Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Финские bt-42 в обороне Выборга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:


  

Трофеи.

Восстановленные
Т-28 средних 2
Т-26 двух/однобашенных 10/26
ОТ-26/ОТ-130 огнеметных 2/4
Т-37/Т-38 плавающих 29/13
Т-20 тягач "Комсомолец" 62
Броневики Д-8/БА-27М 1/1
Броневики ФАИ/БА-20 2/11
Броневики БА-6/БА-10 3/7
Всего
Захвачено танков 131
Сохранилось Виккерс Е 26
Сохранилось Renault FT-17 4
  По результатам Зимней Войны финны захватили много советской бронетехники. Для ее ремонта была создана специальная мастерская в городе Варкаус. Она работала вплоть до 1945 года и всего восстановила свыше 300 машин. Из них 86 танков было готово к июню 1941 (см таблицу)
  
  Обратите внимание, в списке нет ни одного БТ ! Хотя несколько штук было захвачено, ни один так и не был восстановлен: ремонтники предпочитали иметь дело с хорошо освоенными Т-26, клонами "Виккерсов".
  
  В 1941-42 году финнам снова удалось взять многочисленные трофеи. Всего в составе танковой дивизии в 1943 находилось до 100 однобашенных Т-26 и 17 двухбашенных. Были восстановлены еще 5 Т-28, 4 Т-34 и даже 2 КВ. БТ было захвачено 53 машины, но из них восстановить сподобились лишь несколько БТ-5 и БТ-7, которые в дальнейшем ничем особо не отличились.
  
  

Короткий путь "отделения Кристи"

  
   [] На 1 сентября 1941 г у финнов на ходу было 2 БТ-7 и 3 БТ-5, которые были зачислены как специальное "отделение Кристи" в состав тяжелого (!) взвода (!!) танкового батальона, наряду с уже имевшимися там двумя Т-28. Уникальной особенностью этого подразделения было наличие штатного танкодесантного отряда. Обычно у финнов танки взаимодействовали с егерями или самокатчиками, которые передвигались сами по себе. Но БТ имели повышенную скорость, и их длинный корпус позволял разместить пехотинцев на броне. Поэтому в составе все того же тяжелого взвода создали "легкое отделение 4", включавшее по 6 солдат и капралу на каждый танк БТ. Тренировки десанта начались 21 августа, а в сентябре тяжелый взвод (в составе 7 танков, взвода пехоты и хрен пойми чего еще) выдвинулся к реке Тулокса с задачей наступать на Олонец (Aunus) и далее на юг.
  
  Советская 7-я армия успешно оборонялась на рубеже Тулоксы весь август. Чтобы двинуться дальше, финны подтянули свежие силы, включая свой единственный танковый батальон. 4 сентября тяжелый взвод был в полном составе послан в атаку. Непролазная грязь вывела из строя два БТ еще до боя. Однако остальные машины действовали успешно, и вскоре вышли на шоссе пос.Тулокса - Олонец. Там их ждала советская засада. Оба Т-28 были подбиты, но БТ смогли прорваться дальше, уничтожив (по их отчету) один броневик, три пушки и несколько орудий ПТО.
  
  5 сентября два оставшихся на ходу БТ были отправлены преследовать отходящие советские войска. Почему-то десанта с танками не было. В результате танки снова угодили в засаду, один был подбит, а другой сгорел со всем экипажем.
  
  Финские ремонтники, как и их русские и немецкие коллеги, могли творить чудеса. Застрявшие, сломавшиеся, подбитые БТ снова возвращались в строй. 7 сентября танки Тяжелого взвода (вместе с прочими силами финнов) достигли города Олонец. Впрочем, радоваться рано - тяжелые бои в его окрестностях продолжались целую неделю. 14 сентября, чуть-чуть не доехав до р. Свири, окончательно сломался последний финский БТ.
  
   Рапорт командира "отделения Кристи" лейтенанта Кескинена был не особо оптимистичен: техническая надежность его машин - никакая, танки не вылезали из ремонта. Гусеницы выработали ресурс, а на колесах в здешних болотах не проедешь. Двигатели тоже на последнем издыхании, при случае даже отбуксировать друг друга не могут. На всех танках барахлит проводка, на двух (из четырех) не работают стартеры. Многие катки нуждаются в замене. Зубья в КПП крошатся, поэтому некоторые передачи не включаются вообще. Прицелы на половине машин вышли из строя. Исправить всё это в полевых условиях невозможно.
  
  Поэтому 16 сентября все неисправные БТ были отправлены на завод в Варкаус, а "отделение Кристи" расформировано. Правда, в ноябре-декабре 1941 года в составе танкового батальона вновь упоминаются два БТ, но подробностей никаких нет. Последний раз один БТ мелькает в марте 1942 г. Больше финны этих танков не применяли. Но ещё 18 шасси БТ-7 были использованы для изготовления самоходных установок. О них мы и поговорим.
  
  

BТ-42

  
   [] Почему именно БТ ? Финны нуждались в мобильной артиллерии калибра 100 мм и выше. Купить возможности не было. Каждый трофейный средний и тяжелый танк был на счету, а Т-26 просто не могли нести такую нагрузку. С другой стороны, скорость в карельских лесах не главное, а вооружение у БТ такое же, как у Т-26 - сорокапятка. Так что как танк поддержки пехоты сравнительно тяжелый и прожорливый БТ опять же не смотрелся. Зато его мощный 400-сильный М-17Т позволял увеличить массу машины. Поэтому БТ-7 и выбрали как базу для САУ.
  
  Изготовление самоходок велось по проекту инженера Ренстрёма на заводе VVT в Ювяскюля. Это центральная Финляндия, 230 км на север от Хельсинки. Тиккакоски (где оружейный завод) - как раз пригород Ювяскюля (а сейчас и его аэропорт).
  
  В качестве орудия использовали 114-мм английские гаубицы Q. F. Mk.II обр. 1918 г. Они были закуплены перед войной в Испании (30 штук) и Великобритании (25 штук). Чтобы погон башни мог выдержать отдачу, пришлось добавить дульный тормоз собственной разработки. Саму бронировку башни переделали почти полностью, чтобы вместить столь громоздкое орудие. А вот механизмы наводки остались старые, которые не были рассчитаны на такой вес.
  
  В башне помещалось только два члена экипажа - а гаубица имела раздельное заряжание. Поэтому скорость стрельбы была запредельно низкой - один выстрел в минуту, как на броненосцах времен русско-японской. Эта же теснота внутри ограничивала боекомплект 22 снарядами. С другой стороны, внешние габариты бронесарая, из вежливости именуемого башней, сильно затрудняли маскировку машины.
  
  Но выбирать особо не приходилось. Других самоходок взять было пока неоткуда. 15 февраля 1943 г. в составе Танковой Дивизии официально появился батальон штурмовых орудий (Rynnäkkötykkipataljoona). Две роты по 6 ВТ-42. Личный состав батальона - 16 офицеров, 89 унтер-офицеров и 136 рядовых. Кроме самоходок, в дивизионе числился один бронетранспортер, так же на базе БТ-7: вместо башни на нем установили бронированную рубку. Он использовался для подвозки боезапаса.
  
   В качестве войсковых испытаный ВТ-42 принимали участие в боях на реке Свирь против советской 7-й армии (17 июня - 1 августа). По финским данным, самоходки истратили 1279 снарядов, уничтожив до 100 огневых точек и повредив еще больше. Но сами по себе BT-42 заслужили низкую оценку, из-за малой скорости и плохой точности орудия, что делало эти машины хуже нормального танка. Забегая вперед, отметим, что была выявлена лишь часть недостатков.
  
   Так, специально для этих гаубиц был разработан кумулятивные (по советской терминологии - бронепрожигающие) снаряды. Но испытать их так и не удосужились, не смотря на то что имели год времени и достаточное число не подлежащих восстановлению "тридцатьчетверок" и "КВ", в качестве мишеней. В результате, когда дело дошло до реального боя, ВТ-42 не смогли нанести НИКАКИХ повреждений атакующим советским танкам, несмотря на неоднократные попадания с пистолетной (70 м) дистанции.
  
  В декабре того же года от немцев были получены давно обещанные "штуги". Ими и вооружили батальон, а оставшиеся на вторых ролях ВТ-42 свели в отдельную танковую (почему-то) роту (Erillinen panssarikomppania). Поскольку специалистов не хватало, многие опытные танкисты были переведены с ВТ-42 на новые самоходки. Возможно, это тоже сказалась в бою за Выборг...
  
  

Оборона Выборга

  
    []  [] В начале 1944 г рота ВТ-42 располагалась в Выборге, отдельно от остальных частей дивизии (находившихся первоначально в Лапперанта). В ее составе было 14 машин. 10 июня началось наступление Красной Армии на Карельском Перешейке. В течение недели советские танки вышли к Выборгу.
  
  С 17 июня отдельная бронерота была направлена на передовую и участвовала в боях на подступах к городу. Было потеряно пять самоходок (3 безвозвратно, 2 в ремонт). Остальные отошли к Выборгу. По 2-3 машины были приданы пехотным батальонам, оборонявшим окраины города. Утром 20 июня начался штурм.
  
   Высоту Ристимяки со старым кладбищем обороняли три самоходки (в том числе командира роты лейтенанта С. Сиппеля) и 2-й батальон 20-й пехотной бригады. Их атаковала советская пехота и 1-я краснознаменная танковая бригада - элитная часть, воевавшая на Невском Пятачке, рвавшая блокаду, и сейчас идущая в первых рядах. Более 50 танков вышли к высоте Ристимяки. Снаряды гаубиц против них оказались бессильными - они имели малую начальную скорость и рикошетировали от брони. Пехоте пришлось отбиваться самой - благо ограда древнего кладбища служила вместо крепостной стены, а недавно полученные от немцев фаустпатроны в ближнем бою были страшным оружием. Зато самоходки смогли задержать советскую пехоту - их мощные 114-мм снаряды не давали наступающим возможности продвигаться за танками. Так или иначе, все атаки в первой половине дня были отбиты.
  
  Но две самоходки в бою были повреждены близкими разрывами. Командир роты решил отбуксировать их в тыл, на ремонт. Но как не вовремя !!! Пока неисправных самоходки взяли на буксир, красные снова начали артподготовку и видимо готовили еще одну атаку. Пехота, только что показывавшая чудеса стойкости, увидела что "броня отходит"... и тоже потянулась в тыл !
  
  Пока офицеры из штаба бригады прибыли на место, отступление переросло в паническое бегство всего батальона. Чувствуя свою вину, командир роты САУ прикрывал отход пехоты. Командирская машина некоторое время вела бой с вошедшими в город советскими Т-34, но в конце концов была ими расстреляна почти в центре города (угол Ленинградского шоссе и Ильинской - Kannaksenkatu & Eliaankatu).
  
   [] []
  
  Другая пара самоходок обороняла станцию Таммисуо севернее города. Их успели закопать по башню. Ближе к вечеру на их позицию вышли 4 Т-34 и 1 СУ-122. И здесь гаубичные снаряды (даже кумулятивные) оказались бессильны. Одна из самоходок выпустила 15 снарядов, на дистанции вплоть до 70 (семидесяти !) метров, но русские были как заколдованные. Пехота смогла отбиться "коктейлями Молотова" и фаустпатронами. Когда бой закончился, командир взвода ВТ-42 решил сменить позицию. При отходе слетела гусеница. Попытка двигаться на колесах привела к новым поломкам. В конце концов, машину пришлось сжечь. У второй самоходки из-за повреждений загорелась проводка. Машину удалось эвакуировать в тыл и позже восстановить.
  
  Две самоходки в районе Карьяла (восточное предместье, ныне Кировский район Выборга) специально сняли гусеницы, чтобы повысить маневренность. Впрочем, это не особо помогло. Дальше всё как у других: встреча с танками КВ, 18 выстрелов почти в упор без малейшего результата, попытка отойти. Один ВТ-42 застрял в канаве и был брошен, другой вместе с пехотой смог добраться до крепостного моста.
  
  Две машины 2-го взвода, оборонявшие Сортировочную станцию, также специально отказались от гусениц. Но видимо чего-то не учли - обе САУ в процессе боя потеряли подвижность и были брошены экипажами. Фото одной из них - номер 712 - хорошо известны.
  
   []
  
  Всего в бою за Выборг были потеряны 5 САУ, четырем (из них две поврежденных) удалось отойти из города. Крепостной мост был разрушен снарядами оставшихся самоходок, финны заняли оборону на западном берегу пролива. Фронт здесь не менялся вплоть до подписания перемирия. Больше ВТ-42 в боях не участвовали.
  
  7 июля 1944 г. отдельную бронероту расформировали. В тот же день состоялся суд на командирами подразделений так быстро оставивших Выборг. Но большинство офицеров бронероты под него не попали - просто потому что были убиты или ранены.
  
  Одно самоходное орудие, захваченное советскими войсками в относительно исправном состоянии было доставлено на Ленинградский артиллерийский завод "Большевик". Дальнейшая его судьба неизвестна.
  
   З.Ы. Что ни говори, а Girls und Panzer слегка приукрашивают ситуацию с подвижностью ВТ-42...
  
   []
  
  Таким образом, боевая биография этих необычных машин оказалась очень короткой: за первым боем (на Свири летом 1943) сразу шел последний (за Выборг). Впрочем, это характерно вообще для всех финских танкистов. Те же "штуги", гораздо более совершенные, тоже имеют в активе две операции: попытка контрудара 14-15 июня у Куутерселька, и сражение у Ихантала - Тали через 2 недели. Всё.
  
  Еще менее осмысленным было использование легких танков. Если сформированный до войны батальон отлично себя проявил в наступлении 1941 года, то позже еще полсотни трофейных Т-26 включили в боевой состав исключительно "шоб було". Всё что им поручали - отдельные операции масштаба взвода или роты, не имевшие каких-либо последствий. Да и те по пальцам можно пересчитать. Впрочем, при "сидячей войне" 1942-43 годов чего-то другого ожидать было трудно. А к 1944 году Т-26 окончательно устарели, смотрясь просто пришельцами с того света против Т-34-85 или ИС-2.
  
  Тем не менее, именно в 1944-м финские Т-26 понесли наибольшие потери. В боях за Выборг 20 июня было потеряно свыше 20 "Виккерсов" (английских и советских). Но если к примеру про каждый ВТ-42 известно - какой номер, где и как подбит - то о Т-26 такой информации пока не нашлось. Даже не известно, что за подразделение вело бой (а это не менее батальона, не иголка).
  
   []
  
  Видимо, на протяжении войны финское командование, зная что танков у них не густо, буквально дрожало над каждой машиной. И только осознание того, что Т-26 устарели, а ВТ-42 и раньше особой ценности не представляли, дало возможность рискнуть и массово бросить их в бой за Выборг. Надежды на победу там изначально не было - уж слишком мощный кулак представляла собой советская 21 армия. Но пока этот кулак самозабвенно крушил хилые "бронесараи" образца 1930-х годов, севернее Выборга успела собраться достаточно мощная и боеспособная финская группировка, в конце концов остановившая "русский паровой каток" на самом уязвимом направлении. Именно это дало позже возможность финнам договариваться о мире на более-менее сносных условиях. Таким образом, и жертва "бронесараев" тоже имела свой смысл...
  

И, по традиции, финская песня на тему...

  
  Korsuorkesteri - Siit' on jämptisti 50 vuotta (Это было 50 лет назад...)
  
  Просто послушайте. Нужда в долгом объяснении отпадет. У нас ТОЖЕ так пели. Под гармошку. С водкой. Вспоминали, как оно было. Поминали тех кто не дожил. Чокались с теми, кому повезло остаться живым...
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"