Признаюсь сразу: я - не адвокат по делам, связанным с ГИБДД и не эксперт в области безопасности дорожного движения. Однако у меня есть немалый водительский стаж, некоторый опыт общения с инспекторами ГАИ и ДПС, а, главное, свежий положительный личный опыт выигрыша в суде дела об административном правонарушении по статье 12.15 ч.4 КоАП РФ (Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения), наказуемого лишением водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. Следует иметь в виду, что дела, связанные с нарушением этой статьи (и еще девяти грубых нарушений) решаются только в суде, у мирового судьи. Главная причина моей победы в суде весьма проста: я не совершал этого нарушения... однако этого часто бывает совершенно недостаточно, для победы в суде нужно:
- чтобы в Вашей невиновности убедился судья;
- чтобы судья убедился, что ему следует принять решение о прекращении дела.
Должен признаться, что почти сразу после оформления протокола, я советовался со знакомым судьей и он мне сказал откровенно: "Не важно, нарушал ты или не нарушал,- эти дела рассматриваются с обвинительным уклоном и судья больше склонен верить показаниям инспекторов, чем водителей, пытающихся любыми путями избежать "заслуженного наказания". Можешь считать, что прав ты уже лишен..."
Считаю, что личный положительный опыт "самозащиты без оружия" в такой ситуации гораздо ценнее опыта оплаченных безответственных советов, которые дают многие адвокаты. В связи с этим, думаю, что я имею право и обязанность поделиться своим опытом с водителями, которых пока миновала чаша сия.
Сразу оговорюсь, что водители, имеющие специальные удостоверения, освобождающие их от ответственности почти за все возможные нарушения на дороге, или владеющие "прямыми механизмами воздействия на решение судьи" могут не читать эту статью - им и так ничего не грозит.
Итак, пока Вас не задержали (поверьте, это только временно ;-):
1. Вы должны понимать свои права, обязанности и возможные последствия нарушений. Изучите актуальную версию Правил Дорожного Движения (ПДД) и главу 12 Кодекса об Административных Правонарушениях (КоАП РФ). ПДД лучше возить с собой в машине для конкретного разбора ситуации. Общеизвестный тезис о том, что незнание законов не освобождает от ответственности, действует на дорогах в полной мере. Так что гораздо спокойнее ездить по правилам, хотя дорожное движение в ряде мест, кажется, организовано не для того, чтобы движение было удобным и безопасным, а для того, чтобы создать водителю трудности в езде по правилам и удобнее ловить нарушителей. Чего стоит, к примеру, одно небольшое изменение ПДД, сделанное несколько лет назад: раньше можно было обгонять в местах, где это запрещено знаками и разметкой, транспортные средства, двигающиеся со скоростью менее 30 км/ч... а теперь нельзя. Кому это на руку?- Конечно инспектору! Ему теперь не нужно замерять скорость едущих по узким дорогам тракторов, чтобы доказать факт нарушения. Наоборот, можно выгнать на узкую дорогу какого-нибудь проштрафившегося тракториста и спокойно ловить нарушителей "на живца".
Вам, например, может казаться, что Вы не создаете никакой угрозы безопасности движения, проезжая по пустой обочине или пустому тротуару со скоростью 20 км/ч... увы, Вы уже нарушили пункт ПДД, и, будете ли Вы за это наказаны - вопрос наличия поблизости инспектора ДПС.
Чтобы проверить свои знания, ответьте на вопрос: "Можно ли обгонять машины под знаком "Обгон запрещен"?"- Вы, возможно, будете удивлены, но правильный ответ - "Можно, если вы не выезжаете из полосы движения".
2. Если, зная ПДД и КоАП и сознавая меру своей ответственности, Вы по каким-то причинам всё-такирешили нарушить правила:
- Убедитесь в отсутствии в зоне видимости инспекторов ДПС. Понятно, что дать такой совет гораздо легче, чем его выполнить... Например, как убедиться, что за "закрытым поворотом" или за вершиной подъема нет инспектора?- Практически это невозможно. Тем, кто изо дня в день ездит одним путем на работу и с работы, обычно хорошо известны традиционные места засад ДПС, но едущие по новой дороге водители могут рассчитывать только на интуицию. Рисковые водители уповают на световые сигналы встречного транспорта, однако транспорта может и не быть, или их водители могут сами не заметить хорошо спрятавшихся инспекторов, или забыть проявить водительскую солидарность...
По моему опыту, на то, чтобы вовремя заметить не всегда обоснованный запрещающий знак или инспектора, играющего у дороги в "прятки", водителями тратится больше внимания, чем на собственно контроль дорожной ситуации и изматывает порой не меньше, чем сама дорога.
Однако, простой совет таков: "Неуверен (что нет инспектора) - не нарушай!";
- Перед выполнением маневра с нарушением правил (например, совершение обгона
с пересечением сплошной линии разметки 1.1), убедитесь, что своим маневром вы не создаете помех другим участникам движения, иначе Вы можете создать себеи окружающим вполне реальные проблемы в виде ДТП. В действительности, создание помех гораздо опаснее и может обойтись заметно дороже, чем штраф инспектора. При разборе ДТП всегда устанавливается виновник (обычно это - нарушитель ПДД), на которого и списываются все ущербы. Страхование гражданской ответственности, конечно, помогает снизить прямые затраты, но условия страховки после этого меняются в худшую сторону, не говоря о том, что размера страховки может и не хватить или Вам уже не придется заниматься возмещением ущерба...
Итак, предположим, что Вас задержали - на обочине появился человек с полосатой волшебной палочкой. Худшее, что в этой ситуации можно придумать, это проехать мимо и попытаться скрыться - на такое решаются разве что с неостывшим трупом в багажнике. Хотя, если Вы - любитель острых ощущений, можете разок попробовать... но имейте в виду, что у инспекторов обычно есть средства спецсвязи и боевое оружие.
Поэтому в таких случаях настоятельно рекомендуется остановиться у обочины. А дальше?
3. При задержании не торопитесь выходить из машины. Спокойно ждите, пока инспектор к вам подойдет. По действующим нормам, он должен представиться и объяснить причину остановки. Помимо стандартной спецодежды, на нем должен быть жетон с личным номером. Это важный психологический момент: если вы выпрыгиваете из машины навстречу инспектору - вы психологически уже готовы признать любое обвинение, которое он вам предъявит. Полезнее затратить это время на включение диктофона (если он у Вас с собой, например - в мобильном телефоне). Можно даже не скрывать, что Вы ведете аудиозапись - это может подействовать на инспектора отрезвляюще: любое ходатайство к его руководству может иметь для него неприятные последствия по службе.
4. Дальнейший диалог развивается по одному из трех путей: оформление протокола, дача взятки, либо то и другое одновременно. Рекомендую первый путь, и не только потому, что он - единственно честный:
Во-первых, ожидаемый инспектором размер взятки обычно почти равен размеру штрафа и разница только в том, куда пойдут деньги;
Во-вторых, оформление протокола еще не является обязательством платить штраф - Вы имеете возможность обжаловать (кажется, в течение 10 дней) составление протокола, написав мотивированное ходатайство в адрес руководителя соответствующего подразделения ОГИБДД, для этого нужно узнать у инспекторов ФИО, адрес и телефон их начальника ( в крайнем случае это можно найти в интернете). Конечно, это имеет смысл делать, если Вы уверены в своей правоте (или при отсутствии прямых доказательств нарушения у инспекторов);
В-третьих, затраты времени на оплату штрафа не намного превышают те же затраты на бессмысленные переговоры с инспектором;
Наконец, в-четвертых, если инспекторам ДПС не платить по любому поводу и вместо ожидаемой взятки они начнут получать неожиданные неприятности, может быть, они задумаются, прежде чем останавливать Вас по любому поводу?
5. Не торопитесь подписывать протокол об административном правонарушении. Если нарушения, в котором Вас обвиняют, Вы не совершали, лучше его не подписывать вовсе, иначе в потом инспектора могут хором заявить, что Вы сначала вину признали, а потом начали отказываться. Кстати, в этом отношении диктофонная запись беседы может сыграть полезную роль. Если Вы собираетесь обжаловать задержание и протокол, в нем должны быть записаны Ваши мотивированные возражения. Обычно в протоколе предусмотрены, если не ошибаюсь, четыре подписи водителя, в том числе - с просьбой о рассмотрении дела в суде по месту жительства, все эти подписи Вы можете не ставить, предоставляя инспекторам потом объясняться с руководством о причинах неправильного оформления протокола.
Если вы подписали протокол без замечаний, потом отказываться будет поздно - вы косвенно уже подтвердили, что всё было так, как написал инспектор. Кстати, дело возбуждает только один из них - тот, кто подписывает протокол и потом пишет рапорт со схемой движения. Попросите инспекторов показать вам видеозапись нарушения - обычно их машины не оборудованы этой техникой. Внимательно уточните обстоятельства дела:
- Был ли факт обгона (т.е. опережения движущихся транспортных средств связанного с выездом из занимаемой полосы движения)? Если второе средство стояло, это был объезд и, соответственно, ст.12.15 ч.3. Если выезда из полосы не было (мой случай), вообще не было никакого нарушения - было опережение транспортного средства, которого знак "Обгон запрещен" не запрещает. Другое дело, что, для опережения в пределах одной полосы, нужна достаточно широкая полоса - для двух легковых машин - хотя бы 3.5 м, лучше - 4 м, и, совсем хорошо, если около 5 м.
Если выезда на встречную полосу не было - не подписывайте протокол вообще (по крайней мере так мне советовал один опытный знакомый) - пусть инспектора потом объясняют, почему протокол так плохо оформлен. Почему лучше сделать так?- Если вы подписали протокол с замечаниями, они всегда могут сказать, что вы сначала устно признали нарушение, а потом, узнав меру ответственности, начали отказываться. Все эти разговоры обычно происходят в патрульной машине, где вы один, а их двое, так что ваши слова подтвердить будет некому.
Думаю, что копию протокола вам дадут в любом случае. Сразу же узнайте, где находится руководство этих инспекторов (адрес, телефон, должность и фамилия).
6. Не откладывая дела в долгий ящик, пишите ходатайство руководству ОГИБДД. Изложите в нем обстоятельства дела и перечислите все процессуальные нарушения, сделанные сотрудниками ОГИБДД при задержании, отметьте неточности, противоречия и неполноту сведений в протоколе, которые должны точно отражать все существенные для дела обстоятельства: место, время, номера других транспортных средств, которые имели хотя бы косвенное отношение к дорожной ситуации, показания свидетелей (или их отсутствие в деле), замеры проезжей части и т.п. Инспектора, как правило, ленивы и норовят делать свою работу по минимуму, а получать денег - по максимуму.
В ходатайстве просите признать протокол недействительным или рассматривать его в качестве "недопустимого доказательства", если он оформлен с нарушением процессуальных норм. Попросите расписаться в получении ходатайства на втором экземпляре. ОГИБДД обязано провести по ходатайству служебную проверку, снять письменные объяснения с инспекторов и дать вам письменный ответ. Если этого не сделано, дело завершиться не может. Шанс на то, что с вашим ходатайством согласятся, признаться, не очень велики: скорее всего вы получите формальный отрицательный ответ. При отсутствии доказательств, самым распространенным способом подкрепить обвинение является утверждение инспектора, что вы "сначала признали нарушение, потом испугались..." т.е. откровенный оговор и клевета. В любом случае, служебная проверка инспекторам неприятна, и на этой стадии они могут совершить трудно исправимые ошибки, связанные с фальсификацией доказательств.
7. Если ваше дело относится к одному из "подсудных", начинайте готовиться к суду. Где лучше судиться: по месту нарушения или по месту жительства - есть разные мнения. Если вы не подписываете протокол, то суд, скорее всего, пройдет по месту нарушения (по умолчанию). Некоторые считают, что лучше - по месту жительства - этот судья вряд ли связан с конкретным ОГИБДД и тому есть конкретные примеры. Другие считают, что все судьи одинаковы и занимаются штамповкой протоколов по формальным основаниям и тому тоже есть достаточно примеров. С учетом того, что дело должно быть рассмотрено в течение двух месяцев, некоторые пробуют потянуть время: подождать письменного ответа на ходатайство по почте и т.п., однако, в крайнем случае, судья может продлить срок рассмотрения...
В чём состоит подготовка?- Готовьтесь к "последнему и решительному бою": вы в этом бою обречены, если не примете всех необходимых мер к защите и периодическим вылазкам в стан врага (свидетелей обвинения).
- Исходите из того, что в суде не работает принцип презумпции невиновности, в том смысле, что никто не обязан доказывать свою невиновность. Скорее наоборот, работает принцип презумпции виновности. Судья рассматривает доказательства двух сторон: обвинения и вашей. Решение в вашу пользу может быть принято в том случае, когда ваши доказательства невиновности окажутся в суде существенно более обоснованными, весомыми и убедительными, чем доказательства виновности;
- Выполните работу, которую должны были по долгу службы сделать инспектора ДПС: нарисуйте свою схему движения (их схему вы увидите только в деле перед судом), проведите замеры проезжей части, если нужно - представьте габаритные размеры транспортных средств, сделайте фотографии на месте предполагаемого нарушения (которые могли бы подтвердить ваши доводы)... в общем, сделайте всё возможное;
- Подготовьте к заседанию диктофон - начиная с конца 2007 года в открытых заседаниях по административным делам все желающие могут проводить аудиозапись (ст.24.3 КоАП) и судья не вправе отказать (хотя, проведение аудиозаписи лучше формально согласовать).
- Зачем нужна аудиозапись?- Во-первых, это дисциплинирует судью - он понимает, что легальная аудиозапись может использоваться при обжаловании приговора. Чтобы аудиозапись была признана легальной, в начале записи нужно надиктовать: кто, где и когда проводит эту запись, впоследствии нужно быть готовым к ее передаче на носителе. Если, при обычном ведении дела, судья может сам диктовать секретарю, что писать в протокол, а что не писать... и впоследствии, при крайней нужде, может в протоколе что-то поправить (дело-то хранится в суде), то при наличии аудиозаписи такие шутки уже не проходят. Во-вторых, это дисциплинирует свидетелей: они дают показания с подпиской об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний... и как знать, чем это обернется...
8. Ваши показания
Свои основные объяснения по делу изложите на бумаге и просите судью приобщить их к делу. Аналогично - со всеми документами, которые вы подготовили, включая фотографии. Необходимые пояснения дайте устно. Будьте серьезны, конкретны, немногословны и уважительны к суду, четко отвечайте на поставленные вопросы.
9. Допрос свидетелей
Если у Вас есть собственные свидетели, которые могут подтвердить Ваши показания, смело ведите их в суд и ходатайствуйте об их допросе в суде: то, что это могут быть ваши родственники или знакомые (а кто еще может оказаться в вашей машине, если вы не занимаетесь частным извозом?), не играет роли.
Ваша главная цель в отношении инспекторов, выступающих в суде в качестве свидетелей обвинения,- убедить судью, что их показания "не являются допустимыми доказательствами": документы в деле составлены с процессуальными нарушениями, имеются расхождения, хотя бы в мелочах (единожды солгавший - кто тебе поверит?!). Еще лучше, если они начинают в ходе заседания менять показания в Вашу пользу... однако надеяться на то, что их совесть сама вовремя проснется... нереально - её нужно как следует растолкать! Делать это необходимо в вежливой и корректной форме, однако таким образом, чтобы свидетель "ощутил кожей" реальность угрозы наказания за дачу заведомо ложных показаний (вспомните про диктофон).
- У вас есть право задавать вопросы свидетелям обвинения и, в особых случаях, комментировать их показания, обращая внимание суда на существенных моментах лжи или правды. Это очень важная часть процесса - если свидетели отказываются от ранее данных показаний, обвинение рассыпается. Заранее подготовьте эти вопросы, возможно более детальные и конкретные, задавайте их в вежливой, но твердой форме (свидетель должен испытывать некоторое напряжение - он же не знает точно, что отвечал на те же вопросы его напарник), договориться обо всем невозможно и, если свидетели лгут, возникает расхождение их показаний, например, один говорит, что видел линию разметки, а другой, в тех же условиях, не видел; один говорит, что они сидели вместе в машине, а другой говорит, что он под дождем измерял скорость проезжающих машин... и т.д.. Здесь уместно сделать заявление относительно того, кто из них, и по какому вопросу, лжет. Попробуйте дискредитировать инспекторов, как экспертов, смело задавайте вопросы, связанные с точными формулировками ПДД по Вашему предполагаемому нарушению - как показывает в ряде случаев опыт, они знают ПДД очень приблизительно и судят "не по закону, а по понятиям" - судья себе такого не может позволить и не может не заметить.
10. Оценка доказательств
Это формальная процедура оценки допустимости доказательств по документам, имеющимся в деле, проводимая после допроса свидетелей. Здесь вы должны прямо заявить, ссылаясь на предыдущее разбирательство, о недопустимости отдельных доказательств (в первую очередь - протокола и рапорта инспектора, с которых дело началось). Основания для признания доказательств недопустимыми могут быть как содержательными, так и формальными.
11. Последнее слово.
Должно быть достаточно коротким. Если в судебном заседании установлены какие-то новые доказательства в вашу пользу или снята часть обвинительных показаний - обратите на это внимание судьи. Искренне скажите, что вы верите в справедливое решение.
12. Если Вы верите в Бога - молитесь!
13. Если Суд решил дело не в Вашу пользу, посоветуйтесь с опытным юристом, предоставьте ему аудиозапись судебного заседания - может быть, он найдет существенные основания для обжалования постановления мирового судьи, например процессуальные.
Но следует иметь в виду, что шансы выиграть обжалование еще на порядок меньше, чем выиграть дело в суде первой инстанции - у судей существует профессиональная солидарность, которую некоторые ставят превыше совести.