|
Облако в стихах " Разная лирика " Александр Красный
Письма VII - X (Сенека - Луцилию) Нравственные письма
Письмо VII
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! "Чего избегнуть следует? Толпы?"- Согласен, что к скопленью человеков Не стоит направлять свои стопы.
В таких походах велика опасность, Что не вернешься ты таким, как был, Что, вместо трезвых дум, придут неясность, Порок, прельщенье, неуемный пыл.
Мне зрелиша подобны наважденью: В них есть жестокость, роскошь и порок, Который входит через наслажденья, Одолевая скромности порог.
Держаться нужно дальше от народа С душою, не подверженной добру: Иначе превращаешься в урода, Стремящегося только к серебру.
Умение философа - предвидеть, И вот что я предвижу, милый друг: Ты станешь подражать иль ненавидеть, Толпу, что образует общий круг.
Есть третий путь. Хоть он довольно сложен, Меж Сциллой и Харибдой путь держи Общайся с теми, кто тебе поможет, Стать лучше. И - взаимно. В этом - жизнь.
Вотще читать толпе свои поэмы, Наивно честолюбию внимать (Подвергнуты порокам этим все мы, Но, кто тебя сумеет понимать?)
Один-два человека... с разъясненьем? "Так, для чего ж учился я, любя?" Ответ здесь прост, и нет другого мненья: Учился ради самого себя!
Но, я сегодня для тебя учился... И обнаружил мысли... целых три... (Прими вперед, раз случай приключился) Во-первых, так писал нам Демокрит:
"Мне человек - сродни всему народу, Народ же - как единый человек." Другой же (он в искусстве был от роду, Не знаю точно - кто), но, так изрек:
"Пусть для немногих труд мой будет ясен, Пусть ясен будет - лишь для одного, Уверен - он усердием прекрасен, Хоть, даже, не нашлось бы никого."
Вот Эпикур, пренебрегавший бренным: "Тебе я говорю, а не толпе. Ты - стоишь мне заполненной арены, Готов, Тебе, и молвить я, и спеть."
Не вдохновляйся полнотою зала, Не внемли лести, сказанной хитро, Достоинства души - твои начала. До новых встреч, дружище. Будь здоров.
================================= Письмо VIII
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! "Как я тружусь?"- Я праздности не друг, До поздней ночи не смыкаю веки, Не прекращая непосильный труд.
Свои дела забросил... Здесь ты тонко Воскликнешь: "Для чего ж сидишь ты ночь?!" Отвечу: Эти бденья - для потомков, Надеюсь им, хоть чем-нибудь помочь.
Как составляют ценные лекарства, Так я ночами заношу в листы Слова совета - людям, государствам, Не славы для, и помыслы - чисты.
Пишу я им о той дороге звездной, Что сам нашел, в блужданиях устав. Жалею, что узрел ее так поздно, Но, верю - пригодится им устав.
Кричу: Не уповайте на надежды: Они - начало вашего конца! И рыбы, и завзятые невежды, Клюют на шевеление живца...
Им кажется, добыча их - в кармане... Но, резко потянувшая леса, Звенит: "Фортуну, милый, не обманешь!" Вот чем чревата вера в чудеса...
Для тела угождение не нужно: Ведь роскошь забывает о душе. С соломенною кровлей жить не хуже, Чем с золотой. Есть рай и в шалаше.
Кто сделал украшенье без изъяна, Тот зря потратил время и свой труд. В одной душе - величье постоянно. Оспорившие это - людям врут.
Когда к потомкам в этот понедельник Я обратиться снова буду рад, В том больше пользы, чем, когда бездельник Приложит руку к списку для наград.
Пора закончить. Вспомню Эпикура: "Свободны - философии рабы!" Ведь в философии, как и в литературе, Велик, кто устранился от борьбы.
Поэты много говорят такого, Что стоило б философам сказать, Их мысль в полете сбросила оковы, На что не всякий может притязать.
"Всё, что дано нам, может быть изъято" - В твоих словах есть мудрости покров. Мой долг остался тем же, как и взято. До новых встреч, дружище. Будь здоров. =======================================
Письмо IX
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Мой Эпикур сказал, что мудрецы Не ищут дружбы в бренном человеке, В себе найдя начала и концы.
Иной мудрец нужду без друга терпит, Другому - и без друга нет нужды. Наедине с собой, как с Богом в церкви, Не чувствует ни горя, ни беды.
Кто мудр - спокоен при любой потере. И друга он, поверь, найдет всегда, Как Фидий, то, что статуе доверил, Восстановить способен без труда.
Приобретать друзей не так уж трудно, За Гекатоном следом протрубим: "Без снадобий, молитв и трав нагрудных, Люби других, коль хочешь быть любим!"
Есть те, кто помощь ищет в дружбе новой, Чтоб было им, кому себя вверять. Но, лишь на друге загремят оковы - Покинут он, враз дружбу потеряв...
Пока в чести - друзей ты видишь море, Идут к тебе, прилежною гурьбой... Но, если, вдруг, постигнет злое горе - Пустыню ты увидишь пред собой.
Одни бегут из одного лишь страха, Другие же, из страха, предают Тебя и дружбу, все подобно праху, Тем, кто из выгод дружбу познают.
Мой друг - мне брат, а вовсе не сиделка, Сам за него готов отдать я жизнь. А, из корысти дружба - просто сделка, И за такую дружбу не держись.
Влюбленных страсть, порой, сильней, чем разум, В ней - тяга, вожделенье, красота, Надежда на ответ, хотя б не сразу, Но, не для прибыли порывов чистота.
Мудрец ничто не чтет необходимым, Хотя потребно многое ему. Тому же, кто глупец непроходимый, Во всем нужда - нет тяги ни к чему.
Мудрец готов собрать друзей под флагом, Хоть, для блаженства нужды в них и нет... Ведь мудрость (нет величественней блага) Не требует орудия вовне.
Когда враги сожгли Стильпона город, И он из пепла вышел к ним один, "Что потерял?" - спросил Деметрий гордо. "Моё - со мной, себе - я господин."
Вот человек решительный и смелый! Нет блага в том, что могут отобрать. Немногие смогли бы это сделать: Один, он одолел всю вражью рать!
Вот - идеал, к чему стремиться стоит: На нем лежит могучая рука! Явил Стильпон, как несомненный стоик, И мудрость и величье на века.
Лишь глупость не оценит, что имеет, А, для тепла, не нужно много дров... Счастливым быть - любой мудрец сумеет. До новых встреч, дружище. Будь здоров. =====================================
Письмо Х
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Ты хочешь друга? Другом будь себе. В тебе - высокий образ Человека Ты - лучший, кто спасет тебя от бед.
Гуляя, Кратет, ученик Стильпона, Увидел в одиночестве юнца: "Быть одному - опасно, есть резоны Не избежать печального конца!"
Быть одному опасно неразумным: В них дерзость, гнев растут, как на дрожжах... Все, что в душе, среди компаний шумных, Их вынуждали скрыть и стыд, и страх.
Им кажется, что нет им обличенья: Никто с вопросом к ним не пристает. Но (глупому - нет должного леченья), Он - сам себя в общеньи выдает.
Проси здоровья для души у Бога, Потом лишь о телесном попроси. И знай, что просишь ты совсем немного: У Бога, для тебя, найдется сил.
Живи с людьми под ясным Божьим оком, Моли о благе праведных даров. Я верю: ты поднимешься высоко. До новых встреч, дружище. Будь здоров. ===================================
17.04.03
Солнечная женщина о произведении Письма VII - X (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
Не знаю, когда бы я познакомилась с письмами Сенеки, а благодаря столь точной передачи смысла и стихотворной форме это произошло. Было интересно. Сильное впечатление производит то, что века перелистываются неумолимым временем, а человек почти не изменяется и все советы актуальны, они подобны выдержанному вину. Спасибо, Саша! :-) Удачи и творчества!
Елена Конева
Присоединяюсь! Сказано точно, трудно что-либо добавить. Успехов, Саша!
Александр Красный
Солнышко и Леночка! СПАСИБО. Я сам удивляюсь...насколько глубокие вопросы Он поднимает и насколько мало изменилась человеческая природа за 2000 лет... :)
В. Владимиров
Елена, верю, что Ваш комментарий относился к отзыву С.Ж., а не к реплике Имануила, которая, надо признать, вставлена весьма ловко.
Имануил
Не понимаю! Письма изданы - снять с полки и прочесть в добротном переводе, а не в любительском рифмованном перекладе, где полно отсебятины в угоду рифме.
Александр Красный
Думаю, что вы, как и многие, не снимете и не прочтете...это довольно долго, если читать внимательно... А так, в "разжеванно-рифмованном" виде - остается только проглотить... Опечатки исправил, спасибо. Насчет запятых - отдельный разговор :)
Имануил о произведении Письма VII - X (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
ОПЕЧАТКИ:
-Ответ зесь прост -Когда потомкам, в этот понедельник, Я обратиться снова буду рад, -Мой долг тебе - все тот же, как и взято. -чему стемиться стоит СВИСТОПЛЯСКА С ЗАПЯТЫМИ. Вот один пример: Но, если, вдруг, постигнет злое горе - О ляпах - отдельный разговор.
|
|
Облако в стихах " Разная лирика " Александр Красный
Письма XI - XV (Сенека - Луцилию)
Письмо XI
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Вчера ко мне пришел твой юный друг. Я понял, что он делает успехи: Он в разговоре раскраснелся вдруг.
Застенчивость - хороший признак юных, Она при них останется и впредь. Что от рожденья вложено фортуной, То живо в нас, пока не умереть.
Иных, кто выступает пред толпою, Порой бросает в холод или в жар, И дрожь в руках, как в пятый день запоя, И бледность, будто хватит их удар.
Одним, малейший шум, как робкой лани - На их щеках огнем пылает кровь. Другие обретают жесткость длани, Когда они краснеют, как морковь.
Сулла краснел... и становился страшен, Жестокостью смиряя города. А Фабиан в сенате - был лишь краше, И не всегда румянец - знак стыда.
Румянец в нас заложен от природы, Его не одолеет мудрый дух. Как мы не можем изменить погоды: Краснеем или нет - одно из двух.
Чтобы актеру грусть явить на сцене, Он прислоняет голову к стене, И, тихо шепчет роль - стенанья, пени Но, одного не может - покраснеть
Всегда имей в душе и пред глазами Примерного хранителя добра. И, перед ним, как перед небесами, Живи и действуй, свой порок поправ.
Задумаешь сказать дурное слово: Спроси его, как сын перед отцом. О, счастлив тот, кто в мыслях у другого, Является достойным образцом.
Лишь по линейке сможешь ты исправить Неточность проведенных контуров. Ищи того, чье имя можешь славить. До новых встреч дружище. Будь здоров. ===================================
Письмо XII
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Недавно я за город выезжал... Что ж вижу: все платаны, как калеки, А их собственноручно я сажал.
Моя усадьба потеряла внешность: Крошатся камни, крыша потекла. И в том - не управителя небрежность, Он говорит: Усадьба отжила.
Ее я тоже строил, полон силы... Хоть не вернуть давно минувших дней, Я не застыл в преддверии могилы, Дышу теперь и глубже, и ровней.
Что за старик стоит в сенях у двери? Я не хочу чужого мертвеца... "Ты кукол мне дарил." Возможно ль верить? - Сын управителя...на взгляд - старей отца.
Я стар. Но старость - то же наслажденье, Вкусней всего - последние плоды, И дети - словно чудное виденье, Когда уходят детства их следы.
Тому, кто пьет - милей последний кубок, Который довершает путь ко дну, От предыдущих - только след зарубок. Как сладок вдох, пред тем, как утонуть.
Ты скажешь: "Смерть мила?! - Невероятно... Да, как ей можно отдавать поклон?!" - Всех возрастов воистину приятней Тот, когда жизнь несется под уклон.
Все знать должны, что час смертельный близок, И юноши, и зрелые мужи: Не возрастом диктован этот список, А тем, кто свою жизнь уже прожил.
Не видел стариков настолько дряхлых, Чтоб в лишний день поверить им нельзя, Так, день за днем, их счет фортуна-пряха Отмеривает пальцами скользя.
"Один день равен всякому другому" - Так говорил туманный Гераклит. Настанет день, когда впадаем в кому, И все, что было больно, не болит.
Свой каждый день живи, как день последний, "Прожита жизнь" - скажи, ложась ко сну... Не так уж страшно, ведь бессмертье - бредни... А утром... Бог поможет жизнь вернуть.
Скажу еще: "В нужде жить очень плохо, Но нет нужды, чтоб жить тебе нуждой." Осилишь путь, с благословенья Бога, Чтоб одолеть нужду свою трудом.
Ты скажешь: "Это - фраза Эпикура... На что тебе, его венок, лавров?" Моё - все то, в чем истины фигура. До новых встреч, дружище. Будь здоров. ==================================
Письмо XIII
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Поговорим о мужестве с тобой. Атлет, что не имел кровоподтеки, Не может выходить с отвагой в бой.
Когда тебя преследуют проблемы, То, ты под ними - как на пашне вол, Испытывая мощь. И знаем все мы, Что мужество не терпит произвол.
Спина фортуны, вместо ее приза, Виднеется частенько пред тобой, Но, доблесть возрастает, если вызов Ей брошен неподатливой судьбой .
Нас меньше мучит то, что того стоит, Чем домыслы о том, что может быть. И этот говорит тебе не стоик, Для стоиков вообще ничтожен быт.
Тебя от преждевременных страданий Я оградить пытаюсь. Для чего Тужить о том, что, может, не настанет? И, уж наверняка, что нет его.
Страданий увеличиваешь меру, Измысливая их предотвратить. С испугу, эфемерную химеру Способны мы в реальность превратить.
Когда тебе твердят, как ты несчастен, И горько плачут над твоей бедой, Попробуй разобрать беду на части: Все может оказаться ерундой.
Ты спросишь: "Вдруг тревоги не напрасны? Не лучше ли, заранее копнуть?" Здоров? Свободен? - Значит все прекрасно А в будущность - успеешь заглянуть.
Не торопись прийти к чужому мненью, Хотя б оно и принято толпой. Его подвергни личному сомненью: Возможно, оно хрупнет под стопой.
Всё сущее имеет свою меру, Ведь мера в нем содержится сама. Страх паники - как жизнь без чувства веры, Без мудрости, без смысла, без ума.
Когда придет страданье, будешь страждать... Зачем ему навстречу нам бежать? Так мы себя наказываем дважды Тем, что вполне возможно избежать.
Бывает, что фортуна промахнется (Не все же ей бывает попадать), И меч, что наших плеч уже коснется, Вдруг падает, не причинив вреда.
Когда беда встает зловещим роком, Найди в себе запас душевных сил. Попробуй одолеть порок пороком - И у надежды помощь попроси...
Коль счет надежд и страхов видишь равным, И не находишь правильной черты, Поверь надеждам - их считай за правду, Ведь верить в лучшее всегда способен ты.
Постыдны мне столь слабые лекарства... Пусть даже смерть низвергнет твою жизнь... Возможно, что за ней увидишь царство, Что мужеством сумел ты заслужить.
"Все время начинает жизнь сначала Кто глуп, как группа юных школяров." (Мой Эпикур, опять, как обещал я). До новых встреч, дружище. Будь здоров. ==================================
Письмо XIV
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Согласен - тело следует беречь... Не становясь рабом его опеки А, ради истины - швыряя его в печь.
Боимся бедности, болезней и насилья, Последнее - опаснее всего, Оно приходит, как бы ни просили Не трогать, и ужасен вид его:
Представить страшно, даже если снится, Как, с пышной свитой, цепью и плетьми, Оно ввергает нас во мрак темницы С надеждами, женою и детьми.
Так видом арсенала средств для пытки Палач способен жертву побеждать: Уходят их последние попытки Сопротивленья, в страхе их вреда.
Кого нам больше следует бояться: Правительство, сенат или народ? От гнева власть имущих уклоняться Ты должен, как от бури мореход.
Как уклониться от угрозы черни?- Не пожелай того же, что она. Не будь богатым, чтобы в час вечерний Не встретила разбойников стена.
Избегни зависть, ненависть, презренье. Как? - Только мудрость может дать совет. Умеренность здесь даст тебе прозренье, Как равноудалиться этих бед.
Заняться философией пристало - И погрузиться в глубину идей. Не верю, чтобы имя ее стало Ругательным, не чтимым у людей.
Но заниматься этим надо тихо: Ведь Марк Катон, вмешавшийся в войну, (Помпея с Цезарем) закончил горьким лихом: С Помпеем вместе он пошел ко дну.
Быть победителем способен лучший, Но, худшим наслажденье - блеск побед. Твое ли это дело? Просто случай Отделит здесь успех от тяжких бед.
Могу ли я сказать: Не будет горя Тому, кто эти правила блюдет? Опасней кораблю в открытом море, Чем в гавани, коль вовремя войдет.
Чья предприимчивость неугомонна - Рискует, чтоб снискать корзину роз. Бывает, что погибнет невиновный, И праздность не спасает от угроз.
Кто мудр, тот видит замысел вначале И знает путь, не покидая створ: Когда корабль от берега отчалит - Фортуна свой выносит приговор.
"Получит радость от владенья златом Лишь тот, кто не боится за добро." Прими сей лозунг ежедневной платой. До новых встреч, дружище. Будь здоров. ===================================
Письмо XV
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! "Коль ты здоров - прекрасно, я здоров." - Так издавна писали письма греки, Ведь философия - надежней докторов.
Здоровье - только в ней, совсем не в теле... А без нее - больна твоя душа. И, сколько бы мы гири ни вертели, Не стоят эти мышцы ни гроша.
Когда отдал все силы тренировке, В уме одно - прилечь и отдохнуть... Нет в разуме ни силы, ни сноровки, И тонкие предметы не копнуть.
Ты выбери любые упражненья, Чтоб утомлялось тело, крепла стать. Рекомендую быстрые движенья, И... времени не забывай считать.
Чем реже смотрим время, тем скорее Торопится от нас уйти оно. Заботься о том благе, что старея, Лишь крепло бы, как доброе вино.
Я не велю все дни сидеть за чтеньем, Ведь отдохнуть должна твоя душа. Для отдыха отдал бы предпочтенье Беседам и прогулкам не спеша.
Не слушай тех, кто хочет ухищреньям Тебя учить: так - есть, так - сел, так - встал... Их наглость вызывает подозренья, Что голод им науку нашептал.
Когда ты выступаешь с длинной речью, За голосом, пожалуйста, следи. Чтоб, не срываясь в крик, он, то чуть легче, То громче, вместе с мыслью, проходил.
Жизнь глупого - без радостей, но - в страхе, Дела "на завтра" он несет скорбя. Пытаясь обогнать всех одним махом, Не догоняет самого себя...
Установи желаниям пределы, Оставь за ними хлопот пустоту. Ведь главное, что ты способен сделать - Постичь души и мира красоту.
И это достижение важнее, Всех возлияний в золоте пиров. Есть Истина. Всегда стремись за нею. До новых встреч, дружище. Будь здоров. =================================
24.04.03
Имануил о произведении Письма XI - XV (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
То живо в нас, пока не умереть.- не по-русски
А Фабиан в сенате - был лишь краше,- нонсенс
Как мы не можем изменить погоды: Краснеем или нет - одно из двух. - нонсенс
Неточность проведенных контурОв - кОнтуров
Но старость - то же наслажденье,- тоже
Отмеривает пальцами скользя.- где запятая?
выходить с отвагой в бой - выходить НА бой
Когда тебя преследуют проблемы, То, ты под ними - как на пашне вол, Испытывая мощь. И знаем все мы, Что мужество не терпит произвол. - СПЛОШНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ
Для чего Тужить о том, что, может, не настанет? И, уж наверняка, что нет его.- последняя строка: нонсенс Избегни зависть, ненависть, презренье.- не тот падеж Как равноудалиться этих бед- ????????????
Прими сей лозунг ежедневной платой- ????????
времени не забывай считать.- падеж
исправить все несуразные запятые доверяю переводчику.
Брайна
Им, Им, ИИИИИИИИм))) забыли)))(хихикает Брайна)
Одним, малейший шум, как робкой лани - На их щеках огнем пылает кровь. Другие обретают жесткость длани, Когда они краснеют, как морковь.
Я вот так и не поняла, откуда лань тут взялась и почему морковка красная))
Имануил
Брайна, я это видел, но писать отзыв величиной с оригигал, - сама понимашь:)) А морковка - Красная! Насквозь. А вот редиска - только снаружи... Лань взялась от жеЛАНИя передать чувствительность к шуму. А вот откуда "длань"? От лани? Понял! Когда Саша хочет коснуться атласной кожи, он просит протянуть ему ладонь, а когда он самоуверенно "перекладает" древнюю классику, то ему нужна жесткая длань! Похоже?
Брайна
а вот как мудр был Г. К. Лихтенберг, говоря о ком-то: "Сочиненьице при всей своей толщине так пусто, что его можно принять не за книгу, а за папку к ней"
Александр Красный
Брайна. То время, которое вы тратите на написание рецензий, гораздо полезнее проводить в размышлениях, чтении умных книг...Если вы чего то не поняли, это не повод для смеха, скорее - для сожаления :( Почему морковка красная - почитайте ботанику... "Откуда лань взялась" - навряд ли вы до этого докопаетесь...поясню: лань в Греции была символом трусости (как в России - заяц), я сам чуть на этом не прокололся :)
Александр Красный
:))) Имануил! Благодарю вас за ежедневную порцию смеха! Я понимаю, что вам, сидя в Сан-Франциско, гораздо лучше видно: что по-русски, а что не по-русски :) Вы бы хоть приезжали изредка, послушали, как люди по-русски говорят. Проведите эксперимент: откройте Пушкина, Жуковского.... кого хотите...забудьте, кто автор...отнеситесь к тексту с полной критической серьезностью...запишите это все на бумаге...и опубликуйте на облаке... Уверен, что вы, как внимательный человек, наковыряете там такого, что онм в гробу перевернутся :) Если вам лень, я могу это сделать сам, а вы будете потом использовать это в качестве учебного пособия :) То, что вы называете "нонсенсами, неграмотностью и т.п." имеет свое, не понятое вами смысловое объяснение... я, к сожалению, не располагаю временем для подробных комментариев... Поясню одно:"Прими сей лозунг ежедневной платой..." Сенека писал письма ежедневно и, в каждом письме считал своим долгом привести мудрое изречение в виде цитаты известного философа (обычно Эпикура). Если вы этого не заметили, прочитав 15 писем, мне очень жаль... :)
Имануил
Саша, а нобелевский лауреат Иван Бунин часто приезжал язык слушать? А Цветаева? А Бродский. Я для вас не авторитет, понимаю, но спросите у авторитетов. Пусть опровергнут часть моих "наъодок" в ваших текстах, я буду рад за Вас.
Прими сей лозунг ежедневной платой - плохо. Эпикур не говорил лозунгами. Нужное слово Вы просто не сумели вставить в строку. Поэтому принимаются только обоснованные возражения. О запятых ещё раз промолчу.
Александр Красный
Прошу: не надо о нобелевских лауреатах, тем более - о Бродском... Бунина я обожаю, не за имя и регалии, а, за результаты творчества, интеллегентность и глубину ума. Если бы вы смогли найти в его переписке что-либо похожее на ваши ежедневные рецензии...мое отношение к нему изменилось бы в худшую сторону... Но, я уверен, что вы у него этого не найдете :) Я не настаиваю на том, чтобы вы "принимали" или не "принимали" что-либо из моих публикаций... Строго говоря, я даже не настаиваю на том, чтобы вы их читали - это ваше личное дело... Нравится - читайте, не нравится - не читайте... Если вы планируете опубликовать это в каком-либо журнале и проводите таким образом редакторско-корректорскую подготовку текста, то вам сначала нужно получить разрешение автора, которого я вам пока не давал... Прочтите мое замечание к рецензии Т.Калашниковой.
Имануил
Ну вот, сплошные табу! УзнаЮ! Нет никакого резона искать у Бунина виртуальных рецензий на неграмотное стихоплётство! Типично совковый страх, не ведающий о презумпции невиновности: заподозрили меня в воровстве! Ха-ха! Ни под вашим, ни тем паче под своим именем печатать это нельзя. Можно, разумеется, за свой счёт напечатать всё, что угодно, были бы деньги, но в журнале??? Предложите в "Иностранку" !!! Ладно, запасёмся терпением, впереди 85 писем, -держись, Облако!
Александр Красный
Совсем напротив - я вам НИЧЕГО не запрещаю ;) Вы думаете Бунину не приходилось читать плохих стихов? Уверен, что приходилось... Но, интеллигентный человек делает это молча :) Я вас ни в чем не подозревал... Разве для этого есть основания? ;) То, что под вашим именем этого печатать нельзя, определяется не вашим желанием (или его отсутствием), а наличием понятия "авторского права". Я думал, что даже в такой провинции, как Сан-Франциско...об этом слышали... Под моим именем печатать, безусловно, можно - это ничему не противоречит, и зависит исключительно от моего желания и возможностей... У вас плохо с арифметикой: - писем всего - 124; - я опубликовал - 15; Осталось? - Правильно - 109 ! Чем болтать о "ерунде", лучше заняться делом :)
Имануил
Но, интеллигентный человек делает это молча :) ЧТО ЭТО? Молча не замечает ляпов? Молча мирится с засилием графомании? Сказали бы спасибо за бесплатную корректуру, но это - для интеллигентных. А убеждение, что там, где не я - провинция, это ваще... А почему не надо о Бродском? Табу? Запахло чистой водицей:))
Александр Красный
Наоборот...запахло тухлым болотцем... У меня есть кое-что о Бродском... но, я не хочу пока это здесь публиковать. Специально для вас даю название "Мифу Иосифа Бродского"...
Герасимов Владимир о произведении Письма XI - XV (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
ДА, если текст такого объёма комментировать, что - нибудь - найдёшь... Должен сказать, древних не то что трудно, невозможно почти что не то что переложить на стих, нет -просто перевести, нет - понять... преклоняюсь...
Брайна
И правильно, древние достойны поклонения. И оригиналы завсегда лучше плохоньки копий. Вам никогда не попадались хрестоматии для школьников, где вкратце пересказаны пр-я наших классиков литературы, эдакая краткая компиляция))) ?
Герасимов Владимир
У меня в личной библиотеке есть неплохая подборка хрестоматий для средних учебных заведений Росии до 1917 года. Должен сказать, что это - книги...
Александр Красный
Завидую вам, Владимир! Кстати, в музее Есенина (в Константинове) я видел учебник "Родиноведение"... Вот бы восстановить этот предмет в школе! :)
Брайна
Так то до 17 года) А я о современности и тех изданиях, что пишут в помощь ленивым школьничкам, дабы "Войну и мир" они прочли в кратком переложении)
Герасимов Владимир
мать хрестомать не могу читать без буквы - ять :)
Александр Красный
Спасибо Владимир! Ты высказал очень точную мысль: Древние нуждаются не в поклонении (не создавай себе кумиров), а в ПОНИМАНИИ! :)
Елена Конева о произведении Письма XI - XV (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
Саша! Отдаю должное кропотливому труду... Но такие объёмы читать трудновато...сжалься... :))))
Александр Красный
Даже не надейся на это!!! :))) Я в большей степени делаю это для самого себя, следуя советам Сенеки.
Калашникова Татьяна о произведении Письма XI - XV (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
А в чем сыр-бор-то? Хорошая большая работа проделана. Оно-то, канешна, проще када
две кавычки, два столбца - кратко, громко и лица не видать за этим чтивом. Но зато - ведь как красиво! :)))
Не, я большие формы уважаю. Знаю на своем скромном опыте, как это не просто. Молодец, Александр!
ТК
Имануил
Таня, зла не хватает! Читать невозможно, поэзия не ночевала, - для чего же нужно проделывать большую работу??? Предложи солидному издательству - никто не возьмёт, потому что сплошная полуграмотная отсебятина. Зачем же это ещё и поощрять? Пустая трата сил и времени. Сугубо моё мнение. За это время можно добротно перевести с оригинала или с подстрочника малоизвестную вещь, а не заставлять Сенеку говорить в несвойственной ему форме.
Калашникова Татьяна
Им, а че у тебя зла не хватает так восклицательно? Тебя же никто не принуждает это издавать или публиковать. Приличное издание не возьмет, говоришь? А много оно берет хорошего, приличное издание? Не мне и не тебе рассказывать, как устроены приличные издания, и как там что работает. Я уже не говорю о "попасть в нужное место, в нужный момент".
Если автор поставил и перед собой задачу и не простую задачу, и неплохо справился с ней, значит все - правильно. А все остальное - демагогия.
ТК
Имануил
Справился из рук вон плохо, ляпы на каждом шагу. Никакой демагогии. Ты систематически хвалишь графоманскую продукцию. Я тоже имею право иметь мнение о твоём мнении. Нормально. Если бы за перевод тех же писем Сенеки взялся мастер, даже избрав стихотворную форму, приличное издательство напечатало бы. Я имею в виду переводчиков ранга Кружкова, Яснова, Бородицкой. Сегодня грех жаловаться: при российской бедности выходят и толстые журналы и великолепные книги. Тиражи упали, но горизонты раздвинулись так, что не успеваешь читать. Повторюсь: сохраним за собой право на спор, коль скоро есть такая возможность.
Александр Красный
"У каждого человека есть право на постижение истины, права на спор - нет."
Калашникова Татьяна
Ага, "у нас каждый имеет свое право":)) Им, а твои стихи никогда не называли графоманией? Нет, это я не в твой огород. Просто интересно, какое у тебя было мнение о таком мнении. Имею право поинтересоваться в контексте нашей беседы о мнениях и правах?
ТК
Имануил
Таня, с удовольствием подтверждаю: ДА! И не раз! Мнение было и есть одно: сначала: кто называл? У каждого свои критерии, точки отсчёта и т.д. Если бы назвал Пригодич или Литвинова, огорчился бы и ушёл. Но если это мнение нечитабельнызх профанов, если это выражение личной неприязни, то всерьёз переживать не о чем. Я потому и не пользуюсь черным списком, что уважаю свободу слова и мнения. Меня и не только меня, - Лёшу Гурзо! - потому и вносят в чёрные списки, что боятся изобличения в бездарности, графоманстве и неграмотности. Так и живём...
Калашникова Татьяна
Им, а меня не вносят в черные списки. Знаешь почему?
Александр Красный
(молча поднимая руку...) А можно я скажу?... Можно я? :)
Калашникова Татьяна
Можно-можно:))
Александр Красный
Я, правда, уже сказал, чуть выше, но, повторюсь... вдруг Им не заметит :) Дорогой...(даже очень дорогой) Имануил! Из вашей переписки я понял, что для вас важнее не смысл речей, а авторитет их произносящего... и решил, по примеру Сенеки, делать вам подарки... Понимая, что мое имя вам ни очем не говорит, надеюсь, что Библия - достаточно авторитетный для вас источник? Я позволю себе не указывать точных ссылок...надеясь, что вы -либо их читали, -либо захотите проверить их подлинность и, заодно, познакомитесь с другими мудрыми мыслями... Примите же первый подарок:
"Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего."
Имануил
КОНЕЧНО, ЗНАЮ!
Калашникова Татьяна
Им, а расскажи, что ты КОНЕЧНО, ЗНАЕШЬ. Все-таки обо мне речь. А вдруг ты неправильно знаешь.
ТК
Имануил
Расскажу, если просишь. По-моему, твоё одобрение слабых и плохих стихов - залог того, что безопасность надёжна и в чёрные списки ты - не кандидат. Плюс, твоя политкорректность, разумеется. Прости, но "я - другое дерево" (Поженян).
Калашникова Татьяна
Вот видишь, Им, плахой ты психолог. Неужто и впрямь, думаешь, что я из хлипкого десятка? Дело не в одобрении, но в неругании. И политкорректность здесь не при чем. Корректность, но не полит. Отзывы же свои оставлю преимущественно в двух случаях: 1)когда стихи, на самом деле, понравились; 2)когда стихи показались стоящими, за исключением мелких деталей, которые легко устранимы.
Не вижу смысла и не имею желания ругать то, что правке не подлежит, или хвалить то, не понравилось. Как и всякое правило, это тоже имеет свои исключения. Но тенденция такова.
А вот зачем тебе-то нужно ругать стихи, доставлять людям неприятные эмоции, примерять на себя мантию "мирового судьи"? Неужели это тебе доставляет удовольствие? Говорить графоманам, что они графоманы? Зачем? Говорить людям талантливым, что они графоманы (надеюсь, ты понимаешь, что твое мнение не есть - единственно верное и справедливое)? Зачем? Помочь, тактично подсказать. Это я понимаю:))
ТК
Имануил
ЗАЧЕМ? А затем, чтоб не обольщались! Чтоб твоим одобрениям противопоставить более взыскательное мнение. Терпеть не могу графоманский уют - малину. Затем, чтоб не забывали, что есть ещё и другие мнения... Моё - не единственно верное, - по определению, но и не столь неверное, чтоб его легко опровергнуть... Отмахуться - просто, а что-то противопоставить? Всегда рад слышать нечто убеждающее. Я не думаю, что ты из хлипкого десятка, отнюдь, но я вижу какую муру ты одобряешь и не могу согласиться, ибо вводить пишущую братию в заблуждение - не есть хорошо, по-моему.
Калашникова Татьяна
Им, а зачем тебе нужно, чтобы кто-то НЕ обольщался? А ты что ругаешь, чтобы противопоставить что-то? За баланс переживаешь. Терпеть не могу малину, графоманский уют... Отчего столько злости-то и непримиримости? Они тебе жить мешают, эти "графоманы", что ли? Пишут себе, ну и пусть пишут. Тебе че жалко? Читает их кто-то, ну и пусть читает. Если мне что-то не нра, я с первых строк закрываю и все. Впрочем, я понимаю прекрасно, что бессмысленно говорить тебе то, что я сейчас говорю. Только, Им, и ты не обольщаяся, в таком случае по поводу твоих критических замечаний. Не господь Бог, чай поди. Слаб человек, эмоционален и ошибочен:)))
ТК
Имануил
А вот следующий раз ты меня к фашисту Сидорову не пошлёшь по ссылке - в этом вижу толк. В тихом омуте черти водятся... И вопрос : тебе че жалко? - для меня пример обывательско-потребительской морали. Не приемлю. И не обольщаюсь. Но пока что ни разу не пожалел о своих замечаниях. А о твоих одобрениях в адрес непоэзии - сожалею. Без баланса ещё хуже.
Калашникова Татьяна
Ты, поначалу имена своих фашистов выучи. А то Сидоровы-Петровы-Ивановы обидятся. Вот еще мои одобрения тебя-то как волнуют. Неужто так они трагически-примечательны? Злой ты мужик, Им. Звыняй. Я тебя в черный список вносить не буду. Но и в беседы с тобой тоже более вступать не намерена. Демагогия и пустая трата времени. Бывай.
"""""" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Имануил
Фашисты типа Сорокина не мои, а твои, я их раскусил до того, как ты меня к ним послала просвещаться про Есенина. А где ты была, когда здесь поносили Андрюшу Грязова? На Невской Ассамблее? Когда ты взбрыкнула и ушла с П.ру, мы все тебя поддерживали. И Андрей тоже. А здесь ты отмолчалась? Мне всё равно - злой я или нет в твоём восприятии, но твои одобрения всякой патоки останутся при тебе, даже если я им противопоставлю своё мнение. Так что угрозы никакой. Можешь спокойно популяризировать труды Красного в рулинете. Гуд лак.
Калашникова Татьяна
Им, хватит лить грязь. Противно. Или ты решил оторваться пока я типа молчу. Противно. Ни про Андрюшу, ни про П.ру, ты, судя по всему ничего не знаешь. Не имеешь уважения к другим, имей хотя бы к себе. Не хочу я с тобой общаться, не приставай.
ТК
Имануил
Мне тоже противно знать всё, что знаю. Пока.
Калашникова Татьяна
Им, ладно понты раскидывать. Про меня ты ничего дурного знать не можешь. Поскольку нет такового. Будь мужиком, в конце концов, не устраивай истерик. Или с тебя шапка свалится, коли последнее "веское" не за тобой будет. То я тебе его дарю. Ваше слово - последнее:))))))(смайлик до самого затылка)
ТК
Имануил
Таня, извини пожалуйста, я никакой грязью не занимаюсь. Элементарный спор о возможных моделях поведения на интерактивных литсайтов ты умудрилась превратить в перепалку. Мне не нужно никаких пальм первенства и доблестей последнего слова. Никогда не был равнодушным и не собираюсь. Только ни одна пакость не дождётся моего молчаливого согласия. Вот и всё.
Александр Красный
Татьяна! Прошу: больше не связывайтесь с ним, не портите Ваши драгоценные нервы :) Дальше я сам с ним разберусь, с помощью ОЧЕНЬ АВТОРИТЕТных методов...
Калашникова Татьяна
Cпасибо, Алекандр! Как видите, я и сама уже сделала для себя кое-какие выводы:)) Мне кажется, что это тот случай, когда вообще не стоит ни мне, ни Вам... тратить время и портить себе настроение.
ТК
Александр Красный
:) АК
Александр Красный
:))) Спасибо за понимание, Татьяна! К сожалению, до конца работы еще довольно далеко, осталось более 100 писем :) Но, дорогу осилит идущий... По поводу дискуссии с Им: мне кажется, чего-чего, а именно "зла" у него хватает...не хватает, как раз наоборот - доброты и умения уважать чужое мнение (по принципу: по любому вопросу могут быть две точки зрения - МОЯ и ошибочная :) После того, как я закончу эту работу, я подумаю о ее размещении в каком-либо издании...Не потому, что я лично хочу прославиться, а потому, что эти мысли, мне кажется, могут принести кому-то пользу.
Брайна
Татьяна))), а вы за качество или за количество?))) Я лично, отдаю дань кропотливости, с которой Александр рифмовал переписку сих двух великих мужей)) Но качественность ...здесь я , пожалуй, соглашусь с Имом)) Лучше меньше, но больше)))
Калашникова Татьяна
Я за то, чтобы: качество не уступало количеству, количество - качеству, за конструктивную и корректную критику, за взаимное уважение оппонентов и т.д. в таком же духе.:)))
Александр Красный
Брайна. Вижу, что вы - выдающийся борец за качество...в чужом огороде :) В порядке "подъема качества" ваших рецензий, обращаю внимание, что это - не "переписка двух мужей", а письма одного (Сенеки) - другому (Луцилию), что видно не только из текста, но и из названия... В связи с этим вопрос: насколько внимательно вы это читали? :)
Брайна о произведении Письма XI - XV (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
Александр, все же мне хотелось бы уяснить, к чему вы взяли на себя труд зарифмовать эпистолярность Сенеки и Луцилия?Если просто так, для себя,в качестве тренеровки, то не к чему знакомить публику с личными записками. Ну, а коли ваша цель была в том, что бы хоть какое-то количество читателей ознакомилось с мудростью сей переписки ... 1. чуждые идиоматические выражения напрочь убивают стиль древних. 2. Несколько коряво изложение мысли (точнее, ваше собственное переложение оригинала) . Мне думается, вы не можете связно высказать вашу мысль, откуда и берутся смысловые галлюцинации)) Видимо ,в привязке к рифме и размеру слишком сложно передать всю глубину философского подтекста писем сих мужей. Ваше исполение можно сравнить с любительским оркестром,что монотонно и с запинками, времена фальшиво и мимо нот, пытается с апломбом исполнить классическое произведение. Александр, а вы читали когда-либо литературные произведения Др. Греции и Рима, естественно в переводах, кроме писем Сенеки к Луцилию?
Имануил
Брайна, я - плохой психолог, но вижу сию проблему так: графомания всегда содержит в себе и гигантоманию... В советские времена поэтам платили построчно, а ныне - в чём смысл? Мания величия? :)))
Брайна
А энтузиасты трудятся для народа))) бесплатно))
Александр Красный
Дорогой...(даже очень дорогой) Имануил! Из вашей переписки я понял, что для вас важнее не смысл речей, а авторитет их произносящего... и решил, по примеру Сенеки, делать вам подарки... Понимая, что мое имя вам ни очем не говорит, надеюсь, что Библия - достаточно авторитетный для вас источник? Я позволю себе не указывать точных ссылок...надеясь, что вы -либо их читали, -либо захотите проверить их подлинность и, заодно, познакомитесь с другими мудрыми мыслями... Примите же первый подарок:
"Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего."
Александр Красный
По мнению достаточно известного переводчика античности Ошерова, стихотворная форма гораздо лучше соответствует содержанию писем и удобнее для усвоения, так что, надеюсь, что не только для себя. 1. об этом можно поподробнее...(надеюсь, вы прочли, если не оригинал, то подстрочник перевода?) 2. мне думается, что вы не можете воспринять связно изложенную мысль, откуда и берутся галлюцинации (в вашем воображении) 3. Да, обычный текст непросто трансформировать в стих с жесткими требованиями по форме, с сохранением не только квинтэссенции смысла, но и отдельных слов... Большинство музыковедов...за всю свою жизнь не исполнили ни одной ноты :) Да, читал. Вчера, например, читал "Наука любви" Овидия. А вы что вчера читали? Сегодня, рекомендую прочесть у меня "Брайне" :)
Солнечная женщина о произведении Письма XI - XV (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
Саша - ТРУД ТИТАНИЧЕСКИЙ! "С испугу, эфемерную химеру Способны мы в реальность превратить." - Отлично сказано! А это: "Свой каждый день живи, как день последний" - мысль не бесспорная, ведь, если это последний день, то с одной стороны - всё ярче и звонче, вкусней и желанней, с другой стороны - в последний день не станешь строить планы на завтра. :-)) Удачи!
Александр Красный
Спасибо! Вот именно "с одной стороны"... и не надо строить планов на завтра (в широком смысле :)
Солнечная женщина
Без планов "на завтра" в широком смысле невозможен ни один грандионый проект (космический, строительный, творческий и т.д.).
Александр Красный
А, нужны ли человеку "грандиозные проекты"? :)
|
|
Облако в стихах " Разная лирика " Александр Красный
Письма LI - LV (Сенека - Луцилию)
Письмо LI
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Какое место выбрать для жилья? Вершины гор, равнины, степи, реки? Особенность у мест везде своя.
Я как-то побывал в курортных Байях, Но их покинул на другой же день: Мне лучше ночевать в лесном сарае, Чем наблюдать излишеств дребедень...
"Забыть места, где мы бывали прежде?" Не так категорично, милый друг... Как не для мудрых яркие одежды, Так, не для них, веселья шумный круг.
Каноп - притон пороков, наслаждений, Не ведающих совести преград, И тот, кто ищет мудрости видений, Навряд ли в этом месте будет рад.
Здоровье нужно нравам, как и телу, Так выберем приличные места, Где не увидишь пьяных оголтелых, Не имущих ни сраму, ни креста.
Где жажда удовольствия без меры Грешит и похваляется в грехе... Где царствуют владычицы гетеры, Где мыслей нет о строгом Пастухе.
Соблазн силен, ему - лишь дайте сроки... Так не заметил грозный Ганнибал, Что в сердце возбуждаются пороки, У тех, кто с корабля попал на бал.
Кампания! Прелестное местечко... Зимовка развратила всех бойцов. Воспрянул Рим, когда не львы - овечки Пытались охватить его кольцом.
И мы - солдаты... только наша служба Не позволяет сделать перерыв: Враз наслажденье победить нам нужно, Все остальное - победить вторым.
Мне не нужны горячие озера, Не нужен мне в потельнях жаркий пар... Уж лучше пропотеть работой спорой, Пока способен к ней, не слишком стар.
Мы не пойдем тропою Ганнибала, Чтоб в праздности никто не упрекнул, В пунийских флагах - гордости немало, А нам - фортуну предстоит столкнуть.
И мы не вправе сдаться наслажденью, Иначе, честолюбие и гнев, Боль, бедность - укоризна заблужденья, Нас увлекут в распятии воздев.
Стараюсь! - Мне предложена свобода: Не быть рабом судьбы своей земной. Судьба, поняв, что нет ей дальше хода, Окажется бессильной надо мной.
Оставившему плуг - сраженья милы, И звон мечей вселяет страсти пыл. А умащенный - вмиг теряет силы, Глотнув в походе поднятую пыль.
Гай Марий, Гней Помпеи, Цезарь смелый- Все строились у Байи на горах. Военным подобает это делать: От крепостей в долины веет страх.
Неужто для Катона есть причины Глядеть в окно на пьяную гульбу? Ведь всякий, если только он мужчина, Забудет звуки флейт, но не трубу.
Гони, преследуй, вырви вместе с сердцем Пороки, пусть хоть так их поборов, Душа в пороках - словно рана в перце. До новых встреч, дружище. Будь здоров. ========================================
Письмо LII
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Обилию желаний нет конца... Влекут толпу виденья сладкой неги, Отнюдь не строгость мудрого лица...
Ты понимаешь: это - просто глупость, Но уклониться - мало в нас ума... Мы предпочтем убожества халупу, Чем мудрости высоки терема.
Достойней всех, понявшие от Бога Путь к истине и шедшие за ней. Другие, вдохновясь примером, строго Идут вслед первым весь остаток дней.
Ни избранных, ни званных, шедших в плаче, Ни битых - мы не вправе презирать. Желание спасенья много значит, Не ведавших спасенья - тьма и рать.
Представь себе, построены два зданья: На камне, и второе - на песке... Здесь - олицетворенье мирозданья, Там - тяжкий труд в приложенной руке.
Одни послушны были от природы, А у других - заслуга пред собой, За то, что победил в себе урода, И выиграл в душе смертельный бой.
"И вечный бой, покой нам только снится!" Себе на помощь предков призови, И, с ними, на летящей колеснице, Познаешь путь блаженства и любви.
Пусть болтуны, в повторе, всем известном, Играют в празднословье по домам... Верь тем, кто вторит слову делом честно, И тем, кого на лжи нельзя поймать:
Кому поверишь видя, хоть не слушай, Кто молвит просто, прелести лишен, Кто хочет сделать нас немного лучше. Больному ли хвалить врача с ножом?
Молчите! Был закон у Пифагора: Ученики пять лет должны молчать. Кто верит болтовне хвалебных хоров - Показывает глупости печать.
Хвала тому, кто мудрый, как Овидий, Не радовался толпы веселить: Восторг глупцов - не в радость, но - обиден, Когда их сам не можешь похвалить...
Любая вещь есть признак оной вещи, И в нравах наших - множество улик: В безумных - есть осанки образ вещий, В бесстыдных - жест руки, скабрезный лик.
Когда толпа, не сдерживая чувства, Философу готова все отдать, Он не философ, а слуга искусства: Философу прилична благодать.
Пусть юноши, когда их мысль задела, Высказывают трепетный порыв... Но, лучше, чем слова - благое дело, Есть разница меж первым и вторым.
Философ, выставляясь, точно шлюха, Иль, как павлин, с распущенным пером, Не похвалы достоин - оплеухи. До новых встреч, дружище. Будь здоров. =====================================
Письмо LIII
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Отчалил я под небом, полным туч, И тут же "заработал на орехи", Когда примчался ветер с горных круч.
Все море, что вначале было гладким, Покрыла леденящая волна, В желудке как-то сразу стало гадко, Хоть мне твердили: Буря не страшна...
Я к кормчему пристал, чтоб правил к суше, А он, лишь усмехался мне в ответ: В открытом море в шторм гораздо лучше, В округе все равно стоянок нет.
Тогда, при виде скал, в припадке горя, Я прыгнул за борт, не желая слезть. (Улисс был обреченным гневу моря, Не шел ко дну, но, знал его болезнь.)
Я сразу вспомнил плаванья искусство, Потом прополз забрызганный утес, Потом, когда в желудке стало пусто, Лежал дрожа, как шелудивый пес,
И думал: как легко забыть изъяны Телесные, что подают нам знак... Тем более - духовные: а спьяну Они еще сильней тревожат нас.
Когда нас посещает лихорадка, Вначале проявляя легкий жар, Который поднимается украдкой, Наносит сокрушительный удар...
С болезнями, что поражают душу, Все обстоит как раз наоборот: Кто ими поражен, не хочет слушать Врачей, лишь сам твердит: Закройте рот...
Кто спит неглубоко, в дремоте помнит, Пусть даже неотчетливые, сны. А, коль глубокий сон твой дух наполнит - То, над душой мы больше не вольны.
Скажи мне: кто признается в пороках? Кто их в себе сумеет осудить?- Мы спим...А кто разбудит нас до срока?- Лишь философия нас может разбудить.
Кто заболел, тот бросит все заботы, Отменит встречи, выпьет порошок, Забудет о не сделанной работе... Болезнь души - куда страшнее шок.
Отдай же философии все время: Не ты ей уделяешь час-другой, Она повелевает: ногу в стремя И крепче оттолкнись второй ногой.
Так молвил Александр-победитель, На предложенье дани: "Не шучу, Не я приму от вас, что вы дадите, Я - вам оставлю, сколько захочу."
Хоть боги выше (лет в их жизни много, Все их дела подобны чудесам) Но, в чем-то... и мудрец превыше бога, От страха избавляя себя сам.
Бесстрашье над философом витает... И копья - легким взмахом вееров Летят назад, в того, кто их кидает. До новых встреч, дружище. Будь здоров. ====================================
Письмо LIV
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Меня настигла давняя болезнь... Какая?- Задыхаюсь, как под снегом, Примерно час, как будто в гору лез.
Пожалуй, я знаком с любою хворью, Но эта - всех болезней тяжелей: Предвижу, что свой дух отдам так вскоре... А смерть страшней, чем насморком болеть.
Ты думаешь, я весел тем, что выжил? Отсрочка - не победа, милый друг... Ведь смерть круги сужает: ближе, ближе... И, наконец, грядет последний круг...
Зачем ко мне так долго примеряться? Я знаю смерть: она - небытие... Как до рожденья - я не мог смеяться, Так после смерти - что мне до нее?
Свеча не зажжена или погасла - Ей все равно... Пока горит огонь, Она живет и светит не напрасно... И нам бы так! Без света - только вонь...
Все это я твердил, хоть думал: Крышка... (Не вслух, конечно, было не до слов...), Пока не успокоилась одышка, Хоть и теперь, признаюсь - тяжело.
Дыхание работает нескладно, Природою положено - дыши! Пусть воздух застревает, ну и ладно... Страшней - вздыхать из глубины души...
Смерть мудрого не выставит за двери - Он выйдет сам, когда настанет срок, По доброй воле, мудрости поверя. До новых встреч, дружище. Будь здоров. =====================================
Письмо LV
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Прогулка на носилках - тоже труд, Ты знаешь, я с рожденья не изнежен, А те, кто говорят иное, врут.
Носилки - лишь последствие болезни, В них противоестественности знак. Гулять пешком приятней и полезней... Тот, кто не болен, может и не знать...
Мой взгляд упал на Ватии поместье, Которое никто не сторожит. Здесь, в оно время, восклицали с лестью: "Ты, Ватия, один умеешь жить!"
А он не жил, а прятался от жизни, Когда Сеян и Галл исторгли стон... (Один - через жену стал ненавистен, Другой - через любовницу казнен)
Жить праздно? Или быть от дел свободным?- Суть разная, хоть внешне, как одно... Для праздности лишь денег нам угодно, Быть безмятежным - мудрому дано.
Бежит иной от неудач в дерзаньях, Завистлив к людям и труслив, как лань, Еда и похоть - все его желанья, Хоть впереди - карающая длань.
Усадьба хороша: дом камнем светел, В платановых корнях - бежит ручей, В пещерах - тихо, хоть гуляет ветер, Стена ее - преграда для очей.
Не место красит нас - в душе все краски. В прекраснейших домах живет печаль. Но, в мыслях ты способен, словно в сказке, Своих друзей душою повстречать.
Прекрасней не найти тех встреч в разлуке: Единство душ сильнее дней пути, Жизнь рядом иногда повеет скукой, А счастье - ярче издали блестит.
В разлуке мы, и с теми, кто нам близок: У друга бесконечный список дел... Чужбина завершает этот список, Венчая удаленности предел.
Друг должен быть в душе, а значит - рядом! Да, ближе, чем делящий с нами кров. Гуляй со мной, обедай, все, что надо... До новых встреч, дружище. Будь здоров. ==========================================
01.06.03
Солнечная женщина о произведении Письма LI - LV (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
Многие истины Сенеки не открытие, по крайнй мере уже сегодня. Они неоспоримы, но... Мало знать истину, мало понимать её умом. "Скажи мне: кто признается в пороках? Кто их в себе сумеет осудить?- Мы спим...А кто разбудит нас до срока?- Лишь философия нас может разбудить." Сенека утверждает, что философия способна на пробуждение души. Вот десь я бы поспорила с великим человеком. По-моему есть только одно единственое средство пробудить всё лучшее, что есть в человеке - это Любовь. Я пишу это слово с большой буквы, подразумевая под ней весь возможный видимый и невидимый спектр чистых чувств. К сожалению, не знаю хорошего определения любви. :-) Удачи!
Александр Красный
Спасибо Солнышко!
Думаю, что Сенека не стал бы с вами спорить по этому вопросу... потому что вы правы, так как "Философия" - всего лишь разновидность Любви, а именно - "Любовь... к мудрости" :) Удачи!
Солнышко о произведении Письма LI - LV (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
Вот это плодовитость! Уважаю.
Александр Красный
Привычка... Все рожаю и рожаю... :)
|
|
Облако в стихах " Переводы " Александр Красный
Письма LXVI -LXX (Сенека - Луцилию) Нравственные письма
Письмо LXVI
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Мне встретился Кларан, соученик Он, хоть и стар, душою - очень крепкий, Хоть хрупок телом, духом не поник.
Наверное, природе захотелось, Заветы нашей логики поправ, Явить, что, даже в самом бренном теле, Способен обитать блаженный нрав.
Душа - нам украшение, не тело Для доблести прикрасы не нужны. Прекрасен воин, в бой идущий смело, Хоть внешне он - ужасней сатаны.
Мы рассуждали о родах благого... Равны ль они? Есть высшее из благ? В мирских делах должны искать какого? Какое нужно вынести на флаг?
Во-первых - процветание отчизны, Здоровье, радость, мир на всей земле. Второе - в проявленьях трудной жизни: Как вытерпеть и пытки и болезнь...
Последнее - пристойная походка, Спокойное, открытое лицо, Осанка, ясность взгляда, дом и лодка, Приличная еда, в конце концов.
Первичен дух, что смысл найти стремится Не в мнениях, в явленьях суть ища.. Он хочет знать: В природе что творится? И, к истине летит, не трепеща.
И, раскрываясь в пестроте поступков, Все делает похожим на себя: Дар дружбы, и дома, и их приступки, Всему внимая, всех вокруг любя.
Что можно к совершенному добавить? Кто в честности своей излишне прост? (Нельзя быть честным и "слегка лукавить"...) Несовершенства признак - бурный рост.
Не отделить достойное стремлений От действия, достойного похвал, И добродетель многих поколений Одна и та же, как бы ни назвал.
Мы в стаде добродетель видим сразу: В коровах - вымя, больше ничего. А в человеке добродетель - разум, Прямой от Бога, давшего его.
А, если разум - благо нам от Бога, Не существует неразумных благ. Величье духа неизменно, строго Спасает от житейских передряг.
Пусть проявленье - воля обстоятельств. Повсюду добродетели равны: На приступ стен идущий неприятель И павшие защитники стены.
Между победой или пораженьем Нет разницы?! Поверь мне: Никакой! Не всяко пораженье - униженье, Не все победы - с Божеской рукой.
Все честное - в спокойном поведенье, По доброй воле, искренне, без зла. Все честное не терпит принужденья, Иначе - честность выжить не смогла б.
Меж радостью и болью есть различье: При выборе, я к радости стремлюсь. В естественности - радости величье, Но, испытанье духа - тоже плюс.
Поставь перед собой душою равных: Один - богат, другой - почти что наг. Они - равны пред Богом! Скажешь: Странно... Богатство - случай... тем, кто не дурак.
Не внешность составляет людям славу, Хоть доставляет кучу беспокойств. Не важно в друге: лыс он, иль кудрявый, Не благо это, а - случайность свойств.
Никто в семье не делает различья По росту, нам не важен мышц объем... И в родине, мы ценим - не величье, А то, что... нежно Родиной зовем.
Все истинные блага - равновесны, Имея одинаковый размер. А в мнимых - пустота. Пример известный: Подложность гирь - как мерзость всяких мер.
Что разум подтверждает - прочно, вечно, И укрепляет душу навсегда. Что без ума, как глас толпы беспечной, Всегда страшится умного суда.
Добро и зло не в чувстве обитают, Не знающем полезность перемен. В их битвах победителей считает Лишь разум, в судьи избранный взамен,
Способен, все пустое отметая, Судить о благе только по душе, Что с прошлым нашу будущность сплетая, Ведет пороки к точному туше.
Блага равны...Но, если глянуть строго, Я выше оценил бы, что больней. Пусть радостей у нас не так уж много, Но, с тяготами справиться трудней.
Из храбрецов, мне Муций всех дороже, Простерший руку над чужим огнем, И, алой кровью на сгоревшей коже... Величье духа высветилось в нем.
Порсенна, любовавшийся спокойно, Не выдержал: Убрать огонь скорей! Так Муций, показав пример достойный, Мгновенно прекратил войну царей.
Хвала тому, кто счел себе во благо Пролить перед врагами свою кровь! Такой поступок не забудут за год... До новых встреч, дружище. Будь здоров. ================================ Письмо LXVII
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Начну с погоды - странная весна, И лето не прогреет наши реки, И я все мерзну - старость холодна.
Читаю книги, а письмо приходит - Мне кажется, беседую с тобой, И вместе слово точное находим, И мысли потекли за ним гурьбой...
Ты спрашиваешь: Всякое ли благо Желательно?- Величье на костре? Я пытку отодвинуть рад, хоть на год... Молю о том, чтоб духом не сгореть...
Иные рады только чистым благам: Спокойствию в кругу любимых книг, Не зная ни болезней, и ни тягот... Да, кто б к такому благу не приник?
Но, добродетель может быть суровой, И мужества потребовать от нас... Знай: оселок для мужества - не слово, А лишь поступки в неизбежный час.
"Но, кто желал когда-нибудь такого?" - Напомню: был Катон, и был Сократ... И, если б предложить им выбор снова, Путь мужества любой проделать рад.
Кто мужественно пытки переносит, Тому все добродетели - как щит: Терпенье снисхождения не просит, И разум на костре не затрещит.
Быть мужественным, значит - быть великим, Быть честным, отвергаюшим уют... Бывают блага и со скорбным ликом, За них благоговеньем воздают.
Марк Регул сам вернулся в плен, дав слово, Не став просить о мире Рим родной, И был подвергнут страшным пыткам снова, И умер под враждебною стеной.
Спокойную судьбу звал "мертвым морем" Деметрий, испытавший крепкий дух. Кто не горел, без повода для горя, Считай, что раньше времени потух.
Гори костер! У блага есть величье - Я сам в него подкину жарких дров, Их треск - моей душе победным кличем! До новых встреч, дружище. Будь здоров. =========================================
Письмо LXVIII
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Согласен я с решением твоим: Уйди от дел, прикрой спокойно веки. Скрывай безделье, что кичиться им?
Для мудреца весь мир открыт для службы, Его обитель выше, чем сенат, Ни Божьему, ни бренному не чужды, Философы о вечном говорят.
Не похваляйся радостным досугом, Скажи: не "философия" - "болезнь", Не окружай себя секретным кругом, Пусть думают: тобой владеет лень.
Нас явное нисколько не тревожит, Ломятся только в запертую дверь. Скрываясь, ты преследованья множишь, И вызываешь множество потерь.
Уйдя от дел, беседуй сам с собою... со злостью, так, как люди - о тебе. Займись - с душевной слабостью борьбою, И преуспей в безжалостной борьбе.
Изъяны тела видит, знает каждый: Один - желудок рвотой исцелит, При болях ног - не пьют вина, хоть жаждут, Диетами изводят целлюлит.
Когда бы я имел больные вены, Носильщиков прислал бы ты за мной... Но язва, что лечу я, сокровенна: В душе моей надрыв и давит гной.
Не жажду восхваленья неземного: "Муж славный! Все презрел и осудил!" - Я осудил себя лишь... и больного, А не врача, в себе я находил...
Хочу, чтоб ты подумал, расставаясь: "Я в нем ошибся, приняв за того, Кто учит жизни... А ушел, зевая: Лишь праздность я заметил у него."
Прими, Луцилий, изреченье: "Праздность Прекрасней дел, оставленных тобой." Мирская власть - для многих труд напрасный, Нечистый, ненавистный всей толпой.
Пусть превзойдут меня богатством, саном, Хвалой толпы, что жаждет угодить... Но, им - недолга бренная осанна, А я - хочу фортуну победить!
Ах, если б от рожденья благо мерить, Пред смертью не пришлось себе пенять... Хоть опыту не медли в том поверить, Что разумом давно пора понять.
Мой возраст тем хорош, что все пороки, Отбушевав, не трогают меня. Кто поздно начал, тот успеет в сроки, Пришпорив благодатного коня.
Пусть молодежь, сочтя себя умнее, Мне говорит: Все в мудрости старо. Попозже говорить готов я нею... До новых встреч, дружище. Будь здоров. ======================================
Письмо LXIX
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Нас в странствия зовет нестойкий дух. Пока не остановишь тело в беге, Ни счастье, ни блаженство не придут.
Здоровье - только в длительном леченье, Жизнь прежнюю - в покое забывать. Лишь двинешься, проснутся увлеченья, И вожделенья станут волновать.
Влюбленным, чтоб избавиться от страсти, Любимых тело нужно забывать. Так, от всего, что прежде было счастьем, И взор, и слух пытайся отрывать.
Страсть жадности рождает жажду денег. Любая страсть в душе родит мятеж: Кто похотлив - наградой наслаждений, Честолюбивый - ищет свой кортеж.
Пороки соблазняют нас наградой, А благо - безвозмездно входит в дом. В ярмо порок засунуть?... В чем же радость?- Лишь в совершенстве, данном нам трудом.
Готовься к смерти. Раньше умирая, Никто не умирает не в свой срок. "Чужую" смерть никто не выбирает. До новых встреч, дружище. Будь здоров. =================================
Письмо LXX
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Вчера лишь юность вышла из сердец, Но, скрылись "и селения, и бреги" И, завиднелся общий всем конец.
Для нас он представляется утесом, Но, это - пристань, что зовет: Спеши! Кто быстро плыл, тех в молодости вносит В приют последний тела и души.
Хоть медли, хоть спеши - конец все тот же, Но, благом в жизни стоит дорожить. Так, мудрый проживет - не сколько должен, А, лишь пока достойно может жить.
Он думает: Как жить? Неважно, сколько... Всегда готов подняться и уйти, Чем жить под надоедливую польку, Фортуны обезумевшей мотив.
Из жизни в смерть фортуна дверь открыла: Чем дурно жить, ты в силах кончить век. А, в Телесфоре слабость говорила: "Надеждой жив и зверь, и человек."
За жизнь плачу, но не любой ценою: Я слабостью не в силах заплатить. Чем жить с фортуной, властной надо мною, Я убегу по смертному пути.
Но, глупо умирать от страха смерти. В темнице тридцать дней провел Сократ Не потому, что жизнь шептала: Верьте! - Беседуя с друзьями, был он рад.
Жизнь не всегда тем лучше, чем длиннее, А в смерти все, как раз, наоборот: Куда зовет, туда иди за нею - На меч, в петлю, открой для яда рот.
Ты встретишь мудрецов, что утверждают: "Насилие над жизнью не твори!" Кто путь к свободе людям преграждает, Не вправе о законе говорить.
Жизнь нас не держит, зло живет в пороке. Доволен? - Сколько хочешь продолжай! Несчастен? - Вспоминай мои уроки, И собирай последний урожай.
Презрел богатство - а оно все больше... Презрел утраты - все друзья с тобой... Лишь смерти неизбежность ощущая, Достойно выходи в последний бой.
Один германец, перед боем в цирке, Решившись выбрать лучшее из двух, Засунул в глотку... губку для подтирки, И тут же отпустил на волю дух...
Пусть скажут: Смерть в дерьме - удел уродин... Но, не об этом нужно толковать! Самоубийство, верь мне, благородней, Чем страшная наука - убивать!
Красть, чтобы жить - постыдно, это ясно. Но, если жизнь постыдна - лучше в гроб. Украсть, чтоб умереть, поверь, прекрасно! До новых встреч, дружище. Будь здоров. ============================================
28.06.03
Илья Козаченко о произведении Письма LXVI -LXX (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
здравствуйте, Александр сегодня утром по электронной почте от неизвестного адресата я получил нравственное письмо за титулом "Сенека - Илье" с содержанием которого мне и хочется ознакомить вас и читателя
[поскольку содержание письма, содержащего подстрочник письма Сенеки #70, как выяснилось, ничем не отличается от писем, опубликованных в интернете, в целях экономии сайтового пространства, счёл необходимым заменить текст ссылкой]
http://www.philosophy.ru/library/katr/seneka.html
Александр Красный
Уважаемый Илья! В отличие от Вас, источник письма мне известен, хотя я этого письма не получал, не отправлял и не знал до сего момента о чьем-либо намерении это сделать :) По памяти, текст идентичен тому "подстрочному переводу", которым я пользуюсь, дав соответствующую ссылку в эпиграфе письма N I... о чем уже была переписка на Облаке... Кстати, к этому тексту есть еще и "Комментарии", до которых автор письма, видимо, не добрался...
Надеюсь, что неизвестный адресат пояснит Вам, для чего он прислал это письмо: - может быть он хотел, чтобы Вы написали рецензию на мою публикацию, не сумев сделать этого самостоятельно?
- может быть он хотел Вам прислать свой вариант стихотворного перевода, но, по ошибке, прислал оригинал?
Если у Вас есть ко мне конкретные вопросы, с радостью отвечу. Ваш,
Илья Козаченко
к сожалению, это всё, чем я располагаю намерения автора письма мне также неизвестны и вопросов у меня, в общем-то, тоже нет перефразируя, Сенека, философ греческий, для нас, евреев, интереса не представляет
Александр Красный
Жаль, мне кажется, что мысли Сенеки не имеют отношения к национальному делению
|
|
Облако в стихах " Переводы " Александр Красный
Письмо LXXI - LXXV (Сенека - Луцилию) Нравственные письма
Письмо LXXI
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Ты через море просишь мой совет, Но жизнь - быстрее писем на телеге, Бежит и обгоняет солнца свет.
Я дам совет не на день, и не на год, Такой, что сможешь следовать всю жизнь: Смотри во всем на истинное благо, Наметив цель, во всем ее держись.
В том главный грех: все видят только части, А целиком не видит жизнь никто. Стрелок пустил стрелу... но как попасть ей, Когда невидим целостный итог?
Без цели - у картин не видно света, Поэт марает кипами листы, И морякам по-путного нет ветра... Так, где же цель?,- мне восклицаешь ты...
Я буду краток, всем давно известно, В чем скрыта добродетели черта: И цель, и благо - только в том, что Честно, Все остальное - ложь и маята.
Будь честным до конца, не только к другу, Но и к врагу, пощады не ища! Тогда не одолеть тебя недугам, А в пытках, ты спокойней палача.
Кто честен, будь хоть голоден и наг он, За серебро Пророка не продаст: Все бедствия по праву станут благом, Коль честность добродетель им придаст.
Пусть ропщут: С нашей жизнью - несовместно... Кто не обманет, может пожалеть... Во все века, одно лишь благо - честность, Для тех, кто смотрит в душу, не на плеть.
"Вся мудрость - в зла и блага различеньи." - Сократ изрек, о нравах говоря. Пусть молвят: Глуп! Бранят... Не в том мученье, А, в том, что с ложью встанешь в один ряд.
"Быть честным? Неужели все так просто? А, как же - пораженья, блеск побед?"- Все доброе - во всем того же роста, Спокойно в славе, не боится бед.
Взгляни вокруг, на дальнее, и рядом: Ждут перемен - и люди, и пути. Не вечен существующий порядок, Настанет день и честному взойти.
Что неизменно? - Все живое тленно... И в том увидишь, мужество призвав - Искусство Устроителя Вселенной, И замысел, и волю Божества.
Весь род людской приходит к смерти, мучась, Стирают войны стены городов.. Кто честен, лишь ускорит свою участь, Оставив самый яркий из следов.
Великий дух всегда послушен Богу, Претерпит все страданья до конца, Последней чашей, выпитою строго, Вернется он к обители Отца.
Коль в юношах задатки благородны, То в подвигах оценят красоту. Так мудрость и нечестность инородны, Нельзя ничем "улучшить" прямоту.
И добродетель прямизне подобна: Растет лишь твердость, суть не изменя. Способна обо всем судить подробно: Она - от Бога, а не "из меня".
Пусть немощь, по себе о людях судя, С издевкой словом колет мне в глаза, Пусть мнит: что не под силу мне - не будет... Перед Отцом нечестным быть нельзя.
Чтоб о делах судить, нужна свобода, Дух твердый, от пороков исцелен. Прямой предмет, концом ушедший в воду, Для лживых глаз - по кромке преломлен.
Спроси о счастье юношу живого: "Мне счастье - не сгибаться под судьбой! Подняться средь лежачих, молвить слово, И, честно выходить в тяжелый бой."
Груз бедствия согнуть не сможет мудрых, Мудрец без жалоб все готов снести, Поскольку он провидит рано утром, Что день ему способен принести.
Две части в мудреце: душа и тело, Он выбирает лучшую из двух. Пусть тело в боли бьется оголтело, Спокоен и недвижим твердый дух.
Не думай, что, природу побеждая, Мудрец готов пробить и стену лбом... Но тяготы его не убеждают Пасть духом и признать себя рабом.
Что я хвалю - себя в том убеждаю... Но, дух мой не настолько закален, Чтоб, горести фортуны побеждая, Идти путем, в который я влюблен.
Бывает, что и я презренно трушу, Произнося о мужестве слова. Так мудрость, не пропитывая душу, Ее не красит, пачкая едва.
Основа для любого побужденья, Которыми мы дышим и живем, В неколебимом, истинном сужденьи Что, кратко - добродетелью зовем.
Как добродетель - истинное благо, В телесных благах благородства нет... Мне жаль того, что чертит их на флагах, В своих боях за призраки побед.
Несовершенство, с беспокойным сердцем, Скользит, пытаясь двигаться вперед... Так будем же упорны и усердны В преодоленьи праведных высот.
Все, что я смог - достойно больше смеха, Но, продолжаю думать и корпеть: Я знаю, что большая часть успеха - В упорстве и желаньи преуспеть.
Спешим вдвоем! Не то, теряя время, И мешкая средь мерзости мирской, Не мы фортуне в бок впиваем стремя, А нас она - отправит на покой.
Когда, презрев желания и страсти, Фортуну мы столкнем в бездонный ров, Мы победим! И нет превыше власти! До новых встреч, дружище. Будь здоров. ===================================
Письмо LXXII
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! То, что спросил ты, я когда-то знал, Но, нет пометок точных в картотеке, А память я давно не упражнял.
Как книгу, после долгого лежанья, Себя встряхну, расправлю, и ответ Найду я в размышленьях с прилежаньем. Прости, что в данный миг ответа нет.
Есть вещи, о которых и в двуколке За пять минут все можно разобрать, А есть такие, что не знаешь сколько Понадобится свитков измарать.
Дела растут - ведь мы их сами сеем, Из одного десяток создаем, А, бросить их потом, уже не смеем, И катим камни круглые в подъем.
Дела всегда для мудрого некстати, Им нужно не перечить - устранять. Нет времени для истинных занятий?- Но время есть на суетность пенять...
"Все время, что-нибудь нам, да мешает..." С чего ж мудрец так радостен всегда? В ком душу совершенство украшает, Тому, любое горе - не беда.
Пусть, даже подступает мысль о смерти - Она лишь кожу тронет холодком. Так прыщ снаружи тела, уж поверьте, Не страшен, если нет внутри сарком.
Что глупому - несчастье или бремя, То мудрому - не принесет вреда. Здоровье телесам дано на время, А душу - ты излечишь навсегда.
Здоровый всем доволен, не пытаясь Достичь чего-то с помощью молитв. Что нам судьба дает, то утекает, Успев былую радость подсолить.
Ты видел, как собаки ловят мясо, Глотают и стоят настороже? Вот так и мы... А мудрому - все ясно, И радость неразлучна с ним уже.
А если кто, наполнен доброй волей, Успехи сделав, не достиг вершин, Возносится и падает, доколе Не упадет, привычно согрешив.
Но есть и третий род: почти здоровых, До мудрости всего... рукой подать... Кто в гавани, хоть не обретший крова, Но видел, что такое благодать.
Отсюда вывод: избегай оброки Платить делам, теряя блага кров. Лишь мудрости отдай себя, до крохи... До новых встреч, дружище. Будь здоров. =====================================
Письмо LXXIII
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Считаю, ошибался, кто изрек, Что тайна философской подоплеки - Презрение начальников, царей.
Напротив - кто им больше благодарен За тихий час досуга и покой? По ним философ судит, что недаром Руководитель водит нам рукой.
Без общего покоя в государстве Жить праведно философу невмочь. Республикой зовется или царством, Всего важней - покоя день и ночь.
Любая награжденная бездарность Стремится к возрастанию наград. В чем гнусность жадных? - Их неблагодарность... Кто не насыщен - ничему не рад.
Чиновный взгляд блестит по коридорам: "Вперед и вверх", не "вниз", и не "назад". Кто "вышел из народа", очень скоро... "В народ" не оборачивает взгляд.
А, человек порядочный и честный, Ушедший на покой от нервных дел (Хотя, возможно, многим был известным), Благодарит за скромный свой удел.
Царь защищает всех в своей отчизне, Но, кто ему платить готов полней? Кто выше ценит благо мирной жизни? - Тот, кто во благо пользуется ей.
Средь облаченных в тогу есть немало Таких, кому "мир хлопотней войны", Готовы ускорять войны начало, За блеск монет - отдали б полстраны.
Лишь глупость, жадность смертных различает "Владение" и "Собственность" вотще. А мудрый благодарность ощущает За благо, что дается "всем вообще".
Великие и подлинные блага Не делятся малюсеньким куском. Даются раз - на жизнь, не на день, на год... Одно - на всех, любому - целиком.
Мудрец бредет в убогом одеяньи, Но шепчет философии мотив: "Будь благодарным за благодеянье, Признательностью щедро заплатив."
Юпитер, всем владея, все дарует, Он, для людей - подателем всего. А мудрый - не берет, пусть хоть воруют, Поскольку он не хочет ничего.
"С умеренностью, храбростью, терпеньем Философы возносятся до звезд." А боги не завистливы - ступени Видны тому, в ком дух стремится в рост.
Ты удивлен, что люди ходят к Богу?- И Бог идет, бросая семена... И, как они растут, взирает строго И терпеливо, долги времена...
Умея ждать, Он подает нам знаки: Как урожай? Заглох или подрос? Да, вижу - сорняки... А, где же злаки?!... До новых встреч, дружище. Будь здоров. =====================================
Письмо LXXIV
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Твое письмо ободрило меня: От вялости дремав, прикрывши веки, Спешу твои сомненья разгонять.
Не веришь: только честное есть благо?- Я попытаюсь снова убедить. Беру перо, как нож, и полон тягой Тебе помочь, отнюдь не навредить.
Кто ограничил честностью пределы, Тому и счастье - только в нем самом. А тот, кому до прочего есть дело, С фортуной не расстанется умом.
Одних печалят дети, их болезни, Другой - в любви к жене (своей? чужой?) У третьих - страсть о чине бесполезном Горит, как нестихающий ожог.
Но, самой многолюдною толпою - Боящиеся смерти, как врага, Дрожащие, сильней чем с перепоя - Им жизнь превыше блага дорога.
Кому богатства мало - хуже бедных, Кто бурею застигнут в ясный день, Погиб? Спасен?- Не суть, но страх конкретный Посеян, обрекая нас на лень.
Мы не ударом - шумом сокрушенны, И бережем не душу, но - живот... Не может быть воистину блаженным, Кто в вечном опасении живет.
Кто предан настроениям случайным, Тот сам себе проблемы создает. Он смотрит, за весов судьбы качаньем, И ждет в тревоге, что она пошлет.
Пускай фортуна смертными играет, Бросая, что имеет, в их толпу... Один - хватает, а другой - теряет, Но, никому не выбраться их пут.
Благоразумен тот, кто с представленья Уходит до вручения конфет. Не вызывая в прочих сожаленья: Ему вручили... А, когда же, мне?
Кидаемся за тленными дарами И радуемся, что-то прихватив... Печалимся, что схвачено не нами... Не правда ли, знакомый всем мотив?
Лишь честность - провиденья дар бесценный, все прочее - ничтожней, чем пятак. Что спорит долговечностью с вселенной?- Лишь истина, нетленна и свята.
Мы сетуем, что мало нам досталось, Ни жить, ни умирать мы не хотим... И, что осталось?- Ненависть? Усталость? Иль блага вожделенный палантин?!
Умрут и благочестие, и верность, Коль люди не довольствуются тем, Что есть. Когда желанья безразмерны, Не жертвуют добром, не терпят стен.
Погибнут благодарность, благородство, Презрение к житейским мелочам. А, вместо них, придут корысть и скотство, Как рак, не поддающийся врачам.
Неужто, человек счастливей Бога?! Он чужд богатств и прихотей пиров, Приманок, завлекающих убого... Скорее, человек - ты нездоров.
Животным "благ" отпущено щедрее: Собакам - все укусы ерунда, Ни подлостью, ни местью не владея, Раскаянья не знают и стыда.
Отличье наше - разум, больше нету... В нем ценность, что хранить должны в душе. Талант свой разменявший на монеты - Назад не обменяет их уже.
Все прочее - лишь видимое блага, Но, свойства блага - в прочем не ищи. Благополучье - да, на час иль на год, Замок... для потерявшего ключи.
Благополучье - долга достоянье, Что, в сроки, всем придется возвращать. Но счастье ослепляет... и в рыданьях Мы гибнем духом, мысля о вещах.
Благоразумье в душах чертит меру, А невоздержность - рушит свой очаг. Лишь разум-укротитель (то есть - Вера) Не даст благополучье раскачать.
Построй благополучью укрепленья - Случаются превратности в судьбе... Что б ни случилось - сохраняй терпенье: Угодно Богу?- Значит - и тебе!
Тебя обидят - не подай и виду, Тебя уколют - мило улыбнись! Не позволяй владеть собой обидам: Они жерновным камнем тянут вниз.
Пусть дикий зверь бежит неукротимо, Пусть юноша за славою спешит... Но, разум превосходит ощутимо Порывы необузданной души.
"Не дело - отрицать любое благо: А - добрый нрав, а - преданность детей? Любовь родителей?" - Все это так, однако, В бесчестьи - нет хороших новостей.
Для нас беда - когда, утратив зренье, Из света мы уходим в царство тьмы. Когда у нас подсечены колени - Недвижны и бессильны станем мы.
Поверь: мы не становимся мудрее В зависимости от числа друзей. Не бойся быть повешенным на рее, Коль добродетель не сдана в музей.
У всех кругов - одна и та же форма, И в честной жизни - важен не размер: В ней видим добродетельности норму, Блаженства вдохновляющий пример.
Честь, честность - не фасад, не вид снаружи: Она напоминает об Отце. Не может честность лучше быть, иль хуже Живи она - в лачуге ли, в дворце.
Высокий дух не угнетен тоскою: В нем места нет тревогам и тоске. Кто честен, тот уверен и спокоен, Встречая все проблемы налегке.
У глупости всё вяло, неохотно, Всем хвалится, не делая того. А мудрость тем смела бесповоротно, Что внешне не теряет ничего.
Вперед недуга входит к нам усталость, У слабых духом - загодя озноб: Хоть до несчастий много дней осталось, Он, для щелчка... уже готовит лоб.
Пророчество - судьбы шальная сводня Предсказывает яд, огонь костров... Но, боль лишь в том, что чувствуешь сегодня. До новых встреч, дружище. Будь здоров. ================================================
Письмо LXXV
Привет тебе, Луцилий, от Сенеки! Пеняешь: слишком прост мой стиль письма... Не встретишь в них изысканность вовеки, В них жива только истина сама.
Когда бы я тебя сумел приблизить, Без слов хотел бы чувства показать, Не приукрасив их и не унизив - Ораторам дано наш слух терзать.
Пускай оратор, пред толпою, в раже Витийствует... Не по словам хвалю. Мои слова - от чувств надежной стражи. А чувства - в том, что верю и люблю!
Детей целуют Иначе, чем женщин, Но, в скромных ласках, тоже - яркость чувств. Советую: трудись над словом... меньше Над смыслом лишь трудиться я учусь.
Пускай одно нам будет высшей целью: Как чувствуем, так жить и говорить! В единстве лишь возможно ощущенье, Что порожден ты - благо сотворить.
Коль красноречье нам дано от Бога, Сопутствуя прекрасному в душе - Пусть будет... Но, не в нем души дорога, Оно - лишь средство душам хорошеть...
Идя к врачу, не ищут красноречья - В нем ищут знанье, волю, твердость рук. Коль в кормчем иногда красавца встречу, Мне не с чем поздравлять себя, мой друг.
Зачем словами уши мне щекочешь? С болезнью - в развлеченьях смысла нет... Прижги болячки, режь их, все, что хочешь... Но, покажи, что знаешь свой предмет.
Чтоб я увидел: впрямь - ты овладел им, Не только прочитал толстенный том... Блажен не тот, кто знал, но тот, кто сделал! Он вознесён деяния крестом.
Кто ищет мудрость?- Делим на разряды: Вот первый: одолев болезнь души, Все выучивши, с мудростию рядом Упасть не могут, могут согрешить.
Болезнь есть извращенное сужденье, Упорное стремленье... к пустякам, Не стоящим любви, и даже денег, Здесь - скупость, честолюбье, всякий хлам.
В страстях внезапных - неуемность наша, Что может доводить людей до слез... Так слабый насморк переходит в кашель, А в непрерывном - жди туберкулез.
Второй разряд определить несложно: Избавившись от главных зол души, Но так, что безопасность ненадежна, И могут вниз скатиться поспешить.
У третьих часть пороков остается: Прогнали скупость - остается гнев, Желаний нет, но страх в их душах бьется, Иль в честолюбьи тонут, побледнев.
Взгляни вокруг себя: как много сора В душе людей, и гнусность входит в дом... Не презирай и третьего разбора, И это достижимо лишь с трудом.
Ты жаждешь быть "по первому разряду"? И я желаю нам с тобой того ж... Но, из порока вырываться надо, Он в нас живет, как родовая вошь.
Не бойся смерти: смерть - не зло, мой милый. Богов не бойся, нет Творца от зла. А, если зло кому-то навредило, Тот человек - беспомощней козла.
Из грязи - на высокие вершины, Где суд людской безбольней комаров. Познавшие себя - несокрушимы. До новых встреч, дружище. Будь здоров. ===================================
20.07.03
Джефф о произведении Письмо LXXI - LXXV (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
По качеству стиха вопросов нет, поскольку нет качества, но вот один вопрос не могу не задать: кого именно Сенека называет Богом? И кого - Пророком? Поподробнее об этом, пожалуйста. :)))))))
В. Владимиров
Джефф - монстр культового рок-рецензирования, кумир рец-фанатов всего мира, легенда критического андерграунда!
Джефф
ВВ, и Вашу точку зрения на заданный вопрос, пожалуйста.
Солнечная женщина
Джефф, Вы специально перевираете имя автора (Александр Красный) или, походя, называете его как-нибудь пренебрежительно (Сергей Соколов), чтобы попытаться разозлить и спровоцировать на необдуманные высказывания, а потом "прицепиться" уже к этим словам и понеслась... Если автор не поддаётся на провокацию, это только подогревает Ваш азарт. Вы придумали свою увлекательную игру, а до качества стихов Вам дела постольку поскольку. Значит и критик Вы игрушечный. Желаю Вам просто счастья. :-)
Сергей Рубан (RSI)
Мне вообще кажется неудачной идея опоэтизирования философско-размышленческих писем. Это же не народная сказка :-( в пересказе Пушкина. тут надо отвественней относится к первоисточнику... ну так я думаю автор перевода и отнсится к сему как к игре. в качестве треннировки так сказать.
Джефф
Беда в том, что автор лжет, выдавая сии тексты за переводы))). Берусь утверждать, что Розовый вообще не знает латыни.
Александр Красный
Сергей, когда Вам кажется, советую сначала креститься, а уж потом писать рецензии :) Сам Сенека считал эту идею плодотворной (это содержится в одном из писем и комментариях к ним). Он считал, что стихотворная форма - более доступна для понимания слабо подготовленного читателя, коих - большинство... Если бы я относился к этому, как к игре, пяти писем, думаю, вполне хватило бы... :)
Сергей Рубан (RSI)
О! во многом справедливо. И совет хороший. только мне всё равно всё время чтото кажется 8-) типа "кажущегося отражения кажущейся луны" или я сам себе кажусь кажущимся?
Сенеку люблю, И в принципе во многом стоицизм по душе. правда, думаю тем, что очнеь близок к понятиям христианства :-)
кстати я тож читал эту переписку. И она у меня тут отдельно выложена на компе . не всю осилил правда... сейчас глянул, есть то упоминание про стихи- согласен, мало того и сам так думаю нередко про стихи, суть же моего замечатния была не про то что стихи писать нельзя, не про ОБЩЕЕ а про чстный случай - не про передачу МЫСЛЕЙ ВООБЩЕ а про ПЕРЕВОД мыслей другого. это же у вас пересказ а не перевод, вот на этот счёт и "покрутил носом" недовльно- если читать Сенеку, так лучше в переводе прозой с прозы, вот вы сами скажите - что бы препочли, читать стихотворения эти (в другом авторстве) или "оригинал" - в прозе? вот на это и пробурчал. нестоило наверно 8-) помту что переводить на стихи вообще такое можно и нужно, найдутся ж благодарные читатели 8-). кто хочет- путсь читает, кто не хочет- не читает :-)
*Если бы я относился к этому, как к игре, пяти писем, думаю, вполне хватило бы...* Это ещё как сказать :-) игра бывает увлекательной и интересной- в отличие от работы. и принести игра может больше пользы в резултате...
Александр Красный
При наличии времени и интересе к теме, я прочитал бы и прозу и стихи, сравнил их и сделал для себя выводы. Насчет "пересказа и перевода" - сделайте это в отношении какого-либо письма, тогда можно будет говорить конкретно. Перевод, как мне кажется, отличается от "пересказа" близостью к тексту автора и достаточной подробностью (не говоря о прозаической или стихотворной форме). Основной принцип, которого я старался придерживаться: один абзац Сенеки (нумерованный) - одна строфа. В длинных письмах (более 30 абзацев) я позволял себе сокращения, в коротких - более подробное изложение.
Сергей Рубан (RSI)
В принципе, одобряю. И уважаю :-) Только всё-таки кажется лучше сочинять свои стихи, философские например. размышления и анализ так сказать с эпиграфом: читая Сенеку... Ну да ладно, это у меня не замечание и даже не совет и тем паче не критика, а досужие размышления:-(
Алкеста
Между прочим, в Древнем Китае стихи были аппаратом политиков: в стихотворной форме издавались новые законы, проводились в массы идеи и т.п. Можно найти в инете поподробнее.
Александр Красный
Приветствую уважаемого Джеффа! Наконец-то и я сподобился! Видимо, приглашение (см. "Ф.И.Тютчеву и его критикам") сработало? Хотя...Вашего имени, ни в прямом, ни в искаженном виде, я там не называл... :) Я понимаю, что Вам обидно...но, "учитесь властвовать собой" :) Думаете, Вашим рецензируемым авторам - не обидно было?
Постараюсь здесь ответить на все вопросы: 1. По поводу Вашей оценки качества моих стихов - см. мои разъяснения о "разновидностях критиков" под вышеуказанным. 2. Кого и кем Сенека называет - вопрос к Сенеке... я могу высказать только свою точку зрения 3. По поводу "Розового" - см. п.9 Правил поведения на сайте... 3а. По поводу латыни - Вы правы, я и не утверждал, что владею этим языком. 4. По поводу "перевода" - я очень рад, что Вы не считаете меня настолько безумным, чтобы взяться за перевод с латыни... В комментариях к переводу, которым я пользуюсь в качестве подстрочника (на него есть ссылка, если не ошибаюсь, в первом письме) указывается, в частности, сколько раз и кто конкретно переводил эти письма за прошедшие 20 веков... Там есть достаточно уважаемые люди, которым я счел возможным доверять :) Из предисловия к комментариям к подстрочнику:
" При переводе "Писем к Луцилию" были использованы следующие издания текста: L. Annaei Senecae Opera philosophica, quae rocognovit... M. N. Bouillet. Vol. Ill - IV. Parisiis, MDCCCXXVIII; Seneca. Ad Lucilium Epistulae morales, with an english translation by R. M. Gummer. Vol. I - III. (The Loeb classical library). London - Cambridge - Massachusetts, 1943; L. Annaei Senecae Ad Lucilium epistularum moralium quae supersunt edidit Otto Hense. Lipsiae, Teubneri, MDCCCXCVIII. Однако переводчик не придерживался строго текста данных изданий и, опираясь на критический аппарат, везде, где возможно, отдавал предпочтение чтению рукописей. Эти случаи в комментарии не оговорены. Основных рукописей насчитывается 6, они восходят ко времени от начала IX до XI века. В других случаях, когда избранный переводчиком вариант восходит к од- ной из рукописей, отличающейся от других, или к конъектурам издателей, не учтенным ни Булье, ни Гаммером, это указывается в комментарии. При этом учитывались исправления и конъектуры, предложенные в изданиях Эраз- ма Роттердамского (1515 и 1529), Муре (1587), Юста Липсия (1607 и 1652), Рукопфа (1800 - 1805), Швейгехойзера (1809), Гаазе (1852), Бюхелера (в изд. Генэе), а также в трудах Пинциана (In omnia L. Annaei Senecae scripta Ferdinandi Pinciam castigationes, 1536), Грутера (Cruieri Animadversiones ad Senecam, 1594), Гроновия (Cronouii Ad L. et M. Annaeos Senecas notae, 1649), Мадвига (Madvig. Adversaria critica ad scriptore" latinos, vol. 2, 1873), Герца (Certz. Studia critica in L. Annaei Senecae Dialogos, 1874). Разделение текста на параграфы, различное в старых и новых изданиях, произведено по изданиям Гензе и Гаммера. Полностью на русский язык "Письма к Луцилию" переводятся впервые. Избранные письма к Луцилию были изданы в СПб., в 1893 г. в переводе П. Краснова."
Раз Вы не догадались, уточняю: я имел в виду "поэтический перевод"... такие прецеденты, по крайней мере на русском языке, с использованием строгого размера и рифмовки, мне неизвестны. Если Вы знаете - подскажите, буду благодарен.
P.S. Информация к размышлению: Первым ожесточенным критиком "Писем" был некто "Имануил"... я записываю Вас в качестве второго критика, надеюсь, Вас это не обижает...
Джефф
Списывать из книжки фамилии научились сами, или ФайнРидер помог?
Вам неизвестны прецеденты? Ах, как жаль! А ведь еще сотню лет назад "учителя поэзии" в журналах предлагали своим "ученикам-заочникам" перекладывать, к примеру, Гоголя пятью главными размерами)). Попробуйте, кстати. Стихи Вы пишете плохо, и на родном материале это будет еще лучше видно. А не пробовали стихи пересказывать стихами, а? Тютчев устами Красного, неподражаемо, неподражаемо!
А "Розовый" - это всего лишь бледно-красный, образное обозначение Вашей поэтической немощи. Прием вполне уместный, тем паче что Ваши единомышленники активно им пользуются))).
Но где Ваш ответ на главный вопрос? Нет его. Потому что Вы показали полное незнание времен Сенеки, допустив такие смешные анахронизмы. Не пишите стихов, Александр, Вам не идет. Над Вами смеются.
Александр Красный
Еще раз, см. комментарии к "Ф.И.Тютчеву и его критикам"... Я не собираюсь с Вами спорить о том, что я знаю и, тем более, о том, что мне идет: я не девушка, а Вы не мой бой-френд, чтобы прислушиваться к Вам в таких вопросах... Мне для этого достаточно посмотреть в зеркало... Откровенно говоря, меня Ваши мнения ВООБЩЕ МАЛО ИНТЕРЕСУЮТ, как ни прискорбно Вам это слышать :)
Не хочу также, как Вы, нарушая правила сайта ( видимо у Вас есть административная поддержка) позволять себе личные выпады в отношении Вас, хотя, поверьте... мне есть что сказать...
Вчера вечером, после нашей разминочной дискуссии я с удовольствием почитал И.Губермана, и даже кое-что выписал. М/б и Вам будет полезно почитать "для подъема настроения":
Решив служить - дверьми не хлопай, бранишь запой - тони в трудах; нельзя одной и той же жопой сидеть на встречных поездах.
Везде одинаков Господень посев, И врут нам о разности наций; Все люди - евреи, и просто не все Нашли пока смелость признаться.
Евреев не любит никто, кроме тех, кто их вообще не выносит; отсюда должно быть родился наш смех и пляски на скользком откосе.
Царь-колокол безгласный, поломатый, Царь-пушка не стреляет, мать ети; и ясно, что евреи виноваты, осталось только летопись найти.
Сибирских лагерей оранжерея, где пляшет у костра лесное эхо - вот лучшая теплица для еврея, который не созрел и не уехал.
Всегда еврей легко везде заметен, еврея слышно сразу от порога, евреев очень мало на планете, но каждого еврея - очень много.
Раскрылась правда в ходе дней, туман легенд развеяв: евреям жить всего трудней среди других евреев.
Любая философия согласна, что в мире от евреев нет спасения. Науке только все еще не ясно, как делают они землетрясения.
Свет партии согрел нам батареи теплом обогревательной воды; а многие отдельные евреи все время недовольны,как жиды.
По спирту родственность имея, Коньяк не красит вкус портвейну, Еврей-дурак не стал умнее От соплеменности Эйнштейну.
Почему-то сейчас у сограждан, И особенно в развитом слое, Удивительно острая жажда Получать много больше, чем стоить.
Мужик, теряющий лицо, Почуяв страх едва, Теряет, в сущности, яйцо, А их - всего лишь два.
Его голове доставало ума, Чтоб мысли роились в ней роем, Но столько она извергала дерьма, Что стала болеть геморроем.
Я молодых, в остатках сопель, боюсь, трясущих жизнь, как грушу: в душе у них темно, как в ж. пе, а в ж. пе - зуд потешить душу.
Цветут махрово и упрямо плодов прогресса семена: снобизм плебея, чванство хама, высокомерие г.. на. ==================================
А это - его же, для размышлений о будущем:
Время льется, как вино, сразу отовсюду, но однажды видишь дно и сдаешь посуду.
Хорошего настроения! :)
Брайна о произведении Письмо LXXI - LXXV (Сенека - Луцилию) (Александр Красный)
Александр, а вам не приходило в голову, что вы своими историческими виршами прививаете полнейшее неприятие Сенеки? С другой стороны, у ваших опусов один плюс. Прочитав подобный винегрет, отправишься искать оригинал, дабы узнать, в чем там дело. Известно ли вам, сколько великолепнейших авторов были изуродованы в советские времена препоганейшими переводами? Одно радует, Сенека вам не по зубам:)
Александр Красный
Оу, Леди! Сколько лет, сколько зим! Причем, в качестве первого резензента... это - смелый шаг :) То, о чем Вы пишете, мне "в голову не приходило" :( По поводу "изуродованных великолепнейших авторов" мне тоже мало что известно...как видите, я не стесняюсь признаться в своем незнании. Гораздо смешнее выглядят люди, которые делают вид, что знают все :) Надеюсь, что в постсоветские времена... "это уродство" было исправлено? Возможно, с Вашим участием? Не надо так о "поэзии в советские времена"... Недавно здесь была публикация на эту тему... "Не стреляйте в пианиста, он играет - как умеет." Тот, кто умеет лучше, пусть бросит ведро и швабру, и садится за пианино! Беда в том, что "лень всегда находит себе оправдания"... Сенека мне действительно "не по зубам"... есть Его я не собираюсь :) То, что Его пожелание увидеть письма в стихотворном виде почти за 2000 лет не было выполнено (насколько мне известно), я воспринимаю, ни много, ни мало, как Его личное завещание :), а воля покойного - должна быть выполнена. Если бы, вместо поднимаего шума, каждый из Вас "перевел" хотя бы по одному письму... думаю, и Сенеке было бы приятно, а, может быть, и мне полезно: я бы увидел "как на самом деле это должно выглядеть". К сожалению, почти уверен, что эта идея Вас не заинтересует :)
За сим, с наилучшими пожеланиями, с надеждой когда-нибудь увидеть Ваше фото, Ваш, АК
Брайна
Да, дааааа, конечно же, я могу понять, что вы - ЧТЕЦ посмертной воли Сенеки). "По поводу "изуродованных великолепнейших авторов" мне тоже мало что известно...как видите, я не стесняюсь признаться в своем незнании. Гораздо смешнее выглядят люди, которые делают вид, что знают все :)" Обычно я делаю вид что ничего не знаю) и знать ничего не знаю ! Я не так давно смотрела очень миленькую фильму, называлась она - "Человек эпохи Возрождения". Знаете, пожалуй, я не могу назвать ваше действО с переводом Сенеки на общедоступный язык, идентичным действию главного героя фильма (которого играет Дени Де Вито), он все же научил своих "дубов" не просто "чему-нибудь", перекладывая "Гамлета" на их уровень, он, что называется, открыл для "детишек" литературу. Думается мне, что неподготовленный читатель, прочитав парочку "писем Сенеки к Луцилию" в вашем переложении, не откроет для себя и того, что открыли в Шекспире те молодые люди из фильма.
По убеждениям своим я - антиглобалистка, потому меня не заинтересовала ваша, столь глобальная идея, переложений-переводов Сенеки.)))
ЗЫ. К чему бы это? Не к дождю ли? Мое фото?)) хи-хик..А к чему вам любоваться на старую климактеричку, живущую в пыльной коммуналке и ругающуюся с соседями о том, чья очередь мыть в сей день клозет?))))))))))))))))хи
Александр Красный
Значит Ваш вопрос: "Известно ли вам, сколько великолепнейших авторов были изуродованы в советские времена препоганейшими переводами?"... был не риторическим? Жаль, что мы оба не можем на него ответить...:) Но, здесь знающих людей много, может кто подскажет... Зачем Вам думать за неподготовленного читателя? Вы-то - читатель подготовленный... В отношении "глобализма" мы, видимо, расходимся: я всегда пытался "ставить себе планку" повыше... так можно овладеть чем-то новым... а, если ходить всю жизнь по одной и той же лестнице в свою коммунальную квартиру, чему научишься? :) Насчет Вашего фото я так "загорелся" после чтения В.Владимирова (надеюсь, Вы тоже читали?) Все эти роскошные халаты и т.п. :) Прошу не разочаровывать меня рассказами про климакс и клозет :)
|