Манифест идеологии свободы, справедливости и патриотизма
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Новая идеология, адекватная условиям информационного общества
|
М. КРУГОВ
М А Н И Ф Е С Т
идеологии свободы, справедливости и патриотизма
Москва
2016
Содержание:
Манифест
Что стряслось с миром? .................................................2.
Корни идейной агонии индустриального общества.............. 4.
Философия энергизма ...................................................9.
Идеология свободы, справедливости и патриотизма.............21.
Приложения
Приложение 1. Новая лоция для России .................................42.
Приложение 2. Новая лоция для мира.................................65.
Приложение 3. В чем мы "другие"? ...........................................76.
ЧТО СТРЯСЛОСЬ С МИРОМ?
В жизни человечества наступило Смутное время.
Его причина - мировоззренческий кризис. Мировоззренческие учения, религии и идеологии, являются в первую очередь лоциями общественного развития - задают его цели и ориентиры, описывают пути и способы их достижения, предлагают необходимые для этого конструкции общественных институтов и систему права, обосновывают правильные модели общественных отношений.
Причиной нынешнего мировоззренческого кризиса стало разочарования общества в лоциях индустриальной эпохи - идеологиях либерализма, социализма и их версиях. Как следствие, были утрачены цели развития - стало непонятно куда и как развивать общество. Затем люди утратили веру в истинность и предлагаемых идеологиями ценностей - свобода выродилась в своеволие правящего класса, справедливость осталась только в декларациях, патриотизм стал чуть ли не бранным словом. В итоге люди стали терять способность различать добро и зло, развитие и деградацию, красоту и уродство, гармонию и какофонию.
Свобода от обязанности развивать общество и утрата веры в истинность ценностей запустили процесс деградации власти, которая сначала утратила добросовестность, а затем и обрела букет всех известных пороков. Вслед за властью и в сознании остальных людей начали искажаться представления о смысле и целях их деятельности. А так как единственной альтернативой человеческой деятельности является деятельность животных, утрата веры в истинность лоций запустила в итоге процесс деградации общественных отношений - переходу их с человеческой на животную этику. А люди в отношениях между собой начали во все возрастающей степени руководствоваться не разумом, а инстинктами.
Разочарование в индустриальных лоциях вначале постигло правящие классы промышленно-развитых стран. А затем этот процесс распространился и на ориентирующихся на них правящие классы стран Третьего мира. Увы, но сегодня во всем мир политика, экономика, наука, культура - это карнавал политических и экономических животных, животных-ученых и животных-художников. Стоит ли удивляться тому, что иногда невозможно определить, кто создал то или иное абстракционистское "творение" - художник или обезьяна?
Так что не случайно наступила эпоха "общества потребления", а "правителей" обуяла вакханалия алчности. Это наглядно демонстрирует идейный лидер Запада - США. Так за последние полвека доходы правящего класса возросли минимум в 10 (!) раз, тогда как доходы остальных американцев остались на уровне конца 50-х годов. По сути, правящий класс присвоил весь полувековой прирост американского ВВП. Но и этого ему оказалось мало - американская олигархия построила самую большую в истории человечества долговую пирамиду, через которую перекачала в свои карманы весомую часть и прироста мирового ВВП.
Мировоззренческий кризис имел своим следствием неуклонно углубляющиеся и все сильнее обостряющиеся мировые политический, экономический, социальный и пр. кризисы. Ведь ложные лоции всегда приводят на мели и рифы - к бедам и несчастьям. Поэтому если этическая деградация является следствием утраты веры в истинность ценностей, то мировые кризисы являются производными от исходного мировоззренческого кризиса.
Измельчание и посерение мировой политической элиты - это самое прямое следствие мировоззренческого кризиса. Ведь если лоции перестали задавать обществам великие цели, исчез и спрос на способных их достигать великих политиков. В чем и состоит суть мирового политического кризиса. Не случайно любой мало-мальски масштабный политический проект развитых стран заканчивается несопоставимой по масштабу с ним самим катастрофой. Это наглядно демонстрируют как попытки руководства СССР реформировать советское общество, так и попытки американского руководства устанавливать свои порядки во всем мире.
Ситуация выглядит удручающе тягостной не только в мировой политике. Так нынешний мировой экономический кризис по своим масштабам уже превзошел Великую депрессию. При этом экономисты не только не смогли предсказать этот кризис, но уже семь лет ничего внятного не могут сказать о его причинах.
Социальный кризис развитых стран выглядит еще фундаментальнее. Дело в том, что минимум последние три века каждое последующее поколение их граждан жило в целом лучше предыдущего. На рубеже тысячелетия вектор этого, безусловно, глобального процесса развернулся в противоположном направлении -- как установили английские социологи и затем их выводы подтвердили немецкие коллеги, теперь в обозримой перспективе во всех развитых странах каждое последующее поколение будет жить хуже предыдущего. И это может продолжаться многие десятилетия. В итоге неминуемо приведет к общественным потрясениям, которые заставят вспомнить "темные века" в истории европейской цивилизации.
За перечисленными кризисами не вполне ясно видны еще более важные кризисы - глобальных проектов общественного развития, выполнявших на протяжении ХХ века функцию главных движителей прогресса всего человечества. Так вслед за советским проектом "коммунистического общества" потерпели фиаско и конкурировавшие с ним западные проекты - европейский социал-демократический проект "общества всеобщего благополучия" и американский либеральный проект "свободного общества". Как результат, в Европе уровень благополучия народа только снижается, а в США становится все меньше свободы. Так что крах глобальных проектов не просто остановил процесс общественного развития в русле европейской цивилизации - он уже развернул вектор процесса с развития на деградацию.
Для правящих классов уже приближается время расплаты за оргию алчности - интеллектуальная прислуга все чаще проговаривается о приближении катаклизмов, в которых Запад повторит путь СССР. Ведь крушение сверхдержавы стало результатом вырождения советского правящего класса - возглавляемой кремлевскими старцами бюрократии.
В сложившейся ситуации для всех развитых стран реально актуален только один вопрос - каким будет результат банкротства нынешних правящих классов? Приведет ли он, как в России, к простой замене стариков на алчную и менее компетентную молодежь? Или передаст власть новым по качеству представителям элит? Ответ зависит только от одного - появятся ли в ближайшее время новые и адекватные условиям современной эпохи идеологии? Соответственно, удастся ли избежать глобального краха Запада или новые идеологии придут уже на пепелище европейской цивилизации? В результате не останется сил, способных ими воспользоваться.
В общественном развитии мы обогнали все развитые страны. Если под ним понимать не уровень потребления материальных благ, а уровень развития общественного сознания. И потому СССР первым достиг открытой стадии глобального мировоззренческого кризиса. И наше общество первым пережило естественную для этой стадии катастрофу. А страны Запада только вышли на открытую стадию мировоззренческого кризиса. По сути, они находятся в той же ситуации, в какой СССР находился в середине 80-х годов.
Так как мы уже прошли через глобальный крах, для нас актуален вопрос, куда заведут страну оккупировавшие ее кондотьеры и коллаборационисты? Соответственно, станет нынешнее Смутное время лишь очередной тягостной паузой в развитии великой нации, или постепенно перейдет в ее агонию? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала требуется разобраться в природе мировоззренческих учений и выяснить способы модернизации идейного обеспечения процесса общественного развития. Что в итоге и позволяет создать новую лоцию, пользуясь которой можно не только выбраться из мировоззренческого кризиса, но и снова, как в ХХ веке, стать идейным лидером планеты. А Россия сможет стать лоцманом развития человечества.
КОРНИ ИДЕЙНОЙ АГОНИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Утрата веры в истинность лоций - результат в первую очередь их устаревания. Они становятся так же пригодны к управлению общественным развитием, как карты XV века пригодны для управления современным транспортным сообщением. Как написал Ф. Фукуяма, "Мы уткнулись в идейный тупик... Современный капитализм умирает у нас на глазах, и по этой причине нам нужная новая идеология." (журнал Foreign Affairs, 2012 N 1.).
Когда общество осознает факт устаревания лоции, оно предпринимает попытки ее модернизировать. И часто такие попытки терпят неудачу - только еще сильнее портят лоцию. Поэтому если раньше "карты" были слишком общими и приблизительными, то после "модернизации" они стали просто ложными - задающими ложные цели развития и предлагающие ошибочные пути их достижения. Что и имело место в последних попытках модернизации индустриальных идеологий - именно их результаты привели к букету мировых кризисов и провалам глобальных проектов общественного развития.
В результате своего устаревания индустриальные идеологии перестали быть лоциями, адекватными условиям нового этапа общественного развития - постиндустриального или информационного. Ведь эти идеологии появились три века назад и потому отражали имевшиеся у их создателей представлений о предназначении человека и общества, процессах их развития. Это как для физики устарели представления древнегреческих философов об атомах-кирпичиках.
Крах всех трех глобальных проектов развития сделал устаревание лоций очевидным фактом. Осознав его, власти развитых стран сегодня фактически положили свои общества в эволюционный дрейф - крах СССР наглядно продемонстрировал, чем может закончится использование устаревших лоций. Тем более, попытки потерявшей ориентацию власти осуществлять идеологическое маневрирование.
Так что будущее стран европейской цивилизации целиком и полностью зависит от того, смогут ли их интеллектуальные элиты успешно модернизировать идеологическое обеспечение власти? Соответственно, смогут ли общества получить адекватные современным условиям лоции и возобновить успешное общественное развитие? Или будут и дальше дрейфовать по течению эволюционного процесса, все больше деградируя и разрушаясь. Или как СССР, разрушатся в результате общественного "землетрясения".
Нужно понимать, что идеологии нужны не только атеистам. Верующим людям, чтобы комфортно существовать и эффективно действовать в общественной среде, тоже нужно понимать устройство современного общества. А в его организации в виде модели светского общества воплощены представления индустриальных идеологий. И всем гражданам независимо от их мировоззренческой ориентации нужно понимать, какой проект развития осуществляют власти. Чтобы не стать препятствием на его пути. Соответственно, как минимум, не пострадать, как максимум, воспользоваться им для собственного развития.
Крах социалистического лагеря со всей очевидностью доказывает и факт устаревания коммунистической версии социалистической идеологии, по крайней мере, в варианте сусловского "развитого социализма". Так что сегодня более актуальным является вопрос - какие именно западные идеологии устарели и в итоге завели в тупик капитализм? Так как политика западных либеральных, социал-демократических и социалистических партий различается только в непринципиальных деталях, получается, что правящие классы развитых стран реально руководствуются какой-то другой идеологией. А классические индустриальные идеологии используют лишь в качестве политического декора.
Такой "серой" идеологией является неолиберализм - версия классического либерализма, созданная в США после окончания Второй Мировой войны. А так как неолиберализм стал лоцией лидера Запада, ею со временем стали руководствоваться и остальные развивающиеся в фарватере США страны. Поэтому вовсе не случайно почти все "мозговые центры" Запада находятся в Америке.
После окончания Второй Мировой войны США занялись модернизацией своего идеологического обеспечения, классического либерализма, потому что он не смог помешать ни распространению коммунизма, ни превращению СССР в сверхдержаву. Ну и Америке требовалось более адекватное ее новой роли в мире идейное обеспечение. Что в сумме и определило характер и ориентацию новой версии либерального учения.
Однако модернизация лишь испортила либерализм. В первую очередь вред нанесло использование создателями неолиберализма идейных "достижений" фашизма. В отличие от нацизма, как националистической мутации социализма, фашизм был результатом оплодотворения либерализма представлениями созданной в начале XX века итальянскими политологами теории элитизма, в которой "развивались" идеи Макиавелли об управлении государством.
В представлениях элитизма общество состоит из управляющей его деятельностью элиты и народа-биомассы. Элита может лепить из "биомассы" что угодно, а развитие общества определяется исключительно способностями "гончаров". Заимствование представлений элитизма привело к тому, что в неолиберализме была упразднена справедливость в отношениях между правящим классом и народом. В самом деле, какая может существовать для элиты справедливость в ее отношениях с биомассой? И так как народ-биомасса не должен участвовать в управлении обществом, правящие классы Запада лишили народы имевшихся у них политических прав - недобросовестные избирательные технологии превратили избирательный процесс в политическое шоу.
В классическом либерализме справедливость была. Только в иерархии ценностей располагалась ниже ценности свободы. Поэтому либерал ради свободы был готов пожертвовать справедливостью. Аналогичная ситуация имелась в социализме с ценностью свободы. В нем уже она была в иерархии ниже ценности справедливости. Поэтому социалист ради справедливости был всегда готов пожертвовать свободой.
Неолиберализм, как оплодотворенный элитизмом либерализм, стал по сути лишь второй после фашизма порочной мутацией либерального учения. О том, что именно так обстоит дело, с ученой непосредственностью объяснил все тот же Ф. Фукуяма. Он изложил требования к нужной Западу новой идеологии, в соответствии с которыми в ней должны сохраниться в неприкосновенности четыре ценности - свобода, демократия, рыночная экономика и средний класс. И так как среди ценностей не нашлось места справедливости, это означает, что правящие классы Запада от нее давно отказались. И потому считают, что она не нужна и в новой идеологии.
Это значит, что, по сути, объявлен конкурс на непринципиальную модернизацию неолиберализма - без "покушения на основы". А отказ от ценности справедливости объясняет, почему на Западе существует жесткое табу на разъяснение сущности неолиберализма. Какому народу понравится, что политики считают его "биомассой"? Тем более, отрицают необходимость справедливости в отношениях между властью и народом.
Следующим порочным представлением неолиберализма стал лозунг "открытости общества". Потому что под этим лозунгом Запад стал использовать недобросовестные методы достижения своих целей на мировой арене. Дело в том, что страна - это дом общества. И когда в доме открыты все двери и окна, во-первых, дом перестает защищать своих обитателей от непогоды - если вокруг ненастье, то и в доме становится холодно, сыро и ветрено. Соответственно, обитатели начинают чаще болеть, как следствие, слабеть. Во-вторых, дом становится проходным двором. В нем даже могут не просто бывать, а селиться совсем чужие люди и вести себя "как дома". В этом смысле любопытно, что 2014 году Япония предоставила гражданство всего 16 (!) иностранцам. Неудивительно, что в японском обществе нет многих проблем, от которых страдают остальные развитые страны.
"Открытость общества" позволяет использовать в виде оружия ложную информацию и деньги в качестве основных инструментов недобросовестного влияния на общественное развитие остальных стран. Информационное оружие позволяет дестабилизировать любую страну. А деньги позволяют создавать мощные "пятые колонны", которые в результате получают возможность свергать власть и превращать свои общества в бесправных сателлитов Запада.
Открытость общества подразумевает и "открытость экономики". А это то же самое, как отсутствие в боксе весовых категорий. В результате боксеру в "весе пера" приходится драться с супертяжеловесом. Понятно, что в таком бою шансы на победу имеет только супертяжеловес. "Открытая экономика" позволила Западу вырастить супертяжеловесов - транснациональные компании. И они благодаря своему весу стали доминировать в экономиках всех стран мира. В итоге подчинили их Западу. Плюс установили свою монополию на мировом рынке, которая позволяет Западу устанавливать на нем цены, которые по модели неэквивалентного обмена позволяют ему обогащаться с тем же успехом, с каким за счет колоний обогащались колониальные империи.
Так что Америка потребляет 25% мировых ресурсов только благодаря тому, что имеет возможность устанавливать на мировом рынке "посильные" для себя цены на них. Как и благополучие остальных стран Запада в существенной степени имеет этот же источник - возможность завышать цены на свою продукцию и занижать цены на продукцию остальных стран. В сущности, сегодня все проблемы большинства стран мира имеют своей исходной причиной именно навязанную им Западом "открытость", которая сделала их беззащитными перед агрессией новых колонизаторов.
Европейская цивилизация имеет все шансы повторить судьбу арабской цивилизации, которая тысячу лет назад в своем развитии опережала европейскую. Тем не менее, не смогла перейти с патриархального на индустриальный этап общественного развития. В этом ей в первую очередь помешали сверхдоходы, которые она получала благодаря контролю над торговыми путями из Индии и Китая в Средиземноморье и Южную Европу. Ведь легкие деньги - это самое большое препятствие для развития. О чем, кстати, написано в Библии - слова "в поте лица будешь добывать хлеб свой" однозначно указывают на то, как нужно получать ресурсы на свое существование и развитие.
Сегодня легкие деньги от спекуляций и монопольного положения на мировом рынке транснациональных корпораций поставили европейскую цивилизацию в существенной степени в такую же ситуацию, в какой когда-то оказалась арабская цивилизация. Арабский способ "легкой жизни" закончился после того, как европейцы открыли морские пути в Индию и Китай. Благоденствие в итоге закончилось - арабская цивилизация обанкротилась и на много веков погрузилась в спячку. Сегодня европейская цивилизация уже такой же банкрот - возможности "легкой жизни" за счет монополии, долговых пирамид и спекуляций закончились. А потому у европейской цивилизация есть все шансы повторить судьбу арабской цивилизации.
Возможность избежать такого сценария демонстрирует наша собственная история. Благополучие Московской Руси, как и арабской цивилизации, в первую очередь обеспечивали доходы от волжского торгового пути, по которому китайские и индийские товары поставлялись русскими купцами в Северную Европу. И Смутное время у нас началось как раз после того, как европейцы стали сами плавать в Индию и Китай. А два века нашего Смутного времени наглядно демонстрируют состояние, в которое сегодня ускоренно погружаются все развитые страны.
Мы выбрались из кризиса только в начале XVIII века. И это произошло в результате смены русской элитой своего мировоззрения. Со времен Орды мировоззрением нашей элиты была подобная католической версия православия - папецезаризм. По принципу "божеское выше царского" во властной иерархии церковная ветвь власти была выше светской ветви. Не случайно патриархи даже носили титул "великого государя".
Церковная реформа Петра I была нашей Реформацией - папецезеризм был заменен на цезарепапизм, являвшимся аналогичной англиканству русской версией протестантизма. Патриаршество было ликвидировано, царь стал главой церкви, дворяне стали брить бороды, а дворянки ходить с непокрытыми головами. Переход русской элиты в протестантизм в итоге и позволил возобновить процесс общественного развития в культурной, научной и частично в экономической сферах.
Но как свидетельствует наш опыт, причем не только XVI - XVII, но и начала ХХ века, переход на новое мировоззрение является самой болезненной для общества процедурой. А опыт Германии, попытавшейся сменить мировоззрение на экстремистское в виде нацизма, свидетельствует, что эта процедура может иметь вообще ужасающие последствия. Хотя часто общества меняли мировоззрение достаточно безболезненно - когда этим делом руководила умная и добросовестная власть.
Огромный вред неолиберализму нанесла модернизация его создателями концептуальной основы либерализма - материалистической философии. Любое мировоззренческое учение является прикладной версией какой-то философской системы - в доступной для массового сознания форме описывает организацию и порядки человеческой части мироздания. Поэтому учения и выполняют функцию лоции - дают людям знание особенностей среды их существования.
Слова У. Черчилля, что "демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего придумать не удалось" иллюстрируют подход, при котором если долго не удается найти лучшее решение, то имеющееся решение следует считать правильным. Потому что если неправильных решений может быть сколько угодно, то правильным всегда бывает только одно.
Воспользовавшись "правилом Черчилля", модернизаторы либерализма объявили человека и демократическое общество "вершинами эволюции". Соответственно, ими закончился нынешний цикл эволюционного процесса, а субъектами развития в следующем цикле должны быть продукты труда и технологии их производства. А так как в представлениях экономической науки их развитие обеспечивается ростом потребления, оно и стало ориентиром рулевых европейской цивилизации, взявших курс на создание "общества потребления".
По сути, модернизаторы исказили философскую основу либерализма, как учения обеспечивающей развитие человечества свободы. Эти искажения привели к формулированию ложных представлений, которые и сбили страны Запада с правильного направления движения по "столбовой дороге цивилизации". А так как на ней нет никаких "развилок" - только два противоположных направления - или развития, или деградации - то процессы изменения в развитых странах просто развернулись - с развития на деградацию.
Именно представление о том, что демократическое общество является вершиной эволюции, стало в полном смысле идефикс американской внешней политики. Американцы поверили местечковым философам и, как когда-то крестоносцы, двинулись насаждать свою демократию по всему миру. Причем многие из них делают это, искренне считая, что хотят лишь привести на "вершину эволюции" остальные народы. Но так как это ложная цель, стремление к ней обязательно приводит к бедам и потрясениям. Это "миссионерство" уже принесло несчастья многим народам, а в итоге обеспечит их и самой Америке. К этому все идет - эволюция обязательно выставит американскому обществу счет за сделанные ошибки и совершенные преступления.
СССР подобный счет уже оплатил. Советские идеологи следили за идейными "исканиями" западных коллег и не брезговали пользоваться их "достижениями". Поэтому СССР по примеру США аналогично модернизировал коммунистическую идеологию - курс на построение за 20 лет коммунизма, по сути, являлся курсом на создание советской версии "общества потребления". И предусматривал не развитие общественных отношений в СССР, которые советские вожди считали идеальными, а лишь достижение аналогичного американскому уровня жизни советского народа. Что и предусматривала программа построения коммунизма. "Развитой социализм" в итоге стал лоцией, сходной неолиберализму по ориентации. А потому направила СССР против течения эволюции и в итоге привела к краху.
В развивающемся сегодня мировоззренческом кризисе имеется еще одна важная для понимания масштаба кризиса составляющая. Дело в том, что мировоззренческие кризисы могут достигать разных масштабов. Потому что бывают кризисами отдельных версий учений и кризисами поколений учений. Кризис версий учений является локальным - обеспечивает смену версий одного учения в каком-то одном обществе. Поэтому такие кризисы случаются регулярно и в разных странах разрешаются по-разному - в одних принимают форму революций, в других общество обходится реформами.
Но после того, как устаревает философская основа, наступает кризис всего поколения созданных на ней учений. Поэтому такой кризис имеет глобальный характер - охватывает всю цивилизацию. Так в странах европейской цивилизации накануне Нового Времени использовались разные версии христианского учения - православие, католицизм, протестантизм. Как следствие, пусть и не одновременно, тем не менее, все страны пережили кризис перехода на индустриальные лоции.
Глобальный мировоззренческий кризис завершается в результате появления принципиально новой философской системы и создании на ее основе новых мировоззренческих учений. Так в русле европейской цивилизации кризис имеющего в своей основе греческую философию христианства завершился после создания материалистической философии и разработки на ее основе индустриальных идеологий - социализма и либерализма.
Поэтому реальным двигателем общественного развития является мировоззренческий поиск. В результате этого поиска появляется новое миропонимание, которое оформляется в виде новой философской системы. И это новое понимание, воплощаясь в новых мировоззренческих учениях, заставляет людей перестраивать организацию общества и изменять действующий порядок - приводить их в соответствие с новым пониманием принципов организации мироздания и действующего в нем миропорядка. В результате модернизации общества по результатам поиска в нем возникают новые условия, которые открывают новые возможности для развития.
Изложенное означает, что, во-первых, дальше индустриальные идеологии модернизировать невозможно. Можно только дальше портить. Во-вторых, для появления нового поколения мировоззренческих учений, без которых не удастся возобновить процесс общественного развития, требуется сначала создать новую философскую систему, которая обеспечит новое миропонимание. Так как предложит новую картину мироздания, созданную на основе накопленных ключевых знаний о нем. И сможет уточнить особенности миропорядка. В итоге сформулирует цель развития человека и общества и обоснует ее истинность. Стремление достичь этой цели объединит людей, а созданная на основе новой философии лоция поведет их по следующему этапу общественного развития - информационному.
ФИЛОСОФИЯ ЭНЕРГИЗМА
Из двух объяснений одного явления истинным является
более простое.
У. Оккам (XIV в.)
Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так,
что все простое - правда, а все сложное - неправда".
П. Л. Капица (ХХ в.)
Материалистическая философия устарела задолго до того, как ее "модернизировали" создатели неолиберализма. В принципе, они и занялись "модернизацией" в первую очередь потому, что осознали архаичность заметной части представлений материализма для уровня современных знаний. Тем более, что в рамках материализма не удалось сформулировать обоснованных представлений о предназначении человечества и цели эволюции. Как следствие, созданные на основе материализма индустриальные лоции вели "из ниоткуда в никуда".
А в мире все имеет предназначение. И цель у эволюции должна быть. Потому что любой процесс в мироздании конечен и целенаправлен - завершается достижением цели. Соответственно, и глобальная эволюция какой-то цели должна достичь. И процессы развития человека и общества должны работать на достижение этой цели.
В свою очередь, по мере накопления знаний, их становилось все труднее встраивать в материалистическую модель мироздания. Это, например, привело к тому, что в одном мироздании оказалось целых четыре миропорядка - микромир, макромир, живая природа и общество имеют принципиально несовместимые "законодательства". При том, что существуют в общем пространстве. В результате, к примеру, Общая теория относительности и Квантовая механика уже век существуют в качестве взаимоисключающих теорий.
Абсурдность этой ситуации легко оценить, если представить, что на дорогах действовали бы четыре несовместимых кодекса правил дорожного движения - один для грузовиков, другой для легковых автомобилей, третий для общественного транспорта, четвертый для пешеходов. Вряд ли тот, кто создал мироздание, был настолько небрежен, что допустил такую глупость. Логично полагать, что глупцы как раз те, кто считает эту глупость истинной моделью миропорядка.
Мы первыми из развитых обществ достигли открытой фазы глобального мировоззренческого кризиса, что позволило нам раньше осознать важность проблемы идеологического обеспечения. А благодаря неудачным попыткам перейти сначала на социал-демократическую, а затем на неолиберальную лоции, группа наших интеллектуалов еще два десятилетия назад приступила к ее решению. Так что в отличие от западных коллег мы имели достаточно времени, чтобы разобраться во всех необходимых для решения этой проблемы вопросах и потому смогли правильно сформулировать задачи. И уже в конце 90-х нам удалось добраться до философской основы индустриальных идеологий и понять, что она естественным образом устарела.
Поэтому мы отправились в мировоззренческий поиск с нужного уровня - философского. И смогли создать принципиально новую философию, приводящую в простую и логичную систему всю сумму накопленных человечеством ключевых знаний о природе мироздания - философию энергизма. Это удалось сделать в первую очередь потому, что новая философия создавалась вне официальной философии. Ведь еретическое учение нельзя создать в кооперации с "церковью".
Но главным в деле достижения успеха стал отказ от идейного антагонизма - разработчики пошли по пути соединения в единое целое идейных достижений всех мыслителей - как идеалистов, так и материалистов. И отбраковки не выдержавших проверку временем представлений предшествующих философских систем. По сути, мы как бы встали "на плечи титанов" и потому смогли увидеть новую картину мироздания и концепцию миропорядка. А затем сформулировали новые представления, которые и позволили свести накопленные человечеством ключевые знания в целостную систему. В итоге создали новое миропонимание, которое и позволяет считать энергизм полноценной философской системой.
Новая философия названа энергизмом, потому что в ней изменена первооснова мира - материя заменена на энергию. Причина этой замены заключалась в том, что определить цель эволюции материализму не позволил именно положенный в его основу постулат материальной природы мироздания. Поэтому было постулировано другое представление о первооснове вселенной и источнике ее происхождения. В соответствие с ним наша вселенную создал поступающий из окружающего мироздание пространства поток импульсов энергии.
Этот импульс подобен стрелке компаса - имеет разные "заряды" концов. Эти заряды представляют собой исходные энергетические сущности мироздания - силу и волю. Один конец импульса "заряжен" силой и потому способен осуществлять силовое воздействие. Другой конец "заряжен" волей и потому способен осуществлять волевое противодействие. И как у разных концов стрелки компаса, одинаково "заряженные" концы импульсов отталкиваются, а разно "заряженные" притягиваются.
Теперь остается представить гибкую стрелку компаса, чтобы понять, как в предлагаемой модели возникает энергия и материя. В гибком импульсе разно заряженные концы притягиваются и в итоге замыкаются в кольцо. Так импульс уравновешивается - превращается в исходную материальную частицу. Импульсы могут соединяться с другими импульсами разными концами, образуя удлиненный импульс, который остается в неравновесном состоянии - становится энергией. Поэтому энергия и материя - это разные состояния импульса энергии - неравновесное и равновесное. В итоге мироздание обрело двоичную природу - в нем появилось два вида сущих, материя и энергия, взаимодействие которых является способом его существования.
Импульсы энергии соединяются не только в большие импульсы, но и формируют потоки энергии, пронизывающие мироздание и доставляющие поток исходных импульсов во все его уголки. Как следствие, обеспечивают энергией все процессы во всем мироздании. Замыкаться в кольцо могут разные по продолжительности импульсы, образуя разные по масштабу субъекты материи. А кольца материи могут собираться в "мотки", во внутреннем пространстве которых могут накапливаться свободные импульсы. Так возникают сложные материальные сущие, способные благодаря наличию в их внутреннем пространстве энергии вступать друг с другом во взаимодействие, суть которого состоит в передачи энергии неуравновешенного материального сущего к уравновешенному.
Взаимодействие инициирует активное материальное сущее - обладающее избытком энергии, который не позволяет ему уравновесится. В результате сущее пребывает в неустойчивом состоянии относительно уравновешенной материи. Для достижения равновесия, как естественного состояния материи, активному материальному сущему требуется избавится от избытка энергии. Эта цель достигается в результате взаимодействия с уравновешенным и потому пассивным материальным сущим. В процессе взаимодействия активное сущее передает пассивному излишек энергии и, как следствие, уравновешивается. А пассивное сущее, наоборот, выходит из равновесного состояния. И чтобы вновь уравновеситься, тоже избавляется от излишней энергии, передавая его другому пассивному сущему.
В результате энергия передается по цепочке от одного сложного материального сущего к другому, в чем и состоит смысл волновой формы движения - перемещения энергии. Тогда как в виде линейного перемещения осуществляется движение материальных сущих. Так как в физике энергия является лишь свойством материи в виде количества ее движения, физики видят только одну форму движения, и чтобы как-то объяснить волновые явления вынуждены придумывать чудеса вроде "превращения конечной частицы в бесконечную волну". Или пользоваться эрзац-представлениями вроде того, что во взаимодействии материи передается "импульса движения". Абсурдность такого эрзац-представления можно оценить, если представить, что при контакте помидора с огурцом они могут поменяться своими свойствами - вкусом и цветом. Увы, причина нынешнего кризиса физики тривиальна - из двух видов сущих физики видят только материю. В итоге не подозревают о существовании большей части мироздания - энергетического.
Разделение материальных сущих на активные и пассивные является результатом различия в их структуре. Эти различия определяются разными способностями накапливания и избавления от излишка энергии. Активные сущие несколько лучше накапливают энергию и потому чаще пребывают в неравновесном состоянии. Тогда как пассивные несколько хуже накапливают энергию и потому чаще пребывают в равновесии. Солнце и Земля - примеры активных и пассивных материальных сущих глобальных масштабов.
В процессе взаимодействия сложные материальные сущие развиваются - повышают свою способность сохранять равновесное состояние. В итоге в случае успешного завершения развития материальное сущее сколько получает извне энергии, столько же отправляет обратно. Как следствие не изменяется - становится полностью устойчивым сущим, способным в "родной" для себя среде существовать неограниченное время. В чем и состоит феномен вечного существования.
Разработанная модель рождения Метагалактике нисколько не противоречит имеющимся в современной космологии гипотезам и теориям. Так в космологии существует гипотеза, по которой Метагалактика расширяется не в результате чудесного взрыва, а за счет поступающего извне потока энергии. А британскими физиками Ф. Хойлом, Г. Бонди и Т. Голдом была разработана альтернативная Большому взрыву модель вселенной, расширяющейся за счет равномерно поступающего в нее вещества. Она получила название "Космологии стабильного состояния" (Steady State Cosmology) или "модели Хойла". Недостатком модели было отсутствие в ней механизма возникновения материи - в космосе из "поля творения" (Creation field или С-поле) появляется новое вещество, причем с такой интенсивностью, что средняя плотность материи остается неизменной.
В философии энергизма этот недостаток модели Хойла был устранен с помощью идеи исходных импульсов энергии и механизма "гибкой стрелки компаса". В итоге предлагаемая модель рождения вселенной является полноценной альтернативой модели Большого взрыва. При этом новая модель полностью рациональна - обходится без иррациональных представлений, и, соответственно, без сингулярных чудес. В итоге положенная в основу философии энергизма модель рождения и развития мироздания не только не противоречит имеющимся в современной космологии представлениям, но и возвращает ее в лоно рационального мира.
В философии энергизма создана модель эволюционного процесса, протекающего по стандартной для всех процессов мироздания модели, описываемой несимметричной синусоидой. Так как мироздание едино, а процесс его развития, как любой процесс, цикличен, и как в любом процессе все циклы подобны друг другу по составу субъектов и управляющим течением процесса закономерностям, нет особых проблем по уже достаточно изученным циклам глобального эволюционного процесса создать модель стандартного цикла эволюции.
Разумеется, для этого потребовалось вначале разделить четырнадцать миллиардов лет эволюции мироздания на подобные друг другу циклы и систематизировать их ключевые особенности. Это позволило по аналогии рассмотреть нынешний цикл эволюционного процесса и определить в какой части цикла находится человечество и какая цель эволюции в нем будет достигнута.
В созданной стандартной модели глобальный эволюционный процесс состоит из четырех циклов. Поэтому процесс развития нашего мироздания, как доступной для наблюдения части вселенной в границах Метагалактики, состоит из четырех циклов-эпох эволюции. В развитии мироздания это галактическая, звездная, биологическая и духовная эпохи.
В новой модели течение эволюции в пространстве Метагалактики подобно дельте реки разделяется на русла, в каждом из которых идут параллельные эволюционные процессы, в которых повторяются аналогичные эпохи. В нашем русле это эпохи развития галактики Млечный путь, Солнечной системы, живой природы и земного человечества. Поэтому в нашем русле глобального эволюционного процесса протекает последняя эпоха, которая закончится достижением цели эволюции. И так как эволюционный процесс идет с большим ускорением, эпоха развития человечества закончится отнюдь не через миллионы лет.
Так как цикл состоит из двух фаз, являющихся зеркальным отражением друг друга, в разных фазах эволюции развиваются разные и зеркальные по отношению друг к другу виды материи - физическая и информационная. Соответственно, в галактической и звездной эпохах развивается физическая материя. И Земля является финальным результатом первой фазы эволюции в нашем русле. А в биологической и духовной развивается информационная материя, которая в финале цикла достигнет высшего уровня совершенства. Появление совершенной информационной материи как раз и является целью глобального эволюционного процесса.
В результате энергизм предлагает аналогичную религиозной двухсферную модель мироздания. Как в религиях мир состоит из материальной и духовной частей, так в энергизме мироздание состоит из физической и информационной сред. Что в итоге позволило обосновать информационную природу жизни, для которой информационная среда стала естественной территорией обитания - существования и развития. А развитие жизни стало процессом развития ее информационного содержания. Правда, в отличие от конструкции религиозной духовной сферы, в информационной никаких чудес не бывает. Обе среды существуют в одном мироздании и в общей среде. А потому подчиняются общему миропорядку. И если чудес не бывает в физической среде, их не может быть и в информационной.
Следующим важным представлением стала модель любого живого существа, как эволюционного симбиоза двух самостоятельных сущих - разума и обеспечивающего разуму устойчивость в период развития тела. Поэтому и человек состоит из двух сущих - управляемого рефлексами и инстинктами тела и управляемого сознанием и интеллектом разума. Сознанием, как системой управления совместной с другими людьми деятельностью по достижению общих для них целей. Интеллектом, как системой управления индивидуальной деятельностью по достижению человеком своих частных целей. В этом смысле разум человека является аналогом физического атома - как атом является элементарным "кирпичиком" планеты, так разум человека является аналогичным "кирпичиком" рождающегося глобального информационного сущего.
Соответственно, в энергизме разум стал самостоятельным сущим - сложной системой управления процессами собственного существования и развития. А способность самому себя развивать сделала разум не только самостоятельным субъектом мироздания, но и активным участником эволюционного процесса. Поэтому земная жизнь человека, это внутриутробный период развития его разума, аналогичный внутриутробному периоду развития тела. А само тело выполняет для разума функции скафандра и манипулятора - обеспечивает устойчивость и защиту в период развития.
Этого не понимают биологи и потому описываемый ими процесс эволюции живой природы на самом деле представляет собой процесс приспособления тел живых существ к новым условиям существования, новым видам деятельности или новому уровню развития имеющейся в живом существе управляющей системы - "разума". В итоге получается история перелицовывания тел. А главный процесс, как процесс развития разума от клеточного до человеческого, современные эволюционисты вообще не видят.
Человек отличается от животных уровнем развития своего разума, который наблюдается в виде имеющегося у него мировоззрения. Оно представляет собой модель мироздания и этику, как свода правил поведения и деятельности в этой модели мира.
Человек рождается полуживотным - имеет полученные с генами родителей совершенные рефлексы и инстинкты и зародыши сознания и интеллекта. А затем на протяжении земной жизни человек своей деятельностью развивает свое сознание и свой интеллект до доступной им степени совершенства. Человек создает свое мировоззрение, взяв за основу какое-то мировоззренческое учение, которое предлагает ему эскиз модели мироздания и набор основных правил этики. И на протяжении своей жизни человек уже сам развивает предоставленную мировоззренческим учением "заготовку" до состояния полноценного разума.
И если человек достигает успеха, то его разум обретает бессмертие. Это логично - если физическая материя способна достигать бессмертия, то это должно быть доступно и информационной материи. Ведь в мироздании законы одинаковы для всех и потому приводят управляемые ими процессы к подобным в принципиальных особенностях результатам. Было бы странным, если бы бессмертие существовало только для физических сущих, но было недоступно информационным. Достигшие доступного им уровня совершенства разумы после гибели тела становится субъектами окружающего Землю информационного облака. Оно является территорией духовного этапа глобального эволюционного процесса и формируется из разумов всех уровней сложности - одноклеточного, многоклеточного, социальных животных и людей.
В пространстве информационного облака разумы существуют в статусе духовных сущих - душ и духов. Души, как пассивные духовные сущие, видят "вечный сон". Духи становятся активными участниками эволюционного процесса - своей деятельностью обеспечивают его дальнейшее течение к цели эволюции. Поэтому "царствие небесное" не просто полностью реально, что давно уже осознано человечеством, в философии энергизма оно является понятной и вполне рациональной частью мироздания - территорией, на которой протекает духовная эпоха эволюции.
Философия энергизма смогла ликвидировать самые большие недостатки материализма - представления о том, что Метагалактику создал уникальный "Большой взрыв" и что эволюционный процесс идет "из ниоткуда в никуда". В философии энергизма глобальный эволюционный процесс запустил и поддерживает его течение Творец - высшее для мироздания информационное сущее. И это он сделал с абсолютно универсальной для всего живого целью - рождения своего потомка. Поэтому как Земля стала результатом развития физической материи, так Новый Творец станет результатом развития информационной материи.
При этом энергизм - полностью рациональная философия. В ней нет иррациональных представлений - бесконечности, неопределенности, случайности и пр. придумок физиков. Соответственно, мир полностью детерминирован. Что, впрочем, демонстрирует любой закон природы. Поэтому энергизм смог обосновать принципиально новые рациональные представления о назначении эволюции - определил ее конечную цель.
Собравшиеся в информационном облаке качественные разумы людей в итоге объединятся в "небесное общество". Оно и станет Новым Творцом, в котором разумы будут "клетками". То есть, Новый Творец будет подобен многоклеточному организму - представлять собой "небесное общество" отобранных механизмами эволюции качественных разумов людей.
Поэтому субъектами эволюции являются две высшие формы разума - разум общества в виде общественного сознания и разум человека. Общественное сознание, как коллективная форма разума, является аналогом инстинктивной системы управления, как коллективного "разума" общества клеток многоклеточного организма. Поэтому в виде развития общественного сознания идет процесс развития разума Нового Творца, а в виде развития разума человека идет процесс развития разумов клеток его информационного "тела".
Это значит, что либерализм, ориентирующий на развитие личности, решает задачу создания тела Нового Творца. А ориентирующий на развитие общества социализм решает задачу создания разума Нового Творца. И так как Новый Творец должен иметь разум, чтобы мыслить, и тело, чтобы действовать, антагонизм между социализмом и либерализмом ложный - является следствием несовершенства материалистического мировоззрения. В нем ведь свобода и справедливость являются антиподами - свобода, это несправедливость, а справедливость, это несвобода.
В философии энергизма это противоречие удалось полностью устранить - в ней обе ценности обеспечивают развитие двух связанных процессов, идущих к одной цели. И только успешное завершение обоих процессов приведет к успешному завершению эволюции в земном русле - появлению Нового Творца. При этом стала понятной обреченность обществ, в которых доминирует только одна идеология - социализм или либерализм. И так как на концептуальной основе материализма эти идеологии несовместимы, вслед за социалистическим СССР разрушится и либеральный Запад - их крушение очистит пространства для развития человечества под руководством новых лоций, в которых свобода и справедливость будут соединены в единое целое подобно инь и янь.
Течение глобального эволюционного процесса протекает в духовном облаке. А в земном русле протекает "внутриутробный" процесс развития человечества. Это искусственное русло в составе глобального эволюционного процесса, развитие в котором обеспечивается деятельностью человечества. И в котором люди учатся активной эволюционной деятельности - созидать и объединяться. Чтобы затем выполнить свое эволюционное предназначение - создать в виде "небесного сознания" разум Нового Творца и стать совершенными "клетками" его тела.
Как в любом процессе развития, в русле развития земного человечества тоже имеются четыре цикла - архаичная, патриархальная, индустриальная и информационная мировоззренческие эпохи. В первых двух эпохах лоциями развития служат основанные на интуитивном знании религиозные учения, в третьей и четвертой эпохах лоциями служат основанные на научном знании идеологии. Соответственно, передовая часть земного человечества подошла к последней эпохе своего развития - информационной.
Новый Творец, родившись, запустит следующий цикл развития мироздания - создаст новую Метагалактику, в которой будут рождаться уже его потомки. Но только если человечество успешно выполнит свое предназначение. Так что Земля является инкубатором и школой, в которых будущие "клетки" рождаются и развиваются. Поэтому в земном русле эволюции, как в чреве матери, уже много тысяч лет идет процесс развития Нового Творца. А все проблемы человечества - это только его ученические ошибки. Поэтому в конце истории человечество научится и создавать совершенные общества, и созидать такие же совершенные сущие, как те, которые создает эволюция.
Так философия энергизма в итоге смогла создать первое научное обоснование "бессмертия души" и существования "царствия небесного". Учитывая, что тысячи лет люди в них верили, эти представления могли быть ошибочными в деталях, но никак не в своей сути. Иначе эти представления не выдержали бы испытание временем. И ничего иррационального, а тем более мистического в этих представлениях нет.
Материалистическая наука отрицает бессмертие души лишь потому, что в ее представлениях разум является функцией материального мозга. Естественно, если вместе с телом погибает и мозг, исчезает и его функция. Но если мозг, как часть тела, выполняющая функцию носителя разума, и сам разум являются разными сущими, как бумага и записанное на ней стихотворение, тогда гибель тела вовсе не обязательно означает и гибель разума. Тем более, если тело выполнит свою эволюционную функцию и доставит разум в "пункт назначения", нужда в нем разума отпадет. Поэтому тело и смертно.
А то, что мы не видим разум физическими органами чувств или приборами и потому не можем проследить, куда после гибели тела он отправляется, связано с тем, что разум, как информационное сущее, недоступен для наблюдения физическим органам чувств и приборам. И мы его можем видеть только умозрением, как мы видим им не бумагу и чернила, а описываемую художественным произведением историю или зарисовку.
Опять же, мы не способны видеть не только "живые" информационные сущие, но и рукотворный разум - информационное содержание компьютера. Мы видим только "компьютерное железо" - аналог тела человека. Но, глядя на него мы не видим ни "базы данных", ни "программного обеспечения". Хотя на экране видим результаты их действий. Так что человек, создав компьютер, на самом деле доказал, что "невидимый" мир информационных сущих полностью реален. И может создаваться даже людьми. Было бы странным, если бы это же самое не делал эволюционный процесс. Причем с понятной и логичной целью.
Компьютер позволил понять состав и содержание разума. Информационное содержание компьютера, как искусственного "разума", состоит из суммы информации и пакета программ ее использования - базы данных и программного обеспечения. Но из этих же информационных "блоков" состоит и мировоззрение человека - модели мироздания, как аналога "базы данных", и этики в виде набора программ действий, как аналога "программного обеспечения". Поэтому в виде мировоззрения мы не только наблюдаем разум - мировоззрение является его сущностью.
Изложенное означает, что люди принципиально различаются не по этническим особенностям - цвету кожи, разрезу глаз и любым другим генетическим деталям. Потому что эти различия по телам. А как существа разумные, люди различаются по особенностям своего разума. Первое различие - мировоззренческое. То есть, по мировоззренческому учению, которое человек использует в качестве основы своего разума. Второе различие - по доминирующей системе управления в составе разума, что определяет социальную или интеллектуальную ориентацию его деятельности. Соответственно, какая общественная среда, социальная или интеллектуальная, является для разума "родной". Третье различие - по доминирующему состоянию разума. То есть, активному или пассивному. Четвертое различие - по пути, который разум прошел в процессе своего развития - детский, юный, зрелый или финальный.
Так как глобальная эволюция является способом существования мироздания, управляющие ее течением законы в сумме составляют миропорядок мироздания. А управляющие всеми прочими процессами законы являются производными от законов миропорядка. Поэтому человек, придумывая новые процессы, должен создавать управляющие их течением законы тоже в качестве производных от четырех исходных законов миропорядка.
Закон свободы устанавливает право сущих на развитие, результатом которого является достижение бессмертия - возможности стать вечным субъектом мироздания. Поэтому все сущие имеют право на развивающую их деятельность. Но только не права на своеволие и угнетение других.
Закон справедливости устанавливает, что все сущие имеют равные права на устойчивое существование, которое обеспечивает устойчивое существование образуемой ими среды. Поэтому это право в итоге обеспечивает существование мироздания в качестве глобального субъекта вселенной.
Закон патриотизма устанавливает, что сущее может комфортно существовать и успешно развиваться только в "родной" для себя среде. Поэтому атом водорода рождается в водородном облаке и только в нем может существовать вечно. Но обязательно разрушается в среде звезды. Так что в обществе должны действовать только законы, устанавливаемые его патриотами - считающие его родным для себя гражданами. Соответственно, патриотизм, это осознание человеком ценности своего общества - его качества и результатов его достижений. А космополиты и просто поклонники других обществ, получив возможность устанавливать свои законы, общество обязательно разрушают.
Закон ориентации устанавливает, что векторы всех процессов мироздания в конечном итоге направлены на достижение Замысла Творца. И любые сущие, пытающиеся противодействовать достижению этого замысла, механизмами эволюционного процесса обязательно разрушаются. Поэтому успешно развиваются и могут достичь бессмертия только те сущие, которые в осуществлении взаимодействия ориентированы в направлении вектора эволюции.
Так как человек непосредственно участвует в достижении замысла Творца, правильной является любая человеческая деятельность, результатом которой является повышение совершенства создаваемой человечеством рукотворной части мироздания. А свобода должна быть только правом на развитие в процессе созидательной деятельности, направление вектора которой совпадает с вектором эволюции - ориентировано на достижение Замысла Творца. При этом в результатах своей созидательной деятельности человеку достаточно ориентироваться на достижения эволюции. Соответственно, ориентироваться на повышение уровня совершенства создаваемого им искусственного мира - красоты создаваемых им сущих и гармонии организуемых им процессов.
Наличие общей идейной основы в виде миропорядка вселенной имеет следствием то, что в физической и информационной средах действуют общие по идее, но разные в деталях действия законы. Как естественное следствие различия свойств объектов управления - физических и информационных.
Человек является первым информационным сущим, имеющим статус активного субъекта эволюционного процесса. В этом статусе он создает новые сущие и организует новые процессы. Поэтому он сам создает для своей деятельности стандарты совершенства и управляющие законы. И создаваемые людьми стандарты и законы должны соответствовать идеям эстетики мироздания и действующего в нем миропорядка. И иметь специфику только в непринципиальных деталях.
В качестве активного субъекта искусственного русла эволюционного процесса человек сам создает право, необходимое для создания искусственного мира и жизни в нем. Исходное право в виде обычаев создавала эволюция, отбирая самые эффективные модели отношений. Затем человек сам стал создавать право. Вначале в виде создаваемых мыслителями якобы полученных от Бога заветов, что обеспечивало им легитимность в глазах общества. А затем в виде устанавливаемых властью законов, легитимность которых обеспечивалась легитимностью власти. На современном уровне развития представлений о природе мироздания и предназначении эволюции, создаваемое человеком право должно подняться на следующий уровень развития - обеспечивать свою легитимность прямой связью с законами миропорядка.
Для управления своей силой и волей человек создает два вида права - личное и общественное. Личное право каждый человек создает сам в виде собственной этики. Общественное право создает власть в виде законодательства - правовых условий общественной среды.
Собственная этика человека, как и все в мироздании, создается им на принципе двоичности - двух самостоятельных этических систем. Этики изменяющей мир деятельности в форме нравственности и этики существования в форме морали. При этом истинной основой нравственности является закон свободы, а истинной основой морали является закон справедливости.
Закон патриотизма "привязывает" мораль к нравственности, а закон ориентации аналогично "привязывает" нравственность к морали. В результате мораль ограничивает нравственность в деятельности по достижению не направленных на развитие частных целей. Аналогично нравственность ограничивает мораль в достижении не являющихся жизненно важными общих целей. В результате законы патриотизма и ориентации гармонизируют достижение этих двух видов целей, на достижение которых направлены все виды человеческой деятельности - существования и развития. Что и является причиной ограничения свободы и справедливости в общественных отношениях.
История человечества, это панорама инициированного и поддерживаемого деятельностью человечества процесса развития мировоззрения - человека и общественного сознания. И изменение институтов общества и права, в которых материализуются представления мировоззренческих учений об организации мироздания и миропорядке, демонстрируют именно процесс развития мировоззрения. Это объясняет, почему при смене эпохи кардинально меняется организация общества и мышление граждан. Ведь новая философская система и производные от нее мировоззренческие учения дают новую модель мироздания и новое понимание миропорядка. Так что в информационной эпохе общественные институты и право будут так же кардинально отличаться от институтов и права индустриального общества, как последние отличаются от институтов и права феодального общества.
Как и в остальной вселенной, исторический процесс подобно дельте реки разделяется на параллельные цивилизационные русла, в каждом из которых развивается свое мировоззренческое учение. А при появлении его версий, поток процесса развития разбивается на параллельные идейные потоки.
При этом в европейском цивилизационном русле во все эпохи имеются два потока - берущий начало в Древнем Риме западноевропейский и продолжающий древнегреческий поток восточноевропейский. Это разделение имеет в своей основе различие между системами этики и менталитета и сохраняется больше двух тысяч лет. И служит источником определенного антагонизма в отношениях между обществами этих потоков - Западом и Русским миром.
После исчерпания эволюционного потенциала поколения учений общий поток останавливается - цивилизация начинает пассивно дрейфовать под воздействием потоков других русел. Поток вновь начинает движение после появления в цивилизационном русле полноценного мировоззренческого учения следующего поколения. В результате история человечества состоит из понятных эпох - мировоззренческих.
В русле европейской цивилизации лоциями архаичной эпохи были системы языческих культов. В лежащей в их основе философской системе мир был децентрализован - выглядел "лоскутным одеялом". И у каждого "лоскута" был свой Бог, который устанавливал на нем порядки и следил за их соблюдением. Эти представления воплощались в институтах архаичных общество и действующей в них этике.
В конце архаичной эпохи в Греции успешно развивалась новая философская система, в которой мир имел централизованную организацию. Соединение греческой философии с иудаизмом и учением Христа привело к появлению христианства, ставшего мировоззренческой лоцией европейской цивилизации на протяжении патриархальной эпохи. Поэтому в общественных институтах воплощались представления о централизованной организации мироздания и установленном Богом едином миропорядке.
Несколько раньше на Востоке к аналогичному результату привело появление других философских систем - даосизма и модернизированного индуизма. А конфуцианство и буддизм стали мировоззренческими лоциями патриархальной эпохи в восточных цивилизационных руслах - китайском и индийском. Появление ислама привело к формированию параллельного европейскому арабского цивилизационного русла.
В европейском цивилизационном русле в конце патриархальной эпохи начала развиваться новая философская система - материализм. В нем способом существования мироздания стало развитие в форме эволюции. В свою очередь способом существования человечества стал прогресс. А созданные на основе материализма индустриальные идеологии, социализм и либерализм, стали лоциями осмысленного участия человека в прогрессе.
Философия энергизма объяснила, что в истории нет "развилок". Потому что любой процесс одномерен и имеет только два направления движения - развитие или деградация. Так что со "столбовой дороги цивилизации" при всем желании никуда свернуть невозможно. И так как наш народ достиг статуса великой нации, значит, в основном мы успешно развивались. А разворачивались в направлении деградации лишь иногда и ненадолго.
Развитие и деградация наблюдаются в четырех разных системах измерения своих качественных особенностей - изменения в обществе уровней свободы, справедливости, патриотизма и эволюционной ориентации созидательной деятельности. Эти показатели позволяют объективно оценить качество любого общественного сознания и разума человека на любом этапе исторического процесса и общий характер его течения в русле развития любого общества. При этом уровень потребления материальных благ никак уровень общественного развития не характеризует. Иначе аравийские монархии пришлось бы считать чемпионами общественного развития.
Обоснованные философией энергизма новые представления об общественном взаимодействии и функциях его участников позволили понять механизм исторического процесса и то, какие результаты он обеспечивает обществу. Другие положения философии энергизма дали возможность разобраться в других важных аспектах исторического процесса. В частности, понять имеющиеся реальные отличия Русского мира от Запада, служащие источниками противоречий между ними. Причем философия энергизма обеспечила понимание и обоснование неантагонистического характера этих противоречий, как связанных лишь с доминированием в общественном сознании течений разных ценностей - в западноевропейском ценности свободы, а русском ценности справедливости.
Если мораль и нравственность основаны на соответствующих миропорядку законах свободы и справедливости, и соединены аналогичными по качеству законами патриотизма и ориентации, такая по качеству этика обеспечит разуму бессмертие. Потому что для бессмертия требуется качественная этика, а не картина мироздания. Ведь так как мироздание существует во взаимодействии, бессмертие возможно только в том случае, если разум будет иметь совершенную этику, которая обеспечит ему устойчивость в любом взаимодействии. А знание, что вокруг чего вращается, Земля вокруг Солнца или наоборот, для достижения разумом бессмертия значения не имеет.
Аналогичная картина имеется и в деле создания властью общественного права. Новый Творец родится в результате объединения совершенных разумов в "небесное общество". И ему тоже нужно будет иметь общественное право, которое соединит разумы. И будет управлять взаимодействием разумов друг с другом и с общественным сознанием. Поэтому деятельность власти по развитию общественного права - это в первую очередь обучение, в результате которого человечество сможет создать необходимое для "небесного общества" совершенное общественное право. То есть, непреодолимо притягивающее людей друг к другу и обеспечивающее им идеальные условия - комфортного существования и успешного развития. Только такое по качеству общественное право позволит создать Нового Творца в качестве совершенного информационного сущего нашего мироздания.
Так как развитие человека и человечества, это процесс развития мировоззрения, его течение обеспечивает просвещение путем образования и воспитания. Образование позволяет человеку создавать качественную картину мира в составе разума, соответственно, объективно понимать окружающий мир - его организацию и порядки. Воспитание позволяет создать эффективную этику, соответственно, успешно действовать в окружающем мире.
Образовательный процесс обеспечивают системы - начального, общего, профессионального образования и самообразования. Воспитание обеспечивают среды - семейная, школьная, общественная и цивилизационная. Поэтому воспитание обеспечивает разуму возможность обрести бессмертие, а образование помогает ему освоить созидательную деятельность, которая ему потребуется как активному субъекту эволюционного процесса в духовной эпохе. Соответственно, полноценная личность, это образованный и воспитанный человек. И полноценную личность могут создать только общими усилиями образование и воспитание. В свою очередь качество общественного сознания - сумма качеств членов общества.
Устанавливаемые властью в обществе правовые условия могут быть благоприятными или неблагоприятными - обеспечивать успешное развитие и благополучное существование, или, наоборот, препятствовать развитию и снижать благополучие. Все зависит в первую очередь от того, в какой степени законы общества соответствуют идеям миропорядка и насколько качественно они сформулированы.
Отсюда все общественные конфликты имеют своим источником противоречия между личным и общественным правом. И во всех общественных конфликтах "правда" на стороне того, чье право совершеннее - ближе по своей основе к миропорядку и качественнее сформулированы. Но только в "правде" эволюции, а не в "правде" общественного сознания или "правде" человека. Потому что общественное сознание и отдельные люди могут находиться на разных уровнях своего развития и потому по-разному понимать законы миропорядка.
В свою очередь развитие конструкции общества - это производный от развития разума и общественного сознания процесс. Потому что в конструкции общества материализуются результаты развития мировоззренческих представлений людей и общественного сознания. Естественно, что правильной является конструкция общества, в которой материализованы мировоззренческие представления общественного сознания. А если в конструкции воплощены представления только небольшой части граждан, такая конструкция порочна. Именно поэтому в политической сфере должен действовать сформулированный еще Аристотелем принцип пропорциональной справедливости, в соответствие с которым обществом управляет представляющая большинство членов общества власть.
Каждый человек сам идет к бессмертию, развивая свой разум до доступного ему совершенства. При этом развитие движет не борьба, как утверждается в материализме, а соревнование в развитии. Борьба в мироздании легитимна или в качестве адекватного агрессивному воздействию противодействия, или действия, устраняющего препятствие развитию. Но это всегда крайние меры - спасения или освобождения.
Человек и общественное сознание развиваются параллельно друг другу. Но если они достигли разных уровней развития, возникает противоречие между личным и общественным правом. Но это отнюдь не повод человеку вступать с общественным сознанием в борьбу. Ведь если он со своими сторонниками заставит власть переделать "под свой стандарт" общественное право, оно вступит в противоречие с личным правом других людей. Причем большинства членов общества, так как общественное право в первую очередь отражает уровень развития общественного сознания в целом. И конфликт меньшинства с большинством всего лишь сменится конфликтом большинства с меньшинством.
Это значит, для прогрессистов и консерваторов полностью легитимно только воздействие на общественное сознание просвещением, которое является самым эффективным способом ускорения его развития. Но никак не борьба. А так как общественное сознание, как и разум человека, развивают образование и воспитание, значит в первую очередь через них прогрессисты и консерваторы должны воздействовать на процесс развития общественного сознания. Первые ускорять развитие, вторые корректировать. Так что "люди разные важны, люди разные нужны".
В результате не горластые или шустрые "активисты" будут заставлять власть модернизировать общественное право, а общественное сознание и по мере своего развития. В итоге противоречия между личным и общественным сознанием не будет принимать форму конфликта. Это, кстати, понимали русские разночинцы, взявшиеся во второй половине XIX века просвещать наш народ.
Можно добавить, что две самые великие по своему влиянию на развитие человечества революции, Французская и Русская, произошли в результате как раз просветительской деятельности - французских энциклопедистов и русских социалистов. И не их вина, что власти упорно не желали приводить организацию общества в соответствие с уровнем развития общественного сознания. В итоге власти стали препятствием на пути развития и их пришлось в итоге менять силой - революциями. Что и легитимировало их результаты.
На эволюцию работают и гении, и злодеи. Только выполняют разные функции - гении ускоряют развитие, а злодеи ускоряют деградацию. В мироздании нет пустоты, поэтому чтобы появилось что-то новое, часть старого должна разрушиться - освободить новому место. Так что злодеям часто сопутствует удача по той простой причине, что они "работают" на эволюцию - ускоряют разрушение несовершенной части мироздания и в результате быстрее освобождается место для появления и развития нового. При этом злодеям бессмертие не светит тоже по простой причине - они в своей деятельности ориентированы на зло. А "таких не берут в космонавты" - для них нет дела в совершенном в "небесном обществе". И в феномене сопутствующего злодеям успеха эволюция демонстрирует лишь свой прагматизм - каким родился, таким и пригодился.
Эволюционный процесс протекает в соревновании сущих за более высокий уровень совершенства. Поэтому после гибели тела разрушаются разумы не только злодеев, но и всех людей, не сумевших развить свой разум до достаточной степени совершенства. А так как не все "злодеи в душе" востребуются эволюцией и получают возможность успешно творить зло, разрушатся разумы и "простых" плохих людей. Как проигравших в эволюционной гонке развития разумам "хороших людей".
Всем места никогда не хватит. А недостаточно совершенные сущие эволюции и вообще не нужны - для них у нее просто нет занятия. Ведь совершенные результаты, которые демонстрирует весь эволюционный процесс, могут создавать только качественные разумы - достигшие доступной им степени совершенства. Именно их с помощью теста "свободы воли" и отбирают механизмы эволюционного процесса.
Ведь "свобода воли" как раз и позволяет человеку самому задавать ориентацию своей этики - на добро или на зло. Соответственно, в направлении вектора эволюционного процесса, или в противоположную сторону. В итоге "свобода воли" выполняет предметную функцию в эволюционном процессе - является тестом, который отделяет "агнцев от козлищ". И так осуществляет эволюционный отбор, предоставляя ориентированным на добро разумам продолжить существовать в качестве субъектов следующей эволюционной эпохи, тогда как ориентированные на зло разумы после смерти отправляет в небытие вслед за телом.
Философия энергизма позволила, наконец, понять, почему человечество всегда стремится к свободе и справедливости. И почему при этом часть людей больше нуждается в свободе, а часть больше в справедливости? Потому что в общественном взаимодействии первые выполняют функцию активного начала, а вторые пассивного. Соответственно, в любом взаимодействии свобода нужна только активному участнику, а справедливость нужна только пассивному. И это соединяет свободу и справедливостью только в рамках одного процесса - свобода нужна для управления его первой фазой, а справедливость - второй.
Но так как один и тот же человек в разных общественных взаимодействиях выступает в разных статусах, в одних в активном, в других в пассивных, в итоге свобода и справедливость нужны всем. И нужно только правильно понимать их назначение и уметь ими пользоваться - в каждом взаимодействии только тем, чем положено пользоваться в конкретном статусе. Что обеспечивает совершенная этика и позволяет качественное общественное право.
ИДЕОЛОГИЯ СВОБОДЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПАТРИОТИЗМА
Любое мировоззренческое учение, религия или идеология, в первую очередь обеспечивают разуму и общественному сознанию понимание окружающего их мира. Как следствие, обеспечивают им возможность осмысленного существования и деятельности. Религиозные учения представляют собой лишь часть философских систем, относящуюся к территории человека и общества, и при этом адаптированную для массового сознания. При этом в религиозных системах мир неизменен - "что было, то и будет". Соответственно, не требуется и руководство по управлению развитием. В материализме человеческая часть мироздания существует в движении в форме прогресса - процесса развития человека и конструкции общества. А так как любой процесс описывается научной теорией, в составе индустриальных идеологий кроме философской составляющей появилась и теоретическая - описывающая процессы развития.
Как следствие, полноценные индустриальные идеологии имеют в своем составе три однотипные части. Все содержат материалистическую философию и различаются разными выводами из нее в производных - социальной и экономической теориях, описывающих два протекающих в человеческой части мироздания процесса - развития конструкции общества и развития экономической деятельности.
У либерализма теоретическая часть состоит из пакета "теорий прогресса" и экономикс, как "неодушевленной" части классической политэкономии. У социализма имеется социализированная версия классической политэкономии и "теории социального государства". У коммунизма имеется его собственная версия материалистической философии (диалектический материализм), теория общественного развития (исторический материализм) и политэкономия социализма.
Идеология свободы, справедливости и патриотизма, или идеология энергизма, является полноценным мировоззренческим учением в первую очередь потому, что имеет аналогичный классическим индустриальным идеологиям состав. В идеологию энергизма кроме собственной философской системы, философии энергизма, входят разработанные на ее основе теория развития общественного сознания, наблюдаемого в производных процессах - развития общественных отношений и развития конструкции общества (социогенез) и теория развития человека, наблюдаемого в производных от него процессах - процессе развития созидательной деятельности и процессе развития этики деятельности (хомогенез).
Поэтому идеология энергизма содержит теории развития общественного сознания и человека, а не развития управления организацией общества и экономической деятельностью, как имеет место в индустриальных идеологиях. И так как субъектом эволюции является человек и общественное сознание, а развитие управления организацией общества и экономической деятельностью является производным от развития разума и общественного сознания процессом, идеология энергизма представляется более адекватным мировоззренческим учением - описывает два действительно главных процесса развития в человеческой части мироздания.
Именно это отличие от поколения учений индустриальной эпохи в определении субъектов общественного развития делает идеологию энергизма первой идеологией нового поколения мировоззренческих учений. А задаваемая идеологией энергизма ориентация деятельности на цели эволюционного процесса делает ее адекватной условиям следующей эпохи общественного развития - информационной. Соответственно, все другие идеологии информационной эпохи будут иметь эти же отличия от индустриальных идеологий. И будут различаться между собой только в трех аспектах - понимании сущности человека и общества, их предназначения и представлениях о цели эволюции.
Идеология энергизма является полностью научно обоснованным мировоззренческим учением. Как и философская система, теоретическое содержание идеологии разрабатывалось на основе научной методологии и с необходимой степенью обоснования теоретических положений. Это было необходимо в первую очередь потому что кардинально новые представления общественное сознание современного уровня развития способно воспринять только в случае полноценного научного обоснования их объективности. Значение имело и то, что в достаточно глубоко разработанном виде теория не только лучше убеждает, но и пригодна для немедленного практического использования.
Новые теории позволили понять недостатки конструкции индустриального общества и организации управления им, которые должны быть устранены в информационной эпохе. Это понимание и положения философии энергизма в итоге и позволили сформулировать новые представления о более совершенном обществе, адекватном условиям новой эпохи развития человечества. И эффективных в этой эпохе способах обеспечивающей развития общества и человека созидательной деятельности.
Индустриальные идеологии позволили общественному сознанию понять сущность прогресса, хотя не смогли дать понимание его конечной цели, достижение которой завершит эволюционный процесс в земном русле. В информационную эпоху человечество должно решить и эту проблему. И уже полностью осознанно создавать рукотворный мир, понимая, как его предназначение, так и конечную цель своего собственного развития. Именно это понимание должны дать идеологии информационного общества, как новое поколение лоций развития человека и общества.
Поэтому идеология энергизма описывает организацию общества и этику отношений на человеческой территории как естественную часть описываемых философией энергизма мироздания и действующего в нем миропорядка. Как следствие, является полноценной лоцией общественного развития - предоставляет человеку понимание предназначения создаваемого им рукотворного мира, цели его собственного развития и развития общества, легитимные с точки зрения миропорядка пути и способы их достижения.
Современный мир человека уже огромен и многогранен. И очень сложен, потому что современное общество имеет самый большой в истории набор общественных отношений. Поэтому ниже предлагаются только некоторые принципиальные и отличные от стереотипных для индустриальной эпохи представления о человеке и обществе для иллюстрации полноценности идеологии энергизма, как лоции новой эпохи общественного развития.
Идеология энергизма продолжает развивать позитивные представления не только социализма и либерализма, но и качественные идеи великих мыслителей всех времен - использует их в модели мироздания и миропорядка. Ведь еще в Библии, причем на первой странице, изложена позитивная идея предназначения человека. Там сказано, что "на седьмой день творения Бог почил от трудов своих". А так как человек создает, как Бог, новые сущие, наполняет ими окружающий мир, и в итоге строит в нем рукотворную часть мироздания, получается, что человек является продолжателем дела Бога - принял от него эстафету созидания. В этом деле политики создают общественную структуру рукотворного мира, предприниматели своей деятельностью организуют наполнение рукотворного мира продуктами труда, художники ищут эталоны красоты и гармонии, как эстетические ориентиры для создания совершенных искусственных сущих, ученые занимаются повышением эффективности созидательной деятельности за счет роста ее производительности и более точной ориентации.
Материалистическая философия и индустриальные идеологии развили эту идею, сформулировав представление об ориентации созидательной деятельности человечества на прогресс - развитие рукотворного мира в направлении постоянного повышения уровня его совершенства. Как в части организации, так и в части наполнения продуктами труда. Что в итоге и обеспечило капитализму три века успешной созидательной деятельности. И именно для методического обеспечения этой деятельности появилась и начала развиваться обществоведческая наука. Пока естественным образом не уперлась в ограничения материалистической философии.
Так что индустриальная эпоха началась отнюдь не с появления мануфактурного производства - оно существовало еще в Древнем Риме. Эпоха началась после того, как масоны сформулировали идею, что человек подобен Богу не по облику, а по предназначению. Так что если Бог, как Великий Каменщик создал мироздание, то человек, как простой каменщик, своим трудом создает вокруг себя искусственный мир. Из этой идеи следовало, что руководить обществом должна не аристократия, а интеллектуальные элиты - политическая, экономическая, культурная и научная.
И именно для выполнения этими элитами обязанностей продолжателей дела Бога общество должно быть организовано на принципах свободы, равенства и братства. Потому что для созидательной деятельности свобода является обязательным условием. В масштабах Великого Каменщика все простые каменщики равны, а потому в обществе должно быть равноправие и, соответственно, справедливые отношения. И так как все каменщики занимаются одним делом, они все братья по предназначению.
И уже для реализации этих идей политическая элита при поддержке остальных интеллектуальных элит начала бороться за преобразование феодального общества. А экономическая элита для роста масштабов своей созидательной деятельности начала сначала поход против цеховой организации производства, а затем начала создавать мануфактуры. Плюс своими ресурсами поддерживать политическую элиту. Тогда как формации или уклады стали только результатами перестройки феодального общества - адекватными новым условиям моделям организации деятельности. Экономической, политической и социальной.
Философия энергизма объяснила причины наблюдаемого сегодня процесса этической деградации правящих классов. А именно, что это мировоззренческая деградация, у которой имеются специфические для разных элит дефекты миропонимания и ориентации деятельности. А так как миропонимание человек создает сам и сам задает ориентацию процесса своего развития, причинами дефектов являются ошибочные представления и ложные идеи, которые в итоге и извращают мировоззрение. Отсюда если