Краснова Мила : другие произведения.

Это волшебное слово - "свобода". К вопросу о "роялях", адекватности героев и аутентичности фэнтезийных миров

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  

Это волшебное слово - "свобода"

  

К вопросу о "роялях", адекватности героев и аутентичности фэнтезийных миров

  
  
  
  
  Мое воображение часто заставляет меня чувствовать себя дурой...
  Урсула Ле Гуин
  
  
  
  По почти единодушному мнению литературных критиков (по крайней мере, тех из них, кто удостаивает этот жанр своим полублагосклонным, полупрезрительным вниманием) фэнтези - литература эскапистская (эскапи́зм от англ. escape - убежать, спастись - желание человека уйти от действительности в мир иллюзий). Оставляя реальный мир, со всеми его радостями и проблемами, в стороне, современный человек-пишущий с азартом и упоением начинает творить, сообразуясь лишь со своей фантазией и своими желаниями. И вот уже в "удивительных новых мирах" бывшие манагеры и неудачники из нашего мира (или странные местные опять-таки неудачники), а ныне тестостероново-брутальные герои разносят в пух и прах или обводят вокруг пальца своих, прямо скажем, не отличающихся большой сообразительностью, хотя и претендующих на это, врагов (это они, просто, еще с героем не сталкивались, наивные). Попутно доблестные герои одаривают своей благосклонностью все, что движется, оставляя позади толпы воздыхательниц, покинутых, но не забывших их и готовых прийти на помощь в любую минуту. (Ага-ага, очень жизненно: брошенная, но все простившая женщина - идеал мужчины). Не отстают от них и героини: попаданки и коренные жительницы, стервы и "трепетные лани", красивые и не очень, всячески одаренные и еще не пробудившие свой скрытый дар, обязательно умные (хотя, может быть, есть и полные дуры, кто знает такое произведение, дайте ссылочку: интересно было бы почитать) бороздят в очередном квесте просторы тех самых "удивительных новых миров" в поисках своего простого женского счастья. И обязательно рано или поздно оно приходит к ним в лице прекрасного (хотя, слава богу, бывает и ужасного, но "доброго внутри"), мужественного, властного, обаятельного, сексуального и т.д. (нужное - подчеркнуть) мужчины.
  И вот Творец очередного фэнтезийного мира с трепетом и надеждой предлагает на суд общественности свое новорожденное дитя. И начинается травля.
  Оставим в стороне часто справедливые упреки в картонности героев, непродуманности сюжета, одномерности мира и претензии к стилю и языку. Все это имеет место быть.
  Удивляет другое. Обвинения в неправдоподобности героев, их поступков и исключительных сверхвозможностей. Если вы пришли "за объективной реальностью, данной вам в ваших ощущениях", то ошиблись адресом. Жанр фэнтези вырос из мифа и сказки. Той самой сказки, в которой маленький мальчик легко обманывает древнюю, могущественную, много повидавшую колдунью и, хитростью заставив ее сесть на лопату, с удивительной для истощенного блужданием по лесу детского организма силой поднимает эту самую лопату (напомним, на ней сидит взрослая тетенька) и доносит до печи. Чем не рояль? Прямо-таки - роялище. А побеждающие всех Иваны-дураки-царевичи? А прекрасные спящие и бодрствующие девицы всей мастей и рангов, легко обманывающие злобных, почти бессмертных волшебников и магически одаренных, озабоченных своей внешностью королев и находящие в конце полного приключений и испытаний пути своего ЕДИНСТВЕННОГО? Все это БЫЛО, ЕСТЬ и БУДЕТ всегда, до тех пор, пока простой маленький человек, живущий обыденной, размеренной жизнью, будет мечтать о чуде и о безграничной свободе, выпуская своих alter ego в миры своих фантазий. Мы не очень-то изменились за прошедшие столетия. Изменился только лишь антураж нашей жизни и наших виртуальных миров.
  И тут мы переходим к следующему обвинению. Как-то раз на одном из форумов, посвященных обсуждению очередного фэнтези-опуса, я столкнулась с невероятной, с моей точки зрения, претензией. Обсуждался фэнтезийный любовный роман, в котором к героине, в конце концов, приходило счастье, принявшее облик Повелителя дроу. Один из комментаторов просто плевался ядом по поводу того, что никакого повелителя дроу быть не может, "ведь всем известно, что у дроу - матриархат". Так и хотелось спросить: "Это Вам сами дроу об этом сказали"? Да... Как говорится, все это было бы смешно, когда бы не было так глупо. Удивительно, но выдуманные миры стали настолько реальны, что впору изучать их в рамках школьного курса истории.
  Никто не отнимает у поклонников Forgotten Realms и Роберта Сальваторе их дроу, которые действительно живут в матрицентрическом обществе и являются такими, сякими и еще разэтакими. Но никто не вправе мешать всем желающим создавать свои миры, в которых у дроу будут повелители-мужчины, а эльфы не будут такими уж белыми и пушистыми, а станут сторонниками, например, кровавых жертвоприношений и ритуальных убийств.
  Еще одно обвинение, с которым мне довелось столкнуться, касается фэнтезийно-средневековых миров. "Там не может быть современных удобств, - с упорством, достойным лучшего применения, доказывают ревнители Истины. - Это неправдоподобно". Почему? Ведь автор не пишет исторический роман с тщательно выверенным антуражем. Помнится, даже Дюма-отец на это не претендовал. В его творениях очень много исторических нелепиц. Если бы все авторы произведений на историческую тематику строго придерживались достоверности, то их, подчас очень романтичные, но немытые, вонючие, беззубые герои пылко ухаживали бы за такими же немыто-вонюче-беззубыми красотками с ловушками для насекомых в высоких прическах. А как хороши были бы их ночи, проведенные на грязных, рваных простынях (даже у королей постельное белье не менялось, а выбрасывалось по мере полной изнашиваемости) в обществе клопов с благоухающим ночным горшком под кроватью!
  Вот так, например, по мнению европейских археологов, выглядел французский рыцарь в XIV-XV вв. Рост этого средневекового "покорителя женских сердец" редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров. Люди тогда вообще были, с нашей точки зрения, почти пигмеями (так что поклонники нашей попаданки, скорее всего, дышали бы ей в пупок). Небритое и немытое лицо мечты всех романтично настроенных современных барышень было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи. Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда в Европе никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая съеденное кислым пивом и закусывая чесноком - для дезинфекции. Добавим, что во время своих блужданий "по городам и весям" рыцарь сутками был закован в латы, которые он, при всем своем желании, не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени длилась от часа и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный красавец справлял... прямо в латы.
  Вы хотите в фэнтези такой "правды жизни"? Я - не очень.
  А уж у того, кто пишет в жанре фэнтези, и вовсе руки развязаны. Если он сумел как-либо связно объяснить существование удобств: наличием ли магии, неожиданным ли скачком инженерной мысли гения-самоучки, наследием ли продвинутых, но забытых предков, подарком ли инопланетян, то флаг ему в руки - пусть творит. Пусть это будет средневековье с электричеством (ужас!), с домами в стиле рококо, с замками, где унитаз соседствует со сквозняками изо всех щелей. Почему бы нет?
  Любой автор фэнтези СВОБОДЕН, созидая свою воображаемую реальность. Он вправе полностью выдумать свой мир и расы, его населяющие. Хотя о том, насколько выдуманный мир самобытен и своеобразен, можно поспорить. Я встречала немного писателей, создавших действительно оригинальные миры и расы (если интересно, могу дать ссылку). Автор может также использовать любую историческую информацию, любые образы из книг, мифов, легенд, сказаний и т.д., по-своему преломляя и интерпретируя их. (Речь сейчас не идет о фанфиках, в которых действие разворачивается в определенном авторском мире). Автор фэнтезийных произведений НЕ ОБЯЗАН сообразовываться с исторической правдой или строго следовать литературному или фольклорному источнику. Единственное, чего он должен придерживаться - это внутренняя логика построения и развития его произведения. А если пуристам (пурист - человек, выступающий за чистоту нравов, языка и т. п.) так будет легче, пусть представят себе существующее во Вселенной бесконечное множество миров. Представили? Так вот: ваши дроу со своим матриархатом, правильное средневековье, общества, выстроенные в строгом соответствии с романами-мифами-легендами-исторической правдой, существуют в одних мирах. А все остальные "неправильные" расы и страны - в других. Где прекрасные девы и доблестные мачо непременно найдут свое счастье (и не обязательно друг с другом, ведь есть же еще Повелитель дроу - не будем о нем забывать), где средневековье может быть магически-уютным и технологически-продвинутым, а непохожие на самих себя герои известных мифов открываются с неожиданной стороны. И эти миры никогда не соприкоснутся. И слава Богу!


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"