|
|
||
Бронетехника антиподов | ||
![[]](/img/k/krasilxnikow_o_j/tq-brazil/kav.jpg)
Бразильцы подошли к вопросу серьезнее. Начать с того, что их военнослужащие, единственные из южноамериканцев, реально участвовали в боях Первой Мировой. В количестве аж 24 человека - офицеров и сержантов. Они были прикомандированы к войскам союзников (в основном французов) и вместе с ними принимали участие в завершающей операции войны - "стодневном сражении", вынудившем Германию просить перемирия. В ходе боев треть бразильцев была повышена в звании за боевые заслуги.
Применить танки против внешнего врага бразильцам так и не довелось. Зато что касается внутренних разборок, их список весьма велик.
Диктатор Варгас, более-менее успокоив бурлившую страну, задумался в том числе и об обновлении бронетехники. На что-то серьезное денег пока не было, а вот танкетки вполне бы пригодились на случай новых внутренних неурядиц - заслуженные FT-17 уже отслужили свое. Выбор был сделан в пользу итальянских танкеток CV-35, неплохо показавших себя в войнах в Абиссинии и Испании. Тем более что фирма "Ансальдо" постепенно улучшала машины. Главными изменениями были торсионная подвеска и вооружение - 13.2-мм пулемет "Breda" вместо спарки пулеметов обычного калибра. Теперь итальянская танкетка имела шансы даже против пушечных танков - большинство из них не отличались толстой броней.
Надо сказать, что в отличие от той же Аргентины, Бразилия в пронацистских симпатиях замечена не была. Более того - как указано выше, жестко пресекала выступления фашистов. Но это внутри. Торговать со странами "оси" во всяком случае до 1939 ничего не мешало. Помимо итальянских танкеток, были закуплены немецкие пушки - свыше 60 75-мм орудий, и десять зениток Flak 18/36/37 - знаменитых "ахт комма ахт". Для их перевозки также заказали 11 немецких полугусеничных тягачей Sd.Kfz 6, 7 и 8 - сколько каких, не сказано. Зенитки и тягачи служили до 1960 г, а 75-мм орудия и того дольше.
Как и все страны Южной Америки, Бразилия не имела особых интересов в далекой европейской войне. Но вскоре война пришла к ним сама. В конце 1941 г Япония напала на США. Бразилия тоже в знак солидарности порвала отношения со странами Оси. Одним из первых последствий этого стало буквально нашествие немецких и итальянских подлодок к берегам обеих Америк. Они топили многочисленные торговые суда США и их "союзников, сателлитов и наймитов", не заморачиваясь чьими-то территориальными водами. Да и нейтралам доставалось, кто ж там разбираться-то будет ? Бразилия, мимо берегов которой проходили оживленнейшие морские пути, почувствовала это в первую очередь. Всего за полгода она потеряла 36 судов. Поэтому уже в августе 1942, наверное первой в Южной Америке, она объявила войну странам Оси. Был - правда, неспешно - сформироваан 25-тысячный экспедиционный корпус. Он прибыл на Итальянский фронт в июне 1944 и действовал там до конца войны.
| Наименование | Количество | Годы службы | Примечание |
|---|---|---|---|
| M3 Stuart A3/A5 | 350 | 1942-78 | Легкий танк. В т.ч. ~10-15 служивших в Италии |
| M3 Lee | 104 | 1942-69 | Средний танк |
| M3 Scout Car A1 | 100 | 1942-79 | Разведывательный БТР |
| M2 Half Track | 437 | 1943-80 | Полугусеничный БТР |
| M3 Gun Motor Carriage | 10 | 1943-70 | Противотанковая 75-мм САУ на базе M3 Half-track |
| M4 Sherman A1 | 85 | 1944-72 | Средний танк |
| M8 Greyhound | 15 | 1944-76 | Развед. броневик. Служившие в Италии |
| M3 Half-track | 49 | 1944-76 | Полугусеничный БТР |
| M20 Armoured Car | 20 | 1945-79 | КШМ на базе М8 |
Часть устаревших "Стюартов" вместо переплавки была направлена на модернизацию. 115 машин получили новый дизельный двигатель, усиленную броню и 90-мм пушку DEFA. Также на базе "Стюартов" Бразилия выпускала зенитные установки, но каких-либо подробностей о них найти не удалось. Эти модернизированные машины служили еще как минимум до 1990-х гг. Потренировавшись на кошках, то есть на "Стюартах", бразильская промышленность решила замахнуться и на собак. Взяв уже порядком устаревшие "Бульдоги", фирма "Бернардини" в начале 1980-х выпустила варианты с 90-мм и даже 105-мм пушкой (вместо 76-мм на оригинале). Появились также новые прицелы, новая СУО Ferranti Falcon с датчиками, цифровой баллистический компьютер и лазерный дальномер. На оригинальный корпус был добавлен слой дополнительной бронезащиты из композитного материала. Старый двигатель (карб. 500 л.с.) заменили дизельным Saab-Scandia DSI-14 V8, мощностью 730 л.с. Намечались интересные контракты на модернизацию для всех пользователей M41, но из-за изменения ситуации проект был заброшен и в конечном счете потерпел крах.
|