(*) "не знает слога" - быть может, последние звуки классической петербургской речи ссыльному доводилось услышать при редкой встрече с каким-то официальным лицом, каковой, в мундире офицерском, при регалиях, зачитывал декабристу в арестантском облачении по гербовой бумаге строчки царского приговора, или, скажем, ежели бывшие дворяне, а теперь каторжане, не были отправлены врозь по застенкам, то бишь, еще имели возможность перекинуться словечком; далее же разжалованные офицеры царской армии окружались природою дикою и обществом, чей разговорный язык как бы не мог не коробить наждачною бумагою слуха, воспитанного классическим образованием и военною дисциплиною высших чинов, однако же, у автора нет как бы никаких сомнений, что сии люди высокого полета духа, вовсе ни тщеславием, ни напыщенною гордостью не страдая, не ставили себя как бы центром земли, и ничем не показывали, что чувствуют якобы свое превосходство, ибо именно, что не чувствовали ничего подобного, а как люди, прекрасно знающие, что Отечество не просто так снабдило их умениями военного дела и знаниями классическими, а дабы питомцы российской науки принесли народу пользу, пытались понять, что хочет от них Бог, Провидение, заключая в обстоятельства, далекие от привычных;
(**) "в остроге серебристом" - предположительно, в избе или каменном каком-то строении, скажем, каземате, какового плохо отапливаемые стены покрываются инеем от морозов, царящих в Сибири, может, на Нерчинских рудниках;
(***) "черточки осколком на стене" - как известно, когда узников не снабжают календарем, дни, проведенные вдали от цивилизации, считают, чертя полоски чем-то острым на стене, объединяя как бы в полки Времени по количеству дней в месяце, и выглядят с виду таковые рисунки как бы планами построения войск на параде;
(****) "у статуи Петра" - как бы дни заключения все равно как бы у подножия Медного Всадника, статуи Петра I, мысленно у дворянства, оказавшегося в Сибири, собираются, ибо декабристы были все же в первую очередь государевы слуги;
(*****) "теперь без риска, что он упустит в Вечность свой билет" - сия строка как бы в чистом виде ирония, ибо человек мудрый, высоко образованный не может не желать совершить что-то полезное для Отечества, какой-то славный подвиг, но, понятно, что притом таковой не представляет себе постоянно страницу в военной энциклопедии со своей фамилией, напечатанной жирным шрифтом, следом за каковой следует перечисление ратных сражений, выигрышными тактикою и стратегией обязанных его уму, ибо подобные глупости посещают, как правило, головы тех, кто ничего добиться в жизни не в состоянии: к примеру, невозможно представить себе великого русского полководца А.В.Суворова с таковым как бы честолюбивым мусором в мозгу;
(******) "Ангел Хранитель" - в православной традиции человеку при крещении дается имя святого (например, преподобного, (велико-)мученика, мученика, равноапостольного и так далее) по церковным святцам, чествование какового по календарю отмечается близко к дате появления на свет младенца, дабы посвящением, вручением новорожденного дитяти Святому Духу, призвать охранительную Силу Господа, каковая до самого смертного одра будет беречь и вразумлять душу его, дабы провести человека через испытания и препятствия к Богу;
(*******) "рубит лес железным топором" - или, может, добывает руду в шахте, в общем, не так уж важно, ибо равнО труд, как говорил А.С.Пушкин в знаменитом стихотворении, как бы не пропадет втуне, как "и дум высокое стемленье";
(********) "на Бородинском поле" - к примеру, декабристы Волконский С.Г., князь, генерал-майор, осужденный на 20 лет каторги, и Трубецкой С.П., также князь, приговоренный к вечной каторге, оба были участниками Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, посему как бы нетрудно представить, что в полубессознательном состоянии от тяжелого труда терялись иногда, где они находятся, будучи замерзшими до костей, при обморожениях конечностей рубят лес, разбивают в сырой шахте при плохом освещении скалу под землей или же стреляют во французскую наполеоновскую армию