|
|
||
![]() | ||
![[]](/img/k/krasilxnikow_o_j/filat/sch.jpg)
Сама по себе школа была создана в далеком 1826 году, сразу после восстания Декабристов. Видимо, удачный выстрел Каховского привел кого-то к мысли, что офицер должен уметь не только шпагой махать, но и стрелять без промаха. Этим в Ораниенбауме и занимались - аж 80 лет.
![[]](/img/k/krasilxnikow_o_j/filat/fil.jpg)
Родился в 1862 году. Закончил Военную гимназию и позже Михайловскую артиллерийскую академию. Преподавал - сначала в юнкерском училище, затем в той самой Офицерской Стрелковой школе. Писал статьи в упомянутом выше "Вестнике...". С 1896 года параллельно сотрудничает с Артиллерийским Комитетом.
По сути Филатов является одним из первых российских конструкторов бронетехники. Более того, в отличие от большинства своих коллег, он создал
"Гарфорды" поступили на фронт в 1915 году. Обычно 1 пушечный броневик придавался взводу из 2-3 пулеметных броневиков "Остин" или "Фиат" - эта структура стала стандартной, согласно ей сформировали около 30 бронеавтомобильных взводов. Опыт боев показал: пушечные броневики чрезвычайно необходимы. Ради их мощного вооружения, мирились с никуда не годной проходимостью и слабым двигателем. Более того, "Гарфорды" оказались очень живучими: на начало 1917 года безвозвратные потери 'Гарфордов' составили лишь 7 машин из 48. "Морские" броневики активно участвовали в боях под Ревелем осенью 1917 года. Так, "батальон смерти" капитана 1 ранга Шишко обнаружил на Ориссарской дамбе два брошенных "Гарфорда", и использовал их в обороне. Броневики поддерживали батальон в боях за дамбу. В ходе отступления оба броневика были взорваны.
Успех "Гарфордов" доказал, что пушечные броневики нужны и важны. Генерал Филатов и так это знал, проблема была в другом: отсутствии каких бы то ни было шасси под бронировку. Россия грузовиков не выпускала вообще, союзникам не хватало самим - надеяться на заказ крупной партии шасси было нереально. Единственное чем располагал Филатов - это... свалка. Кладбище машин, не подлежащих ремонту. Разнотипных. Как правило не очень мощных. Поэтому новый броневик делался предельно облегченным. Трехколесным. Очень низким. Оружие - пушка или пара "максимов" - устанавливалось на корме. Броня 4-6 мм, экипаж 3-4 человека.
 
Как и у многих, революция у Николая Михайловича Филатова разделила даже семью. Его старший сын, боевой офицер, в конце 1917 добрался до Ростова, вступил в ряды Добровольческой армии. В середине января несколько сот добровольцев во главе с полковником Кутеповым упорно обороняли от красных г. Таганрог. По некоторым данным, добровольцы нашли на станции Ряженое брошенный казаками пулеметный броневик, привели его в порядок и использовали в боях. Занимался этим капитан Филатов. После 16 января, пользуясь тем что казаки ушли с позиций, красные обошли отряд Кутепова. Он вырывался из окружения по частям и с большими потерями. Не вернулся и капитан Филатов...
|