Крылова Ольга : другие произведения.

Дистанционное образование. Хорошо воспетое новое

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья о дистанционном образовании. Способы и тенденции развития компьютерных и интернет-технологий в обучении. Публиковалась в журнале Компьютер-прайс

  Дистанционное образование (ДО) - медийный, мультимедийный, гипермедийный способ (совокупность способов) получения знаний, при котором их качество и количество определяется самим обучающимся или его консультантом (преподавателем) выбором учебных пособий, средств визуализации, передачи и обработки потоков информации.
  Приведенное определение включает в себя и понятие "дистанционное обучение", родоначальниками которого, как известно из истории, стали такие "примитивные" способы получения знаний: печатные материалы (в том числе библиотеки и почта), аудио и видео информационные курсы и тренинги, электронные почтовые рассылки. Праобразом ДО можно считать заочное обучение в различных учебных заведениях, когда часто прямой контакт между преподавателем и обучаемым заменяется двусторонней пересылкой и обработкой учебных материалов.
  Если отбросить методы, давно завоевавшие популярность, то в первую очередь выделяются такие виды дистанционного обучения: с использованием интерактивного телевидения, организованные при помощи компьютерных телекоммуникационных сетей на уровне обмена текстовой информацией, с применением мультимедийных технологий в интерактивном режиме, а также, в различных сочетаниях - гипермедиа.
  В таких совокупностях способы получения ДО вызывают наибольший интерес, так как в основе своей используют гибкие механизмы поиска, передачи и оценивания информации.
  Предлагаемые комплексы программ на рынке существующего сегодня дистанционного образования привлекают потенциальных своих пользователей огромным спектром выбора. Это многообразие определяется не только платежеспособностью потребителей (большинство услуг вузов и серьезных центров ДО - платные), но и масштабностью мировоззрения, поскольку при желании и знании языков, можно получать знания в мировых вузах, а границ у самообразования вообще нет.
  Однако спрос на услуги по гипермедийному ДО в среде русскоязычных пользователей не столь быстро набирает обороты по сравнению с ростом предложений. Это объясняется не только общей экономической нестабильностью, но и недоверием потенциального потребителям к новым видам образования. Во-первых, ставится под сомнение качество образования, предоставляемого таким образом, технической базы для его получения, во-вторых, ценность дипломов и удостоверений, выдаваемых по окончанию обучения. Конечно, это вопросы времени.
  Несмотря на это, пользователи прибегают к различным возможностям сети Интернет, чтобы повысить квалификацию, узнать что-то новое. Очевидно, что WWW и FTP предоставляют широкий спектр ресурсов для получения знаний. Следующая классификация описывает эти возможности.
  1. Электронные библиотеки.
  2. Готовые обучающие программы для самостоятельного образования.
  3. Специализированные центры ДО, проводящие обучение по определенным стандартам под руководством преподавателей.
  
  1. Электронные библиотеки
  Данная категория условно включает в себя два подраздела. Первый - это непосредственно библиотеки, в том числе тематические, энциклопедии, своды законов и словари.
  Одними из самых популярных в русскоязычном Интернете считаются библиотека М. Мошкова, энциклопедия Кирилла и Мефодия. Будем считать, что в этом подразделе компетенция предоставляемых материалов безупречна.
  Второй подраздел - это архивы научных и студенческих разработок, а также рефератов, чертежей, справочных систем. Здесь нельзя быть достаточно уверенным, что все предоставленные материалы не подлежат сомнению с точки зрения авторитетности информации.
  На сайте www.erudit.agava.ru приведен отличный список ссылок страниц, подпадающих под понятие "дистанционное образование" в нашей формулировке.
  
  2. Готовые обучающие программы для самостоятельного образования
  В этой категории можно выделить следующие направления программ (программа в данной транскрипции - запускаемая пользователем на ПК или в on-line-режиме):
   для изучения иностранных языков;
   курсы для получения профессиональных навыков или повышения квалификации;
   для изучения дисциплин, преподаваемых в учебных заведениях;
   обучающие и игровые для детей;
   прочие.
  Для примера можно привести несколько ссылок на сайты этой категории:
  Английский язык. Тесты, подготовка к международным экзаменам, интерактивная грамматика, упражнения, словари, обучающие игры, юмор. www.chat.ru/~cambug/index.htm.
  Униар. Разработка обучающих компьютерных курсов для взрослых и детей. Описание, демо-версии, прайс-лист. www.aha.ru/~uniar
  SoftList.ru. Большой каталог программ российских разработчиков. Удобная разбивка на категории, статистика скачиваний программ. Ежедневные обновления. www.softlist.ru
  
  Множество обучающих программ в разных сборниках распространяются на CD-дисках. Самые популярные из них - это изучение иностранных языков, обучающие программы для детей, специализированные для студентов, изучающих языки программирования и пр.
  
  3. Специализированные центры ДО, проводящие обучение по определенным стандартам под руководством преподавателей
  Такие масштабные, централизованные проекты реализуются, например, на основе очных и заочных программ обучения в государственных и негосударственных ВУЗах, и других образовательных учреждениях. Они предлагают обучение на расстоянии для студентов различного уровня подготовки, а также специализированные курсы для повышения квалификации. Существует также огромное количество менее масштабных проектов, организованных на WEB, которые предлагают конкретные курсы, тренинги, тесты. Зачастую плата за обучение невелика или вовсе отсутствует. И с качеством, конечно, - как повезет...
  Глобальные автоматизированные системы дистанционного обучения и консультирования представляют собой трехуровневую иерархию. Нижний уровень образуют пользователи системы, средний - непосредственно центры обучения и консультирования. На верхнем уровне должен находиться управляющий центр с комитетом советников-координаторов по дистанционному обучению.
  Создание автоматизированных систем дистанционного обучения, их широкое распространение и внедрение объясняется тем, что они пытаются решить следующие задачи:
   уменьшить срок обучения по стандартным формам образовательных программ и полностью решить имеющую проблему подготовки актуальных в текущий период времени специалистов;
   дать возможность удаленным территориально от культурных и образовательных центров желающим получить нужный уровень образования (и, как правило, документ, подтверждающий это);
   повысить качество обучения, так как специфика подготовки учебных пособий и программ для ДО позволяет привлечь с наименьшими затратами ведущих преподавателей, специалистов и ученых;
   снизить по сравнению с традиционными методами обучения, затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов.
  Сайт Информика представляет следующие разделы: Организации сферы ДО в России и за рубежом. Справочники и базы данных. Программы и проекты. Конференции, семинары и учебные программы. В частности (www.informika.ru/text/intern/russ/www1.html) он публикует список серверов высших учебных заведений. Этот список достаточно объемен и его, вероятно, можно дополнить.
  Самым очевидным критерием резкого роста ДО в России является, несомненно, экономическая эффективность. "Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных методов образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалиста по очной форме. Относительная низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания учебного материала, ориентированности технологии ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например в выходные дни." ("ПОЛОЖЕНИЕ о проведении эксперимента в области дистанционного образования. Утверждено приказом Минобразования России от 30.05.97 Љ1050. Разработано на основании Закона Российской Федерации "Об образовании" www.fcdo.ido.ru/de/st079.html). Наряду с этим еще тогда (1997 г.) были отмечены: гибкость, модульность, новая роль преподавателя, специализированный контроль качества знаний, использование специализированных технологий и средств обучения.
  Исходя из назначения системы, контингента обучаемых, требуемых уровней подготовки и идеологии дистанционного образования, создание и функционирование системы ДО ориентируется на соответствие следующим критериям:
   технические, информационные, программные и организационные этапы должны разрабатываться в совокупности;
   доступность и равнозначность всех предоставляемых системой ДО услуг не должна зависеть от территориальной удаленности клиентов, и они должны быть обеспечены интерактивной связью в равной мере хорошо;
   система должна функционировать непрерывно и в соответствии с имеющимся планом (программой обучения);
   доступность всех технических и информационных средств (пособий, учебников и т. п.) должна обеспечиваться не только непрерывно в любой период времени и в полном объеме, но и мобильно по мере обновления и усовершенствования;
   надежность системы должна обеспечивать контроль над ее работоспособностью, защиту от любых возможных внешних воздействий, влияющих на ее функционирование и сохранность данных.
  Учитывая, что центры ДО разрабатываются на основе гипермедийных технологий, а их функционирование происходит в комплексе "человек-машина", представим структуру этой сложной системы в виде следующих разделов:
  1. Информационный.
  2. Учебный.
  3. Контролирующий.
  Информационный раздел представлен визуально в виде WWW-сервера и доступен в любых режимах посредством внутренних и глобальных сетей. В качестве примера рассмотрим сайт ДО МЭСИ (www.ido.ru). Здесь представлена информация о ВУЗе и возможности дистанционного обучения в нем, условия, перспективы, новости, прайс и т. п. (см. рис.).
  
  
  Рис. Пример информационного раздела системы дистанционного образования
  
  В качестве общедоступной информации могут быть опубликованы виртуальные пособия и библиотека, предложения о сотрудничества и другая полезная информация.
  В учебном разделе организуется система обучения в том виде, который удобен для конкретного центра ДО. В любом случае, он должен содержать отлаженную систему передачи информации. Удобно, чтобы она была организована доступным для пользователя способом, содержала инструкции и была универсальной для любых ОС и ПК. Несомненным плюсом таких систем является возможность интерактивных консультаций (допустим, в режиме переписки, конференции, аудиосопровождения, телефонии, наконец). В учебном разделе должны быть сосредоточены базы данных обучаемых, списки направлений по дисциплинам и непосредственно учебные пособия (учебники, тесты, программы, анкеты и т. п.), взаимосвязи между ними. Здесь также необходимо предусмотреть очередность поступающих на проверку заданий, систему оценивания обучаемых.
  Контролирующий раздел должен обеспечивать доступ преподавателя к базам данных обучаемых, содержать консультационные материалы и правильные варианты контрольных, тестовых и прочих заданий, возможность оценивания и хранения информации об успеваемости.
  Исходя из того, что система обучения дистанционным способом должна быть максимально удобна и нацелена на самостоятельное распределение ресурсов времени и сил самим обучаемым, при оценке знаний используют тестовую форму. Она может предлагать выборку правильного ответа из нескольких вариантов или предлагать сформулировать ответ. Первый вариант предпочтительней для обработки и давно приоритетен в мировой практике. По такой же логике работает ряд медийных и мультимедийных разработок, начиная изучением иностранного языка на ПК и заканчивая сдачей экзамена в ГАИ.
  Ниже приведены некоторые ресурсы Интернет, которые предлагают (в т. ч. и бесплатные) услуги по дистанционному образованию с той или иной степенью глубины.
  Семиком. Курсы дистанционного обучения по C/C++, Visual C++, C++ for UNIX, Java, Visual J++, Visual Basic, MS SQL Server, HTML, JavaScript, DHTML с последующей помощью в трудоустройстве за рубежом. www.semi.com.ua/dist_obuch.html
  Бесплатное Дистанционное Образование. Сервер бесплатного дистанционного образования. www.educ.boom.ru
  Здесь, в частности, существует следующее бесплатное предложение:
  "http://www.educ.boom.ru/courses.html НАШИ КУРСЫ
  Пока наш центр находится в развитии, мы предлагаем Вам только один курс на другом сервере, где на данный момент преподает наш преподаватель. Это очень интересный курс, с принципиально новым методом обучения - Windows 98 за 98 часов. Вы скажете , а что же можно изучать в Виндовозе в течение 98 часов, а мы Вам ответим! Попробуйте! С курсом можно ознакомиться по адресу http://www.anriintern.com/computer/win98/ . Желаем удачи. Мы очень рады, что наши курсы заинтересовали многих. Если Вы еще не знаете, что такое дистанционное образование! Попробуйте! Например с курса Windows 98. А уже в начале октября наш университет полностью раскроет свои двери, и заработает курс программирования!!!"
  Уроки иностранных языков. Озвученные и имеющие проверочные задания уроки английского, французского, испанского, немецкого и других языков в Интернет. www.anriintern.com/index.htm
  Дистанционное образование в Интернете. Информация о заочных учебных программах лучших отечественных и зарубежных учебных заведений и о возможностях обучения в режиме on-line. www.lessons.ru
  Экзамен.ру - экзамены онлайн. Экзамены и тесты online. TOEFL, ГАИ, сертификационные экзамены Microsoft, GMAT. Ежедневные вопросы. www.examen.ru Подводя итог, заметим, что мировые ресурсы Интернет по обсуждаемому вопросу во много раз шире и масштабнее, имеют многолетнюю практику внедрения и эксплуатации. Тот факт, что более 50% иностранных вузов имеет отлаженные системы ДО, говорит о том, что это является не только неотъемлемой частью имиджа, приносит доход и популярность, но и подтверждает готовность пользователей получать знания удобным для них образом.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"