|
|
||
|
«лина Љозино
"оло
"ценарий короткометражного фильма.
elina.kozino@gmail.com
Ѓостон. 2016.
1. €Ќ". "...Ђ"ђ-1. ‡Ђ Љ"‹€"ЂЊ€. ‚...-...ђ.
ђЂ"€"Ќ (25) с огромной охапкой цветов, перекрывающей его почти полностью, выходит со сцены в пространство за кулисы. "лышны не прекращающиесЯ крики восторга, бурные аплодисменты зрителей. Љак только ђадион передает подбежавшей ассистентке огромный букет, мы видим , что он напуган и не крепко стоит на ногахЙ "н опираетсЯ на стойку, потом лицо искажает гримаса гнева и он устремлЯетсЯ вперед. Љричит, оглЯдываЯсь вокруг себЯ.
ђЂ"€"Ќ.
ѓде он? ѓде Ќечаев!? Ќайдите мне Ќечаева!
ђадион расталкивает, собравшихсЯ вокруг поздравителей и ассистентов, выходит в дверь ведущую в коридор.
2. €Ќ". "...Ђ"ђ-1.Љ"ђ€""ђ. ‚...-...ђ.
Џолный, лысоватый, но симпатичный и стильный мужчина - Ќ...-Ђ...‚ (50) оживленно беседует с Ђ""€""...Ќ"Љ"‰ (24) у двери, в глубине коридора. ‡аговорщицким, обеспокоенным тоном дает какие-то распорЯжениЯ, котораЯ та быстро записывает под диктовку. Ќечаев замечает ђадиона, быстро подписывает бумаги, которые держит в руках, передает Ђссистентке, жестом дает ей понЯть, чтобы она быстрее уходила. "а, молча разворачиваетсЯ и быстро исчезает за дверью , ведущей из коридора. Ќечаев развернувшись и распахнув объЯтьЯ, спешит на встречу ђадиону.
Ќ...-Ђ...‚
Ѓраво! Ѓраво, ђадионевгенич. ...сли так пойдет, вы, ей богу, установите новый рекорд! ЉолоссальнаЯ разница стоимости билетов вначале и завершении концертного тура! Љакой успех! «то Я вам со всей ответственностью многоопытного импресарио заЯвлЯю! Ђ если учесть , тот факт, что вы дебютант и это ваш первыйЙ
‚збешенный ђадион хватает Ќечаева за грудки , прижимает его к стенке, трЯсет и кричит прЯмо в лицо.
ђЂ"€"Ќ.
-то же вы творите, Ќечаев?! "нова! ‚ы снова обманули менЯ. «то не тот театр, что вы мне обещали! ‚ы сказали, что проверили все архивы, но вы ни черта не проверили! ‚едь так? "ак?!?! Љонечно! €наче откуда было бы взЯтьсЯ этому исполнителю программы ©алЯпина?!
( с горькой усмешкой)
" ,ѓосподи! ЉакаЯ ирониЯ! "олько арии ЊефистофелЯ мне не хватало!..
ђадион замечает, что Ќечаев покраснел от того, как сильно ђадион его прижал. ђадион резко отпускает Ќечаева и отшатываетсЯ к противоположной стене коридора. Њедленно обессиленно сползает по стене вниз. "бхватывает голову руками.
(чуть не плача)
ђЂ"€"Ќ.
...сли бы вы только знали, что вы со мной делаете! ...сли бы вы могли понЯть. ...ще одно такое выступление и Я не выдержу! ¤ сойду с ума. Џонимаете? •отЯ, нет. Љонечно не понимаете! ‚ы все итак считаете менЯ сумасшедшим. "риком! -ирковым трюкачом! Ђ это ведь невыносимо! ¤ музыкант, Ќечаев! ¤ пианист, а не клоун! Њмммм!!!Љакое унижение!
ђадион окончательно оседает на пол. "идЯ на корточках, он раскачиваетсЯ вперед и назад , сжимаЯ руками голову.
Џришедший в себЯ и слегка оправившийсЯ от шока Ќечаев, опускаетсЯ на корточках рЯдом с ђадионом и аккуратно пытаетсЯ успокоить ђадиона. ѓоворит максимально мЯгко и вкрадчиво, как с маленьким ребенком.
Ќ...-Ђ...‚.
ђадионевгенич, миленький. ¤ действительно запрашивал все архивы, как вы просили. Ќо они все тЯнули, а сроки выступлениЯ поджималиЙ "а, вы правы.. ¤ не понимаю. "а и никому не дано понЯть ваш гений и то , что вы творите там, на сцене!Й Ќо Я же со всем уважением!.. € знаЯ ваше трепетное отношение к искусству и незапЯтнанности репутации заведениЯ, Я поинтересовалсЯ у сторожил на счет криминала и разных там -Џ. Ќичего такого! ...й богу! Љ тому же помилуйте, театр-то новый совсем! -то в нем могло успеть случитьсЯ то?..
(постепенно распалЯетсЯ)
Ќ...-Ђ...‚.
"а , архив не читал, виноват и готов признать.
Ќо против одного Я возражаю со всей категоричностью! ѓолубчик! Ќу о каком унижении вы говорите? ‚едь это успех! Ќет, это какой-то успешище, ей богу! Џублика обожает вас и ваше невероЯтное, удивительное искусство!!!!
Џоследние слова Ќечаева снова заставлЯют вздрогнуть затихшего было ђадиона. "н подскакивает, как ужаленный и погруженный целиком в свои переживаниЯ, не замечает, что сбивает Ќечаева с ног.
ђЂ"€"Ќ.
(решительно)
«то все совершенно бесполезно. Џростите мне мою слабость. Ќервы. Ќичего. "еперь так. " нас осталсЯ последний город и два выступлениЯ? Џравильно?
Ќечаев пытаетсЯ поднЯтьсЯ , но в силу своей полноты делает это неуклюже и не сразу.
Ќ...-Ђ...‚
(осторожно, с подозрением)
‚ообще-то да, но ђадионевгенич, Я ничего не смогу отменить. "ам уже контракт. € там Я вам совершенно определенно гарантирую, что зал идеальный. ...й богу! "н старый, но там такой прекрасный администратор! "н клЯнетсЯЙ
ђЂ"€"Ќ.
€з аэропорта мы сразу едем в театр. ¤ сам все проверю. "ам.
"н резко разворачиваетсЯ и уходит по коридору , к выходу.
ђЂ"€"Ќ.
"а, и с журналистами разбирайтесь сами.
Ќ...-Ђ...‚.
(умолЯющим голосом)
Ќо, ђадионевгеничЙ "пЯть?!Й
ђадион выходит из коридора не оборачиваЯсь, дверь с силой захлопываетсЯ за ним.
3. €Ќ"."...Ђ"ђ-2.Џ"""Ђ¤ "-...ЌЂ. "...Ќ®.
Ќа полу-пустую, не декорированную сцену, где видны тыльнаЯ сторона закулисьЯ, свернутые и разложенные на сцене драпировки и детали каких-то колонн, выходЯт ђадион, Ќечаев и Ђ"Њ€Ќ€""ђЂ""ђ зала. Ђдминистратор - субтильный молодой человек, в больших очках и мешковатом костюме. ‡абегает все времЯ вперед, волнуетсЯ и часто сбиваетсЯ. Ќа ђадиона смотрит с восхищением. ‚идно , что он пытаетсЯ произвести впечатление своим рассказом и все времЯ пытаетсЯ поймать взглЯд ђадиона, который словно совсем не обращает внимание на демонстрируемое великолепие, а только нервно переворачивает страницы увесистой папки.
Ђ"Њ€Ќ€""ђЂ""ђ
Й "огласитесь, это же настоЯщее чудо! Љонечно, он не такой грандиозный , как Ѓольшой. Ќо среди губернских театров вы не найдете ни одного, где сохранилсЯ бы настоЯщий Ђмпир. "собенно , если вспомнить грандиозные пожары начала позапрошлого века, которыеЙ
Ќа этих словах ђадион вздрагивает , впервые отвлекаетсЯ от папки и поднимает глаза на Ђдминистратора.
ђЂ"€"Ќ.
Љакой пожар? ¤ так и знал! ‚се таки было! ‚от видите, Ќечаев! Ѓыло! Ќемедленно выкладывайте все подробности происшествиЯ!
ђезкое, неожиданное требование ђадиона приводит Ђдминитсратора в страшное замешательство . "н растерЯнно переводит взглЯд с ђадиона на Ќечаева. "т волнениЯ начинает сбиватьсЯ.
Ђ"Њ€Ќ€""ђЂ""ђ.
ЏроисшествиЯ?.. Љакого происшествиЯ? ¤ не понимаю. Џростите. ¤ здесь недавноЙ Ќо бумаги у нас все в абсолютном порЯдке и театр в прекрасном техническом состоЯнии. Џоверьте!.. ‚ы останетесь довольны. Ќаша новаЯ акустическаЯ обвескаЙ
ђЂ"€"Ќ.
(резко, с подозрением)
Ќе морочьте мне голову своей обвеской и не переглЯдывайтесь с Ќечаевым. "мотрите на менЯ и рассказывайте!. ‚ы сказали - пожарЙ
Ђ"Њ€Ќ€""ђЂ""ђ.
¤ сказал - пожар?..Ђх, вы об этом!? "а-да, конечно! Џожары!! ‡наменитые пожары позапрошлого века, от которых , что удивительно и к счастью, совершенно не пострадал наш театр! ‚ отличии от большинства других! "удьба берегла его на протЯжении всех этих лет , и вот теперь, как Я уже упоминал, мы можем видеть те же великолепные широкие галереи, возведенные одним из выдающихсЯ архитекторов - учеников великого ђоссиЙ
ђадион терЯет интерес к собеседнику и снова погружаетсЯ в чтение бумаг. "н опускает увесистую папку на закрытую крышку роЯлЯ, к которому они подходЯт и немного наклонившись к папке продолжает изучать ее содержимое с еще большим пристрастием.
ђЂ"€"Ќ.
"а-даЙ ђоссиЙ € его ученики. Ђ скажите ка , в этой книге собраны все сведениЯ? "бо всей труппе и служащих театра? ‡а все времЯ его существованиЯ?
Ђ"Њ€Ќ€""ђЂ""ђ.
(с гордостью)
‚плоть до имени вашего покорного слуги. ¤ сам его вписал, согласно инструкции о ведении личных дел.
ђЂ"€"Ќ.
Ќу допустим. •орошо. Њожет быть , может быть. Џожалуй все действительно нормальноЙ
ђадион закрывает папку и передает ее Ќечаеву. "глЯдываетсЯ по сторонам. "бводит взглЯдом сцену, зрительный зал, останавливает взглЯд на роЯле. "бходит его вокруг, чуть касаЯсь пальцами. ‡атем ђадион сдергивает с него чехол. "ткрывает крышкуЙ
Ќечаев предупреждает жестом начало нового словесного потока Ђдминистратора. "н показывает ему знаками , что нужно молчать и уходить, всучивает Ђдминистратору увесистую папку и тихонько, подталкиваЯ его к выходу, удалЯетсЯ из зала и сам. Ќа сцене остаетсЯ только ђадион.
ђадион садитсЯ за инструмент. ...ще раз окидывает зал счастливым, открытым взглЯдом. Џотом он с нежностью оглЯдывает роЯль. ‡акрывает глаза, широким жестом опускает руки на клавиши.
4. €Ќ"."...Ђ"ђ-2."Ђ †... "-...ЌЂ. ‚...-...ђ
ђуки ђадиона опускаютсЯ на клавиши. ‡вучит несколько первых тактов ЗЉонцерта Ь2И Џрокофьева. ‡ал заполнен зрителЯми. "цена оформлена и Ярко освещена. ђадион (одетый уже в концертный костюм) поднимает глаза от клавиатуры и в испуге резко откланЯетсЯ назад.
Њы слышим звуковой эффект фонЯщего микрофона, звук исполнениЯ концерта уходит на второй план, мы слышим его издалека. «ффект передает нам восприЯтие звукового фона с точки зрениЯ ђадиона.
€з-за кулис, на сцену медленно и важно выплывает нежное прекрасное создание в костюме - алЯ З"жульеттаИ. З"†"‹®...""ЂИ медленно проплывает до центра авансцены. "елает несколько низких продолжительных поклонов зрительному залу. Љаждое действие она проделывает самозабвенно и с удовольствием. ‡атем она медленно поворачиваетсЯ и движетсЯ к ђадиону и пристально его рассматривает. "вет софитов при смене ракурса обнаруживает длЯ нас ее полупрозрачность. ђадион с ненавистью и страхом смотрит на З"†"‹®..."""И ,но не перестает играть.
Џо зрительному залу проходит благоговейный шепоток. ‡рители не видЯт З"жульеттуИ, слышат нормальный концертный звук, но замечают перемену в поведении ђадиона.
ђадион вытЯгиваетсЯ струной , пристально всматриваетсЯ в пустоту, затем начинает оглЯдыватьсЯ и метатьсЯ, совершаЯ непонЯтные ужимки, но продолжаЯ играть.
‡рители многозначительно переглЯдываютсЯ. Ќекоторые перешептываютсЯ.
‡ђ€"...‹®-1.
‚от-вот! -то Я тебе говорил? "ейчас начнетсЯ!
‡ђ€"...‹®-2.
‚идимо так он входит в особое состоЯние вдохновениЯ! ѓений!
‡ђ€"...‹®-3.
Џохоже на транс! ¤ такое на одном сеансе виделаЙ
З"жульеттаИ, сохранЯЯ мЯгкое выражение лица и улыбаЯсь, доплывает до ђадиона. ‡ависает на какое-то времЯ над роЯлем, прислушиваЯсь и оцениваЯ игру ђадиона. ‡атем она удовлетворенно кивает и улыбаетсЯ. "пускаетсЯ справа от него и пытаетсЯ подсесть рЯдом на стуле. ђадион стараетсЯ ей помешать. З"жульеттаИ улыбаетсЯ ему снисходительной улыбкой ,как ребенку, немного отстранЯетсЯ. ‚ыражение ее лица менЯетсЯ на угрожающее и несколько искаженное не реальное. "на налетает на ђадиона, усаживаетсЯ так, что почти сливаетсЯ с ним, занимаЯ часть его места и часть сводного места рЯдом. ‹егким движением одной руки, хватает его за шею и резко наклонЯет ђадиона лицом вниз. ѓрубо протаскивает его лицом по всем клавишам. "дновременно, второй рукой, З"жульеттаИ также мЯгко перелистывает ноты. ‚ыражение ее лица снова приобретает показательную невинность. З"жульеттаИ усаживает ђадиона на место, кокетливо поправлЯет его бабочку и выбившийсЯ локон. Џоказывает кивком головы на партитуру.
ђадион после столкновениЯ головы с клавиатурой, окончательно терЯет свЯзь с реальностью - ©ум в голове отзываетсЯ гудЯщим и чуть пульсирующим звуком , как при контузии. ‚се, что ђадион делает дальше, он делает машинально, словно не вполне в этом участвуЯ.
ђадион снова кладет руки на роЯль и начинает с невероЯтной быстротой перебирать руками по клавишам. Џри этом его тело трЯсет и кидает в разные стороны, как марионетку на ниточках. ђадион, то вытЯгиваетсЯ стрункой, то мечетсЯ на стуле, будто пытаЯсь вырватьсЯ от кого-то, но не в силах отнЯть руки от клавиш, как если бы кто-то пригвоздил его к ним .
‡рители в зале сначала восторженно переговариваютсЯ, затем постепенно по одному, два, подскакивают на своих местах. "вое всплескивает руками, мужчина в первом рЯду и два молодых человека в центре зала достают камеры. Џостепенно, один за одним, люди в зале начинают снимать происходЯщее на сцене на сотовые телефоны. € вот зал взрываетсЯ громогласными криками и аплодисментами, звуки которых ЗпрорезаютИ звенЯщую пустоту звука ЗконтузииИ.
5. €Ќ"."...Ђ"ђ-2. Ќ"-®.
-ерез проходную служебного входа в театр, быстро показав сонной ‚Ђ•"...ђ©... документ, прошмыгивает ђадион. "н в пальто с высоко поднЯтым воротником. €з под шарфа выглЯдывают только красные, воспаленные глаза. ђадион взъерошен. Џод глазами круги. "глЯдываЯсь по сторонам и периодически вздрагиваЯ , он быстро поднимаетсЯ по лестнице.
"свещаЯ себе путь фонариком от телефона, ђадион осторожно открывает тЯжелую дверь, ведущую в темноту сценического пространства. "верь немного скрипит. ђадион снова вздрагивает и замирает. Ќекоторое времЯ стоит закрыв глаза , стараЯсь восстановить тЯжелое участившеесЯ дыхание. ‡атем шумно выдыхает и , словно оставив сомнениЯ, решительно входит в пространство закулисьЯ (тускло освещенное дежурным светом).
‚ыставив вперед руки и нащупываЯ пространство вокруг себЯ кончиками длинных нервных пальцев он продвигаетсЯ между кулис. "станавливаетсЯ на входе из-за кулис на сцену и обращаетсЯ в пустоту.
(сначала совсем тихо, подбираЯ слова, потом все громче)
ђЂ"€"Ќ.
«й вы!.. ‚ы здесь?.. Њне надоЙ Ќе знаюЙ ЏоговоритьЙ ...сли вы разговариваете, конечноЙ "лышите вы?Й ¤ хочу объЯснитьЙ €Й "оговоритьсЯЙ Џожалуйста!Й «то очень важно!
"тветом на его призыв, на сцене, над роЯлем, сверху загораетсЯ луч света. ђадион вздрагивает, быстро нащупывает лучом своего фонарика пространство вокруг. Ќе видит никого вокруг. Џереводит взглЯд на роЯль.
ђЂ"€"Ќ.
(с болью в голосе)
"нова? Ќет! Ќет, слышите! Ќи за что! ¤ не хочу сноваЙ
...го кто-то грубо подталкивает сзади и ђадион чуть не кубарем подскакивает к роЯлю. "правившись, он зло сдергивает с себЯ шарф. " резким стуком открывает клавиатуру. "адитсЯ.
ђЂ"€"Ќ.
Ќу что ж! ђаз так!..
ђадион резко ударЯет ладонью по клавишам. ђоЯль издает не приЯтный ЗгрЯзныйИ звук.
‹ицо З"жульеттыИ, не замеченной ђадионом и висЯщей в воздухе за его спиной , искажаетсЯ гримасой ЗЊедузы ѓаргоныИ. Ќо, как только она, разъЯреннаЯ пытаетсЯ резко налететь на ђадиона, он снова ударЯет по клавишам и страшный фальшивый звук нестерпимой силой и болью отбрасывает З"жульеттуИ назад.
ђЂ"€"Ќ.
(Џочти кричит, продолжаЯ бить по клавишам)
«то же просто пытка какаЯ-то! Ќеужели вы не понимаете? ‚ы все! ¤ не могу без этого, а из-за вас теперь Я больше всего на свете боюсь и ненавижу это! Ђ ведь это всЯ моЯ жизнь! Њое призвание! Љак можно отлучить пианиста от возможности исполнЯть?Й "же целый год, с тех пор , как Я выиграл этот злополучный конкурс ЗЏамЯти ушедших великих музыкантовИ, Я словно попал под их власть! Ќе знаю, каким образом Я всех вас вижу и чувствую, и каким образом вы управлЯете мной!.. Ќо , пользуЯсь возможностью играть со мной и вместо менЯ, вы же крадете эту возможность у менЯ!!!€ моЯ жизнь пианиста , в отличии от вашей, закончилась так и не начавшись! Ќеужели вы не понимаете!?
ђадион с шумом опускает обе руки на роЯль и в отчаЯнии ронЯет голову на рукиЙ ђоЯль гудит.
ђЂ"€"Ќ.
(через небольшую паузу, изменившимсЯ севшим голосом)
" того самого конкурса и весь это проклЯтый победный концертный тур, Я ни разу, ни разу за весь год не исполнил ничего сам! ‡ритель уже забыл, что ведь Я действительно хороший пианист. "ни теперь приходЯт не слушать мою музыку, а смотреть шоу, в котором полусумасшедший артист выделывает чудовищные па ,играет и поетЙ € никто не знает, что это делаю не Я, а мыЙ € все эти наши игры в четыре руки, дуэты и арииЙ "жасно!.. € стыдно.. ‡автра последний концерт! € он снова здесь. € если вы не согласитесь мне помочь, то есть наоборот, не мешатьЙ , Я погиб. Њне кажетсЯ , что если Я не выступлю завтра сам, Я больше никогда не найду в себе силы выйти на сцену! ¤ надеЯлсЯ, что может быть вы пойметеЙ ‚ы жеЙ "а, Я уже прочитал о вас. ...сли бы тогда не новость о войне, перевернувшаЯ все с ног на голову, о вас обЯзательно осталась бы запись в архиве и Я ни за что не согласилсЯ бы выступать в зале, где может поЯвитьсЯ призракЙ Ќо запись не внесли, и вот Я здесь и Я умолЯю вас!Й ‚едь и вы были очень молоды и очень талантливы , и конечно, очень чувствительныЙ Ќеудивительно, что мы артисты имеем слабое сердце и оно может разорватьсЯ прЯмо на сценеЙ Њне очень жаль ваше!Й € Я это понимаю, потому что иногда мне кажетсЯ , что и мое тоже может..не выдержать.
"ловно что-то почувствовав, ђадион поднимает глаза и видит мЯгкое полупрозрачное лицо З"жульеттыИ прЯмо перед своим. ѓлаза ее наполнены слезами и полны сочувствиЯ. "ни смотрЯт друг на друга. Џотом З"жульеттаИ чуть отстранЯетсЯ, кивает ђадиону , аккуратно берет его руки в свои , с нежностью , задерживает их ненадолго и бережно опускает на клавиши.
6. ЌЂ". ‚...-...ђ. ЏЂђЂ"Ќ»‰ ‚•"" ‚ "...Ђ"ђ.
Џеред нами пролетает сорваннаЯ афиша с именем ђадиона. Ќа осеннюю мокрую улицу из зданиЯ театра выходЯт зрители. Ќа лицах разочарование и недовольство. Џод ногами людей буклеты с программой концерта и фотографией ђадиона.
‡ђ€"...‹®-1.
Ќадо было уйти еще в антракте.
‡ђ€"...‹®Ќ€-Ђ-1.
"бещали невероЯтное зрелище, а показали обычный концерт.
‡ђ€"...‹®-2.
¤ вам клЯнусь! ¤ был на трех концертах! Џросто , видимо, сдулсЯ парень..
‡ђ€"...‹®Ќ€-Ђ -2.
Ќеужели вы не понимаете, он же действительно потрЯсающий, гениальный пианист! ¤ не слышала такого виртуозного исполнениЯ со времен..
‡ђ€"...‹®-3.
Џотому что времЯ сейчас другое, простите. Љому нужна просто игра на пианино.
‡ђ€"...‹®-1.
Љстати, завтра приезжает «двард Љраков, слышали? "а ладно?! «то ж новый Љопперфильд! ¤ вас обЯзательно приглашаюЙ ‚от уж действительно , талантище! ‡наете как, онЙ
"вижение толпы на минуту приостанавливаетсЯ. ‚се оборачиваютсЯ на резкий звук машины скорой помощи, резко заворачивающей вдоль зданиЯ. ‡атем люди продолжают расходитсЯ.
7. €Ќ"."...Ђ"ђ-2."-...ЌЂ. Ќ"-®.
‡вучит музыка. ‡рительный зал пуст и темен. ђабочие сцены деловито разбирают мебель и декорации на полуосвещенной сцене, не замечаЯ, как виртуозно исполнЯет свой Љонцерт ђадион. € только З"жульеттаИ сидит рЯдом и завороженно слушает его игру. ђабочий подходит и набрасывает на роЯль чехол. "илуэты и музыка исчезают.
.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"