Элефантов Вадим Гондоныч : другие произведения.

Андрогинность в контексте развития живой материи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Значительную часть своего исторического пути биологический мир проделал, и, надо сказать, весьма успешно, не зная деления на полы. Да и сейчас подавляющее большинство живущих на Земле составляют бесполые существа, в первую очередь это самые распространенные на Земле живые существа - простейшие организмы. Но возможности размножения без участия самца (партеногенеза) выявлены у представители многих видов животных - от насекомых до рептилий. Партеногенез был вызван искусственно даже у некоторых млекопитающих - кроликов и макак. Осталось малое - эксперименты с человеком. Ученые грозятся в ближайшие годы "упразднить" участие мужчин в самом главном деле их жизни - процессе зачатия ребенка. Правда в естественных условиях это большая редкость - в истории медицины известны всего 16 случаев подобного "непорочного зачатия" у женщин. Наконец благодаря успехам современной генетики стало возможно выращивание "в пробирке" - начиная со знаменитой овечки Долли в конце 20 века до успешного клонирования служебных собак в Китае в наши дни.
   В статичных внешних условиях и при повышенной выносливости популяции женских особей ряда животных способны существовать вполне успешно. А если допустить, что среда обитания не изменяется вообще: не изменялась раньше и никогда не будет изменяться в дальнейшем - в таких условиях нет никакой необходимости в самцах. Но возникает новая проблема: ведь и жизни при этом тоже нет! Жизнь не может быть "неразвитием"... Половое размножение сделало мир живых существ исключительно чувствительным, дала ему возможность быстро продвигаясь вперёд, оперативно реагировать на малейшие изменения среды и, что особенно важно, позволила обходиться без сколько-нибудь существенных затрат "живого материала". Таким образом половое размножение явило собой более эффективный инструмент эволюции, борьбы за существование. По сравнению с абсолютно слепым, "растратным" и некомбинационным бесполым способом размножения - выигрыш огромный.
   Среди ученых распространилось мнение о том, что социальное разделение на полы(гендерность) тормозит интеллектуальный и духовный прогресс человечества. А самое главное - становится неактуальным. Человечество благодаря успехам наномедицины, генетическим экспериментам и киборгизации подошло к возможности физического бессмертия. Плюс еще развитие цифровых технологий - специалисты утверждают, что полное слияние компьютера и человеческого мозга - вопрос времени, всего пары десятилетий, запущены и финансируются специальные программы. Человеческий разум "отсканированного" мозга будут полностью оцифрован - и это тоже вариант бессмертия.
   Биологическая среда обитания исчезает - уже сегодня человек достаточно могущественен, чтобы создавать искусственную, удобную для самого себя среду обитания, управлять внешними факторами.
   Природа не терпит излишеств - таков один из её фундаментальных законов. Полы отомрут за ненадобностью в условиях фактического бессмертия, на пороге которого находится современная медицина. К тому же не будем забывать, что всякое явление, имея начало, должно иметь и конец. Отмирание полов в известном смысле и начало есть "прозрение" материи, формирования подлинно разумной жизниВопрос только времени - специалисты называют срок от нескольких десятилетий до двух-трех столетий.
   Ведь разделение на полы хотя и представляет собой довольно совершенное средство поиска оптимума, при всём при том является "слепым" средством стихийного поиска. Ему на смену в лице разумных, постчеловеческих существ приходит "зрячий", рациональный поиск оптимума, базирующийся на науке и предвидении. Логический метод заменяет биологический. Налицо новый виток эволюции. Вместо биологической эволюции наступает эпоха разума, сознания. И человек является переходным моментом, мостиком от животного мира к подлинно разумному существу, постчеловеку. На этих идеях основано одно из важнейших направлений трансгуманистической философии - постгендеризм. Согласно представлениям постгендеристов, половое разделение ролей и возникающие на основе этого отношения в обществе стали значительным тормозом прогресса нашей цивилизации.
   Хочу отметить, что идеи постгендеристов не так уж новы: еще великий Лев Толстой пришел к выводу, что половая страсть является главной преградой духовного развития человечества. Вполне логично формирование уже сейчас психологических предпосылок будущей бесполости постлюдей, синтеза мужских и женских качеств - андрогинности. Социальные роли мужчины и женщины (гендерность) уже сейчас очевидно размываются - все мы видим, как женщины в современном мире успешно осваивают мужские профессии и роли, а мужчины феминизируются. Важный момент и то, что современные женщины в развитых стали гораздо меньше рожать и не настолько закабалены домашним трудом как раньше - у них появилась возможность и ресурсы все больше конкурировать с мужчинами.
   Доказана связь между женской грамотностью и деторождением. Распространение тех же самых смартфонов - без всяких шуток! - реально действенный метод борьбы с перенаселением планеты. Ученые прогнозируют, что на 10 млрд. закончится массовый прирост населения. А прокормить на нынешнем уровне развития производственных сил человечества Земля способна не более 10 млрд. человек. Совпадение? Или повод для размышления?..
   Диалектическая спираль развития живой материи совершила еще один виток. Один из законов диалектики - отрицание отрицания. Здесь мы наблюдаем его в действии. На первоначальном этапе существования живых существ размножение было бесполым и примитивным - простым делением; его сменило более прогрессивное половое, как более гибкое в изменчивых условиях окружающей среды и неизбежное для все более усложняющихся в процессе эволюции живых существ. Смерть, как проявление сменяемости поколений была частью эволюционного прогресса, борьбы за выживание. Для подлинно разумных же существ, способных господствующих над окружающей средой, раздельнополость становится пройденным этапом - вместо стихийного и затратного поиска оптимума приходит бессмертие и рациональность.
   Применительно к реалиям сегодняшнего дня, в преддверии глобальных изменений человека - как его организма, так и психической сущности, на повестку дня выходит синтез внутренних мужских и женских начал - психологическая андрогинность (древнегреческие слова "андр" - мужчина и "гине" - женщина).
   Для начала вспомним собственно легенду об андрогинах...
  В 416 году до н.э. на "симпозионе", что в переводе с греческого означает пир, происходит диспут между философами, и в результате этого, рождается известный диалог Платона "Пир". Это своего рода гимн богу любви Эроту, и философское объяснение такой разной в своих проявлениях природы человеческой любви.
  Согласно Платону андрогинность - это и есть истинная природа человека. Человек должен мучительно искать свою утраченную половинку, ведь только она сможет сделать его счастливым в соответствии его изначальной природы, былой целостности. Андрогины по Платону - далекие пращуры людей. Она обладали выдающимися способностями, силой и красотой. Андрогины гордо воспротивились власти богов и были наказаны Зевсом - разрезаны пополам молниями, рассеяны по всему свету. Зевс вообще был суров в наказаниях, а вот Аполлон, эстет и ценитель красоты, сгладил их складки, придав им вполне человеческий вид. Но несчастные андрогины, в любовной тоске по своему единству, устремлялись к друг другу и умирали, так как ничего не могли и не хотели делать раздельно, ни есть, ни любить, ни жить. И вот, с тех пор люди бесконечно пытаются найти свою вторую половинку...
  Кроме того, в религиозной мифологии многих народов упоминается, что первый человек был создан андрогином, и лишь затем был разделён на мужчину и женщину. Такова каббалистическая трактовка первых глав библейской Книги Бытия: вначале Бог сотворил человека "мужчиной и женщиной", то есть андрогином, а затем разделил его на двух разнополых существ, сотворив женщину из ребра мужчины.
   Платон был прав, считая андрогинность истинной, глубинной природой человека. В этом плане следует рассмотреть взгляды Юнга и его последователей (юнгианский психоанализ). Один из главных идей Юнга: человеческая психика андрогинна по своей природе, изначально в нас присутствуют формы и мужского, и женского начала. Но под влиянием воспитания, культурных и семейных норм одна часть сущности отодвигается на задний план, в область бессознательного, и первоначальный андрогин становится "мужчиной" или "женщиной". Юнг ввел понятия (психические архетипы): Анима - бессознательная женская сторона личности мужчины и Анимус - соответственно бессознательная мужская сторона личности женщины. Ребенок до трех лет андрогинен, он не боится проявлять маскулинные (masculinus - мужской) и фемининные (от лат. femininus - женский) черты поведения. Становясь старше, индивид проходит через целый ряд этапов непростых и противоречивых отношений к своему внутреннему архетипу - соответственно Анимусу для женщины и Аниме для мужчины. Лишь около сорока лет индивид приходит к примирению со своей "противоположной" бессознательной стороной. Но если эти стороны личности остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности. Вообще, Юнг считал, что главное в жизни человека - психическая самореализация, только она ведет к гармонии и целостности.
  Каждый из нас, независимо от биологического пола несет в себе и мужское, и женское начало - маскулинность и феминность соответственно. Поэтому и существует в науке понятие не только биологического пола, данного нам от природы, но и психологического. Психологический пол - то, как в первую очередь ощущает сам себя индивид, причем психологический пол может вовсе не совпадать с биологическим.
  Составим список психологических черт, свойственных соответственно мужскому и женскому полу.
   1) Обозначим типичные мужские черты. К ним традиционно относятся такие, как независимость, доминантность, агрессивность, самостоятельность, уверенность в себе, активность, смелость, готовность к риску, стремление к лидерству и успешности, креативность, приоритет силы, быстрая реакция на ситуацию, способности сдерживать чувства и проникать в сущность явлений, установка на то, что любовь окружающих нужно добиться. Для мужчины характерно стремление утвердиться в жизни и быть довольным собой путем материальной и духовной деятельности, для него характерно большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области социальных достижений.
   2) К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, скромность, теплота, нежность, сердечность, преданность, доверчивость, способность к сочувствию, утешению и сопереживанию, общительность, внимание к детям и животным, пассивность, покладистость, стремление помогать и опекать, обидчивость, сентиментальность, наивность, кокетство и др. Женщина стремится реализовать себя через брак, сексуальность и детей, стремится быть привлекательными вообще и соответствовать стандартам женской красоты. Женщины испытывают потребность влиять на людей при помощи материнской ласки и любви, имеют установку на то, что симпатия к ним со стороны окружающих должна носить безусловный характер. В социальном плане женщины меньше касаются половых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.
  Для мужчины всегда важна социальная адаптированность, женщина более занята внутренними переживаниями, которые также сопровождают ее всю жизнь.
  Сандра Бем в 1974 году создала типологию из четырех психологических типов в рамках одного пола. Сейчас эта она используется в психологии при характеристике типов личности мужчины и женщины. 1) Маскулинный - доминируют мужские черты; 2) Феминный - доминируют женские черты; 3) Недифференцированный - слабовыраженные и мужские, и женские черты; 4) Андрогинный - и мужские, и женские черты выражены сильно.
   Итак, андрогинность. В настоящее время стереотипы мужественности (маскулинности) и женственности (феминности) становятся менее полярными и однозначными. Сейчас на смену половой поляризации пришла идея психологической андрогинности, как сочетания в одном человеке в независимости от его биологического пола традиционно женственных и мужских качеств.
  В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или феминности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и феминного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и феминных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. Андрогинам характерна гибкость поведения, способностью к общению и групповому взаимодействию. В ряде научных исследований было показано, что андрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности. Также последние исследование показали, что мужчины и женщины андрогинного типа имеют наибольшие способности к эмоциональному контакту, пониманию проблем других, к самораскрытию. Таким образом андрогинный тип личности оказался наиболее гармоничен и перспективен.
   З.Ы. Хочу отметить, что данная работа является лишь частью другой, над которой я сейчас работаю. В данной статье я рассмотрел прошлое (животный мир) и настоящее (человеческую эпоху). На очереди рассмотрение самого сложного этапа - будущего постчеловеческой цивилизации, когда андрогинность станет не психологическим явлением, а физиологическим. Да-да, платоновские андрогины не прошлое, а будущее.
   Разумеется, предвидение - очень трудная и неблагодарная, зыбкая вещь. Но я попытаюсь...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"