Первый поход Темира был предпринят против Себастии, богатого города в Каппадокии, когд а он узнал, что Пайазит не был спокоен в отношении правителей Азии, которые были турецкого происхождения, и что он не желал вернуть их благосклонность после того, как он изгнал их всех своими собственными богатствами;
...............
Более того, так как он ничего не мог добиться, просто несколько раз отправляя послов , и слышал, как тот(Баязед) продолжал оскорблять его, то он счел необходимым без промедления напасть на Севастию войной. Но начало его действий было таково, что он войной хотел покорить Паясида и подчинить себе остальных, устрашенных им, и он не отказался бы от войны, пока не приобрел господство над всей Азией.
Мы считаем, что все это имело место быть так.
..................
Этот Темирес был сыном Сангала, человека, который вел замкнутый образ жизни;
Мы узнаем, что когда он женился, произошло нечто подобное.
Когда Темирес стал взрослым и по возрасту был пригоден для этой должности, горожане поручили ему заботу о лошадях горожан.
Наконец, вступив в разговор с остальными пастухами той местности, он заставил их сговориться между собой, что они наберут богатства воровством, а затем убегут из страны в другую.
Так как Темирес был очень искусен в воровстве, он приобрел много лошадей и огромное количество крупного рогатого скота и овец.
Ничего цельного и достаточно здорового в этом человеке тоже не было. Говорят, что однажды он поджег стену, чтобы войти в хлев для скота;
Ибо, заметив, что его мог видить отец семейства,( которое он обворовывал),чтоб его не заметили, он прыгнул со стены (ибо в этой местности люди обычно окружают свой скот и овец очень высокими стенами, на которые трудно взобраться), и сломал себе ногу, и от того сделался он хромым.
- Но так же полно свидетельств , что он получил ранение в ногу и начал хромать Во время храброго сражения . Но после битвы с соседями они ушли. Собравшиеся с самого начала пастухи под предводительством Темира выступали против врага, используя любую возможность. Он дал им совет выбрать место, удобное для грабежей и краж, в котором они могли бы укрыться, как в самом безопасном месте. Отсюда он отправлялся в путь, грабя и жестоко нападая на прохожих, решив никого не щадить, но причиняя большой вред. Раздобыв деньги посредством таких грабежей, он заманил в свою компанию еще двух человек, Хайдараса и Мирксия, которые, как мы узнали, были массагетами.
....
С помощью Темиреса они обрушились на грабивших страну врагов, обратили их в бегство и уничтожили всю вражескую конницу. Как только эта новость достигла города, горожане дали ему немало денег, добавив также деньги, с помощью которых он мог бы завоевать сердца своих солдат. Затем, получив такую поддержку, он укрепил и воодушевил своих людей и вступил в бой с неприятелем, отправив в город множество рабов и скота, которые он отобрал у врага. Царь массагетов, узнав о добродетелях этого человека, оказал ему величайшие почести.
...............................
(коммент. тут интересно само упоминание массагетов, а также их локализация в Средней Азии)
.......................................
текст
.....................................
И он объявил его императором и доверил ему все свои армии. Приняв на себя царское войско, он с удивительной быстротой разбил врага, внезапно напав на него и уничтожив всех в одно мгновение. Темирес, когда дело дошло до схватки, заставил врага бежать;
И, преследуя бегущих, он загнал их в Вавилон, называемый Погдатис, осадил его и призвал господина своего, царя. Затем, спустя короткое время, король умер, и Темирес женился на его овдовевшей жене и унаследовал все королевство.
...
Но когда он уже был королем, он захватил Погдатим и Семарканд
.
Вскоре после того, как горожане бросились к солдатским постам и, вместо того чтобы победить, были разбиты, они вернулись в город и подверглись жесточайшей осаде.
Когда они больше не могли этого терпеть, Темир взял их путем переговоров, и когда он пришел к власти в Самарканде, он вступил в изменнические планы с теми, кто был в Вавилоне, используя Хайдара в качестве своего министра для этой цели.
.... Миркс же оказался человеком большой честности и усердия. Он призвал Темира сдержать свой гнев и приготовиться довести дело до конца, что само по себе подразумевало, что Вавилонская империя не должна быть им разрушена.
.......он также научил Темира причине существования Сисситорум. И Темирес разделил всю свою армию на тены, манипулы и когорты и поручил декуриону снабжать его провизией и быть наготове с его солдатами, когда того потребует случай, а манипулы передавать командиру. Более того, он хотел, чтобы эти люди, когда к ним обратятся вожди манипул, подчинялись каждый из них своему вождю.
Когда они прибыли в Сисситию, не было никого, кто не имел бы места для ночлега.
.........
(коммент.Сиссития иногда по контексту переводится как поселение, тогда Сисситорум наверно, по контексту, что то вроде Управление поселением(устройство походного лагеря))
...........
текст
..........
Он приказал закупить продовольствие для остальной части армии в соответствии с тем, что было решено по общему согласию. Он приказал, чтобы каждый из младших генералов часто наставлял своих подчиненных, как наставляли старшие генералы, чтобы они не становились унылыми от праздности. Поэтому и получилось так, что ни один разведчик или чужак не мог тайно проникнуть в лагерь Темире и остаться там.
.......
Он назначил человека, которому поручил принимать странников, приходивших к нему с гостеприимством, если они в чем-либо нуждались. По этой причине строгая дисциплина гарантировала, что вся эта армия могла легко двигаться туда, куда пожелает царь, по его велению и приказу, и под его руководством, возбуждаемые единым сигналом, они дружно устремлялись вперед, готовые отдать себя царю за использовать в любых целях, которые он пожелает. С приближением вечера, получив сигнал от своего великого вождя, каждый из них приготовился отправиться в путь к своим шатрам и товарищам. Но когда солдаты расходятся по своим казармам, назначенные для этой цели стражники обходят лагерь, не находя ли кого-нибудь за пределами палаток. Если такой человек встречается, его ловят и подвергают смертной казни. Но если какой-либо разведчик приближается к лагерю, то он, как человек, которому никто не оставил еду, вынужден лечь вне палаток. Поэтому, зная это и не зная, куда обратиться, он был немедленно закован стражей в цепи......
Таковы порядок и форма царского сисситиорума.
Хайдарес, верный друг и товарищ по труду, умел весьма старательно обеспечивать его всем необходимым, а также никогда не переставал побуждать царя избегать многих войн, чтобы не нарушать его досуг и покой.
.................
когда Темирес уходил со своими людьми, радуясь грабежам, случалось, что родственники Мирксия обсуждали успехи Темириса и наконец пришли сказать, что он так вскоре получит и царство Семарканда. Миркиес отвечал : "замок Семарканда прочнее, чем тот, что может быть захвачен обычным человеком, и если только кто то скажет что он завладел Семаркандом , Я отсею его как лжеца", - сказал он серьезно, не в шутку.
====================================
И все же эта речь не имела достаточно успешного результата.
Затем, через некоторое время, когда Темирес получил власть в городе, он обнаружил, что сторонников мирксия в присутствии царя было больше, чем сторонников Хайдара.
Говорят, что Хайдарес, обиженый этим, сказал: "Теперь настало время применить к делу слова, сказанные Мирксиесом, ибо есть много свидетелей этих слов". Чтобы его слова не могли осуществиться, Темирес приказал подвергнуть Мирксиуса смертной казни, напомнив тому, что ему было даровано королевство Семарчанда, а сам он(Миркса) имел ложные намерения, и поэтому был признан виновным в смерти. Но он(Темирис) сомневался, как заставить умереть того, кто когда-то предоставил ему возможность стать королем, чтобы не создать впечатление, что он нарушает соглашения. Поэтому он обратился к Мирзии с такой речью.
.........................
"Я не думаю, что вы, о Мирксии, и вы двое - и остальные из нас - какими либо искусствами сможете увеличить империю.
За этими двумя вещами мы следили с величайшей тщательностью, пока готовили себе весьма большое царство, это было напряженное усердие в ведении дел и для того, чтобы добросовестно чтить договоры, заключенные нами с друзьями и врагами.
................
И не только клятвой, но и устно мы заявляли, что ищем согласия с ними, как будто в человеческой жизни нигде на свете не может быть ничего надежнее и прочнее всякого оружия, чем принять согласие, и не расходиться с нашими друзьями, предлагающими следовать то одному плану, то другому;
......
Ибо мы часто говорили, что только мы представляем образ Божий. Но если кто-либо из смертных когда-либо сказал что-либо недоброе, как может прийти к нему доброе, если он возьмется что-либо сделать? Помнишь, когда ты взял меня за руку, ты сказал, что если я найду дорогу в Самарканд, ты готов встретить смерть? Итак, поскольку ты говоришь это при свидетельстве многих, то настало время тебе заключить это и освободить нашу правую руку от этого соглашения.
.......
Мирксиес, когда царь закончил говорить, начал свою речь такими словами:
....
Поистине, о царь, ты знаешь, как ты пришел к этому решению, и все присутствующие тоже знают это. Я также не боялся приближаться к самым большим опасностям жизни, чтобы вы могли подготовить себя к этому счастью.
Это чтобы увидеть раны, которые я получил, желая служить вам и быть удовлетворенным. Но если мы сказали что-либо необдуманное, то разве не справедливо с вашей стороны простить мне это несчастье, постигшее меня и друзей, которые причинили вам боль?
Но это, о царь, не было бы большим препятствием для обычного человека. Но там, где воссиял иной образ царства, там, если вы заключили какое-либо соглашение, не дозволено нарушать его и преступать его. Да, Боже.
Он дарует нам много благ, если мы прощаем тех, кто обидел нас. Если, поэтому, ты даруешь мне безнаказанность за мой грех, то большее благо от Бога в конечном итоге будет даровано тебе.
.....
Эти слова не убедили Темири, который ответил: Прощение должно быть дано ошибкам тех, кто признал что-то против своей воли. Но как я смогу сохранить свое состояние, если не убью своего врага?
......
Сказав эти слова, он уничтожил Мирксиуса. Он похоронил убитого царя и долго оплакивал его.
После этого он повел войну против гирканцев и против народов, населявших Гирканское море; все это он подчинил себе. Это же море называется также Каспий; к югу от него обитают сакки и каддусианы; В пятидесяти тысячах стадий к востоку и северу по соседству с ними жили массагеты, воинственный народ. - Кстати, он длинный, тысячи стадий. Говорят, что массагеты отправились в Персию и заняли там много городов. Говорят также, что Темир, происходивший из этой линии Боминян, поспешил с массагетами на Самаркандское царство и, разгромив его, захватил его из под власти Ассирийской монархии. Но так как это море является вместилищем многих и больших рек, то мы узнали, что величайшая из них называется Кир; и тянется на много стадий, нигде, как говорят, не сливается с внешним морем. Однако я слышал, что от этого моря тянется канал, по которому оно впадает в Индийское море. В этом море обитают многочисленные и воинственные народы. Здесь также водится много хорошей рыбы. Он также раздает устрицы, в которых есть жемчужины. Над этим морем виден Индийский море. Множество грузовых судов попеременно плывут то по одному морю, то по другому.
.......
Это море обращено на восток, особенно с той стороны, где находится Азия. В него впадают великая река Аракс и Хоасп, текущий на восток, и многие другие реки. Говорят, что народы, прилегающие к этому морю, находятся под властью каддусианов и что они ежегодно приносят дань в город каддусианов.
........
(коммент. Давайте попробуем разобрать этот отрывок. Начинается он с Каспия и кадуссиан и оканчивается кадуссианами. Казалось бы , очевидно , что внутри этого текста все описываемое связано с Каспием, и Аракс тому подтверждение , с Хоаспом сложнее , современные словари не хотят признавать в ней Куру, хотя ни Керхе , ни река в Суссиане не впадают в Каспийское море со сторону Запада.
Массагеты , к обному из племен которого принадлежал и Тимур, проживали к Востоку и Северу от Каспия, вполне нам знакомые места. Эти же места , это места обитания и огузов , и Хазар, и монголо-татар. Протяженность в тысячу стадий непонятно к чему относить , к ареалу обитания массагетов или к протяженности Каспия , но вот река Кир или Кирус вызывает много вопросов. Кроме Волги на Кир нет претендентов , канал , что из нее течет это вполне может быть ранний аналог Волго-Донского канала, что, как известно существовал, хотя, возможно, и ввиде переволоки. Но тогда для Халкокондила Индийское море это Азовско-Черноморский бассейн, который полон хорошей рыбы, а именно Азов, про устриц не знаю,когда то говорят и они водились. но то что за морем с рыбой находится еще море , которое Индийское , не оставляет выборы увидить в нем Черное море. Между двумя морями активные грузовые перевозки. Чудеса , как Халкокондил мог не знать о море на котором стоит Византий и называть его Индийским? Или же он позаимствовал этот текст у восточного авторя , который взирая с восточной стороны воспринимал Азовское и Черноое моря как далекие , читай, Индийские, а Лаоник ничего не понял и просто вставил в свой труд?)
.................
(еще коммент. кадуссиев все ищут найти не могут, отсылают в античность , о городе кадуссии или кадде никто не помнит )
......
текст
................
Темирцы решили преследовать этих людей войной, после того как победили гирканцев и удалили их царя из числа смертных. Но каддусианцы предложили величайшие из возможных даров, намереваясь мужественно противостоять приближению Темирца. Когда Темирес узнал, что каддусийцы взялись за оружие, он первым делом послал Хайдара осадить их город, а сам, чтобы потом внезапно захватить его, ждал исхода дела, расположив свой лагерь как можно ближе к каддусийцам .
Каддуси, когда узнали, что враг приближается к их городу, без всяких вооружений и сами, придя с гор, направились в тот же город и поклонились Темиресу; И, напав на них строем, он разбил их и, преследуя их до самого города, выстроился в строй и, осаждая их в течение некоторого времени, взял город.
...................
(коммент. Тимур выступил против каддусиев, но не всеми силами сразу, а послал вначале небольую часть с предложением сдаться, но те собрались оказать сопротивление, тогда Тимур выступил всеми силами и каддусеи поспешили сдаться, но Титмур уже не принял сдачу и разбил их , захватив город)
..................
текст
.................
Добившись всего этого, он решил начать войну против Аравии.
.......
Достоверно установлено, что арабы - богатая, великая и древняя раса людей, не имеющая себе равных по уровню счастья;
и они занимают большую часть Азии, используя море, которое мы называем Красным морем, и это самая обширная из арабских земель и самая красивая из всех областей Азии для обитания самых справедливых людей, и это относится к религии, тебе, мудрейший йеменец, кто был ее царем,
Арабы выбирают себе не тирана, а человека, который любит справедливость и больше всего уважает равенство. Местом королевства является город, расположенный у моря, который они называют великим и процветающим в богатстве.
...
Этот народ граничит с Египтом и простирается до области персов и ассирийцев, ибо от Колхиды и области Фароса до моря, которое простирается в Келесирию, до города, называемого Лаодикия,
Мы знаем, что для неподготовленного человека это было многодневное путешествие, прохождение региона пешком, что часть Нижней Азии была примыкала к Херсонесу, а Аравия осталась за пределами Азии.
...........
(коммент. город о котором идет речь явно находится на Аравийском море , которое судя по всему есть Персидский залив, или речь о Йемене?)
............
текст
..............
Но Аравия, засаженная множеством деревьев и пальм, и расположенная между двумя реками, омывается ими с обеих сторон и производит плоды, которые и велики, и многочисленны сверх меры. Поэтому древние, воспользовавшись случаем, назвали ее Фелицией. Темирес напал на этот регион с враждебным оружием, дав войскам с трудом заработанную награду за их усилия в Каддусе, когда он решил покорить их войной.
......
Он дважды сражался с арабской армией, но не смог победить их. Он отправил послов, приказал заплатить дань солдатам , чтоб они платили ее каждый год, и заключил с ними мир. В то время, прежде чем был заключен договор, Арабские послы обратились к Темиру с просьбой не продолжать опустошать страну героя, который сам был из рода законодателей. К этой молитве они добавили, что желают быть отцами богов, исповедующих религию героя. Этот народ не считается ни нечестивым, ни священным и святым, потому что он породил Мехмета как законодателя, ... для них. Он был готов к тому, что те, кто принял его законы, смогут продвигаться в империю Азии, в то время как арабы повсюду будут проявлять великие подвиги.
.................
(коммент. выражение счастливая (фелисия) Аравия широко известно , на средневековой карте это слово написано непосредственно в центре Аравийского полуострова, но описание между двух рек скорее относится к Иракскому междуречью , но и для Тимура после Кадд ближе Ирак, а арабские послы сказали , что готовы принять религию Тимура, которая отличалась , так выходит, от религии тогданих арабов, насмотря на то , что они помнили , что из их народа происходит Мухаммед законодатель, в него они еще не верили, а это , на минуточку, через семь веков после официального появления ислама и после завоеваний)
...................
текст
..........
Говорят, что законодателем был Мехмет, сын Халиса, дикого зверя Аравии(дословно, дикой кошки). В начале своей законодательной деятельности он не применял силу, но убеждением покорил сначала арабов, а затем сирийцев. Затем он привлек к своему мнению управляющего регионом Халие, который, будучи тесно с ним связан, легко заставил всех жителей родовой земли принять законы Мехмета. Ибо эти законы не означают ничего иного, кроме мира.
И они были одержимы неким безумием и постоянными размышлениями о божестве, ибо, помимо прочего, существует закон, по которому они должны умирать для богов четыре раза в течение дня; и они не должны позволять себе, что бы ни случилось, отступать от этого закона.
......
В день Венеры все, единодушно, пусть стекаются в храмы, посвящая себя молитвам. У них есть закон, который предписывает им не допускать никаких изображений или других изображений в храмы, где они направляют свои молитвы к Богу. Они выбирают жрецов, из паствы которых "один поднимается за пределы храма на вершину башни, приготовленной для этой цели, и молится богам громким голосом. Они привыкли совершать торжественные молитвы всегда более громким голосом. Таким же образом, и турки служат их молитвы;
И когда они прилогают к их выполнению такое усердие, что в то же время не предпринимают ничего, ни работы, ни чего-либо другого, так что им не будет препятствовать в остальном, а именно, в отношении их средств к существованию и прочего, из их повседневной жизни становится ясно, что их не сдерживают никакие наказания:
...........
(отрывок важный, ни о каком Галии - Халисе как об отце не известно , интересно ниже в отрывке упоминание другого Галия или все того же, при этом описание обряда. молитвы и муедзинов вполне соответствуют нынешним)
..............
текст
..............
они настолько увлечены, что все меньше следуют жизни, полной удовольствий, но никогда не отказываются от своих привязанностей.
ибо они содержат жен , любящих меха и стада слуг, сколько могут прокормить.
и они берут девственных жен, и никто им не мешает, пока не соединятся с пятью.
Их дети, рожденные от пленниц, не относятся к числу незаконных.
но если они рожают детей от дикарей, то считают их незаконными и те не становятся участниками отцовского наследия. девственниц покупают, когда он хочет говорить о них как о своих собственных. им предпочтительнее факелы, когда они отмечают свадебный праздник.
......
Муж, не питавший должной привязанности к своей жене, заявляет три раза , что он разрывает с ней.
Если муж отверг жену таким образом, то считается самым позорным принять обратно женщину, от которой он отказался. и не позволительно принимать его, если оно не было осквернено другим прелюбодеянием.
....... Турки считают грехом употребление вина. Никто из этой расы не должен осмеливаться посещать молитвы, если он не омыт , даже десятины, если они не омылись.
.............
(коммент. здесь в описании обряда развода - описание причины конфликта Баязида и Тимура)
...............
текст
.......................
Каждый год они делают определенные вещи для Бога. Мехмет наложил на человечество пост, который длится тридцать дней и даже больше. Во все эти дни им не разрешается ни есть, ни пить. Наконец, вечером, когда звезды уже засияли, они собраются, чтобы добыть себе пропитание. Но в это время вообще никому не разрешается пробовать вино.
Обычно обрезают весь половой член. Турки исповедуют, что Иисус - апостол Божий. Ибо Бог через ангела Гавриила и Деву Марию, не знавшую мужа, родил Иисуса, некоего героя, более великого и славного, чем человек. В последний день, когда совершится всеобщий суд, говорят, что Иисус будет судьей и арбитром мира.
Турки считают незаконным прикасаться к свинье. Оставшихся животных, если их забили, они съедают. Они сомневаются в том, что Бог является правителем вселенной, утверждая, что он использует в качестве служителей, как они их называют, пламенные умы.
Они верят, что Мехмет пришел как посланник, посланный Богом, чтобы исполнить те желания, в которых были недостатки посланников, пришедших от Бога. Они считают обрезание первым очищением всех вещей: поэтому они заключают браки во время обрезания.
.........
У нас принято размещать могилы таких людей вдоль дорог, и хоронить их в каком-либо другом месте не разрешается. Но погребение повелевает, чтобы трупы были обмыты и обриты со всех сторон.
.....Есть и другой закон, который повелевает повиноваться законодателю: кто не повинуется, того поражает меч мщения.
......
Только у армян, хотя они и не согласны с ними в вопросе религии, они не захватывают рабов, потому что некий армянин предсказал, что слава Мехмета распространится по всему миру. И это единственная причина, по которой мужчины считают за честь не брать рабов у армян.
......
Действительно, когда Мехмет установил эти законы, он завоевал большую часть мира. В Азии, Ливии и значительной части Европы, вплоть до скифов и нынешних турок, влияние Мехмета распространялось даже на Ливию.
....
Говорят, что он умер, когда Аравией правил его сын Алия. Ибо, когда они с готовностью приняли этого законодателя, они повиновались ему во всем, куда бы он их в конце концов ни повел. Они также доверили ему большую часть своего имущества, чтобы он мог использовать его по своему усмотрению. Здесь он собрал большое войско, которое повел против Египта и покорил часть остальной Аравии. Но, пройдя через песчаные места Аравии, он присоединил к своей империи народы, проживавшие там.
.... Царствуя много лет... он умер в некоем месте под названием Мекка. Солдаты и жители региона устроили пышные похороны и глубоко его оплакивали. Каждый год арабы совершают ритуалы в его честь. Действительно, они думают, что он настоящий герой,
и то же самое, что святой человек, поставленный Богом, чтобы создавать для них законы, которого они считали не тираном в установлении законов, но человеком, который любил справедливость превыше всего остального.
.......................
(коммент.тут интересно про Мекку, известно . что М. там умер, известно , туда идут паломники, но сама Мекка видно не очень то и известна, интересно и совпадение Мехмет - Мекка и кстати, официальное место его смерти не Мекка а Медина!!!!))
.....................
текст
.....................
После смерти Мехмета, Хомуре....Омар...., самый уважаемый из его учеников, получил управление королевством от его сына и, взяв армию, выступил против Сисама и взял большую часть страны под свой контроль, отчасти силой и отчасти путем убеждения и союзов. Оттуда под его власть попали киликийцы, фригийцы, мидяне и ионийцы, а также он подчинил своей империи некоторые регионы Верхней Азии. В свою религию он познакомил варварские народы Азии и послал некоторых своих учеников в другие регионы,
Желая принять их также в свою религию, он остался там, украсив также драгоценную гробницу в честь Мехмета. Он также ежегодно устраивал большой пир в честь Мехмета.
Он убедил многих других поклоняться Мехмету, и он утверждал, что те, кто посетил его могилу, также были праведниками, а не потому, что они приехали из Азии, Ливии и Европы к могиле Мехмета, надеясь почерпнуть там величайшую религию и стать более праведными. Некоторые из них отправляются в это паломничество, некоторые дают деньги тем, кто совершает паломничество от их имени. Но путь, ведущий к могиле, очень труден и тернист. Ибо если нам предстоит идти по песку, нам должны помогать верблюды, несущие еду. При этом той воды, которая имеется под рукой, недостаточно.
Поэтому против этого. Подготовив необходимый путь, они садятся на верблюдов, используя знаки, чтобы указать путь, и опираясь таким образом на север посредством демонстрации магнита:
...............
(коммент.то есть , по компасу?)
.............
текст
...........
так они определяют, в какую часть света направляются .
и когда они приходят к местам, где были источники воды, воды оттуда уходят; и, преодолев песок, они достигают тела Мехмета в течение сорока дней.
Я узнал, что его гробница была украшена из самых драгоценных камней и висела высоко посреди храма.
а расстояние от места, где виден гроб, до этого места составляет около девяноста стадий. оттуда они вышли и боролись за это место, где действительно объясняются законы и Коран.
....
они также утверждают бессмертие душ и приписывают другим людям невежество.
.....
До сих пор мы отмечали то, что касается религии Мехмета.
...............
Когда Тимирес опустошил страну набегами и завладел несколькими городами, он двинулся на Самарканд.
Он признал, что скифы напали на их страну из Таная и захватили немалое количество добычи; к чему он действительно отнесся очень серьезно.
он установил прямой курс против Хатаидов, натравив на них мор. Считается, что они существовали в древности как массагеты и, переправившись через Аракс, заняли небольшую часть области, прилегающей к пламени; в котором исправили выбор.
В котором он приготовился укротить волов, и, подготовив третью группу, которая насчитывала восемьдесят мириадов людей, он победил их в битве, и, собрав знамена вместе, он победил хатаидов в битве, выставив им десять орудий против Агоры и место их царства, и приняв их капитуляцию по договорам, он также привез оттуда много наград. Он ушел победителем со своими солдатами, также получив заложников и ежегодную дань, и вернулся домой. Хатайя - город Гиркании , на восток, большой и богатый.
По обилию людских богатств и прочего счастья он превосходит все другие города Азии, за исключением Самарканда и Мернпбирма, основав его наилучшими законами и тем самым давно уготовив себе награду массагетов Темира. . многих, чтобы они были осведомлены о скифских делах, по причине многочисленности.
..............
Он выступил в поход против шатаидов и наслал на них чуму. Предполагается, что в древности они существовали как массагеты и, перейдя Аракс, заняли немалую часть региона, прилегающего к реке;
В котором они установили ярмо и хомут, и Темирес готовился укротить быка. Соответственно, подготовив третью армию, состоявшую из восьмидесяти мириад человек, он разбил их в битве. Наконец, собрав знамена, он победил хатаидов в битве и, сложив оружие против Агоры и захватив престол их царства, заключил с ними мир.
... он принял капитуляцию. Наняв оттуда многих из своих передовых солдат, он ушел победителем. Получив также заложников и получив ежегодную дань, он вернулся домой.
......
Хатайя - город в Гиркании, на востоке, большой и богатый: по обилию населения, по обилию богатств и в других отношениях по своему счастью он превосходит все другие города Азии, за исключением Семарканда и Мемфиса. Массагеты основали его давным-давно и установили самые лучшие законы.
......
Поэтому Тимур добыл себе в награду много персидских сторонников, которые они были осведомлены о скифских делах, ибо их было много.
.....
(коммент.Гиркания - территория к югу от Каспийского моря, включая побережье и современный Тегеран, на роль Хатайи кроме него вроде и претендовать некому, но вот Аракс призывает подумать о Дербенте)
.........
текст
..........
Поэтому Темирес приготовил себе в награду большое количество людей, чтобы они могли ознакомиться с делами скифов, потому что большинство из них были бы вдвое более подвержены поражению и уже не могли бы победить их.
Но, укрепившись этим, он стремился обратить всю военную мощь против Агоры, которую они называли Урда.
.......
слышаk, что это была самая древняя нация в мире, и что ни одному из царей, живших раньше, не удалось его подчинить. Однако ему удалось ее укротить.
.........
Поскольку своими вторжениями он нанес большие потери Европе и Азии и собрал оттуда величайшие богатства, он еще больше воспламенился этой экспедицией. Более того, найдя, что даже Дарий, сын Гистасписа, избранный царем и принесший народу оружие, ничего не добился, он сам решил просить об этой чрезвычайной чести. чтобы довести это дело до желаемого конца, думая за лучшее приблизиться к ним как можно ближе, он решил привести колонию в город Черия, переведя туда воинов и большую часть других людей из Семарканда. Чтобы понять мнение короля, собрались и многие другие дворяне королевства.
...........
(коммент. речь идет о подготовке похода против скифов)
........
текст
...............
Но пока он сам находился в том же городе, к нему каждый день стекались самые знатные и лучшие воины Азии. И вот этот город невероятно быстро разросся.
Пока Темир был жив, там действовали добрые и самые полезные законы. Но в какой части Азии расположен этот город, в области сирийцев или мидян, я не могу определить. Некоторые утверждают, что Хария существовала со времен Нина и находилась в районе ассирийцев, предполагая, что это был Вавилон в Пагдатине. Когда Темирес наполнил город Херию жителями и подготовил там резиденцию своего царства, он загорелся идеей вести войну с Египтом-Скифами и их Агорой, (вариант--Он решил начать войну против Египта со скифами и их Агорой.)
.........
(коммент. Самое интересное в этом отрывке это обозначение Скифии как Египта)
...........
текст
.............
которая Они называют Урда. Поэтому, собрав большое войско и взяв Хатаидов, он поспешил прямо в Танаим. Когда скифы услышали, что Темир приближается со своими войсками, они, чтобы опередить узкие проходы в горах, через которые Темир собирался провести свое войско, сами послали им навстречу войско зверей.
........
Скифы, действительно, некогда разделялись на отдельные племена, правили регионом, простиравшимся от Истра до жителей Кавказа.
Но затем из Азии прибыла странная раса этих людей и поселилась там, в местах, обращенных на восток, а оттуда проникла в остальную часть страны Миаэ. Эту расу людей они называют сахатае (Чагатаи).
Они проживают в регионе персов и даже в Сакках и Каддусах, некоторые из которых утверждают, что они являются предками Темира. Этот народ по своему процветанию и славе воинских дел превосходит все другие народы Азии. С помощью этих скифских вспомогательных войск Темирес, как утверждают некоторые, бежал и взял под контроль дороги, разбив всех, кроме индийцев.
.....
Остальные скифы ничем не отличаются от вышеупомянутых, у них один царь. Они основали королевство в Урде и выбрали короля, который происходил из очень древнего рода.
.... Существует также другая, немалая часть их, живущая по всей Европе вплоть до Фракийского Боспора, в этой части света;
.....Ибо у них также есть царь, происходящий из древнейшего рода царей.
........
(коммент. итак, мы знаем , что Тимур пошел войной на Золотую Орду, людей , которых Лаоник называет скифами, а конкретную их часть пришедшую с востока и все завоевавшую - называет Чагатаями. Живут они в Скифском Египте у Танаиса со столицей в Урде , которая , конечно же, Орда, что за страна Миаэ - неясно)
........
текст
.........
Его зовут Ацицерия. Итак, когда они посвятили себя царю, они прибыли в ту область и дошли до Истра. Оттуда, переправившись через Истр, они вторглись во Фракию, совершая многочисленные набеги.
Покинув Сарматию, они вернулись к Танаиму, но большая часть этого народа осталась в области, прилегающей к Истру. Немало их было переправлено через Истр при короле.
Они жили роскошной жизнью.
Каждое племя скифов живет отдельно от остальных.
Некоторая часть этого народа, оставшаяся позади, живет по эту сторону Истра под властью Казимира, короля литовского. Они по-прежнему владеют той же территорией и оказывают своему королю активную морскую службу в войнах, которые он ведет с соседями. Ибо куда бы ни пошел этот род людей, они занимают первое место в военном деле и сияют славой своей стойкости.
Те, кто живет до Босфора и острова Таврики, разделяющего Меотийское болото и Эвксинское море, находятся под властью империи Ацицериев. Они покорили готов и януссов(генуезцев), населявших город Каффу, так что те были вынуждены платить дань.
Определенная часть Сарматии также платит дань этому царю. Сарматы, населяющие область по направлению к Эвксинскому морю и океану, платят дань великому царю скифов, чья резиденция находится в Агоре, еще с того времени, когда те разграбили Сарматию и опустошили ее, частью людей, а частью отчасти других вещей; И они поклонялись ему долгое время, отдавая дань, которую платили каждый год великому царю скифов.
....
(коммент. В Ацицерии скорее всего скрывается Акацир, и империя Акациров, но при желании там можно узреть и Аци - Царь, то есть Отец-царь,... Царь -батюшка,... Батый)
.................
текст
...............
Сарматия разделена от скифских пастухов до даков и литовцев. Сарматы в основном используют иллирийский язык. В своей морали и христианской религии они больше следуют грекам и не считают его римским понтификом. У них есть греческий священник Эпинопус (коммент. может Эпископ?), которого они слушают во время религиозных обрядов. Они подражают образу жизни и нравам греков и пользуются их мебелью и снаряжением:
У сарматов, которые занимают территорию к Эвксинскому понту от города Левкополиха, обычно нет царей, но есть вожди.
Города московитов, хионцев, тофарцев и хоробиев находятся под властью тиранов, а так называемые черные сарматы вынуждены платить дань, а сарматы, которые возделываются под севером, называются белыми сарматами. На берегу океана есть город под названием Укратис(это Новгород):
Этой землей управляют дворяне, и она приносит огромные богатства.
Благодаря своему богатству они легко покоряют все города Сарматии, как черные, так и белые. .... область, простирающаяся к океану, называемая Евфрат или Инфласт. Они вызывают корабли из Дакии и Германии,от французских и английских купцов, заходящих в этот регион. от Танаиса до Брюннского океана (путешествие, где самое длинное, должно быть проложено через ту область, которая обитаема, длина его составляет тридцать пять дней).
Широта выше Танаима охватывает самую большую область от Сарматии до Ассирии,
Область,в которой обитают скифы, действительно, как мне кажется, обитаема за Танаимом, далеко и весьма обширна.