|
|
||
![]() | ||
|
Но люди верили ему как отцу, Они знали, кто все должен решить. Он был известен как тот кто никогда не спешил, Когда некуда больше спешить | ![]() | ||
|
"Капитан Воронин" Борис Гребенщиков | |||
|
| |||
Дело было уже после революции. Не смотря на смену власти, северный каботажный флот по-прежнему пытался выполнять свои функции. Вот и почтово-пассажирский пароход Архангельско-Мурманского пароходства "Федор Чижов" следовал в мае 1918 обычным рейсом на Мурманск. По пути заходили в небольшие бухты - брали пассажиров, выгружали припасы. Собственно, это была единственная связь с цивилизацией многих поселков по берегу Белого моря. 16 мая в горле Белого моря у поселка Рыбачий их перехватила немецкая субмарина U-22.
По окончании Гражданской войны на Севере, Воронин наконец получил в командование свое первое судно. Это был грузопассажирский пароход "Сосновец", до революции "Великая княгиня Ксения", построенный в Англии в 1895 г. 1135 т, 10 узлов. Вполне достойно по тем временам. Судно работало, как и "Чижов", между Архангельском и Мурманском.
А в 1928 г его назначают капитаном ледокольного парохода "Георгий Седов". Судно не новое - 1909 г. Зато строилось оно специально для работы во льдах - набор корпуса и обшивка усилены, у ватерлинии ледовый пояс 22 мм, форштевень ледокольной формы. Уже в конце мая он был направлен к Шпицбергену, на поиски экспедиции Нобиле. Но, как известно, главную роль в спасении итальянцев сыграл "Красин". "Седов" на сей раз не смог отличиться - но у него всё было впереди.
Летом 1928 года "Седов", по приказу комитета по спасению дирижабля "Италия", принял участие в поисках экспедиции Нобиле. "Седову" было дано задание обследовать западную часть Земли Франца-Иосифа. Этот поисковый рейс продолжался два месяца - с июля по август 1928 года. Рейс "Седова" в отличие от плаваний "Красина" и "Малыгина" не получил тогда широкой известности, но для меня как для мореплавателя это было одно из интереснейших плаваний.
В начале 1932 г. "Седов" встал на ремонт, и капитан Воронин был переведен на "Александр Сибиряков" - тоже ледокольный пароход английской постройки, но вдвое меньшего водоизмещения (1480 т против 3000). А вот задачу ему поставили глобальную - пройти Северный Морской Путь за одну навигацию. Об этом мечтал еще Ломоносов, но в реальности пока ни у кого не получалось. Экспедицию возглавили всё те же О.Ю.Шмидт и В.Ю.Визе.Отправились 28 июля.
Пароход "Челюскин" был только что построен в Дании. Он был впятеро больше "Сибирякова" (7500 т против 1480), и в рекламе даже именовался транспортом ледового класса - и все-таки ни разу не ледоколом. Капитан Воронин, осмотрев судно еще в Ленинграде, наотрез отказался идти на нем в Арктику. Но куда денешься, если Партия велела ! Сначала его уговорили просто довести "Челюскин" до Мурманска. А там поставили перед фактом: экспедиция, организованная по директиве самого ИСа, под угрозой срыва из-за его, Воронина, несознательности! Куда было деваться...
Поход кончился, начался дрейф. 4 ноября 1933 года благодаря удачному течению вместе со льдами "Челюскин" вошел в Берингов пролив. Но когда до чистой воды оставались считанные мили, судно было увлечено назад в северо-западном направлении.
В Москве челюскинцев встречали как героев. Хотя вроде бы, чего радоваться - задача не выполнена, пароход потерян... Но главный редактор газеты "Правда" Лев Мехлис сотворил чудо - с его подачи кампания по спасению челюскинцев стала не просто героической эпопеей, но и чуть ли не первым свидетельством достижений СССР в мировом масштабе. "Что вы за страна!.. Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество!" - воскликнул тогда Бернард Шоу.
Ледокол "Ермак", как известно, был построен в 1898 г по проекту адмирала Макарова. К 1934 г он работал на Балтике, обеспечивая проводку судов зимой в Ленинград. Но в связи с открытием СевМорПути "Ермак" перевели в Арктику. Капитаном был назначен Владимир Воронин. В 1935 корабль был оборудован, по опыту "Челюскина", бортовым гидропланом Ш-2.
Капитан Воронин был по-прежнему в фаворе. Об этом говорило то, что он был назначен в следующую навигацию командовать новейшим ледоколом "И.Сталин". Это был первый линейный ледокол, построенный в СССР - головной в серии из четырех единиц (проект 51). До это ВСЕ наши ледокольные суда были зарубежной, как правило, английской постройки. Взяв за основу хорошо себя зарекомендовавший "Красин", Балтийский завод в Ленинграде успешно спустил на воду новый ледокол. Если машины и котлы строились по английским чертежам почти без изменений, то в архитектуру и оборудование судна были внесены серьезные улучшения - планировка помещений переработана по опыту прошедших экспедиций, установлены мощные электрогенераторы и современная радиостанция.
Зимой 1941 года ему поручили выручить эсминец "Урицкий" (типа "Новик"), вмерзший в лед около Северодвинска. Ледоколы были нужны для проводки караванов, и корабль пока оставили дрейфовать. Конечно, запасы пищи и воды не были рассчитаны на такой оборот. Поэтому из Архангельска к нему вышел обоз ("конно-санный поезд") со всем необходимым. С ним отправился и капитан Воронин. С огромным трудом они пробились к эсминцу и пополнили его запасы. А обоз пошел дальше, к Северодвинску (тогда Молотовск) под командованием Воронина. Дошли успешно.
После войны капитан Воронин был назначен совсем не по профилю - руководить первой советской антарктической китобойной флотилией "Слава". Так же назывался и флагман флотилии - китобойная база "Слава", размерами с линкор (водоизмещение 28 тысяч тонн). Таких судов раньше в СССР не было - "Славу" получили по репарациям от Германии, вместе с десятью китобойными катерами (около 400 т, 14 уз, экипаж 15 чел, гарпунная пушка). В первую путину почти все специалисты (гарпунёры, жировары, мастера по разделке китовых туш) были наняты в Норвегии. Наших моряков еще надо было учить всему этому (что было кстати сделано очень оперативно, и уже в 1949 г флотилия обходилась только советскими специалистами).
Воронин же принял свой старый знакомый ледокол "И.Сталин" и командовал им пять лет. К тому времени советская Арктика из арены для подвигов и путешествий стала местом хоть и тяжелой, но будничной работы. По графику ходили караваны по СевМорПути. Без особой помпы высадилась у полюса экспедиция "СП-2". Каждый год осуществлялся "северный завоз" в арктические порты. И везде требовались ледоколы. "Сталин", не смотря на звездное имя, вместе с однотипными "Макаров" и "Микоян", а также всем прочими, обеспечивал проводку судов. Работа нудная, невидная, орденов за нее не дают - но нужная...
Встретить свою смерть на ходовом мостике - какой еще конец может пожелать себе настоящий моряк ? Судьба не обошла капитана Воронина, подарив ему этот благородный финал. Похоронили Владимира Ивановича на Шуваловском кладбище Ленинграда. Сейчас это между станциями метро "Озерки" и "Проспект Просвещения".
|