В Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, на самом берегу Финского залива стоит в качестве памятника подводная лодка типа "Декабрист". И не только стоит, но и является действующим музеем. Надо сказать, что и для взрослых там много интересного, а уж пацанов оттуда просто не вытащить. Впрочем, то же касается и более новой лодки-музея С-189.
Два слова о самой лодке. "Декабрист" - первый тип подводной лодки, разработанный в СССР. Работы начались в КБ Балтийского завода 90 лет назад (1926 год), а уже в следующем году заложили три первые лодки - "Декабрист", "Народоволец", "Красногвардеец". Водоизмещение составляло 933/1300 тонн (надводное/подводное), скорость 15/9 узлов, вооружение - 8 торпедных аппаратов (6 носовых, 2 кормовых) с 14 торпедами, 100-мм и 45-мм пушки. Экипаж 53 чел.
Подлодка Д-2 была спущена на воду 1929 году и вступила в строй в 1931. В 1933 была по Беломорканалу переведена на Северный флот. Но перед войной вернулась на Балтику для капитального ремонта. В этом состоянии ее и застала война.
Первый поход лодка совершила в 1942 году. К тому времени Балтика представляла собой "суп с клецками", нашпигована минами и противолодочными сетями, так что советским подлодкам приходилось тяжело. Длинным спискам потопленных судов, как у немецких или или американских подводников, взяться было просто неоткуда - даже собственно выход на позицию уже в 1942 году был труднейшей операцией. Тем не менее Д-2 потопила один транспорт и повредила еще один.
В 1943 году противолодочная оборона немцев еще более усилилась. Из каждых трех ушедших в поход лодок две не возвращались. Поэтому попытки прорыва были временно прекращены. Вновь Д-2 вышла в море лишь в 1944 году, когда выход из войны Финляндии дал возможность обойти немецкие заграждения по прибрежным шхерным фарватерам.
К тому времени ее оборудование порядком устарело, к тому же в условиях блокады качественный ремонт и модернизацию сделать было невозможно. Так что неудивительно, что в трех оставшихся боевых походах счет побед так и не был увеличен.
После войны лодка была переоборудована в тренировочную станцию по борьбе за живучесть, и в этом качестве служила аж до 1989 года (60 лет с момента постройки !). В дальнейшем было решено сохранить ее как памятник. В том же году ее установили на вечную стоянку, а в 1993 - в ней открылся музей. При открытии музея присутствовал заместитель мэра Санкт-Петербурга, некий В.В.Путин.
Фотки прилагаются.
Подлодка как она есть
Вид с носа
Рубка и носовое орудие
Рубка сбоку
Она же снизу
Корма, винты.
Вход в музей.
Экскурсовод - дядька не простой, сам бывший командир лодки (не этой конечно).
В носовом отсеке
Носовые торпедные аппараты
Торпеда в разрезе
Они же
Первый отсек. Водолазный костюм
Подводный гальюн
Экспозиция в бывшей аккумуляторной яме (2-й отсек)