Крейтор Лара: другие произведения.

Читательский отзыв на роман А.Галатенко "Адам в Аду"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Читательский отзыв на роман А. Галатенко "Адам в Аду".
  Мне очень не понравилось название. И по смыслу - уж больно пафосно, и по звучанию - какое-то громыхание булыжников в жестяном ведре.
  Соединяясь, эти два ощущения создали у меня неприятное пред-впечатление о романе: название настроило на то, что от прочтения я минимум не получу удовольствия и не испытаю интереса.
  Обмануло ли меня предчувствие? И да, и нет: удовольствия точно не было, чтение было неприятным, но не безынтересным.
  Автор отнесла своё произведение к жанру социально-философской фантастики.
  Так ли это? По-моему, нет.
  Описываемое общество ничем не отличается от существующего в настоящее время. На то, куда и как оно движется, предполагаемое открытие способа достижения бессмертия никакого влияния не оказало, как ничего из обычного набора потребительских приоритетов не изменил и объявленный за шесть лет до случившихся событий запрет на жизнь после смерти, или, по версии, изложенной в романе - на экстракцию нейрокристаллов.
  То, что общество в подобном виде всё, в конце концов, превращает в товар и оценивает в деньгах - не открытие. То, что человек в любом проявлении является либо субъектом, либо объектом в цепочке покупок-продаж - тоже не новость. Автор предлагает выход из этого круга? Нет. Она на примерах всех центральных персонажей показывает лишь то, что каждый своими благими намерениями вымостил себе персональную дорогу в персональный ад.
  Назвать же философией тот поток измененного сознания, который проецируется на читателя через Кривцова, конченного неудачника, социопата с комплексом бога и тяжелого наркомана... Знаете, это описывать надо в терминах более близких к медицине, чем к философии. И пробираться по сюжету, увязая в этой каше - удовольствие то ещё. Бред больного человека с гипертрофированным чувством собственной исключительности... Бррр.
  А вот если подобные откровения сократить на пару порядков, то выйдет очень неплохой фант-детектив. Причем, реализованный в стиле нуар. И именно в этих рамках вполне уместна и социально- психологическая составляющая.
  Правда, более-менее динамичным повествование становится где-то к десятой-одиннадцатой главе.
  До этого даже качество самого текста отличается. Складывается впечатление, что писалось все на протяжении длительного времени и с перерывами.
  На мой взгляд, безболезненно можно первые десять глав ужать до трех, сюжет ничего не потеряет.
  Еще мне кажется, что описание технологии производства нейрокристаллов следовало бы подать немного раньше. И определиться, что же всё-таки фиксируется: мозг, личность или душа? Потому как две трети истории говорится о мозге, две трети оставшегося текста - о личности, и только в самом конце вдруг оказывается, что в клетку кристалла ловят душу. ( Если вы прочитаете описание процесса этой "ловли души", то способ и вам может показаться... по меньшей мере, оригинальным)
  Ну, не может ведь быть между этими тремя понятиями знака равенства? Даже в фантастике.
  Не знаю, задумывалась ли автор над противопоставлением двух триад: Яворский-Стогов-Молодцов vs Разумовский-Родион-Левченко. Это противопоставление мне сразу бросилось в глаза.Политика-искусство-наука. В противоположных крайностях, в первую очередь - в отношении к придуманному виду бессмертия и всем сопутствующим проблемам, связанным с нейрокристаллами.
  На мой взгляд, первая тройка, хоть ей и уделено меньше места, получилась более правдоподобной. В мире "Адама..", как впрочем, и в реальности сегодня, они прочно занимают свои места, в отличие от Революционера, Художника и Ученого. Следуя логике развития событий, можно предполагать, для кого уготовано бессмертие, для кого оно вполне подходит даже в том ущербном и неестественном виде, который придумала А.Галатенко.
  И к тому же, тройка, которая должна бы символизировать привычные человеческие идеалы, -похоже, что преднамеренно, - подана в полностью обесчеловеченном виде: Революционер, Художник и Ученый - роботы, однотипные механические тела японского производства с работающими нейрокристаллами. Видимо, предполагалось, что личности должны будут проявить себя и, возможно, вызвать симпатию и сочувствие у читателей и без выражения через внешность, мимику, жесты - те проявления характера и опыта, которые накапливаются и находт отражение в физическом теле. К сожалению, у меня они вызвали только недоумение: революционер оказался маниакальным параноиком; ученый - недальновидным идеалистом, сильным "задним умом"; художник, которому автор уделила больше всего внимания, хоть и смог вырваться из сковывающих рамок посмертия, всё же не преодролел свою слабость и склонность идти на поводу у других, потому и последний его поступок выглядит, скорее, случайным и навязанным внешними обстоятельствами, чем осознанным, выстраданным и продуманным.
  Кстати, какой же путешественник в Ад может обойтись без провожатого? Здесь он тоже обнаруживается.
  В роли Вергилия в романе выступает некто Бладхаунд, ищейка. Ищейка - профессия и призвание, и даже, похоже, физиологически оправданные. Персонаж - сто процентов из нуара: сведения о нем отрывочные, описания внешности и характера размытые, не подробные, образ вроде бы ускользает - и вызывает тревогу. Но он хотя бы честен, и свои сомнения разрешает достойно, в отличие от остальных.
  Интересно, почему появился такой типаж: либо автор не любит собак, либо наоборот - совершенно разочаровалась в людях?
  В общем, тема извлечения мозгов из человеческого тела и помещения их в тела механические мне глубоко чужда. Ни к чему хорошему это не приводит, и писали об этом так много раз - и Херберт, и Карсак, и даже не так давно - Лукьяненко. Это - тупик, и разве интересно в который раз в него упираться, пусть и окрашивая попутно стены и заборы, обрамляющие этот тупик, в новый цвет?
  Может, и поэтому еще не понравилось.
  К тому же нуар в таком объеме - напрягает.
  ...Адамваду - как барабанная дробь перед казнью. Бессмертие - не заслужили. Человечество за все грехи со времён Адама казнить нельзя помиловать?
  По мне, так эта "награда" больше смахивает на "кару". Особенно для тех, кому интересно будущее, а не повторение пройденного, пусть и комфортного.
  Немного весёлого в завершение:
   Мы все -- сперматозоиды, вдруг подумалось ему. Бегущие к единственной яйцеклетке реальности. Не все, разумеется, достигнут цели. Но тот, кто пошустрее, задаст реальности вектор развития и определит ее будущие качества
  Свечение стало почти нестерпимым. Кривцов закрыл глаза, но видел свет сквозь веки. Так было даже лучше -- ничто не отвлекало от главного. Ради этого он работал, ради этого был терпеливым и нежным, это приносило высшее удовлетворение.
   Он кончил в звенящую, прозрачную белизну.
  (Это мне напомнило художника Слонова, эпатировавшего публику рисованием картин причинным местом. Герой таким же инструментом "улучшает" цвет кристалла подопытной, делает её совершенной, достойной бессмертия. ))
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) В.Коновалов "Чернокнижник-2. Паразит"(ЛитРПГ) А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Боевое фэнтези) М.Шмидт "Волшебство по дешёвке"(Антиутопия) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) В.Василенко "Статус D"(ЛитРПГ) М.Ртуть "Попала, или Муж под кроватью"(Любовное фэнтези) Н.Трой "Нейросеть"(Киберпанк) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Робский "Охотник: Новый мир"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"