|
|
||
![]() | ||
Трудно сейчас найти человека, который бы не слышал про "Ролан Гаррос" - открытый чемпионат Франции по теннису, неофициальное первенство мира. Так же называется и стадион - точнее, огромный теннисный комплекс, на западной окраине Парижа. А вот в честь кого он назван - вопрос более интересный, не все сразу вспомнят.
Авиашкол в современном понимании тогда не было. Ему пришлось за свои деньги... купить собственный аэроплан, и самостоятельно учиться летать. У него была некая сумма (учиться в бизнес-школе и не иметь собственного дела - как-то нелогично). Но ее хватало только на самый дешевый самолет - "Демуазель". Эта устаревшая модель была очень хрупкой и пользовалась дурной славой "убийцы пилотов". Зато она стоила вчетверо дешевле сравнительно современного и относительно надежного "Блерио XI". На следующий год, еще даже не получив официальной лицензии пилота, он уже участвовал в церемонии по случаю Дня Взятия Бастилии.
Ролан Гаррос в 1912 г установил рекорд высоты - 5 км с копейками. В том же году он наконец стал чемпионом, выиграв Гран При на кольцевом маршруте Анжер-Шоле-Сомюр на собственном "Блерио". Правда, и тут всё интереснее: из-за плохой погоды гонку закончил он один, остальные просто не добрались до финиша в положенное время. А Гарросу помог новый форсированный мотор, установленный на его машине по спецзаказу. Поэтому он и имел возможность противостоять сильному ветру. В этом году он стал шеф-пилотом фирма "Моран-Солнье", и в этом качестве совершил несколько перелетов, в том числе из Рима через Сицилию в Африку - впервые в мире. Пока что Средиземное море пересекалось в самом узком месте - над Сицилийским проливом. Заодно впервые пролетел и над Везувием...
;Начало войны застало Ролана Гарроса в Берлине. Минимум что ему светило - это интернирование. Дальше версии разнятся. Русские источники пишут, что летчик смог без помощи немецких механиков запустить мотор своего самолета, взлететь в темноте и перелететь во Францию. Скорее всего - бред, ибо от Берлина до французской границы 600 км, и для такого почти рекордного перелета нужна была специальная подготовка. Французы пишут проще - уехал в последний момент на своем скоростном "Бугатти" вместе с механиком по имени Жюль Ю (Jules Hue), и успел пересечь границу буквалально перед ее закрытием.
| 5 февраля 1915 года самолет "Моран" L из 3-й английской эскадрильи, с пилотом лейтенантом Ведхемом и наблюдателем лейтенантом Бартом, вступил в бой с германским "Авиатиком" близ города Менвиль. Немецкий летчик первым заметил противника и стал уходить, а его наблюдатель открыл огонь из карабина. Ведхем, искусно маневрируя, нагнал врага и подошел к нему сзади-сверху на дистанцию 100 метров. Барт начал стрелять из своего карабина. "Моран" подлетел совсем близко к неприятелю, расстояние между противниками сократилось до 20 метров. Было ясно видно, как пули рвут полотно на немецком самолете. Еще несколько удачных выстрелов, и поврежденный "Авиатик" садится на вынужденную. "Моран" во время этого боя также получил пробоины в винте, фюзеляже и в плоскости. |
Требовалось другое решение. Собственно, еще до войны пробовали установить неподвижный пулемет на одноместный аэроплан с тянущим винтом. Но мешал этот самый винт. Ставить пулеметы вне его радиуса, на крыльях, не позволяла прочность тогдашних самолетов. То есть поставить-то было можно, но легкая конструкция аэроплана в полете изгибалась, "дышала", и пулемет "уводило" хрен знает куда. А поставить на фюзеляже по центру - придется стрелять сквозь винт. Пытались сделать механизм (его потом назовут синхронизатором), задерживающий стрельбу на тот момент, когда лопасть винта закрывает ствол пулемета. Но опытный образец работал плохо, постоянно "пропуская" выстрелы. Задолбавшись менять винт после каждой неудачной пробы, тупо укрепили на лопастях винта стальные пластины, дабы случайные пули ударяли в них и не портили винт.
Наступил 1918 год. В России революция уже произошла, в Германии вот-вот могла начаться. Пользуясь ослаблением железного орднунга, два французских летчика где-то добыли немецкие офицерские мундиры. По одной из версий - сшили сами, пытаясь достичь максимальной похожести. В феврале при помощи этого маскарада скрылись из лагеря. На этот раз им удалось через нейтральную Голландию и Британию добраться до своих.
| Эрих Мария Ремарк. | |
Самолет Гарроса упал на занятой немцами территории. Через несколько дней наступающие войска союзников нашли в районе Вузье (100 км к востоку от Реймса) могилу с надписью "Ролан Гаррос". Позже на этом месте поставили обелиск.
|