Крейддилад: другие произведения.

Эльфы в мифах, фольклоре и фэнтези. Часть первая

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья написана давно и ни в коей мере не претендует на полноту охвата темы.


   Эльфы в мифах, фольклоре и фэнтези. Часть первая.
    
   От автора. Данная статья была написана довольно давно, исправлялась и дополнялась по мере прочтения мифов и легенд, сказок, научной литературы, и, конечно же -- произведений, созданных в жанре фэнтези в ХХ, а теперь уже -- и в начале XXI века. Поэтому вторая часть еще в процессе дописывания, но обязательно будет выложена. Статья не претендует на научность -- автор ни в коей мере не литературовед, так что просьба относиться к ней соответственно -- как к личному, весьма субъективному взгляду на Древний народ в мифах, легендах и сказках.  (Об эльфах в фэнтези -- во второй части).
    
              Для лучших произведений, созданных в жанре волшебной фантастики, фэнтези, главное -- человеческая сущность. В ходе повествования читателю открывается не только "внешнее" -- вселенная, в котором обитают герои, но и их внутренний мир -- особенности характеров персонажей, их развитие и изменение, межличностные отношения. В отличие от миров "научной" фантастики, во многом ориентированных на создание предметной среды, порожденной техникой будущего, в волшебных мирах фэнтези особое внимание уделяется личности, ее физической и духовной силе и (или) магической мудрости. Героями фэнтези могут быть и люди, и их "проекции" -- существа иной природы, образы которых авторы черпают как в мифоэпической и фольклорной традиции (боги и демоны, эльфы, гномы, тролли, баньши и т.д.) так и в собственном воображении, творчески перерабатывая те же мифы, легенды и сказки. Например, так были созданы хоббиты Дж.Р.Р. Толкиена и кендеры в Dragonlance  М.Уэйс и Т. Хикмэна.
   Взаимоотношения между существами разных "рас", различия в их обычаях, характере, поведении часто создают сложные, конфликтные ситуации, помогающие читателю лучше понять героев и "войти" в "магическую реальность" произведений фэнтези.
   Один из загадочных и таинственных народов Волшебной страны западноевропейских мифов и легенд, "переселившийся" в фэнтези -- эльфы. Они очень разные не только в волшебной фантастике ХХ и уже начала XXI в., но и в ее источниках -- мифах, легендах, сказках и преданиях.
   Статья посвящена, в основном, эльфам в фольклоре Британии и Ирландии -- ведь именно на основе сказаний Островов создавали "своих" эльфов и Толкиен, и другие авторы. Но не следует забывать, что первоначально эльфы (альвы) -- персонажи германо-скандинавской мифологии. В Британии и Ирландии их образы сильно изменились, под влиянием разнообразных фантастических существ кельтской фольклорной традиции. Это  привело к тому, что в легендах и сказках Британских островов эльфы выглядят по-разному: и как Древний народ, вытесненный людьми и холмы, на острова или на дно озер, и как злые демоны, которых можно отпугнуть крестным знамением, и как веселые крохотные (в палец величиной) человечки с прозрачными крылышками, и как существа в половину или треть человеческого роста, живущие в лесах и в горах. Часто отмечаются их волшебные способности -- неожиданно появляться или исчезать, изменять свой облик; эльфы могут помогать людям, даруя волшебные предметы и способности, полезные советы, избавляя от болезней, наделяя богатством. Но ярко описаны и злокозненные эльфы-демоны, враждебные людям как представители древнего, дохристианского мира. Они, к примеру, способны насмерть "затанцевать" человека, -- он не может остановиться, пока не смолкнет колдовская музыка; могут утащить смертного в свою страну (так, валлийские Тилвит Тег обожают похищать детей и девушек с золотыми волосами) -- особенной опасности подвергаются некрещеные младенцы. Эльфы от души веселятся, причиняя различные неприятности людям, -- для них это всего лишь "шалости", развлечения -- утащить корову в озеро, "помочь" человеку заблудиться в лесу и т.д.
   Во внешности эльфов нередко присутствуют нечеловеческие черты, отличающие их от людей -- исключительная красота (или, наоборот, уродство), заостренные крупные уши, раскосые глаза (иногда со звериными вертикальными зрачками), уже упоминавшаяся различная величина этих созданий и т.д.
   Откуда же такая разница в описаниях эльфов? Эти существа из германо-скандинавских мифов и легенд появляются на Островах во 2-й половине I-го тыс. до н.э. в ходе завоевания Британии германскими племенами (англы, саксы, юты) и последовавших позднее норманнских набегов на Ирландию. В те времена Острова были населены самыми разными персонажами кельтской мифологии. Поэтому постепенно понятие "эльфы" объединило многих непохожих друг на друга обитателей "Волшебной страны" Британии и Ирландии.
   Итак, начнем "историю эльфов" с самого начала -- с мрачного и величественного мира скандинавских мифов и саг. Прежде всего, само слово "эльфы" произошло от более древнего "альвы" (древнеисландское alfar). Так называли духов, обитавших повсюду в природе. Они делились на светлых и темных. Светлые альвы -- прекраснее солнца, темные же -- чернее смолы. Скандинавы верили, что корни мирового древа, ясеня Иггдрасиль, тянутся в Девять миров, среди которых были Альфхейм и Свартальфхейм -- миры альвов. Свартальфхейм -- обитель темных альвов, не выносящих дневного света и довольно злобных. Возможно, темные альвы и карлики-цверги -- одно и то же; недаром мудрый цверг, сватающийся к Труд, дочери бога Тора, носит имя Альвис. Тор целую ночь задавал Альвису вопросы об устройстве мира, о происшествиях с богами, великанами и цвергами. Тот ответил на все вопросы, но с рассветом превратился в камень, чего и добивался Тор. Искусники-цверги изготовили для богов прекрасные волшебные предметы, в том числе копье Одина и молот Тора; четыре карлика держали на своих плечах небесный свод с четырех сторон света. В позднейших скандинавских и немецких легендах и сказках цверги превратились в гномов -- хранителей подземных сокровищ. В эпосе о Нибелунгах упоминается о связях темных альвов с людьми. Так, о преданном вассале короля бургундов Гунтера Хагене ( в скандинавском варианте -- Хегни) говорится, что мать родила его от темного альва.
   Светлые альвы, обитатели Альфхейма, в скандинавских мифах -- духи природы (первоначально, возможно, и души умерших -- отсюда и позднейшее их название -- Древний Народ), которые по своим функциям близки к ванам -- богам плодородия и морской стихии. Так, мир ванов называют и Ванахеймом, и альфхеймом; боги в "Старшей Эдде" часто называются короткой формулой "асы и ваны", но встречается и "асы и альвы". У альвов есть свои князья (ярлы); таким князем назван, например, Велунд -- волшебник-кузнец. Люди захватили его в плен и заставили работать на себя, подрезав сухожилия под коленями, чтобы пленник не смог убежать. Но Велунд смастерил чудесные крылья и улетел, предварительно убив сыновей и изнасиловав дочь своего хозяина.
   Скорее всего, альвы выполняли различные функции. Они были духами природы -- земли и подземелий, воды, воздуха, лесов, полей, гор. Они имели отношение также к плодородию, ремеслам и колдовству; альвы если и не были бессмертны, то, во всяком случае, жили во много раз дольше людей. Они мудры, искусны в обработке металлов и драгоценных камней, обладают магической силой, которой наделяют свои изделия. При контактах с людьми альвы нередко злы, коварны и чрезвычайно мстительны, но могут и хорошо относиться к людям. В средневековой демонологии и алхимии альвы и цверги превратились в духов стихий(элементалей): гномов -- духов земли, ундин -- духов воды, сильфов -- духов воздуха, и эльфов, или саламандр -- духов огня. К альвам и цвергам восходят такие персонажи немецких сказок, как кобольды (горные духи), альрауны (человечки-"корешки") и другие.
   После завоевания части Британии (собственно Англии) германскими племенами (V-VI вв.), после норманнских набегов на Ирландию (VIII - IХ вв) и позднейшего английского вторжения на Зеленый остров (с XII в.) происходит постепенное взаимопроникновение, слияние различных элементов кельтских и англосаксонских мифов, легенд и сказок. "Волшебная страна" Британских островов была до этого населена самыми разными существами, порожденными буйной фантазией кельтов. С утверждением христианства в Британии и Ирландии (V-VI вв.) происходят своеобразные изменения в фольклоре. Боги кельтов становятся "ниже рангом", превращаясь в духов, демонов, а также легендарных королей, мудрецов и героев прошлого. Это нашло свое отражение и в ирландском эпосе, и в валлийском "Мабиногионе", в легендах о короле Артуре и сказках. Постепенно легенды о дохристианских божествах и духах, ставших обитателями "нижнего", подземного мира смешиваются со сказаниями об эльфах, гномах, троллях и других персонажах германо-скандинавского фольклора. Появляются легенды и сказки о Волшебной стране и самых разных существах, ее населяющих. В качестве основного населения этой страны чаще всего фигурируют эльфы (elves) или фейри (faerie).
   Довольно долго на Британских островах вполне серьезно верили в то, что "вытоптанные" кольца на лугах и полях -- круги фейри, водивших свои хороводы под звуки скрипок и волынок. В позднем средневековье их стали называть и ведьмиными кругами, оставшимися после шабашей, а внаши дни кое-кто считает эти загадочные круги следами посадок "летающих тарелок".
   В Ирландии эльфы-фейри зовутся дини-ши. Их образы восходят к легендарным сидам -- сверхъестественным существам, обитавшим в холмах (которые тоже назывались сидами). В их число вошли и боги ирландского пантеона, "Племена богини Дану" (Туата де Даннан), свергнутые в "нижний" мир с приходом христианства, и существа более низкого мифологического "ранга": духи природы (тех же холмов, рек, озер, лесов и т.д.), духи предков-героев древности, духи-оборотни -- паки, зачастую принимавшие облик различных животных.
              Согласно "Книге захватов Ирландии", в которой мифологические сюжеты представлены как история Зеленого острова, племена Богини Дану победили прежнюю волну завоевателей -- демонов-фоморов (судя по текстам -- старшее поколение богов), и, в свой черед, были побеждены "Сыновьями Миля" -- гойделами (гэлами, т.е. собственно, кельтским населением острова). Но побежденные боги сохранили власть над подземным, нижним миром; они поделили между собой холмы-сиды. У сидов осталась часть прежней магической силы -- пир Гоибниу, даровавший им бессмертие (во всяком случае, очень долгую жизнь), дымка Фет-Фиада, делавшая их невидимыми людям, котел Дагда, пища в котором никогда не кончалась, и другие волшебные предметы и способности.
              Граница между мирами сидов и людей была достаточно условной, особенно для обитателей холмов, которые могли появляться на поверхности земли, вступать в браки со смертными, совершать чудеса и подвиги. Люди также проникают в мир сидов, сражаются там, берут в жены женщин-сид. Особенно зыбкой, проницаемой граница между мирами становилась в ночь Самайн (Самхейн) -- под 1 ноября, -- в кельтский праздник окончания осенних работ и наступления зимы. Начиналось "темное" время года, время долгих и холодных ночей, в которые существа из потустороннего мира становились сильнее и могли принести ощутимый вред -- утащить человека в свою страну, напугать, угнать скот -- нередко из желания поразвлечься, "пошалить", присущего обитателям Волшебной страны.
   Наряду с "героическими фейри" -- сидами, которых в Уэльсе называют Тилвит Тег или Плант Рис Тувн (Плант Аннон -- "народ Аннона", потустороннего мира -- все же более общее название) в понятие "эльфы" включали и не столь грозных существ -- "малый народец", "зеленых человечков" -- многочисленных обитателей лесов, лугов, гор, водоемов, тех же холмов. К ним относятся лепреконы -- малютки-башмачники, которые чинят обувь эльфов, "пыхтуны" -- забавные толстячки с трубками, живущие в ирландских сказках вместе с "высокими" эльфами на дне озер, лесные карлики-дварфы, гоблины и другие забавные существа.
   Игры и "шалости" эльфов зачастую далеко не безобидны; нередко в легендах и сказках они предстают злыми демонами, враждебными людям, выполняют "бесовскую" роль. В английской сказке "Чайльд-Роланд" эльфы похищают принцессу, так как она обошла церковь против солнца, затем и оба ее брата, отправившихся на поиски, попадают в плен к королю эльфов, который повергает их в "сон, подобный смерти", и лишь третий брат, в точности выполнив указания волшебника Мерлина, освобождает их. Советы Мерлина сводятся к одному: не иметь ничего общего с обитателями мира эльфов, -- срубать там голову каждому встречному, ничего не есть и не пить в Темной башне -- жилище короля.
   Мир эльфов часто называют Страной вечной юности (и в сказках, и в кельтских иммрамах -- сказания о плаваниях на чудесные "Острова блаженных" на западе). Время в этом краю течет по-другому, не так, как в мире людей. Так, в шотландской сказке "Два скрипача из Стратспи" музыканты, игравшие на пиру у эльфов одну ночь, возвращаются в свой город через сто лет.
   В сказках и легендах говорится и о королеве эльфов, которая довольно неравнодушна к смертным мужчинам (например, в шотландских сказке "Там Лин" и легенде "Томас-Рифмач"). Представление о королеве Волшебной страны так же восходит к таинственным западным островам кельтских мифов, которые иногда называются "Страной женщин". В числе этих загадочных островов -- Остров Яблок (валлийское название -- Инис Аваллон, ирландское -- Эмайн Абла). Именно на Аваллон уносит смертельно раненого короля Артура его сестра фея Моргана, в образе которй легко можно различить черты сказочной королевы эльфов-фейри.
   Итак, мы уже подошли к тому, что образы эльфов, пришедшие на Британские острова из германо-скандинавской мифологии и сильно изменившиеся под влиянием кельтской фольклорно-мифологической традиции,  нашли свое отражение в литературе -- от созданного в средневековье артуровского цикла до фэнтези.
   Хотя и до Толкиена создавались произведения, созданные в жанре фэнтези, причем автроры неккоторых из них писали об эльфах без всяких прозрачных крылышек (лорд Дансени, Р.Киплинг) -- именно Толкиен обрисовал их ярко и убедительно, -- от языка и истории, законов и обычаев, до психологических отличий Дивного народа от людей. После Профессора многие авторы не могли не проникнуться... не то что обаянием -- уровнем реальности эльфов Арды. Отталкиваясь от квэнди Профессора, заостряя какие-то их черты, находя что-то иное в фольклоре и собственном воображении -- все равно влияние Толкиена на образы эльфов у М.Уэйс и Т.Хикмэна, А.Сапковского, Д.Дункана, Т.Брукса и у отечественных авторов -- Н.Перумова, В.Камши, Э.Раткевич очень даже заметно (как любит выражаться автор этой статьи -- "видно, откуда ушки растут").
   Но об этом -- во второй части статьи.
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Елена "Заклятая избранница"(Любовное фэнтези) В.С.Г. "Патол. Акт первый: Тень."(Уся (Wuxia)) В.Кретов "Легенда 2, Инферно"(ЛитРПГ) иван "Мир после: Начало"(ЛитРПГ) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-3. Сила"(ЛитРПГ) В.Чернованова "Невеста Стального принца - 2"(Любовное фэнтези) М.Малиновская "Девочка с развалин"(Постапокалипсис) В.Кретов "Легенда 3, Легион"(ЛитРПГ) А.Гончаров "Лучший из миров"(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"