Вся кулинария сродни волшебству, но выпечка - особое дело. Есть в процессе изготовления хлебобулочных и кондитерских изделий - простите за профсленг:)) - вполне определённые моменты, когда судьбу готового лакомства решают не качество ингредиентов, не строгое следование рецептуре и технологии, не марка и крутость миксера или конвекционной печи, а нематериальный флюид, который либо есть, либо - нет, но от него единственного зависит вкус и удовольствие, что запомнится надолго.
Моя бабушка называла этот незаменимый продукт "щирим серцем"(укр.).
Героиня рассказа Елены Лаевской в избытке обладает этим ценным ингредиентом, его у неё столько, что впору посчитать Кондитера - волшебницей.
Автор ни разу, кстати, не называет свою героиню так. Только - Кондитер, с большой буквы.Мастер, которых мало, для которого любимое дело - важнее всего.
Наверное, у каждого в жизни была встреча с таким Мастером, хоть раз.
Итак, вернёмся к "Рецепту свадебного торта".
Можно ли отнести этот рассказ к фантастике?
Так ли невероятно всё, о чём нам рассказала Елена?
Мне кажется, с этим рассказом не всё так просто.
Автор весьма искусно подала читателям вполне реалистичную историю, которую мы без малейшего сомнения восприняли как фантастику.Это очень похоже на то, как из вполне обычных продуктов, перечисленных в рецепте в самом начале рассказа, получается Настоящий Торт... ну, или то, что описано в паре абзацев ниже, если за дело берётся человек не столь талантливый.
Я перечитывала несколько раз - нет там фантастики. Есть чудная фантазия главной героини, вернее, автора в её лице.
Вот здесь описывается как Кондитер начинает работу над Тортом
"... Люблю работать в сумерках, когда в кондитерской никого не осталось и можно спокойно заняться делом. Мои помощники разошлись по домам. Забирать детей из садика, греметь кастрюльками на кухне, смотреть вечерние новости. Поправляю старый фартук в розочках, как пианист разминаю натруженные за день руки, проверяю, на месте ли все необходимое. Все должно быть так, как я люблю. И ничего не должно мешать.
Тихо. Только скрипят старые ворчливые половицы. Нудно напевая себе под нос, плетет прочную сеть на потолке голодный паук. Нежно сплетничают цветы герани в горшке на подоконнике. Надрывно всхлипывают водопроводные трубы. И иногда слышится звук флейты загрустившего домового.
... Зажигаю все светильники, чтобы было не очень одиноко, и приступаю к работе. Просеиваю муку, ставлю на холод яичные белки, мою клубнику. Отталкиваю ногой мышиного короля - не до тебя сейчас, потом повоюем. Тот, обиженный, удаляется точить саблю и канифолить усы. Забываю недовольного моим отсутствием кота Петьку. Забываю о боли в спине, о настырной изжоге, о протекшем потолке, о пустом доме, о другой жизни. "
А мне кажется, что не домовой играет на флейте, а в кондитерской звучит музыка Чайковского.:))
Мастер начинает творить - и мир вокруг преображается. Поскольку творится чудо для "детей" - то и преображение это сказочное.В стиле "Щелкунчика".
Кондитер привычно делает одно за другим, но мысли её текут сами по себе.
И не смотря на то, что и обстановка вокруг - самая способствующая созданию весеннего торта, и заказчики - симпатичные молодые ребята, мысли эти совсем невесёлые.
Чередование мыслей и воспоминаний героини и описания происходящего вокруг в это время напомнило мне рассказы Виктории Токаревой о любви.
В результате влияния этих непрошенных мыслей Торт получился не для девочки Дины и её жениха.
Слишком много вложила Кондитер себя и о себе.
Впрочем, ведь так делает каждый Мастер: выражая себя в своём творении, вкладывая всего себя - иначе разве сделанное будет оценено и по-настоящему нужно людям.
Для меня в рассказе Елены сплелись реализм любовной лирики Токаревой и сказочность "Шоколадной трилогии" Джоанн Харрис.
И героиня в моём представлении похожа на Виенн, но более зрелую и гораздо более одинокую.
Но то ли торт и вправду был волшебный, то ли любовь и свобода всё-таки нашли взаимоприемлемый компромисс...
Отступает одиночество.(с)
За занавеской горит свет.
Кондитера ждут дома кот Петька и мужчина, похожий на поседевшего Ру.
...
Знаете, а ведь это прекрасный рассказ для Рождества.:))
Можно было бы говорить о вторичности сюжета, о заимствованиях - прямых и не очень, но жанр-то, жанр - его не спрячешь, даже если прямо не укажешь.
Так что - вещь на любителя.
Из прошлого - на конкурсах нет любителей подобного, если только философия не укладывается в "понятные и приятные"рамки либо обыденного, либо давным-давно пройденного( не удержалась, эти прилагательные применительно к фантрассказу процитировала из подсмотренного в комментариях участников, простите).
А мне - нравится.
И нравится спокойно-ироничная манера изложения, характерная для Руслана Шабельника.
Я бы убрала из рассказа две вещи, без которых, по-моему, будет лучше: посвящение Янушу Анджею Зайделю, - не надо так прямо, кто его не читал, тот всё равно не узнает Арголанд, а кто читал, тот и так поймёт)), - и фразу про Свиную ферму.
А то уж детерминизм совсем в фатализм сваливается.:))
Впрочем, "мы все умрём" - это единственное, что известно точно.Пока, по крайней мере.
________________________
...тем больше нравятся собаки.
(Шабалдин К.А. Хиж-2016: Илион не был разрушен http://samlib.ru/s/shabaldin_k_a
/33.shtml)
Поставила "десятку".
Вот это - то, что я причислила бы к настоящей твёрдой фантастике, несмотря на отсутствие-присутствие пресловутых уже "погнятностей" и "приятностей".
(Извините меня, конечно, но перл о "настоящей фантастике, понятной и приятной" мне просто спать не даёт. Если бы мне, как автору, написавшему фантастику, сказали о моём рассказе вот такое - ну, я бы не знаю, как расстроилась и что бы о сказавшем и его литературном вкусе подумала)
Итак, вернёмся к конкурсному рассказу Константина Шабалдина.
Для меня тема игр со временем не оказалась в нём главной.
Судя по посвящению, и автором она задумывалась как некий фон для главного. А главное - отношение человека и брата его меньшого, которого волей своей из счастливого предразумного животного состояния человек начал возвышать до себя, разумного.
Но взявшись за такое дело, изменился ли сам человек и изменил ли своё отношение к тем, кого подверг генетической трансформации?
У Дэвида Брина есть трилогия о Возвышении, так там разные типы отношений между расами описаны.
Пример в "Илион не был разрушен" - про не самых лучших учителей.
Хотелось бы, чтобы концовка была открытой: чтобы оружие в руки хозяин взял для того, чтобы спасти пса.
Но - нет, пса он убьёт. Чтобы спасти не свою жизнь, а своё реноме... и свой кошелёк.
Эта тема показалась мне главной, только в рассказе она не единственная.
Так всё-таки есть вещи, которые нельзя трогать или в бесконечном стремлении к новым горизонтам запретов не существует?
Причины и следствия...Прямые, косвенные связи между ними можно ли отследить достоверно и предугадать как и когда отзовётся каждая раздавленная бабочка, да и в ней ли на самом деле всё было?
Изменения Мира Саймака после хрономанипуляций Дружка - почему они произошли именно в таком плане? Виноват ли Одиссей Лаэртид, всё-таки согласившийся принять участие в Троянском походе, или все корни этих изменений существовали в обществе и до несанкционированного путешествия во времени?
Сомнение - не тот ли это признак, который на ряду с умением смеяться над собой отличает человека от животного... и настоящего ученого - от бизнесмена от науки?
...
А версия причины хромоты Одиссея повеселила.
Хоть рассказ в общем и оставил грустное впечатление.
_________________________________________
Игра - не шутка.
(Механник Ганн, "Ludus")
Есть вещи, которые интересны в плане" как оно сделано и почему работает".
Или если чисто по-женски сравнивать с показом мод - "вот классная, офигетькакаякрасивая вещь,нравится очень, но ни покупать, ни одеваться в такое не буду".
Вот и этот рассказ: очень занимательно, но мой интерес - он холодный, что ли.Всё предельно понятно,красиво, чётко... только, имхо, слишком уж "расжёвано", словно автор беспокоился, что недопоймут читатели-то, надо им подоступнее, все точечки над i, все намёки попрозрачнее .
Ну, да ладно, давайте ближе к тексту.
Начну с названия.( В принципе, в этом рассказе название - главное, имхо:))
Зачастую критики, как это замечено уже по другим конкурсам, не слишком жалуют названия, написанные латиницей, да еслиещё перевод искать...:((
Что касается рассказа "Ludus", то здесь, по-моему, такое название весьма к месту.
И если многозначность этого слова сопоставить с текстом рассказа, то станет понятно - почему?
Итак, что есть ludus?
Очевидно - публичная Игра.
По сюжету, в данное время в данном месте проходят некие Игры, сопровождаемые приличествующими ярмарочными торжищами, древнеримским уличным фаст-фудом, гладиаторскими боями, жертвоприношениями богам и, - от богов, видимо, в благодарность за обильные жертвы, - неким чудом, имеющим денежный эквивалент для любого праздного наблюдателя.
Ludus, к тому же, - шутка насмешка.
Судя по результату очередного ритуального потрошения акул, боги насмехаются над жителями городка: "чудо" аппетитам любителей дармовщины уже не соответствует.
И тут мы имеем третье значение слова "ludus": выражение "per ludum" вполне соответствует русскому "без труда, на халяву".
Но и это ещё не всё.
Ludus - это игра вообще.
Игра, которая постепенно и незаметно затягивает, порабощает играющего. Манит призрачной надеждой не просто поймать удачу за хвост, но и надеть на неё ошейник с поводком.
Помните - "тройка, семёрка, туз"?
Такой "поводок" в виде некоей волшебной формулы ищет и один из героев рассказа.
И, как ему кажется, находит; впрочем, наверное он в своей находке не ошибся - ставка в игре в конечном итоге равна жизни.
Вы думаете, это - всё, что можно выжать из слова ludus?:)))
Нет, ибо ludus - ещё и сатира.
В конце рассказа недвусмысленно показано, какой итог ожидает тех, кто пичкает народ дармовыми "хлебом и зрелищами".
А для меня в этом рассказе был зашифрован ещё один смысл слова: ludus - это школа, начальная школа для гладиаторов, для фехтовальщиков. Не стоит новичку пытаться играть с мастером, не стоит искушать его, взрыв Везувия - всего лишь один из тьмы финтов этого виртуоза настоящей игры.
... и если жизнь можно сравнить с Ludus Magnus, то тому кто хочет играть и выигрывать, стоит уповать не на волшебные формулы, а только на свой пот и свою кровь.