Красный Александр : другие произведения.

Путин - 2008

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
  
   Статья Н.Чуксина "Баланс Путина" http://zhurnal.lib.ru/c/chuksin_n_j/balance.shtml
   подтолкнула меня к мысли, что пора подводить, по крайней мере промежуточные, итоги деятельности г-на Путина.
   При оценке итогов деятельности президента, как любого должностного лица, нужно понять - насколько хорошо он справлялся с возложенными на него обязанностями?
   Его основные обязанности сформулированы в статьях 80 и 82 Конституции:

Статья 80

   1. Президент Российской Федерации является главой государства.
   2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
   3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
   4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 82

   1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
   "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".
  
   Пункты 1 и 4 статьи 80 довольно формальны и можно их опустить.
   Понятно, что произнесение присяги - это скорее ритуал, чем ознакомление с должностной инструкцией, поэтому ее тоже можно было бы опустить... но стоит взять на заметку, что в тексте присяги опущены (вероятно, как малосущественные) положения статьи 80:
   - обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
   определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  
   Итак,
      -- "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина."
  
   Путину действительно пришлось защищать Конституцию - как от внутренней, так и от внешней угрозы:
   первое - от таких доброхотов, как Серёга Миронов, всегда готовых, ради того, чтобы лизнуть начальственное чресло, расширить имеющиеся в Конституции прорехи до размеров, в которые можно просунуть конкретного человека;
   второе - от высокопоставленных представителей Великобритании, предлагавших поправить статью 61 - в части выдачи граждан другому государству.
  
   Теперь рассмотрим по порядку права и свободы:

Статья 19

   1. Все равны перед законом и судом.
   - ничего, кроме горького смеха, этот тезис у большинства здравомыслящего населения вызвать не может... "Басманное правосудие" стало за последние годы притчей во языцех и символизирует полную зависимость, вопреки действующей Конституции, судебной власти от властной вертикали, увенчанной фигурой президента. Хотя большинство населения может питать в отношении судебной системы некоторые иллюзии (поскольку у них нет практического опыта в этом отношении), но зарекаться от этого не стоит...

Статья 19

      -- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
   В короткой статье немыслимо сделать подробный статистический разбор по всем перечисленным выше категориям, однако по некоторым пунктам ситуация кажется довольно прозрачной:
   должностное положение - влияет вполне определенно, взять хотя бы многочисленные случаи ДТП со смертельными исходами, виновниками в которых были высокопоставленные чиновники, их родственники и знакомые - ни по одному из таких случаев дело не дошло даже до суда... разве такое возможно в правовом государстве?!
   убеждений, принадлежности к общественным объединениям - если сравнить жизненные пути, скажем, Абрамовича и Ходорковского, отличающихся главным образом по этим пунктам, у кого повернется язык сказать, что это не влияет на права и свободы?
  

Статья 20

   1. Каждый имеет право на жизнь.
   Чтобы понять, насколько хорошо реализуется это право, зададимся дополнительными вопросами:
   - Можно ли считать полноценной жизнью существование значительной части населения на средства, меньшие весьма скромного прожиточного минимума?
   - Можно ли считать полноценной жизнь ребенка вне семьи?
   - Как сочетаются с правом на жизнь десятков миллионов пенсионеров их нищенские пенсии на фоне растущих розничных цен на газ, электроэнергию, лекарства, продукты и многие другие предметы первой необходимости?
  

Статья 21

   1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
   Как воспринимать в этом свете высказывание президента о своих политических оппонентах, которые, по его словам, "шакалят у иностранных посольств", когда, не без его усилий, им перекрыты практически все внутренние источники финансирования?
  

Статья 22

   1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
   2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
   В условиях ангажированности всей судебной системы, она утратила роль гаранта справедливого разбирательства, особенно в тех случаях, когда в рассматриваемой ситуации есть "политическая составляющая". К примеру, разве действия ОМОНа при разгоне "маршей несогласных" подвергались независимому судебному рассмотрению? Разве кто-нибудь мог серьезно надеяться на то, что Г.Каспарову после задержания будет вынесен оправдательный приговор?
  

Статья 23

   1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
   2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
   Что там говорить "о каждом", если генералы наркоконтроля подозреваются в заказной прослушке самых высокопоставленных чиновников? Что говорить о защите чести и доброго имени, если по "шитым белыми нитками обвинениям" подозреваемые годами содержатся в СИЗО, а то и в тюрьме? А почти узаконенная перлюстрация электронной почты?
  

Статья 24

   1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
   А как же с многочисленными "утечками" персональной и коммерческой информации из различных государственных баз данных? Не припомню случая, чтобы виновники были найдены и наказаны. Не припомню, чтобы президент хотя бы упомянул об этой проблеме, как требующей решения.
  

Статья 25

   Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
   Как показывает опыт подмосковного Бутова, не только "проникнуть в", но и снести жилище вполне возможно, вместе с проживающими в нем людьми. Только большой скандал, затеянный в СМИ, может этому помешать.
  

Статья 26

   1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
   Действующее положение о паспортной системе этому явно противоречит - по нему никто не вправе указывать в паспорте какие-либо данные, кроме строго ограниченного перечня, который может включать в себя группу крови и даже ИНН, но никак не национальность.
   В "Свидетельстве о рождении" можно указывать национальность родителей, а национальность ребенка - нельзя.
  

Статья 27

   1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
   2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
   Совсем недавно на подзаконном уровне ввели норму, согласно которой лица, имеющие какие-либо задолженности в России (например - неоплаченная штрафная квитанция ДПС), автоматически становятся невыездными. Причем узнать об этом они могут только в одном месте - при попытке легального пересечения границы. К примеру, человеку присудили Нобелевскую премию и он выезжает на ее получение... ан нет, шалишь!- Сначала найди или восстанови потерянную квитанцию за превышение скорости, а потом езжай за премией, если ее за это время не отдадут кому-нибудь другому.
  

Статья 29

   1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
   Насчет "мысли" пока всё неплохо: чтение мыслей - технически сложная процедура, а ограничить недоступное затруднительно. Хотя и в этом направлении есть некоторые успехи... Если на сознание человека оказывать постоянное воздействие в виде белого (или серого) шума, то он просто не сможет сосредоточиться, чтобы о чем-то подумать. Т.е. свобода мысли, вроде бы, и есть, а мыслей - нет... Парадокс!
   Что касается свободы слова, то и она, вроде бы, есть... но пространство этой свободы у каждого человека разное - один может своими словами излагать свои мысли только на кухне жене (если она у него есть и только до тех пор, пока она его не пошлёт куда подальше), а другой - по центральным каналам телевидения в лучшее время.
   Здесь читатель может воскликнуть: "Вот и правильно, нечего каждого дурака слушать!"
   Но, для того, чтобы решить, кто из них больший дурак, желательно послушать обоих...
  

Статья 29

   3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
   Здесь важный вопрос: Что следует считать принуждением?
   Если подразумеваются, например, пытки, то такие примеры в современной истории России мне неизвестны. Зато известен широкий арсенал почти бескровных методов, применяемых под эгидой партии "Единая Россия":
   - финансирование (подкуп) "правильных" молодежных и детских движений;
   - принудительный вывод работающей части населения на выборы, с использованием методов партийного воздействия на руководство крупных предприятий;
   - применение различных спецсредств для перевоспитания из "несогласных" в "согласных на всё";
   - использование административного ресурса в отношении руководства предприятий, осуществляющих финансирование "неправильной" (с точки зрения власти) оппозиции. Публичные судебные решения в таких случаях применяются редко, главным образом в показательных целях; повседневных возможностей МВД, МЧС и других М... вполне достаточно для того, чтобы "закошмарить" руководство любого предприятия.
  

Статья 31

   Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
   В последнее время выяснилось, что это право применяется выборочно, например, "несогласным" обычно разрешаются митинги на специально огороженной и охраняемой территории, а шествия не разрешаются; пикетирование иногда разрешают по принципу "больше одного не собираться" и т.п. А "согласным" всё это не только разрешается, но и оплачивается с повременным тарифом.
  

Статья 32

   1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
   2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
   Что касается "непосредственного участия в управлении делами государства", то таких граждан легко пересчитать по пальцам одной руки, а участие всех остальных ограничивается их присутствием при сём.
   Благодаря современным СМИ, являющимся информационной частью вертикали власти, в России сформировано достаточно устойчивое "общественное сознание", существующее независимо от самого общества. СМИ, под видом изучения общественного мнения, доносит до основной (в численном отношении) части общества текущее содержание правильного общественного сознания, после чего эта часть общества может спокойно и выполнить свою общественную функцию в соответствии с конституцией - выбрать правильных представителей в органы власти.
   Что касается референдумов, то дело несомненно идет к тому, чтобы отменить их за ненадобностью - в самом деле, зачем тратить деньги на то, чтобы сначала сформировать правильное общественное сознание по конкретным вопросам, затем провести референдум, который зафиксировал бы это решение?- Гораздо проще и дешевле выбрать раз в четыре года партийные органы власти, а затем, в узком кругу, без лишних усилий, доводить до партийного руководства правильные решения, которые, на основе строгой партийной дисциплины, голосуются и проводятся в жизнь...
  
   Конечно, можно было бы продолжать - в Конституции есть еще много прав, включая права на труд и на отдых... но не хочется перегружать статью.
   Написанное выше не следует понимать как утверждение об отсутствии в России каких-либо "прав человека и гражданина", но, по-моему, нельзя не признать, что в этом направлении у нас работы - непочатый край...
  
   В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
  
   С этими пунктами, на мой взгляд, дела обстоят лучше. По крайней мере, указать на какие-либо существенные нарушения Конституционных норм со стороны президента я не могу.
   Твердая внешнеэкономическая политика, в первую очередь - в отношении цен на энергоносители, безусловно способствовала защите суверенитета и независимости России, которая в области поставки конкурентоспособных на мировом рынке товаров пока не смогла подняться по уровню переработки заметно выше полезных ископаемых.
   Независимость и целостность государства, судя по всему, являются главными приоритетами В.В.Путина и достигается всеми доступными средствами, включая военные действия на собственной территории. Центробежные конфликты удалось где-то заглушить, где-то заморозить. Напротив, наметилась тенденция к укрупнению входящих в состав России административных единиц.
  
  
  
   Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
   Этот пункт требует более подробного разбора, вспомним Конституцию:

Статья 10

   Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
   По логике этой статьи, президент должен обеспечивать, чтобы все три ветви власти действовали согласованно и независимо (в пределах своей компетенции). Тогда, при правильном разделении компетенции, как в большинстве современных государств, все процессы протекали бы гармонично, ни одна из ветвей власти не могла бы действовать в ущерб другим...
   Структура власти могла бы выглядеть примерно так: каждая ветвь власти выполняет свои функции самостоятельно, согласовывая свои действия с другими ветвями, а президент осуществляет "общий надзор", т.е. выполняет функции "смотрящего" и разрешает возможные конфликты между ветвями власти. То, что такие конфликты неизбежны, очевидно - каждая из ветвей (и в природе, и во власти) пытается выкачать из общего ствола как можно больше соков...
  
   Эта структура аналогична современным структурам распределенных систем управления в технических системах, в которых управление отдельными подсистемами проводится независимыми устройствами (контроллерами), а верхний уровень выполняет, главным образом, информационные функции :
  
   Здесь жирные линии между контроллерами и датчиками символизируют более высокое быстродействие соответствующих каналов связи.
   Такая структура пришла взамен преобладавших ранее централизованных систем управления, в которых всё управление сосредоточено в "центре управления".
  
   Недостатки централизованных систем управления, ведущие к их постепенному "вымиранию", общеизвестны:
   1. Большие затраты на линии связи (из-за того, что все провода нужно тянуть в одно место);
   2. Высокие требования к объему памяти и быстродействию вычислительного ядра системы управления (из-за того, что система должна "обо всем помнить и везде успевать". Чтобы добиться более-менее устойчивого функционирования системы, сокращают количество информационных связей и увеличивают период обработки информации (запаздывание);
      -- Катастрофические последствия возможных отказов в центре управления (из-за отказа одного небольшого элемента в ядре системы - может произойти полное прекращение работы автоматизированной системы с непредсказуемыми последствиями);
  
   Аналогичные недостатки имеет построенная ныне вертикаль власти

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУТИН

   ПАРТИЙНАЯ ВЛАСТЬ
   ЗАКОНОДА-ТЕЛЬНАЯ
   ВЛАСТЬ
   ИСПОЛНИ-ТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
   СУДЕБНАЯ
   ВЛАСТЬ
   ВОЕННАЯ
   ВЛАСТЬ
   ФИНАН-СОВАЯ ВЛАСТЬ
   ИНФОР-
   МАЦИОН-НАЯ ВЛАСТЬ
  
  
  
  

ВЛАСТЬ СПЕЦСЛУЖБ, КОМПРОМАТ НА ВСЕ ВЕТВИ ВЛАСТИ

  
  
  
   Заметим, что в этой структуре вообще нет президента - эту должность может занимать В.В.Путин или другой человек по его доверенности - это не играет существенной роли. Во главе каждой из ветвей власти стоят люди, обязанные своими полномочиями лично товарищу Путину по крайней мере в двух отношениях: назначением и неприкасаемостью (при условии лояльного поведения). Формально, это не относилось к финансовой власти, у которой находились, главным образом, люди, составившие свои состояния при Ельцине. Сейчас ситуация изменилась и, как метко припомнил сам Путин:
   "Иных уж нет, а те далече."
   У вершины финансовой власти оставлены только себе подобные и эти - свои, назначенные в руководство государственных корпораций, в которых сосредоточены основные финансовые потоки.
   Эта вертикаль держится на крепком основании компромата, накопленного за эти годы на всех ее участников - помимо банального воровства бюджетных и иных средств, здесь можно найти и липовые дипломы ВУЗов, кандидатов и докторов наук, а наиболее часто - служебная некомпетентность, которая распространилась настолько широко, что у большинства перестала считаться пороком. Ключи от компромата находятся в надежных руках доверенных лиц Путина, на которых у него есть отдельный, просто убийственный компромат. Всё это и обеспечивает устойчивость построенной вертикали: стоит кому-либо слишком сильно дернуться, качнуть вертикаль - его тут же меняют на одного из длинной очереди лично преданных и малокомпетентных претендентов. И родственные связи играют здесь далеко не последнюю роль...
  
   Обратим внимание на то, что в "вертикальной системе власти" чрезвычайно мало людей с естественнонаучным и техническим образованием, менталитет которых ориентирован на творческое решение конкретных проблем; практически нет предпринимателей, поднявших свой бизнес самостоятельно. А именно эти категории лиц могли бы обеспечить развитие экономического базиса страны.
   Зато, много юристов, великолепно умеющих трактовать законы в нужном направлении. Много филологов, которым всё равно, чем заниматься, лишь бы должность была повыше. Эта вертикаль построена, главным образом, из однородного материала никчемных людей, твердо знающих, что их благосостояние, сегодняшнее и будущее, зависят только от одного - личной преданности ВЫШЕСТОЯЩЕМУ.
  
   И, наконец, последний пункт обязанностей президента:
   Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  
   Если говорить коротко:
   Основное направление внутренней политики - укрепление личной власти В.В.Путина;
   Основное направление внешней политики - укрепление экономического влияния государственных корпораций России на окружающие ее страны, главным образом - посредством энергоносителей.
  
   Если посмотреть на внутреннюю политику государства детальнее:
   В экономической области - сосредоточение как собственных, так и заемных ресурсов в руках государственных органов, руководимых доверенными людьми Путина;
   В социальной области - спорадические движения в форме целевых программ на фоне отсутствия целостной социальной политики;
   В демографической политике - до 2007 года не было никаких реальных движений, только сейчас намечается какое-то подобие целенаправленных и обдуманных действий;
   В миграционной политике - отсутствие продуманной и законодательно оформленной политики, как в отношении въезда, так и получения гражданства;
   В финансовой политике - ограничение внутреннего финансового рынка для зарубежных банков, государственное управление ключевыми финансовыми потоками;
   В военной политике - отсутствие внятной научно-технической и производственной политики, повышение финансирования социальных нужд военнослужащих;
   В информационной политике - национализация всех основных информационных каналов (в первую очередь - ТВ) и жесткий политический контроль в подаче новостей.
  
   Теперь, если посмотреть на внешнюю политику, она имеет различную окраску, в сильной зависимости от партнера:
   США - осознание существенного отставания России, прежде всего в экономической области, и попытки оппонирования (хотя бы формального) в ключевых международных вопросах;
   Китай - наша главная ставка 21 века, основное направление - поставка энергоресурсов. Осторожная политика, с учетом возможной массовой миграции китайцев на российскую территорию;
   Великобритания - попытки отстоять суверенитет путем противостояния по частным межгосударственным вопросам;
   Германия - курс на экономическую интеграцию и взаимовыгодное сотрудничество;
   Франция - аналогично Германии, но отношения находятся на более ранней стадии;
   Другие страны ЕЭС - экономическая интеграция на фундаменте российских энергоносителей и общих распределительных сетей;
   Белоруссия - наш последний оплот в СНГ. Попытка получения политических/экономических девидентов от "игры в объединение" двух стран, хотя обе стороны давно поняли, что это нереально;
   Украина - совершенно бездарная политика в отношении дружественной славянской страны (не без участия г-на Черномырдина) - "хотели как лучше...".
   Грузия - сдержанная политика с позиции силы. Политика, вроде бы, и правильная, а результаты - никудышные... около 70% населения хочет в НАТО - явное проявление противостояния с Россией;
   Другие "бывшие республики СССР" - везде брошенные на произвол судьбы русские люди. Как можно уважать того, кто не заботится о своих детях и стариках?
  
   **************************
   Можно ли поставить в вину Путину то, что, спустя 8 лет его руководства страной, так и не появилось, ни национальной идеи, ни продуманной экономической, социальной, миграционной, финансовой, военной, информационной... и других разновидностей политики?- Наверное да, но только отчасти - его менталитет и весь предыдущий опыт работы были связаны совсем с другим - с безопасностью государства. А привлечение к принятию государственных решений талантливых и независимых специалистов влечет за собой слишком большую угрозу укреплению личной власти.
  
   В.В.Путин никогда не объявляет заранее о готовящихся решениях и с помощью "операций прикрытия" искусно поддерживает вокруг себя атмосферу загадочности и непредсказуемости. Некоторые его решения, например, замена Фрадкова на Зубкова, мне кажется, на 90% обусловлены стремлением щелкнуть по носу всевозможных "экспертов", ежедневно пытающихся предсказать его поведение.
   В то же время, главная черта его политики - рациональность, ориентированность на результат. Кажущаяся непредсказуемость основана на том, что мало кто догадывается о главной цели его политики, которая также чрезвычайно прагматична,- укрепление своей личной власти. Если посмотреть на его действия, особенно в последнее время, под этим углом зрения, они приобретают логичный и завершенный вид:
   - переход к назначению кандидатур губернаторов президентом;
   - превращение выборов в Госдуму в референдум доверия Путину;
   - назначение самого преданного сотрудника кандидатом в президенты при сохранении личного контроля над Госдумой и (в перспективе) правительством;
   - предложение четырех "национальных проектов", которые, накануне выборов, должны прикрыть для населения наготу социальной политики руководства страны.
   Все шаги Путина, ориентированные на укрепление личной власти, хорошо спланированы и продуманы до мелочей. Помнится, его оппоненты усмехались, когда Путин приглашал кого-то из членов "большой восьмерки" на Олимпиаду-2014 - мол, интересно, в каком качестве он делал это приглашение? Вряд ли они также усмехались после выборов в Госдуму... Думаю, что карьера Путина спланирована не только до 2014, а, по крайней мере, до 2030 года. Не стоит исключать и установление в России конституционной монархии.
   "Прививка демократии", проведенная в России конца 20 века грязными руками "перестройщиков" и "реформаторов" привела к воспалению и заражению всего организма стремлением к обогащению. Она стала наглядной иллюстрацией ситуаций, когда "лекарство опаснее самой болезни" и породило устойчивую аллергию общества к попыткам его "демократизации" и "либерализации".
   Именно в такой стране, как Россия, с её огромными ресурсами и отсутствием уважения к "простому человеку", всё ещё возможна практически неограниченная личная власть одного человека, предоставляющая ему просто фантастические возможности. До тех пор пока в России не появится так называемый средний класс со своими интересами, власть команды Путина будет только упрочняться, хотя, казалось бы, дальше некуда...
  
   В связи с планами Путина возглавить правительство (и, соответственно, нести личную ответственность за "социально-экономическое положение" населения России), судя по последним выступлениям, им даны задания на подготовку комплексных социальных программ. Что из этого получится у аппарата, ориентированного совсем на другие цели?- Посмотрим, сказал слепой...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"