Крон Арвид Карлович : другие произведения.

Призрак Бродит По Европе...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что осталось от марксизма в сознании наших современников? Склонность к некой поспешно материалистической меркантильной интерпретации мировых событий. Часто она вполне удовлетворительна, но иногда попадает совершенно впросак, потому что совсем не учитывает другой мощнейший фактор человеческого бытия: всеобщее состязание за престиж, за уважение, за честь. Это относится как к индивидуумам, так и к нациям. Как арабский терроризм против Запада, так и американское нападение на Ирак в 2001 году интерпретируются, как войны чести, то есть войны преследующие не материальные, а "духовные" цели, а именно борьбу за отстаивание чести нации.


ПРИЗРАК БРОДИТ ПО ЕВРОПЕ...

  
   Я помню, как осенью 2001 после теракта 11 сентября, витрины книжных магазинов Франции заполнились всевозможными пособиями по мусульманской религии. Западный человек пытался понять: за что? Что мусульмане хотят он нас? Это что новая война религий? Впрочем, один деятель Алькаиды, не то правая, не то левая рука Бен Ладена, не без самодовольства так и сообщал западному журналисту:
   - Да, это новая война религий.
   На самом деле, что думают и чем оправдывают свои действия видные террористы, нас должно менее всего интересовать: их истинные мотивации могут быть совершенными иными, даже чисто клиническими - например, в личности Бен Ладена, похоже, прослеживаются суицидальные наклонности. А вот как реагирует на их действия, арабская "улица" нас должно очень интересовать. Потому что именно затаенное внимание, именно дыхание огромной нации гонит на смерть тех рядовых мотыльков - исполнителей заказов Алькаиды. Неплохо бы понять также, почему арабские подростки во Франции надевали майки с изображением Бен Ладена - ведь бомбы не различают религий и национальностей.
   Зайдем с другой, с нашей стороны. Ведь что нас поражает в террористах? Нас поражает кажущаяся бессмысленность их действий. В действительности уголовники убивают в сотни раз больше людей, чем террористы. Например, за последние 30 лет во Франции жертвами исламских террористов стало 25 человек, в то время как за тот же период в стране происходило по крайней мере 600 (нижняя оценка) преднамеренных убийств в год. То есть соотношение 1:700. Но нас это почему-то не поражает и не волнует. Потому что мы понимаем: уголовные убийства - это обычно ради денег, это нормально. Значит, за деньги - нормально, остальное -ненормально. Тут прямо-таки истинно марксистский напев начинает крутиться в голове: "всюду деньги, деньги, деньги..."
   После развала соцлагеря Маркс как бы был похоронен заново, засунут в гроб и забит гвоздями, а рассеянную по всем французским университетам и прочим подобным заведениям многочисленную когорту философов-марксистов, которые к этому времени сочиняли уже полную невнятицу, изъясняясь на только им одним понятном тарабарском языке, словно ветром сдуло. Однако не тут-то было: выясняется, что призрак Маркса упрямо бродит по Европе, потому как все мы есть не что иное, как стихийные марксисты. Например, на вопрос, зачем американцы полезли в Ирак, мы, не колеблясь, в один голос отвечаем - как зачем, там нефть, за профитом, конечно.
   На самом деле, это не марксизм, разумеется, а так называемый вульгарный марксизм. У Маркса много грехов, но все-таки настолько примитивным он не был. Вообще, чем была история до Маркса? Одним живописанием жизни королей и их баталий. Маркс предположил, что за этим видимым хаосом есть все же внутренние закономерности: медленное подспудное развитие экономики постепенно перестраивает общество и влияет на политику. Это так называемое материалистическое объяснение истории. Сегодня оно представляется почти самоочевидным, но 150 лет назад это действительно означало интеллектуальную революцию. Впрочем, вклад Маркса в науку этим и исчерпывается, остальные его сочинения, как говорится, не стоят той бумаги, на которой написаны.
   Поэтому я считаю, что для начала нам нужно убить в себе вульгарного Маркса, который бродит по Европе, и тогда нам откроется иной мир, неожиданный и интересный. И увидеть этот мир поможет нам никто иной, как Бен Ладен. Потому что, во-первых, ясно же, как Божий день, что никакого материального профита его терроризм ему не приносил, одни расходы. Во-вторых, иногда он говорил открытым текстом об истинных причинах своих действий. Например, в 1998 г., определяя цели своей организации, он заявил: "Мы надеемся, что наша организация поможет смыть позор с лица мусульман". Ему вторит несколько лет спустя Кадафи (передача БиБиСи): "Мне стыдно, что я араб", имея очевидно в виду неспособность арабов выручить из беды палестинцев. Кадафи есть кто угодно, только не истерический субъект, поэтому его тяжелое признание имеет свой вес.
   О том, что происходит в душе самого Бен Ладена, мы можем заключить из оды, сочиненной им на случай победоносного нападения моторки Алькаиды на американский эсминец "Кол" в 2000 г.:
  
   Эсминец, каким бы бравым он ни был, тоже может испытывать страх.
   Он внушает ужас в порту и в открытом море.
   Вот он плывет по волнам,
   Исполненный надменности, наглости, воображаемой мощи,
   Он медленно движется навстречу своему разрушению,
   Тогда как лодчонка уже поджидает его, подпрыгивая на волнах.
  
   Тут лодчонка - Бен Ладен, а эсминец - Америка, надменная, наглая, исполненная воображаемой мощи. И он, Бен Ладен, заставит ее испытать страх, чтоб отомстить за всю арабскую нацию. Это поединок, это дуэль, а на дуэли не ищут иной цели или выгоды, кроме как смыть позор оскорбления.
   Что это за позор и какое оскорбление - об этом и сам Бен Ладен распространялся неоднократно, да нам и так понятно. Это присутствие блистательной западной цивилизации совсем рядом - через Средиземное море - с отсталым арабским миром, это оккупации, колонизации и прочие оскорбления со стороны этой цивилизации, это четыре войны, проигранные Израилю, это неспособность арабов обеспечить для палестинцев нормальное государство. На самом деле исламский терроризм - это война чести. Это народная война за спасение чести нации. Поэтому арабский люд и следит за ней с таким вниманием. Улицы Саудовской Аравии пустели, когда Бен Ладен выступал по Аль-Джезира. Это война, конечно, грязная, кто спорит - но если никаких других средств у народа нет?
   По грустной иронии судьбы американцы тоже спасали свою честь в Ираке. Их могуществу, чести и чувству безопасности 11 сентября была нанесена пощечина, и у них попросту возникло непреодолимое желание ответить ударом на удар, хоть кому-нибудь, кто попал под горячую руку, чтоб смыть оскорбление. Что ж, по-человечески вполне понятно. Ведь вспомним: президент Джордж Буш-сын был необычайно популярен после победы над талибаном в Афганистане в 2002 году. Ему вполне могло казаться: еще бы одна такая победа и он вообще станет самым популярным президентом во всей прошлой и будущей истории США. Тем более народ рвется в бой - я ж, в конце концов, как президент обязан выполнять волю своего народа. Но признаться в подобных побуждениях публично или даже самому себе, ни президенту, ни народу в нынешнем политкорректном мире мире было никак невозможно. Поэтому в разных умных головах зароились сотни объяснений этой непонятной войне, причем превалировало, однако, одно: нефть, нефть, нефть... Тогда, умные головы, объясните мне, пожалуйста, если уж американцам так нужна иракская нефть, то почему в конце первой иракской войны в 1991 году на глазах у ошеломленного мира Джордж Буш-папа неожиданно остановил свои победоносные войска на границе Ирака, так и не довершив победу? Американцы могли бы захватить тогда эту нефть - и весь мир только рукоплескал бы им. Так нет, они полезли за ней 10 лет спустя - и весь мир проклял их. Потому что между этими двумя войнами пролегло 11 сентября... Потому что не нефтью единой...
   Научный вывод из всех этих трагических событий будут таков: деньги хорошо, а честь еще лучше. Честь нации, равно как и честь личности. Вдумаемся: мы сжигаем в топке соревнования тяжким трудом добытые деньги, покупая шикарные автомобили, шикарные одежды, шикарные виллы и шикарные путешествия... чтоб насладиться ими? Нет, нет, ах если бы! Мы покупаем их, чтоб доказать всем прочим раз и навсегда, что мы выше их - все тот же вопрос чести. Потому что все мы суть существа, свирепо соревнующиеся друг с другом за честь, за престиж, за деньги, за власть и т.д., одним словом - то за превосходство. Это глубокий инстинкт - мы не можем иначе. Но наше соревнование - это топливо, единственное топливо для машины общества. Мы будем состязаться друг с другом вечно, не сосредотачиваясь на том, что тем самым толкаем вперед и выше нашу блистательную цивилизацию.
   Вот чего недопонял Маркс, поэтому ничего у него и не получилось с созданием империи равенства и братства, царем которой он, несомненно, мечтал стать. Если кто из почитателей учителя в последнем утвержинии сомневается, то я приведу хотя бы один факт, странный притом, который, насколько я знаю, пока никто не сумел истолковать.
   Маркс состоял во главе I интернационала и нетерпеливо дожидался мировой революции (что видно из его переписки с Энгельсом), а таковая все никак не наступала. Наконец, вся эта колготня ему надоела и он покинул свой пост, Но к вящему изумлению приближенных, он велел перевести организацию в... Нью-Йорк. Дело в том, что в ту пору никакого рабочего движения в Америке не было вообще, так что все это означало гибель организации, что вскоре и произошло. Зачем он это сделал? Затем, что он подумал: "А вдруг? " Войдем в положение: он вложил в I интернационал много труда и таланта в ожидании триумфа своих идей и своего собственного, но понял в один прекрасный день, что триумфа не предвидится, во всяком случае в обозримом будущем. И он решил бросить все это дело, но его грызла мысль, а вдруг у них все-таки получится? Тогда на его заслуженном троне водрузится какой-то самозванец? Ну, нет уж, пусть лучше не будет трона, пусть не будет вообще ничего.
  
  
   Опубликовано с некоторыми сокращениями в газете "Новое русское слово" 4-5 сент. 2007 Нью-Йорк
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"