Красных Татьяна : другие произведения.

Добро и зло

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию беседу А.Д.Данилина о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Александр Данилин - врач, психотерапевт, писатель и радиоведущий. Автор проекта "серебряные нити". Беседы о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Беседа 21 Добро и зло


   Самопознание по А.Г.Данилину Мастер и Маргарита - 21
   Добро и зло
  
   :Добрый вечер. Мы с вами медленно-медленно обсуждаем роман "Мастер и Маргарита". Я -- психотерапевт Александр Данилин. Эти размышления позволяют мне строить перпендикуляр. Перпендикуляр к обычным бытовым проблемам нашей жизни. Перпендикуляр, требующий подняться куда-то выше, оторваться от суеты. И я предлагаю вам участвовать в этом разговоре.
  
   0x08 graphic
  
  
   Мы с вами все еще при свечах. Почему я возвращаюсь к этой главе? Потому что мы не обсудили огромное количество разных символов, которые в ней встречаются, описывая свиту и обстановку Воланда перед знаменитым балом. Какие символы? В первую очередь то, что бросилось в глаза Маргарите. А именно -- 7 золотых когтистых птичьих лап. Золотые когтистые птичьи лапы удерживают минору -- канделябр с семью подставками, старинный символ еврейского народа и один из главных символов иудаизма.
   Моисей дал жесткий Завет: сделать канделябр с семью ветвями и разместить его в скинии ковчега Завета Господня. Т.е. в том месте, где хранились каменные дощечки с 10-ю Заповедями Бога.
   Иногда пишут, что канделябр у Воланда с семью когтистыми птичьими лапами -- это пародия на минору. На самом деле мне кажется, что это вовсе не так.
  
   0x08 graphic
  
  
   Как видите, я -- любитель старинной бронзы, и подсвечники с когтистыми лапами орла были очень часто используемы в Западной Европе. И более того, это были христианские подсвечники. И подсвечники ставили перед распятием, перед изображением святых по одной простой причине. Вы, наверное, эту причину знаете. Орел -- это символ евангелиста Иоанна. И подсвечники с когтистыми лапами -- это подсвечники евангелиста Иоанна. А евангелист Иоанн и его Евангелие, как вы знаете, в свою очередь, это было Евангелие, на которое опирались масоны. Они считали его своим главным заветом, и поэтому точно такие же подсвечники с когтистыми лапами стоят в многочисленных масонских ложах. И тут как бы соединяется масонство с иудаизмом.
   Конечно, это еще одно подтверждение того, что я пытаюсь утверждать в последних программах по роману, что это -- гностический роман. Роман, вскрывающий, или по-своему воспринимающий тайны гностиков.
   И конечно, что имеет этот роман отношение к гностицизму, которое, разумеется, разделяет православие, весьма и весьма косвенное. Поэтому православные критики, которые с такой яростью отрицают этот роман, в общем абсолютно правы.
  
   0x08 graphic
  
  
   Что означает минора? Это древо жизни. Древо жизни каббалы, 7 миров, 7 уровней существования, или 9 уровней существования, эманаций неведомого Бога. И мне кажется, Булгаков вовсе не случайно размещает минору в спальне Воланда, в этой его интимной обстановке. Он намекает на то, что это -- скиния творца. Поскольку никакого другого творца кроме сатаны, и никакого другого царя кроме Воланда в этом материальном мире, в мире буквалистском быть не может. И поэтому в его кабинете есть атмосфера той самой скинии завета.
   Булгаков вовсе не издевается. Он просто одним штрихом дает понять, кто же все-таки такой Воланд в его мистическом чувстве. И скинию воспринимает как его дом, как место его отдыха.
  
   0x08 graphic
  
  
   Минора -- древо жизни, Это авторская минора, минора Романа Эртеля. Те, кто ходит к нам на очные тренинги, может обратить внимание на павлинов, которые сидят на его ветвях.
   Хочу вам сказать, что со времен античности нимфы жили на деревьях. И сегодня стало все более и более модным
  
   0x08 graphic
  
  
   изображать древо жизни, и минору тоже в качестве женщины, в виде женского начала. Это бронзовая скульптура того самого Эрнста Фукса.
   И это отнюдь не случайно. И где же будет это к месту, вспоминать я это буду достаточно часто.
  
   0x08 graphic
  
  
   Я хочу попробовать суммарно изобразить плерому и кеному гностиков. Это термины христианского гностика Валентина. Это свет, или область того самого неведомого Бога, Бога-Отца. Это и есть та самая искомая человеком полнота бытия, тот самый свет и счастье, к которому мы стремимся, но дать имя которому мы не можем. И зона кеномы, пустоты. Или, на этой схеме, она обозначена как зона Демиурга.
   Демиург, Сатана, за счет своей гордыни отпадает от Бога, выходит из полноты и творит мир форм, в котором главным принципом является то, что гностики называли Злом. А именно -- разделенность. В первую очередь разделенность на субъект и объект. Но и разделенность материальная, разделенность форм. Соответственно, плерома -- это царство единого.
   Плеромой и кеномой называются не только полнота и пустота, но и непреодолимые барьеры между ними. Барьеры эти преодолеваются только с помощью мудрости, которая есть женщина, София.
   Конечно, мы живем не в пустоте, а в созданном демиургом мире форм. Однако женское начало, древо жизни принимает в себя божественную искру из плеромы. Поскольку без этой искры невозможно сознание. Женщина является проводником божественной искры. Но одновременно она является и создателем тварного мира, мира форм. Собственно, то самое древо жизни каббалы, зарождение в человеке духа и души происходит в ней, в ее душе и в ее организме. Она одновременно и исчадие зла, поскольку погружает нас в этот мир разделенности, и мудрость, поскольку позволяет нам обладать сознанием, которое едино, одно на всех. Исходит оно из мира плеромы.
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот это тоже горячо любимый мной Эрнст Фукс "Таинство Адама". Видите? - змей, яблоко. Мы сейчас не будем заниматься этими нюансами. Я хочу сказать, что когда из ребра Адама создается Ева, она становится его душой, психе. Почему? Потому что она создает Адаму его реальность. Правда, поддаваясь соблазнам змея, она выводит Адама из райских и блаженных мечтаний куда-то в реальную жизнь, за пределы рая. И она несет в себе отблеск божественного света.
   Давайте пока остановимся на этом рассуждении, поскольку оно, как мне кажется, очень точно подтверждается в ближайших сценах романа и вернемся к атрибутике пропущенной нами главы "При свечах".
  
  
   Я уже не стану говорить о том, что на шее у Воланда висит искусно из темного камня вырезанный жук. Это, конечно же, скарабей, египетский символ бессмертия. И, между прочим, символ усилий, направленных на порождение самого себя. Потому что скарабей катит перед собой этот навозный катышек. Скарабей -- это работающее животное, ему бессмертие дается не просто так. Ну и следующие атрибуты, как мне кажется, тоже иногда иронично, иногда замечательно показывают функцию Воланда-творца этого мира. И в первую очередь того мира, в котором конечно же живет Михаил Булгаков.
  
   0x08 graphic
  
  
   Мы тут же сталкиваемся с таинством игры, с магическими шахматами. Помните, Маргарита говорит:
   Цитата
   Я полагаю, что шахматные журналы заплатили бы недурные деньги, если б имели возможность ее (эту партию) напечатать.
  
   Но существует большая вероятность того, что, судя по этому "Король на g2", что это партия между русскими гросмейстерами Михаилом Ботвинником и Николаем Рюминым на втором международном шахматном турнире, который проходил в 1935 году в Москве. Кстати говоря, на этом турнире впервые играла женщина-гросмейтер Вера Францкевна Менчик, которая, к сожалению проиграла, финишировала последней в этом турнире. Но очень интересно, что шахматные журналы тогда писали об этой партии, что присутствие женщины-гросмейстера держало мужчин-гросмейстеров в тонусе, и они играли гораздо лучше, чем обычно. И вроде бы это действительно так. И эта партия, в частности, стала абсолютно знаменитой. Я не буду рассказывать про Рюмина, который в конечном итоге проиграл Ботвиннику. Для меня проблема, конечно, совершенно не в этом.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это иллюстрации Глушко и кампании.
   Проблема в том, что это, конечно, символ. Вечный символ шахмат как игры-судьбы, в которые играют боги и от которых не зависит человек.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это Эрнст Фукс. Прилепился к нему, читая и перечитывая последние булгаковские главы романа. В общем, судьба играет человеком, а человек играет на трубе. Шахматы -- это элегантная и юмористическая модель вообще, в которую нами, живыми шахматными фигурками, играют неведомые силы, которые, конечно, в романе обретают свои демонические лица.
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот это -- почти живые шахматы. Замечательная модель алхимических шахмат Ариэля.
  
   Между прочим, в рисунке Глушко и кампании есть некоторый более глубокий смысл. Потому что что происходит дальше?
  
   0x08 graphic
  
  
   Дальше Воланд демонстрирует Маргарите свой глобус. Тоже принадлежность творца, который, правда, вот-вот уже окончательно создадут в интернете, и у нас на экране тоже появятся какие-то похожие глобусы. Но это не глобус властелина лжи и обмана, это глобус власти. Глобус контроля, который позволяет наблюдать за событиями, которые происходят на земле.
   Помните?
   Цитата
   "-- Хорошая вещица. Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них немного косноязычна, как будто таких нарочно подбирают. Мой глобус гораздо удобнее, тем более что события мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война. Если вы приблизите глаза, вы увидите и детали.
   Маргарита наклонилась к глобусу и увидела, что квадратик земли расширился, многокрасочно расписался и превратился как бы в рельефную карту. А затем она увидела и ленточку реки, и какое-то селение возле нее. Домик, который был размером в горошину, разросся и стал как спичечная коробка. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела наверх вместе с клубом черного дыма, а стенки рухнули, так что от двухэтажной коробочки ничего не осталось, кроме кучечки, от которой валил черный дым. Еще приблизив свой глаз, Маргарита разглядела маленькую женскую фигурку, лежащую на земле, а возле нее в луже крови разметавшего руки маленького ребенка.
   -- Вот и все, -- улыбаясь, сказал Воланд, -- он не успел нагрешить. Работа Абадонны безукоризненна."
  
   Я хочу сказать, что война в маленьком квадратике земли, омываемом, с одной стороны, морем, это, конечно же, гражданская война в Испании, идущая в то самое время с 1936 по 1039 год. Булгаков писал множество писем об этой войне. Сцена с глобусом была включена в роман в 1937 году, спустя 12 лет после начала его написания. И в это время война в Испании освещалась по радио ежедневно. И, конечно, недовольство Воланда радиовещанием было связано с новостями, выходившими ежедневно в радиоэфир. Конечно, эти новости были полны лжи и односторонности. Я тут останавливаюсь, потому что этот крошечный фрагментик, абзац -
  
   0x08 graphic
   это булгаковская Герника. Я имею в виду эту страшную точную концентрацию образов и метафор писателя. Лежащая на земле женщина и ребенок, который так и не успел нагрешить. И конечно же, явление Абадонны.
   Цитата
   "-- Я не хотела бы быть на той стороне, против которой этот Абадонна, -- сказала Маргарита, -- на чьей он стороне?
   -- Чем дальше говорю с вами, -- любезно отозвался Воланд, -- тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны. Я успокою вас. Он на редкость беспристрастен и равно сочувствует обеим сражающимся сторонам. Вследствие этого и результаты для обеих сторон бывают всегда одинаковы. Абадонна, -- негромко позвал Воланд, и тут из стены появилась фигура какого-то худого человека в темных очках. Эти очки почему-то произвели на Маргариту такое сильное впечатление, что она, тихонько вскрикнув, уткнулась лицом в ногу Воланда. -- Да перестаньте, -- крикнул Воланд, -- до чего нервозны современные люди. -- Он с размаху шлепнул Маргариту по спине, так что по ее телу прошел звон. -- Ведь видите же, что он в очках. Кроме того, никогда не было случая, да и не будет, чтобы Абадонна появился перед кем-нибудь преждевременно. Да и наконец, я здесь. Вы у меня в гостях! Я просто хотел вам показать.
   Абадонна стоял неподвижно.
   -- А можно, чтобы он снял очки на секунду?? -- спросила Маргарита, прижимаясь к Воланду и вздрагивая, но уже от любопытства.
   -- А вот этого нельзя, -- серьезно ответил Воланд и махнул рукой Абадонне, и того не стало."
  
   0x08 graphic
  
  
   Я не буду вам рассказывать, что Аваддон -- слово на иврите, означающее погибель, тление, этот термин употребляется в Ветхом Завете рядом со словами смерть и преисподня.
   Цитата
   "Преисподняя обнажена перед Ним, и нет покрывала Аваддону"
  
   И конечно вы знаете, что это тоже имеет отношение к апостолу Иоанну Богослову, потому что в Апокалипсисе, в откровении Иоанна Богослова, в эпизоде, когда пятый ангел вострубил, это имя ангела бездны, царя саранчи, вышедшего из той бездны. Имя ему по-еврейски Аваддон. По-гречески Аполеон.
   Я думаю, что сегодня -- это общеизвестная информация. Поэтому я хочу сказать другое. Я хочу сказать, что вполне возможно, и поэтому мне так понравились шахматы в иллюстрациях Глушко, что описывая бледное лицо в очках, Булгаков имел в виду действительно советского ангела смерти, призывавшего к уничтожению,
   0x08 graphic
  
  
   Льва Троцкого. Бледный человек в очках. Говорят, что когда он снимал очки и тер глаза, умирало множество людей.
  
   0x08 graphic
  
   Этакий Воланд революции. Ее беспощадный сатана. Уничтожив его, Сталин реализовал огромное количество его человеконенавистнических идей. Поэтому совсем нельзя исключить, что там под темными очками Абадонны скрывается хитрый прищур Льва Троцкого.
  
   Там же, в этой главе можно говорить еще о многом, о философах, которые там упоминаются. Я думаю, что это будет уже избыточно, потому что мы с вами довольно много обсуждали в коротеньких видео о принципах жизни. Где-то там на дне разговоров Воланда они между прочим присутствуют. Я предоставлю вам возможность поискать их самим.
   А мы с вами отправляемся на бал.
  
   0x08 graphic
  
  
   Меня всегда потрясал этот рисунок лестницы в иллюстрациях Геннадия Калиновского.
  
   Цитата
   Полночь приближалась, пришлось спешить. Маргарита смутно видела что-нибудь. Запомнились свечи и самоцветный какой-то бассейн. Когда Маргарита стала на дно этого бассейна, Гелла и помогающая ей Наташа окатили Маргариту какой-то горячей, густой и красной жидкостью. Маргарита ощутила соленый вкус на губах и поняла, что ее моют кровью. Кровавая мантия сменилась другою -- густой, прозрачной, розоватой, и у Маргариты закружилась голова от розового масла. Потом Маргариту бросили на хрустальное ложе и до блеска стали растирать какими-то большими зелеными листьями. Тут ворвался кот и стал помогать. Он уселся на корточки у ног Маргариты и стал натирать ей ступни с таким видом, как будто чистил сапоги на улице. Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли, и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками. Какая-то сила вздернула Маргариту и поставила перед зеркалом, и в волосах у нее блеснул королевский алмазный венец. Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи. Это украшение чрезвычайно обременило королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло ее согнуться. Но кое-что вознаградило Маргариту за те неудобства, которые ей причиняла цепь с черным пуделем. Это -- та почтительность, с которою стали относиться к ней Коровьев и Бегемот.
   -- Ничего, ничего, ничего! -- бормотал Коровьев у дверей комнаты с бассейном, -- ничего не поделаешь, надо, надо, надо. Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится... я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице... Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение. Нужно полюбить его, полюбить, королева. Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала! И еще: не пропустить никого. Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют...
   Тут Маргарита в сопровождении Коровьева и Бегемота шагнула из бассейной в полную темноту.
   -- Я, я, -- шептал кот, -- я дам сигнал!
   -- Давай! -- ответил в темноте Коровьев.
   -- Бал! -- пронзительно визгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько секунд закрыла глаза. Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним -- звука и запаха. Уносимая под руку Коровьевым, Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: "Я восхищен!"
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
   Вот на замечательных офортах Андрея Харшака есть и попугаи, и тропический лес. Что же происходит перед нами?
   Читать главу можно до бесконечности. Почему с таким наслаждением, радостью и упоением Булгаков пишет о бале злодеев?
  
   0x08 graphic
  
  
   Почему в конце концов Маргарита -- голая, а гости одеты? Мужчины -- обязательно во фрачную пару, а женщины -- тоже обнажены. И что такое вообще королева? Что происходит вначале, когда Маргариту омывают кровью и розовым маслом?
   Надо сказать, что конечно же это тоже растет из целой горы булгаковских ассоциаций. У масонов существовал похожий ритуал, когда человеку с завязанными глазами делали надрез на коже. Падала капля крови, потом на эту кровь добавляли вино, и все это лилось в бассейн. И конечно же это был ритуал братства, объединения.
   И сам призыв, который Коровьев оставляет Маргарите -- каждого из них надо полюбить. От отсутствия внимания они захиреют.
   Тут есть маленькая тайна. Конечно, это некий ритуал посвящения высшего уровня, созданный из очень разных смешанных ритуалов. Я боюсь, что если эту программу посмотрят благоверные иудеи, то... Я даже боюсь вспоминать... Такое очищение, освобождение от грехов, в первую очередь связанное с омыванием половых органов, проходит в микве. Это такой специальный бассейн в почвенных водах, построенный для ритуалов очищения от грехов иудаистских.
   О микве очень много писал Розанов. Между прочим, скорее восторженно. И в этой очасти знаменитой, отчасти позорной, до сих пор вызывающей интерес работе Василия Розанова "Об отношении евреев к крови". Высказываются предположения, что для очищения в микве использовалась кровь христианских младенцев. И анонимно опубликованные в качестве приложения к той же книге две статьи Павла Флоренского тоже как бы подтверждали эту мысль.
   Но вот эти иудаистские подозрения и масонские ритуалы, масонство -- это вне всякого сомнения такой мистико-политический остаток гностических учений, то Булгаков в общем,ю и это несомненно так, пытается создать свой собственный религиозный гностический текст, со своим собственным ощущением от всех этих ритуалов, о которых он несомненно читал и на которые намекает.
   Но я хочу сказать, что в процессе всех этих встреч Маргарита должна пройти трансформацию, преображение. Нам кажется, что она его уже прошла. Но она должна что-то тайное понять. Гностики бы сказали, что она должна пройти пневматическое посвящение. Не психическое, а пневматическое, духовное. Она должна почувствовать в себе богиню, имеющую власть и соединяющую кеному и плерому. Она должна почувствовать себя Софией.
   Но она, мы знаем, не хочет этого сделать. И не сделает. Она останется простой советской женщиной, героически принимающей поцелуи в колено всяческих разных придурков, ради того, чтобы вернуть себе своего Мастера. Давайте я забегу далеко вперед, я буду несколько раз об этом вспоминать. И скажу, что по всей видимости поэтому ни Мастер, ни Маргарита не заслужат свету, а заслужат покой. О котором мы поговорим, когда доберемся до этого покоя. А сейчас у нас самое беспокойство.
   Кровь, с которой все время будет сталкиваться Маргарита, всегда была в первую очередь символом единства, общности рода человеческого. Ритуалы крови всегда в первую очередь были связаны с тем, что мы можем назвать братанием. Так, как оно выглядело в первую очередь в масонских ритуалах. И Коровьев призывает Маргариту любить в общем-то насильников, врагов рода человеческого.
   Удивительная штука: темный демон призывает к христианской заповеди "возлюби врага своего".
   Зачем вообще нужен бал? Что это такое? И почему все-таки дамы обнажены? Зачем вообще нужна Маргарита Воланду на этом балу? Почему недостаточно Геллы? И почему бы вообще не устроить мужской междусобойчик?
   Потому что Маргарита -- душа. Не дух, а душа. Маргарита, если хотите, по Фрейду -- принцип реальности. Она наделяет реальностью, чертами реальности происходящее на балу. Она анимирует души мертвых. Не Воланд, а она,
  
   0x08 graphic
  
  
   обнаженная королева. Это знаменитая картина Жерома Жан-Леона, французского классика, называется "Фрина перед судом Ареопага".
   Согласно рассказам античных авторов Пракситель, легендарный греческий скульптор, изобразил богиню Афродиту обнаженной. Что само по себе в те времена считалось кощунством. А моделью ему служила его возлюбленная, гетера Фрина, что было кощунством вдвойне. Правда, есть версия, что Фрина исполняла роль Афродиты во время элевсинских мистерий, как раз и являясь обнаженной перед народом. В общем оратор, отвергнутый поклонник Фрины, обвинил гетеру в безбожии, а адвокат, знаменитый оратор Геперид, видя, что все его речи не производят на суд особого впечатления, он сдернул с Фрины одежды. И судьи сказали "Ах! Ой!", и оправдали Фрину, потому что согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу.
   Как вам сказать? Тут можно по-разному относиться к персонажам Ареопага. Жером, конечно же, писал картину в конце 19 века. И изображал на ней реакцию своих современников. Тут как бы такой перечень возможных реакций. Афина Паллада, которая стоит в центре на постаменте, и которую никогда не изображали обнаженной, была как бы свидетелем со стороны обвинения. Вы поймете, о чем я говорю. Эти мужчины разного возраста, по большей части немолодые, да и Ареопаг тоже, оживают от того, что видят женское тело потрясающей красоты. И это, кроме греческого и классического, очень мужское впечатление, и очень мужская, надо сказать, ошибка. Чисто психологическая. Потому что, видя перед собой прекрасную женщину, мужчина с тех самых давних времен считает, что душа у нее должна быть столь же прекрасна.
   Они оживают, эти люди. И оживают мужские души. И в этом оживлении, вне всякого сомнения, и проходит бал.
   Бал -- это ведь не только французская традиция. Что-то вроде танцевального клуба.
  
  
   В этом оживлении, вне всякого сомнения, и проходит бал. Бал -- это ведь не только французская традиция. Что-то вроде танцевального клуба, только проходящий с соблюдением строгого этикета и со строго определенным набором танцев, которые исполняются в традиционном классическом порядке.
   Но у меня есть тайное подозрение и, собственно говоря, многие авторы считают, что европейские языки слово бал в немецком и итальянском пишется с двумя "л", и оно возникло из древнего слова симболон, т. е. символ. А в свою очередь слово символ изначально носило смысл объединение. Собственно символ, симболон -- это две метки, которые есть у разных людей. Они соединяются, скажем, в картинку, или в разорванную денежную бумажку, - знаете все наши шпионские детективы, - и становятся символом. И точно так же благородно одетые пары, соединяясь в определенном танце на балу, объединяются в чем-то лучшем. Танцы танцуются классические, мужчины и дамы одеты благородно и демонстрируют благородство и свою предрасположенность к благу. Возможно, это величайшее счастье. По крайней мере российские девушки 19 века самыми счастливыми мгновениями своей жизни (Наташа Ростова в "Войне и мире") считали свое участие в балах. И у меня есть тайное подозрение, что у нас многие дамы так часто выходят замуж не ради мужчин, а ради того, чтобы на своей собственной свадьбе побыть еще, еще и еще раз Маргаритой. То бишь королевой бала. Пусть даже и у сатаны. Поэтому в самом слове бал заложено вот это самое значение символа, как чего-то объединяющего. И конечно в этом самом балу есть система отсылок, и в первую очередь это отсылки к удивительным самым первым книгам Андрея Белого, к "Северной симфонии" (или героической симфонии). Она вышла в 1912 году в издательстве "Мусагет", издана в главном символистском издательстве. Там есть бал восточных королей, которые точно так же целуют обнаженное колено королевы. Правда, они не появляются из неоткуда, и не являются злодеями и насильниками.
   Но тем не менее, вот как я находил отсылки к Ильфу и Петрову, например, отсылки и А.Белому, здесь несомненно есть. И бал в 19 веке, бал в России, - это конечно же тот самый перпендикуляр, четвертое измерение, которое возникает над обыденной жизнью. Это вне всякого сомнения так.
   Кто такая королева? Я в этом смысле всегда вспоминаю отечественный фразеологизм, это самое "царь в голове", "без царя в голове". Царь, или королева, - это центр души, ее основание. А кровь и бал, как и символ -- это понятия объединяющие, создающие некоторое единство посреди разрозненности, разъединенности, той самой серой реальности, той самой прямой, ведущей из прошлого в будущее через повседневное бытие.
   Что должна почувствовать наверное, создать в себе Маргарита? Она должна почувствовать, что добро и зло -- две стороны одной монеты. Что одно не может существовать без другого. Она должна научиться любить зло и почувствовать всю его относительность. И невозможность существования добра и зла отдельно.
   Можно взять любой из моментов бала. Кого из злодеев? Я думаю, что до барона Майгеля мы еще доберемся. Возьмем, например, госпожу Тофану. Вообще описание гостей связано с энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона. Так вот сеньорита Тофана ди Адамо, она была из династии отравителей 17 века. Вероятно, яд, который назвали ее именем, содержит мышьяк и беладонну. Возможно, в него входили еще какие-то компоненты. Я не буду их называть. Во всяком случае это была бесцветная и безвкусная жидкость. И поэтому идеально подходила для того, чтобы вылечить от жизни в первую очередь супругов, потом всяких разных других родственников.
   Было несколько Тафаний. Первая Тафания ди Палермо. Известно только то, что она убивала с помощью яда. Потом была Тафания ди Адамо. Это уже 17 век. Она была из Неаполя и получила рецепт от первой Тафании. Обе ненавидели мужчин и продавали яд в бутылках с портретом святого Николая. Это называлось.... Было торговое название - "Манна св. Николая". Говорят, что ее яд убил по крайней мере 600 человек.
   А третья Тафания, Джулия Тафана, промышляла в Риме и приходилась сестрой или дочерью второй Тафании. Она была приговорена к смерти и казнена.
   Но вот ведь что ужасно. Ужасно, что история доказала, что большинство мужчин, которых травили таким кошмарным способом, с помощью того самого яда, с помощью акватафана, (кстати, это одно из имен третьей дамы, о которых я говорил, только в русской транскрипции Акфантафана).
   Ну да и Бог бы с ним. Я хочу сказать, что у третьей Тафаны были адвокаты. Которые доказывали, что большинство мужчин, которые были отравлены ядом, просто издевались над своими женами. Как вы понимаете, это совсем не было редкостью в те времена. Женщину высоко не ставили. И поэтому удобный яд, позволявший травить мужчин, во многих случаев оказывался водой справедливости. Потому что истории о том, что с ними делали мужья, просто трудно поместить в воображении.
   Этот посыл Маргарита поймет. Как женщина. Она поймет этот посыл в том самом платке, который подают одной из героинь бала. Но она не почувствует этого демонического принципа справедливости, которая всегда разрушительна и всегда разделяет людей, не дает им любить друг друга. Ведь нет худшего разделителя, чем та самая справедливость.
   Очень быстро пробежал час. Мы вернемся на бал и договорим об основных элементах гностицизма, которые встречаются в романе Булгакова, в следующий раз.
  
   0x08 graphic
  
  
  
   А пока давайте запомним, что прекрасная женщина создает реальность и оживляет. А вся кровь, которая нам предстоит, и с которой мы уже встретились, это ритуалы очищения и объединения, как это ни странно.
   Спасибо что послушали, и до следующих встреч.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"