Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Когда началась Блокада ?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:


  

Когда началась Блокада ?

  
  Любой петербургский школьник (я надеюсь) без запинки скажет, что блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года с захватом немцами города Шлиссельбурга. И не то чтобы это не так. В первом приближении - правда. Тем более что в других городах и этого могут не знать.
  
  Но дьявол как всегда в деталях.
  
  Вики нам говорит, что блокада есть изоляция объекта путем пресечения его внешних связей. Если исходить из этого, Ленинград был блокирован еще 20 августа, когда немецкая 21-я пехотная дивизия захватила Чудово, перерезав Октябрьскую железную дорогу. Ибо нормальное сообщение с Ленинградом с этого дня прекратилось.
  
  

Потеря Октябрьской ж/д - 20 августа

  
  Свободными оставалась только два пути (кроме воздушного):
  
  1. Вдоль южного берега Невы:
   - Железнодорожная ветка на станцию Мга.
   - Автодорога вдоль южного берега Невы (Шлиссельбургский тракт).
   - Сама река Нева.
  2. Через Ладожское озеро.
  
  Казалось бы, что "Николаевская" дорога, что мгинская - один фиг. Но их пропускная способность отличается на порядок. Трасса Москва-Ленинград была (и наверное остается) самой развитой в стране. Везде двухпутка, сглаженные профили, рельсы максимального веса, при этом в отличном состоянии, мощные станции с хорошо развитыми путями и локомотивными депо.
  
  А ветка Мга - Волховстрой - Вологда, начиная с Волховстроя, была однопутной. Слабо развитые промежуточные станции не позволяют пропускать много поездов. Облегченное строение пути ограничивало как вес, так и скорость составов. Ветка от Мги на Кириши - Будогощь - далее Рыбинск (тоже одноколейка) была перерезана немцами 28 августа.
  
  Перевозки по воде - как по Неве так и по Ладоге - были на тот момент сплошной импровизацией. Нехватка специальных судов, Ивановские пороги, налеты немецкой авиации, общий бардак - всё это не способствовало эффективному судоходству.
  
  Шлиссельбургский тракт и сейчас высоким качеством не отличается.
  
  В итоге суммарная пропускная способность всех этих маршрутов на порядок уступала одной только "Николаевской" дороге. Более того, в конце августа - начале сентября они использовались ТОЛЬКО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ. Фактически ситуация не многим отличалась от 1943 года, когда после прорыва блокады в город так же вела одна железная дорога. По сути 20 августа блокада уже началась.
  
  

Лирическое отступление о шверпунктах.

  
  До сих пор идут споры: чего же не умела РККА в 1941 г ? Наступать или обороняться ? Ответ, конечно, банальный: по сути ни того ни другого. Одним из следствий этого была высокая эффективность немецкой "тактики шверпунктов". В чем она заключалась ?
  
  Испокон веку считается, что преимущество обороны - возможность использования местности и укреплений. Преимущество наступления - возможность концентрации сил, выбора места и времени удара, внезапность. Либо то, либо другое. Еще в Первую Мировую немцы попытались диалектически соединить эти две противоположности: специально подготовленные ударные части внезапно захватывали некий объект, вынуждая противника многократными контратаками пытаться восстановить положение. Во Вторую Мировую этот принцип получил дальнейшее развитие.
  
  Войсковая разведка немцев "прощупывала" передний край. Находила слабое, а то и вовсе незащищенное место. Смешанная ударная группа (танки, мотопехота, саперы, артиллерия) наносила короткий удар и захватывала некий объект, который противник просто так отдать не мог.
  
  По возможности этот объект должен быть удобен для обороны (дефиле, высота, населенный пункт...). Заняв его, группа организовывала круговую оборону и "ждала гостей".
  
  У этого метода был один недостаток: необходимо чтобы противник на него "повёлся" и стал лихорадочно восстанавливать положение. В 1944 году с такими пунктами разбирались просто и без истерик: блокировали минимально возможными силами, отрезали группе пути отступления и снабжения, по мере возможности долбили авиацией и артиллерией. Если атаковали, то уж никак не последними своими силами.
  
  Но в начале войны не только РККА, но и прочие - поляки, англичане, французы - вместо этого норовили всенепременно вернуть взад никому не нужную деревеньку, причем - срочно и любой ценой. Из-за спешки нормальную атаку подготовить не получалось. Пехота шла в бой без поддержки артиллерии. Танки, если они были, опять же бросали вперёд без разведки, без подготовки, без связи с пехотой. Сорвалась атака - отползли, перевели дух, и снова "ура..." Каких либо хитрых маневров, кроме лобового удара, применить было просто негде - собственно, об этом немцы и заботились, когда выбирали "шверпункт".
  
  В результате сравнительно небольшая группировка немцев могла, сидя в глухой обороне, в короткий срок "перемолоть" многочисленные части РККА. А вот когда атакующие понесут потери, придут в беспорядок, израсходуют боеприпасы и упадут духом - еще один короткий удар рассеет и без того дезорганизованные части, а ударная группа захватит новый "пункт" дальше на восток...
  
  Эта тактика в частности сработала при выходе немцев к Неве. 30 августа 90-й полк 122-й немецкой пехотной дивизии 16-й армии от Саблино вышел к Ивановскому на южном берегу Невы, перерезав сразу все три дороги (ж/д, шоссе, реку). Это было настолько неожиданно, что первому сообщению не поверили. Наших войск в том районе не было. Из Шлиссельбурга и Ленинграда были посланы бронекатера навстречу друг другу для выяснения обстановки. Они были потоплены у Усть-Тосно, возможно из одной и той же пушки. К единственному мосту через Неву вне Ленинграда (у Петрушино) немцы вышли в тот же день. Мост правда успели развести (утверждают, что герой-механик сделал это уже под огнём).
  
   []
  
  

Выход к Неве - 30 августа

  
  Собственно, вот она дата номер два. После 30 августа Ленинград со страной связывал только кусок болотины без единой автодороги, причем пересеченный Невой - без единого моста. Эвакуация теперь велась только средствами Ладожской флотилии. Только в этот день, 30 августа, Государственный Комитет Обороны принял постановление "О транспортировке грузов для Ленинграда".
  
  От Усть-Тосно - Отрадного у немцев было два пути:
  
  - Очевидный: на северо-запад, вниз вдоль течения Невы - через Колпино на собственно Ленинград. Собственно им и собирались двигаться. Советское командование это предвидело, и в район Колпино - Саперное были переброшены значительные силы, в т.ч. 4-я дивизия народного ополчения и ряд отдельных частей.
  
  - Альтернативный: на северо-восток, вверх по Неве в обход города. Здесь врага не ждал никто. Кроме остатков разбитой 48-й армии, войск не было вообще. Хуже того, и перебросить их было не откуда: от Ленинграда дотуда уже не было ни мостов, ни дорог. А с востока войска пришлось везти кружным путем, через Вологду или Рыбинск. Так что в бой они вступили только через 10 дней...
  
  Кстати, приказ двигаться именно этим путем (вместо лобового наступления на Ленинград, где немцев уже ждали) отдал лично Гитлер. Адольф Элоизыч не всегда был бесноватым...
  
  А теперь о шверпунктах. Уже 1 сентября части 4-й Дивизии Народного Ополчения атаковали немцев у Усть-Тосно. Но немецкая оборона вдоль р.Тосна выдержала удар. Бои на этом рубеже, по кровопролитности и безрезультатности мало чем уступавшие "Невскому Пятачку", продолжались почти всё время блокады. Пока один полк 122-й немецкой дивизии сдерживал русских на левом фланге, остальные частидвигались направо "в пустом пространстве" на Мгу, Шлиссельбург, далее - везде...
  
  

Станция Мга - 1-5 сентября

  
  С середины августа "Мга" была для ленинградцев магическим словом. Вся эвакуация шла через нее. Оборонял станцию сводный отряд майора Лещёва: остатки 1-й горнострелковой бригады (200 штыков), маршевый батальон, 3 зенитных батареи и бронепоезд НКВД #82 капитана Мушкета (3 мотоброневагона Д-2 - всего 6 76-мм пушек и 18 "максимов"). Должны были еще подойти 1-я дивизия НКВД (целиком), полк Народного Ополчения, рота танков КВ и рота броневиков... Но не судьба. Дивизия опоздала. Прочие вообще потерялись.
  
    []  []
Мотоброневагон Д-2. Справа - вероятно, именно тот самый бронепоезд #82, во всяком случае снимок именуется "бронепоезд в Тихвинской оборонительной операции", а других бепо с вагонами Дыренкова там вроде бы не было.
  
  Мга была окружена и атакована силами 20-й мотодивизии немцев, усиленной танками 12-й ТД. Лещёв держался до вечера 31 августа, затем когда закончились боеприпасы - прорвался на север с остатками гарнизона (около 620 чел). Казалось бы, дальше элементарно - стоять где стоим, тем более что обороняться в этих болотах в разы легче чем наступать. Но об этом тогда не думали. По инерции всё командование (включая комфронтом Ворошилова) требовали... правильно, вернуть станцию любой ценой. Вот на фига ?!...
  
  Именно этим и занялась подоспевшая 1-я дивизия НКВД, усиленная, согласно документам, ротой танков Т-26, ротой танков КВ, и дивизионом 155-мм гаубиц. Впрочем, про реальное использование танков нигде упоминаний нет. Скорее всего они тоже "потерялись". Это был, подчеркну, единственный резерв командования в этим районе. Тем не менее, вместо обороны дивизию послали в наступление - причем сразу везде.
  
  1 сентября дивизия атаковала одновременно тремя полками Мгу, Отрадное и станцию Горы. Распылять силы так распылять. Успеха нигде не было. 2 сентября к наступлению подключились также 1-я горнострелковая бригада (пополненная до 800 чел) и бронепоезд. Им противостояли 3 полка 20-й мотодивизии и до 40 танков 12-й ТД. Силы как минимум равные. Неудивительно, что Мгу взять не удалось ни 2-го, ни 3-го, ни 4-го. Потери в полках дивизии доходили до 50%.
  
  

8-я ГРЭС - 6-7 сентября.

  
   []
Современное фото 8-й ГРЭС со стороны Невской Дубровки. Как раз отсюда шла переправа на Невский Пятачок...
  
  Огромное мрачное здание 8-й ГРЭС стоит на берегу Невы примерно на полпути между Мгой и Шлиссельбургом. Станция была построена незадолго до войны. Ее бетонные стены двухметровой толщины не брали никакие снаряды. Высота основного здания - 42 метра. Помимо него, высокие насыпи многочисленных подъездных путей также были отличным местом для огневых точек. В дальнейшем 8-я ГРЭС всю блокаду была "костью в горле" для Невского Пятачка, срывая любые попытки наступления. Уже после прорыва блокады, зимой 1943 года, она еще месяц держалась. Выбить оттуда немцев смогли лишь при помощи 406-мм снарядов из единственного в СССР 16-дюймового орудия с Морского Артиллерийского полигона (Ржевка).
  
   []
Та самая 406-мм пушка
  
  А вот в сентябре 1941 всё пошло не так. Здание было заминировано еще в августе, но приказ взрывать так и не поступил...
  
  6 сентября немцы у Мги сами перешли в наступление, нанеся удар по стыку между дивизией НКВД и горнострелковой бригадой. Наши части стали отходить. Командир дивизии Донсков в мемуарах скромно пишет "Сборы были поспешными. Часть имущества штаба, батальона связи и личные вещи пришлось бросить..." Вечером противник вышел к Синявино. Штаб дивизии НКВД 6 сентября остановился в здании 8-й ГРЭС, но уже на следующий день переместился в Шлиссельбург. Два полка этой дивизии, попав под авианалет, тоже видимо "без вещей", поспешно отступали вслед за начальством. Бои в районе 8-й ГРЭС, по сути никем не управляемые, продолжались аж... 3 часа.
  
  После этого два батальона 20-й немецкой мотодивизии заняли 2-й городок (ныне г. Кировск). НКВДшники пытались еще удержаться у Марьино (4 км к северу от ГРЭС), но вечером вынуждены были отступить в Шлиссельбург.
  
  

Потеря Шлиссельбурга - 8 сентября

  
  Это как раз тот случай, когда потерявши голову плачут по волосам. Если для Гитлера Шлиссельбург был эдакой "вишенкой на торте", символом завершения операции, то для нас по сути ничего не изменилось. Уже неделю как связь с Ленинградом была только по воде. То, в чьих руках Шлиссельбург, ничего не меняло - перевозки через него все равно не велись.
  
  Неудивительно, что в Москве узнали о падении Шлиссельбурга из передачи Берлинского радио 9 сентября. То ли Ворошилов побоялся сам доложить, то ли действительно не уследил - ибо в это же время началось немецкое наступление на Гатчину - Красное Село - Стрельну. Везде было туго.
  
  Уж если о чем сожалеть, то это о Синявино. Синявинские высоты тихо и незаметно попали в руки немцев 7 сентября, ибо наших войск там не оказалось вообще. Это не значит что их было неоткуда взять: несколько тысяч человек эвакуировались мимо них из Шлиссельбурга в Липки только в последние дни: разрозненные подразделения 48-й армии и Ладожской флотилии. Но командования над ними уже не было, и занять единственную в этих болотах выгодную позицию никто не подумал. Надо ли говорить, сколько народу положили немцы за два года под этими высотами...
  
  Насчет командования. Официально это была зона ответственности 48-й армии (с 1 сентября командир - генерал-лейтенант Антонюк). Фактически штаб армии утратил управление частями ещё при отступлении от Новгорода. Последним осмысленным действием были как раз бои за Мгу. После 6 сентября про него вообще никто не вспоминает. Если Антонюк со штабом и находился в Шлиссельбурге, Липках или ещё где поблизости, фактически он уже ничем не руководил. 14 сентября управление армии было расформировано, остатки войск (128 сд, 1 гсбр) включены в 54-ю армию.
  
  В самом Шлиссельбурге боев как таковых не было. Части дивизии НКВД и сводный батальон моряков Ладожской флотилии до 4 часов утра прикрывали эвакуацию других частей, а затем и сами переправились на правый берег Невы. Крепость Орешек также была покинута и сутки стояла пустой. 9 сентября туда вернулась рота пехоты из дивизии НКВД с 2-мя 76-мм орудиями и 2-мя станковыми пулемётами.
  
  В половине шестого утра полк немецкой 20-й мотодивизии атаковал город и обнаружил, что русских там уже нет.
  
  Что характерно. Буквально через неделю двум батальонам этой же самой 1-й дивизии НКВД и одной роте (sic!) моряков будет поставлена задача отвоевать Шлиссельбург взад...
  
  Всего в боях между Мгой и Шлиссельбургом 1-я дивизия НКВД потеряла 4020 человек, в т ч 3346 безвозвратно. Утрачен весь транспорт и имущество связи. 20-я мотодивизия вермахта за это же время потеряла 305 убитыми, 962 ранеными, 8 пропавшими без вести.
  
  

Попытки прорыва блокады

  
  Как было уже сказано, после 30 августа Советское командование осознало опасность. Но много сделать не получилось.
  
  - Район Усть-Тосно - атаки 4-й ДНО на Отрадное к успеху не привели: немцы успели окопаться на удобной позиции.
  
  - Правый (северный) берег Невы - был вообще не прикрыт, в начале сентября позиции вдоль берега заняла 115 стрелковая дивизия ген. Конькова, а также ряд зенитных и морских батарей. Севернее, напротив Шлиссельбурга, оборонялась 1-я дивизия НКВД. До 18 сентября активных действий тут не велось.
  
  - С востока, через Вологду, против немцев выдвигались резервы Ставки. Всё бы хорошо, но упомянутые выше железные дороги не позволяли быстро перебросить значительные силы. К тому же выделенные три дивизии (составившие новую 54 армию под командованием маршала Кулика) были "военного формирования", с сокращенным вооружением и слабо подготовленным личным составом. Так или иначе, дивизии прибыли на ст. Войбокало 6 сентября, и после длительного пешего марша вступили 9-10 сентября в бой с противником. Дело было у селений Гонтовая Липка, Гайтолово, Тортолово - плюс-минус там линия фронта и останется до 1943 года.
  
   []
Действия 310-й стрелковой дивизии 54-й армии в ходе сентябрьского наступления
  
  В первый же день необстрелянные советские части попали в тяжелое положение: все три полка 310-й дивизии, наступавшие каждый в своем направлении, в итоге попали в засаду и с потерями отошли к р.Черная. Другие дивизии действовали немногим лучше. Немцы, в лучших традициях тактики шверпунктов, не рвались наступать по болотам, предпочитая заранее занять редкие высоты и организовать там прочную оборону. Тем не менее, натиск свежих русских сил поставил немцев в тяжелое положение.
  
  К 54 армии также присоединились остатки 128-й дивизии и 1-й Горнострелковой бригады, отступавшие еще от Шимска и Новгорода. Но их надо было переформировать почти с нуля. Тем не менее, малочисленная, но сохранившая кадровый костяк 128-я дивизия в наступлении показала себя лучше свежесформированных "трехсотых": она овладела посёлком Липка, Рабочими посёлками #4 и #8, а ее передовые части вышли к Рабочим посёлкам #1 и #5 - до Невы оставалось 6 километров !
  
  Бои у Шлиссельбурга, как мы помним, уже закончились, так что немцы могли бросить почти все силы против нового противника, оставив вдоль всей Невы лишь два батальона (sic!) охранения. Остальными силами 12 сентября был организован контрудар, расколовший 54-ю армию надвое. Надо отдать должное Кулику, управление он не потерял и в тяжелейшей обстановке нашел выход из положения. Немецкая ударная группа в свою очередь была атакована советскими войсками, 12-я панцердивизия потеряла 22 танка (при этом опять отличился бронепоезд #82), положение более-менее восстановлено.
  
  Но после понесенных потерь о наступлении на Мгу и Шлиссельбург можно было забыть. Наступать было просто некому.
  
  Только несогласованность действий изнутри и снаружи блокадного кольца позволили противнику добиться своих целей. Пока Жуков в Ленинграде организовал контрнаступление (20 сентября), дивизии Кулика окончательно выдохлись и представляли из себя фактически одни номера. Но и Жукова ругать бессмысленно, он принял командование только 13 сентября...
  
  В результате одними и теми же силами (39-й моторизованный и 1-й пехотный корпуса) немцы последовательно:
  - очистили "бутылочное горло" от остатков 48-й армии Антонюка
  - отразили наступление 54-й армии Кулика
  - локализовали "Невский Пятачок" и сорвали десанты на Шлиссельбург (Невская Оперативная Группа ген. Пшенникова).
  - захватили Тихвин, нанеся поражение 4-й и 52-й армиям.
  
  

Потеря Тихвина - 8 ноября.

  
   []
  
  О Тихвинской операции мы слышим в основном хорошее: мол, чуть не первое успешное наступление РККА. Оно так, но прежде чем освободить город Тихвин, мы умудрились его потерять. Как всегда, случайно. Увлеклись. Готовили 2-ю Синявинскую операцию, одновременно атаковали на Невском и Ивановском "пятачках". Стянули силы к "бутылочному горлу". 54-я армия к примеру получила на пополнение две гвардейских (!!!) дивизии. С другой стороны, часть сил (в т.ч. кстати 316-ю дивизию Панфилова из-под Новгорода, и не только ее) пришлось направить под Москву - отражать "Тайфун".
  
  А немцы нанесли 16 октября удар на тихом доселе участке у Чудово - как раз на стыке 4-й и 52-й армий. Обе армии были ослаблены предыдущими боями, вытянуты в обороне "в нитку" и резервов почти не имели. В результате 8 ноября наша знакомая 20-я мотодивизия вермахта без единого выстрела заняла Тихвин. А через несколько дней в бою у станции Волховстрой закончил свой путь бронепоезд #82.
  
  "противник исключительно слабо реагирует на наше наступление на Тихвин. Возможно, у него нет больше резервов" - писал Гальдер.
  
  Плохо, конечно. Но почему такое внимание именно Тихвину ? Дело в том, что через него проходила последняя линия снабжения Ленинграда. Та самая, медленная и одноколейная - но других не было. После потери Мги грузы по "железке" направлялись в г. Волхов или Гостинополье,а оттуда по воде - в Ленинград. Не бог весть как быстро, но минимальное снабжение города обеспечить удавалось. Теперь же "железка" оказалась перерезанной, и грузы встали на станции Заборье в 100 км восточнее Тихвина.
  
  Говоря о голоде в Ленинграде в 1941, связывают наибольшие проблемы с замерзанием Ладоги. Типа, пока "Дорогу Жизни" не пустили - получали по 125 граммов. Но ведь до этого был водный путь. Он худо-бедно снабжал город в сентябре и октябре. Более того, отдельные суда проходили в Осиновец даже в декабре - озеро большое, замерзает неравномерно. Беда в том, что возить в середине ноября было уже нечего. Ледостав только усугубил проблему.
  
  То что озеро замерзает - секретом не было. Логично было бы в последние дни навигации напрячься и доставить в город некоторый страховочный запас. А вместо этого даже тот тонкий ручеёк что был - теперь иссяк. Вымели под метелку промежуточные склады в Волхове и Новой Ладоге, но там никогда слишком много не было. Нормы пришлось сокращать...
  
  Конечно, встает вопрос: что-то же по "Дороге Жизни" в ноябре-декабре возили ? Откуда оно взялось ?
  
   []
Карта дороги
  
  Ответ: привезли автотранспортом в обход Тихвина. Герои-дорожники за неделю (24-30 ноября) построили дорогу от ст. Заборье на Новую Ладогу и далее до Кобоны (начало ледовой трассы). Это 308 км гатей по сплошным непролазным болотам. Дорога, что и говорить, не быстрая - нормой было проехать 40 километров В ДЕНЬ ! Неделя в один конец ! Но вариантов не было. Пока немцев не прогнали от Тихвина, возили только этим путём.
  
  После освобождения Тихвина железную дорогу восстановили не только до Войбокало, но и протянули ветку прямо в Кобону. Обходную автотрассу забыли как страшный сон. Сотни грузовиков с неё высвободили для ледовой дороги. Надо ли говорить, что грузооборот увеличился в разы. Это давало городу надежду хоть как-то перезимовать...
  

...

  
  Блокада была разной. И даже дата ее начала - вопрос неоднозначный. Мы видели, что захват Шлиссельбурга ничего в сущности не изменил, а вот каждый день оккупации далёкого Тихвина прямо отражался на величине блокадного пайка...

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"