Красных Татьяна : другие произведения.

Неудачная инициация

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию беседу А.Д.Данилина о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Александр Данилин - врач, психотерапевт, писатель и радиоведущий. Автор проекта "серебряные нити". Беседы о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Беседа 22


   Самопознание по А.Г.Данилину Мастер и Маргарита - 22
   Неудачная инициация
  
  
   Добрый вечер всем. Я -- психотерапевт Александр Данилин. Если я правильно помню, то мы с вами все
  
   0x08 graphic
  
  
   время тут, на балу. Никак не выбраться из символики этой знаменитой главы. Как вы понимаете, это танцы ведьм, а вовсе не иллюстрация к роману. Рубашечка яркая -- да, поскольку и глава очень яркая. Я бы даже сказал: забивающая этой своей яркостью основную мысль.
   Итак, мы с вами продолжаем потихонечку обсуждать какие-то смыслы, которые я в течение жизни находил в романе Булгакова "Мастер и Маргарита". Время от времени надо отвечать на вопросы. И вот постоянная участница наших разговоров Ирина прислала мне такой обескураживающий вопрос: что же именно есть этот самый гносис? Что это за знание такое, которое спасает?
   Я пока мало что прочитала по гностицизму, кроме того, надо первоисточники почитать. Прочла "Евангелие истины" и понимаю, что в этой эзотерике с наскоку не разобраться. Гностики взяли окружающие мифы и перевернули их. Благой и гармоничный космос греков, управляемый разными божественными силами стал злом, тюрьмой, пленом для гностиков. Знания эллинского мира заключались в познании красоты и гармонии. Зло возникает из нарушения их. Будешь их знать, будешь им следовать -- и будет тебе благо. Для гностика все это --красота, гармония, сила, - хитрость и уловки тленного мира, пленившего и удерживавшего в себе искры божественного света. Единое творящее божественное начало иудаизма становится у гностиков двойным. Сначала отец творит Иона, эманации, или что-то там еще. Затем одно из творений, не ведающее отца, начинает сам творить материальный мир, воображая себя единственным Богом. Библейский первородный грех человека становится грехом Бога-демиурга. И снова для спасения нужны знания какие-то. Тайные, по-видимому, эзотерические. Такие, видимо, как в "Евангелии истины" - абстрактно-символические и сложно-отвлеченные. Да, согласно гностическим сектам, спасутся только пневматики, люди, в которых проснулся Дух, Свет, или пневма. У Булгакова пневматик -- Мастер. Но не он спасает Маргариту, а она -- его. Так в романе. Из тюрьмы, из сумасшедшего дома она его все-таки вызволяет. Маргарита -- душа. Мастер -- дух. Душа спасает дух. Разве это гностицизм? В христианстве мы душу должны спасать. А у гностиков дух вроде бы должен быть спасаем, пробужден, разбужен гносисом, но не душой. Ведь душа там тоже участвует в пленении духа. Инициация Маргариты -- это ведь по идее (моей) пробуждение в ней самой пневмы, духа. Или нет? Чем же он на этом бале сатаны должен был пробудиться? Каким знанием, которое Маргарита не поняла и не приняла? Понятно, что это какой-то булгаковский взгляд на гностицизм. Но тогда какой? Совсем свой что ли? Или есть пересечения с какими-то историческими течениями? Короче, основательно запуталась."
  
   Если честно, я не очень уверен, что в этом цикле я имею право впадать в обобщение очень разных гностических учений. На самом деле гностические учения -- это учения, главное в которых, я считаю, как и в любых религиях и духовных учениях Востока, или как в архетипах в видео Александра Данилина, - самое главное это дуализм. Дуализм духа и материи. Дуализм черного и белого. Дуализм творца и творения. Как начал, недоступных друг другу.
   А впрочем даже это кратко обсуждать не получится. Потому что мы обсуждаем кратко, звучит достаточно пошло. Но вот о чем я бы здесь поговорил, то это опять может о знаменитой трансформации Воланда в главе "Бал". Или о тех ритуалах, в которых участвует Маргарита. Потому что говоря о главе "бал", мы в конце концов должны сделать одну очень важную вещь. Мы должны закончить разговор о предлагаемых Булгаковым оторванных головах и выпитой крови, и о крови вообще, которая в этой главе льется в изобилии. Но сначала я хочу сказать, что у этого образа, у Воланда, как и у образа Фауста, еще один несомненно гностический прототип.
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Я имею в виду не кого-нибудь, а знаменитого Симона Мага. Или Симона Волхва.
   Если честно, я даже не знаю с чего начать. Вы, наверное, о нем много знаете. Симон был настоящим магом, волшебником, колдуном. Жил в первом веке нашей эры. Он был современником Христа, апостолов и его чудес. Известно о нем и очень много, и очень мало. Но по крайней мере можно смело сказать, что этого волхва, мага всегда сопровождал огромный черный пес. И с той поры черные псы стали сопровождать очень и очень многих сказочных магов. Возможно и наш русский сказочный волк, между прочим, того же происхождения. Кроме того, есть много сведений о нем в романе II века до н.э. "Римские деяния", и в этом романе у него есть титул "Благостный", или "Благодатный". И этот титул по латыни звучит как Фаустус. И Фауст, несомненно, ведет свой род от Симона Мага. Как, по всей видимости, и все сказочные, фантастические, фантазийные колдуны.
   В общем, его истории рассказывают в разных последовательностях.
  
   Это -- одна из самых загадочных фигур древней мистики и фигура, несомненно, существовавшая исторически.
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Это старинный рисунок, показывающий, как Симон Маг взлетал, отдавая приказы демонам воздуха, а апостол Петр призвал демонов именем Бога не слушаться приказаний Симона Мага. Симон Маг упал, сломал две ноги, и потом покончил с собой.
   Кстати, есть и другая версия его смерти. Очень странно, потому что очень многие элементы рассказов о Симоне Маге звучат как пародия или оборотная сторона деяний Иисуса Христа. Изучать все это очень интересно. Я хотел сказать, что при этом при всем в этой истории рассказывается, что Симон Маг обещал своим ученикам воскреснуть. Просил закрыть его в ящик, а этот ящик поместить в пещере. И через три дня открыть. Когда через три дня ученики открыли ящик, они увидели, что Симон мертв. Видите, как будто оборотная сторона христианского рассказа, что-то вывернутое наизнанку. Правда Симону Магу, в отличие от Христа... Еще раз повторяю: если Христос был исторической личностью, или имел какую-то историческую основу, то они были современниками, и Симон Маг Как будто все время рвался найти учителя и соперничать с самим Иисусом Христом. Чего ему не удалось. По крайней мере исходя из писаний тех времен, они так никогда и не встретились. В отличие от встреч с апостолами.
   Так вот почему я вдруг вспоминаю вопрос Селены, и тут же вспоминаю Симона Мага, и вспоминаю, что конечно же он был одной из внутренних интуитивных подоснов образа Воланда, потрясающего образа, профессора черной магии. Помните?
   Цитата
   "Я -- профессор черной магии, я -- единственный в мире специалист".
   И его такое -- помните? - внезапное преображение, которое вскоре произойдет по ходу нашей истории. Потому что когда наконец застрелят барона Майгеля, то на Воланде окажется короткая римская хламида, и именно в такой хламиде очень часто изображали того же Симона Мага.
  
   0x08 graphic
   А это сцена развернута во времени, как и многие, вот Симон Маг предлагает деньги апостолу Петру, но в результате выкупает Елену. Это одно из нечастых изображений, где он находится вместе с Еленой.
   Интересно, что конечно эти действия тоже восходят к глубокой древности. В частности Симон Маг воспроизводит древний финикийский культ Баала. Тир, в котором он выкупает блудницу Елену, которая в свою очередь является реинкарнацией, одним из вместилищ духа Елены Троянской, и вспомним, что спутницу Воланда зовут не Маргарита, а Гелла. Гелена, Елена. Возможно, это тот же самый намек на Елену Троянскую, вечный символ красоты и гармонии. И тогда Симон выступает как Баал, как верховный Бог, а Елена выступает в образе Астарты, супруги Баала, и символизирует материю, материнское женское начало. Для мужского продуктивного творящего начала, Баала, или духа. И именно в финикийской традиции существовала священная проституция, когда любая девушка отдавалась в храм на несколько лет до замужества и отдавала свое тело за деньги в качестве жрицы. Это считалось наглядным поклонением Баалу и Астарте. Поэтому и Маргарита, и Елена вовсе не случайно блудницы.
   А Симону приписывается, есть большая вероятность, что это либо его труд, либо труд его учеников ближайших, например Минандра известного, и абсолютное начало в нем двойственно, и описывается как скрытый и явный огонь. Конечно, в этом есть и следы учений Гераклита, и Эмпедокла. Скрытый огонь -- это потенция, потенциал. А явный огонь -- это акт. Это аристотелевские понятия.
   Первичным актом стала всеобъемлющая мысль. Потенция, которая породила этот акт, является Умом, в смысле Аристотеля и неоплатоников, или Отцом. А мысль облекла это начало плотью. Как? Если вы хотите знать, что такое начало Елены, начало женское, разумеется, она облекла это начало с нежностью и заботой. Поэтому главный экзистенциал Хайдеггера -- забота о всем сущем. Забота о воспоминании в каждом материальном человеческом теле о его божественной природе. В этом главная суть заботы. Она и была, по мысли Симона Мага, главной сутью пребывания Елены, первичной божественной мысли, а земле. Она не столько мысль, сколько забота об этой мысли, которая несет ее людям.
   С помощью таких бинарных понятий Симон описывал бытие. Из ума и мысли рождаются небо и земля, Потом появляется следующая пара -- звук и название. Это Солнце и Луна. Рассудок и вожделение. Это воздух и вода.
   То, что я сейчас рассказываю, очень коротко, конечно. Стоит сказать, что в финикийской религии главные символы -- небо и земля, солнце и луна всегда олицетворяли Баала и Астарту. И это было основанием гнозиса. Это была первая гностическая секта. И Симон Маг для первых поколений христиан если не сатана, то по крайней мере воплощение антихриста. Потому что он -- источник и создатель всех ересей. Мы можем сказать -- помните? - про волшебную палочку, и он же -- создатель всех сказок о волшебстве. Все истории о могучих волшебниках, совершающих свои ритуалы, они так или иначе восходят к тем самым "Римским деяниям" и к образу великого волшебника Симона Мага, профессора черной магии.
   Конечно, Воланд -- не Симон Маг, в прямом и непосредственном понимании этого слова, но обрывки и остатки отца всех ересей конечно есть. И если изучать гностицизм, все так начинают делать. Есть легендарная дореволюционная книга профессора богословия Поснова, самая главная русская книга о гностиках "Происхождение гностицизма и развитие его". Она начинается с рассказа о Симоне Маге, отце всех ересей.
   И как видите, для проведения своего бала Воланд нуждается в Маргарите. И наверное Воланд и его слуги пытаются инициировать, заставить Маргариту вспомнить о своем могуществе, о своей сути.
   Роман писался много лет. Конечно, замысел постоянно менялся. Конечно, Булгаков опирался на интуицию, а вовсе не на бесконечные гностические учения. Но как мне кажется, мы с вами участвуем, потому что главы описаны так, что не участвовать просто невозможно. Ты все равно поглощен этим, в попытке, конечно, неудачной, чтобы Маргарита вспомнила свою тайную суть богини.
   В чем состоит эта тайная суть? Наверное, в ее забытой способности заставить души этого мира вспомнить о той божественной искре, которая содержится в них. На московской стороне луны она, конечно, является спасительницей. И это некая тайная связь между иерусалимской стороной монеты, на мой взгляд, конечно, и московской стороной монеты.
   А у Иешуа, при нем нет женщины. И он обречен на смерть и, в общем-то, забвение. У Мастера есть женщина, и она его спасает. Они невозможны друг без друга как небо и земля, как Баал и Астарта. Наверное, не нужно напоминать, вы это знаете, что культ Баала, следы которого сохранились во многих религиозных течениях, был очень жестоким культом, требовавшим много кровавых жертвоприношений. Именно Баала, не Астарты. Его надо было умилостивить, он был гневным богом. И мне кажется, что именно культ Баала и Астарты в учении Симона Мага в большей степени, чем всякие антисемитские труды, о которых мы вспоминали, было причиной того, что в романе так часто льется кровь.
   Я думаю, что Булгаков имеет в виду страшную суть того, что происходит в Москве, вокруг бала.
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Как водится, в молодые годы он отправился в Египет для того, чтобы обучаться тайнам магии. Там он познакомился с сочинениями Филона Александрийского. И с Эпионом, считавшимся лидером научной и философской мысли своего времени. По всей видимости, его образование и магические способности были настолько велики, что даже при всей неприязни к нему древнейшие христианские писатели, включая сюда деяния апостолов, разумеется, все равгл были вынуждены признать, что он обладал мистическими силами.
   Есть разные версии. По одной из самых распространенных он был учеником некой секты мага Досифея. Это был 1 век до н.э. - 1 век н.э. Это было время волхвов, колдунов, магов. Это все из Римских деяний. Говорят, что в секте Досифея было 29 человек, и там была только одна женщина, ее звали Елена, и которая потом всегда будет сопровождать Симона Мага, и в соревновании магов Симон превзошел Досифея. Превратившись в дым и пройдя сквозь него.
   Кстати, абсолютно достоверно известно, что Симон Маг был одним из самых первых христиан. Правда, крестился он в поисках чудес и даже как известно под влиянием апостолов, предлагал апостолам деньги, чтобы они научили его наложениям рук передавать от одного человека к другому благодать.
   Вполне возможно, что в бесконечных магических соревнованиях Симон маг так издевался над апостолами. Во всяком случае так считала Елена Блаватская.
   Да, в те времена совершались целые битвы чудес, когда апостолы и маги пытались доказать друг другу, кто обладает бОльшей магической силой. Правда, христиане называли свою силу божественной, силу Симона Мага -- дьявольской. Это очень сложная история, потому что ведь вы же знаете, что апостол Петр (камень, это прозвище, его настоящее имя -- тоже Симон), и я не очень уверен, что описание всех этих магических битв не есть некая метафора опять все того же древнего дуализма, двух начал -- божественного и магического, божественного и дьявольского.
   Во всяком случае известно, в том числе и из деяний апостолов, что Симон Маг заставил двигаться бронзовую змею, заставил смеяться статую, что он умел летать, проходить сквозь огонь без какого-либо вреда для себя, проникал сквозь каменные стены в виде дыма, ступал, разумеется, по раскаленным углям, и, говорят, даже мог воскрешать мертвых. Однажды он воскресил человека по имени Никостратом, грека, с которым он столкнулся, когда его несли к месту захоронения. Симон Маг оказался рядом, пристально посмотрел на мертвого, прошептал какие-то таинственные слова, и когда он тихо вслух произнес волшебное слово, покойник ожил.
   Перед императором Нероном, который его страстно обожал, из чего и возникло его знаменитое состязание с Петром, он представал то в образе маленького ребенка, то глубокого старика, то молодого человека, причем менял свой облик за какие-то секунды. И Нерон однажды воскликнул, что скорее всего Симон-волхв -- сын Бога, а не кто-то другой. Вот Блаватская. Цитирую:
   "Клеветнические наговоры, так яростно распространяемые против него неизвестными авторами и составителями "Деяний апостолов" скорее всего искажали истину в пользу христианства. Но не могли ее исказить до такой степени, чтобы скрыть тот факт, что никакой христианин не мог состязаться с ним в оккультных, т. е. в магических деяниях"
   Существует версия, что когда он предлагал апостолам деньги, те, разумеется, их не приняли, и он отправился в Тир, где выкупил из публичного дома женщину по имени Елена, которая томилась там около 10 лет. По всей видимости Симон Маг считал Елену той самой легендарной Еленой Троянской, которая, спустя огромное количество перевоплощений, сохраняя при этом все время себя, оказалась в Тире наложницей. А он, Симон Маг, объявил себя Богом-отцом, который пришел на землю, чтобы освободить узницу Софию-мудрость. И он, как Орфей, вывел свою Эвридику из ада публичного дома.
   Кем он ее называл, считал, именовал? Он именовал ее своей, т. е. Бога-отца, первичной мыслью. И конечно он был не первым и не последним.
  
   А там люди абсолютно забыли о существовании божественного духа и о существовании души. И было бы, наверное, высшей справедливостью, если бы Маргарита, почувствовав в себе божественное начало, почувствовав в себе Елену, могла бы спасти мир за пределами бального зала. Или, по крайней мере, внести в него хоть какую-то долю справедливости. Недаром же эта инициация проходит у Воланда, Баала, Симона Мага, Сатаны в одном лице.
   Об этом говорят много разных деталей, например
   0x08 graphic
  
  
   ей целуют левое колено. Это -- одна из многочисленных картинок масонского ритуала. Во время ритуала первой степени посвящения человек с завязанными глазами должен обнажить правое колено. Многие пишут, что вот Булгаков издевался над масонскими ритуалами. Почему колено? Потому что на коленях стоят, когда молятся Богу. Обнаженное колено символизирует открытость человека желаниям Бога. Или, по крайней мере, Хирама Абиффа, великого архитектора Вселенной, строителя первого иерусалимского Храма.
   То, что Маргарита обнажает, конечно, не левое колено, это понятно.
  
   0x08 graphic
  
  
   Я думаю, что это -- не издевательство, а готовность... что масоны имели в виду готовность разума к принятию указаний Бога. А Маргарита, наверное, должна быть готова к принятию его чувств, если это не правое, а левое колено. Это рисунок Александра Федорова.
  
   0x08 graphic
  
  
   А это Евгений Гритчин. Мне нравится изображение бала в черно-белом варианте гораздо больше. Да и вообще вся ее обнаженность как бы говорит об этом.
   Мы уже говорили о странной перепутанности на балу добра и зла как об одном из элементов инициации Маргариты. И конечно знаменитая история с Фридой -- иллюстрация этой двойственности, правда?
   Цитата
   "Маргарита поймала взглядом среди подымавшихся ту, на которую указывал Коровьев. Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами.- Какой платок? - спросила Маргарита.- К ней камеристка приставлена, - пояснил Коровьев, - и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется, так он уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, но ничего не помогает.- Какой платок? - шептала Маргарита, подымая и опуская руку.- С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка.- А где же хозяин этого кафе? - спросила Маргарита.- Королева, - вдруг заскрипел снизу кот, - разрешите мне спросить вас: при чем же здесь хозяин? Ведь он не душил младенца в лесу!Маргарита, не переставая улыбаться и качать правой рукой, острые ногти левой запустила в Бегемотово ухо и зашептала ему:- Если ты, сволочь, еще раз позволишь себе впутаться в разговор...Бегемот как-то не по-бальному вспискнул и захрипел:- Королева... ухо вспухнет... Зачем же портить бал вспухшим ухом?.. Я говорил юридически... с юридической точки... Молчу, молчу... Считайте, что я не кот, а рыба, только оставьте ухо."
  
   Потрясающая штука, в которой как-то теряешь главное. Что главное? А вот эту самую юридическую точку зрения. С юридической точки зрения хозяин кафе не виноват. А Маргарита должна стать какой-то другой, все понимающей и во все проникающей точки зрения. А юридическая точка зрения увы не отражает справедливость. Должен быть какой-то другой закон, олицетворением которого, возможно, должна стать Маргарита. Или Елена Симона Мага.
   Между прочим, тут есть удивительная штука про Симона Мага. Есть не один и не два исследователя его деяний. Так вот они считают, что последователи Симона Мага, члены его секты должны были, прикоснувшись к Елене, почувствовать в себе божественный дух и наличие жизненачала, которое его охраняет. И тогда они могли делать что хотели. В чем потом их, кстати, обвинял Иустин-мученик, один из главных источников сведений о Симоне Маге. Потому что мы знаем о них по Иустину-мученику, Епифанию-премудрому, поскольку конечно же труды гностиков, ересиархов, Симона Мага христиане уничтожали всеми возможными и невозможными способами. Хотя еще 300 лет после смерти Симона Мага сохранялись секты симониан.
   И вот сравните. Бл. Августин писал: "Люби -- и делай что хочешь." Естественно, он имел в виду любовь к Богу. Вот если ты обладаешь божественной любовью, любовью к Богу, дальше ты можешь делать все что тебе хочется. Это "Люби" у Симона Мага заменяло прикосновение, какой-то контакт, но не сексуальный, с Еленой. Она приносила человеку ощущение любви, после чего он мог делать что хотел, и никаких грехов и ошибок в жизни он больше не накапливал. Почему? Потому что он прикасался к самой божественной мудрости, к первому слову, которое мы называем любовью. Буддисты не любят слово любовь, потому что в нем много телесного. Они называют это состраданием. Вот наполняйся состраданием, и тогда ты можешь делать что хочешь. А носительница сочувствия, сострадания, понимания, прощения -- это первичная мысль Бога, которая направлена к его творению, к живым существам.
   Но не путайте Бога-отца с Богом-творцом, с тем самым недоступным Богом, который находится за пределами кеномы, в плероме, которой он окружен. Но проникает через этот барьер женщина, забота о всем живом, в котором содержится божественная искра. Без которой злой демиург, творец, Абраксас, Баал не может построить мир. Для этого ему нужно захватить искры жизни. А как их захватишь? Захватить можно только с помощью заботы. Потом обманув эту заботу, одурив ее, захватив в плен и лишив памяти.
   Что сделал Симон Маг? Он вернул Елене память. У меня есть ощущение, что Воланд пытается делать то же самое.
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот еще одна картина "Бал" Славки Горны.
  
   0x08 graphic
  
  
   И еще раз вам напомню, это икона Питера Суарта, который изобразил на одной доске разные эпизоды бала, разные эпизоды этой главы. Почему я ее показываю? Потому что я хочу сказать, что это -- доска, икона. Т.е. Суорт намекает на то, что Булгаков пытается подсказать своему читателю какую-то религию. И поэтому использует такой религиозный прием -- не только пишет на доске, но еще использует прием жития. Помните портреты святых в житии -- со сценками из жития святого? Что-то подобное делает Суорт. И это правильное ощущение, потому что... Чего не хватает в той беспросветной кровавой жестокости, которая творилась вокруг Булгакова в Москве тех лет? Женского начала, конечно. Какой-то истинной справедливости. Не юридической, из которой сталинская власть умудрялась делать непонятно что. И Маргарита, как Елена, в данном случае Елена Симона Мага... напомню,
   она и Елена Троянская с точки зрения Симона Мага одно и то же.
   Что происходит дальше?
   Дальше происходит бассейн с шампанским, бассейн с коньяком, в которые никто не рискует нырнуть. Конечно, великолепный оркестр.
  
   0x08 graphic
  
   Это Геннадий Калиновский, потрясающая иллюстрация, в очень булгаковском стиле, замечательного покойного художника.
   Цитата:
   -- Михаил Александрович,-- негромко обратился Воланд к голове, и тогда веки убитого приподнялись, и на мертвом лице Маргарита, содрогнувшись, увидела живые, полные мысли и страдания глаза.-- Все сбылось, не правда ли? -- продолжал Воланд, глядя в глаза головы.-- Голова отрезана женщиной, заседание не состоялось, и живу я в вашей квартире. Это -- факт. А факт -- самая упрямая в мире вещь. Но теперь нас интересует дальнейшее, а не этот уже совершившийся факт. Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере {209}. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие!
   Воланд поднял шпагу. Тут же покровы головы потемнели и съежились, потом отвалились кусками, глаза исчезли, и вскоре Маргарита увидела на блюде желтоватый, с изумрудными глазами и жемчужными зубами, на золотой ноге, череп. Крышка черепа откинулась на шарнире.
   -- Сию секунду, мессир,-- сказал Коровьев, заметив вопросительный взгляд Воланда,-- он предстанет перед вами. Я слышу в этой гробовой тишине, как скрипят его лакированные туфли и как звенит бокал, который он поставил на стол, последний раз в этой жизни выпив шампанское. Да вот и он.
   Направляясь к Воланду, вступал в зал новый одинокий гость. Внешне он ничем не отличался от многочисленных остальных гостей-мужчин, кроме одного: гостя буквально шатало от волнения, что было видно даже издали. На его щеках горели пятна, и глаза бегали в полной тревоге. Гость был ошарашен, и это было вполне естественно: его поразило все, и главным образом, конечно, наряд Воланда.
   Однако встречен был гость отменно ласково.
   -- А, милейший барон Майгель,-- приветливо улыбаясь, обратился Воланд к гостю, у которого глаза вылезали на лоб,-- я счастлив рекомендовать вам,-- обратился Воланд к гостям,-- почтеннейшего барона Майгеля, служащего Зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы.
   Тут Маргарита замерла, потому что узнала вдруг этого Майгеля. Он несколько раз попадался ей в театрах Москвы и в ресторанах. "Позвольте...-- подумала Маргарита,-- он, стало быть, что ли, тоже умер?" Но дело тут же разъяснилось.
   -- Милый барон,-- продолжал Воланд, радостно улыбаясь,-- был так очарователен, что, узнав о моем приезде в Москву, тотчас позвонил ко мне, предлагая свои услуги по своей специальности, то есть по ознакомлению с достопримечательностями. Само собою разумеется, что я был счастлив пригласить его к себе.
   В это время Маргарита видела, как Азазелло передал блюдо с черепом Коровьеву.
   -- Да, кстати, барон,-- вдруг интимно понизив голос, проговорил Воланд,-- разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Говорят, что она, в соединении с вашей не менее развитой разговорчивостью, стала привлекать общее внимание. Более того, злые языки уже уронили слово -- наушник и шпион. И еще более того, есть предположение, что это приведет вас к печальному концу не далее, чем через месяц. Так вот, чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили прийти к вам на помощь, воспользовавшись тем обстоятельством, что вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать все, что можно.
   Барон стал бледнее, чем Абадонна, который был исключительно бледен по своей природе, а затем произошло что-то странное. Абадонна оказался перед бароном и на секунду снял свои очки. В тот же момент что-то сверкнуло огнем в руках Азазелло, что-то негромко хлопнуло как в ладоши, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет. Коровьев подставил чашу под бьющуюся струю и передал наполнившуюся чашу Воланду. Безжизненное тело барона в это время уже было на полу.
   -- Я пью ваше здоровье, господа,-- негромко сказал Воланд и, подняв чашу, прикоснулся к ней губами.
  
   0x08 graphic
  
  
  
   Тогда произошла метаморфоза. Исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре. Он быстро приблизился к Маргарите, поднес ей чашу и повелительно сказал:
   -- Пей!
   У Маргариты закружилась голова, ее шатнуло, но чаша оказалась уже у ее губ, и чьи-то голоса, а чьи -- она не разобрала, шепнули в оба уха:
   -- Не бойтесь, королева... Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья {210}.
   Маргарита, не раскрывая глаз, сделала глоток, и сладкий ток пробежал по ее жилам, в ушах начался звон. Ей показалось, что кричат оглушительные петухи, что где-то играют марш. Толпы гостей стали терять свой облик. И фрачники и женщины распались в прах. Тление на глазах Маргариты охватило зал, над ним потек запах склепа. Колонны распались, угасли огни, все съежилось, и не стало никаких фонтанов, тюльпанов и камелий. А просто было, что было -- скромная гостиная ювелирши, и из приоткрытой в нее двери выпадала полоска света. И в эту приоткрытую дверь и вошла Маргарита."
  
   Конечно, это какая-то инициация.
  
   0x08 graphic
  
   Это Виктор Ефименко.
   В чем самое главное значение крови как символа? Что пьет Маргарита? Конечно же, кровь -- это символ общности, единства в первую очередь во всех религиях и культурах мира. Кровь -- носительница жизни, и потому она самая желанная жертва для приближения к Богу. Кровь -- носительница жизни, а Бог -- податель жизни. Кровь превращается в вино, своеобразная евхаристия. Маргариту приглашают в некую тайную мистическую общность с древнейших времен.
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот эта сцена, которую мы только что прошли. Гуашевые иллюстрации Ивана Кулика.
   Я хочу сказать, что Маргарита вступает в какую-то тайную и мистическую общность. Это общность жизни, а вовсе не смерти. Потому что кровь уже ушла в землю и там зародилась жизнь. Откуда столько внимания Майгелю -- понятно. Это образ предателя, образ вечно возрождающегося в предателях образ Иуды Искариота, о котором мы поговорим, когда доберемся до последней иерусалимской главы.
   Откуда столько значения у Берлиоза? Мы оставим часть этого разговора на последнюю встречу с Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри. А голова и колоссальная роль Берлиоза -- это сколько же торжества! Сам сатана, и сам Творец, сам Абраксас, или кто-то еще из древних богов -- Баал, Симон Маг. Пьет на балу из его головы, делая его тем самым символом жизни. (это ответ Селене)
   Дело в том, что Берлиоз -- гностик, знающий. В том мире, за пределами бала сатаны он предатель, страшнее, чем барон Майгель. Потому что он обладает знаниями и обманывает. Потому что все, что происходило в Москве в те времена, для Булгакова было страшным предательством знающих, той интеллигенции, которая понимала, какой грандиозный обман творится вокруг. И Берлиоз, который великолепно знает религиозную историю, знает источники, удивительный роман Булгакова, в нем даже есть библиография, тоже об этом поговорим в следующий раз, Берлиоз сознательно врет. Он как бы гностик наоборот. Или он -- предатель гнозиса, который есть форма заботы о духовной звезде внутри, по Булгакову -- о том самом Добре, добром человеке, который скрывается в каждом, какой бы предатель он ни был. Это и есть понимание, гнозис.
   Берлиоз, понимая это, (он должен это понимать), предает это знание. Люди делятся на добрых и злых с помощью того самого закона, о котором пищал в этой главе кот Бегемот. Того сталинского закона, который заставляет Булгакова вывести на передний план... это, как вы помните, последняя пара, которая появляется из традиционного места, из камина, по всей вмдимости, Павел Петрович Буланов и Генрих Григорьевич Ягода. Это знаменитый процесс об антисоветском троцкистском блоке, который известен пд названием "Процесс 21". Там осудили Бухарина, Рыкова, и Ягоду, начальника НКВД. В обвинительном заключении было сказано, что Ягода отдал приказание своему секретарю Буланову облить стены кабинета своего преемника Н.Ежова ядом, чтобы тот медленно умер. На основании чего их обоих и приговорили к расстрелу. По всей видимости это была совершенно дичайшая вещь, что и воспроизводит Бегемот о своих воплях о законе. Но тем не менее по всей видимости последние двое входящих из камина на бал были Буланов и Ягода. В те времена их имена, конечно, нельзя было называть вслух. У стен были уши. Ягода и Ежов были не просто страшные люди, они были страшные предатели, которые врали и потом издевательски (я где-то рассказывал, как унизительно их расстреляли) казнимые Сталиным по тем же принципам, по которым они казнили других. Это все не могло не казаться сыну профессора богословия абсолютно сатанинской ложью. Эти люди, не пролетарии, не крестьяне, а знающие люди, казались ему хуже всех, потому что понимая что происходит, они продолжали лгать во имя идеи. И поразительно, что в которую не верили сами.
   Женственность, способность видеть доброту в своих чадах, забота, понимание проникает через плерому, и Маргарита наверное могла бы стать спасительницей этого мира, московской стороны монеты. Но она -- баба, она думает только о своем любовнике Мастере. И то, во что ее пытаются посвятить, она не понимает. Ей это не надо. Ей надо, чтобы ей вернули любовника. Вся эта высшая фигня... Маргарита не становится Еленой. Все усилия Симона Мага (он же Воланд, он же Ваал) оказываются бессмысленными. Мир за пределами "нехорошей" квартиры спасать решительно некому. Всем на него наплевать. Все хотят бежать из этого мира, эмигрировать, смыться, достичь покоя, жить себе спокойненько и не пытаться что-то объяснить. Мы это еще почувствуем в следующей главе. Там есть все время такое ощущение, что они постоянно чего-то ждут от нее.
   Спасибо, что побывали тут. И спокойной ночи.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"