|
|
||
Последний начальник Минной дивизии... | ||
Разница ответов достойна удивления. Жена и сын мне рассказали, что это "Железный человек" из комиксов Марвел. Те кто смотрят телевизор или читают Дж. Мартина, утверждают что это - один из великих домов Вестероса. Раньше каждый школьник знал, что адмирал Старк проспал в Порт-Артуре нападение японцев, так как устроил "День Марии". Кельтофил расскажет о септе Старк хайлендерского клана Робертсон в Шотландии. И так далее. Но мы сегодня не совсем о них.
Осенью 1904 года лейтенант Старк занимал должность старшего минного офицера на крейсере "Аврора". Вместе с другими кораблями Рожественского они вышли в поход, навстречу Цусиме. Причем "Аврора" вместе с новыми броненосцами шла самым сложным маршрутом, вокруг мыса Доброй Надежды. В ночь на 14 мая 1905 г эскадра вошла в Цусимский пролив. "Аврора" в составе отряда крейсеров контр-адмирала Энквиста вела бой с японскими крейсерами. Один из снарядов взорвался у носового трапа, и его осколки через смотровые щели попали в боевую рубку, убив или ранив почти всех кто там был. Командир крейсера Егорьев был ранен смертельно. Стоявший рядом с ним Георгий Старк тоже получил ранение, но из боя не вышел:
С 1912 г. капитан 2 ранга Георгий Старк командует миноносцем "Сильный" (380т, аналог цусимских), с 1914 - эсминцем "Страшный", позже - "Донской казак" (оба типа "Доброволец"). Эсминцы входили в состав Минной Дивизии адмирала Эссена. Именно с них началось возрождение Балтфлота после 1905 года, когда на Балтике почти не осталось наших кораблей. Все ушли на восток и там сгинули. Адмирал Эссен, принявший флот в это тяжелое время, сделал ставку на "добровольцы" - эсминцы, построенные в 1905-08 гг на народные пожертвования, взамен погибших в Артуре. Эти 20 корабликов водоизмещением около 600 тонн, с угольной паровой машиной и не самым мощным вооружением - были тем не менее достаточно прочными и надежными, чтобы нести боевую службу. Балтика уже не была беззащитной.
Положение спас Ревельский батальон Смерти под командованием капитана 1 ранга Павла Оттоновича Шишко. Он атаковал немцев через дамбу и оттеснил их от берега, дав тем самым деморализованным пехотным частям выйти к дамбе и по ней добраться до острова Моон, откуда флот их эвакуировал на "большую землю". За несколько дней этим путем спаслось от плена несколько тысяч солдат. Батальон поддерживали огнем крейсера "Адмирал Макаров" и "Баян", которым кстати командовал двоюродный брат нашего героя - капитан 1 ранга Александр Оскарович Старк. А на "Макарове" сам Шишко в свое время служил старшим офицером (1913-14). Мир все-таки тесен...
Вскоре после прихода большевиков адмирал Старк выходит в отставку. Летом он прибывает в недавно захваченную чехами Казань. Его назначают командовать волжской речной флотилией - впрочем, эту флотилию еще нужно создать ! Такая же проблема стояла и перед красными...
17 сентября на Каме произошел бой белой канонерки No 1 'Царицын' с 3-мя кораблями противника, окончившийся гибелью белого парохода. Хотя по другим данным, это была потоплена красная канонерка, также носившая No 1. До конца сентября красные упорно продвигались вверх по Каме. В составе их флотилии была плавбатарея "Разин", три миноносца и несколько пароходов. 29 числа прибыл "Ваня номер 5" с комиссаром Маркиным. Пулеметчиком на "Ване" был будущий драматург Всеволод Вишневский.
12 декабря 1918 года Верховным Правителем России и Верховным Главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами России адмиралом А. В. Колчаком был издан приказ No 73, который гласил:
![[]](/img/k/krasilxnikow_o_j/stark/grave.jpg)
|