Аннотация: Из разговора литераторов:
"Как писать стихи для детей?-Так же, как для взрослых, только лучше.А как конкретно? -Не знаю... Может быть, как К.И.Чуковский?""Каждый пишет, как он дышит." Б.Окуджава
Эти заметки не следует рассматривать как попытку литературной критики,
скорее это личный взгляд внимательного читателя.
О Корнее Ивановиче Чуковском многие из нас (и я - в том числе)
знаем...и очень много, и очень мало: много - потому что его детские стихи
почти каждый "впитал с молоком матери", мало - потому что с тех пор мы
к ним не возвращаемся (зачем?), и, потому что К.И.Чуковский - это не только
и не столько детские стихи... И, конечно, он бы не смог их написать,
если бы в его жизни не было "всего остального"...
Думаю, что лучше и искреннее всех отношение к К.Чуковскому высказал
Юрий Гагарин. Когда Гагарина подвели познакомиться, он с удивлением
воскликнул: Неужели Вы еще живы?! :)
Ну ладно, ближе к делу...
Сам Чуковский оставил больше десятка конкретных советов, как писать
стихи для детей. Первый из них - писать хореем, а последний - иногда
отходить от изложенных советов :)
Я решил посмотреть, придерживался ли он сам своих советов?
Действительно, в его маленьких детских стишках хорей встречается нередко.
Например:
"ДвЕ козЯвки
У канАвки
ПродаЮт ежАм булАвки..."
Тогда я решил прочесть внимательно что-нибудь покрупнее и вернулся
"с карандашом в руке" к "Приключениям Бибигона"...
Я просматривал их только с точки зрения используемых стихотворных размеров и...
результат меня поразил: я там вовсе не обнаружил хорея...зато встретил
почти все остальные размеры, перемешанные веселым фейерверком.
(Приведу для справки используемые обозначения основных размеров
в виде записи строки из 8 слогов, 1 - ударная, 0 - безударная гласная)
Я\ - Ямб 01010101
Х\ - Хорей 10101010
Дак\ - Дактиль 10010010
Амф\ - Амфибрахий 01001001
Ан\ - Анапест 00100100
П1\ - Пэон1 10001000
П2\ - Пэон2 01000100
П3\ - Пэон3 00100010
П4\ - Пэон4 00010001
Ниже моих комментариев приведен полный текст "Приключений Бибигона",
размеченный описанными выше значками в тех строках, где изменяется.
Возможно, я где-то ошибся, т.к. делал это быстро,но, думаю, что не сильно.
Не думаю, что К.Чуковский так же сидел, высчитывая, где какой размер
применить: то, что получилось - результат его "дыхания", легкого и неровного,
как у детей.
Я попытался "проверить гармонию алгеброй", и получилось следующее:
Он смело рифмует разные трехсложные размеры, соответственно корректируя
число слогов в строчках.
В стихе содержится большое количество "пэонных вставок", украшающих его
своим протяжным звучанием.
Стандартные двухсложные размеры практически не используются: обозначения
ямба сделаны с серьезной натяжкой, т.к. в этих строчках много
"пропущенных ударений", иногда ударение появляется только на шестом слоге.
Думаю, что многим из нас, привыкщим к точному следованию определенному
размеру (шаг вправо, шаг влево - считаются попыткой к бегству :),
это удивительно...
Я, по крайней мере, ничего подобного раньше не встречал.
Надеюсь, что и Вам будет интересно прочитать (перечитать)