|
|
||
Участие бронепоездов в финской Гражданской войне 1918 г. | ||
Отношение большевистской России к соседней Финляндии было, мягко скажем, своеобразным. С одной стороны, Ленин сам подписал "Постановление Совета Народных Комиссаров о признании независимости Финляндской Республики". С другой, это не мешало его правительству поддерживать финских социал-демократов, причем не только добрым словом, но и чем покрепче. С третьей, против этой поддержки резко возражала Германия, требовавшая строгого соблюдения "похабного" Брестского договора - приходилось делать вид, что "ихтамнет" (с). В общем, за сто лет мало что изменилось !
Бои за второй (после Гельсингфорса) промышленный центр Тампере составляют основную часть всей войны: наступление красных в конце февраля открыло активную фазу противостояния, а падение города в начале апреля - означало финал организованного сопротивления.
В начале марта на помощь красным прибыли два "номерных" бронепоезда, построенные в Гельсингфорсе. Оба состояли из 2 бронеплощадок и бронепаровоза. Один имел 2 47-мм и 2 57-мм орудия, 8 пулеметов, второй - две 75-мм пушки Канэ и пулеметы. Судя по всему, "Путиловцы" в это время были направлены в Карелию, так как больше они здесь не упоминаются.
Но и это уже потеряло смысл - белые обошли Тампере с юга и с запада, перерезав все железные дороги. Красные бронепоезда оказались в ловушке. Эйно Рахья (известный большевик, телохранитель В.И.Ленина в 1917) собрал отборный отряд из 2500 человек, 2 бронепоездов, нескольких пушек и 1 аэроплана. С ним он попытался в начале апреля прорваться на юг, в Гельсингфорс. "Я приведу вам на помощь 15 тысяч - иначе моя фамилия не Rahja, а Rähjä (мудак, рас3.14здяй)" Зря он так говорил... Прорыв не удался, хотя сам Рахья позже выбрался из Тампере.
Как было сказано, большая часть красных оказалась на юге Финляндии, а белых на севере. Но у тех и у других в тылу остались анклавы, которые постепенно зачищались. В районе Саво крупным красным анклавом был промышленный центр Варкаус. Рабочие-социалисты захватили там власть, но вскоре поняли что удержаться будет нереально. Отряд из 300 красногвардейцев погрузился в эшелон и отправился на юг, к узловой станции Кувола на соединение с главными силами. Белые, узнав про это, пустили навстречу поезду паровоз-брандер. Но красные предусмотрели нечто подобное, и впереди эшелона были прицеплены три платформы с песком. В них-то и врезался брандер, при этом ни паровоз ни пассажиры состава не пострадали. Но... Война только начиналась - этого инцидента оказалось достаточно, чтобы отряд изменил решение и вернулся в Варкаус. Там он оборонялся до конца февраля, но в конце концов белые взяли верх.
Карелия вела "свою войну". Если для красных Карельский Перешеек был важнейшим путем снабжения (которое пусть ограниченно, но все же капало из Петрограда), то для Маннергейма восточные земли были как не свои: решив сосредоточить все силы у Тампере, он приказал Карелии рассчитывать только на местные ресурсы - будь то люди, оружие, техника, продовольствие...
Судьбою не был он балуем,
А самое главное - уникальный механизм, направлявший струю паровозного дыма из трубы вниз, себе под колеса. Это резко снижало заметность бронепоезда, особенно в лесу - где столб дыма был чуть не главным демаскирующим признаком. Интересно, что на последующих финских бронепоездах эту систему применят только в 1940-41 гг (по итогам Зимней Войны). А в других странах - СССР, Германии, Польше - она так и останется неизвестной, или во всяком случае неиспользуемой.
А через 3 дня наступление красных поддерживало два новых бронепоезда, оба из России. Один - уже известный нам 'Путиловцы', ранее действовавший у Тампере. Сейчас он был переименован в "Украинская революция".
Бронепоезд прибыл в Финляндию в марте. Но оказалось, что он слишком тяжел для большинства финских железных дорог. Только немногие магистральные линии имели достаточную прочность. Немудрено: в России стандартной нагрузкой на ось считалось 16-18 тонн, а в Финляндии (кроме указанных магистралей) - 12-13 т. Однако линия Выборг - Антреа была построена по усиленному стандарту, и тут бронепоезд мог действовать.
У него на перегоне Келомяки-Куоккала обнаружилось, что на пути впереди лежит сошедший с рельсов паровоз. Убрать эту махину - целая операция. Второй (встречный) путь был исправен. Но перейти на него можно было только на станции Келомяки, которую недавно проехали - её уже взяли идущие следом белые. Тем не менее, решили рискнуть, и вернулись задним ходом на станцию. Белые просто не ожидали такой наглости - они ушли дальше, оставив на станции один взвод. Огонь красного бронепоезда разогнал малочисленного противника. Красные поезда продолжили отступление по исправному пути и вскоре пересекли границу.
7-го еще одна немецкая бригада высадилась восточнее Гельсингфорса. Впрочем, быстро перехватить дорогу на Выборг она не могла, так как та проходила в 60 км от побережья. Тем не менее немцы везде наступали почти без боев. 12 апреля с утра они вышли к окраине Хельсинки, а уже на следующий день город был взят. Отдельные бои велись в рабочих кварталах. Красному бронепоезду удалось отойти на север. Интересно, что под носом у красных в столице были организованы три батальона шюцкора (вооруженных белогвардейцев), которые ударили изнутри в нужный момент. Они имели 1500 винтовок, 500 пистолетов, 11 пулеметов. Надо сказать что особо упорных боев в столице не было: красные в них потеряли 300 человек, немцы - 54, шюцкор - 17. А пленных красных насчитывалось свыше 6 тыс.
| Бронепоезд | Происхождение | Состав, вооружение | Судьба |
|---|---|---|---|
| Генерал Анненков | Россия, ЮЗФ, 1915 | 2 броневагона, в каждом 1 76-мм пушка в башне, 6 пулеметов | В марте-апреле воевал у Антреа. 24 апреля захвачен белыми у ст. Сяинио вост Выборга. Бронеплощадки служили у финнов до конца 1944 г, одна сейчас стоит в музее Парола. |
| Путиловцы | Россия, СПБ, Путиловский з-д 1917 | 2 бронеплощадки, на каждой 2 76-мм зенитки Лендера. | В начале марта воевал под Тампере, в конце - под Антреа. Обе площадки получили повреждения. Одна ремонтировалась местными силами, в апреле была захвачена белыми, использовалась в последних боях против красных, позже сдана на слом. |
| Неизвестно | Россия, видимо СПБ | 3 57-мм пушки на 2 бронеплатформах | Март-апрель - бои за Тампере, 3 или 4 апреля взорван экипажем |
| Номер 1 | Гельсингфорс, завод Фридрихсберг 1918 | 2 47-мм и 2 57-мм пушки на 2 броне платформах | Март-апрель - бои за Тампере, 3 или 5 апреля захвачен белыми |
| Номер 2 | Гельсингфорс, завод Фридрихсберг 1918 | 3 47-мм и 1 57-мм пушка на 2 броне платформах | 3-5 марта - бои на линии Саво. Поврежден. После ремонта прикрывал отступление вместе с 4-м |
| Номер 3 | Гельсингфорс, завод Фридрихсберг 1918 | 2 75-мм пушки Канэ на 2 бронеплатформах | Март-апрель - бои за Тампере, 3 или 5 апреля захвачен белыми |
| Номер 4 | Гельсингфорс, завод Фридрихсберг 1918 | 2 75-мм пушки Канэ на 2 бронеплатформах | В марте воевал у Антреа, получил повреждения. В апреле брошен навстречу немецкому десанту, задержал его насколько смог. Вел отступательные бои до последнего дня, захвачен белыми в районе Лоухи 1 мая |
| Номер 5 | Гельсингфорс, завод Фридрихсберг 1918 | 2 75-мм пушки Канэ на 2 бронеплатформах | В апреле пытался деблокировать Тампере с юга (у Лемпяаля). Поврежден. На ремонте захвачен немцами. |
| Номер 6 | Гельсингфорс, завод Фридрихсберг 1918 | 2 75-мм пушки Канэ на 2 бронеплатформах | Сопровождал эшелон с эвакуированными красными начальниками до Белоострова. Пересек границу РСФСР. Дальнейшая судьба неизвестна. |
| Номер 7 | Гельсингфорс, завод Фридрихсберг 1918 | 2 75-мм пушки Канэ на 2 бронеплатформах | Захвачен немцами недостроенным на заводе. Использовался ими в последних боях. |
|
Rakkaana säilyy rinnassain muisto kauniin kotimaan. Taivasta sen ja yötä valkeaa muistelen mä ainiaan. Kansani siellä taistellen vapauden ja voiton toi. Sankarten heimoa ja raatajain unhoittaa en koskaan voi. |
С любовью хранит грудь воспоминания о прекрасной родине. Её небо и белые ночи я буду помнить вечно. Люди там боролись за свободу и победу, Совершали подвиги и трудились. Их никогда не забудут. |
|
|
|
|