Петр, как и обещал, включил компьютер. Его Нано сразу перебрался во внутрь оперативной памяти и проник в Интернет. Экран компа лихорадочно замигал, переходя от одного сайта к другому.
- Не спали компьютер, Хакер! И долго не засиживайся, - вслух произнес мальчик и улегся на кровать.
Петр быстро уснул и спал спокойно всю ночь.
Проснувшись, он увидел, что компьютер все еще работает. Петр вспомнил как Нано перебрался в него, чтобы поучиться.
- Ты что, так и не ложился спать? Ты все еще там? - спросил он у Нано.
Но тот не отвечал.
- Ладно. Сейчас посмотрим где ты.
Он подошел к компу и выключил его.
Нано в тоже мгновение перебрался к нему в мозги.
- Зачем ты выключил? Я еще так мало просмотрел.
- "Зачем, зачем". Во-первых, тратиться электроэнергия, во-вторых, Интернет дорого стоит, а в третьих, компьютер может сгореть. Понял?
В это время в комнату вошла мама.
- Сынок, с кем ты разговариваешь?
- Да это я так. Не обращай внимание.
- Умывайся. Завтрак на столе. Тебе скоро в школу, - сказала мама и вышла.
- Чуть не влип, - про себя подумал Петя.
- Следи за собой. Говорить не нужно. Ведь я читаю твои мысли,- поучал его Нано.
Но тут их прервали, и внутренний голос произнес:
- Привет! Ты уже проснулся?
Петр узнал голос друга:
- Привет, Илюша! Как это ты делаешь?
- Это мой Нано делает. Он связался с твоим Нано и передает мои мысли тебе, а твои мне.
- Здорово! Как разговор по мобильному телефону. Давай заходи за мной, и мы вместе поедем в школу. Конец связи, - закончил разговор Петр.
Через полчаса друзья встретились.
- Ты слышал, что лабораторию закрыли? Отца уволили. Другой работы в городке нет. Мать болеет. На что мы будем жить? - пожаловался Илюша.
- Да, я уже знаю. Дело дрянь. Послушай, а что мы будем делать с этими Наночеловечками? Мой Нано всю ночь просидел в компьютере. Учился.
- Что он там ищет? - задумался Илюша.
Оба Нано молчали. У них были свои секреты. Сами они ничего не могли делать. Им нужна была команда. Они повторяли мысли своих хозяев или команды компьютера. Тот компьютер - Нанокомпьютер, который был у них очень слабенький. Он позволяет делать только таких Нано как он, с такими же свойствами или создавать копии объектов, разобрав их на мелкие частицы, а затем силой других роботов "собрать". Вот если бы у них был мощный комп, то они могли бы стыковать самые малые частицы - атомы друг с другом, чтобы получать любые товары, продукты, дома, различную технику и другие системы с заданными свойствами. Кроме того, они могли бы переобучать ранее созданных Нанороботов.
Об этих секретах друзья не знали и не догадывались.
Они вышли во двор и остановились у своих велосипедов.
- Смотри, они похожи друг на друга, как две капли воды. Может покрасишь свой, чтобы мы не путали? - спросил Петя.
- А в какой цвет ты хочешь его покрасить? - раздался внутренний голос у него в голове.
Мальчик закрыл глаза и представил велосипед синим с белыми полосками.
- Открой глаза. Уже готово, - радостно сказал Илюша.
- Вот это здорово! Как Вы это делаете? Где Вы берете краску, кисти? - подумал Петр.
Нано тут же прочитал этот вопрос в его мозгах.
- Очень просто. Мы разобрали старую краску на мелкие частицы, изменили их свойства и снова нанесли на место.
- Ничего себе! А где ты этому научился?
- У тебя на компьютере.
- Нано, у меня спрашивала мама, куда делся уголь, который лежал в конце двора. Ты, случайно, не знаешь?
- Так мы же должны были из чего-то сделать второй велосипед. Уголь, алмазы - главный строительный материал. Одним словом - углерод, - раскрыл один из своих секретов Наноробот.
- Спасибо Нано за информацию. Оригинально, берешь уголь и получаешь велосипед! Такое мы еще не проходили. Ладушки, поехали в школу.
Как и в прошлый раз, Наночеловечки помогали крутить педали и они быстро доехали.
- Оставайтесь здесь и охраняйте наши велосипеды, - мысленно скомандовал Илюша.
На занятиях друзья сидели тихо. Даже учителя это заметила. Им было невдомек, что ребята делятся своими мыслями на расстоянии.
Но, неожиданно, на уроке химии произошел случай, который удивил химичку, да и весь класс и чуть не выдал их тайну.
Учительница написала на доске формулу химической реакции получения углекислого газа и случайно сделала ошибку.
Тотчас Петин Нано, заметил ошибку и произнес:
- Она забыла дописать двойку. Формула углекислого газа СО2,, а она написала СО!
- Нина Ивановна Вы забыли дописать двойку, - повторил Петя и смутился.
Учительница поблагодарила ученика и пригласила пройти к доске.
Петя исправил ошибку, а потом, вдруг, под диктовку своего Нано написал еще две формулы, как можно получить углекислый газ.
- Петя, ты чего творишь? Кончай выпендриваться. Садись на место, - мысленно передал Илюшка.
Звонок спас новоиспеченного Менделеева от расспросов химички и они пулей вылетели из класса.
- Ты хочешь, чтобы все узнали о нашей тайне?
- Это мой Нано спровоцировал, а я машинально повторил, - защищался Петр.
- Да ладно, не переживай. Все классно получилось. Только теперь и нам нужно выучить то, что Нано знает. Научишь?- обратился Илюша к Петькиному роботу.
- Да, с удовольствием, - последовал ответ.
Инцидент был исчерпан и друзья вышли из школы. Уроки закончились.