Круковер Владимир Исаевич: другие произведения.

Хозяйчики издательств – скорбная правда

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хозяйчики издательств – скорбная правдаПрямо скажу, это статья для меня – большой риск. Но, проработав три десятка лет с разными издательствами, видя, как в последнее время они становятся больше похожи на ломбарды, скупки, а автор все падает в цене, я решил написать толику правды об российских издателях и писательской доле. Вместо аннотации предлагаю небольшой отрывок.С тех пор, как издательская деятельность уравнялась с торговлей джинсами и презервативами, культурные вкусы населения России формируют бывшие спортсмены, бывшие комитетчики, бывшие комсомольские и партийные вожаки, бывшие и настоящие уголовники, бывшие… нет, вполне настоящие нацмены – лидеры издательского бизнеса.О газетах или журналах говорить не стоит. Все знают, что они используют только три темы, красочно оформленные художниками и фотографами: политика, секс, криминал. Достаточно прочитать один номер ћМосковского комсомольцаЋ, чтоб навсегда разочароваться в ћкомсомольцахЋ Москвы. Стоит один раз просмотреть ћОгонекЋ, чтоб печально вспомнить те времена, когда его выпускал Коротич. А ћВеселые картинкиЋ и просматривать не надо – очень они невеселые и недетские, одержимые рекламным бесом.Но тут меня несколько занесло. Тема, конечно, благодатная, - газеты и журналы давно уподобились стаду сифилитиков, пирующих во время чумы. Их можно критиковать без напряга, им от этого не убудет. А я собирался писать о книгоиздателях, о конкретных хозяйчиках, из-за которых обнищали культурные писатели и вырождается культура чтения. О конкретных людях, создающих целые концерны, монополии типа АСТ или ћЭксмоЋ, и диктующих правила книжного рынка.То, что многие из них объединяются, - логично. Гуртом легче заниматься разбоем.

  Хозяйчики издательств – скорбная правда
  
  Автор знает, что эта статья лишит его заработка в тех издательствах, которые будут упомянуты. И, хотя это всего лишь гроши, которые, как подачку, бросают ему хозяева этих издательств, но из них составляется сумма, позволяющая по крайней мере существовать в псевдо-капиталлистической стране. И терять ее жалко. Но и в совдеповские времена автор часто получал за свою болезненную склонность к правде вместо гонорара несколько лет строгого режима, так что ему не привыкать.
  
  
  1
  
  
  С тех пор, как издательская деятельность уравнялась с торговлей джинсами и презервативами, культурные вкусы населения России формируют бывшие спортсмены, бывшие комитетчики, бывшие комсомольские и партийные вожаки, бывшие и настоящие уголовники, бывшие… нет, вполне настоящие нацмены – лидеры издательского бизнеса.
  О газетах или журналах говорить не стоит. Все знают, что они используют только три темы, красочно оформленные художниками и фотографами: политика, секс, криминал. Достаточно прочитать один номер "Московского комсомольца", чтоб навсегда разочароваться в "комсомольцах" Москвы. Стоит один раз просмотреть "Огонек", чтоб печально вспомнить те времена, когда его выпускал Коротич. А "Веселые картинки" и просматривать не надо – очень они невеселые и недетские, одержимые рекламным бесом.
  Но тут меня несколько занесло. Тема, конечно, благодатная, - газеты и журналы давно уподобились стаду сифилитиков, пирующих во время чумы. Их можно критиковать без напряга, им от этого не убудет. А я собирался писать о книгоиздателях, о конкретных хозяйчиках, из-за которых обнищали культурные писатели и вырождается культура чтения. О конкретных людях, создающих целые концерны, монополии типа АСТ или "Эксмо", и диктующих правила книжного рынка.
  То, что многие из них объединяются, - логично. Гуртом легче заниматься разбоем. Порой такое объединение вынужденное: например, АСТ подминает под себя мелкие изд-ва, типа "Мартина", "Гелиоса", а те вскоре чувствуют, что лежать под богатым хозяином хоть и неприятно, но выгодно и "подмахивают" добровольно. Собственно, что хозяин "Мартина", некто Олег Валерьянович Поляков, человек с математическим образованием и математическим холодным складом ума – арифмометр для личного обогащения; что хозяин "Гелиоса" Левон Арнольдович Григорян – чистопородный армянин с полным набором деловых качеств, присущих этому племени, сотрудничают с производственным монстром АСТ эпизодически, стараясь и собственные книжки изготавливать. Правда, они постоянно жалуются на то, что ежегодно их прибыль падает. Жалуются они обычно тогда, когда приходит время платить зарплату сотрудникам или выплачивать гонорар авторам . Что ж, они правы! Времена, когда книги приносили 400% прибыли прошли, теперь им приходится довольствоваться 200%. Больше книжников в России сейчас зарабатываю только торгаши наркотиками, девочками, лекарствами и оружием .
  (Что б не быть голословным, тотчас приведу пример. Средних размеров и среднего формата книга в твердом переплете в среднем обходится издателю рублей в пять - семь. Оптовая цена такой книги около 27 рублей. В розничной продаже мы ее вынуждены приобретать за 35-40 рублей. Составим формулу. 27 – 7 = 20. Половину прибыли мы отнесем на технические нужды: налоги, зарплата, оборудование, транспортные расходы, аренда помещения и т.п.) Следовательно, в среднем хозяин с каждой средней книги имеет десять рублей (три доллара). Крупное издательство еженедельно выпускает одну - две книги тиражом 10 – 15 тысяч экземпляров . Мелкое – книгу в месяц. Доход хозяйчика вы можете подсчитать сами).
  Я не милиционер, и не склонен рассказывать подробно о различных махинациях, позволяющих увеличивать книжные доходы. Известно, что любое издательство имеет две кассы: одну – официальную, вторую – черную, для денег, утаенных от государства. Тут я, отчасти, на их стороне. Наше государство пока еще не заслуживает честного отношения. Известно так же, что почти все издательства имеют официальный адрес где-нибудь в апшерной или льготной зоне, хотя благополучно процветают в Москве или Питере. Порой они пользуются услугами "иностранных" типографий (Белоруссия, Украина), что позволяет делать уже третий "черный" тираж, реализуя его "за границей".
  Тут необходимо объяснить, что дополнительные (как и повторные) тиражи обходятся издателю гораздо дешевле, чем первый. Нет расходов на подготовку книги (корректура, редактура, верстка, изготовление матриц или пленок…), весь производственный процесс исполняет типография. Грубо говоря, вставил матрицу (пленку) в машину, загрузил бумагу и получай с другой стороны готовую продукцию. Бумагу, естественно, вставляют подешевле, обложку – тоже (эта гладкая, противная на ощупь пленка и является самым дешевым способом "облагородить" дешевый, низкокачественный картон обложки). Себестоимость такой, вторичной книги рубля два – три, меньше доллара. Прибыль – такая же!
  
  
  2
  
  
  Как-то я написал небольшие "сказки" по мотивам лучших молодежных произведений мировой литературы. Дон Кихот, Белый Клык, Гулливер, Последний из могикан…
  Разослал предложение издать сборник, вскоре получил приглашение от некого Шпиллера Евгения Давидовича, "Интербук".
  Приехал, благо дело изд-во находится напротив метро "Парк Культуры". Чистенькая квартира, переоборудованная в приличный офис, секретарша с испуганными глазами. Недёшево, наверное, обходится это помещение, если, конечно, он оформлено как служебное, а не обычная жилая хавера…
  Господин Шпиллер оказался таким же чистеньким, как его помещение. Мы вежливо пообщались, поулыбались друг другу по Карнеги. Потом речь зашла о деньгах. Выяснив, что за каждую отдельную книгу я хочу получить долларов двести, хозяин "Интербука" погрустнел. Он доверительно сообщил мне, что многие его авторы получают гонорар после реализации книг и что очень много работы над оформлением этих книг, а художники нынче недешевы. На прощание он пообещал вскоре выслать список тех тем, "сказки" на которые мне следует написать, и замолк безвозвратно. На электронную почту он просто не реагировал, а на телефонные звонки секретарша, спросив: "кто звонит?" - и переспросив у хозяина, отвечала однообразно: "вышел", "у него совещание"…
  Бог с ними, всеми этими Шпиллерами, Шлагбаумами и прочими. Единственное мое оружие – перо, так что я отвел душу, включив двуличного издателя в свой сатирический роман и заменив в фамилие одну букву. Вот абзац из этого романа:
  "…Кроме них в буфете каким-то образом оказался хозяин детского издательства "Киндербук" Евгений Штиллер . Евгений Давидович был ярким представителем народа, придумавшего деньги. Он никогда не говорил то, что думал, но думал, обычно, то, что говорил. У хозяина рыжего кота были свои счеты с этим пронырой – когда-то Штиллер заказал ему пересказ в детском изложении ряда юношеских повестей, а потом, обнадежив, начал уклоняться от собственного обещания. Вызвано сие было тем, что издатель почему-то думал, будто платить за работу он будет когда-нибудь потом и мало. Хозяин рыжего кота думал иначе, он привык получать гонорар сразу после выполнения работы и в хороших размерах.
  Обычно, если в рассказе появляется ружье, то оно должно когда-нибудь выстрелить. Штиллер стрелять не будет, разве что пукнет слегка. Он вообще не будет играть в этом повествовании никакой роли. Выдворят его ведьмаки из буфета – и все. Упомянут он по личной просьбе хозяина рыжего кота – одного из главных участников событий, связанных с явлением миру нечистой силы. Штиллер наглядно иллюстрирует сентенцию: "Есть евреи и есть жиды. Жиды встречаются и среди русских, но среди евреев их больше".
  Разные встречаются хозяева, но всех объединяет одно – малоподвижные глаза, напоминающие никелевые монетки, дорогие иномарки в качестве средства передвижения и презрительное отношение к интеллектуалам, в число которых входят редакционный коллектив и авторы книг.
  Порой, хозяйчик способен кинуть автора, как кинул меня Павел Михайлович Быстров, "Яуза", не выплатив вторую половину гонорара за чудесную книгу о шутливой дрессировке собак. Правда, бог его наказал: Паша имел глупость изменить заглавие, заменив прилагательное "шутливая" на "трюковая". В результате книга не пошла, ему пришлось списать тираж в убыток.
  Скупой платит дважды. Этот закан никак не дойдет до односторонних мозгов книжных бизнесменов. Большинство издателей скупы до неприличия. Их "офисы" , часто расположенные в подвалах жилых домов, больше напоминают общежитие для бомжей.
  Но большая часть этих скупердяев имеют приличные служебные помещения, экономя на аппаратуре и сотрудниках. На компьютерах образца 1985 года умельцы за нищенскую зарплату вкалывают на своих хозяев, выдавая удивительно качественную продукцию. А многие даже таких компьютеров не имеют, обходясь механической пишущей машинкой.
  Я был просто поражен, когда в изд-ве "Мартин" увидел 486 компьютер с выгоревшим монитором, способным быстро испортить зрение. А мальчик, сидевший за этим раритетом, сказал: "Мы его до 548 немного дорастили".
  В этом же "Мартине" я провел психологический эксперимент. Когда Поляков не купил у меня сочинения, мотивируя тем, что они слишком хорошо написаны и учителя не поверят, что их написал школьник , я попросил у него взаймы сто долларов. На одну неделю.
  Ох, как посерьезнел человек-арифмометр. Температура его тела сразу упала до минус 280.
  - Это не укладывается в логику наших отношений, - сказал он строго. – У меня существует четкая расходно-приходная часть, которую я не имею права нарушать.
  - Да я не у расходно-приходной прошу, а у вас лично. Не первый год знакомы. Я через неделю отдам.
  Он посмотрел на меня осуждающе. Было видно, что я разрушил его веру в человечество.
  - Я все планирую, - сказал он с такой интонацией, с какой детям говорят, чтоб они не играли спичками, - ваша просьба не укладывается в мои расчеты.
  Наряду с такими Плюшкиными есть издатели, к которым приятно зайти. В изд-ве "Лабиринт" вас встретят чашкой дорогого кофе или чая, предложат перекусить (для сотрудников тут предусмотрена столовая), отдохнуть в холле с мягкой мебелью, где огромный аквариум с рыбками редких пород действует релаксирующе.
  Хозяин, Евгений Борисович Патрушев, безукоризненно вежлив, точен в расчетах, старается не вмешиваться в деятельность редакторов, доверяя их вкусу. Когда я пытался обсудить с ним тематику будущей книги, он сразу заявил:
  - Извините, я больше по административной части. Каждый должен делать то, что хорошо умеет. Такие вопросы вы лучше адресуйте к редактору. А мое дело – гонорар выдать.
  Последнее время я мало работаю с "Лабиринтом", но до сих пор вспоминаю его атмосферу с теплотой. И среди уродов встречаются приличные издатели.
  Кстати, то же самое надо сказать об изд-ве "Рипол-Классик". Это благородное издательство, выпускающее, как и "Лабиринт", качественную, хорошо оформленную литературу. Сергей Михайлович Макаренков лично следит за тем, чтоб атмосфера в коллективе была здоровая, творческая. Туда тоже приятно зайти, холл увешан оригинальными картинами, аквариум присутствует, не такой, правда, большой, как в "Лабиринте", сотрудники вежливы и точны, финансовые расчеты исполняются точно в срок, без базарной торговли .
  Я, естественно, не могу дать оценку всем издательствам России, их, если судить по последней Книжной ярмарке на ВДНХ, больше двух тысяч. Речь идет о тех людях и о тех предприятиях, с которыми я был в контакте, где у меня есть не только информационное мнение, но и эмоциональное восприятие ситуации. Конечно, я не обойду своим вниманием некоторые изд-ва, в которых никогда не бывал, вроде "маргинально-вагинального", породившее неожиданные тиражи графомана Сорокина. Но это так, мимоходом. Так же, как и газету-проститутку "Книжное обозрение".
  Ту самую, которая отдается только по выбору, устраивая среди желающих ей обладать своеобразный аукцион – "кто больше!" Просматривая материалы этой газетенки я по какой-то неожиданной ассоциации вспомнил "аншлаг", программу из басни Крылова, где "кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку". Аншлаг, естественно, давно выродился, превратившись из зрелища смешного в убогое, но он интересен, как образец общей деградации коммерческого телевидения . Если присутствие Петросянов на ОРТ вызвано зрительским спросом, рейтингом, то мне искренне жаль страну, в который у зритель такой невысокий уровень юмора. Только не верю я в этот рейтинг, как никогда не поверю в то, что люди с большей охотой читают Маринину, Доценко или Незнанского, чем настоящих писателей. Это миф, запущенный самими издателями, когда они "раскручивали" имя .
  Мы еще поговорим на тему авторов и псевдо-авторов. Сейчас, раз уж пришлось к слову, хочется сказать об одном математическом эксперименте. Я поручил компьютеру посчитать, сколько слов русского языка использует господин Доценко? (Для справки – словарный багаж Пушкина более 12 тысяч слов). Цифра получилась с двумя нолями, у Эллочки Людоедки, оказывается, имеется братик. Кстати, треть этих слов относятся к лексике неформальной!
  
  
  3
  
  Продолжение будет... Пишу.
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Кострова "Кафедра артефактов 2. Помолвленные магией"(Любовное фэнтези) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) Н.Мор "Карт бланш во второй жизни"(Любовное фэнтези) Л.Вериор "Другая"(Любовное фэнтези) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) Н.Самсонова "Сагертская Военная Академия"(Любовное фэнтези) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"