|
|
||
Продолжение истории танковой бригады, провоевавшей на Волховском фронте "от звонка до звонка". | ||
|
Легенда о таране бронепоезда |
|---|
|
В нескольких статьях, посвященных боям за Погостье, встречалось упоминание о танковом таране бронепоезда: КВ-1 старшего лейтенанта Смирнова из 122 тбр 10 февраля застрял в болоте у линии ж/д в 2 км от Погостья. Экипаж одновременно (!!) строил гать для танка и вел огонь, истратив все снаряды. Утром танк вышел из болота. В это время со стороны Кириши показался немецкий бронепоезд, открывший огонь по нашей пехоте. За отсутствием снарядов, Смирнов выбрал таран. Механик-водитель Дмитрий Некрасов направил KB точно в цель. Враг был повержен: паровоз и платформы с орудиями полетели под откос... Три месяца пролежал механик-водитель Дмитрий Некрасов в госпитале. За подвиг, совершенный у Погостья, Некрасова наградили орденом Красного знамени (а в конце войны гвардии лейтенанта Некрасова удостоят звания Героя Советского Союза). Сразу скажу - фамилии подлинные, Смирнов и Некрасов служили в бригаде, Некрасов в феврале 1942 попал в госпиталь, а в конце войны действительно стал Героем. А вот про этот эпизод, к сожалению, подтверждений не нашлось. Никаких документов о представлении Некрасова к "Красному Знамени" нет. В ЖБД бригады, как мы видели, за 10-11 - только данные о потерях. Будь там реально таран - уж его расписали бы во всех подробностях. В немецких документах про "панцерцуг" на этой ветке тоже ничего нет. В мае бронепоезд номер 6 был тяжело поврежен "в районе Новгород" - но не в феврале и не у Погостья. Еще тут действовали 30-й и 26-й, но оба дожили минимум до 1944-го. И наконец технические нестыковки. В феврале к ж/д Мга-Кириши Красная армия вышла на широком фронте, другое дело что преодолеть ее не получалось. Представьте бронепоезд, идущий ВДОЛЬ ФРОНТА по ничейной полосе 10, а то и больше километров... Да там и рельсов-то нет, а если случайно уцелели - долго по ним не поездишь, или у красных вообще артиллерии нет ? Далее. Насчет действий экипажа КВ ночью. Для сооружения гати нужна скрытность, тишина и отсутствие противника в прямой видимости. Для стрельбы из пушки - как раз наоборот. Заниматься обоими делами сразу не выйдет. Возможно снаряды кончились до того, а ночную стрельбу придумали ибо "так героичнее". И наконец, сам таран. Масса КВ - около 43 тонн. Масса паровоза Ов - 58 т без брони. С броней до 80т. Средний двухосный броневагон - до 30 т, четырехосный до 60. Вопрос, что сможет сделать бронепоезду танк ? При ударе вдоль путей против него сыграет вся масса поезда, т.е. КВ просто отбросит в сторону. При поперечном ударе есть шанс опрокинуть один вагон или заставить паровоз сойти с рельсов. Но никак не "весь состав в мелкие кусочки". В известном таране Дмитрия Комарова 1944 г с рельс сошли две соседние платформы - это максимум на что реально можно рассчитывать. В случае подобного исхода бронепоезд остановится, но боеспособность полностью не потеряет. Чтобы его добить, или наоборот спасти, потребовались бы усилия многих соседних частей - саперов, артиллеристов, авиаторов. Но все молчат ! Так что, скорее всего, красивую историю придумали уже постфактум... |
Бронебатальон, патрулируя дорогу Погостье - Виняголово, отбил атаку немцев, уничтожив свыше 50 чел. У нас прямым попаданием тяжелого снаряда был разбит 1 БА-10.
26 марта бригада, поступила в распоряжение командира 4-го гвардейского корпуса, известного нам генерал-майора Гагена. 27 марта 2 КВ, 2 Т-34, 1 БТ и 1 Т-26 вместе с 137 сбр атаковали противника в районе 1.5 км южнее Кондуя, перерезав дорогу на Смердыню. Сделать это удалось только благодаря мотострелковому батальону 122-й бригады, так как пехота 137 сбр залегла перед дорогой и за танками не пошла. В ходе ожесточенных двухдневных боев танкисты и мотострелки удержали занятую позицию. Бригада потеряла сгоревшими 2 КВ , 1 БТ-7, и 174 убитых и раненых. Потери немцев оценивались примерно так же: до роты пехоты, 9 пулеметов, 4 ПТО. В следующие дни продвинулись еще на километр, захватили склады горючего и боеприпасов, другие трофеи. Но к 1 апреля почти все танки вышли из строя, и бригаду отвели на восстановление.
30 августа, после трех месяцев нахождения в резерве - бригада получила приказ: сосредоточиться в районе Войбокало, в резерв командующего Волховским фронтом. Всего 40 км по прямой. Но в том и беда, что прямой дороги там нет. Сплошные болота. Зимой они частично замерзли, и как-то передвигаться позволяли. Летом - хуже... Спасибо саперам - за время затишья соорудили гати. По ним - к берегу Волхова, там по прибрежной дороге до станции Глажево. Оттуда танки - по ж/д, а машины своим ходом по хорошо знакомой для бригады дороге Мемино - Влоя - Шум.
|