Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

"Zenta" - австрийский "Варяг"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:


  
  

Австрийский флот ?!

  
  Австрия у нас как-то не воспринимается в качестве морской державы. Действительно, после Первой Мировой она вообще выхода к морю не имеет. А до этого ? До этого долгое время в состав Австрийской Империи входила немалая часть Италии, в частности Венеция. Она имела свои давние морские традиции, и вполне логично что никакого другого флота кроме венецианского австрийцам просто не требовалось.
  
  Но во время антиавстрийского восстания в Венеции 1848 г флот временно оказался в руках бунтовщиков. Это стало поводом перенести главную базу в Пола (ныне Пула, Хорватия), и хоть частично заменить ненадежных итальянцев другими народностями Двуединой Империи. Началось строительство нового, броненосного флота, не связанного напрямую с традициями макаронников.
  
  Этот только что созданный флот отлично проявил себя в бою при о.Лисса (1866 г), но в боях на суше Австрия была разбита, и по итогам войны потеряла Венецию. В чем-то может это и к лучшему - итальянцы теперь не составляли большинство в личном составе австрийского флота. Хотя их осталось около 15%, так как Триест и окрестности по-прежнему принадлежал Вене.
  
   Вообще национальный вопрос стоял на флоте весьма остро. Перед Великой войной из личного состава 34% были хорваты и словенцы, 20% венгры, 16% австрийские немцы, 14% итальянцы, 11% чехи, словаки и русины, 4,6% поляки и румыны. Офицерам приходилось говорить на 4 языках. Матросы должны были немного говорить по-хорватски и по-итальянски и понимать команды, отданные на немецком языке. Наиболее образованные чехи и немцы служили в основном сигнальщиками и механиками, венгры - артиллеристами, хорваты и итальянцы - строевыми матросами и кочегарами.
  
   Такой коктейль, разумеется, порождал известную напряженность. Трудно было ждать от итальянцев энтузиазма в боях против 'братьев', которые родились всего в нескольких милях от Триеста, но по другую сторону границы. Точно так же словенцы гораздо меньше ненавидели сербов, чем мадьярских вельмож. Но пока был жив старый император Франц-Иосиф, эти шероховатости как-то сглаживались. Несмотря на национальные разногласия, все народы были верны своему императору, олицетворявшему добрую старую империю.
  
  Таким образом, собственно Австро-Венгерский Императорский и Королевский флот существовал чуть более полувека - от 1860-х годов и до 1918-го. Но за это время он успел несколько раз ярко проявить себя. Об одном из таких случаев - эта статья.
  
  

Краткая история австрийских крейсеров.

  
  В таблице ниже показаны австро-венгерские крейсера от первого до последнего. Помимо них, в составе флота находились также минные крейсера (скорее, большие миноносцы), которых мы сегодня не касаемся. Обратите внимание, что все перечисленные ниже корабли были построены на австрийских верфях - в Пола или Триесте.
  
Год
постр
НазваниеТипВодоизм
тонн
ВооружениеСкор
уз
Примечание
1888"Кайзер Франц-Иосиф I"
"Кайзерин Элизабет"
броне
палуб
45002 240-мм
6 150-мм
19Копия знаменитой чилийской "Эсмеральды" или японского "Идзуми"
1894"Кайзерин унд кёниген Мария-Терезия"броне
носн.
60002 240-мм
8 150-мм
19Развитие "Франца-Иосифа" с добавлением бронепояса
бронепояс до 100 мм
1899
1900
1901
"Зента"
"Асперн"
"Жигетвар"
броне
палуб
25008 120-мм,
2 ТА 450-мм
20.8Типа наших "Изумрудов", только еще тихоходнее. Столь скромные характеристики получились из-за режима строгой экономии.
1900"Кайзер Карл VI"броне
носн.
70002 240-мм
8 150-мм
21Развитие "Марии-Терезии"
бронепояс до 200 мм
1903"Санкт Георг"броне
носн.
80002 240-мм,
5 190-мм,
4 150-мм
22Развитие "Карла VI"
бронепояс до 210 мм
1910"Адмирал Шпаун"броне
палуб
45007 100-мм,
4 ТА 450-мм
27Первый турбинный крейсер Австро-Венгрии. Силовая установка постоянно выходила из строя, что исключало участие крейсера в дальних рискованных операциях. В остальном был не хуже крейсеров-скаутов других стран - того же "Эмдена"
1914-
1915
"Новара"
"Сайда"
"Гельголанд"
скаут35009 100-мм, 3х2 ТА27Бронепояс до 60 мм
Крейсера вступили в строй в начале войны
  
  

Корабль для демонстрации флага.

  
   [] Именно так гласило задание на постройку трех малых крейсеров в 1895 г. Задачей таких кораблей было присутствие в иностранных портах, защита торговли, интересов своих граждан, оказание давления на местные власти, дипломатические, посольские и тому подобные миссии. Так делали все великие державы, и Австро-Венгрия решила быть не хуже других.
  
   Международная обстановка позволяла: не так давно заключенный Тройственный Союз снимал вопрос о войне с ближайшим соседом - Италией, так как она стала союзником. А больше ни с кем воевать австрийский флот физически не мог, даже если б захотел. Поэтому чисто боевые качества новых кораблей на самом деле мало кого интересовали. Крейсера могли демонстрировать флаг, обстреливать берег, нести сторожевую службу... и больше наверное ничего. Служить лидером миноносцев или вести разведку при эскадре с такой скоростью было затруднительно.
  
  По проекту крейсера имели 2543 тонны водоизмещения. Две вертикальные 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения, мощностью около 4 тыс л.с. каждая. Два винта. Восемь водотрубных котлов Ярроу (позже замененных на четыре двойных). Запас угля 500 тонн, дальность плавания 3500 миль на 10 узлах. Максимальная скорость по проекту 21 узел, в реальности вышло чуть меньше. Экипаж 308 человек.
  
   Основное вооружение состояло из восьми пушек 12-cm G.L/40 SC.96 - 120-мм, длина ствола 40 калибров, модель Шкода 1896 г. Вес орудия 2 т без щита. Начальная скорость снаряда 690 м/с, масса снаряда 23.7 кг, масса заряда 4.5 кг. Углы вертикального наведения от -6 до +20 градусов, табличная дальность 10 000 м (5.4 мили).
  
   Противоминное вооружение - 10 47-мм пушек Гочкиса, причем двух типов: восемь образца 1897 г, со стволом в 44 калибра и дальностью стрельбы 4 км, и две образца 1890 г, в 33 калибра, с дальностью 3 км. Угол наведения у обоих вариантов от -10 до +20 градусов. 4 "длинных" Гочкиса стояло на батарейной палубе между 120-мм пушками, и 4 на верхней палубе. Где находились "короткие", точно не видно, возможно в кормовых казематах на батарейной палубе.
  
   Торпедное вооружение - 4 надводных однотрубных 450-мм торпедных аппарата, стандартных для кораблей того периода.
  
   Пулеметное вооружение - с этим интереснее. На корабль было установлено два станковых пулемета системы Сальватор-Дормус образца 1893 года, также производства фирмы Шкода. Ниже будет повод рассказать об этом оружии поподробнее.
  
   Броневая палуба - от 50 мм (над машинами и котлами) до 25 мм в остальных местах , боевая рубка - 25 мм, казематы - 35 мм, орудийные щиты - 15 мм.
  
  Головной крейсер был заложен на верфи в Пола в 1896, спущен на воду в 1897 и принят флотом в 1899. Он назывался Zenta (Зента или Цента - на разных языках произносят по-разному) - в честь битвы 11 сентября 1697 г у одноименного местечка на территории современной Сербии, когда Евгений Савойский наголову разгромил турок.
  
  Другие два корабля - "Асперн" и "Жигетвар" - следовали в постройке за головным с разрывом примерно в год.
  
  

Беспокойная служба

  
   [] Только вступив в строй, "Зента" получила приказ следовать на Дальний Восток. 1900-й год, в Китае разгорается "боксерское" восстание. К лету в китайских водах собралась внушительная австрийская эскадра - крейсера "Мария-Терезия", "Кайзерин Элизабет", "Зента" и "Асперн", под флагом адмирала барона Монтекукколи.
  
   Возникла угроза "посольскому кварталу" Пекина, и "Зента" послала взвод морских пехотинцев для защиты дипломатов. 30 матросов и два гардемарина во главе с лейтенантом прибыли в Пекин 4 июня - в последний момент перед тем, как квартал был блокирован. Командир "Зенты", фрегаттен-капитан Эдуард Томанн, сопровождал группу до посольства, и уже не смог выехать обратно. Он участвовал в обороне и погиб в одном из боев. По имеющимся сведениям, для усиления группы был придан как минимум один корабельный пулемет "Сальватор-Дормис"
  
   В ответ на блокаду посольств, международная эскадра (включая австрийцев) подошла к фортам Таку - морским воротам Пекина. После безуспешных переговоров, 11 июня заговорили пушки. После бомбардировки, форты были взяты высаженным десантом. От "Зенты", помимо пехоты, отправились на берег семь пушек Гочкиса с расчетами из моряков. Интернациональный отряд двинулся вдоль реки Хайхэ к Пекину, при поддержке малых кораблей. 2 августа они достигли столицы Китая, и в ходе трехнедельных боев заняли этот огромный город. Всего в боях (не только в Пекине) участвовало свыше 500 десантников с австрийских крейсеров.
  
  Бои с "боксерами" продолжались еще много месяцев, но постепенно затухали. Летом 1901 года "Зента" и "Кайзерин Элизабет" получили приказ вернуться в Европу. Франц-Иосиф прислал личную телеграмму адмиралу Монтекукколи, с благодарностью за успешные бои и самопожертвование, проявленные моряками.

Лирическое отступление - о пулемете "Сальватор-Дормус"


 []

В 1888 году Георгом Риттером фон Дормусом и эрцгерцогом Карлом Сальватором была запатентована система пулемета, имеющего полусвободный затвор. Его производством занялся завод "Шкода". Пулемет 'Шкода', принятый на вооружение Австро-Венгрией в 1893 году, использовали в качестве крепостного и морского.

Автоматика пулемета работала благодаря движению полусвободного затвора, который качается в продольной плоскости - что так же для нас непривычно. Затвор подпирал фигурный подпружиненный шатун, причем положение осей и форма поверхностей подбирались так, чтобы при повороте трение значительно замедляло отход затвора под действием отдачи.

Пулемет имел маятниковый открыто расположенный регулятор темпа стрельбы (тот самый пендель) - при смещении центра тяжести маятника задавалась длительность цикла автоматики. Самой неудачной в пулемете являлась система питания - патроны подавались из постоянного вертикального магазина собственным весом.


 []
  
   [] После боев в Китае, последующие миссии крейсера "Зента" уже не выглядели особо серьезными. Хотя побывал корабль много где - от Южной Африки (в годы англо-бурской войны) до Южной Америки (где всегда что-нибудь происходит). Какие такие кровные интересы Двуединой Монархии были задеты в этих едренях - вряд ли знали даже те, кто посылал корабль в очередной поход. Но приказ есть приказ... В общем, и говорить особо не о чем.
  
  Но лет через несколько ветер подул с другой стороны. Итальянцы, никогда не отличавшиеся надежностью, и в Тройственном Союзе стали смотреть на сторону. Периодически намекая, что их интересы могут не совпадать с прочими участниками. Интересы - дело святое, но макаронники прославились как раз тем, что в любой большой войне хотя бы раз перебегали на другую сторону.
  
  Австрия вынуждена была принимать меры и усиливать флот на случай разлада с такими "союзничками". Поэтому после нескольких лет заграничных круизов "Зента" и ее систершипы были включены в основной состав флота, и больше Адриатику практически не покидали. Максимум - недолгие визиты в средиземноморские порты других стран.
  
  

Война

  
   [] В начале августа 1914 ситуация сложилась запутанная. Австро-Венгрия уже вступила в войну с Сербией и Россией. Германия также объявила войну России. Франция и Англия в состоянии войны с Берлином - но пока что не с Веной. Возможно, дипломатам пока просто было не до того. Италия объявила нейтралитет. Австрийцам на море пока не с кем было воевать. Однако они ухитрились даже в такой ситуации помочь союзнику! Дело в том что немецкие крейсера "Гебен" и "Бреслау" были 4-5 августа блокированы на Сицилии английской эскадрой.
  
  В это время основные силы австрийского флота (3 дредноута, 3 броненосца, куча кораблей поменьше) вышли из Полы и направились к Бриндизи (порт на востоке Италии, на самом каблуке "сапога"). Зачем - никто не знал. Англичане слегка забеспокоились и наделали ошибок: Черчилль послал невнятную телеграмму, командующий английской эскадрой не так её (телеграмму) понял, в результате английские корабли уклонились от атаки немцев, когда те пошли на прорыв. Фактически "Гебена" и "Бреслау" преследовал один английский легкий крейсер - что делает честь храбрости его командира, но никак не умениям его начальства. А австрийская эскадра так же, без выстрелов и без комментариев, вернулась на базу.
  
  Тем временем маленькая Черногория таки объявила войну австрийцам 5 августа. 8 числа присланные к побережью новоявленного противника австрийские крейсера "Зента", "Жигервар", эсминец "Улан" и пара миноносцев обстреляли прибрежную железную дорогу и радиостанцию города Бар. Расположенный рядом с черногорской границей австрийский порт Котор (Каттаро) стал передовой базой флота. В дальнейшем блокада побережья с городом Бар осуществлялась посменно одним крейсером и одним эсминцем или миноносцем.
  
  Тем временем союзники таки объявили войну Австро-Венгрии (12 августа). Командующий французской Средиземноморской эскадрой адмирал де Лапейрер, проспавший удар "Гебена" и "Бреслау" по французским портам в Северной Африке, и не сумевший позже перехватить немцев, решил реабилитироваться. Он собрал два дредноута, 10 броненосцев, 2 броненосных крейсера и свыше 20 эсминцев. Как будто этого мало, к нему присоединилась часть британской эскадры адмирала Трубриджа - броненосные крейсера "Дифенс" и "Уорриор" и 4 эсминца.
  
   Вся эта армада пошла чистить Адриатическое море... от кого ? Атаковать хорошо укрепленную базу Пола они не собирались, а южнее во всем море находились только три корабля - крейсер "Зента" и эсминец "Улан" у черногорского побережья, и эсминец "Штрайтер", идущий из Полы на смену "Улану"...
  
   []    []
  Эсминцы типа "Хуссар", к которому относились и "Штрайтер" и "Улан". 400 т, 5 66-мм пушки, 2-3 ТА 450-мм, 28 уз.
  
  

Бой

  
   [] [] 16 августа в 7:46 сигнальщики с "Зенты" обнаружили много дымов с юга. Фрегаттенкапитан (капитан 2 ранга по нашему) Пауль Пахнер приказал повернуть на север и идти в находящийся недалеко порт Каттаро. Но в 8:25 с севера показался другой отряд противника, грозивший отрезать "Зенту" и "Улана" от Каттаро. Потом оказалось, что австрийский эсминец "Штрайтер" тоже обнаружил этот отряд, после чего решил вернуться в Пола и предупредить командование.
  
  А у "Зенты" выбора не было. С ее 20-узловой скоростью она не успевала дойти до порта в любом случае. У 28-узлового "Улана" шанс был. Поэтому Пахнер, как командир отряда, приказал эсминцу прорываться в Каттаро. Тот пошел на прорыв и смог добраться до порта, хотя и получил несколько попаданий. "Зента" повернула на северо-восток, чтобы хоть как-то приблизиться к берегу и дать шанс на спасение экипажу.
  
  А дальше все было просто. Дальнобойность орудий "Зенты" - 5 миль с чем-то. Французы не стали приближаться ближе тринадцати, для новых дредноутов и это немного. Для очистки совести предложили сдаться. Ответом был боевой флаг на мачте, и залп австрийского крейсера. Даже не недолет - просто залп в никуда. В вечность...
  
  В ответ французами было выпущено около пятисот 12-дюймовых снарядов. Не на один линкор бы хватило ! В 8:40 был открыт огонь, в 9:20 "Зента" превратилась в пылающую развалину, и командир приказал уцелевшим спасаться на недалеком уже берегу. Из 324 членов команды спаслось 150, включая командира. Они были взяты в плен черногорцами, и освобождены только в 1916 году, когда Черногория капитулировала. Миноносец "81Т" с триумфом доставил в Полу самых первых героев этой войны.
  
  А французы с англичанами, одержав столь громкую "перемогу", почему-то отказались от дальнейшего рейда вглубь Адриатики. Сразу же повернули на юг, на базу. И в течение всей долгой войны, не смотря на огромный численный перевес, к австрийским базам больше не ходили, предпочитая держать "отрантский барраж" и дальше на север не соваться.
  
  

P.S.

  
  Через год история повторится с другими актерами - теперь уже немцы соберут подавляющие силы, и пойдут выгонять русских из Рижского залива. И вроде бы почти выгонят ! Уже прорвавшись в залив, они найдут там только две тихоходных канонерки - "Сивуч" и "Кореец". Примут "Сивуча" в сумерках за линкор, и обрушат на него огонь двух дредноутов. А "Сивуч" под командованием капитана II ранга П. Черкасова не просто примет бой - он даже атакует противника, сбив его с толку и дав возможность "Корейцу" уйти. А сам будет стрелять до последнего, уже погружаясь в воду...
  
  И самое удивительное, после этого, в общем мелкого эпизода огромный немецкий флот тоже развернется и уйдет из Рижского залива, за прорыв в который уже заплатил немалой кровью.
  
  А еще через год роли снова поменяются. 11 русских эсминцев при поддержке трех крейсеров перехватят немецкий конвой, охраняемый только вооруженным пароходом "Герман". И произойдет что-то непонятное: русские миноносники, год назад геройски дравшиеся с превосходящими силами немцев, споткнутся на ничтожном пароходишке ! Сначала примут один "Герман" за несколько кораблей охранения. Потом где-то разглядят миноносцы, идущие в атаку. И вместо быстрого сближения с судами конвоя - будут вести огонь из безопасного далека. А "Герман" тем временем поставит дымзавесу, давая возможность своим подопечным укрыться в шведских водах. Наконец, русские миноносцы решатся атаковать его торпедами - но сработает только седьмая по счету (если не больше). Наконец, упрямый "Герман" будет потоплен - но все транспорты конвоя успеют укрыться у шведского берега! И что характерно, после этого эпизода - набегов на "рудные конвои" больше не будет... Балтфлот откажется от таких операций.
  
   Так же, как французы двумя годами раньше навсегда ушли из Адриатики. Конечно, и тому и другому найдутся рациональные объяснения, без всякой мистики. Но кто его знает, возможно в решении адмиралов прекратить операцию свою роль сыграл и тот маленький вражеский кораблик, который погиб, но не сдался...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"