|
|
||
Статья Натальи Крайновой открывает некоторые неизвестные черты праздникаМасленицы, его связи с древнимииндоевропейскими обрядами и ихтрансформации в современных условиях. |
МАСЛЕНИЦА
Что-то торопимся мы в этом году с Масленицей. А что делать? Почти тысячу лет на Руси в славянских весенних обрядах сплошная чехарда да путаница. С тех пор, как назвали Масленицу Сырной неделей и привязали ее к началу Великого поста, встреча весны стала выглядеть несколько нелогично.
Во-первых, уважающая себя весна не начнется до пробуждения медведя, а бывает это 24 марта, и называется этот день комоедицы. (Ком - это масло по-деревенски, улавливаете связь?) Всего какие-то сто лет назад белорусы наряжались по этому случаю в медвежьи шкуры и всяко веселились - пост, не пост, все едино. Во-вторых, прилетает весна на крыльях жаворонка, а это случается 22 марта. В этот день мамы наших с вами предков пекли из теста птичек, и выдавали их своим детям. А они были обязаны встать на горке и подбрасывать печенье в воздух и кричать: Жаворонки прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела. А в-третьих, весенние боги не появятся, пока змеи - перуновы слуги на землю не вернутся. Они ушли 14 сентября, все собрались в одну глубокую яму и там спали, пока по лесам гуляли калинники - Морозко, Трескунец, Карачун. А когда к 25 марта солнышко землю прогреет, змеи возвращаются, а за ними и дожди придут, вырастет трава. Поэтому когда-то 25 марта выгоняли из хлева скотину - скоро на пастбище.
Обратили внимание? Получается, что все эти праздники приурочены к дню весеннего равноденствия - солнце с этого момента все дольше остается на небе. Если Масленицу поставить на ее законное место, все привычные обряды становятся осмысленными. Что круглые горячие блины - символ солнца, это у нас все знают. Что в костре сжигают зиму тоже более-менее известно? Еще принято на Масленицу кататься. Так, здесь подробнее. Кататься принято длинным поездом, друг за другом, на передних санях возить наряженное чучело, и - главное - ездить вокруг деревни. Это более-менее - карнавальное шествие. Сначала оно собирает всю нечисть, потом выводит ее за пределы деревни и очерчивает круг, за который эта нечисть вернуться не может. Очерченное пространство очищается жертвенным огнем. Все готовы к весеннему возрождению: земля, люди, домашний скот. После таких действий наступление тепла просто обязательно. Целую неделю все обжигались горячими блинами, бросали то, что съесть не успели в костер - в конце зимы немалая, кстати, жертва, одухотворяли соломенную куклу, а потом, когда она стала божеством, сожгли во имя будущего урожая. Естественно, люди чувствовали свою причастность к возвращению весны. Это же чудо - вчера за околицей крутилось горящее колесо, а сегодня солнце-Хорс задержался подольше, стало хорошо, то есть солнечно.
Однако, как это ни грустно, когда обряд теряет смысл, он теряет свою святость. Благодаря привязанности Масленичной недели к пасхальному календарю, все весенние праздники растянулись невообразимо. Уже не одно столетие мы просто отдаем дань традиции, потому что, согласитесь, глупо зазывать тепло, когда точно знаешь: впереди еще целый месяц, про который в народе же и говорили: Марток - надевай двое порток. Однако, на то и нужна традиция, что она может заставить, не задумываясь повторять действия, в которых уже нет никакого смысла. А иначе, зачем бы нам с вами, городским жителям, готовить ритуальную пищу для улучшения урожая? Вкусно, говорите? И часто вы, скажем, куличи не на Пасху печете? О блинах не спрашиваю, хотя, если честно, я сама достаю бабушкины рецепты раз в год. Потому что ТРАДИЦИЯ. То есть знаешь, что нужно делать, приблизительно догадываешься, зачем, и никогда не ответишь на вопрос почему? И какие же обычаи вспоминаются при слове Масленица? Попытаемся все-таки поговорить и об их магических смыслах.
К ТЕЩЕ НА БЛИНЫ
Вообще-то ездили не все подряд, а только те, кто живет в браке первый год. Как известно, случалось это в среду, то есть еще до Широкой Масленицы. Устраивалось что-то вроде второго дубля свадьбы. Во-первых, пир горой, и всем подарки. Во-вторых, к молодухе приходили подруги как бы снова на девичник. В-третьих, зятю предоставлялась новая возможность прояснить отношения с тестем и тещей. Объясняю, в чем дело: в первый раз молодой муж мог выразить свое недовольство новыми родственниками наутро после свадьбы. Обычно речь шла о честности молодой жены. Существовали некоторые ритуальные приемы, чтобы ясно показать, что к чему. Но тогда и на невесту, и на ее семью ляжет несмываемый позор. В масленичную же неделю можно рассчитаться тихо, по-семейному. Подает теща зятю стопку блинов, а он один берет (все напряженно следят, что же он сделает), так вот, а он блин складывает вчетверо, середину откусывает, и дырявый обратно кладет. Все. В этом доме праздника не будет.
На Масленицу все молодожены как бы дают отчет о начале семейной жизни. Дело вроде бы сугубо личное, но что личного может быть в патриархальной общине? Для начала мир собирает выкуп со всех молодых мужей, забравших в чужие деревни девушек. Чтобы не сомневались, кому человек в первую очередь принадлежит - себе или общине. А раз сомнения рассеялись, пожалуйте, молодые люди семейно, в две шеренги на главную улицу. Сейчас вы всем будете показывать, как вы друг друга любите. Стоят молодожены в венчальных нарядах на улице столбами, а любой прохожий (а на такую потеху вся деревня выйдет) может требовать, чтобы они целовались прилюдно. Два часа народ позабавится, и разойдется, но на этом страдания молодых женщин не заканчиваются. В субботу в дом могут нагрянуть все деревенские парни. Молодушка обязана каждого угостить пивом и с каждым поцеловаться.
Сначала некоторые исследователи считали, что Масленица - это праздник в честь молодоженов, и в этом ее смысл. Действительно, как будто людям дают последний шанс повеселиться, как в холостую пору: они и поют, и на санках катаются, и в гости всю неделю ходят. Все так, да не так. Не праздник ради них, а они ради праздника. Дело в том, что еще во время свадьбы жених с невестой как бы становились ответственными за увеличение урожаев, приумножение богатства всей своей семьи, а значит, и рода, а значит, и общины. Их любовь звала духов плодородия. Такой же сакральный смысл придавался первому брачному году. Поэтому молодые мужья и жены к масленичным торжествам просто обязаны были полюбить друг друга. Чем лучше им это удалось, тем легче будет прогнать зиму и зазвать весну. Поэтому - как бы сказать помягче? - они в обряде главные действующие лица. Ну, и все желающие кроме них, разумеется.
КАЖДЫЙ КОСТЕР КОГДА-ТО ДОГОРИТ
Как и в прошлые несколько лет, в Коломенском и в Царицыно поставят в этом году наряженную куклу, вокруг нее попоют, потанцуют и сожгут в воскресенье. Весело, конечно, но как-то без души. Называется проводы Русской зимы. Ну, разумеется, кукла - не что иное, как Масленица, а никакая не Русская зима. В четверг ее полагается величать, ставить рядом с ней на сани короб с блинами, давать в руки бутылку водки, рядом с ней положено сажать красивую девушку, то есть выказывать почет и уважение. А в воскресенье положено ругать ругательски, раздирать в клочья, остатки сжигать. Ну, хорошо, если эта ругань и разорение - проводы, то в четверг, получается - встреча Русской зимы? Оно не поздновато? Ну, есть версия, что ругают и сжигают именно за то, что жирная масленица кончается. В некоторых областях России было принято и такое в последний день: идут за санями две женщины и жалобно плачут: Масленица-мокрогубиха потянися! Но и это не очень логично.
Вообще весеннее развлечение раздерем чучело свойственно не только нашим братьям-славянам (а у них отмечено у всех). Итальянцы и испанцы его перепиливают пополам, немцы резали старую бабу (куклу, конечно), а потом топили или сжигали. Все это говорит о том, что обряд - один из самых древних, зародившийся еще до того, как индоевропейцы стали разными народами, в те еще времена, когда языческие верования были не очень сложными, и первобытное сознание не очень отделяло идол от бога, которого он обозначал. Пожалуй, стоит назвать куклу ее настоящим именем. Не Зимушка-зима, даже не Масленица-кривошейка, это - древняя богиня (или бог?) Морана. Слова мор и заморить тут однокоренные, а можно прибавить и мороз.
А теперь внимание: перед нами разворачивается настоящий процесс охоты на духа смерти и холода. Любой идол вначале - просто кусок дерева или камень. Это может быть даже простой веник или тряпка. Верующий язычник придает ему черты сходства с богом в меру своих представлений. Как только идолу начинают оказывать знаки почета, приносить жертвы, в него вселяется бог. Известно, что на некоторых ранних стадиях развития религий таких идолов даже наказывали за плохое поведение. Но перед нами-то как раз очень древний обычай. Итак, чем серьезнее и тщательнее соблюдать культ, тем выше вероятность, что это бревно, тряпка, мешок соломы обретут грозную силу и превратятся в божество. Поэтому сначала нужно было показать, что эта раскрашенная кукла - настоящий идол, чтобы Морана попалась в эту ловушку, вселилась в него. А потом взять, да и разорвать, уничтожить доверчивую богиню. Нам с вами все это очень трудно понять, потому что за тысячелетия принципы мышления сильно изменились. Мы никогда не увидим на месте раскрашенного мешка жуткую Морану. Может быть, жечь чучело будет кому-то немножко жалко, кому-то весело, но положенного чувства гордости и торжества от победы уже не возникнет. Наверное, древнему язычнику было бы особенно обидно, если бы после того, как на борьбу со смертью было положено столько душевных сил, зима тянулась бы еще полтора месяца. Все-таки в древние времена календарь был толковее, никто бы и не подумал затевать праздник раньше, чем медведь проснется.
Кстати, не так страшны черти, как их малюют. Языческие божества отличались тем, что силу самого враждебного можно было обратить на пользу людям. Скажем так: они не плохие, они другие, существуют по иным законам. Так что время, когда вся деревня активно катается вслед за чучелом Мораны очень подходит для улаживания отношений с миром мертвых. Ведь кто такие умершие? Это предки, родственники. Логично пригласить и их на семейный пир, раз уж момент подходящий. Поэтому блины, которые вообще-то всегда были едой поминальной, относят на кладбище, и через три дня они, представьте себе, исчезают. С точки зрения наших предков умершие или продолжают помогать своим родственникам, или те, что без роду, без племени сгинули в чужих краях, начинают вредить. А почему нет? Своему прапрадеду блин эта молодежь положила, а у него здесь ни кровиночки, даже не знает никто, что он здесь умер. Обидно! Для таких обиженных угощение ставили на чердак у оконца. И его, представьте себе, тоже съедали. Неприкаянных мертвецов называли навьями, они появлялись в виде птичек с крохотным человечьим личиком. Наверное, в стайке, что слеталась к чердачному оконцу, были и они.
СТЕНКА НА СТЕНКУ - СТАРАЯ РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ
Все мужское население деревни (то есть не все, конечно, а только те, кто был в себе уверен) выстраивались в две шеренги на поле или на реке и начинали мутузить друг друга до умопомрачения. Ни о каком сведении старых счетов и речи быть не могло, в разных стенках вполне могли оказаться приятели, но дрались совершенно серьезно.
Один из вариантов такого побоища - взятие снежного городка. Противников опять-таки было поровну, но часть пряталась за стенами снежной крепости. Крепость полагалось взять и разрушить. Со временем все это превратилось в веселую игру. (Не очень, если учесть, сколько народу лишалось зубов, получало серьезные травмы). Разумеется, это действо изначально имело символический смысл битвы со снегом и морозами. Поэтому и снежная крепость. Но раз уж давным-давно к этому перестали относиться серьезно, то лично мне больше нравится другой вариант этой забавы. В.П.Максимов так описывает его в книге Нечистая, неведомая, крестная сила: Наш вытегорский корреспондент сообщает, что в некоторых волостях у них и поныне устраиваются настоящие сражения, известные под невинным названием игры в мяч. Состоит эта игра в следующем: в последний день масленицы парни и семейные мужики из нескольких окольных деревень сходятся куда-нибудь на ровное место (чаще всего на реку), разделяются на две толпы, человек в тридцать каждая, и назначают места, до которых следует гнать мяч. Когда мяч брошен, все кидаются к нему и начинают пинать ногами, стараясь загнать в свою сторону. Но пока страсти не разгорелись, игра идет довольно спокойно: тяжелый кожаный мяч, величиною с добрый арбуз, летает взад - вперед по реке, и играющие не идут дальше легких подзатыльников и толчков. Но вот мяч неожиданно выскочил в сторону. Его подхватывает какой-нибудь удалец и, что есть духу, летит к намеченной цели: еще 20 - 30 саженей и ловкий парень будет победителем; его будут прославлять все окольные деревни, им будут гордиться все девушки родного села! Но не тут-то было. Противная партия отлично видит опасность положения: с ревом и криком она прорывается сквозь партию врагов и со всех ног кидается за дерзким смельчаком. Через минуту удалец лежит на снегу, а мяч снова прыгает по льду под тяжелыми ударами крестьянского сапога. Такой необыкновенный азарт объясняется тем, что проиграть партию в мяч считается большим унижением: побежденных целый год высмеивают и дразнят. Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым всякая девушка считает за честь посидеть на вечорках.
Так, сам того не зная, В.П.Максимов опубликовал первый в России футбольный репортаж. Конечно, соблазнительно было бы сказать, что Россия - родина футбола, но... Но придется вспомнить, что дело происходит на русском севере, недалеко от морских торговых путей. Скорее всего, игру завезли английские матросы, конечно, еще в те времена, когда на Британских островах еще не были разработаны ее современные правила, и она существовала в своем средневековом варианте.
Во всяком случае, раз уж древний обряд превратился во всенародную забаву, длинной в неделю, не стоит сокрушаться об утрате его сакрального смысла. Это судьба всех обрядов, ставших неактуальными - они становятся игрой. Разве, когда мы лепим с детьми снежную бабу, нам приходит в голову, что Баба - это богиня, в крайнем случае идол? Поэтому, следуя традиции, можно целую неделю ходить в гости, кататься на санках с горки (для некоторых взрослых, которым очень хочется, а несолидно, есть оправдание), болтаться по театрам, играть в футбол на снегу, и, разумеется, кормить гостей блинами. Тех же гостей, кто запразднуются, и забудут, что в воскресенье пора бы и честь знать, в понедельник можно угостить последней шуткой. Утром, когда загулявшаяся братия ждет ежедневного угощения, каждому с поклоном подносят веник и корень хрена. Мол, выметайтесь, милые, с подарочком.
Copyright
љ Наталья Крайнова. 2001
anakr@yandex.ru
Все права защищены.
Любое изменение текста или его части возможно только с согласия автора.