|
|
||
![]() | ||
Правителя Венгрии в 1920-1944 Миклоша Хорти как только не обзывали: "адмирал без моря", "регент без короля". На тот момент так оно и было. Тем не менее, он прошел Первую Мировую в австро-венгерском флоте с первого до последнего дня. И именно там завоевал авторитет, позволивший ему позже стать политиком. Но обо всем по порядку...
В начале 1914 года Миклоша Хорти произвели в звание линиеншифф-капитан. А перед самой войной назначили командиром на броненосец "Габсбург". Нельзя сказать, что это сильно обрадовало нашего героя: кораблик и по возрасту, и по вооружению недалеко ушел от "Карла VI" и "Будапешта".
После боя с "Зентой" в самом начале войны, ничего важного в Адриатике не происходило. Французский флот занимался только охраной Отрантского пролива, видимо ожидая прорыва австрийцев (которые и не думали об этом). Англичане были заняты в других местах. До конца 1914 года боевых столкновений надводных кораблей не было. А вот подлодки уже начали действовать.
Вскоре сами же французы убедились, что эта барраж далек от совершенства. Австрийские и немецкие лодки преодолевали его без особых проблем. В апреле 1915 г австрийская лодка U-5 капитан-лейтенанта фон Траппа поразила двумя торпедами броненосный крейсер "Леон Гамбетта" под флагом контр-адмирала Виктора Сенэ. Того самого, который в 1904 г командовал крейсером "Паскаль", был свидетелем последнего боя "Варяга", и приложил максимальные усилия к спасению его экипажа. А вот сейчас помочь ему было некому... Крейсер затонул в ночном штормовом море вместе с адмиралом, всеми офицерами и бОльшей частью команды.
В марте 1915 г, когда англичане начали операцию в Дарданеллах, адмирал Сушон поставил вопрос о прорыве в Турцию одного из австрийских крейсеров, с грузом снарядов. Выбор пал на только вступившую в строй "Новару". Но адмирал Хаус наотрез отказался от этой операции, поскольку легкий крейсер не мог взять много дополнительного груза - а риск операции превышал всякий допустимый предел.
Операция начиналась с отвлекающего удара - эсминцы "Чепель" и "Балатон" должны были атаковать один из итальянских прибрежных конвоев. Ожидалось, что легкие силы союзников, прикрывающие барраж, пойдут на помощь конвою.
Всё шло по плану. "Чепель" и "Балатон" в 3 часа ночи атаковали конвой, потопили итальянский эсминец "Бореа" и один из транспортов, другой загорелся и был покинут командой. В это же время три австрийских крейсера вышли к линии барража и занялись утоплением рыбачьих посудин. Им никто не мешал - итало-французская группа прикрытия прибыла к месту лишь в 7 утра, и то уклонилась от боя "ввиду недостатка сил". Вместо этого итальянцы решили погнаться за "Чепелем" и "Балатоном", и даже догнали их - правда, уже рядом с австрийскими береговыми батареями. Поэтому перестрелка была недолгой, но "Чепель" все же смог на прощание разбить котельное отделение одному из итальянских эсминцев.
Крест Виктории - высшая и самая почетная боевая награда Британской Империи. Она вручается за героизм, проявленный "перед лицом неприятеля". Награждают крестом немногих, и зачастую - посмертно. Одним из награжденных был простой рыбак Джозеф Уатт. Он даже не имел воинского звания - просто вместе с товарищами-рыбаками завербовался для службы на Отрантском барраже. Его дрифтер (небольшое рыбацкое судно типа траулера) "Gowan Lee" имел водоизмещение около 120 тонн, вооружен 1 57-мм пушкой образца 1894 г. Первое боевое крещение дрифтер получил еще в конце 1916 года, когда 4 австрийских эсминца так же атаковали суда барража. Экипаж "Gowan Lee" одним из первых обнаружил противника и поднял тревогу. Случайно оказавшийся рядом отряд французских эсминцев сорвал австрийский налет - ни один дрифтер не был потоплен, хотя "Gowan Lee" получил повреждения. И в ночь на 15 мая крейсера капитана Хорти снова вышли к линии дрифтеров. Подходили метров на сто, и приказывали покинуть судно, после чего топили его из пушек. Большинство, конечно, выполняли их требования. Но не все. Командир "Gowan Lee" Джозеф Уатт без всякого рупора послал в ответ налетчиков куда подальше, и приказал открыть огонь из единственной пушки. Впрочем, она была выведена из строя чуть не первым же попаданием. Затем дрифтер получил несколько пробоин, взорвался зарядный ящик... Удивительно, что "Gowan Lee" так и не был потоплен в этом бою (уже втором для него), а в его команде (8 английских рыбаков-добровольцев и собака) многие были ранены, но никто не убит. Более того, позже "Gowan Lee" оказывал помощь экипажам других потопленных и поврежденных дрифтеров. Шкипер Джозеф Уатт за выдающуюся доблесть был награжден Крестом Виктории - единственный из команд дрифтеров. Но еще несколько человек (в том числе трое с "Gowan Lee") получили медали Conspicuous Gallantry Medal - примерно как у нас "За отвагу". После войны Джозеф вернулся домой, но о своих отличиях никому не говорил, даже жене. Двадцать лет рыбачил, а когда началась Вторая Мировая, снова служил на дрифтере в противолодочном патруле у побережья Англии. На сей раз никаких происшествий не случилось. Вскоре после войны Джозеф умер. Его награда (которую он, кстати, хранил на своем судне, в ящике со всякой дрянью) сейчас находится в Имперском Военном Музее Лондона. |
![[]](/img/k/krasilxnikow_o_j/horty/h17.png)
Все крупные корабли с обеих сторон были повреждены: "Бристоль" три раза, "Дартмут" четыре, "Саида" один раз, "Гелголанд" три и "Новара" одиннадцать. Более того, "Дартмут" был на обратном пути торпедирован немецкой подлодкой UC-25 и дошел до базы буквально чудом: большая часть команды уже оставила его, но вовремя прибывшие буксиры смогли дотащить крейсер до Бриндизи. А вот французский эсминец "Ботэфё", пытавшийся искать подлодку, напоролся на мину и затонул.
И почти сразу же, 27 февраля - произведен в контр-адмиралы и назначен командовать всем Австро-Венгерским флотом ! При наличии 25 адмиралов и 15 каперангов с бОльшей чем у Хорти выслугой. Такой карьере можно только завидовать... если не смотреть на даты. 1918 год. В России уже произошла революция. Двуединая Монархия, уставшая от войны не меньше русских, тоже на грани бунта. И во флоте не всё хорошо.
В октябре-ноябре 1918 г, еще до Перемирия (11.11.1918), Австро-Венгрия перестала существовать. Входившие в ее состав народы один за другим объявляли о независимости. "Парад суверенитетов", в чистом виде.
3 ноября распадающаяся Австро-Венгрия подписала в Падуе перемирие. Венгрия была объявлена республикой во главе c премьером графом Каройи. Союзники выдвинули ему весьма тяжелые условия мира. Страна теряла до 2/3 территории и населения, и должна была платить контрибуцию. Каройи не решился подписать такое, и вынужден был уйти в отставку, передав власть союзу социал-демократов и коммунистов. Демократов тоже вскоре устранили, а коммунисты стали править по прямым указаниям от Ленина из Москвы. Разумеется, это народу не шибко понравилось, тем более что жизнь от этих национализаций, реквизиций, ликвидаций и конфискаций лучше не становилась.
Адмирал Миклош Хорти въехал в Будапешт в обозе румынских оккупантов, хотя и на белом коне. Вряд ли ему самому эта роль нравилась. Но коммунисты нравились еще меньше, почему он и согласился возглавить армию новой Венгрии. Позже он стал регентом - хотя короля в стране даже не предвиделось (Антанта была против). Такой вот адмирал без моря, регент без короля.
| Австрийское в 1909-1918 гг | Привычное нам советское | Русское времен WWI | Примечание |
|---|---|---|---|
| Linienschiffs-kapitän | Капитан 1 ранга | Капитан 1 ранга | |
| Fregatten-kapitän | Капитан 2 ранга | Капитан 2 ранга | |
| Korvetten-kapitän | Капитан 3 ранга | Старший лейтенант | До 1907 г между лейтенантом и к2р званий не было. С 1907 по 1911 в РИ ввели "капитан-лейтенанта", затем переименовали его в "старшего лейтенанта" |
| Linienschiffs-leutnant | Капитан-лейтенант | Лейтенант | |
| Fregatten-leutnant | Старший лейтенант | - | |
| Korvetten-leutnant | Лейтенант | Мичман | |
| Seefähnrich | - | - | Фенрих - звание курсанта по окончании училища. Кандидат в офицеры. Поэтому перевод "мичман" будут неверным ни в современном смысле (современный мичман никуда не кандидат), ни в столетней давности (мичман русского флота - уже офицер). |
| Seekadett | Курсант | Гардемарин | Кадет - звание курсанта, проходящего практику на корабле |
| Класс Имя, год постройки | Годы команд. | Водо- изм., тонн | Скорость узл. | Вооружение | Броня | Эки- паж, чел. | Примечание | Фото |
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| миноносец типа "Шихау" "Шпербер" 1886 | 1901-02 | 90 | 19 | 2 x 37-мм пушки Гочкиса (23 кал), 2 350-мм носовой неподв. ТА | - | 16 | Название переводится как "Ястреб" | ![]() |
| миноносец типа "Шихау" "Краних" 1886 | 1902-08 | 90 | 19 | 2 x 37-мм пушки Гочкиса (23 кал), 2 350-мм носовой неподв. ТА | - | 16 | Название переводится как "Петух" | |
| броненосный крейсер "Кайзер Карл VI" 1900 | 1908-09 | 7000 | 21 | 2 x 240-мм, 8 x 150-мм 18 x 47-мм, 2 450-мм ТА | пояс до 200 мм | 535 | Старший офицер | ![]() |
| броненосец бер. обороны "Будапешт" 1898 | 1909-14 | 6000 | 17.8 | 4 x 240-мм, 6 x 150-мм 14 x 47-мм, 2 450-мм ТА | пояс до 250-270 мм | 423 | Командир корабля | ![]() |
| эскадренный броненосец "Габсбург" 1900 | 1914-15 | 9000 | 19.6 | 3 × 240-мм, 12 × 150-мм 10 × 66-мм, 8 x 47-мм, 2 450-мм ТА | пояс 220, башни 280 мм | 638 | Командир корабля | ![]() |
| легкий крейсер "Новара" 1915 | 1915-17 | 3500 | 27 | 9 × 100-мм, 1 х 47-мм, 3 х 2 ТА | пояс до 60 мм | 340 | В 1917 г Хорти командовал отрядом из 3 однотипных крейсеров, флагман - "Новара" | ![]() Назван в честь победы маршала Радецкого в 1849 над сардинской армией. |
| дредноут "Тегетгоф" 1913 | 1918 февр | 20 000 | 20,4 | 12 × 305-мм, 12 × 150-мм 18 × 66-мм, 4 × 533-мм ТА | пояс и башни 280-мм | 1087 | С 27 февраля командовал всем флотом, держал флаг на однотипном "Вирибус Юнитис" | ![]() |
|