Крон Арвид Карлович : другие произведения.

Крамольные Мысли О Пользе Диктатуры И Вреде Демократии

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Демократия, безусловно, самое симпатичное, из всех возможных государственных устройств, но не всегда самое практичное. Например, Китай, опираясь на диктатуру, осуществляет сегодня такой индустриальный рывок, который, вообще говоря, немыслим в западных демократиях. Не давая конкретных рецептов, в статье обсуждаются имманентные изъяны демократического устройства и возможные пути их, если не преодоления, что невозможно, то хотя бы смягчения. В процессе комментируется известный китайский фильм 2007-го года "Still Life".


КРАМОЛЬНЫЕ МЫСЛИ О ПОЛЬЗЕ ДИКТАТУРЫ И ВРЕДЕ ДЕМОКРАТИИ

(Размышления после фильма)

   Сейчас я все еще под впечатлением превосходного китайского фильма "Still Life". Он не всем понравится, этот фильм, потому что он замедленный, а нас приучают к быстрым. Когда актер 2 минуты неподвижно сидит, уставившись в одну точку неясно зачем, и никто не уходит из зала, то нынче это признак либо очень хорошего фильма, либо очень застенчивой аудитории. Фильм получил первый приз в Венеции в 2006, котировку 8 по 10-бальной шкале оценки зрителей на серьезном американском сайте IMDb.com.
   Название можно перевести по-русски как "Натюрморт". Или "зарисовка", потому что это действительно честная зарисовка из нынешней китайской жизни, хотя и сделана китайским режиссером под коммунистической цензурой, что только лишний раз демонстрирует как быстро все меняется в этой стране. Меняется и ... - остается на месте. Те же убогие жилища, тот же тяжкий труд, те же рабочие, одетые разве что не в рванье. Эти рабочие ломают старый город, который будет затоплен, когда будет закончена гигантская плотина "Трех ущелий" на реке Янцзыдзян, самая большая в мире, за строитьством которой, сообщает нам не то режиссер, не то репродуктор, следит весь мир. А в старом грязном городе, жителей которого постепенно оттесняет все выше поднимаюшаяся вода, каждый крутится как может, чтоб заработать лишний юань: труженики трудятся, сфера обслуживания обслуживает и обсчитывает, рекетиры рекетируют и гибнут порой. Все как в жизни, а не как в коммунизме: муж ищет убежавшую жену, чтоб воссоединиться, другая жена ищет своего мужа чтоб развязаться с ним навсегда, традиционной большой и легендарно сплоченной китайской семьи нет и в помине: каждый бьется в одиночку и за себя. И конечно, не думает о будущем страны. И так оно и лучше, потому что будущее думает за них. И фильм вовсе не оставляет пессимистического ощущения, как можно было бы ожидать. Потому что поднимается гигантская плотина, которая все изменит, потому что старый грязный город ломается, а где-то вдали, в дымке за рекой как бы проглядывает чистый белый город будущего. Потому что эта гигантская плотина - это как бы символ своего гигантского будущего, в которое с тревогой и надеждой вглядывается нанешний Китай. Видимо потому коммунисты и пропустили этот выдающийся фильм, хотя режиссера скорее всего и не собирался их оправдывать, но так у него самого получилось, потому что лозунг Жиа Зханг Ке - изображать жизнь, ни на иоту не отступая от правды, а ведь это правда, что нечто грандиозное происходит сегодня в Китае: вот оно исподволь и возникло в фильме, неожиданно расширив его масштабы и мощь.
   Я очень хотел бы себе представить, как будут смотреть этот фильм будушие китайцы лет через сто, когда Китай, пожалуй, станет господствующей экономической державой мира: как на позорный период в истории своего народа, безропотно покорного жестокой диктатуре, или как на славную эпоху, когда миллионы безымянных тружеников на своем горбу вытаскивали страну из тысячелетней бедности, из унижения опиумных войн, японских оккупаций и маоистского самодурства, поднимая ее на высоты, недоступные некогда гордым западным демократиям? Я уверен, что последнее. Per aspera ad astra. Через страдания к звездам.
   Итак, вопреки всем научным законам диктатура самым мирным способом экономически побеждает демократю. Которая однако есть наша гордость и всем урок. Перед глазами например свежий эпизод, который мы можем продемонстировать всему недопонимающему человечеству : кульминационный момент - телевизионный поединок между двумя кандидатами в президены Саркози и Рояль накануне майских выборов, рекордное число телезрителей. Захватывающее и одновременно привычное и грустное зрелище... Вот серый волк, притворяющийся заботливым кротом, чтоб подсунуть простодушной Марианне (она же у нас тоже в красной шапочке) суровый капитализм под видом подарка. А напротив него - не то ласточка, не то стрекоза, притворяющаяся (и с каким талантом!) не то Пассионарией времен испанской гражданской войны, не то, по впечатлению другого журналиста, просто Жанной Д'Арк, и это чтоб всучить той же красной шапочке что-то вроде "пролетарии всех партий, соединяйтесь!". А что же им еще делать? Ведь по сути народу предлагается путем голосования (!) решать сложнейшие экономические и полические проблемы, в которых не только он ничего толком не понимает, но в которых путаются и друг на друга ругаются наилучшие специалисты.
   Сетования на пороки демократии, конечно, не новы. На эту тему, например, с прямотой популиста выражался еще Гитлер: Политические проблемы сложны и народу недоступны. Я упростил их и свел к простейшим истинам. Массы поняли меня и пошли за мной. А его заклятый противник Уинстон Черчиль, наоборот, с лихой диалектичностью, от которой захватило бы дух аж у самого Карла Маркса, высказался как-то в британском парламенте: "Демократия - это наихудшая форма правления, за исключением всех прочих". И лучше сказать невозможно.
   Наша проблема с китайцами в том, что мы производиим не то, а они производят то, что надо. Потому что мы -общество потребления, а потребности наши ненасытимы. Отчего - известно уже давно, а я приведу фразу Кейнса, известного экономиста ХХ века: "Потебности людей делятся на две категории: абсолютные потребности, т.е. такие, нужда в удовлетворении которых не зависит от положения окружающих нас лиц, и потребности относительные, удовлетворение которых позволяет нам возвышаться над окружающими и дает нам ощущение превосходства над ними." Вот ради этого "ощущения превосходства" над окружающими, ради состязания с ними мы и растрачиваем впустую и собственные силы, и ресурсы планеты. И это тогда, когда у китайцев в одном только Пекине заливается сегодня бетона столько, сколько в Европе. Китай льет бетон, а бетон - основа инфраструктуры и он вечен. А мы меняем БМВ на мерседесы и шанель на диор и прочие глупости. Но автомобили ржавеют и ломаются, а духи выдыхаются, и в итоге китайцы окажутся при новой мощной промышленности, а мы - на груде ржавого металла и у разбитого корыта.
   Сетовать тут тоже бесполезно: демократия не может запретить людям потреблять. Вместо того она невольно поощряет потребление. Ведь какой самый сильный аргумент политика? Какая-то материальная подачка. Вот козырным аргуметном у Саркози и было снижение налогов, а у Ройль повышение зарплаты. Надо как-то вывести политиков из порочной необходимости разбазаривать национальные ресурсы на ненужные подачки во имя собственной победы на выборах. Впочем первый важный шаг в этом направлении уже сделан: это европейская директива, о том, что государственный долг страны не должен превышать 3% ВНЦ. Или вот еще: во многих странах ставка банковского процента, очень важный регулятор экономики, устанавливает теперь не правительством, а центральным банком страны или даже европейским центральным банком, независимым ни от какого правительства и состоящий из специалистов, а не из политических временщиков. Может быть удасться изобрести еще что-нибудь на этом пути ревизии демократии. В противном случае рано или поздно Китай, если не сломается сам, сломает нас экономически.
   А вообще-то пока что мы живем в отличное время: Китай заваливает нас товарами по баснословно низким ценами и, что не говори, все более высокого качества, отчего жить нам становится лучше и веселее. К тому же уже очень давно у нас нет войны. И не предвидится.
  
   Ранее статья была опубликована в газете "Русская мысль" 2007 N 22 (4653) 8-14 июня стр.18 Париж
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"