Крюк Вадим Константинович :
другие произведения.
Как преодолеть страх
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Крюк Вадим Константинович
(
k87vadim@mail.ru
)
Размещен: 08/06/2015, изменен: 08/06/2015. 40k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Как преодолеть страх
Вадим Крюк
Механизм возникновения страха играет важ-
ную роль в выживании высших существ. Он выработался в
процессе эволюции. Страх является одной из первичных реак-
ций на то, что угрожает жизни, наряду с гневом. И все мы на
инстинктивном уровне подвержены страхам, как и другим эмо-
циям. Целью психических механизмов является сохранение
жизни, а в облегченном варианте - психического равновесия,
так как психика позволяет выживать. Но в современном мире
страхи уже не так эффективны в выживании, и их полезность
уже не так велика. Сам механизм этой психической реакции
накладывает отпечаток на то многообразие отношений с совре-
менным миром, в результате чего тот, кто не научился владеть
своими эмоциями, становится менее эффективным членом со-
временного общества. Эти индивиды позволяют страху быть
причиной своего бездействия. В результате они сохраняют
иллюзию комфортного и спокойного мира, пребывая в пси-
хическом равновесии.
В рамках существующего социума страхи и сомнения воз-
никают по большей части из-за несоответствия наших убеж-
дений и внешнего мира. Это влияет на уровень самооценки.
И человек возводит воображаемые препятствия на пути к до-
стижению цели, таким образом сдерживая себя от совершения
активных действий, благодаря которым возможна реализация
личности. И далее человек начинает оправдывать свою несо-
стоятельность фразами, которые еще больше поддерживают
в нем неуверенность. Наполеон Хилл писал: "Страх не более
чем состояние разума". И оно не совсем верно! Я бы сказал,
что то состояние разума, которое у нас создано в процессе вос-
питания в обществе, позволяет одним легко трансформировать
страхи, а другим идти у них на поводу. Ведь страх испытывают
все высшие и не совсем высшие живые организмы. Страх -
это реакция, которая может быть сильнее или слабее, или же
трансформируется в нечто другое в зависимости от взглядов,
убеждений, представлений, ожиданий. У каждого из нас суще-
ствует определенная оценка себя самого, которая в большинстве
случаев сформирована окружением. Особенно мы подвержены
влиянию в детстве. Когда говорят, что ребенок "унаследовал
характер от родителя", с этим можно отчасти не согласиться.
Он унаследовал определенные задатки, которые сами по себе
могут проявиться или не проявиться в зависимости от усло-
вий воспитания. В большинстве случаев ребенок приучается к
определенного рода поведению. С помощью советов, доводов, на-
ставлений и прямого психического программирования близкие
дают нам представление о том, что от нас ожидается. Зачастую
родители прививают детям свой негативный жизненный опыт,
сами того не сознавая. Как правило, такое воспитание скла-
дывается из множества запретов. Это во многом ограничивает
представления личности о возможном и невозможном. Очень
многие в процессе воспитания слышат фразы: "Выше головы не
прыгнешь; не старайся казаться тем, кем не являешься" и про-
чее. И постепенно формируются подсознательные препятствия
и блоки в отношении взглядов на жизнь и личных возможно-
стей. Начинает формироваться убеждение, что успех для более
удачливых, богатых, талантливых. В результате выгравировы-
вается определенный уровень самооценки, в основе которого
лежат индивидуальные убеждения, ожидания, представления,
являющиеся фундаментом миросозерцания, парадигмы. Она
составляет основу всех понятий, которые уже сформированы.
А так как все предметы и ситуации познаются через их поня-
тие, то иного, кроме уже сформированного, не познать до той
поры, пока не будут изменены сами понятия. Таким образом,
во что верим, то и видим! Если уровень самооценки у человека
завышен (необходимо, чтобы вслед за этим уровнем шло стрем-
ление улучшать себя), то он будет оценивать свою личностную
стоимость выше, а значит, будет возникать стремление соот-
ветствовать ожиданиям. И в результате человек будет отвер-
гать все, кроме категории "лучшее", и он действительно будет
таковое получать. Ежели самооценка занижена, это приводит
к ментальным ограничениям. Человек будет выбирать работу с
меньшим окладом, людей с малыми амбициями и все "второго
сорта". Ожидания меньшего будут подтверждены. Человек в
этом случае не стремится развиваться, так как считает, что это
незачем. Такие люди закрываются для всего нового. Их мен-
тальное зрение постепенно сужается до точки. И они все больше
уподобляются тому образу, который сложился у них о себе и
перспективах на жизнь. Они все больше начинают бояться, но
страх этот возникает из-за невежества. Вот что писал Эммерсон:
"Страх всегда проистекает из невежества". И люди которые
опускаются до того, что принимают убеждение, будто они ни на
что не способны, кроме того, чем занимаются. Именно то, что
мы рассматриваем как возможное и невозможное, в значитель-
ной степени будет определять предел способностей человека.
То есть, допустим, если вы придерживаетесь убеждения, что
вы слишком стары, недостаточно умны, чересчур слабы, не-
достаточно образованны, "всего лишь женщина", "мне всегда
не везет" и прочих, - то это определит весь ваш дальнейший
образ действий и восприятий реакций людей. Вы все проис-
ходящее будете неосознанно подстраивать под это ожидание.
И затем вы действительно станете тем, кем считали себя. Вы
приобретете такую манеру поведения, разговора, держаться,
которая будет соответствовать образу неуверенного человека.
Справедливо и обратное: если достаточно долго твердить себе
обратное тому, что перечислено выше, то рано или поздно вы
станете тем, о чем утверждали себе! Фундаментом неуверенно-
сти является убежденность, порождающая страх в отношении
некоторых вещей и событий. Эта убежденность ограничивает
сознание и удерживает человека от достижения поставленной
цели, а порой и вообще от постановки цели. Как сказал Билл
Гейтс: "Вы блокируете свои мечты, когда позволяете своим
страхам вырастать больше, чем ваша вера". Именно возникшая
эмоция страха, через которую человек начинает смотреть на
то, в отношении чего существуют предубеждения, влияет на
сознание, в результате чего начинают еще более искажаться
реально существующие события и многие ложные суждения
принимаются за истинные. Страх и предубеждения являются
причиной, по которой многие устанавливают мнимые препят-
ствия и формулируют кажущиеся убедительными причины.
Результатом является ощущение собственной вины, неполно-
ценности и беспомощности. Страх не дает двигаться вперед,
убеждая в том, что мы не способны добиться более серьезных
результатов. У меня в жизни была ситуация, когда один мой
друг лет пять назад жаловался мне на жизнь, на то, что у него
совершенно ничего толкового не выходит в жизни и выхода
никакого нет. Он сказал, что у него нет перспектив. Я выслу-
шал его. Попытался успокоить. Привел массу доводов, опро-
вергающих его позицию. Но он не хотел и слушать. Тогда я
посоветовал ему пойти учиться заочно в университет. На это
он ответил: "К тому времени, как я закончу учиться, мне уже
будет тридцать четыре года. Ну уж нет. Учиться мне поздно".
И это он говорил при том условии, что у него не было ни семьи, ни кого-то другого, кто мог помешать ему учиться. Он даже не
задумался, что тридцать четыре ему в любом случае будет - с
образованием или без него, ведь время идет. И вот ему уже
почти тридцать пять лет, и он по-прежнему в отчаянье, беден, одинок и бесперспективен, а также без образования, которое
могло хоть немного приоткрыть для него двери жизни. Хотя
двери жизни приоткрывает не образование, а сам человек, из-
меняя убеждения, но это образование могло, по крайней мере,
повысить его самооценку, и, возможно, тогда он мог бы начать