Крон Арвид Карлович : другие произведения.

Почему необходим (был) Бог?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Трудам, где материалистически объясняется феномен религии, несть числа. Общим лейтмотивом этих объяснений являются с одной стороны, польза, которую приносит обществу религия, с другой стороны, психологическое удовлетворение, которая она дает отдельной личности. Но каждый согласится, что на худой конец можно было бы обойтись и без того, и другого. Тем не менее обществ без религии не существует и видимо не существовало. Ниже я излагаю гипотезу, что на определенном этапе эволюции человек неизбежно должен был пройти сквозь религию.


(размышления материалиста)

   Трудам, где материалистически объясняется феномен религии, несть числа. Общим лейтмотивом этих объяснений являются с одной стороны, польза, которую приносит обществу религия, с другой стороны, психологическое удовлетворение, которая она дает отдельной личности. Но каждый согласится, что на худой конец можно было бы обойтись и без того, и другого. Тем не менее обществ без религии не существует и видимо не существовало. Ниже я излагаю гипотезу, что на определенном этапе эволюции человек неизбежно должен был пройти через религию.
   Как на самом деле возникала религия, теперь уже никто не узнает. Последние первобытные племена, не тронутые цивилизацией, исчезают с лица земли, если уже не исчезли окончательно. Но даже и то, что о них известно трудами многочисленных этнографов, мало что дает на тему о возникновении: у всех у них религия уже существовала и, судя по всему, с незапамятных времен. Кое-кто может возразить: а как же знаменитый "культ карго", возникший где-то в середине прошлого столения и с удивительной скоростью распространившийся по Меланезии и Полинезии? (Суть культа в том, что туземцы принялись обожествлять самолеты, доставлявшие белым всякие полезные и диковинные предметы. Задача состояла в том, чтобы переманить эти божества на свою сторону, чтоб они приземлялись у туземцев, а не у белых). Но это же совсем другое: это о том, как возникает и распространяется новый вариант религии. Ведь он возникает среди населения, уже крепко веруюшего в существование духов, божеств, но это ничего не говорит о том, как возникла когда-то сама идея невидимых, но всемогщих существ, духов? Я попробую довольно произвольным образом реконструировать этот процесс. Я и сам-то не очень верю, что именно так оно и шло, но полагаю, что оно могло так идти. В любом случае это позволит войти в курс дела, поставить задачу, определить , как теперь модно выражаться, "парадигму" механизма возникновения религии
   Первые люди были собирателями-охотниками, поэтому логично предположить, что первыми рассказами по мере того, как у них развивалась речь, были рассказы о самом важном - о том, как добыть пищу. Подобно тому, как пчела, которая нашла новое цветущее дерево, по возвращении первым делом исполняет особый танец, по которому остальной улей узнает о счастливой находке, так и вернувшийся на стоянку человек первым делом должен был рассказать, где и как он собрал плоды, насекомых или добыл дичь. Вероятно, особенно удачные и поучительные случаи запоминались и потом неоднократно повторялись не только самим добытчиком, но и другими членами группы. Со временем рассказ мог обогащаться поучительными примерами, заимствованными из других реальных историй, и так постепенно зарождалась легенда. То есть первые легенды вероятно были фактически просто набором технических правил и наглядных примеров, как добывать пищу. Эти истории служили для того, чтоб наставлять молодежь, напоминать менее способным членам группы, как следует добывать пищу, а также для всеобщего разлечения и времяпровождения. Никаких божеств на этом этапе в легенде еще не присутствовало, правда, там мог повторяться образ выдающегося предка (прототип будущего божества), который все делал правильно и поэтому всегда был сыт, и стало быть суть Учитель, которому надлежит подражать. Но это все еще был просто человек.
   Дальше на эволюцию легенды должны были влиять по меньшей мере два фактора. Во-первых, как обезьяны, так и люди относятся к самым любопытным животным на земле. То-есть мы очень охочи до новой информации. Антрополог Филипп Дескола, проведший три года среди индейцев Южной Америки, очень живо описывает с какой жадностью те набрасываются на новости о соседних группах, приносимые каким-нибудь путником, с такой же жадностью, как мы набрасывается на сплетни или газеты, особенное если долгое время были лишены и того, и другого. Потому что в своей глуши первобытные тоже страдают от недостатка информации, недостатка событий. Хорошие рассказчики там ценятся. Поэтому, вероятно, легенда, кроме утилитарных сведений, начинала обогащаться вымышленными занимательными или впечатляющими событиями. Кстати так вероятно и возникало искусство: чтобы удержать внимание слушателей рассказчик старался сделать легенду красивой, так возникала литература, а если он при этом еще и имитировал действующих лиц - то так возникал и театр.
   Вторым фактором было постепенное усложнение социальной жизни, и легенда обогащалась описанием разных случаев из социальной жизни, причем тоже в поучительных целях. И тут начинается самое интересное.
   Постепенно начинало выясняться, что характер легенды не безразличен для судьбы племени: если легенда содержит определенные характерные элементы, то племя выживает, если она их не содержит, то племя гибнет, исчезает. Я поясню это на одном конкретном примере - проблеме инцеста. Почему инцест ведет к вырождение - люди узнали только недавно благодаря успехам генетики. Первобытный не мог этого знать, не мог даже подозревать, потому что для того чтобы наблюдать плоды вырождения, нужно несколько поколений: один человек не мог этого наблюдать и стало быть не мог установить причинно-следственную связи. Но в легендах могло случайным образом встретиться описание инцеста, причем в легендах одних племен дело кончалось хорошо, а в легендах других все кончалось очень плохо. И чем хуже, чем ужаснее кончалось все это дело в легенде, тем лучше были шансы на выживание у соответствующего племени. Так в сознании племени каленым железом выжигались правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать, потому что нарушение ассоциировалось с жестокой карой. И для наглядности это была не какая-то абстрактная непонятная кара, а кара, наносимая каким-то легендарным предком, возведенным в ранг духа, божества. А что духи предков существуют - это несомненно: их же видишь во сне.
   Вот что любопытно: табу инцеста, за нарушение которого следует кара духов, существует у всех первобытных племен, но что считать инцестом - на это у разных племен существуют самые разнообразные и причудливые правила. У этих правил есть одно общее: они действительно запрещают браки-инцест в нашем понимании, но одновременно они очень часто запрещают браки между парами, которые никакими единокровными родственниками не являются. То есть видно, что эволюция была слепа, она не знала, что есть истинный инцест, она просто отбирала те случайные правила, те случайные религии-мифы, которые запрещали истинный смертельно опасный инцест, но естественно что при таком неточном случайном отборе в запрет попадало множество совершенно невинных безвредных браков. Это обстоятельство служит косвенным подтвержением выдвинутой выше гипотезы: религиозный миф действительно является продуктом случайного эволюционного отбора.
   Можно выразиться и так: это не человек выдумал религию - человек не мог бы изобрести нечто столь сложное и неожиданное. Это эволюция, естественный отбор изобрели религию, систематически выбирая из случайных человеческих выдумок-легенд, именно те, которые во все в большей и большей степени подразумевали существование всесильных действующих за сценой судей-надсмотрщиков за соблюдением Правил. Эти непререкаемые Правила с большой буквы и есть по сути религия. На самом деле у их устрашающей мистической силы есть весьма реальная основа: их нарушение, их забвение означает дезорганизацию, хаос, ужас, смерть, исчезновение племени.
   Пример практического употребления религии. Для предотвращения кражи туземец может наложить на свою вещь заклятие и оповестить об этом окружающих особой меткой. Тогда потенциальный вор трижды подумает, прежде чем украсть, потому что духи неизбежно накажут нарушителя заклятья. Немаловажный фактор, для поддержания правопорядка, особенно если вспомнить, что в наше время, когда граждане попрекают правительство ростом преступности, то оно огрызается, что вся равно невозможно поставить полицейского за каждым гражданином. Но вот первобытным, как мы видим, удавалось поставить невидимого полицейского за спиной каждого.
   Еще пример. У первобытного племени на его территории обычно имеются священные места. Например, из такой-то дыры в земле когда-то вышло это племя. Туда кладутся приношения духам. Ясно, что это служит доказательством права на эту территорию перед соседними племенами. Тут религия - это своего рода первобытный кадастр. Если племя уступит это место, тогда духи племени жестоко накажут его, поэтому соседи знают, что племя  будет упорно отстаивать эту территорию. (Кто сомневается в действенности подобных мер, может обратить свой взор на Палестину, где два современных народа отчаянно дерутся за территорию, причем их борьба ожесточается и становится окончательно неразрешимой тем, что святые места обоих народов находятся на этой земле). Допустим, что более сильные соседи все же вытеснили наше племя с его территории. Ну и что ж - через некоторое время выяснится, что это какие-то второстепенные предки какого-то второсортного клана вылезли из той дыры, а настоящие главные предки спустились вон с того утеса на новой территории. И миф приспособлен к реальности, и жизнь продолжается.
   Несколько общих соображений в заключение. Итак, человечество, как и все стадные животные, не может существовать без определенных правил социального поведения. В стаде животных правила жестко запрограммированы в виде инстинктов. Например, инстинкт иерархии. Если бы его не было, то, например, стадо коров не могло бы даже выйти из загона, потому что все полезли бы разом в ворота и застряли бы там. На самом деле в стаде существует строгая иерархия, где каждая корова знает свое место, поэтому первой выходит всегда самая главная корова, которая именуется этологами альфой, за ней бета, а последней выходит самая пропащая - омега.
   Человек тоже использует инстинкты, например инстинкт иерархии присущь и ему, но запрограммировать всю сложнейшую социальную жизнь человека с помощью инстинктов, было бы вполне безнадежным делом. Как же тогда быть с Правилами? Содержание этих правил вырабатывает эволюция, это не наша сейчас забота. Но вот как запомнить и закрепить эти правила в социуме и как обеспечить их соблюдение? В рельности у человека наблюдаются три способа: инстинктивный, религиозный и, условно говоря "гражданский". Под последним здесь понимается современная организация общества, когда правила поведения фиксируются конституцией, уголовным кодексом, а моральный кодекс частично "интериоризируется", то есть становится внутренними правилами поведения, по которым человек сам себя оценивает: хорошо он поступает или плохо; кроме того в "гражданском" обществе человек разумом понимает, что как вести себя разумно для общего блага.
   Могло ли человечество, эволюционируя от жестких инстинктивных правил к мягким "гражданским" правилам, миновать стадию полужестких, то есть модифициуемых, но с трудом, религиозных правил? Наверно когда-нибудь умные программисты на мощних компютерах смогут смоделировать и решить эту задачу. Тут главной трудностью будет, вероятно, смоделировать работу мозга первых людей, мозга еще слабого, мало отличающегося от мозга животных, которому еще не доступны оттенки и варианты, а требуются простые ответы: да-нет, можно-нельзя. Этот как раз похоже на полужесткое религиозное задание Правил.
   Мне кажется, что можно без особого риска предположить, что не изобрети эволюция религии, развитие человека задержалось бы на миллионы лет, а может быть он там и осталось бы - на уровне чуть выше обезьяннего.
   Но эволюция не ограничилась изобретением религии, она предпочла действовать наверняка. Поэтому она создала у человека специфическую потребность в религии, религиозный инстинкт. Атеисты-просветители сегодня в недоумении разводят руками: они же всегда свято верили, что когда засияет солнце науки, религиозный туман рассеется. Наука-то засияла, но инстинкт остался, и он требует удовлетворения.
   Предполагается, что все наши инстинкты мы разделяем с животными, в этом отношении религиозный инстинкт стоит в стороне - это первый чисто человеческий инстинкт. Можно сказать, что человек стал человеком, когда изобрел религию.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"