|
|
||
![]() ![]() Аргентино-чилийское соперничество в конце XIX века. | ||
В 1883 г закончилась Вторая Тихоокеанская война. В самом её начале чилийский корвет "Эсмеральда" вступил в безнадежный бой с перуанским монитором, и погиб не спустив боевого флага. Возможно, именно этот эпизод изменил отношение чилийцев к войне - теперь они видели в ней не банальную "драку за птичье дерьмо", а священную месть злобным перуанцам и подлым боливийцам. Остается фактом, что моральное состояние армии Чили было заметно лучше, чем у ее противников. Это, вкупе с превосходством на море, и обеспечило победу Чили.
![]() |
на строительство новой "Эсмеральды" Цена 20 центаво. |
| Год | Корабль | ТТХ | Примечание |
|---|---|---|---|
1884 | Бронепалубный крейсер "Эсмеральда" | 3000 т, 18 уз, 2х254-мм, 6х152-мм, 2х6-фн (57-мм), 5х1-фн (37-мм), 2 митральезы Гарднера, 3 ТА | В 1894 г продан Японии, переименован в "Идзуми" |
1887 | Броненосец "Капитан Прат" | 7000 т, 18 уз, 4х240-мм, 8х120-мм, 6х6-фн (57-мм), 4х3-фн (47-мм), 10х1-фн (37-мм), 4 ТА | ГК в 4 башнях "ромбом". 120-мм тоже в башнях |
1887 | Крейсер "Президенте Эррациус" Крейсер "Президенте Пинто" | 2000 т, 18 уз, 4х150-мм, 2х120-мм. | |
1888 | Броненосец бер. обороны "Индепенденсия" Броненосец бер. обороны "Либертад" | 2300 т, 11 уз, 2х240-мм, 4х120-мм, 4х47-мм пушки Нортенфельта, 4х25-мм пушки Нортенфельта, 4 ТА | |
1890 | Бронепалубный крейсер "25 Мая" | 3500 т, 21 уз, 2х210-мм, 8х120-мм, 12х3-фн (47-мм), 6 ТА | Английской постройки. Разитие типа чилийской "Эсмеральды" |
1891 | Бронепалубный крейсер "9 июля" | 3600 т, 22 уз, 4х152-мм, 8х120-мм, 10х3-фн (47-мм), 5 ТА | То же. Уменьшение ГК при квеличении числа стволов. |
1892 | Бронепалубный крейсер "Бланко Энкалада" | 4500 т, 23 уз, 2х210-мм, 10х152-мм, 12х47-мм, 12х37-мм, 5 ТА | Взамен потопленного в Гражданской войне в 1891 одноименного броненосного корвета. Увеличенный вариант аргентинских крейсеров. Заказан тому же Армстронгу. |
1894 | Бронепалубный крейсер "Буэнос-Айрес" | 4800 т, 23 уз, 2х203-мм, 4х152-мм, 8х120-мм, 16х47-мм | Симметричный ответ на "Бланко Энкалада" |
1895 | Броненосный крейсер "Эсмеральда" | 7000 т, 23 уз, 2х210-мм, 16х152-мм, 8х76-мм, 10х57-мм, 4 пулемета, 3 ТА | Взамен "Эмеральды" постройки 1884 г, которая была продана в Японию под именем "Идзумо". Увеличенный и усиленный вариант "Бланко Энкалада". Имел бронепояс 6" |
1895 | Бронепалубный крейсер "Министро Сентено" | 3500 т, 20 уз, 8х152-мм, 10х57-мм, 4х37-мм, 3 ТА | Заказан Бразилией, перекуплен Чили. |
1895 | Броненосный крейсер "Гарибальди" | 6800 т, 20 уз, 2х254-мм, 10х152-мм, 6х120-мм, 10х57-мм, 8х37-мм, 4 ТА. Броня до 150 мм. | Итальянской постройки Головной из серии 10 кораблей. |
1896 | Броненосный крейсер "О'Хиггинс" | 7800 т, 21.6 уз, 4х203-мм, 8х152-мм, 4х120-мм, 10х76-мм, 10х57-мм, 2 пулемета, 3 ТА. Броня и башни ГК - 5-7". | Развитие "Эсмеральды" |
1897 | Броненосный крейсер "Сан Мартин" | 8100 т, 18 уз, 2х2-203-мм, 10х152-мм, 6х120-мм, 10х57-мм, 8х37-мм, 4 ТА. Броня до 150 мм. | "Гарибальди" с другим ГК |
1897 | Броненосный крейсер "Пуэйрредон" | 8000 т, 19 уз, 2х254-мм, 10х152-мм, 6х120-мм, 10х57-мм, 10х37-мм, 4 ТА. Броня до 150 мм. | Чили делало попытки купить его у Италии, но в конце концов крейсер отошел Аргентине. |
1898 | Броненосный крейсер "Генерал Бельграно" | 8000 т, 19 уз, 2х254-мм, 14х152-мм, 2х76-мм, 10х57-мм, 8х37-мм, 4 ТА. Броня до 150 мм. | |
1901 | Броненосный крейсер "Ривадавия" Броненосный крейсер "Морено" | 7700 т, 20 уз. У Ривадавии ГК - 1х254-мм и 2х203-мм, у Морено 4х203-мм. У обоих 14х152-мм, 10х76-мм, 6х47-мм, 4 ТА. Броня до 150 мм. | Аргентина отказалась от покупки. Включены в состав Японского флота как"Ниссин" и "Кассуга" |
1901 | Броненосец "Конститусьон" Броненосец "Либертад" | 12000 т, 19 уз, 2х2 254-мм, 14 152-мм, 14 76-мм, 4 57-мм, 2 ТА. Броневой пояс 3-7", башни 8-10" | Чили отказалась от покупки. Включены в состав Британского флота как "Свифтшур" и "Триумф" |
1901 | Два броненосца | 15000 т, 20 уз, ГК 305-мм | Заказ фирме "Ансальдо" планировался, но был отменен. |
1902 | Бронепалубный крейсер "Чакабуко" | 4100 т, 23 уз, 2х203-мм, 10х120-мм, 12х76-мм, 6х47-мм, 3 ТА | Систершип японского "Такасаго". Служил в ВМФ Чили до 1959 г. |
Но мы отвлеклись. Когда и "эльсвикских" крейсеров показалось мало, Аргентина обратилась к итальянцами и буквально "на корню" скупила броненосные крейсера типа "Гарибальди" - 4 из 5 кораблей (заложенных итальянцами вроде как для себя) отправились в Буэнос-Айрес. На тот момент они произвели фурор во всем мире: при водоизмещении крейсера имели вооружение почти как у броненосца 2-го ранга ! С броненосцами великих держав тягаться им было бы тяжело, но в Южной Америке равных им не было.
Так получилось, что чилийские и аргентинские корабли неоднократно пытались купить другие страны. Первые попытки делались еще в 1893 году, когда Китай ввиду назревающего конфликта с Японией зондировал почву насчет чилийского броненосца "Капитан Прат". Не вышло. Обращались китайцы и в Аргентину, насчет крейсеров "25 мая" и"9 июля". Даже были согласны на древний казематный броненосец "Альмиранте Браун" образца 1880 г. Но тоже ничего не вышло.
Японцы в свою очередь ломаться не стали - буквально накануне войны купили эти крейсера, обозвали их "Ниссин" и "Кассуга". Надо сказать, что по ТТХ они японцам тоже не совсем подходили: тихоходны по сравнению с "Асамами", и при этом слабоваты в линии броненосцев. Но лучше уж так, чем никак. После потери на минах двух нормальных броненосцев, "итальянцы" встали на их место их в 1-м боевом отряде. Еще японцы опять приценивались к многострадальному чилийскому "Капитану Прату", но с ним и в этот раз ничего не выгорело.
А продажа заказанных чилийцами броненосцев "Конститусьон" и "Либертад" была объявлена позднее, когда война уже началась. По правилам нейтралитета, продажа оружия воюющим странам считалась контрабандой. И Англия, хотя и являлась фактически невоюющим союзником Японии, не могла нарушить ею же в свое время писаные правила. Продать корабли Японии, не поступившись репутацией, было нельзя. Продать России - тем более. Продать третьей стране, какой-нибудь Эфиопии ? А где гарантия, что они в тот же день не продадут корабли русским ? Пришлось покупать самим...
Отдельная песня - это попытки России пополнить свой флот за счет латиноамериканцев. Как уже было сказано, до войны такая идея успехом не пользовалась, во всяком случае, ничего практически сделано не было. От единственного реального шанса - двух "гарибальдийцев" - отказались. Но буквально с первых дней войны стало понятно, что пополнение флоту нужно позарез. И тут уж никто не вспоминал про экономию, соответствие ТТХ и прочие глупости мирного времени.
Майские Пакты конечно не ликвидировали конфликт, но значительно уменьшили его напряженность. Огромные суммы, уж запланированные в Чили и Аргентине на военные расходы, стало можно потратить более здраво. Торговля и промышленность, уже заложившие было войну в число рисков, смогли уменьшить издержки и ускорить развитие. В общем, нулевое десятилетие нового века было если не "золотым", то все же вполне неплохим по местным меркам. Но всё хорошо быть не может.
|