Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Одиссея адмирала Кохрена

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С него писали приключенческие романы...

  Авторам книг про пиратов фантазии как правило не занимать. Наворотят такого, что голова кругом. Особенно когда выясняется, что у этого чудовищно неправдоподобного главгероя был вполне реальный прототип...
  
  Этот человек стал адмиралом Великобритании - и еще четырех держав. Французы прозвали его "le loup des mers" - волк морей. Он захватил у них свыше полусотни кораблей и судов. Причем зачастую его корабль уступал по силе будущему призу. Враги его боялись - но и уважали. А вот свои, как водится, терпеть не могли - видимо понимая, что рядом с ним они выгядят вообще никак. Вот и гадили как могли. Зато за океаном, в Чили, его до сих пор помнят и чтут, как одного из основателей флота. Хотя и там всё было не гладко...
  
  

Начало карьеры

  
   [] Ну, обо всем по порядку. Наш герой - Томас Кохрен, 10-й граф Дандональд, маркиз Мараньян. Родился в Шотландии в 1775 г, а в 1793 поступил на службу в Королевский Флот. Как раз начались войны с революционной Францией, где Томасу и суждено было прославиться.
  
  Службу он начал мичаном, на 28-пушечном фрегате "Хинд" под командованием своего дяди, Александра Кохрена. Через 5 лет он - 8-й лейтенант на 90-пушечном корабле "Barfleur", флагмане адмирала Кейта в Средиземном море.
  
  Там он впервые попал под суд - за неподчинение Первому лейтенанту* корабля Филиппу Биверу. Фанаты Кохрена говорят о его свободолюбии и борьбе за справедивость. Более взвешенные источники признают, что наш герой был всю жизнь очень неуживчив, что создало его много проблем.
  
  * Первый лейтенант - помощник старшего офицера корабля, самый старший по выслуге среди офицеров в звании от лейтенанта и ниже (лейтенант-коммандер появился только в 1914 г). Является прямым начальником для всех младших офицеров и нижних чинов. На небольших кораблях, где все офицеры (кроме м.б. командира) в звании лейтенанта и ниже - первый лейтенант исполняет обязанности старшего офицера.
  
   [] В феврале 1800 г он был назначен командиром призового экипажа захваченного французского 74-пушечного корабля Généreux, с задачей перегнать его на английскую базу. В пути попали в шторм. Малочисленный экипаж, набранный как водится из матросов "каких не жалко", слег от морской болезни. Единственные два офицера - Томас и его брат Арчибальд - сами лазили по мачтам ставить паруса, но каким-то чудом смогли сохранить корабль и привести его куда следует. За это лейтенант Томас Кохрен получил очередное звание - коммандер, по-нашему капитан 2 ранга.
  
   А главное он - получил в командование свой первый корабль, 14-пушечный бриг "Speedy". Правда, его вооружение составляли лишь игрушечные 4-фунтовые пушки. Немудрено, что для командования таким чудом требовалась не только смелость, но и хитрость. Один раз "Speedy" был перехвачен испанским фрегатом. Кохрен вышел из положения, подняв нейтральный датский флаг и сигнал "на борту чума". Испанцы решили не связываться. В другой раз, уходя ночью от преследования, и зная что враг будет следить за любым проблеском света, командир приказал спустить за борт бочку с укрепленным на ней фонарем. После чего затемненный "Speedy" пошел своей дорогой, а бочка и вражеский фрегат - своей... Тем не менее, этот маленький кораблик умудрялся активно действовать, и захватил свыше 50 испанских и французских судов !
  
  Как будто мало этого, Кохрен еще и до дуэли докатился ! Как-то на Мальте в ходе маскарада он так удачно нарядился простым матросом, что один из фрацузских офицеров-роялистов (союзники Англии в войне против собственной страны) всерьез принял его за "нижнего чина". Пока всё разъяснилось, француз наговорил столько, что просто извинением уже не отделался. Они стрелялись, француз был ранен.
  
  

Захват "Gamo"

  
   [] 6 мая 1801 "Speedy" встретился с 600-тонным испанским фрегатом "Gamo". Тот имел экипаж 319 чел и 32 пушки - 22 12-фунтовых, 8 8-фунтовых и 2 24-фунтовых карронады. "Speedy" имел 200 тонн, 14 4-фунтовок и всего 54 чел. экипажа (еще свыше 30 было ранее переведено на захваченные суда). По весу залпа испанец превосходил его в семь раз. Скорость его также была выше. Но Кохрен не стал уходить. Наоборот, он пошел на сближение. Поднял американский флаг, это ненадолго сбило с толку испанцев.
  
  Потом на мачте взвился "Юнион Джек", и "Speedy" дал первый бортовой залп. Фрегат тоже ответил, нанеся кораблю Кохрена немалые повреждения. Пока орудия перезаряжались, англичанин подошел вплотную к противнику и сцепился с ним абордажными крючьями. Пушки "Gamo" стали бесполезны - ядра пролетали над корпусом "Speedy". Зато его игрушечные пушечки теперь били в упор, причем двойными и тройныи зарядами! Надо ли говорить, что это была игра со смертью - разорвать пушки могло в любой момент. Но ведь при "правильных" действиях шансов у него вообще не было никаких !
  
  Залпами в упор были убиты испанский капитан, Дон Франциско де Торрис, и боцман. Тем не менее, принявший командование испанский офицер не растерялся. Абордажная партия атаковала английский бриг. Но англичане вынудили их отступить под плотным огнем мушкетов. Так же сорвались и еще две атаки. В ответ Кохрен повел на абордаж своих матросов. На корабле остались лишь несколько человек во главе с ... доктором - все строевые офицеры, как и их командир, пошли в бой!
  
  Рукопашная переместилась на палубу "Gamo". Англичане дрались как черти, но испанцев было в несколько раз больше. Видя, что ничем хорошим это не кончится, Кохрен, перекричав шум схватки, приказал доктору вести в бой всех оставшихся с ним матросов, и атаковать корму испанца. Горсточка английских моряков прорвалась к кормовому флагу и срубила его фалы. Флаг скользнул за борт. Дравшиеся с группой Кохрена испанцы не видели подробностей. Они посчитали, что флаг спущен в знак капитуляции - и тоже сложили оружие. Фрегат был захвачен - "небываемое бывает" !
  
  Англичане потеряли 3 убитыми и 9 ранеными. Испанцы сдались, имея 14 убитых и 41 раненого. Это из 319! Оставшийся за командира испанский первый лейтенант, осознав насколько слабому противнику они сдались, попросил даже у Кохрена письменное свидетельство, что он сделал всё что мог. Англичанин так и написал "...вел себя как настоящий испанец". А уж похвала это или совсем наоборот - каждый волен считать, как угодно.
  
  

Продолжение войны

  
   [] Впрочем, война - штука непредсказуемая. Через пару месяцев уже сам Кохрен на "Спиди" попал в плен - три испанских линкора не шутка. К счастью, война в скоре кончилась, и наш герой с почетом возвратился в Англию. Мир длился всего год.
  
   С началом новой кампании, осенью 1803 г Томас получил 22-пушечный "Араб". Этот бывший французский приватир у англичан особым почетом не пользовался. Адмирал Сен-Винцент обзывал его "угольщиком", сам Кохрен признавал что его корабль "плавает как стог сена", а службу на нем именовал "военно-морской ссылкой на грёбаную ванну". За год с небольшим командования "Арабом", он дважды имел столкновение с другими кораблями. Тем не менее, даже на таком корыте удалось перехватить американский транспорт "Чатам". То есть нейтрала. Это создало британским дипломатам некие неудобства - надо было отбрехиваться... В дальнейшем Кохрен со своей калошей был направлен охранять китобоев в Северном море.
  
  В следующем году он наконец-то получил в командование нормальный 32-пушечный фрегат "Паллас", а позже 38-пушечный "Имперьюз". На них он продолжил свои подвиги. В 1808 г он с отрядом испанских партизан захватил крепость Монгат недалеко от Барселоны. Французы потратили месяц, чтобы вернуть ее обратно. Позже Кохрен захватил французский сигнальный пост, и скопировал секретную сигнальную книгу. Поскольку сама книга не была взята, французы посчитали, что ее никто не трогал - факт попадания кодов к врагу не был замечен.
  
  Позже десант с "Имперьюз" внезапно захватил форт Тринидад на побережье Каталонии. Французам потребовалось несколько недель, чтобы чтобы вернуть его обратно. Одним из последних из разбитого форта ушел сам капитан Кохрен. Воорбще, операций против берега было проведено немало. Так, были атакованы укрепления о.Менорка (кирпичные башни с артиллерией). Не раз и не два Кохрен сходил с мостика и лично возглавлял флотилию гребных судов в очередной абордажной или десантной операции. При этом он всегда тщательно готовил каждую операцию, стремясь уменьшить свои потери и увеличить шансы на успех.
  
  

Атака брандеров

  
   [] [] 11 апреля 1809 г отряд брандеров под командой Кохрейна ночью атаковал французскую эскадру на Баскском рейде, близ Ла-Рошели. Там был блокирован сильный отряд французов (11 линкоров и 4 фрегата). С обеих сторон творился бардак. Французы дали себя загнать на закрытый рейд и не пытались атаковать англичан, пока их было немного. Позже силы сравнялись. Но английские адмиралы, в свою очередь, не решались напасть на противника, опасаясь неудачи. Прибытие Кохрейна на "Имперьюзе" донельзя обрадовало адмирала Гамбье: вот на кого можно свалить исполнение опасного задания. Провалит - сам дурак. Победит - слава начальству.
  
  Капитан Кохрен выговорил единственное условие - не вмешиваться в его распоряжения. Сам же, помимо 23 обычных брандеров, подготовил 2 начиненных порохом взрывающихся корабля. Плюс абордажные партии в шлюпках. Их поддерживали фрегат "Имперьюз" и несколько транспортов, вооруженных ракетами системы Конгрева.
  
  Первым был атакован бревенчатый бон, прикрывавший стоянку французов. Один из взрывных кораблей подошел к бону и зацепился за него. Подожгли фитили. Шесть человек команды бросились в шлюпку, но отойдя они заметили, что забыли на борту корабельного пса. Вернулись. Пса успели снять до взрыва. В результате бон был разрушен. Разбуженные французы открыли беспорядочную стрельбу.
  
  А дальше начался бардак с обеих сторон. Команды английских брандеров действовали без всякого порядка. Кто-то поджег фитили слишком рано. Кто-то, напротив, не смотря на взорванный бон, еще не снялся с якоря и не поставил парусов. До французов дошли только 4 брандера, но и те прямого ущерба не принесли. Абордажные партии в шлюпках не получили приказа, и бездействовали до конца боя.
  
  Но у противника было не лучше - внезапное нападение породило панику. Кто-то, увидев брандеры, рубил якорные канаты - и неуправляемые корабли несло на берег. Другие пытались ставить паруса, но опять же не успевали и оказывались на мели. Беспорядочная стрельба во все стороны наносила потери своим же. К утру почти все французские корабли были небоеспособны - сидели с креном на мели, и не могли не двигаться, ни стрелять.
  
   Вмешательство английских линкоров могло превратить успех в триумф - сожжение всего флота противника. Но адмирал Гамбье не стал рисковать крупными кораблями. Присланные на подмогу фрегаты и канонерки нанесли французам некоторые повреждения, не более того. Часть их кораблей спустила флаги, чтобы по ним не стреляли. Но поскольку увести их было невозможно, эта "сдача" ничего не значила: они так и остались в руках французов. В результате французы смогли спасти 3/4 флота, потеряны были только 4 линкора и фрегат. Из них два линкора таки сожжены огнем англичан, остальные затоплены и взорваны своими запаниковавшими командами.
  
   [] Взбешенный Кохрен решил доказать свою правоту в Парламенте (и он и Гамбье были депутатами Палаты Общин). Но у адмирала влиятельных друзей было больше. Кохрена, правда, наградили за этот бой орденом Бани, но все его обвинения отвергли. Более того, вскоре на него самого нашли компромат, обвинив в подлоге на бирже. В результате в 1814 г его исключили и из Палаты Общин, и с флотской службы.
  
  

Южная Америка

  
   Несколько лет без работы (и без денег) доведут до чего угодно. Поэтому Кохрен в 1818 г принял предложение президента Чили - возглавить флот этой едва родившейся страны. В то время вся Южная Америка бурлила. Освобождение от власти Испании и Португалии плавно переходило в перманентные разборки с соседями, такими же бесштанными и горячими. И флот тут играл важную роль - вот только где его взять ?...
  
  "Чтобы построить корабль, нужно три года. Чтобы основать традицию, нужно триста лет..." Корабли у латиносов были - купленные или захваченные у той же Испании. Людей, знакомых с морем, тоже хватало. И любителей повоевать - в избытке. А флота не было. Как англичан ни ругают ("плетки, ром и содомия", да) но создать столь же эффективный боевой механизм получилось только у них. Неудивительно, что выходцы из Королевского Флота были на вес золота в любом из свежесозданных флотов Южной Америки.
  
  Между прочим, когда Томас Кохрен на бриге "Rose" проходил мимо острова Святой Елены, у него возникла шальная мысль - предложить заточенному там Наполеону титул императора Южной Америки ! Вся известная нам история могла бы пойти другим путем... Но охрана не пустила посетителя к свергнутому Императору. А Кохрен плыл обычным пассажиром, поэтому не имел возможности ни разогнать эту чертову охрану, ни устроить Напу побег "на волю, в пампасы". Так все и закончилось на уровне мечт... или мечтов.
  
  

Чилийский флот

  
   [] По прибытии Томас Кохрен был назначен командующим флота Чили, в звании вице-адмирала (на английской службе он был captain - капитан 1 ранга). Флот только создавался, в ходе Войны за Независимость (1810-21). Сначала президент О"Хиггинс сделал ставку на приватиров - тех же пиратов, но на госслужбе. Они должны были атаковать испанские суда. Возглавил эскадру Мануэль Бланко Энкалада. Но он лично мало что решал - всем рулила "братва". А ей гораздо приятнее было нападать на беззащитных нейтралов. Да и с захваченным моряками не церемонились. И после каждого такого случая О"Хиггинсу приходилось улаживать проблемы с потерпевшими, что явно не повышало престиж новой Республики.
  
  Поэтому было решено пригласить "варягов", а именно англичан. Как офицеры так и рядовые в большинстве были британцами или североамериканцами. Из местных - принципиально не брали уголовников (которых в старой эскадре было большинство), в результате атмосфера на кораблях была совершенно другой. Внедрялись обычаи Королевского флота, даже форма была скопирована с британской.
  
  Официально первым кораблем нового чилийского флота стала бригантина "Аguila" - ранее испанская, захваченная при стоянке в порту Вальнараисо. Ее командиром стал Раймонд Моррис - бывший лейтенант Королевского Флота. Командиров-пиратов "первой волны" постепенно оттирали от руководящих постов. Если вначале на половине кораблей командиры говорили по английски, на остальных по испански - то через год испаноязычных не осталось. Сам Бланко Энкалада стал заместителем Кохрена.
  
  Пробой сил нового флота были попытки в 1819 г взять крепость Реал Фелипе в порту Кальяо (ныне пригород Лимы - столицы Перу). Первая попытка (весной) была скорее разведкой. Второй поход (осенью) имел серьезные планы. Особые надежды возлагались на ракеты Конгрева, широко используемые англичанами, но на Тихом океане примененные впервые. Но первый блин оказался комом - то ли неопытные артиллеристы все делали неправильно, то ли ракеты изготовленные хиспаносами не отличались качеством. Скорее и то и другое.
  
  Надеясь на деморализацию испанского гарнизона, чилийцы атаковали без особых затей, в лоб. В результате понесли большие потери, в том числе в командном составе. Осаду пришлось снять - пришли сведения о подходе мощного отряда испанских кораблей. Тревога оказалась ложной: из двух 74-пушечных кораблей ни один не смог одолеть Океан: один вернулся в Испанию, другой потерпел крушение. В общем, основом результатом похода для чилийцев были опыт и прививка от шапкозакидательства.
  
  

Вальдивия

  
   [] [] Второй попыткой стала атака порта Вальдивия на юге Чили. Это была одна из основных баз роялистов, защищенная семью фортами. Эту операцию можно считать классическим примером военной тактики Кохрена. Бесстрашие - вещь хорошая, но его военная удача всегда была связана с подготовкой: он никогда не рисковал делать то, к чему не был готов. Следует добавить, что, как только он определился с планом, он последовал ему без колебаний.
  
  В данном случае, еще до начала операции он смело зашел во вражескую бухту на своем флагмане "О'Хиггинс" - но под испанским флагом. Этот 44-пушечный фрегат "Патрикий" был построен русскими в Соломбале в 1814 г и куплен испанцами в 1817, переименован в "Регина Мария Исабель". Позже он был захвачен чилийцами - но испанцы об этом не знали, и появление "Марии Исабели" было воспринято как само собой разумеющееся. К фрегату подошла шлюпка. С нее сняли всех кто там был, а потом... подняли паруса и покинули бухту. На выходе заодно захватили испанскую бригантину, которая везла 20 тыс. песо и много других вкусняшек.
  
  Результат визуального осмотра укреплений и допрос пленных подсказали адмиралу решение - вместо бесполезной в данном случае перестрелки с фортами, попробовать взять их ночью с суши. В десант пошло всего 350 человек, но это были отборные бойцы. Им противостояло 1600 испанцев с 118 орудиями. Как будто этого мало, флагманский корабль по пути к месту высадки налетел на скалу. Люди не пострадали, но порох и прочие припасы намокли. У десантников осталось только то, что они имели при себе - по паре десятков патронов и несколько сухарей. Тем не менее, высадку решили не отменять.
  
  Первоначальный план предусматривал захват какого-нибудь портового суденышка, чтобы на нем, не привлекая внимания, проникнуть в бухту и высадиться прямо на пристани, а дальше изображать из себя испанский патрульный отряд. Но и это не вышло. Встревоженные недавним визитом "О"Хиггинса", испанцы были начеку, и все портовые посудины находились в глубине бухты. Пришлось применить запасной вариант. В темноте шлюпки с десантом беззвучно пристали к берегу. Бойцы, помогая друг другу, смогли залезть на отвесные скалы, и внезапно атаковали один из фортов.
  
   Гарнизон даже не понял, что произошло. Кто-то был убит на месте, остальные в панике бросились в соседний форт. У них "на плечах" туда же ворвались и чилийцы. К утру 4 форта южного берега были захвачены подобным образом. Утром предполагался тяжелый бой за "северную сторону". Но на рассвете испанцы из форта Niebla и других укреплений посчитали дело пропащим, и отступили без боя.
  
  

Продолжение борьбы

  
   [] Воодушевленный победой, десантный отряд двинулся к порту Чилоэ, планируя взять и его. Но гарнизон там успел подготовиться к бою. Не смотря на то что пару батарей удалось взять, главные укрепления устояли. Адмирал Кохрен вынужден был отойти. Но взятие Вальдивии имело огромное значение - главная база снабжения роялистов на юге Чили перестала существовать ! Отныне все их войска переходили на "подножный корм".
  
  Это, правда, не означало быстрой и легкой победы республиканцев: даже отрезанные от снабжения, отряды сторонников Испании продолжали сражаться. Их уже забыли на далекой родине, но они не собирались отрекаться от своего Императора. Уже говорилось о подвиге гарнизона крепости Реал Фелипе. А сколько их соратников осталось в болотах Амазонки, в снегах Анд, в бескрайних пампасах... В чилийской историографии это многолетнее безнадежное сопротивление последних роялистов имеет характерное название - "Война до смерти". И не вина этих людей, что Его Католическое Величество Фердинанд Седьмой оказался последней скотиной, и просто забыл о них...
  
  Тем времение неутомимый адмирал организует очередной поход на Север - опять к Кальяо. Но теперь, в 1820 г, речь уже идет о добивании отдельных отрядов роялистов. Сам по себе вопрос "кто кого" уже решен ! Поймав победный кураж, Кохрен рискует - и снова выигрывает: его абордажная партия захватывает прямо на рейде Кальяо самый мощный корабль испанцев - 44-пушечный фрегат "Эсмеральда"! Постепенно стало ясно, что война за независимость идет к логическому концу.
  
  Вот тут-то у адмирала и начались проблемы. Пока он был реально нужен, ему прощали всё: и грубость (как с начальством так и с подчинеными), и запутанные финансовые дела эскадры, и предпочтение англичан местным, и излишний, по мнению некоторых, риск, и много чего ещё. А когда замаячила победа, всё это припомнили: воевать больше не с кем, а вот славу делить желающих более чем достаточно. Потрепав нервы ещё два года, адмирал в конце 1822 покинул чилийскую службу.
  
  

Перу, Бразилия, Греция...

  
   [] Впрочем, без работы он не остался. Сначала служил в соседнем Перу - доводил их флот примерно до того состояния, в каком оставил чилийский. Из-за краткости времени удалось не всё, а поскольку серьезных боев больше не было, постепенно всплыли те же проблемы что и раньше, в Чили. К счастью, бежать было куда - в 1823 г Бразилия отделилась от Португалии, и ее флот также нуждался в обустройстве. Осенью того же года его главнокомандующим стал адмирал Кохрен.
  
  Под его руководством бразильский флот из опереточного стал постепенно становиться вполне серьезным. Было проведено несколько операций против берега, например блокада Бахии. Португальские войска были отрезаны от связи с метрополией, что предрешило их разгром. Успехи в сражениях были пока невелики - бой 4 мая 1823 с равными силами португальцев (по 1 линкору, 2 фрегата и мелочь с каждой стороны) завершился вничью, без потерь в кораблях. Но требовать большего от только что созданного флота было бы неразумно. Тем временем, как и в Чили, отношение к адмиралу стало меняться в худшую сторону. Его обвиняли в растратах, самоуправстве и чуть ли не заговоре.
  
  В конце концов, адмирал плюнул на неблагодарных латиносов и сбежал в Европу. Добавим, сбежал на недавно им же захваченном бразильском фрегате, и прихватив немалую сумму казенных денег. В общем, на святого он был совсем не похож...
  
  В 1827 г он предложил свои услуги Греции, которая тоже боролась за независимость. Его с радостью приняли на службу, но... похоже, лучшие времена адмирала были уже позади. Никаких побед за ним не числится, а попытка командовать на суше привела к тяжелому поражению при Фалероне. Хуже того, его обвинили в гибели популярного греческого вождя Караискакиса. Кроме того, греков раздражали барские замашки адмирала, требовавшего на себя непомерных расходрв из тощего бюджета восставших. В результате через год он покинул Грецию, а вскоре был там заочно лишен всех званий и наград.
  
  

И снова под Юнион Джеком

  
   Тем временем в Лондоне умер король Георг IV. Его сменил Вильгельм IV, "король-моряк", как его называли. Он знал Кохрена, весьма уважал его старые заслуги. Потому он добился снятия с него старых обвинений в мошенничестве, и предложил вновь поступить на службу - с 22-летним перерывом. Наконец-то Томас Кохрен стал настоящим, а не "бразильским" адмиралом! Напомню, в 1810 г он был уволен из Королевского Флота в звании кэптена (кап-1).
  
  Но приняв его на службу, король так и не назначил его на какой-либо пост ! То ли Греция так испортила его репутацию, то ли еще что. Только в 1848 г, уже при королеве Виктории, он стал главнокомандующим Североамериканской и Вест-Индской станцией и произведен в вице-адмиралы. Но и на этой должности он уже ничем не прославился. Умер старый адмирал в 1860 г, похоронен в Вестминстерском Аббатстве. Его эпитафия гласит:
  
Здесь покоится его 85-летний Томас Кокрейн, десятый граф Дундональд из Пейсли и Охилтри в Пера Шотландии, маркиз Маренхем в Империи Бразилии, и адмирал флота, который своей уверенностью и гением своей наукой и необычайной смелостью вдохновлялся его героическое усилие в деле свободы и его разнообразные услуги в его собственной стране, Греции, Бразилии, Чили и Перу, получили имя, прославленное во всем мире за мужество, патриотизм и рыцарство. Родился 14 декабря 1775 года. Умер 31 октября 1860 года.
  
  Необычайная судьба адмирала до сих пор привлекает внимание. Написано несколько приключенческих книг, в основе которых - реальные события иэ жизни нашего героя. Первым автором был кэптен Фридрих Марриат - лично служивший под командованием Кохрена, и опубликовавший свои воспоминания в 1829 г. В XX добавилось еще несколько художественных произведений. Например цикл о Горацио Хорнблауэре C.С.Форестера, или Джеке Обри Патрика О'Брайана. По этим романам сняты несколько фильмов. И даже вполне коммунистический чилийский поэт Пабло Неруда посвятил адмиралу цикл стихов, положенных на музыку.
  
  По традиции, один из кораблей чилийского флота носит имя адмирала. За всю историю таких было пять:
   []  []
   []  []
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"